Набиев Вахоб Машрафович, д.и.н., профессор; Усмонзода Аюб Ислом, д.и.н., профессор; Кабилов Зафарджон Закирович, старший преподаватель кафедры истории таджикского народа ГОУ «ХГУ имени акад.Б.Гафурова» (Таджикистан, Худжанд)
Набиев Ва^об Машрафович, д.и.т, профессор; Усмонзода Аюб Ислом, д.и.т, профессор; Цобилов Зафарцон Закирович, сармуаллими кафедраи таърихи халци тоцики "МДТ "ДДХ ба номи акад.Б.Гафуров"(Тоцикистон, Хуцанд)
Nabiev Vakhob Mashrafovich, Dr. of History, Professor,E-mail:v.m.nabiev@mail.ru; Usmonzoda Aub Islom, Dr. of History, Professor, E-mail:aubislomzoda @gmail. com; Qobilov Zafarjon Zakirovich, senior lecturer of the department of history thy Tajik people under the SEI «KhSU named after acad. B.Gafurov» (Tajikistan, Khujand),
Ключевые слова: преемственность культуры, культурное наследие, академик Бободжон Гафуров, цивилизация, «Авеста», государство Саманидов, изучение литературной, научной и общественно-политической мысли, историческая память, «Шашмаком»
В статье рассматривается вклад академика АН СССР, Героя Таджикистана Бободжона Гафурова в изучение культурного наследия таджикского народа. На основе фактических материалов показывается его кропотливая работа в осуществлении программы "Восток-Запад" и проекта "Изучение цивилизации Центральной Азии".Особое внимание уделяется новому направлению деятельности Бободжона Гафурова - изучению литературной, научной и общественно-политической мысли некоторых выдающихся сынов Востока. Также освещается достойный вклад Бободжона Гафурова в возрождение таджикского классического народного музыкального произведения "Шашмаком ".
Вожа^ои калиди: ворисияти фаруанги, мероси фаруанги, академик Бобоцон Гафуров, тамаддун, "Авесто", давлати Сомониён, омузиши афкори адаби, илми ва цамъияти-сиёси, хотираи таърихи, Шашамацом
Дар мацола сауми академики АИ ИЦШС, Цаурамони Тоцикистон Бобоцон Гафуров дар омузиши мероси фаруангии халци тоцик мавриди барраси царор ёфтааст. Мувофици маводи муътамад цидду цауди вай дар татбици барномаи "Шарц-Гарб" ва лоиуаи "Омузиши тамаддуни Осиёи Маркази" нишон дода шудааст. Таваццууи хоса ба самти нави фаъолияти Бобоцон Гафуров -омузиши афкори адаби, илми ва цамъияти-сиёсии ашхоси алоуидаи барцастаи Шарц равона гардидааст. Хамзамон сауми арзандаи Бобоцон Гафуров дар эуёи мусиции классикии халции "Шашамацом" инъикос ёфтааст.
Key words: continuity of culture, cultural heritage, academician Bobodjon Gafurov, civilization, «Avesta», Samanid State, study of literary scientific and socio-political thought, historical memory, «Shashmakom»
The article dwells on the analysis beset with the contribution of academician of the Academy of Sciences of the USSR, Hero of Tajikistan Bobojon Gafurov in the study of the cultural heritage of the Tajik people. Designing on the premise of factual materials the authors of the article show his painstaking work in the implementation of the "East-West" program and the project "Studying the civilization of Central Asia". Particular attention is paid to the new direction of activity of Bobojon Gafurov - the study of the literary, scientific and socio-political thought of some of the outstanding sons of the East. It also highlights the worthy contribution of Bobojon Gafurov to the revival of the Tajik classical folk musical work "Shashamakom"
УДК 327 с. ББК 66.75
АКАДЕМИК БОБОДЖОН ГАФУРОВ -ИССЛЕДОВАТЕЛЬ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ТАДЖИКСКОГО НАРОДА
АКАДЕМИК БОБО ЦОН ГАФ УРОВ-МУХАЩЩИ МЕРОСИ ФАРХАНГИИХАЛЦИ ТОЦИК
ACADEMICIAN BOBODJON GAFUROV-RESEARCHER OF THE CULTURAL HERITAGE OF THE TAJIK PEOPLE
Историческая преемственность культуры - объективная закономерность, действующая на протяжении всех эпох развития общества. Она способствует передаче достижений и ценностей, опыта и навыков от одного поколения к другому, создает непрерывность культурно-созидательной деятельности человечества, обеспечивающей взаимозависимость и целостность мировой культуры.
