Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗРАБОТКА ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / EDUCATIONAL RESULT / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / EVALUATION INDICATORS / ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / FUND OF ASSESSMENT TOOLS / РЕЙТИНГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / RATING CONTROL / ЧТЕНИЕ / READING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Файзрахманова Альфия Анваровна, Шанина Юлия Александровна

Статья посвящена проблемам разработки фонда оценочных средств историко-литературных дисциплин в системе высшего образования, с помощью которого проверяется компетентностный уровень подготовки студента-филолога. Авторами подчеркивается, что данный вопрос вузовской методики преподавания является предметом обсуждения. Его решение требует особого подхода в отношении дисциплин гуманитарного цикла в силу обобщенного характера компетенций, степень сформированности которых сложно измерить. Предлагаемый комплекс измерительных материалов призван решить задачу четкого соотнесения содержания курса, образовательного результата и средств его оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUND OF ASSESSMENT TOOLS DEVELOPMENT FOR LITERATURE COURSES IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

This article is devoted to the problems of creating the funds of assessment tools for literature courses in the system of higher education, which must examine the level of students’ training. The authors stress that this topic had been actively and widely discussed by academic society. It’s solution demands special approach in practice of humanitarian disciplines on account of competences which must be assessed. The authors propose the complex of assessment tools which must satisfy the requirements full compliance with the discipline content, educational result and assessment tools.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

А.А. Файзрахманова, Ю.А. Шанина РАЗРАБОТКА ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: компетенция, критерии оценки, образовательный результат, рейтинговый контроль, фонд оценочных средств, чтение.

Аннотация: Статья посвящена проблемам разработки фонда оценочных средств историко-литературных дисциплин в системе высшего образования, с помощью которого проверяется компетентностный уровень подготовки студента-филолога. Авторами подчеркивается, что данный вопрос вузовской методики преподавания является предметом обсуждения. Его решение требует особого подхода в отношении дисциплин гуманитарного цикла в силу обобщенного характера компетенций, степень сформированности которых сложно измерить. Предлагаемый комплекс измерительных материалов призван решить задачу четкого соотнесения содержания курса, образовательного результата и средств его оценки.

В настоящее время вопросы контроля и оценки знаний студентов высших учебных заведений остаются по-прежнему актуальными. Компетентностная модель выпускника основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) диктует необходимость пересмотра оценочных технологий, средств определения качества подготовки студентов в рамках компетентностно-ориентированных требований ФГОС ВО. Как в теоретическом, так и в практическом плане, оценивание компетенций в условиях реализации современного, в том числе и филологического, образования является на сегодняшний день задачей первостепенной. Современными исследователями анализу подвергаются вопросы контроля, оценки знаний всех уровней образовательного процесса: от промежуточной до итоговой аттестации на соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОс ВО). При этом отмечается «недостаточная проработанность вопросов разработки и стандартизации фондов оценочных средств» [8, 144].

Под фондом оценочных средств подразумеваются методические и контрольные измерительные материалы, создаваемые для каждого учебного курса. Они предназначены «для оценивания компетенций на разных стадиях обучения студентов, как в процессе освоения конкретной учебной дисциплины, так и для аттестационных испытаний выпускников на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям соответствующего ФГОС ВО по завершении освоения основной образовательной программы по определенному направлению» [5]. В создании ФОС сложность заключается в том, что они «должны быть увязанными с компетентностной моделью выпускника, с паспортом и программой формирования компетенций, матрицей соответствия компетенций, иметь междисциплинарный характер, содержать структурно-логические связи учебных курсов, дисциплин, модулей» [1, 162]. Более того, это процесс требует не только знаний, определенного опыта в выборе и формировании средств, форм, методик контроля, но и творчества, педагогической интуиции. Наконец, в современном вузовском образовании работа над созданием ФОС становится знаковым процессом оптимизации деятельности преподавателя и студента, особенно в рамках усвоения знаний профильных дисциплин. В связи с этим задачей данной статьи является определение специфики историко-литературных дисциплин, исходя из которой предлагается комплекс оценочных средств, сочетающий в себе традиционные и инновационные формы и направленный на решение проблемы измеримости компетенций. Представленные материалы были апробированы в ходе преподавания историко-литературных дисциплин студентам направления подготовки «Педагогическое образование», профиля «Русский язык и литература».

