Научная статья на тему 'ЛИТЕРАТУРНОЕ УФАВЕДЕНИЕ (НА МАТЕРИАЛЕ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО РОМАНА ПЕТРА ХРАМОВА "ИНОК")'

ЛИТЕРАТУРНОЕ УФАВЕДЕНИЕ (НА МАТЕРИАЛЕ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО РОМАНА ПЕТРА ХРАМОВА "ИНОК") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС / MODERN LITERARY PROCESS / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА / REGIONAL LITERATURE / MODERN RUSSIAN-LANGUAGE UFA LITERATURE / СОВРЕМЕННАЯ РУССКОЯЗЫЧНАЯ УФИМСКАЯ ПРОЗА / АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОЗА / AUTOBIOGRAPHICAL PROSE / MYTHOLOGEMS OF THE HOUSE / САДА / GARDEN / ДРЕВА ЖИЗНИ / TREE OF LIFE / ВЕЧНОЙ ЖЕНСТВЕННОСТИ / ETERNAL FEMININITY / ПРАВОСЛАВНЫЕ МОТИВЫ / ORTHODOX MOTIFS / КАТЕГОРИИ ВРЕМЕНИ И ПАМЯТИ / CATEGORIES OF TIME AND MEMORY / ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ / ONTOLOGICAL AND AXIOLOGICAL ASPECTS OF STUDYING / ДИСКРЕТНОСТЬ КОМПОЗИЦИИ / DISCRETE OF COMPOSITION / ЛОКАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ / МИФОЛОГЕМЫ ДОМА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Прокофьева Ирина Олеговна

Статья посвящена проблеме изучения современной региональной (уфимской) литературе в вузе, а именно учебной дисциплине «Литературное уфаведение», адресованной студентам-филологам, непосредственно одному из ее разделов, связанному с творчеством уфимского писателя Петра Храмова; особенностям автобиографизма и художественной функции категорий времени и памяти в романе «Инок» уфимского писателя, специфике романного мышления художника, изображению «биографии» героя в онтологическом и аксиологическом аспектах, художественному своеобразию и роли мифологем дома, сада, Древа жизни и Вечной Женственности в сюжете произведения; повествовательной структуре романа, дискретности композиции и синтезированному характеру хронотопа произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LITERARY UFA-CRITICISM (BASED ON THE AUTOBIOGRAPHIC NOVEL OF "THE MONK" PETER CHRAMOV)

The article is devoted to the problem of studying of modern regional (Ufa) literature in the university, namely the academic discipline "Literary Ufa-criticism", addressed to students-philologists, directly to one of its sections, connected with the work of the Ufa writer Peter Chramov; to the features of autobiography and the artistic function of the categories of time and memory in the novel of the Ufa writer "The Monk"; the specificity of the artist's novel thinking, the image of the "biography" of the hero in ontological and axiological aspects, artistic originality and the role of the mythology of the house, garden, Tree of Life and Eternal Femininity in the plot of the work; the narrative structure of the novel, the discretion of the composition and the synthesized character of the chronotope of the work.

Текст научной работы на тему «ЛИТЕРАТУРНОЕ УФАВЕДЕНИЕ (НА МАТЕРИАЛЕ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО РОМАНА ПЕТРА ХРАМОВА "ИНОК")»

И.О. Прокофьева

ЛИТЕРАТУРНОЕ УФАВЕДЕНИЕ (НА МАТЕРИАЛЕ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО РОМАНА ПЕТРА ХРАМОВА «ИНОК»)

Ключевые слова: современный литературный процесс, региональная литература, локально-региональный феномен культуры, современная русскоязычная уфимская проза, автобиографическая проза, мифологемы дома, сада, Древа жизни, Вечной Женственности, православные мотивы, категории времени и памяти, онтологические и аксиологические аспекты изучения, дискретность композиции.

Аннотация: Статья посвящена проблеме изучения современной региональной (уфимской) литературе в вузе, а именно учебной дисциплине «Литературное уфаведение», адресованной студентам-филологам, непосредственно одному из ее разделов, связанному с творчеством уфимского писателя Петра Храмова; особенностям автобиографизма и художественной функции категорий времени и памяти в романе «Инок» уфимского писателя, специфике романного мышления художника, изображению «биографии» героя в онтологическом и аксиологическом аспектах, художественному своеобразию и роли мифологем дома, сада, Древа жизни и Вечной Женственности в сюжете произведения; повествовательной структуре романа, дискретности композиции и синтезированному характеру хронотопа произведения.

