Научная статья на тему 'Социально-культурная деятельность и культмассовая работа: аспекты практики и концептуализации'

Социально-культурная деятельность и культмассовая работа: аспекты практики и концептуализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
819
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТМАССОВАЯ РАБОТА / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сазыка Галина Сергеевна

Одной из методологических проблем теории и практики социально-культурной деятельности является соотношение основного понятия с предшествующими и до сих пор употребляемыми в практике терминами «культурно-просветительная» и «культ-массовая» работа. Объектом исследования является историко-культурный дискурс теории социально-культурной деятельности и современной педагогической практики. Предмет исследования содержательность понятия «социально-культурная деятельность». Цель исследования обозначить существенные аспекты содержания основного понятия и соотнести его с практическим использованием терминов «культурно-просветительная» и «культмассовая» работа. Проанализировав ряд примеров осуществления социально-культурной деятельности в учреждениях профессионального образования России, мы приходим к выводу, что культмассовая и культурно-просветительная работа в настоящее время являются одним из существенных аспектов содержательности социально-культурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES AND CULTURAL WORK:ASPECTS OF PRACTICE AND CONCEPTUALIZATION

One of the methodological problems of the theory and practice of socio-cultural activities is the ratio of the main concepts with the previous and still used in practice terms "cultural work" and "cultural-educational work". The object of study is the historical and cultural discourse theory, socio-cultural activities and modern teaching practices. The purpose of the study is to identify significant aspects of the content of the main concepts and relate them to the practical use of the terms "cultural" and "cultural" work. Having analyzed a number of examples of socio-cultural activities in institutions of professional education of Russia, the conclusion can be drawn that the cultural and cultural-educational work currently is one of the essential aspects of the content of socio-cultural activities.

Текст научной работы на тему «Социально-культурная деятельность и культмассовая работа: аспекты практики и концептуализации»

УДК 374

DOI: 10.18384/2310-7219-2018-4-49-57

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И КУЛЬТМАССОВАЯ РАБОТА: АСПЕКТЫ ПРАКТИКИ И КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ

Сазыка ГС.

Краснодарский государственный институт культуры

350072, г. Краснодар, ул. Имени 40-летия Победы, д. 33, Краснодарский край,

Российская Федерация

Аннотация. Одной из методологических проблем теории и практики социально-культурной деятельности является соотношение основного понятия с предшествующими и до сих пор употребляемыми в практике терминами «культурно-просветительная» и «культмассовая» работа. Объектом исследования является историко-культурный дискурс теории социально-культурной деятельности и современной педагогической практики. Предмет исследования - содержательность понятия «социально-культурная деятельность». Цель исследования - обозначить существенные аспекты содержания основного понятия и соотнести его с практическим использованием терминов «культурно-просветительная» и «культмассовая» работа. Проанализировав ряд примеров осуществления социально-культурной деятельности в учреждениях профессионального образования России, мы приходим к выводу, что культмассовая и культурно-просветительная работа в настоящее время являются одним из существенных аспектов содержательности социально-культурной деятельности.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, культмассовая работа, культурно-просветительная работа, социализация, инкультурация.

SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES AND CULTURAL WORK: ASPECTS OF PRACTICE AND CONCEPTUALIZATION

G. Sazyka

Krasnodar State lustitute of Culture

33,40-letiya Pobedy ul, Krasnodar, 350072, Krasnodarskiy Kray, Russian Federation

Abstract. One of the methodological problems of the theory and practice of socio-cultural activities is the ratio of the main concepts with the previous and still used in practice terms "cultural work" and "cultural-educational work". The object of study is the historical and cultural discourse theory, socio-cultural activities and modern teaching practices. The purpose of the study is to identify significant aspects of the content of the main concepts and relate them to the practical use of the terms "cultural" and "cultural" work. Having analyzed a number of examples of socio-cultural activities in institutions of professional education of Russia, the conclusion can be drawn that the cultural and cultural-educational work currently is one of the essential aspects of the content of socio-cultural activities.

Key words: socio-cultural activities, cultural work, cultural education, socialization, inculturation.

© CC BY Сазыка Г.С., 2018.