Жизнь показала, что памятники истории культуры продолжают свою жизнь в современности, они оказывают благотворное, гуманистическое воздействие на духовный мир человека.
Культурное наследие всегда служило фундаментом духовного развития поколений. В нем сосредоточены гуманистические ценности, которые способствуют духовному развитию личности в современном обществе.
В этом ракурсе большое научно-практическое и международное значение имеет изучение культурного наследия таджиков.
«Обращаясь к теме взаимосвязи таджиков и мировой цивилизации, - пишет Основатель мира и национального единства, Лидер нации, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон в статье «Таджикский опыт истории и открытость будущему: Размышления накануне десятилетия независимости», - мы далеки от каких-либо притязаний к другим народам и пространствам, что было бы совершенно нелепо и в свете современных реалий, и в аспекте национального менталитета. Вместе с тем, мы не можем обойти вопроса об истории становления таджикского народа, его культуры и идентичности, которые вопреки иному миротворчеству уходят в глубокую древность и переживали периоды возрождения, обновления и взаимовлияния с другими народами» [10,с.133-134].
Выдающийся сын таджикского народа, директор Института востоковедения АН СССР академик Бободжон Гафуров всю свою жизнь посвятил изучению и прославлению истории таджикской нации, и доведению ее до сведения всего мирового сообщества.
Отмечая его великие заслуги, Глава государства таджиков Эмомали Рахмон писал: «В благородной памяти народа навсегда останется жить имя академика Бободжона Гафурова, чей бессмертный труд «Таджики» стал поистине визитной карточкой нашей нации и сослужил достойную службу в деле национального самосознания и укрепления исторического мышления нашего народа. Этот великий муж, охватив взором пытливого ученого беспредельные дали истории, по крупицам собрал духовное и культурное наследие таджикского народа, воссоздал и систематизировал историческую картину и тем самым доказал всему миру, что таджики являются древнейшими и исконными жителями Мовароуннахра и Хорасана» [9,с.125].
В течение многих лет он занимался исследованием истории и цивилизации Востока.
Ещё в середине прошлого века существовала своеобразная программа «Восток-Запад», реализованная в 1957-1966 гг. Одним из организаторов и руководителей этой программы был академик Бободжон Гафуров. В духе этой программы и с целью создания прочной научной основы широкого и разностороннего Диалога культур и цивилизаций, особенно в Центральной Азии, он предложил проект «Изучение цивилизации Центральной Азии». Подготовленный и изданный в последующие годы под эгидой ЮНЕСКО в рамках этого проекта многотомный труд «История цивилизации Центральной Азии» является хорошим примером объединения ученых разных стран с целью непосредственного сотрудничества в исследовании истории культуры народов региона, нахождения оптимальных путей развития диалога.
Сердцем античности предков таджиков - восточных иранских народов - была их духовность, исходившая от их древнейшей религии - зороастризма, учения пророка Заратуштры. Священная книга зороастрийцев «Авеста» является одним из древнейших памятников не только ирано-язычной, но и мировой культуры. Она создана три тысячи лет тому назад в Х веке до нашей эры. По преданиям она состояла из 21 книги и, как свидетельствуют греческие источники, двух миллионов стихов.
Древнейшая религия иранских народов, содержавшая оригинальные воззрения, на протяжении тысячелетий оказывала свое воздействие на весь Ближний Восток, Северную Индию.
Разработанная в «Авесте» одна из совершенных этнических систем, коротко сформулированная в триаде «добрые мысли», «добрые речи», «добрые деяния», во все времена не теряла своей общечеловеческой ценности. По общему признанию авестологов, «Авеста» оказала огромное влияние на иудаизм, буддизм, христианство и ислам. В этой связи повышается интерес к вопросу - в чем конкретно это влияние выражается. Как свидетельствует академик Бободжон Гафуров в статье «О связях Средней Азии и Ирана в Ахеменидский период
(У1-1У вв. до н.э.)» зороастрийская религия в общих чертах была известна и древнегреческим ученым, которые писали о ней специальные трактаты. Так, например, Аристотель написал сочинение о магии, от которого до нашего времени сохранились только фрагменты. О зороастрийской религии писали Плутарх, Диоген, Лаэртский и др. На древнегреческом языке о зороастризме писали также индийский историк У в. до н.э. Ксанф, вавилонский историк Беросс, философ Билон из Библа и многие другие. Основные положения зороастрийской религии оказали влияние на философские системы древних греков [3,с.464].