Рассмотрим подробнее используемые средства контроля результатов обучения, а также измеримости оценки уровня сформированности компетенций и образовательных

198

пеппгогическии ЖИРНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 6(7З). Я017

пелпгогичесний жирны\ епшнортостпнп м 6(73), яо17 йЖавя

результатов на примере таких литературных дисциплин, как «История русской литературы», «История мировой литературы». Оценочные средства включены в рабочие программы данных дисциплин и в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов предполагают формирование уровня компетенции при изучении отдельной темы, раздела и по дисциплине в целом. Эти дисциплины являются частью вариативной части ОПОП в структуре учебного плана, но формируют базовые знания по соответствующей специальности. Их роль трудно переоценить, так как они являются основными в системе филологического образования. Особенность усвоения данных дисциплин состоит в том, что содержание, методы обучения, ФОС ориентированы не только на текущий контроль, промежуточную аттестацию, но и на конечные цели образовательного результата студентов-филологов. Главенствующим принципом является управляемое усвоение дисциплин, с акцентом на самостоятельное изучение предмета, которое осуществляется студентами при непосредственном руководстве преподавателя.

Приобретение требуемых компетенций, их оценка по историко-литературным курсам базируется на правильном отборе содержания дисциплины, технологий обучения, организации самостоятельной работы студентов, выборе адекватных форм измерительных материалов, средств и методов оценивания результатов. Текущий контроль этих предметов представляет собой проверку усвоения учебной дисциплины как теоретического, так и практического характера, регулярно осуществляемую на протяжении семестра.

При разработке комплекса оценочных средств по данным дисциплинам в условиях реализации образовательных стандартов высшего образования необходимо учитывать следующие моменты: во-первых, оценочные средства должны быть разработаны для проверки степени формирования компетенций, во-вторых, оптимальным путем формирования систем оценки качества подготовки студентов в условиях реализации компетентностно-ориентированной модели обучения является использование как традиционных методов проверки знаний, умений и методов, так и инновационных, позволяющих производить качественную оценку формирующихся компетенций. При этом наибольшую трудность вызывает требование измеримости компетенций.

Остановимся на характеристике некоторых измерительных материалов, используемых в процессе обучения дисциплин историко-литературного цикла. Традиционным способом оценивания знаний студентов-филологов является практическая работа. В рамках аудиторной работы преподаватель устанавливает содержание проверяемой компетенции, выделяет основные учебные элементы, формирующие профессиональную компетенцию, формулирует контрольные вопросы для каждого выделенного учебного элемента. Все задания сопровождаются подробными методическими указаниями, в которых определяются ключевые аспекты, необходимые для анализа произведения. На этапе подготовки к практическим занятиям наиболее важным видится четкое определение заданий и задач, соотносимых с компетенциями дисциплины. При этом большую роль в процессе изучения литературоведческих дисциплин и последующего контроля полученных знаний занимает усвоение основных понятий, связанных с проблематикой курса. Процесс освоения историко-литературных базовых понятий связан с формированием словаря, содержащего перечень ключевых терминов, которые необходимо знать студентам. На основе этого перечня обучающиеся получают знания, необходимые для освоения базовых категориях дисциплины в целом. В дальнейшем они более подробно будут рассматриваться на практических занятиях и лекциях.

Сформированность компетенций на практических занятиях проверяется следующим набором оценочных средств. Они включают в себя такие измерительные материалы как терминологический словарь, цитатное изложение произведения, конспекты научных статей,

пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп и 6(73), яо17 йЖавя

таблицы разного характера (хронологические, образные, сравнительные и др.), презентационные проекты, литературные комментарии к тексту, письменные аналитические работы. Подобные оценочные измерительные материалы позволяют студенту максимально освоить содержание курса, регулярно и качественно управлять учебной деятельностью студентов. Особое внимание при изучении историко-литературных курсов уделяется тем разделам и темам, которые включены в школьную программу по литературе. Таким образом, осуществляется практико-ориентированный принцип обучения.

Проблема измеримости формируемых компетенций студентов-филологов в рамках преподавания историко-литературных дисциплин соотносится с вопросом использования тестовых форм работы. Разработка ФОС по литературным дисциплинам предполагает обращение к тестированию, которое в настоящее время довольно успешно интегрируется в систему традиционных форм контроля знаний и становится универсальным оценочным средством. Использование тестовых заданий позволяет проверить степень усвоения базовой информации по пройденным темам. В рамках преподавания литературоведческих дисциплин нами были разработаны тестовые задания, которые вошли в фонд оценочных средств. В контрольно-измерительные тестовые материалы включены вопросы открытого типа (студент должен вписать ответ) и закрытого типа (студент должен выбрать ответ или ответы из нескольких предложенных вариантов), а также задания на установление соответствий и упорядочивание материала. Для подготовки к тестированию студентам в обязательном порядке предлагается список художественных произведений и научных работ в соответствии с рабочей программой дисциплины.

