КОНСТРУИРОВАНИЕ ИСТОРИИ И ПОИСК НАЦИОНАЛЬНОГО «ПРАМИФА» В РАМКАХ НАЦИЕСТРОИТЕЛЬСТВА В ПОСТСОВЕТСКОМ ТАДЖИКИСТАНЕ
Г.А. Калинкин, студент
Санкт-Петербургский государственный университет (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11307
Аннотация. Приобретение независимости странами Центральной Азии поставило перед государствами и народами, населяющими эту территорию, ряд задач, решение которых требовало незамедлительных действий. Поскольку молодые государства, еще не окрепшие после распада Советского Союза, должны были объединить свое население, легитимизировать свою власть и свое историческое нахождение на данной территории, а также поставить цели на будущее, они обратились к нации и национальной идентичности своих граждан. Таким образом, с 1991 года в регионе началось активное развитие в области нациестроительства и конструирования идентичностей. Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть аспект мифотворчетсва и переписи истории в рамках процесса нациестроительства в постсоветском Таджикистане.
Ключевые слова: идентичность, нациестроительство, Таджикистан, нация, социология.
Процесс нациестроительства и создания национальной идентичности тесно связан с формированием истории. В молодых независимых республиках Центральной Азии переписывание истории и поиск древних корней нации приобрели массовый характер. При этом, запутанность этнической и национальной ситуаций в досоветский период приводят к массовым спорам по поводу принадлежности той или иной фигуры к определенной нации.
Безусловно, поиск корней в истории связан не только с научным интересом самих таджикских ученых, но и с тем, что после распада Советского Союза в республиках появилась острая необходимость создания новых учебных пособий для школ и высших учебных заведений.
Школа как социальный институт начинает формирование будущего гражданина, потому новое правительство Таджикистана делает большой акцент на создание тех условий в школе, при которых будущий гражданин будет не просто считать себя представителем нации, но и гордиться своим происхождением. Здесь можно впервые заметить, как создается новая идентичность именно историей, потому как новые учебники истории для средних классов обращают внимание на древние корни тад-
жикского народа. На некоторых из них мы остановимся более подробно.
В учебнике «Древняя история таджикского народа» («Тарихи цадими халци тоцик») для 5 класса под авторством Ю.Я. Якубова встречается немало спорных моментов, порой даже не относящихся к истории. Так, например, Якубов посвящает целый параграф осуждению и критике эволюционной теории Дарвина.
Древняя история основывается во многом на сведениях из зороастрийского древнего произведения Авеста. По мнению Якубова, безусловно в соответствии с Авестой, огонь впервые был добыт пешдади-скими царями, а также даты Ледниковых периодов даются в соответствии с данными в Авесте. В ней также вводится новая периодизация истории, которая критикуется историками других стран.
Этим же автором издана книга по истории для 6-ого класса общеобразовательных средних школ Таджикистана, где языком обучения является таджикский язык. В ней сохранена введенная в предыдущем учебнике периодизация и по-прежнему крайне подробно описываются персидские династии и подчеркивается их связь с современной таджикской нацией. В этом же учебнике особое внимание уделяется эпохе
Саманидов, на описание которой выделяется почти 40 страниц, в том время как в учебниках советского времени этому периоду уделялось по 2-3 страницы [1, 4].
Подобное описание древних истоков таджикского народа встречается и в пособии для студентов неисторических факультетов Таджикского национального университета под названием «Таърихи халки То-чикистон». Пособие начинается с древнейшей истории центральноазиатского пространства и впоследствии переходит к описанию династий Авесты, в том числе и упомянутых ранее Пешдадидов. В данном пособии Ахемениды, Мидийцы, Сасаниды и прочие государства описываются как таджикские, либо сформировавшие таджикскую нацию. Здесь также особое внимание уделяется Саманидам и их главенствующей роли в создании таджикской нации [7].
