А.А. Файзрахманова, Ю.А. Шанина РАЗРАБОТКА ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: компетенция, критерии оценки, образовательный результат, рейтинговый контроль, фонд оценочных средств, чтение.
Аннотация: Статья посвящена проблемам разработки фонда оценочных средств историко-литературных дисциплин в системе высшего образования, с помощью которого проверяется компетентностный уровень подготовки студента-филолога. Авторами подчеркивается, что данный вопрос вузовской методики преподавания является предметом обсуждения. Его решение требует особого подхода в отношении дисциплин гуманитарного цикла в силу обобщенного характера компетенций, степень сформированности которых сложно измерить. Предлагаемый комплекс измерительных материалов призван решить задачу четкого соотнесения содержания курса, образовательного результата и средств его оценки.
В настоящее время вопросы контроля и оценки знаний студентов высших учебных заведений остаются по-прежнему актуальными. Компетентностная модель выпускника основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) диктует необходимость пересмотра оценочных технологий, средств определения качества подготовки студентов в рамках компетентностно-ориентированных требований ФГОС ВО. Как в теоретическом, так и в практическом плане, оценивание компетенций в условиях реализации современного, в том числе и филологического, образования является на сегодняшний день задачей первостепенной. Современными исследователями анализу подвергаются вопросы контроля, оценки знаний всех уровней образовательного процесса: от промежуточной до итоговой аттестации на соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОс ВО). При этом отмечается «недостаточная проработанность вопросов разработки и стандартизации фондов оценочных средств» [8, 144].
Под фондом оценочных средств подразумеваются методические и контрольные измерительные материалы, создаваемые для каждого учебного курса. Они предназначены «для оценивания компетенций на разных стадиях обучения студентов, как в процессе освоения конкретной учебной дисциплины, так и для аттестационных испытаний выпускников на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям соответствующего ФГОС ВО по завершении освоения основной образовательной программы по определенному направлению» [5]. В создании ФОС сложность заключается в том, что они «должны быть увязанными с компетентностной моделью выпускника, с паспортом и программой формирования компетенций, матрицей соответствия компетенций, иметь междисциплинарный характер, содержать структурно-логические связи учебных курсов, дисциплин, модулей» [1, 162]. Более того, это процесс требует не только знаний, определенного опыта в выборе и формировании средств, форм, методик контроля, но и творчества, педагогической интуиции. Наконец, в современном вузовском образовании работа над созданием ФОС становится знаковым процессом оптимизации деятельности преподавателя и студента, особенно в рамках усвоения знаний профильных дисциплин. В связи с этим задачей данной статьи является определение специфики историко-литературных дисциплин, исходя из которой предлагается комплекс оценочных средств, сочетающий в себе традиционные и инновационные формы и направленный на решение проблемы измеримости компетенций. Представленные материалы были апробированы в ходе преподавания историко-литературных дисциплин студентам направления подготовки «Педагогическое образование», профиля «Русский язык и литература».
Рассмотрим подробнее используемые средства контроля результатов обучения, а также измеримости оценки уровня сформированности компетенций и образовательных
198
пеппгогическии ЖИРНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 6(7З). Я017
пелпгогичесний жирны\ епшнортостпнп м 6(73), яо17 йЖавя
результатов на примере таких литературных дисциплин, как «История русской литературы», «История мировой литературы». Оценочные средства включены в рабочие программы данных дисциплин и в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов предполагают формирование уровня компетенции при изучении отдельной темы, раздела и по дисциплине в целом. Эти дисциплины являются частью вариативной части ОПОП в структуре учебного плана, но формируют базовые знания по соответствующей специальности. Их роль трудно переоценить, так как они являются основными в системе филологического образования. Особенность усвоения данных дисциплин состоит в том, что содержание, методы обучения, ФОС ориентированы не только на текущий контроль, промежуточную аттестацию, но и на конечные цели образовательного результата студентов-филологов. Главенствующим принципом является управляемое усвоение дисциплин, с акцентом на самостоятельное изучение предмета, которое осуществляется студентами при непосредственном руководстве преподавателя.