На протяжении последних трех десятилетий неуклонно растет интерес отечественной гуманитарной науки к провинциальной, или, другими словами, региональной, областной, локальной культуре [1; 4; 5; 6, 7; 8; 9, 11, 12]. В связи с этим абсолютно обоснованным является включение в учебный план студентов Института филологического факультета и межкультурных коммуникаций БГПУ им. М. Акмуллы дисциплины «Литературное уфаведение», которая знакомит будущих филологов с современной русскоязычной литературой родного края, столицы республики Башкортостан. В рамках этой дисциплины мы говорим со студентами о региональной (уфимской) литературе одновременно и как о локально-региональном феномене культуры, и как о литературе, вобравшей в себя основные тенденции современного литературного процесса.

Основная цель учебной дисциплины «Литературное уфаведение» - анализ современной уфимской русскоязычной художественной прозы и осмысление основных тенденций ее развития.

Достижение данной цели предполагает решение ряда задач:

1) выявить эволюцию современной уфимской прозы, проследить ее интеграцию в российский литературный процесс;

2) рассмотреть современную русскоязычную уфимскую прозу как органическую часть российской литературы, сохраняющую собственную, регионально-национальную идентичность;

3) охарактеризовать художественное своеобразие прозы трех поколений уфимских писателей: старшего (К.Ф. Зиганшин, П.А. Храмов, М.А. Чванов), среднего (В.А. Богданов, Ю.А. Горюхин, А.Р. Кудашев, И.А. Фролов, С.Р. Чураева, Р.Х. Шаяхметова), младшего (И.В. Савельев);

4) определить основные векторы развития прозы трех поколений уфимских писателей: исповедально-биографической; художественно-публицистической; историко-философской; социально-бытовой и иронической; любовно-философской, армейской.

В нашей статье мы хотели бы остановиться на развернутой характеристике прозы только одного из самых ярких и самобытных писателей нашего региона, на своеобразии автобиографической романа «Инок» уфимского писателя Петра Алексеевича Храмова.

Роман уфимского писателя Петра Алексеевича Храмова «Инок» (впервые опубликованный в 2003 г. в журнале «Крещатик») практически не получил глубокой и полной оценки в современной литературной критике и литературоведении и требует сегодня всестороннего рассмотрения [2, 3, 10, 13]. В чем заключается специфика романного

108

педагогический жупнпл ипшмортостпнп м 6(7з), яо17

пелпгогичесний жирны\ епшнортостпнп м 6(73), яо17 йЖавя

мышления уфимского автора в его автобиографическом произведении «Инок»? В отличие от классической традиции писатель показывает нам «биографию» героя не только в аспекте социально-психологическом, но прежде всего онтологическом и аксиологическом. Автор выстраивает перед читателем (по мере постижения героем мира) систему нравственных ценностей, предлагая модель мироздания глазами ребенка, а затем и взрослого человека, который ищет истинно Божественный Смысл, Божественную мудрость во всем, что его окружает.

Читателю дается в романе не линейная и исторически мотивированная биография героя-повествователя, а поток образов, художественно изображенных картин действительности, пропущенных через призму сознания героя и поэтому во многом субъективно окрашенных. В основу детских впечатлений героя положено не всегда осознанное понимание, что все в этом мире проникнуто Божественной гармонией и красотой и только невинная и по-настоящему смиренномудрая душа ребенка способна открыть и вобрать их в себя. Поэтому автор произведения сохраняет чистое, незамутненное, детское начало и в душе главного героя, и душах близких ему людей, в каком бы возрасте они ни были.

Основой восприятия окружающей действительности героя-повествователя, как человека с художественно-поэтическим и христианско-православным мышлением, является одновременно иррационально-рациональное начало. В связи с этим роман распадается и на цикл живописных этюдов, и последовательных мозаичных картин, которые отражают ступени духовного развития и становления героя. Своеобразные зарисовки с натуры, связанные между собой внутренней сюжетной логикой, подчинены логике роста души человека, который в начале романа предстает шестилетним мальчиком, затем подростком, потом двадцатидевятилетним и в финале романа сорокашестилетним мужчиной.