Одной из методологических проблем теории и практики социально-культурной деятельности, сложившейся ввиду преемственности современной педагогикой конструктивного опыта советской эпохи, является соотношение основного понятия с предшествующими и до сих пор употребляемыми в практике терминами «культурно-просветительная», «культурно-массовая» или «культмассовая» работа. Близких по значению терминов в советское время употреблялось достаточно много. Одно из объяснений указывает А.Д. Жарков, поясняя, что межотраслевая разобщённость ведомств СССР, ответственных перед партийным руководством за реализацию культмассовой работы, содействовала терминологическому многообразию [4, с. 54].

С понятием социально-культурной деятельности в педагогическом аспекте связывается развитие личностных качеств человека, гарантирующих возможность реализации им общекультурных и профессиональных компетенций в современной социальной среде. М.А. Арианский подчёркивает, что необходимость учёта различий процессов социализации и инкуль-турации личности, происходящих в результате активного её участия в социально-культурной деятельности, составляет существенное преимущество современной педагогической концепции, отличающей её от концепции советского времени, построенной на идеологических и воспитательных функциях культмассовой работы [1, с. 38]. Между тем отнести прежние термины к своего рода теоретическому атавизму, не выражающему реалий современной практики, как показы-

вает опыт, невозможно. По-прежнему культмассовая или культурно-просветительная работа занимает в образовательной системе современной России определённые позиции. Уточнение категориально-понятийного аппарата в общетеоретическом плане ценно прежде всего для определения главных явлений и процессов, изучаемых педагогической наукой, в прикладном же аспекте - для формирования авторской позиции и совершенствования существующих практических методов.

Объектом исследования является современный и историко-культурный дискурс теории социально-культурной деятельности и педагогической практики. Предмет исследования - содержательность понятия «социально-культурная деятельность». Цель исследования - обозначить существенные аспекты содержательности основного понятия и соотнести его с практическим использованием терминов «культурно-просветительная» и «культмассовая» работа.

Помимо общенаучных методов и приёмов (абстрагирование, анализ, синтез и сравнение) в исследовании используются методы сравнительно-исторического, типологического и концептуального анализа для определения содержания близких по значению терминов и понятий.

В советское время культурно-просветительская деятельность была неотъемлемой и наиболее конструктивной частью культурной политики государства. Воспитание специалистов отрасли культуры представлялось стратегической и в высшей степени важной задачей, от решения которой зависела не только идеологическая устойчивость советского человека как

строителя коммунистического будущего, но своеобразно понимавшийся суверенитет советского государства, незыблемость межнациональных связей его регионов и идеологическая управляемость социальными процессами [9].

Среди ведущих отечественных ученых и педагогов, активно реформировавших это направление работы отечественной высшей школы, следует назвать М.А. Ариарского, И.И. Горлову, А.Д. Жаркова, А.С. За-песоцкого, А.И. Манаенкова и др. Демократизация российского общества в конце XX в. обострила необходимость ориентации данного направления на передовые достижения современной науки, потребовала переосмысления накопленного опыта, переориентации просветительской доктрины на насущные потребности общества, выраженные в сохранении традиций народной культуры, достижений мировой культуры и необходимости развития на основе непреходящих ценностей целостной личности [14, с. 130-134].

Принципиальное отличие концепта культурно-массовой работы советского времени от концепции социально-культурной деятельности лежит в методологических основаниях. Если первый базировался на идеологическом догмате безусловного благотворного влияния коллектива на личность, то психолого-педагогическая база современных представлений строится на понимании, что коллектив формируется и развивается путём реализации ценностно-смысловой сферы личности. Социально-культурная деятельность складывается из конкретных поступков людей, характеризующихся не только социальной

детерминацией, но и системой самодетерминации личности, составляющей основу культуры личности. Опираясь на опыт отечественных и зарубежных исследований (А.Г. Асмолов, Э. Берн, М. Вебер, Л.С. Выготский, Л. Коль-берг, А.Н. Леонтьев, М. Рокич и др.), Т.Н. Мельников и Л.Т. Потанина указывают: «Высший уровень поведения личности предполагает "восхождение" на ступень самостоятельного поступка, когда личность в своих действиях руководствуется не только известными в культуре "образцами" поведения, но выходит за их пределы, конструируя новые формы поведения» [8, с. 23].