Приобретение требуемых компетенций, их оценка по историко-литературным курсам базируется на правильном отборе содержания дисциплины, технологий обучения, организации самостоятельной работы студентов, выборе адекватных форм измерительных материалов, средств и методов оценивания результатов. Текущий контроль этих предметов представляет собой проверку усвоения учебной дисциплины как теоретического, так и практического характера, регулярно осуществляемую на протяжении семестра.
При разработке комплекса оценочных средств по данным дисциплинам в условиях реализации образовательных стандартов высшего образования необходимо учитывать следующие моменты: во-первых, оценочные средства должны быть разработаны для проверки степени формирования компетенций, во-вторых, оптимальным путем формирования систем оценки качества подготовки студентов в условиях реализации компетентностно-ориентированной модели обучения является использование как традиционных методов проверки знаний, умений и методов, так и инновационных, позволяющих производить качественную оценку формирующихся компетенций. При этом наибольшую трудность вызывает требование измеримости компетенций.
Остановимся на характеристике некоторых измерительных материалов, используемых в процессе обучения дисциплин историко-литературного цикла. Традиционным способом оценивания знаний студентов-филологов является практическая работа. В рамках аудиторной работы преподаватель устанавливает содержание проверяемой компетенции, выделяет основные учебные элементы, формирующие профессиональную компетенцию, формулирует контрольные вопросы для каждого выделенного учебного элемента. Все задания сопровождаются подробными методическими указаниями, в которых определяются ключевые аспекты, необходимые для анализа произведения. На этапе подготовки к практическим занятиям наиболее важным видится четкое определение заданий и задач, соотносимых с компетенциями дисциплины. При этом большую роль в процессе изучения литературоведческих дисциплин и последующего контроля полученных знаний занимает усвоение основных понятий, связанных с проблематикой курса. Процесс освоения историко-литературных базовых понятий связан с формированием словаря, содержащего перечень ключевых терминов, которые необходимо знать студентам. На основе этого перечня обучающиеся получают знания, необходимые для освоения базовых категориях дисциплины в целом. В дальнейшем они более подробно будут рассматриваться на практических занятиях и лекциях.
Сформированность компетенций на практических занятиях проверяется следующим набором оценочных средств. Они включают в себя такие измерительные материалы как терминологический словарь, цитатное изложение произведения, конспекты научных статей,
пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп и 6(73), яо17 йЖавя
таблицы разного характера (хронологические, образные, сравнительные и др.), презентационные проекты, литературные комментарии к тексту, письменные аналитические работы. Подобные оценочные измерительные материалы позволяют студенту максимально освоить содержание курса, регулярно и качественно управлять учебной деятельностью студентов. Особое внимание при изучении историко-литературных курсов уделяется тем разделам и темам, которые включены в школьную программу по литературе. Таким образом, осуществляется практико-ориентированный принцип обучения.
Проблема измеримости формируемых компетенций студентов-филологов в рамках преподавания историко-литературных дисциплин соотносится с вопросом использования тестовых форм работы. Разработка ФОС по литературным дисциплинам предполагает обращение к тестированию, которое в настоящее время довольно успешно интегрируется в систему традиционных форм контроля знаний и становится универсальным оценочным средством. Использование тестовых заданий позволяет проверить степень усвоения базовой информации по пройденным темам. В рамках преподавания литературоведческих дисциплин нами были разработаны тестовые задания, которые вошли в фонд оценочных средств. В контрольно-измерительные тестовые материалы включены вопросы открытого типа (студент должен вписать ответ) и закрытого типа (студент должен выбрать ответ или ответы из нескольких предложенных вариантов), а также задания на установление соответствий и упорядочивание материала. Для подготовки к тестированию студентам в обязательном порядке предлагается список художественных произведений и научных работ в соответствии с рабочей программой дисциплины.
