***
В настоящее время научным педагогическим сообществом активно решаются вопросы модернизации системы образования России. Однако при рассмотрении глобальных процессов в данной области без должного внимания остаются частные методические проблемы организации инновационного образовательного процесса в предметных областях. С целью исправить сложившуюся ситуацию подготовлена специальная подборка материалов, посвященных актуальным вопросам методики преподавания литературы - предмета, который, по словам Министра образования и науки РФ О.Ю. Васильевой, составляет «золотой канон» содержания общего образования. Ответственная за рубрику - доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой литературы БГПУ им. М. Акмуллы В.В. Борисова
Печатается в авторской редакции
В.В. Борисова
КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Ключевые слова: непрерывное гуманитарное образование, культурно-просветительская деятельность, Литературная гостиная.
Аннотация: В статье рассматривается проблема взаимосвязи образования, просвещения и культуры на примере организации культурно-просветительской деятельности в педагогическом вузе, одной из продуктивных форм которой является Литературная гостиная, способствующая возрождению культа чтения и интереса к художественной словесности и искусству в школьной и студенческой среде.
Всем нам нужно просвещенье.
М. Акмулла
Никто не будет оспаривать тезис о том, что образование не может быть без просвещения, без распространения культуры. Выдающийся литературовед и педагог, профессор БашГУ Р.Г. Назиров любил повторять, что вузовский преподаватель-филолог -это, прежде всего, миссионер культуры и литературы, призванный сеять «разумное, доброе, вечное», что подтверждается опытом его собственной просветительской деятельности. Не ограничиваясь чтением лекций и научными штудиями, он, как аг^ех doctus («ученый мастер», «ученый творец»), на протяжении всей своей жизни адресовал студенческой молодежи научно-популярные и просветительские произведения, стремясь к расширению их культурного кругозора.
В современной системе образования и прежде всего в педагогическом вузе культурно-просветительская деятельность продолжает занимать важное место, что предопределено требованиями ФГОС по формированию компетенций педагога, который должен, в частности, уметь разрабатывать и организовывать культурно-просветительские программы и проекты в каждой предметной области, выявлять и использовать возможности региональной культурной и образовательной среды.
К выполнению этой благородной миссии призывает и Президент РФ В.В. Путин: «Только учебных часов недостаточно - нужны проекты в театре, кино, на телевидении, музейных площадках, в интернете, которые будут интересны молодым людям, привлекут внимание молодежи к отечественной классической литературе, культуре, истории» [2].
Для чего это необходимо? Для того чтобы посредством литературы и искусства пробудить в наш «железный век» «человеческое в человеке», как говорил Ф.М. Достоевский. И хотя в наши дни в большей степени популярны зрелищные, развлекательные мероприятия, вряд ли они имеют отношение к культурному просвещению, призванному нести идеи Добра, Истины и Красоты.
И с этой точки зрения литература как искусство Слова благодаря своей универсальной символической природе не имеет в пространстве культуры соперников. Она
97
пеаягогичесний жяриял апшноптостпнп м 6(7з). яо17
пелпгогичесний жирны\ епшнортостпнп м 6(73), яо17 йЖавя
остается носителем того генетического кода, без которого общество теряет преемственные связи по вертикали времени. Через литературу человек получает накопленный обществом опыт жизни, усваивает нравственные нормы, манеру чувствовать и думать.
К сожалению, сегодня приходится констатировать отсутствие интереса к искусству, чтению художественной литературы не только у выпускников средней школы, но и вузов. Его вытеснило квази-чтение. Все чаще встречаются студенты, не читавшие произведений А.С. Пушкина, С.Т. Аксакова, Ф.М. Достоевского и других отечественных и зарубежных писателей-классиков, искренне убежденные, что чтение художественных текстов - пустое времяпровождение. Разрушение этого стереотипа, особенно в среде студентов-нефилологов, нацеленных на получение профессиональных знаний и равнодушных к попыткам вовлечь их в мир литературы и искусства, - нелегкая, но разрешимая задача.
В БГПУ им. М. Акмуллы, носящем имя выдающегося просветителя тюркских народов, есть богатый и интересный опыт организации культурно-просветительской деятельности. Институт филологического образования и межкультурных коммуникаций в этом плане играет лидирующую роль. Так, кафедра русской литературы одной из первых пришла к идее органичного сопряжения культурно-просветительской, образовательной, воспитательной, научно-методической деятельности. Думается, и на других факультетах, в других институтах гуманитарная, культурно-просветительская составляющая может стать необходимым атрибутом образования.
