УДК 377 И. Ю. Кузнецова, преп. Политехнического
374 колледжа, Челябинская обл., г. Магнитогорск,
e-mail: [email protected] Е. В. Кольцова, преп. Политехнического колледжа, Челябинская обл., г. Магнитогорск С. Н. Щепетихина, преп. Политехнического колледжа, Челябинская обл., г. Магнитогорск
КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ НА ПРИМЕРЕ ГАОУ СПО (ССУЗ) «ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» г. МАГНИТОГОРСКА
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме культурно-просветительной работы среди подрастающего поколения. Выделяются и описываются характерные особенности формирования просветительной культуры на различных этапах становления и развития нашей страны. Особое внимание в статье акцентируется на подробной характеристике и организации социально-культурной работы в Политехническом колледже г. Магнитогорска.
Ключевые слова: культурно-просветительная работа, воспитание, социализация личности.
Кризисные явления современной эпохи в условиях перехода от советской модели государства и образования к новой, либеральной, рыночной модели в полной мере отразились на сфере просветительской культуры. Резкое сокращение финансирования культурной сферы, интенсивная потеря аудитории культурными учреждениями, снижение уровня жизни населения и, как следствие, утрата основополагающего принципа культурно-просветительной работы — общедоступности культурных благ — все это явилось отражением общей социально-экономической ситуации в стране.
Массовые закрытия культурных учреждений начались в кризисные 1991-1992 гг. В стране прекратили свою деятельность более 10 тыс. драматических театров и более 30 тыс. хоровых и хореографических коллективов. Распад социальной инфраструктуры привел к тому, что по всей стране закрылись десятки тысяч государственных домов культуры, рабочих клубов. Эти клубы, кружки, какими бы «балалаечными» они ни казались эстетам, выполняли важные функции — обеспечивали доступный культурный досуг миллионам людей, приобщали широкие массы населения к азам культуры и творчества. Результатом этого стала значительная утрата нравственных и эстетических идеалов, культурных традиций, отечественного наследия. Недооценка проблем культурного просвещения привела, в сочетании с нерешенными социальными и экономическими проблемами, к росту преступности, обострению межнациональных конфликтов, падению в обществе духовности, нравственности.
Современный этап развития страны характеризуется сложными, неординарными, зачастую противоречивыми процессами в отраслях материального производства, коренным обновлением общественных и иных институтов, роли человеческого фактора, которая в условиях демократизации общества и осуществления рыночных реформ претерпевает кардинальные изменения. Поступательное развитие страны в огромной степени связано с дальнейшим повышением образовательного и культурного уровня населения, ростом общественно-политической и культурной активности каждой отдельно взятой личности. В течение последнего десятилетия ситуация стала меняться в лучшую сторону. В современных условиях возрастает интерес к проблемам культуры. Выход из кризиса, поиск новых путей развития, формирование нового общественного сознания, с одной стороны, и проблема существования и функционирования культуры в условиях рынка — с другой, требуют критического, объективного исследования и анализа политики в этой области. Ведь культурная политика является существенным явлением в жизни любого современного общества. Именно с помощью культурной политики делаются попытки установить формальные границы творческой деятельности, ее направления и приоритеты; именно культурная политика определяет степень влияния различных субъектов культурной жизни общества на процессы, происходящие в этой сфере; она же во многом влияет на взаимоотношения участников культурного процесса. В конечном итоге именно культурная политика в большей степени определяет состояние всей сферы культуры в данном обществе.
Культурная политика является формой проявления взаимосвязи политики и культуры. Связь политической и культурной сфер обусловлена многими причинами. Сама сфера политики представляет собой результат социально-культурной деятельности, созданный обществом на определенном этапе своего развития. Политика, в сущности, является одной из форм бытия культуры в государственно-организованном обществе. Кроме того, культура, так же, как и политика, выполняет регулятивную функцию по отношению к процессам, происходящим в обществе. Важнейшей же причиной пристального внимания политической сферы к культуре, видимо, является то, что последняя выступает в качестве основного механизма социализации личности.