В 1723 году англичанин Джорд Бручье привез из Индии манускрипт «Авесты», но долгое время он оставался непрочитанным, пока с манускриптом не познакомился французский ученый Анкетиль Дюперрон
(1731-1805 гг.). Он поехал в Индию, пробыл долгие годы среди персов, изучил их обычаи и религию и с помощью парсийских законоучителей подготовил перевод «Авесты», который опубликовал в 1771 году. С тех пор ученые мира продолжают исследование этого уникального памятника древней культуры [5].
Основателем изучения «Авесты» на персидском языке является иранский ученый Пури Довуд.
Вопросом изучения частичного перевода «Авесты» занимались русские исследователи Е.Э.Бертельс, И.С. Брагинский, С.Н. Соколов, И.М.Оранский, Г.К.Залеман, А.А.Фрейман, И.М. Стеблин-Каменский и др.
В соответствии с решением ЮНЕСКО и с целью возрождения культурных традиций таджикского народа, осознания вклада наших предков в мировую цивилизацию, а также развития культурных основ национального самосознания Правительство Республики Таджикистан 14 марта 2000 г. приняло Решение «О празднования 2700-летия создания «Авесты».
На основе данного Постановления в сентябре 2001 года в г.Душанбе проходил Международный симпозиум «Авеста и мировая культура».
Известно, что таджики как народ, сформировавший свою идентичность, сохранившуюся на протяжении тысячелетия, появились на культурно-политической арене в У111-1Х веках нашей эры. Их явление стало одновременно эпохой Средневосточного возрождения, связанного с возникшим в это время одним из первых государств современных таджиков - государством Саманидов. Наивысшие достижения мировой цивилизации, ее магистральный путь в этом срезе исторического времени были связаны с именами энциклопедиста Закария Ар-рази, Ал-Хоразми, Рудаки, Фирдоуси, Фараби, Бируни, Авиценны и многих других известных деятелей науки, культуры и государства.
Развивая эту мысль, таджикские историки Саъдулло Абдуллоев и Гафур Хайдаров в книге «Великий сын Таджикистана» отмечают: «В начале 70-х годов в научном творчестве академика Б.Гафурова зародилось новое направление - изучение литературной, научной и общественно-политической мысли некоторых выдающихся сынов Востока, которых выдвинула на историческую сцену саманидская эпоха» [1,с.146].
Так, в 1972 г. Б.Гафуров написал содержательную вступительную статью к произведению А.Фирдоуси «Шахнаме», переведенному на русский язык, и справедливо назвал Фирдоуси «славой и гордостью мировой культуры».
Академик Бободжон Гафуров в 1974 г. в «Курьере ЮНЕСКО» опубликовал статью «Абу Райхон Мухаммад ибн Ахмад аль-Беруни», а в 1975 г. написал статью о выдающемся средневековом философе Центральной Азии Фараби под названием «Абу Наср аль-Фараби и его время», которая была напечатана в №8 журнала «Вестник Академии наук СССР».
Уместно отметить, что в рамках празднования 1100-летия образования государства Саманидов при непосредственной поддержке Совета Межпарламентской Ассамблеи Содружества Независимых Государств представителями стран-участниц Межпарламентской Ассамблеи, администрации Санкт-Петербурга 28-29 апреля 1999 г. в Таврическом дворце Санкт-Петербурга проходила Международная научная конференция, посвященная этой знаменательной дате. В научных докладах и сообщениях видных таджикских и зарубежных ученых «Эпоха Саманидов как один из важнейших этапов этногенеза народов Среднеазиатского междуречья» Б.Ставиского, «Истоки саманидской цивилизации» Б.Литвинского, «Таджикское Эхьё и Саманидское государство» Н.Негматова, «Хоросанско-Мавераннахрский культурный синтез в эпоху Саманидов и его исторические корни» Б.Маршака, «Учение о познании света у философов эпохи Саманидов» М.Миршахи, «Из истории научной мысли эпохи Саманидов» М.Илолова и У.Мирсаидова и других всесторонне
и аргументированно освещался вклад государства Саманидов в укрепление политических, хозяйственных и культурных связей с народами Центральной Азии и всего культурного мира 1Х-Х вв.
Конференция по своей значимости являлась подлинной школой дружбы народов. Выступая на конференции, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон говорил: «Думаю, что участники сегодняшней конференции согласятся со мной в том, что историческое прошлое наших народов, дружба и взаимопомощь, межгосударственные связи, несмотря на распад СССР и другие возможные катаклизмы, от которых никто не застрахован, не должны быть преданы забвению, народы не должны отдаляться друг от друга, подобно тому как не могут разойтись притоки могучей реки, берущей начало в вечных горных ледниках.