«Жизнь - это война с забвением...», - замечает повествователь. Категории времени и памяти, безусловно, центральные в романе П.А. Храмова. В связи с этим важную роль в «Иноке», по замыслу автора, играют мифологемы дома, сада, Древа жизни и Вечной Женственности. Благодаря этим мифологемам в произведении возникает оппозиция вечного и сиюминутного, незыблемо целостного и дискретного, прошлого и настоящего. Писатель практически создает новые мифы и новую мифологию, являющуюся зачастую оппозиционным откликом на конкретные исторические события (уничтожение интеллигенции, сталинские репрессии и мн. др.). В характеристиках современного мира неуклонно звучит мысль о кризисе общественных процессов. Герой-повествователь замечает: «Книжное и музейное Отечество станет впоследствии для меня единственным: взрослея, я видел и понимал, что все окружающее не Россия, не Родина, а «савецка влась» - бесовское наваждение нашего народа - народа несчастного и детски доверчивого» [14, 150].

Для героя дом, тополь, сад, красота женской руки, завораживающая прелесть женского лица становятся неким абсолютом, вневременным ориентиром, к которому на протяжении всей жизни он снова и снова возвращается, осознавая его безусловную непреходящую ценность. Вот одно из детских впечатлений мальчика, столкнувшегося с совершенной женской красотой: «Что-то открылось у меня в душе, и что-то не то в нее впорхнуло, не то из нее выпорхнуло - я увидел неземную красоту. Впервые в жизни. У нее был чистый, выпуклый серьезный лоб с детскими подвижными бровями, небольшой нос, губы с ребяческим складом, широкие и высокие скулы с немыслимой плавностью вливались в детское простодушие щек, щек не улыбающихся, но молчаливо приветливых. При некоторых поворотах лицо ее казалось совершенно европейским, а при других было несомненно - это башкирка, это гордо-смиренная женственность Азии. И вот это редкое

пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп и 6(73), яо17 йЖавя

сочетание черт зрелой женственности с видом простодушно ребяческим, это тончайшее созвучие форм европейской правильности с пластикой азиатской выразительности и было, видимо, той уводящей из этого мира прелестью, которой невольно светилось ее божественно прекрасное лицо. Свет женственности освещал, казалось, не только ее облик, но и всех нас, таких обычных, всю нашу окраину и весь весенний, еще не прогревшийся белый свет» [14, 31]. И еще (хотя это впечатление связано уже с другой героиней романа): «Долго не мог я отвести взора от света простоты, ясности и миловидности, даже не предполагая, что только такие женские лица будут волновать меня всю оставшуюся жизнь» [14, 18].

Из названных выше мифологем мифологема дома одновременно ключевая и сквозная в тексте произведения: она вбирает в себя смыслы, благодаря которым раскрываются аксиологические значения, заложенные в романе. В индивидуально-творческом сознании П.А. Храмова дом - это дом детства, родовое гнездо, нравственная опора, связанная с дорогими и близкими ему по духу людьми. И хотя герой романа растет в советской стране в военное и послевоенное время, для него значимы его родовые дворянские корни. Благородство души, несокрушимая внутренняя сила и красота, человеческое достоинство - основные черты характера, которыми обладают его бабушка, дедушка, крестная и другие чистые сердцем люди их круга. В них заключен «застенчивый и деликатный стоицизм русской интеллигенции» [14, 48]. Герой вспоминает: «Бабушка, едва я научился говорить, всегда внушала мне, что злоба, направленная наружу, - яд и она перестает быть ядом, если направлена вовнутрь, против своих грехов» [14, 13].

Сообразуясь с этой емкой формулой, формируются важнейшие православные добродетели - кротость и смирение, которые дают силы храмовским героям противостоять социальной машине зла, питают мужество для каждодневного подвига, соблюдения и сохранения души в чистоте и целомудрии. Благодаря этой внутренней силе, наткнувшись на спокойный и светлый взгляд бабушки, вдруг перестал буянить и материться сосед-коммунист, в пьяном угаре рвущийся в комнату, где жила семья маленького мальчика. Благодаря глубокой вере Елена Григорьевна (крестная героя) вышла с иконкой на крыльцо, «пытаясь спасти дом от искр многочисленных и губительных» во время пожара на лесопилке, трогательно укрывая руками от соседа-милиционера святой образ [14, 61]. Благодаря стоицизму выжил дедушка, когда лагерный врач-изувер, избивая его «куском колючей проволоки - бил по лицу» и «кричал что-то про яичницу-глазунью», которую, вероятно, хотел сделать из глаз заключенного [14, 105].