Очень продуктивна в этом плане Литературная гостиная. С идеей ее возрождения в новом формате в рамках Года литературы в России выступил Государственный институт русского языка им.А.С. Пушкина и представил опыт ее проведения в Государственном литературном музее и Государственном историческом музее. Кафедра русской литературы БГПУ им. М. Акмуллы эту инициативу подхватила, модернизировав старинную форму.
В своем современном виде Литературная гостиная отличается от традиционных литературных вечеров или литературно-музыкальных композиций. Литературная гостиная - более гибкая и пластичная форма, предполагающая живое общение с гостями -писателями, поэтами, литературными критиками, журналистами, творческими людьми. У нее интегрированный формат, поскольку она объединяет в себе театральное действие, музыку, пение, литературу, делает возможным творческий диалог со зрителями и слушателями. Другая ее особенность - эффект соединения интерактивных мультимедийных «текстов» с непосредственным участием деятелей науки, культуры и литературы.
Литературная гостиная призвана сегодня способствовать возрождению культа чтения и интереса к художественной словесности и искусству в школьной и студенческой среде. В последнее время эта задача стала особенно актуальной в связи с необходимостью формирования общекультурных компетенций студентов, получающих педагогическое образование.
Думается, у данного творческого проекта большие перспективы. Назрела необходимость от внеаудиторной формы организации культурно-просветительской деятельности перейти к реализации идеи непрерывного гуманитарного образования и воспитания в школе и вузе как приоритетного вектора развития для опорного педагогического вуза.
В этих рамках необходимо обучение студентов-педагогов моделированию и проектированию различных форм культурно-просветительской работы, включая Литературную гостиную, в которой могут сойтись «лирики» и «физики», филологи и математики, химики, биологи и т.д. приобретая такую профессиональную компетенцию как способность создавать и реализовывать культурно-просветительские программы и проекты в каждой предметной области [3]. К тому же Литературная гостиная дает возможность
пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп и 6(73), aoi7 gsssss-ö
успешно реализовать этнокультурный компонент образования и воспитания, позволяя широко использовать потенциал региональной культуры и литературы [См. об этом: 1, 315].
Цели Литературной гостиной связаны с расширением гуманитарного образования, предусмотренного любой образовательной программой, с формированием эстетических и психологических мотивов общения с творческими людьми, с усвоением духовного потенциала искусства и литературы.
Подготовка и проведение литературной гостиной требует от ее организаторов навыков сценариста, режиссера, широкого кругозора, культуры педагогического общения.
Этапы подготовки и проведения Литературной гостиной:
I. От замысла - к сценарию.
1.1. Определение концепции Литературной гостиной.
1. 2. Отбор мультимедийных и других материалов.
1.3. Создание сценария.
1.4. Приглашение гостей.
II. Воплощение замысла.
2.1. Работа с творческими группами, индивидуальные консультации.
2.2. Создание костюмов, декораций и общее оформление Литературной гостиной.
2.3. Репетиции.
III. Реализация замысла.
Опыт проведения Литературных гостиных показывает, что они раскрывают творческие способности студентов, формируют их потребности в самовыражении и самосовершенствовании, дают возможность расширения культурного кругозора как необходимого атрибута профессиональной деятельности педагога.
Первую Литературную гостиную преподаватели и студенты Института филологического образования и межкультурных коммуникаций провели в декабре 2015 года в Греческом зале Башкирского государственного театра оперы и балета на тему «Русская литература и культура в евразийском пространстве» для участников Международного Евразийского форума. Выступали уфимские писатели, поэты и переводчики, звучали стихи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Гете, Абая, положенные на музыку. Стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» было прочитано студентами, одетыми в национальные костюмы, на башкирском, татарском, казахском, таджикском, украинском, тувинском, турецком, армянском, китайском языках.
В рамках Аксаковского праздника в Уфе в начале октября 2016 года была проведена Литературная гостиная на тему «Сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» в культуре, искусстве, литературе, науке, образовании». Вначале ведущие дали слово «фольклористу», который подчеркнул национальное своеобразие аксаковской сказки в отличие от других фольклорных и литературных вариантов сюжета «Красавица и чудовище».
О том, что означает образ аленького цветочка с точки зрения науки, культуры, искусства, литературы, языка, рассказали по очереди «философы», «ученые», «искусствоведы», «педагоги». «Лингвист» раскрыл лексическое значение образа «аленького цветочка», «биолог» объяснил его заморскую цветовую семантику, «философы» обратили внимание аудитории на символический смысл сказки, обладающей космическим кодом.
О длинной истории функционирования сказки в культуре и искусстве рассказали «историк кино», «искусствовед», «театровед». При этом на экране демонстрировались фрагменты из мультфильмов, кинокартин, балетных, оперных, кукольных и других спектаклей, мюзиклов, поставленных не только на столичных сценах, но и в местных театрах. Приглашенные артисты Башкирской государственной филармонии сыграли сцену
пелпгогичесний жирныi епшнортостпнп м 6(73), aoi7 bSSsSSs
из мюзикла по сказке С.Т. Аксакова. Восторженно были приняты и актеры университетского театра-студии, также представившие фрагмент спектакля по сказке С.Т. Аксакова.