Сфера досуга насыщается социально-культурной деятельностью не в результате слепого участия индивида в массовых мероприятиях, а в результате активной самореализации личности в социальном взаимодействии. Концепция социально-культурной деятельности, таким образом, включает в себя концепт социокультурной автономии личности, активное творческое начало индивида как созидателя культуры.

Роль автономной личностной активности в социальной саморегуляции возрастает в свете коренных изменений культурной жизни общества под воздействием интенсивного развития информационных технологий (М. Ма-клюэн, А. Моль, Э. Тоффлер и др.). В постиндустриальном обществе происходит трансформация способов реконструкции социальной реальности [12]. Если традиционная культура для личности являлась источником структурированных ценностно-смысловых моделей, транслируя устойчивость общепринятых норм, то культура современного информационного обще-

ства в плоскость личностной культуры транслирует сразу множество вероятных моделей, образуя устойчивые «мозаичные» слабоструктурированные представления. Современный человек обременён необходимостью постоянно создавать собственные представления о реальности в зависимости от скоротечно меняющихся внешних условий. Это требует особых навыков социализации и инкультурации личности, связанных, в том числе, со способностью осмысления культурно-исторического наследия как ресурса межличностного и межкультурного взаимодействия в повседневной жизни. Творческие способности личности выступают на первый план [3], обостряется необходимость символизации успеха для ориентации личности в социокультурной среде [2], усиливается роль социального успеха личности как механизма конструирования социальной реальности [13], - в целом коренным образом изменяются условия, а следовательно, цели, задачи и методы осуществления социально-культурной деятельности и как формы просветительства, направленной на воссоздание и повышение эффективности взаимодействия личности и социальных институтов средствами культуры, и как проектного метода гармоничного развития личности, и как вида социальной активности индивида, ориентирующего его в многообразии культурных ценностей.

Рассмотрим ряд примеров организации социально-культурной деятельности студентов в отечественной системе профессионального образования.

На сайте Бахчисарайского колледжа строительства, архитектуры и дизайна (филиала) Крымского федерального

университета имени В.И. Вернадского в разделе «Студенту» освещена «культмассовая работа» студентов колледжа [5]. Содержание использованного специалистами колледжа термина «культмассовая работа» раскрывается через перечень разнообразных форм воспитательных мероприятий: «тематические воспитательные часы, диспуты, беседы, познавательно-развлекательные вечера, конференции, круглые столы, недели цикловых комиссий, конкурсы профессионального мастерства, выставки, инсценировки народных праздников и обрядов, концерты, огоньки, встречи, спортивные соревнования, занятия в кружках, секциях, клубах по интересами и др.», - а также через указание цели этой работы: выявление «одаренной студенческой молодежи» и развитие «ее творческих способностей». Для реализации этой цели в колледже организованы художественные коллективы, кружки, спортивные секции и оздоровительные группы, среди которых: театр эстрадных миниатюр «Огни рампы» под руководством А.Г. Ининой, существующий с 2002 г., самодеятельный коллектив современного танца «NO STRESS», Вокальная студия «Мелодия» под руководством А.Г. Ининой и Е.В. Штойко, самодеятельный инструментальный кружок «Аккорд», кружок художественного чтения «Поэтическое слово» и Женский клуб любителей прекрасного «Вдохновение» также под руководством художественного руководителя колледжа А.Г. Ининой. Студенческие коллективы и посетители любительских кружков постоянно участвуют в концертах художественного творчества колледжа, в республиканских и международных смотрах и

конкурсах. В частности, в репертуаре студенческого театра «Огни рампы» постановки по М. Старицкому «За двумя зайцами», по Л. Юхвиду «Свадьба в Малиновке», по Б. Васильеву «А зори здесь тихие», по Л. Филатову «Про Федота-стрельца, удалого молодца», по Н.В. Гоголю «Вечера на хуторе близ Ди-каньки», «Украшсью вечорнищ», «Про бабу Параску и бабу Палажку» [5].