Выделим положительные и отрицательные стороны данного вида контроля. Безусловно, тестирование по историко-литературным дисциплинам позволяет широко охватить студенческую аудиторию, проверить большой объем знаний, легко и быстро анализировать ошибки, систематизировать литературный материал, проверить уровень усвоения материала по тем или иным разделам и темам. Однако отметим и отрицательные стороны тестирования: ответы наугад; нечеткая (некорректная) формулировка вопросов, отсутствие возможности проверить глубину знаний (начитанности), применения творческого подхода и речевых навыков студентов-филологов. Более того, особенно подчеркнем, что контроль чтения художественной литературы по программе дисциплины через систему тестов и рейтингов «способствует только активизации обманных тактик» [7, 97]. Надо отметить, что невозможно посредством тестирования историко-литературных дисциплин проверить процесс усвоения всего историко-литературного материала. Например, умение аргументировать ответ примерами из художественного текста, знание литературной критики, умение логически, доказательно выражать свои мысли и т.д. Это ведет к необходимости сочетать этот вид контроля с другими формами и методами проверки. Тем не менее, указанные недостатки данного вида контроля компенсируются последующим после тестирования обсуждением результатов, разбором ошибок, объяснением причин их появления.

В фонд оценочных средств историко-литературных дисциплин входят измерительные материалы, связанные с обязательным чтением. Проверка начитанности студентов-филологов является одним из традиционных (и главных) форм контроля и оценки знаний, умений и навыков. В системе филологического образования чтение - это «непреложный модус изучения истории литературы и главное основание аттестации обучающихся» [7]. Его специфика состоит в том, что оно является «сложным», «неизбежно самостоятельным трудом» обучающегося [7]. Ни для кого не секрет, что утрата традиции семейного чтения, преобладание письменной формы общения, феномен электронной книги, появление различных современных медиа средств, оттеняющих литературу на

пелпгогичесний жирны\ епшнортостпнп м 6(73), яо17 йЖавя

задний план и др. трансформировали культуру чтения. Сегодня исследователи активно говорят об «изменении читательской культуры в эпоху цифровой революции» [7].

Не избежали влияния перечисленных фактов и студенты-филологи, которые должны за время обучения в вузе освоить довольно большой перечень художественной и научной литературы. Однако обязательный список произведений для чтения, предлагаемый в рамках изучения учебных курсов по истории русской и мировой литератур, столь велик, что далеко не со всеми произведениями студенты знакомятся в полном объеме, тем более, получают истинное удовольствие от процесса чтения. Иными словами чтение художественной литературы по программе дисциплины порой обретает принудительный и/или поверхностный характер. Если говорить о проблеме вузовского чтения, то нужно добавить, что в настоящее время студентами (в том числе, и студентами-филологами) движет в первую очередь грубая прагматическая ориентация - получение аттестации. Практика показывает невозможность посредством только одного лишь тестирования организовать соответствующий требованиям федеральных стандартов контроль за усвоением программного материала. Для нас важно не только умение технологически быстро проверить умения и знания студентов, но и ориентировать на развитие у обучающихся рефлексивных способностей, связанных с чтением и умением анализировать произведение. Поэтому задача заключается в переходе к развитию качественных навыков чтения и соответствующей системе оценки полученных знаний.

В системе филологического образования чтение научной и художественной литературы сохраняет за собой неоспоримый статус важнейшего элемента обучения. Перед преподавателями литературных дисциплин остро стоит проблема формирования активного, творческого, читающего студента, который должен понимать, что чтение - это «не простое дело, оно не только дает, но и требует от него многого» [3, 53].

Непреложным правилом преподавания литературных дисциплин является выразительное чтение произведения (или использование аудио/видеозаписи) в аудитории, что стимулирует в дальнейшем независимое уединенное чтение. Практика показывает, что использование различных форм чтения текста повышает эмоциональный интерес аудитории к личности самого автора, его творчеству в целом. Прослушивание аудиозаписи, а затем совместное медленное чтение текста с последующим его комментарием способствуют обеспечению интерактивности на занятиях. Студент из пассивного слушателя превращается в активного читателя и комментатора. В этом видится основа литературного образования. Поэтому в качестве оценочного средства выступает выразительное чтение и последующий анализ произведения, как правило, предварительно выбранного самим студентом (другие варианты: студент анализирует произведение из обозначенного преподавателем списка художественных текстов, в рамках изучаемой темы; студент анализирует незнакомое ему произведение). Более того, отобранные для аудиторной работы художественные тексты способствуют развитию творческого потенциала студентов.