Культура и искусство эпохи Саманидов сегодня стали общим достоянием Средней Азии, Казахстана и всего Ближнего Востока, превратились в бесценное наследие всех народов мира. И мы, таджики, это особенно хорошо пониманием и осознаем. Поэтому с полным правом можно сказать, что 1100-летие эпохи развития культуры и искусства Саманидов - это великий праздник и юбилей всех народов Содружества Независимых Государств» [11,с. 14-15].
В связи с этим профессор Утрихского университета Королевства Нидерландии Тураджи Атобаки отмечает: «В далекой древности люди произошли от одних родителей Адама и Евы и поэтому, вполне естественно, что они говорили на одном языке. По прошествии времени от них на свет явились другие люди. Мы - народы Ирана, Афганистана и Таджикистана также как бы имеем одну мать. Однако, новоявленные языковеды, пустившись в жаркие бесперспективные дебаты, пытались разделить персидский язык на три отдельных наречия. Таджикский фарси подобен островку среди безбрежного океана тюркских языков Центральной Азии, который к великому благодарению, не исчезнув под его водами, обрел вечную жизнь» [13].
Профессор Гарвардского университета Соединенных Штатов Америки Ричард Фрай свое предпочтение таджикской культуре выражает следующими словами: «Всякий раз, когда приезжаю я в Таджикистан, цветник моей души расцветает под лучами любви друзей. И будто я становлюсь моложе, ибо жажду встречи. У меня не раз спрашивали, какая нужда была в изучении таджикского языка, и я отвечаю, что в том не было нужды, кроме как зова сердца и безграничной любви, которую я испытываю к Востоку» [13].
В 1980 г. в издательстве «Наука» вышла монография «Александр Македонский и Восток» -совместный труд академика Б.Гафурова и греческого историка Д.И.Цибуксида, ставший крупным вкладом в мировую историографию по времени раннего эллинизма и оказавшийся последней работой Б.Гафурова.
По словам академика М.Н.Коростовцева, важным достоинством монографии Б.Гафурова и Д.И.Цибукидиса является его актуальность: в современных условиях, когда в капиталистическом мире постоянно обращаются к теме Александра для иллюстрации «извечной отсталости» и «неполноценности народов Востока, выводы авторов, направлены на развенчивание буржуазной идеологии в области античности» [6,с.4].
В одном из своих выступлений, Говоря об актуальности научных проблем, Б.Гафуров отмечал, что «актуальность определяется не только с помощью хронологии... Любое исследование, освещающее узловые проблемы исторического и культурного развития народов Востока, разоблачающее расистские утверждения реакционной буржуазной ориенталистики, показывающее вклад народов Востока в мировую культуру, является актуальным и жизненным» [2,с.23-24].
Академик Б.Гафуров, сохраняя историческую память в своем фундаментальном труде «Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история» писал: «Иные буржуазные историки представляют походы Александра Македонского как прогрессивное явление и не указывают на то, что главной целью похода Александра было распространение власти Греции на Восток, расширение торгового оборота, эксплуатация народов Востока и овладение их богатством. Все это сопровождалось жестоким истреблением местного населения.
Отмечая влияние, оказанное культурой Греции на культуру Востока (оно действительно было очень значительным), многие буржуазные историки часто совершенно замалчивают культурные достижения восточных народов. В действительности же тысячелетняя культура Востока также оказала большое и разностороннее влияние на развитие культуры Греции и других стран Запада» [4,с.99-100].
О той уверенности, которую Б.Г.Гафуров сохранил по отношению к своей книге «Таджики», к своим выводам и обобщениям, таджикские историки А.Мухторов и Ш.Шарипов отметили: «Б.Гафуров завершил написание этой работы (Александр Македонский и Восток. - Авторы)
будучи больным, вероятно, почувствовав ее запоздалый выход в свет, он просил ее редактора, академика М.А.Коростовцева: если придется вносить какие-то исправления в рукопись, то он желал бы, чтобы они не противоречили взглядам, высказанным им в ряде работ, особенно в монографии «Таджики». Его пожелание выполнено» [7,с.69].
Академик Б.Гафуров внес достойный вклад в возрождение таджикского классического народного музыкального произведения «Шашмаком».