На сайте Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского федерального университета утверждается: «Культмассовое направление - одно из важнейших направлений для Института международных отношений, истории и востоковедения. Здесь принимает участие самое большое количество студентов по сравнению с остальными направлениями студенческой жизни нашего института и среди остальных институтов Казанского федерального университета» [6]. Речь идёт об участии студентов в крупных культурных мероприятиях университета, таких как «Экскурсия по студенческой жизни», гала-концертах фестивалей «День первокурсника», «Студенческая весна» и т. д., а сравнивается массовость участия студентов с такими формами внеучебной деятельности, как спорт, социальная работа, выпуск студенческой газеты и др. Целью культмассовой работы провозглашается сплочение студенческого сообщества: «Наш институт - это одна большая команда... и культмассовое направление будет продолжать в том же духе, с еще большими силами.» [6].

В Омском государственном медицинском университете также большое внимание уделяется культмассовому направлению воспитательной работы.

«Развитие творческого потенциала обучающихся и организация досуга во внеучебное время» - обозначено главной целью, а среди задач подчеркнуто: «Развитие творческого начала личности, содействие формированию интереса к системе творческих объединений, к участию в смотрах, конкурсах, фестивалях, выставках . В результате реализации культурно-массовой работы с обучающимися должны быть сформированы такие качества личности, как высокая нравственность, эстетический вкус, положительные моральные, коллективистские и организационные качества» [7].

В системе образования МВД России культурно-просветительная работа считается видом морально-психологического обеспечения, представ -ляющего «собой деятельность по формированию у сотрудников нравственно-эстетических и морально-психологических качеств, средствами художественной культуры и искусства». Это регламентировано не только методическими разработками, но и нормативно-правовыми актами МВД России: «приказ МВД России от 24.12.2008 г. № 1147 о литературном конкурсе МВД России "Доброе слово", приказ от 26.05.2007 г. № 468 о фестивале музыкального творчества МВД России "Щит и лира", приказ от 13.10.2008 г. № 880 о фотоконкурсе МВД России "Открытый взгляд", приказ МВД России от 11.02.2010 г. № 80 "О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел в РФ"», а также дополнительными локальными нормативными актами, регламентирующими «вопросы культурно-просветительной деятельности» [11].

Среди целей культурно-просветительной работы с личным составом Нижегородской академии МВД указаны: «формирование профессиональной культуры, морально-волевых качеств, воспитание патриотизма, повышение престижа и формирование позитивного имиджа службы в полиции, вовлечение курсантов, слушателей, сотрудников и гражданского персонала в творческую деятельность, расширение системы развития творческих способностей, создание условий для развития у сотрудников потребности к повышению своего культурного уровня, приобщению к нравственно-эстетическим ценностям» [11]. В 66 регионах России проходит Всероссийский фестиваль музыкального творчества МВД «Щит и лира», в котором принимают участие, в том числе, сотрудники и курсанты системы образования МВД.

Раскрывая роль культурно-просветительной работы как элемента воспитательной работы в Воронежском институте МВД России, Н.М. Морозова уточняет историко-культурные основания появления основного понятия: «В конце 1920 г. был создан Главный политико-просветительный комитет, объединивший всю политико-просветительную работу в стране, и вся массовая политико-воспитательная и образовательная работа среди взрослого населения стала называться "политико-просветительной". В 1945 г. все виды политико-просветительной работы стали называться культурно-просветительной работой и организационно перешли в ведение Министерства культуры, Министерства просвещения и ВЦСПС» [10]. При этом автор подчёркивает, что перечисленные термины «внеклассное образо-

вание», «культурно-массовая работа», «культурно-политическая работа», «политико-просветительная работа» всегда употреблялись как синонимы, хотя «многообразие терминов объясняется тем, что на разных этапах культурно-просветительной работы на первый план выступали разные ее функции, что находило отражение в наименовании данного вида воспитательной деятельности» [10].

