Научная статья на тему 'Политехнический колледж: традиции, инновации, перспективы'

Политехнический колледж: традиции, инновации, перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политехнический колледж: традиции, инновации, перспективы»

Человек и профессия

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ: ТРАДИЦИИ, ИННОВАЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Магнитогорский политехнический колледж — образовательное учреждение, созданное в 2008 г по инициативе Правительства Челябинской области и крупнейшего предприятия черной металлургии России — ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат».

Политехнический колледж возник в результате реорганизации четырех учреждений начального профессионального образования: он объединил педагогические коллективы Профессиональных лицеев № 13, № 41 и Профессиональных училищ № 97, № 63. Процесс объединения этих учебных заведений был связан с модернизацией российского образования, главной целью которой являлось создание условий для ускоренного перехода системы из режима выживания в режим инновационного, интенсивного развития на уровне требований мировых стандартов качества профессионального образования.

С этого момента началась новая история объединенных в колледж учебных заведений, имеющих свои особенности, традиции, достижения.

За годы своего существования учебные учреждения, вошедшие в состав колледжа, обучили рабочим профессиям не одно поколение. Среди их выпускников:

- Герои Советского Союза И. С. Андрейко, М. В. Грешилов, Л. В. Дема, Д. И. Емельянов, В. И. Мишустин, Д. Е. Москалев, Н. Н. Самусев, А. И. Чухарев;

- Герои Социалистического Труда Д. Т. Век-шин, Д. П. Галкин и А. Д. Филатов (бывшие директора ММК), И. А. Дмитриев, Н. Я. Зимин, А. В. Медовиков, А. Ф. Мельников, В. Д. Наум-кин (дважды), С. Я. Нижник, А. В. Панченко,

A. И. Рубанов, Н. Н. Савичев (мастер доменного цеха ММК), Н. С. Ушаков, А. А. Цыба;

- лауреаты Государственной премии СССР

B. Ф. Евстигнеев, В. А. Захаров, В. М. Пономарев, И. И. Семенов, В. М. Терещенко, С. Н. Тиш-ков.

В разные годы в учебных заведениях, объединенных в колледж, работали отличники профтехобразования РСФСР, заслуженные учителя и мастера профтехобразования РСФСР и Российской Федерации, почетные работники начального профессионального образования: Э. Р. Бавенко, Н. И. Баранова, Б. И. Булахов, Л. В. Ефимова, В. В. Жерлицин, Г. С. Закирова, Н. М. Захарова, Е. В. Зонов, Н. Н. Крутицкая, Т. Н. Кудрявцева, И. И. Кузьмина, В. М. Ладик,

C. С. Лекарев, Н. В. Лидовская, Н. Б. Майорова, Н. А. Рузанова, Т. Г. Светличная, Г. В. Смирнова, Л. И. Солонцов, Д. М. Стрельникова, А. Н. Суворова, П. С. Тарасов, Н. А. Храмов, Н. В. Хрущ, Н. А. Шакурова, Г. Н. Шахватова и др.

Учебные заведения, преемником которых стал Политехнический колледж, являлись одними из лучших в области среди учреждений НПО. В разные годы они становились победителями и лауреатами областного конкурса «Училище года». Создавая свою историю, колледж бережно сохраняет в памяти студентов и города исторические факты, касающиеся своих основоположников.

Более 67 лет учебные учреждения, правопреемником которых стал Политехнический колледж, осуществляли профессиональную подготовку рабочих кадров для ОАО «ММК» и его дочерних обществ. Это предопределило специализацию колледжа и его место на рынке труда.

Невозможно представить себе историю колледжа без истории города Магнитогорска, ММК, всей системы профессионального образования. Заинтересованность и поддержка ОАО «ММК», Министерства образования и науки Челябинской области явились гарантией становления и интенсивного развития колледжа.

В связи с широкомасштабной модернизацией ОАО «ММК» возникла потребность в рабочих кадрах и высококвалифицированных специалистах, способных обслуживать высокотехнологичное оборудование. Эта потребность стала еще одним объективным основанием для создания Политехнического колледжа — многоуровневого профессионального учебного заведения, способного осуществлять подготовку таких кадров. Сегодня сотрудничество Политехнического колледжа и металлургического комбината — образец эффективного партнерства по подготовке рабочих и специалистов среднего звена.

Одним из приоритетных направлений многоуровневой подготовки специалистов в колледже является формирование устойчивой взаимосвязи образования с производством, направленной на значительное приближение уровня подготовки специалистов к требованиями отраслей производства и конкретных работодателей, обеспечение связи обучения студентов с производственным процессом предприятий, на которых им предстоит работать.