В настоящее время современная педагогика предлагает немало новых приемов, объединяя их в рамках интерактивного обучения: творческие задания, кейс-задания, проектные технологии и др. Опираясь на опыт работы со студентами-филологами 4-5 курсов, предлагаем интерактивные виды работ, которые, на наш взгляд, не только вызывают интерес к чтению, но и качественно повышают уровень проверки знаний в свете компетентностно-ориентированных требований образовательных стандартов высшего образования.

В рамках преподавания историко-литературных дисциплин проблема измеримости формируемых компетенций студентов-филологов связана с использованием различных инновационных форм работы. К ним мы относим самостоятельную аудиторную (или внеаудиторную) работу с визуальным материалом. В фонд оценочных средств историко-

пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп и 6(73), яо17 йЖавя

литературных курсов включается визуальная составляющая литературных дисциплин. Суть ее состоит в умении работать с живописными репродукциями и иллюстрациями, связанными с литературными произведениями, а также с фото, видео- и киноматериалами, киноадаптациями художественных произведений и др. В фонд оценочных средств включаются творческие или аналитические задания, предполагающие анализ известных картин художников, фрагментов разных экранизаций того или иного литературного произведения. Контрольные задания, связанные с визуальным материалом, - от простой атрибуции произведения искусства (например, викторина на общую эрудицию, с указанием автора и названия) до более глубокого анализа знаний в области кинематографа, истории литературы и культуры, стиля, эпохи, с умением выявить общее и различное между художественным текстом и его киноверсией, - позволяют оценить умения студента анализировать и применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности. Оцениваются не только профессиональные, но и общекультурные компетенции.

Наконец, в настоящее время в качестве одного из современных средств оценки знаний, умений и навыков студентов-филологов можно выделить такие интерактивные формы восприятия и интерпретации художественных произведений, как создание буктрейлеров. Студенты-филологи в процессе освоения художественного произведения работают над составлением таких буктрейлеров, как повествовательные, презентующие сюжет произведения; атмосферные, передающие читательские эмоции; концептуальные, транслирующие ключевые идеи и смысловую направленность произведения. На вооружение берутся сильные и положительные стороны визуальной культуры, с помощью которой студент-филолог проявляет способность показать собственное видение книги.

Однако справедливости ради укажем на тот факт, что современная визуализация произведений, в том числе программных текстов, (например, многочисленные экранизации классической русской литературы и др.), могут снизить не только познавательный интерес к процессу чтения, но и невольно оттенить эмоционально-чувственное, эстетическое и, самое главное, духовное восприятие текста как первоисточника. Об этих опасениях справедливо пишет М. Загидуллина: «Художественная литература перемещается в сериальный формат, чреватый «формульностью» и «заштампованностью», а философское содержание классических текстов, лелеемое деятелями литературы как социального института, критиками, методистами, литературоведами, все более заслоняется современным редуцированным ярлыком восприятия, стирающим тонкости и различия и «выпрямляющим» коммуникационное взаимодействие до уровня «анкеты по пониманию» [2, 34].

Важной задачей филологического образования является умение правильно применять современные формы изучения классического наследия в практике вузовского преподавания. Однако в рамках формирования фонда оценочных средств историко-литературного дисциплин правильно подобранные творческие задания с использованием современных медиа источников способствуют актуализации знаний студентов, их умению ориентироваться в историко-литературном и культурном пространстве, формированию навыков работы с произведениями разных видов искусства, в которых нашла отражение литература, умению применять знания на практике, находить новые формы освоения культурного наследия.

Одним из важных и продуктивных оценочных средств при изучении историко-литературных курсов выступает самостоятельная внеаудиторная работа, связанная с использованием проектного метода обучения. Подобный инновационный подход в

пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп и 6(73), aoi7 gsssss-ö

изучении литературных дисциплин позволяет сформировать профессиональные компетенции, поскольку процесс проектирования сосредоточен на развитии логического мышления, самостоятельных исследовательских навыков и умений, актуализации инновационного потенциала личности. Вместе с тем, проектная деятельность студента -филолога представляет собой процесс, направленный на метапредметную деятельность, связанную с литературой и имеющую целью отработать практические навыки, предваряющие его педагогическую деятельность в школе. Поэтому выполнение проектов студентами-филологами является «неоценимым вкладом в копилку будущего учителя-словесника, это первая практическая работа будущего педагога» [6, 204].