Дом, семья - центральное звено авторских биографических описаний, духовный феномен, источник формирования нравственного потенциала героя. Именно семья, история судеб бабушки и дедушки, отца и матери, крестной, формирует и закрепляет нравственный кодекс поведения главного героя романа.

В произведении родовые корни автобиографического героя представлены, через истории конкретной семьи и семей близких ему людей, историю страны, судьбы русской интеллигенции в Советской России. Так в «Иноке» бытовое время сопряжено и тесно переплетено со временем историческим. В автобиографическом романе последовательно и концентрированно раскрываются авторские взгляды, субъективно трактуются житейские исторические факты.

Семья и дом героя символизируют собой в «Иноке» родовое дворянское гнездо. А какое же дворянское гнездо без усадьбы и сада? Поэтому так причудлив дом в храмовском тексте, с его описания и начинается роман. Семья героя ютится только в одной из комнатушек большой коммунальной квартиры, находящейся в этом сказочном доме. Пожалуй, только маленький мальчик по-настоящему может оценить красоту дома, который одновременно напоминает терем из сказки о царе Салтане, вальтерскоттовский

пелпгогичесний жирны\ епшнортостпнп м 6(73), яо17 йЖавя

замок и чеховский дом с мезонином, он как бы весь, замечает повествователь, «стремился к небесам и походил на остановившееся пламя» [14, 3].

Рядом с домом во дворе есть чудесный тополь и сад. Правда, сад поруган: он находится за забором, в нем давно ничего не цветет, и принадлежит этот сад особой советской семья, «сочетавшей в себе патриархальщину, уголовщину и «патриотическое» доносительство» [14, 7]. Противопоставлен этому мертвому саду неоднократно упоминаемый в романе чеховский сад. Тема чеховского сада (традиционная для русской литературы) звучит рефреном в тексте произведения, как своеобразный символический аккорд, который взаимосвязан с темой разрушения, уничтожения дворянских гнезд.

Тополь в романе - Древо Жизни, символ мироздания, который объединяет в тексте пространственные и временные координаты. Именно с тополем герой соотносит практически все значительные и, казалось бы, на первый взгляд самые обыденные события своей жизни: будь то густой туман утром, первый зимний снегопад, ледоход на реке, первая влюбленность и т.п. Герой говорит: «Состояния природы были совершенно неотделимы от состояния моей души» [14, 22]. «Я пытался даже «соображать»: вот ведь - радостно мелькнуло в душе - вот я не вижу моего тополя, а он есть, и только туман мешает его видеть. А может, и не мешает, а так надо, чтобы знать, что невидимое - есть» [14, 23]. Что это, если не глубокое и естественное осознание Бога душой маленького мальчика -шестилетнего ребенка, который интуитивно чувствует всю уродливость уклада жизни коммунистической России, открывая для себя гармоничность Божьего природного мира, существующего совсем по другим законам, нежели мир социальный. «Тут были и дожди -то кроткие, то вспыльчивые, тут был и таинственный туман, похожий на божье сотворение мира, и беспощадно ясное солнце, похожее на конец его. Тут были и замедляющие жизнь матовые морозы, и убыстряющие ее, ослепительные ручьи; тут были и тревожащие мир мятежные птицы и успокаивающая его, на все согласная Белая - родная моя река. Тут были и неожиданные вспышки глубочайшей, головокружительно-внезапной нежности к людям, совсем разным, даже незнакомым прохожим. Была нежность даже к тому, с чем соприкасались их душа, тело, взор; так я испытывал любовь к пальтишку (я его даже гладил), которое согревало маму, и испытывал благодарность к своему тополю за то, что мама взглядывает на него порою, словно припоминая что-то хорошее и надежное» [14, 28]. Благодаря тополю в романе к герою приходит понимание, что «мы - и люди, и деревья -одна семья, и судьба у нас, как видите, - общая» [14, 84].

Память о любимом доме, тополе герой проносит через всю свою жизнь и тяжело воспринимает их «смерть»: место, где когда-то стоял дивный дом, закатали в асфальт, а чудесный тополь срубили и отнесли вместе с другими деревьями к моргу. Дом, тополь, мотив чеховского сада неразрывно связаны в романе не только с уходящим в прошлое детством, но и с уходящей в прошлое Россией, чья судьба соединена с русской интеллигенцией, русским дворянством, православной верой.