Центральной фигурой истории для таджиков становится Исмаил Самани (Исмои-ли Сомони) - его фигура подробно и красочно описывается в учебниках истории для всех учебных заведениях, а династия Саманидов выдвигается на первый план в национальной риторике государства. Первым значительным проявлением этого служит празднования 1100-летия основания государства Саманидов проведенное в 1999 году. Помимо устроенных народных гуляний, в центре столицы республики был установлен монумент «основателю таджикской нации» Исмаилу Самани. Впоследствии были также установлены памятники Исмаилу Самани в Худжанде, Курган-Тюбе и Гафурове, введен орден «Исмоили Сомони» за различные заслуги перед государством, а также важным событием стало замещение таджикского рубля новой государственной валютой- «со-мони» в 2000 году, что привело к тому, что весь мир теперь может слышать и знать о национальном герое Таджикистана.
Президент Таджикистана, Эмомали Рахмон, принявший в 2013 году титул Лидера Нации, является непосредственным участником и инициатором изменений в историческом нарративе. В 2006 году под авторством Рахмона выходит в свет книга «Независимость Таджикистана и возрож-
дение нации», содержание которой дает понять, в каком направлении будет двигаться процесс нациестроительства, а вместе с ним и исторический нарратив.
Свою книгу Рахмон начинает с общего описания судьбы таджикской нации. Отмечая ее древние корни фразой: «Таджики, чья история насчитывает тысячелетия, по своему происхождению относятся к арийцам и являются коренными жителями Центральной Азии», он отмечает миролюбивость таджиков и убеждает читателя в том, что таджикский народ никогда не нападал ни на кого из собственного желания. Далее Рахмон переходит к самому этнониму «таджик» и, ссылаясь на мнение Айни, проводит параллель между «таджиком», «арийцем» и человеком «благородного происхождения». Он также заявляет, что слово «таджик» сейчас также трактуется как «коронованный» [5].
Не вдаваясь в подробности происхождения этнонима «таджик», отмечу, что академик В. Бартольд в своем одноименном историческом очерке о таджиках приводит противоположную точку зрения о том, что теория о связи названия головного убора «тадж», что в переводе означает «корона», не имеет лингвистических и исторических подтверждений и должна быть отвергнута. Также Бартольд обращает внимание на то, что сам этноним «таджик» не использовался как самоназвание для иранских народов во времена Саманидов, а первое его употребление датируется XI веком и связано с распространением тюркского влияния в регионе [2].
Далее в своей книге Рахмон красочно описывает эпоху становления «таджикской государственности», которая напрямую, согласно тексту, связана с расцветом времен Саманидов. Среди «сынов таджикского народа» этого периода он называет следующих деятелей: Омара Хайям, Аль-Беруни, Аль-Хоразми, Имом Тирмизи, За-кария Рози и Фороби. Все они во главе с Исмаилом Самани позволили расцвести таджикской культуре после «длительной и героической борьбы» с арабскими завоевателями [5].
Процветание и развитие этого периода должно, вероятно, вызывать у населения
Таджикистана ассоциации с настоящим временем и правлением самого Эмомали Рахмона. Это подтверждается в каждой его речи по поводу Дня Независимости, в которых он всегда обращает внимание на связь современных таджиков и династии Саманидов. Наиболее показательна в этом отношении его речь в 2013 году, где он заявляет, что XXI век для Таджикистана должен стать веком свободы и расцвета подобным эпохе Саманидов [6].
Также, требует рассмотрения его речь, приуроченная ко Дню Независимости 2004 года. В ней Лидер Нации упоминает советского таджикского историка Бободжона Гафурова, который известен в Таджикистана своим трудом «Таджики» («Тоцикон»). Рахмон отмечает, что этот «сын таджикского народа» сделал огромный вклад в развитие науки, экономики и республики в целом, однако самым главным его достижением является пролитие света на историю таджикской нации. Вместе с этим Рахмон заявляет, что благодаря таким историческим деятелям Таджикистан не нуждается в переписывании истории [6].
Действительно, Гафуров является значимым историком для Таджикистана, однако высказываемая им позиция в его основном труде доказывает неслучайность выбора именно этого ученого президентом республики. Бободжон Гафуров, упоминая начало развития таджикской письменной литературы в эпоху Саманидов, говорит о том, что именно таджики начали складывать устные художественные произведения еще до фактического появления таджик-ско-персидской литературы. Также, отмечает он, литература эпохи Рудаки и Фирдоуси складывается, помимо арабского, именно на таджикском языке. Исторические труды Балхи «Аджаиб ал-булдан», «Гаршасп-наме», географическое произведение «Худуд ал-Алам» и прочие значительные книги были написаны, по мнению автора, на языке дари, который сам автор часто описывает как таджикский язык.