Повышение культурного уровня населе-ния—проблема комплексная, требующая целенаправленных усилий органов власти, учреждений культуры и искусства. Важным составляющим решения этой исключительно важной и социально значимой задачи является культурно-просветительная работа и деятельность средств массовой информации по формированию и удовлетворению духовных запросов населения.
Клубы, дома культуры, библиотеки и другие культурно-просветительные учреждения, радио, телевидение, газеты, журналы вновь становятся массовыми, общедоступными средствами воздействия на городских и сельских жителей. Работая в тесном контакте и взаимодействии с другими идеологическими учреждениями, общественными организациями, они выполняют важные политико-воспитательные, просветительные, информационные и другие функции. Наличие свободного досугового времени у населения и развивающейся социально-культурной базы является предпосылкой развертывания беспрецедентной по своим масштабам и формам культурно-просветительной работы.
В широком смысле под термином «культурно-просветительная работа» понимают любую организованную вне учебных заведений деятельность, способствующую культурному росту человека; в узком — направленную деятельность клубных учреждений, массовых библиотек, парков и садов культуры и отдыха, музеев, кинотеатров, театров и других учреждений культуры, а также радио и телевидения.
Работники сферы культуры пытаются определить сегодня свои собственные возможности, свой потенциал в таком важном деле, как возрождение и развитие просветительских направлений в культуре и искусстве. В новых условиях именно культурно-просветительным учрежде-
ниям принадлежит существенная роль в активизации человеческого фактора во всех сферах жизнедеятельности современного общества. И каким бы нареканиям ни подвергалась культурно-просветительная работа прошлых, советских, лет: и за излишне активную идеологию, за мелочную опеку со стороны властных структур — сегодня именно эти, ранее сложившиеся традиционные формы и структуры продолжают выполнять задачи духовного воспитания подрастающего поколения, распространения культурных ценностей [1].
Как же в настоящее время обстоят дела с культурным просвещением? Мы хотим рассмотреть этот вопрос на примере работы Политехнического колледжа г. Магнитогорска.
В колледже огромное внимание уделяется организации воспитательной работы с обучающимися. Культурно-просветительная работа является неотъемлемой частью целостной системы воспитательной работы колледжа, цель которой — формирование личности компетентного гражданина, отвечающей запросам современного общества, готовой и способной выполнять социальные роли, предусмотренные профессиональной деятельностью.
Исходя из цели выделяются основные направления воспитательной работы педагогов: психолого-педагогическое сопровождение личности обучающихся; формирование личности в коллективе и через коллектив; воспитание профессионала; развитие творческой доминанты; воспитание гражданина и семьянина; формирование установки на здоровый образ жизни.
Все перечисленные направления определяют методы и формы организации культурно-просветительной работы в колледже.
Обучающимся представлены широкие возможности для развития творческих способностей. Каждый студент колледжа может стать участником одного из коллективов, реализовать в них свой творческий потенциал, приобщиться к культуре своего народа, своей страны. В колледже на протяжении многих лет стабильно работают замечательные кружки: академический хор юношей, фольклорный коллектив «Купала», академический ансамбль девушек, танцевальный коллектив «Уличные танцы», театральный коллектив «Праздник», команда КВН.
В учреждении проводятся традиционные культурно-просветительные мероприятия по гражданскому и военно-патриотическому воспитанию с привлечением ветеранов войны и Вооруженных Сил, ДОСААФ, сотрудников музеев профтехобразования колледжа и города, городского
ОМОНа, военкомата. Примером могут служить такие мероприятия, как дни призывника, митинги Памяти, месячник оборонно-массовой работы, учебно-военные сборы в ДОЛ «Запасное», соревнования по военно-прикладному многоборью, первенство колледжа по стрельбе, городские и областные туристические слеты, досуговые походы и выезды, военно-спортивное мероприятие «Патриот», организуемый совместно с МПОО «Собор» спортивно-туристический праздник «Весенние старты», уроки мужества («Растим патриотов России», «Знакомство со знаменем», «Дни воинской славы России»), военизированная игра «Боевой рейд», показательные выступления с оружием обучающихся колледжа, проведение военной викторины и игр в школах и домах дополнительного образования.