Выделим положительные и отрицательные стороны данного вида контроля. Безусловно, тестирование по историко-литературным дисциплинам позволяет широко охватить студенческую аудиторию, проверить большой объем знаний, легко и быстро анализировать ошибки, систематизировать литературный материал, проверить уровень усвоения материала по тем или иным разделам и темам. Однако отметим и отрицательные стороны тестирования: ответы наугад; нечеткая (некорректная) формулировка вопросов, отсутствие возможности проверить глубину знаний (начитанности), применения творческого подхода и речевых навыков студентов-филологов. Более того, особенно подчеркнем, что контроль чтения художественной литературы по программе дисциплины через систему тестов и рейтингов «способствует только активизации обманных тактик» [7, 97]. Надо отметить, что невозможно посредством тестирования историко-литературных дисциплин проверить процесс усвоения всего историко-литературного материала. Например, умение аргументировать ответ примерами из художественного текста, знание литературной критики, умение логически, доказательно выражать свои мысли и т.д. Это ведет к необходимости сочетать этот вид контроля с другими формами и методами проверки. Тем не менее, указанные недостатки данного вида контроля компенсируются последующим после тестирования обсуждением результатов, разбором ошибок, объяснением причин их появления.
В фонд оценочных средств историко-литературных дисциплин входят измерительные материалы, связанные с обязательным чтением. Проверка начитанности студентов-филологов является одним из традиционных (и главных) форм контроля и оценки знаний, умений и навыков. В системе филологического образования чтение - это «непреложный модус изучения истории литературы и главное основание аттестации обучающихся» [7]. Его специфика состоит в том, что оно является «сложным», «неизбежно самостоятельным трудом» обучающегося [7]. Ни для кого не секрет, что утрата традиции семейного чтения, преобладание письменной формы общения, феномен электронной книги, появление различных современных медиа средств, оттеняющих литературу на
пелпгогичесний жирны\ епшнортостпнп м 6(73), яо17 йЖавя
задний план и др. трансформировали культуру чтения. Сегодня исследователи активно говорят об «изменении читательской культуры в эпоху цифровой революции» [7].
Не избежали влияния перечисленных фактов и студенты-филологи, которые должны за время обучения в вузе освоить довольно большой перечень художественной и научной литературы. Однако обязательный список произведений для чтения, предлагаемый в рамках изучения учебных курсов по истории русской и мировой литератур, столь велик, что далеко не со всеми произведениями студенты знакомятся в полном объеме, тем более, получают истинное удовольствие от процесса чтения. Иными словами чтение художественной литературы по программе дисциплины порой обретает принудительный и/или поверхностный характер. Если говорить о проблеме вузовского чтения, то нужно добавить, что в настоящее время студентами (в том числе, и студентами-филологами) движет в первую очередь грубая прагматическая ориентация - получение аттестации. Практика показывает невозможность посредством только одного лишь тестирования организовать соответствующий требованиям федеральных стандартов контроль за усвоением программного материала. Для нас важно не только умение технологически быстро проверить умения и знания студентов, но и ориентировать на развитие у обучающихся рефлексивных способностей, связанных с чтением и умением анализировать произведение. Поэтому задача заключается в переходе к развитию качественных навыков чтения и соответствующей системе оценки полученных знаний.
В системе филологического образования чтение научной и художественной литературы сохраняет за собой неоспоримый статус важнейшего элемента обучения. Перед преподавателями литературных дисциплин остро стоит проблема формирования активного, творческого, читающего студента, который должен понимать, что чтение - это «не простое дело, оно не только дает, но и требует от него многого» [3, 53].
Непреложным правилом преподавания литературных дисциплин является выразительное чтение произведения (или использование аудио/видеозаписи) в аудитории, что стимулирует в дальнейшем независимое уединенное чтение. Практика показывает, что использование различных форм чтения текста повышает эмоциональный интерес аудитории к личности самого автора, его творчеству в целом. Прослушивание аудиозаписи, а затем совместное медленное чтение текста с последующим его комментарием способствуют обеспечению интерактивности на занятиях. Студент из пассивного слушателя превращается в активного читателя и комментатора. В этом видится основа литературного образования. Поэтому в качестве оценочного средства выступает выразительное чтение и последующий анализ произведения, как правило, предварительно выбранного самим студентом (другие варианты: студент анализирует произведение из обозначенного преподавателем списка художественных текстов, в рамках изучаемой темы; студент анализирует незнакомое ему произведение). Более того, отобранные для аудиторной работы художественные тексты способствуют развитию творческого потенциала студентов.