Сравнивая цели, задачи и содержание культмассовой и культурно-просветительной работы в практике профессионального образования, мы приходим к выводу, что термины «культмассовая» и «культурно-просветительная» работа используются синонимично, определяя отдельный вид социально-культурной деятельности студентов учреждений профессионального образования, отличающийся участием в массовых культурных мероприятиях во внеучебное время и способствующий развитию творческих способностей и общекультурных компетенций. Культмассовая и культурно-просветительная работа в настоящее время являются неотъемлемой частью воспитательного процесса и отвечают современным требованиям в плане развития креативных и общекультурных компетенций специалистов различных профилей. Содержание этой работы ориентировано на региональные и узкопрофессиональные особенности каждого отдельного учебного заведения. Ориентация этого вида социально-культурной деятельности на индивидуально-личностные потребности студентов возможна при одновременном развитии различных форм её организации, учитывающих их персональные особенности твор-

ческой самореализации: клубы по интересам, творческие кружки, секции и пр. Культмассовая и культурно-просветительная работа в настоящее время являются одним из существенных

аспектов содержательности социально-культурной деятельности учреждений профессионального образования.

Статья поступила в редакцию 14.12.2017

ЛИТЕРАТУРА

1. Арианский М.А. Теория социально-культурной деятельности отвечает на вызовы времени // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2 (15). С. 38-43.

2. Бакуменко Г.В. Процесс символизации успеха как принцип пространственно-средо-вой ориентации элементов социокультурных систем // Политика и Общество. 2015. № 7. С. 294-297.

3. Буровкина Л.А. К вопросу о приобщении обучающихся к художественной культуре в учреждениях дополнительного образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2016. № 3. С. 8-15.

4. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. М., 2007. 480 с.

5. Культмассовая работа [Электронный ресурс] // Бахчисарайский колледж строительства, архитектуры и дизайна Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. URL: http://bkcoll.cfuv.ru/studentu/kultmassovaya-rabota (дата обращения: 25.11.2017).

6. Культмассовая работа [Электронный ресурс] // Казанский федеральный университет. URL: http://kpfu.ru/imoiv/studencheskaya-zhizn/kultmassovaya-rabota (дата обращения: 25.11.2017).

7. Культмассовая работа [Электронный ресурс] // Самарский государственный медицинский университет Минздрава России. URL: http://omsk-osma.ru/vneuchebnaya-i-social-naya-rabota/kul-tmassovaya-rabota (дата обращения: 25.11.2017).

8. Мельников Т.Н., Потанина Л.Т. Поступок как высший уровень развития ценностно-смысловой сферы личности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2017. № 1. С. 21-28.

9. Мирзаев Ш.Ш. Культмассовая работа: метод. пособие для организаторов культ. отдыха и развлечений. Тбилиси, 1948. 259 с.

10. Морозова Н.М. Культурно-просветительная работа как элемент воспитательной работы в образовательных организациях МВД России // Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина: официальный сайт. URL: http://www.tsutmb.ru/ nayk/int_konf/vyishel_ocherednoj_nomer_«derzhavinskogo_vestnika»/professionalno_ lichnostnoe_razvitie_prepodavatelya_i_studenta_tradiczii,_problemyi,_perspektivyi2/ sekcziya_8/kulturno_prosvetitelnaya_rabota_kak_element_vospitatelnoj_rabotyi (дата обращения: 25.11.2017).

11. Нижегородская академия МВД России: Культурно-просветительная работа // Министерство внутренних дел Российской Федерации: официальный сайт. URL: https:// на.мвд.рф/Universitet/Rabota_s_lichnym_sostavom/Kulturno_prosvetitelskaja_rabota (дата обращения: 25.11.2017).

12. Поликарпова Е.В. Воздействие современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека и конструирование социальной реальности: дис. ... докт. филос. наук. Ростов-н/Д, 2011. 330 с.

13. Якутина О.И. Социальные практики успеха: дискурс повседневности и социально-философское понятие: дис. ... д-ра филос. наук. Краснодар, 2011. 383 с.

14. Ярошенко Н.Н. Развивающая среда и социально-культурная деятельность в контексте педагогики культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 6 (50). С. 130-134.

1. Arianskii M.A. [The theory of socio-cultural activities responds to the challenges of the time]. In: Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of St. Petersburg State University of Culture and Arts], 2013, no. 2 (15), pp. 38-43.

2. Bakumenko G.V. [The process of symbolization of success as the principle of spatial-environmental orientation of the elements of sociocultural systems]. In: Politika i Obshchestvo [Politics & Society], 2015, no. 7, pp. 294-297.