Несмотря на то что в романе очень четко очерчены географические, топонимические координаты (Башкирия: Уфа, Турбаслы, реки Белая и Сутолока, Монумет Дружбы, Сергеевская церковь, завод горного оборудования, Цыганская поляна, улица Егора Сазонова («кстати, Россия - единственная в мире страна, где улицы называются именами бандитов») и т.д.) [14, 37], писатель создает образ России, российского провинциального города, нравственным стержнем которого, вопреки всему (атеистической коммунистической идеологии), является православная вера, православное мировосприятие. Так, рядом с людьми, несущими разрушение: соседом-милиционером, плюющим на икону; рабочими лесопилки, забившими насмерть лошадь и задумавшими распилить бездомного пса и т.п., -есть люди, живущие «скромно, улыбчиво и чисто» [14, 101]. Например, старик возница (эпизодический герой в романе), помогавший перевезти небольшой скарб семьи мальчика

пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп и 6(73), яо17 йЖавя

в новый дом. «Телега наша спустилась под гору, на которой сейчас стоит Монумент Дружбы, и по гулкому под копытами мосту переехала малую речонку Сутолоку, коричневым блеском мерцающую на дне глубокого оврага. Из оврага тянуло сыростью и запахом шиповника. Налево показалась церковь - стройненькая, голубая и радостная себе самой. Возница снял холщовую фуражку и перекрестился. Я подивился его смелости. Мама и бабушка замерли уважительно, но примеру его не последовали. Забоялись» [14, 6].

Дом, Древо Жизни (тополь), сад, Вечная Женственность для П.А. Храмова - основа пространственно-временной и духовной памяти героя, составляющие некого идеального мира, противопоставленного грубой бездушной, все разрушающей, реальности. Реальности, находящейся на «другом берегу».

Категории времени и памяти, православные мотивы определяют особенности повествовательной структуры романа, лирическую субъективацию повествования, дискретность композиции и синтезированный характер хронотопа произведения. В эпическом храмовском тексте, действие в котором начинается в 1942-ом, а завершается примерно в 1985-х годах, соединяются разные пространственно-временные пласты, суждения маленького героя дополняются и расширяются взглядами зрелого повествователя, оценки которого вводятся в художественный текст с помощью таких фраз, как: «много лет спустя», «как я понял значительно позже.», «и тридцать лет спустя она продолжала верить.», «я думал-вспоминал сквозь дремоту» и т.п.

Поэтому так часто звучит в романе высказывание «я вспомнил», с которого часто начинается новый повествовательный фрагмент произведения: это обусловливает лейтмотивную композицию художественного текста, монтажные переходы между событиями в романе. Смысл названия полностью созвучен художественной идее храмовской книги. Писатель ставит перед собой задачу создать яркие, самобытные характеры иноков, людей глубоко верующих и хранящих крепкий нравственный стержень.

На место линейной сюжетной динамики выдвигаются ассоциативные механизмы памяти. Личные, глубоко интимные воспоминания героя подчас вбирают в себя прозрения об устройстве Вселенной и поворотах исторической жизни, глубокие обобщения и выводы, которые часто звучат афористично. Например: «Особая печаль непоправимости; я уже не догадывался, как в детстве, я уже знал, что суицид смущает наш народ - но зачем же тащить за собой все живое. О, бесовское, о проклятое окаянство российского всеразрушения! Вечное, увы, окаянство» [14, 62]; «Это же просто, дружочек: бессмертие души (Бог) и искусство (песня) - они же друг в друге находятся, ну как вода и кувшин» [99]; «Детские ощущения всегда правы: только жизнь неколебимо убедила меня в злой бессмыслице любой борьбы и великой тщете любых побед» [14, 44].

С категорией времени и памяти непосредственно связан смысл финала романа. Не властно время над светлым, добрым, Божьим, поэтому и не исчезают из памяти героя образы родных и близких его сердцу людей: бабушки и дедушки, матери и отца, любимой с именем пушкинской героини Маши Мироновой, собаки Лобика, любимого тополя и родного дома, скромной церкви, стоящей в тихом сиянии, лика нестеровского отрока, увиденного на незаконченном полотне художника в уфимском музее, и многое другое.