В рамках одной учебной историко-литературной дисциплины студентам обычно предлагаются монопроекты. Как правило, они затрагивают вертикальные связи в рамках одной дисциплины. С целью использования метапредметных связей студенты выполняют задания, направленные на создание проектов, затрагивающие горизонтальные связи и охватывающие несколько учебных дисциплин. В процессе работы выполняются следующие этапы: предпроектная подготовка; планирование (формулирование проблемы и выдвижение гипотезы); организационно-исследовательская ступень; представление полученных результатов. Вся проектная работа готовится, как правило, в виде презентации, публичного выступления на конференции [4, 67]. Оцениваются уровень знаний обучающихся: самостоятельность, активность, своевременность выполнения, способность выработать новую идею, умения обозначить и реализовать новые оригинальные подходы. Выполненные проектные задания студенты-филологи демонстрируют в виде презентации, газеты, сценария литературного мероприятия, праздника, театральной постановки и т. д. Результаты проектной деятельности студентов используются в дальнейшем при выполнении курсовых проектов, выпускных квалификационных работ.

Подведем итоги. Во-первых, исходя из специфики историко-литературных дисциплин, сделан вывод о том, что использование исключительно методов тестирования в качестве ФОС не позволяет решить проблему измеримости формируемых компетенций. Во-вторых, основываясь на решении поставленной задачи, обоснована необходимость применения инновационных подходов. В -третьих, представленный опыт работы показывает, что разработка фонда оценочных средств требует строгого соотнесения содержания курса, образовательного результата и форм оценки. В-четвертых, предложенный комплекс может быть рекомендован в качестве готовой модели фондов оценочных средств по литературоведческим дисциплинам в системе вузовского преподавания.

1. Бугакова, Н. Ю. Фонды оценочных средств при разработке основных образовательных программ бакалавриата [Текст] / Н. Ю. Бугакова // Модернизация профессионально-педагогического образования: тенденции, стратегия, зарубежный опыт: материалы международной научно-практической конференции. Алтайская государственная педагогическая академия. - 2014. - С. 162-164.

2. Загидуллина, М. В. Русский язык и литература в пространстве мировой культуры. [Текст] / М.В. Загидуллина // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: материалы XIII конгресса МАПрЯЛ: в 15 томах. Издательство: Международное некоммерческое партнерство преподавателей русского языка и литературы "МАПРЯЛ" (Санкт-Петербург) Гранада, Испания, 13-20 сентября 2015 г.

3. Петровская, Е. В. Кризис чтения или кризис качества чтения. [Текст] / Е. В. Петровская // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2007. - № 10. - С. 51-54.

4. Прокофьева, И. О., Шанина, Ю. А. Подходы к организации внеаудиторной работы студентов в системе современной подготовки будущего учителя-словесника [Текст] / И. О. Прокофьева, Ю. А. Шанина // Педагогический журнал Башкортостана. - 2016. - № 5 (66). - С. 66-70

5. Реутова, О. В. Формирование фонда оценочных средств в реализации программы универсального бакалавриата [Текст] / О.В.Реутова, А.В. Стафеева // ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический эксперимент им. Козьмы Минина» (Мининский университет) Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24501 (дата обращения: 11.08.2017).

пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп и 6(73), яо17 йЖавя

6. Соколова, Е. А., Шуплецова Ю.А Синхронизирующее задание «Итоговый индивидуальный проект» как часть фонда оценочных средств по модулям «История русской литературы 18 века» и «История античной литературы» [Текст] / Е. А. Соколова, Ю. А. Шуплецова // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 12-1. -С. 201-205.

7. Турышева, О. Н. Вузовское чтение в эпоху цифровой революции [Текст] / О. Н. Турышева // Зарубежная литература в вузе: инновации, методика, проблемы преподавания и изучения. Сборник статей. - Екатеринбург, 2010. - С. 96-103.

8. Хлыбова, М. А.. Опыт разработки фонда оценочных средств по иностранному языку в неязыковом вузе [Текст] / М. А. Хлыбова // Альманах современной науки и образования. - 2015. - № 6 (96). - С. 143-145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.