В 1947 г. по инициативе Б.Гафурова было принято Постановление Управления искусств при Совете Министров Таджикской ССР о нотной записи «Шашмакома» [12,с.217].
К нотной записи «Шашмакома» были привлечены Фазлиддин Шахобов, Шохназар Сохибов, Бобокул Файзуллоев и В.Беляев.
В результате активного участия и при поддержке Б.Гафурова записано и издано в Москве в 5-ти томах музыкальное наследие таджиков «Шашмаком».
Именно по настоятельному требованию Б.Гафурова в 1972 г. Ф.Шахобов, Ш.Сохибов, Б.Файзуллоев и В.Беляев удостоены Государственной премии Таджикской ССР им. Абуабдулло Рудаки.
На современном этапе Правительство Республики Таджикистан особое значение придает и развитию классического музыкального искусства - «Шашмаком» и «Фалак». В этой связи Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон отмечает: «Мы всегда должны гордиться своей культурой. Признание «Шашмакома» со стороны ЮНЕСКО мировым музыкальным наследием, проявление внимания со стороны государств мира и ЮНЕСКО к музыке «Фалак» и древним памятникам, в том числе Аджинатеппа, Саразму, Трону Кубода, Хулбуку, Гиссару, Шахристану, являются свидетельством признания ценностей культуры и истории нашей нации на уровне мировой культуры» [8,с.361].
Подтверждением вышесказанного являются культурные мероприятия Таджикистана, проведенные в октябре 2005 года в большом зале ЮНЕСКО и красивейшем театре Европы -Парижском «Гранд-опера». Они ещё раз показали, что таджикское профессиональное искусство может привлекать к себе внимание зрителей на крупнейших сценах мира и тем самым представлять бесценное богатство культуры таджикской нации.
Учитывая огромный вклад академика Бободжона Гафурова в исследование мировой цивилизации, решением ЮНЕСКО мировая общественность широко отметила 90-летие Героя Таджикистана, академика Бободжона Гафурова. В Дели и Душанбе состоялись Международные симпозиумы. Вспоминая эти дни, академик Российской Академии наук, секретарь Отделения языка и литературы Института востоковедения Российской Академии наук Е.П.Челышев писал: «Совсем недавно, мы отмечали 90 лет со дня рождения Бободжона Гафуровича Гафурова, замечательного ученого, который 21 год возглавлял Институт востоковедения Российской академии наук, и благодаря усилиям которого данная область науки в нашей многонациональной стране получила дальнейшее развитие. Он организовал в институте два очень важных отдела - отдел древней истории, которым сейчас руководит академик АН Республики Таджикистан Б.А.Литвинский, и отдел народов Востока, населявших Советский Союз (последний вопреки существовавшему Уставу Академии, согласно которого мы могли изучать только зарубежное востоковедение). Это был мудрый шаг потому, что впоследствии многие ученые Содружества прошли в нем аспирантуру. Гафуров сам руководил этим отделом (ныне его возглавляет Р.Б.Рыбаков, директор Института востоковедения). В заслугу Гафурову могут быть отнесены и организация постоянно действующих семинаров, которые продолжаются и поныне, посвященных крупнейшим востоковедам - В.В.Бартольду и Е.С.Бертельсу, и публикация трудов по изучению данной проблематики, в том числе и по Саманидскому государству.
.. .Он много сделал для открытия в Москве Университета дружбы народов имени П.Лумумбы (ныне - Университет дружбы народов) и Института стран Азии и Африки (теперь Институт стран Азии), в котором обучали востоковедов по всем специальностям.
На выставке, открытой в кулуарах нашей конференции, были представлены многие работы, связанные с деятельностью этого замечательного ученого. Правда, я не видел здесь его книги «Таджики», которая вышла в свет в 1957 году. Вместе с Гафуровым мы были тогда в Мюнхене на международной конференции востоковедов, и я помню, с каким интересом зарубежные ученые рассматривали эту книгу. Можно себе представить, как нелегко было выпустить ее в то время, и теперь ее, безусловно, стоит переиздать» [11,с. 135-136].
По достоинству, оценивая роль Б.Гафурова в изучении мировой цивилизации, знаменитый пакистанский историк, археолог и антрополог Ахмад Хасани Дони в частности отмечает: «Я
открыл для себя Таджикистан именно благодаря отеческим напутствиям и вниманию ко мне вечно живого в моей памяти Бободжона Гафурова» [13].