Система взаимодействия колледжа с работодателями строится на основе долгосрочных предварительных заявок и договоров на подготовку кадров. Отлаженная совместная деятельность педагогов колледжа и управления кадров ОАО «ММК» создала предпосылки для выстраивания единой программы профориентацион-ной работы, разработки перспективных планов подготовки рабочих кадров и специалистов. Педагоги колледжа при участии специалистов ОАО «ММК» разрабатывают профессиональные компетенции профессиональной составляющей, а также вариативной части основных профессиональных образовательных программ, программ профессиональных модулей. Одним из приоритетных направлений социального партнерства является взаимодействие колледжа и ОАО «ММК» по вопросам организации производственной практики и трудоустройства выпускников. В целях проведения анализа качества подготовки обучающихся на всех видах квалификационных испытаний присутствуют представители работодателя.

Сегодня колледж реализует образовательные программы по пяти укрупненным группам

специальностей среднего профессионального образования базовой и углубленной подготовки: 140000 «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника»; 150000 «Металлургия, машиностроение и материалообработка»; 190000 «Транспортные средства»; 220000 «Автоматика и управление»; 240000 «Химическая и биотехнологии». Подготовка в колледже ведется по девяти специальностям среднего профессионального образования и по десяти профессиям начального профессионального образования. В 60 группах обучается 1583 чел.

Образовательные программы реализуются на четырех отделениях колледжа: отделении общеобразовательных дисциплин, технологическом отделении, машиностроительном отделении и отделении дополнительной профессиональной подготовки (МЦПК). Технологическое отделение объединяет подготовку рабочих и специалистов металлургического, электротехнического и железнодорожного профилей. Машиностроительное отделение ведет подготовку рабочих и специалистов по металлообработке. Отделение дополнительной профессиональной подготовки в мае 2013 г. реорганизовано в Многофункциональный центр прикладных квалификаций, который осуществляет деятельность по реализации практико-ориентирован-ных образовательных программ, разработанных и согласованных с работодателями и обеспечивающих освоение квалификации, востребованной на рынке труда.

Современный технологичный образовательный процесс требует высокого уровня развития профессиональной компетентности педагогических кадров, обеспечивающих подготовку специалистов. Кадровая политика колледжа нацелена на формирование собственного творческого и научного потенциала, на сотрудничество с учебными заведениями металлургического, машиностроительного и железнодорожного профилей, на поддержание и стимулирование новаторской мысли. Сотрудники колледжа за свои достижения неоднократно были отмечены на высоком уровне, в том числе грамотами Министерства образования и науки РФ, Благодарностью президента РФ, Премией губернатора Челябинской области, нагрудным знаком «Почетный работник среднего профессионального образования РФ»; им присуждались звания «Заслуженный учитель РФ» и «Заслуженный мастер профтехобразования РФ».

Директор Политехнического колледжа Анатолий Федорович Лындин, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, —

руководитель нового типа, обладающий высоким уровнем управленческой компетентности. В своей профессиональной деятельности А. Ф. Лындин исходит из основной стратегии развития образования современной России с учетом изменившихся условий, целей, содержания, форм и методов обучения и воспитания молодежи, ориентируясь на современные образовательные концепции и технологии. Директор колледжа постоянно изучает и внедряет все новое и прогрессивное, что обеспечивает повышение престижа учебного заведения в области и регионе; он поддерживает творческие связи с лучшими в стране учебными центрами и учреждениями, участвует в межотраслевых конференциях и является проводником различных инноваций в системе профессионального образования Челябинской области.

Высокий профессионализм А. Ф. Лындина как руководителя проявляется в умении стратегически планировать и анализировать деятельность учебного заведения, выявлять значимые проблемы и находить эффективные пути их решения, строить оптимальную организационную структуру управления, мотивировать педагогический коллектив на достижение высоких профессиональных результатов.

Разработанные под руководством Анатолия Федоровича научно обоснованные программы обеспечили победу Политехнического колледжа в конкурсах национального проекта «Образование» в 2007, 2008 и 2009 гг., что позволило создать в учреждении современную учебную и учебно-производственную базу для реализации образовательных программ начального и среднего профессионального образования базового и повышенного уровней, для подготовки востребованных на предприятиях Общества группы ОАО «ММК» профессий и специальностей с учетом опережающих требований производств, а также повысить престиж образовательного учреждения.