Не менее важным является описание в данной книги жизненного пути поэта Фирдоуси. Гафуров посвящает ему немало
строк в своем историческом труде и описывает его как человека «восхвалявшего борьбу предков таджикского народа с ту-ранцами». Здесь советский историк также выделяет Фирдоуси как непосредственно таджикского писателя, родным языком которого был также таджикский. «Шахнаме» Фирдоуси выступает символом сопротивления таджикского народа Махмуду Газне-ви. Это, по мнению Гафурова, и становится причиной неприятия и непринятия Махмудом эпопеи Фирдоуси.
Помимо Фирдоуси таджикскими поэтами эпохи Саманидов Гафуров также называет Дакики, Абу Шакура Балхи и Раби'у. Последняя описывается как первая женщина-поэтесса, писавшая на языке дари. Такой прецедент в истории описывается автором как свидетельство высокой культуры у народа этой эпохи [3].
Таким образом, можно сказать, что на-циестроительство в республике происходит преимущественно по инициативе ее лидера и под эгидой династии Саманидов. Обращение именно к этому периоду обусловлено преимущественно тем, что сама-нидский период охарактеризован расцветом во всех областях науки и искусства, а также этому периоду обычно приписывается отправная точка таджикской нации. Расцвет времен Саманидов должен переноситься и ассоциироваться с периодом правления Рахмона, который, вероятно, пытается перенести образ Исмаила Сама-ни на себя. Тем самым «Лидер Нации» становится гарантом и символом будущего и настоящего процветания нации и государства.
Помимо Рахмона участие в перенимании «саманидства» принимают и историки, которые в своих трудах обозначают исторических деятелей и писателей как таджиков. Таким образом строится непосредственная связь современного таджика с «Шахнаме» Фирдоуси, рубайятами Омара Хайма и прочими. Эта связь зачастую не является объединяющей иранские народы, а наоборот продвигается как связь таджикских деятелей прошлого с таджиками настоящего.
Библиографический список
1. Blakkisrud H., Nozimova S. History writing and nation building in post-independence Tajikistan, Nationalities Papers. 2010. Vol. 38, № 2. С. 177.
2. Бартольд В. В. Сочинения том II, часть 1. - М., 1963. - С. 453-470.
3. Fафуров Б.F., Тоцикон. Таърихи кадимтарин, кадим, асрх,ои миёна ва давраи нав. -Душанбе, 2008. - С. 377-398.
4. Махмудов О.Р., Анализ учебников истории общеобразовательных средних школ Таджикистана // Ученые записки. - 2015. - № 4. - С. 262-264.
5. Рахмон Э. Независимость Таджикистана и возрождение нации, Душанбе 2006, С. 3-6.
6. Суханронй ба муносибати Рузи истиклолияти давлатй // Сайт президента Республики Таджикистан 08.09.2004
7. Хатамов Н., Давуди Д., Муллочонов С., Исоматов М. Таърихи халки Точик. - Душанбе, 2011. - С. 50-121.
HISTORY-WRITING AND THE SEARCH FOR THE NATION'S ORIGINS' MYTH IN TERMS OF NATION-BUILDING IN POST-SOVIET TAJIKISTAN
G.A. Kalinkin, student
St. Petersburg state university
(Russia, St. Petersburg)
Abstract. The gathering of independence by the countries of Central Asia set a number of tasks for the states and peoples inhabiting this territory, the solution of which required immediate action. Since the young states, which had not yet become strong after the collapse of the Soviet Union, had to unite their population, legitimize their power and their historical location in a given territory, and set goals for the future, they appealed to the nation and national identity of their citizens. Thus, since 1991, the region began an active development in the field of nationbuilding and the construction of identities. The aim of the present work is to consider the emerging history-writing process in post-soviet Tajikistan in terms of nation-building and national identity.
Keywords: identity, nation-building, Tajikistan, nation, sociology.