Таким образом, изучение и обобщение трудов академика Бободжона Гафурова дает основание сделать вывод о том, что культурное наследие таджиков занимало и занимает достойное место в мировой цивилизации.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Абдуллоев, С. Великий сын Таджикистана/С.Абдуллоев,Г.Хайдаров.- Худжанд, 1998. - 222 с.
2. Гафуров, Б.Г. Актуальные задачи советского востоковедения / Б.Г.Гафуров // Вестник АН СССР. - 1957. - №9. - С.13-24.
3.Гафуров, Б. Избранные труды / Б.Гафуров. - М.: Наука, 1985. - 543 с.
4.Гафуров, Б. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история / Б.Гафуров. - М.: Наука, 1972. - С.664.
5.И сегодня «Авеста» вызывает интерес // Народная газета. - 2001. - 6 сентября.
6.Коростовцев, М.А. Предисловие / М.А.Коростовцев // Б.Г.Гафуров, Д.И.Цибукидис. Александр Македонский и Восток. - М.: Наука, 1980. - С.3-4.
7.Мухторов, А. Академик Бободжон Гафуров / А.Мухторов, Ш.Шарипов. - Душанбе: Ирфон, 1983. - 69 с.
8.Рахмонов, Э. Для развития национальной культуры и искусства: Выступление на встрече с участниками Дней культуры Таджикистана в Российской Федерации и Дня Таджикистана в ЮНЕСКО / Э.Рахмонов // Независимость Таджикистана и возрождение нации. - Душанбе: Ирфон, 2006. - Т.6. - С.359-362.
9.Рахмонов, Э. Таджики в зеркале истории. Кн.1. От арийцев до Саманидов / Э.Рахмонов. -Лондон, 1999. - 238 с.
10.Рахмонов, Э. Таджикский опыт истории и открытость будущему: Размышления накануне десятилетия независимости Таджикистана / Э.Рахмонов // Независимость Таджикистана и возрождение нации. - Душанбе: Ирфон, 2006. - Т.4. - С.133-142.
11.1100-летие образования государства Саманидов / Материалы Международной научной конференции посвященной 1100-летию Государства Саманидов (Санкт-Петербург, 28 апреля 1999 г.). - СП(б), 1999. - 143 с. 12Дакимов, Н. «Шашма;ом» дар ;арни ХХ / НДакимов. - Хучанд, 2006. - 408 с. 13.Чархи гардун. - 1999. - 8 сентябр.
REFERENCES:
1. Abdulloev, S. Great son of Tajikistan / S. Abdulloev, G.Haydarov. - Khujand, 1998. - 222 p.
2. Gafurov, B.G. Actual programms of Soviet oriental studies / B.G. Gafurov // Bulletin of Academy of Science USSR. - 1957. - #9. - P.13-24.
3. Gafurov, B. Selected researches / B. Gafurov. - М.: Science, 1985. - 543 p.
4. Gafurov, B. Tajiks. Old ancient, ancient and medieval history / B. Gafurov. - М.: Science, 1972. -p.664.
5. And today "Avesta" still actuall // People's newspaper. - 2001. - September, 6.
6. Korostovcev, M.A. Foreword / М.А. Korostovcev // B.G. Gafurov, D.I.Cibukidis. Alexander Makedonski and East. - М.: Science, 1980. - P.3-4.
7. Мukhtorov, А. Academician Bobojon Gafurov / А.Mukhtorov, Sh.Sharipov. - Dushanbe: Cognition, 1983. - 69 p.
8. Rahmonov, E. For development of national culture and art: Speech at a meeting with participants in the Days of Tajik Culture in the Russian Federation and the Day of Tajikistan in UNESCO / E.Rahmonov // Independence of Tajikistan and renascence of nation. - Dushanbe: Cognition, 2006. - Part.6. - P.359-362.
9. Rahmonov, E. Tajiks in the mirror of history. Book 1. From Arians to Somonids / E. Rahmonov. -London, 1999. - 238 p.
10.Rahmonov, E. Tajik experience of history and openness to the future: Reflections on the Eve of the Decade of Tajikistan's Independence E.Rahmonov // Independence of Tajikistan and renascence of nation. - Dushanbe: Cognition, 2006. - Part 4. - P.133-142.
11.1100th anniversary of the formation of the Samanid state / Collection of International Sceintific Conference, dedicated to the 1100th anniversary of the Samanid state (St. Petersburg, 1999, September, 28 ). - SP(6), 1999. - 143 p.
12.Hakimov, N. «Shashmakom» in 20th century/N.Hakimov. - Khujand, 2006. - 408 p.
13.Concave. - 1999. - September, 8.