3. Burovkina L.A. [The question of students' admission to the artistic culture in institutions of additional education]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Pedagogics], 2016, no. 3, pp. 8-15.

4. Zharkov A.D. Teoriya i tekhnologiya kul'turno-dosugovoi deyatel'nosti [Theory and technology of cultural and leisure activities]. Moscow, 2007. 480 p.

5. [The cultural mass work]. In: Bakhchisaraiskii kolledzh stroitel'stva, arkhitektury i dizaina Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo [Bakhchisaray College of construction, architecture and design of the Crimean Federal University named after V.I. Ver-nadsky]. Available at: http://bkcoll.cfuv.ru/studentu/kultmassovaya-rabota (accessed: 25.11.2017).

6. [The cultural mass work]. In: Kazanskii federal'nyi universitet [Kazan Federal University]. Available at: http://kpfu.ru/imoiv/studencheskaya-zhizn/kultmassovaya-rabota (accessed: 25.11.2017).

7. [The cultural mass work]. In: Samarskii gosudarstvennyi meditsinskii universitet Minzdra-va Rossii [Samara State Medical University of the Min. of Health of Russia]. Available at: http://omsk-osma.ru/vneuchebnaya-i-social-naya-rabota/kul-tmassovaya-rabota (accessed: 25.11.2017).

8. Mel'nikov T.N., Potanina L.T. [Act as the highest level of the personality's value-semantic sphere development]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Pedagogics], 2017, no. 1, pp. 21-28.

9. Mirzaev Sh.Sh. Kul'tmassovaya rabota [Cultural work]. Tbilisi, 1948. 259 p.

10. Morozova N.M. [Cultural and educational work as an element of educational work in educational institutions of the MIA of Russia]. In: Tambovskii gosudarstvenniy universitet imeni G.R. Derzhavina: ofitsial'nyi sait [Tambov State University named after G.R. Derzhavin: official website]. Available at: http://www.tsutmb.ru/nayk/int_konf/vyishel_ ocherednoj_nomer_«derzhavinskogo_vestnika»/professionalno_lichnostnoe_razvitie_ prepodavatelya_i_studenta_tradiczii,_problemyi,_perspektivyi2/sekcziya_8/kulturno_ prosvetitelnaya_rabota_kak_element_vospitatelnoj_rabotyi (accessed: 25.11.2017).

11. [Nizhny Novgorod Academy of the MIA of Russia: Cultural and educational work]. In: Ministerstvo vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii: ofitsial'nyi sait [Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: official website]. Available at: https://Ha.MBg.p^/Universitet/ Rabota_s_lichnym_sostavom/Kulturno_prosvetitelskaja_rabota (accessed: 25.11.2017).

12. Polikarpova E.V. Vozdeistvie sovremennykh informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii nasoznanie cheloveka i konstruirovaniesotsial'noi real'nosti: dis. ... d-rafilos. nauk [The impact of modern information and communication technologies on human consciousness and

REFERENCES

the construction of social reality: D. thesis in Philosophical sciences]. Rostov-on-don, 2011. 330 p.

13. Yakutina O.I. Sotsial'nye praktiki uspekha: diskurs povsednevnosti i sotsial'no-filosofskoe pon-yatie: dis. ... dokt. filos. nauk [Social practices of success: the discourse of everyday life and socio-philosophical concept : D. thesis in Philosophical sciences]. Krasnodar, 2011. 383 p.

14. Yaroshenko N.N. [Developing environment and socio-cultural activities in the context of the pedagogy of culture]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts], 2012, no. 6 (50), pp. 130-134.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Сазыка Галина Сергеевна - аспирант кафедры туризма Краснодарского государственного института культуры; e-mail: sazyka92@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Galina S. Sazyka - post-graduate student of the Department of Tourism, Krasnodar State Institute of Culture; e-mail: sazyka92@mail.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Сазыка Г.С. Социально-культурная деятельность и культмассовая работа: аспекты практики и концептуализации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 4. С. 49-57 DOI: 10.18384/2310-7219-2018-4-49-57

FOR CITATION

Sasuke G. Socio-Cultural Activities and Cultural Work: Aspects of Practice and Conceptualization. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2018, no. 4, рр. 49-57. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-4-49-57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.