В ценностном строе памяти героя сквозным оказывается противопоставление прекрасного и безобразного, вечного и тленного. И вечным остается вопрос героя-повествователя о том, почему человек уничтожает прекрасное вокруг себя. «Убивать и ломать, ломать и убивать - неужели это в крови людской? Что думает Господь? Оставит ли он людям право на существование или, к рваной матери, сотрет их с лица земли, чтобы спасти ее - несчастную, изгаженную, поруганную эту землю. Господи, покарай взрослых, но пощади детей. Пощади, Отче наш, даже зная, что вряд ли они свернут с дороги отцов своих» [14, 232].

пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп и 6(73), aoi7 gssssg-ö

Обобщая все вышесказанное, хотелось бы отметить, что автобиографическая проза Петра Храмова - только один из векторов современной литературы, к которому достаточно часто обращаются многие российские писатели. Изучая же региональную литературу как локально-региональный феномен культуры, мы, во-первых, мотивируем и активизируем интерес студентов-филологов к современной литературе; во-вторых, даем возможность будущему учителю-словеснику составить целостное представление об общероссийском литературном процессе, неотъемлемой частью которого является современная русскоязычная уфимская проза. В-третьих, обращаясь к творчеству региональных писателей, студенты-филологи убеждаются, что литература рождается не только в центре, но и на периферии. А творчество региональных авторов, подобно родникам, питают ее полноструйные реки.

1. Абашев В. В. Русская литература Урала. Проблемы геопоэтики : учеб. пособие / В. В. Абашев. - Пермь : Изд-во Пермского университета, 2012. - 140 с.

2. Борисова В. В. Роман П. А. Храмова «Инок» в контексте региональной и русской классической литературы /

B. В. Борисова // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки. - 2016. - Т. 18. № 1 (148). - С. 77-85.

3. Борисова В. В., Шаулов С. С. Художественный текст: аспекты анализа и интерпретации в школе и вузе: учеб.-метод. пособие / В. В. Борисова, С. С. Шаулов. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2015. - 192 с.

4. Бурлина Е. Я. Мифы о провинциальной культуре / Е. Я. Бурлина // Российская провинция. - № 1. - 1994. -

C.48-51.

5. Дергачева-Скоп Е. И., Алексеев В. Н. Концепт «культурное гнездо» и региональные аспекты изучения духовной культуры Сибири [Электронный ресурс] / Е. И. Дергачева-Скоп, В. Н. Алексеев. - Режим доступа: http://zaimka.ru/dergacheva-concept/.

6. Инюшкин Н. М. Провинциальная культура: природа, типология, феномен: дис. ... д-ра культур. наук: 24.00.01 / Н. М. Инюшкин. - Саранск, 2005. - 325 с.

7. Прокофьева И.О. Основные подходы и методы исследования региональной литературы // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - № 12 (54). Ч. 1. - Тамбов: Изд-во «Грамота», 2015. - С. 147- 151.

8. Прокофьева И.О. Современная уфимская проза конца XX - начала XXI вв.: эволюция и пути интеграции // Applied and Fundamental Studies: Proceedings of the 2nd International Academic Conference (March 8- 10, 2013). Vol. 2. -St. Louis, Missouri, USA: Publishing House «Science and Innovation Center», 2013. - P. 173-183.

9. Прокофьева И.О. Уфимская Rossica XXI века // Современная уфимская художественная проза (1992-2012): Хрестоматия. - Уфа: БГПУ, 2013. - 433 с.

10. Прокофьева И. О. Художественное своеобразие исповедально-биографической повести П. А. Храмова «Инок» // Вестник Томского государственного педагогического университета. - № 11 (139). - Томск: ТГПУ, 2013. - С. 39-44.

11. Соболева Л. С. Концепт «культурное гнездо»: возврат из забвения / Л. С. Соболева // Регионы России для устойчивого развития: образование и культура народов Российской Федерации : материалы международ. науч.-практ. конф. 2527 марта 2010 г. - Новосибирск, 2010. - С. 253-259.

12. Созина Е. К. Введение / Е. К. Созина // Литературный процесс на Урале в контексте историко-культурных взаимодействий: конец XIV - XVIII вв.: коллективная монография / отв. ред. Е. К. Созина. - Екатеринбург : УрО РАН: Издательский дом «Союз писателей», 2006. - С. 5-20.

13. Федоров П. И. Хрустальный крест / П. И. Федоров // Бельские просторы. - 2011. - № 1. - С. 83-88.

14. Храмов П. А. Инок: роман / П. А. Храмов. - Уфа: Китап, 2012. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.