Под руководством А. Г. Ноздрачева в Политехническом колледже действует военно-туристический клуб «Звезда». Работа клуба строится по следующим направлениям: туристический кружок спортивного туризма — 27 чел., досуго-вого туризма — около 90 чел., стрелковый кружок — 65 чел., школа инструкторов — 24 чел. Активно задействован в проведении культурно-просветительной работы и музей колледжа. Так, за 2011/12 уч. г. было проведено 104 экскурсии (для обучающихся — 84) с охватом 2122 чел.
Музей по определению — это важнейший канал ретроспективной информации, ориентированный на поиск, сохранение и экспонирование природного и предметного окружения человека, сохранение национально-культурных традиций и наследия мировых цивилизаций. Одно из важнейших направлений в работе музея — пропаганда научных знаний, формирование исторического мышления и национального самосознания. Музей профобразования Политехнического колледжа — уникальное собрание материалов о становлении и развитии профессионального образования в г. Магнитогорске от 1930-х гг. до наших дней. В основу экспозиций легли материалы музеев Профессионального лицея № 13, СГПТУ № 19, музейных комнат Профессиональных училищ № 63 и № 77, лицея № 41. В марте 2008 г., после объединения образовательных учреждений НПО в ГОУ СПО (ССУЗ) «Политехнический колледж», администрацией колледжа было принято решение о создании музея. Создавая свою историю, колледж считает необходимым сохранить в памяти студентов и горожан основные вехи развития образовательных учреждений, вошедших в его состав: ПЛ № 41, ПЛ № 13, ПУ № 97 и ПУ № 63.
Особое внимание в музее уделено периоду Великой Отечественной войны. Вклад
Магнитки в победу неоспорим и весом. Только учащимися Ремесленного училища № 13 за годы войны было выпущено 926 539 т чугуна, 1 292 720 т стали, 680 149 т проката. Указом Президиума Верховного Совета СССР училище было награждено орденом Трудового Красного Знамени за успешное выполнение заданий правительства по подготовке квалифицированных рабочих и отличное выполнение заданий по выпуску металла силами учащихся для нужд обороны страны. В 1946 г. Ремесленному училищу № 13 было передано на вечное хранение Переходящее Красное Знамя Главного управления Трудовых резервов при СНК СССР и ЦК ВЛКСМ. Ремесленное училище № 1, вошедшее в состав ПУ № 97, за годы войны подготовило для ММК 4594 чел., наладило выпуск обороной продукции, своими силами построило литейную мастерскую. Педагоги вместе с учащимися изготовили более 1 млн мин и 1,5 млн деталей для ракетных установок «Катюша».
В преддверии открытия музея был проведен ряд мероприятий: организована научно-исследовательская работа, в результате чего внесена информация о Политехническом колледже в Ви-кипедию — общедоступную интерактивную универсальную энциклопедию, проведен конкурс сочинений, выпущен сборник сочинений обучающихся колледжа «Война глазами детей». Заведующей музеем Т. Г. Кекиной ведется совместная работа с краеведческим клубом «Рифей», организовано 15 экскурсий в музей поискового отряда, еженедельно для обучающихся колледжа представителем клуба проводятся лекции1.
Среди студентов колледжа ведется целенаправленная культурно-просветительная работа по формированию установок на здоровый образ жизни. Ученые считают, что на 20 % здоровье зависит от наследственных факторов, на 20 % — от действия окружающей среды, на 10 % — от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50 % зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Занятия спортом играют существенную роль в деле оздоровления молодого поколения. В стенах колледжа работает достаточное количество спортивных секций, чтобы каждый студент мог по желанию заняться тем или иным видом спорта. Обучающиеся активно посещают секции стрельбы, волейбола, баскетбола, секцию спортивных игр для проживающих в общежитии, секцию атлетической гимнастики. Команды спортсменов Политехнического кол-
1 См. сайт ГАОУ СПО «Политехнический колледж»: http://magpk.ru.