В настоящее время современная педагогика предлагает немало новых приемов, объединяя их в рамках интерактивного обучения: творческие задания, кейс-задания, проектные технологии и др. Опираясь на опыт работы со студентами-филологами 4-5 курсов, предлагаем интерактивные виды работ, которые, на наш взгляд, не только вызывают интерес к чтению, но и качественно повышают уровень проверки знаний в свете компетентностно-ориентированных требований образовательных стандартов высшего образования.
В рамках преподавания историко-литературных дисциплин проблема измеримости формируемых компетенций студентов-филологов связана с использованием различных инновационных форм работы. К ним мы относим самостоятельную аудиторную (или внеаудиторную) работу с визуальным материалом. В фонд оценочных средств историко-
пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп и 6(73), яо17 йЖавя
литературных курсов включается визуальная составляющая литературных дисциплин. Суть ее состоит в умении работать с живописными репродукциями и иллюстрациями, связанными с литературными произведениями, а также с фото, видео- и киноматериалами, киноадаптациями художественных произведений и др. В фонд оценочных средств включаются творческие или аналитические задания, предполагающие анализ известных картин художников, фрагментов разных экранизаций того или иного литературного произведения. Контрольные задания, связанные с визуальным материалом, - от простой атрибуции произведения искусства (например, викторина на общую эрудицию, с указанием автора и названия) до более глубокого анализа знаний в области кинематографа, истории литературы и культуры, стиля, эпохи, с умением выявить общее и различное между художественным текстом и его киноверсией, - позволяют оценить умения студента анализировать и применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности. Оцениваются не только профессиональные, но и общекультурные компетенции.
Наконец, в настоящее время в качестве одного из современных средств оценки знаний, умений и навыков студентов-филологов можно выделить такие интерактивные формы восприятия и интерпретации художественных произведений, как создание буктрейлеров. Студенты-филологи в процессе освоения художественного произведения работают над составлением таких буктрейлеров, как повествовательные, презентующие сюжет произведения; атмосферные, передающие читательские эмоции; концептуальные, транслирующие ключевые идеи и смысловую направленность произведения. На вооружение берутся сильные и положительные стороны визуальной культуры, с помощью которой студент-филолог проявляет способность показать собственное видение книги.
Однако справедливости ради укажем на тот факт, что современная визуализация произведений, в том числе программных текстов, (например, многочисленные экранизации классической русской литературы и др.), могут снизить не только познавательный интерес к процессу чтения, но и невольно оттенить эмоционально-чувственное, эстетическое и, самое главное, духовное восприятие текста как первоисточника. Об этих опасениях справедливо пишет М. Загидуллина: «Художественная литература перемещается в сериальный формат, чреватый «формульностью» и «заштампованностью», а философское содержание классических текстов, лелеемое деятелями литературы как социального института, критиками, методистами, литературоведами, все более заслоняется современным редуцированным ярлыком восприятия, стирающим тонкости и различия и «выпрямляющим» коммуникационное взаимодействие до уровня «анкеты по пониманию» [2, 34].
Важной задачей филологического образования является умение правильно применять современные формы изучения классического наследия в практике вузовского преподавания. Однако в рамках формирования фонда оценочных средств историко-литературного дисциплин правильно подобранные творческие задания с использованием современных медиа источников способствуют актуализации знаний студентов, их умению ориентироваться в историко-литературном и культурном пространстве, формированию навыков работы с произведениями разных видов искусства, в которых нашла отражение литература, умению применять знания на практике, находить новые формы освоения культурного наследия.
Одним из важных и продуктивных оценочных средств при изучении историко-литературных курсов выступает самостоятельная внеаудиторная работа, связанная с использованием проектного метода обучения. Подобный инновационный подход в
пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп и 6(73), aoi7 gsssss-ö
изучении литературных дисциплин позволяет сформировать профессиональные компетенции, поскольку процесс проектирования сосредоточен на развитии логического мышления, самостоятельных исследовательских навыков и умений, актуализации инновационного потенциала личности. Вместе с тем, проектная деятельность студента -филолога представляет собой процесс, направленный на метапредметную деятельность, связанную с литературой и имеющую целью отработать практические навыки, предваряющие его педагогическую деятельность в школе. Поэтому выполнение проектов студентами-филологами является «неоценимым вкладом в копилку будущего учителя-словесника, это первая практическая работа будущего педагога» [6, 204].