Все гости приняли участие в блиц-конкурсе на лучшего знатока аксаковских мест и памятников в Уфе и Башкирии. Как известно, именем писателя в Уфе названы улица, школа, сад, который ныне находится на улице Пушкина, бывшей Голубиной слободе, где когда-то стоял домик, купленный матерью С.Т. Аксакова: там он родился и провел детские годы. В 2011 году в уфимском саду им. Аксакова «зацвел» Аленький цветочек -своеобразный памятник влюбленным. К стеблю металлического растения приварено ярко-красное сердце, к которому влюбленные прикладывают ладони, скрепляя свой союз. Презентация этой композиции сопровождалась исполнением щемящей мелодии из фильма 1968 года Франко Дзеффирелли «Ромео и Джульетта».
Завершилась Литературная гостиная демонстрацией на экране бронзового изваяния автора «Аленького цветочка», которое создал скульптор Иван Миско. Памятник установлен в селе Надеждино Белебеевского района РБ на месте старого усадебного дома писателя. Он изображен сидящим в кресле, рядом - его верный гончий пес, у подножия - алые цветы.
Еще один яркий пример - Литературная гостиная, состоявшаяся в начале ноября 2016 г. на тему «От культуры чтения к культуре речи и мышления». Ее интеллектуальную атмосферу традиционно оживляли чтение стихов, яркая мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение.
Концептуальной основой сценария данной литературной гостиной стала мысль о том, что культура чтения развивает культуру речи и общую культуру мышления, а Homo sapiens - это прежде всего Homo legens, а потом и Homo loquens, и Homo scribens. Однако опрос, проведенный среди студентов университета, показал, что культура чтения в современном обществе резко упала.
На вопрос, почему «чтение - лучшее учение» (А.С. Пушкин), первым ответил ученый-физиолог, рассказавший о том, как влияет чтение художественной литературы на развитие мозга, который нуждается в интеллектуальной гимнастике. Затем эстафета перешла к ученому-литературоведу, который в своем комментарии загадочного высказывания Альберта Эйнштейна «Достоевский дал мне больше, чем Гаусс» попытался раскрыть ментальную связь между литературой, языком и математикой и физикой. О том, как чтение художественной литературы развивает внутреннюю и «внешнюю» речь, рассказал ученый-лингвист.
Большой интерес вызвало обсуждение вопросов, есть ли разница между обычной и электронной книгой, имеет ли значение формат чтения - традиционный или цифровой.
Нейролингвист Татьяна Черниговская считает, что цифровые технологии меняют антропологию чтения. По ее мнению, которое привел ученый-психолог, для современной культуры показательна алексия (греческое слово, означающее потерю способности читать), это знак духовного недуга. В «распределенном» человеческом сознании ментальные процедуры «делятся» между человеком и разными техническими устройствами, которым передаются когнитивные функции. Так Homo legens превращается в простого пользователя информации.
Возможен ли в наше время возврат к литературоцентризму? На этот последний вопрос, заданный ведущими в Литературной гостиной, прозвучал в целом оптимистический ответ: если литературе удастся органично вписаться в современную медиакультуру, то мы еще увидим возрождение культа чтения.
Традиция проведения Литературных гостиных в Институте филологического образования и межкультурных коммуникаций продолжается. К юбилею родного университета студенты подготовили аналогичную педагогическую гостиную «Образ учителя в культуре, науке, искусстве и литературе».
пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп и 6(73), яо17 йЖавя
Несомненно, организация культурно-просветительской деятельности в рамках Литературной гостиной, наряду с другим формами, будет способствовать углублению гуманитарной составляющей в общем и профессиональном образовании.
1. Борисова В.В. Литературная гостиная как форма реализации воспитательного и просветительского потенциала русской литературы // Непрерывное гуманитарное образование в России и проблемы сохранения национальной и культурной идентичности: Материалы Всероссийского научно-методического форума, состоявшегося 30 ноября - 1 декабря 2016 года в Воронежском государственном университете / под научн. ред. О.В. Загоровской, Т.А. Никоновой. - Калуга : изд-во АКФ «Политоп», 2017. С. 313-317.
2. Послание Президента России Федеральному собранию от 1 декабря 2016 г. http://www.kremlin.ru/events/president/news/53379 Дата обращения: 20.08.2017
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки 44.03.01. Педагогическое образование http://fgosvo.rU/news/8/1583. Дата обращения: 20.08.2017.