леджа достойно представляют родное учебное заведение на соревнованиях различного уровня: областных, российских, международных. Ежегодно в рамках региональной спартакиады проводятся соревнования по футболу, баскетболу, настольному теннису, волейболу, лыжам среди учреждений начального профессионального образования. Спортсмены колледжа стабильно проявляют себя лучшими во всех спортивных соревнованиях.
Но только занятия спортом не решат проблему оздоровления нации в целом. Нормой для каждого должен стать здоровый образ жизни, который не совместим с вредными привычками. Разработка эффективных мер, направленных на укрепление здоровья подрастающего поколения, в настоящее время является важнейшей социальной задачей. Борьба с вредными привычками, профилактика всех видов зависимостей занимают важное место в культурно-просветительной работе колледжа. В нашем учебном заведении действует клуб «Мир без наркотиков», регулярно проводятся лектории с приглашением медицинских работников, которые пропагандируют здоровый образ жизни.
Следует отметить также и осуществляемую работу по формированию правовой культуры подростков. Представители правоохранительных органов постоянно приглашаются в колледж для проведения лекций по профилактике правонарушений.
Администрация ведет активную работу с родителями обучающихся. Совместная деятельность образовательного учреждения и семьи осуществляется в следующих направлениях: просветительская работа с родителями обучающихся; обучение родителей методам формирования у подростков здоровьесохранных умений и навыков, законопослушания; вовлечение родителей в воспитательный процесс; пропаганда опыта семейного воспитания культуры здоровья. На общих родительских собраниях регулярно проводятся лекции по темам: «Алкоголизм и наркомания среди подростков», «Роль семьи в предупреждении правонарушений и подростковой преступности. Свободное время подростков», «Противоправные действия подростков. Летний отдых обучающихся», «Результаты диагностики обучающихся. Компьютер в жизни подростка», «Статистика правонарушений среди обучающихся колледжа. Летняя занятость обучающихся», «Причины агрессивности подростков» и др.
Библиографический список
Культурно-просветительная работа занимает существенное место в воспитательной работе классного руководителя. В группах каждую неделю проводятся классные часы самой разнообразной тематики: «О вреде курительных смесей», «Этот "безвредный" напиток», «Игрома-ния: что это — болезнь или распущенность?», «Спайс: последствия», «Аркаим — загадка времен», «Город, в котором я живу», «Дружба дороже богатства», «О вкусах не спорят, о манерах надо знать», «День Защиты детей», «Права и обязанности подростков», «День независимости России», «Когда добро творит зло», «Уголовная и административная ответственность подростков», «31 мая — Всемирный день борьбы с курением», «Жизненные ценности», «Творчество И. С. Баха», «Здоровье и красота», «Деньги решают все?!», «Вечная проблема человечества» (профилактика суицида), «Генная инженерия. За и против», «Шедевры мировой культуры. Живопись Поленова, Иванова, Крамского», «Терроризму — нет!» и др.
В заключение следует отметить, что задачи, а тем более конкретное содержание культурно-просветительной работы не являются неизменными, раз и навсегда данными. Они отражают динамику общественной жизни, диктуются ее потребностями, особенностями социокультурного развития. Деятельность образовательных учреждений, как и учреждений культуры, в настоящее время обретает особую актуальность и выходит на первый план, так как одним из важнейших направлений их работы является создание условий для удовлетворения духовно-нравственных потребностей подрастающего поколения, сохранение и передача культурного наследия страны и отдельно взятого региона, а также формирование мотивов поведения личности и содействия ее становлению и социализации. Кроме того, помимо удовлетворения культурных и информационных потребностей студентов, наш колледж выполняет еще одну немаловажную функцию — создает комфортное пространство для проведения досуга обучающихся, что является важным фактором стабилизации, снятия напряженности, предотвращения конфликтов, укрепления взаимосвязи поколений, удовлетворения потребности личности в развлечениях и отдыхе. Все эти функции выполняет социально-культурная работа, проводимая в нашем образовательном учреждении.
1. Ломов, Б. Ф. Общение как проблема общей психологии [Текст] / Б. Ф. Ломов. — М., 1975.