В рамках одной учебной историко-литературной дисциплины студентам обычно предлагаются монопроекты. Как правило, они затрагивают вертикальные связи в рамках одной дисциплины. С целью использования метапредметных связей студенты выполняют задания, направленные на создание проектов, затрагивающие горизонтальные связи и охватывающие несколько учебных дисциплин. В процессе работы выполняются следующие этапы: предпроектная подготовка; планирование (формулирование проблемы и выдвижение гипотезы); организационно-исследовательская ступень; представление полученных результатов. Вся проектная работа готовится, как правило, в виде презентации, публичного выступления на конференции [4, 67]. Оцениваются уровень знаний обучающихся: самостоятельность, активность, своевременность выполнения, способность выработать новую идею, умения обозначить и реализовать новые оригинальные подходы. Выполненные проектные задания студенты-филологи демонстрируют в виде презентации, газеты, сценария литературного мероприятия, праздника, театральной постановки и т. д. Результаты проектной деятельности студентов используются в дальнейшем при выполнении курсовых проектов, выпускных квалификационных работ.
Подведем итоги. Во-первых, исходя из специфики историко-литературных дисциплин, сделан вывод о том, что использование исключительно методов тестирования в качестве ФОС не позволяет решить проблему измеримости формируемых компетенций. Во-вторых, основываясь на решении поставленной задачи, обоснована необходимость применения инновационных подходов. В -третьих, представленный опыт работы показывает, что разработка фонда оценочных средств требует строгого соотнесения содержания курса, образовательного результата и форм оценки. В-четвертых, предложенный комплекс может быть рекомендован в качестве готовой модели фондов оценочных средств по литературоведческим дисциплинам в системе вузовского преподавания.
1. Бугакова, Н. Ю. Фонды оценочных средств при разработке основных образовательных программ бакалавриата [Текст] / Н. Ю. Бугакова // Модернизация профессионально-педагогического образования: тенденции, стратегия, зарубежный опыт: материалы международной научно-практической конференции. Алтайская государственная педагогическая академия. - 2014. - С. 162-164.
2. Загидуллина, М. В. Русский язык и литература в пространстве мировой культуры. [Текст] / М.В. Загидуллина // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: материалы XIII конгресса МАПрЯЛ: в 15 томах. Издательство: Международное некоммерческое партнерство преподавателей русского языка и литературы "МАПРЯЛ" (Санкт-Петербург) Гранада, Испания, 13-20 сентября 2015 г.
3. Петровская, Е. В. Кризис чтения или кризис качества чтения. [Текст] / Е. В. Петровская // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2007. - № 10. - С. 51-54.
4. Прокофьева, И. О., Шанина, Ю. А. Подходы к организации внеаудиторной работы студентов в системе современной подготовки будущего учителя-словесника [Текст] / И. О. Прокофьева, Ю. А. Шанина // Педагогический журнал Башкортостана. - 2016. - № 5 (66). - С. 66-70
5. Реутова, О. В. Формирование фонда оценочных средств в реализации программы универсального бакалавриата [Текст] / О.В.Реутова, А.В. Стафеева // ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический эксперимент им. Козьмы Минина» (Мининский университет) Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24501 (дата обращения: 11.08.2017).
пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп и 6(73), яо17 йЖавя
6. Соколова, Е. А., Шуплецова Ю.А Синхронизирующее задание «Итоговый индивидуальный проект» как часть фонда оценочных средств по модулям «История русской литературы 18 века» и «История античной литературы» [Текст] / Е. А. Соколова, Ю. А. Шуплецова // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 12-1. -С. 201-205.
7. Турышева, О. Н. Вузовское чтение в эпоху цифровой революции [Текст] / О. Н. Турышева // Зарубежная литература в вузе: инновации, методика, проблемы преподавания и изучения. Сборник статей. - Екатеринбург, 2010. - С. 96-103.
8. Хлыбова, М. А.. Опыт разработки фонда оценочных средств по иностранному языку в неязыковом вузе [Текст] / М. А. Хлыбова // Альманах современной науки и образования. - 2015. - № 6 (96). - С. 143-145.