Победы Политехнического колледжа в приоритетном национальном проекте «Образование» привлекли необходимые инвестиции для приобретения новейшего современного учебного оборудования и внедрения в учебный процесс современных технологий. Инновационный проект позволил создать современный учебно-лабораторный комплекс для реализации образовательных программ начального и среднего профессионального образования базовой и углубленной подготовки, достаточно широкого спектра программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалифи-

кации по профессиям рабочих и должностям служащих, повысить престиж образовательного учреждения.

В колледже были созданы:

- учебно-лабораторный комплекс «Промышленные контроллеры, гидропривод и пневмоавтоматика», включающий комплекс, оснащенный стендами на 47 лабораторных работ по гидравлике, гидроприводу и пневмоавтоматике;

- лаборатория «Электрические машины и автоматизированный электропривод», оснащенная учебно-лабораторным комплексом, основанным на использовании системы обучения «Lucas Nuelle» (Германия) в соответствии с Международным стандартом 18О 9001, и базирующаяся на производственных компонентах и оборудовании промышленного типа;

- лаборатория «Электротехника и электроника», оснащенная учебно-лабораторным комплексом, предназначенным для формирования теоретических понятий в области электротехники и промышленной электроники, развития умений монтировать электрические цепи и определять их параметры с помощью регистрирующей цифровой и электронной техники;

- лаборатория «Контрольно-измерительные приборы и автоматика», оснащенная учебно-лабораторным комплексом стационарных стендов со сменными экспериментальными платами;

- лаборатории эксплуатации локомотивов, специализированные по двум направлениям: эксплуатация тепловоза и эксплуатация электровоза; тренажерные комплексы машинистов позволяют вести обучение в условиях, максимально приближенных к реальным, программное обеспечение тренажеров решает обучающие, диагностические и контролирующие задачи;

- учебный класс на основе лицензионного программного обеспечения Sinumerik и Fanuk, предназначенный для приобретения практических умений разрабатывать программы для металлорежущих станков с ЧПУ и управлять работой учебных станков с ЧПУ;

- лаборатория металлообработки на станках с ЧПУ, включающая специализированный учебный комплекс на основе ADEM/CAD-технологии и работы на станках с ЧПУ;

- учебно-производственный участок станков с ЧПУ, обеспечивающий закрепление умений и навыков работы на промышленных станках;

- лаборатория технологии сварочного производства, включающая тренажеры сварщика, АРМ преподавателя;

- лаборатория аналитической химии, количественного и качественного анализа,

оснащенная современным лабораторным оборудованием, приборами, химической посудой, вентиляцией.

Учебно-производственные мастерские были дооснащены современными металлообрабатывающими станками. В результате изменения материально-технического обеспечения учебного процесса повысился уровень педагогических возможностей учебного заведения.

Колледж уделяет большое внимание участию в различных конкурсах профессионального мастерства, которые способствуют повышению престижа рабочих профессий, уровня квалификации обучающихся и мастеров производственного обучения, мотивации студентов к выбранной профессии. На базе колледжа регулярно проводятся конкурсы профессионального мастерства областного и окружного уровней. В них принимают участие студенты, мастера производственного обучения, курсанты отделения дополнительной профессиональной подготовки. В каждом из конкурсов в числе лучших всегда есть представители колледжа.

В областном конкурсе «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» (2011 г.) участники от колледжа — учащийся И. Вахницкий и мастер производственного обучения Е. А. Скидан — заняли почетное 1-е место. В 2012 г. И. Вахницкий представлял колледж на Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства обучающихся учреждений НПО по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».

В региональном конкурсе профмастерства «Лучший токарь-универсал» (2012 г.) в рамках проекта «Славим человека труда» среди учащихся лучшим стал А. Михеев, который занял 1-е место в конкурсе и получил звание «Юный уральский умелец». Среди мастеров производственного обучения 1-е место занял А. Клыков, ему вручили премию и присвоили титул «Мастер — золотые руки».

Значимым событием для колледжа стал конкурс профессионального мастерства по профессии «Помощник машиниста локомотива» (2012 г.); призером конкурса среди учащихся стал А. Андрюшечкин, занявший 1-е место, среди мастеров производственного обучения 1-е место занял Ю. И. Прокопьев. Второе место среди курсантов дорожно-технических школ области занял К. А. Сулюков, слушатель отделения дополнительной профессиональной подготовки колледжа.

Министерство образования и науки Челябинской области, Управление и Дорожный

комитет профсоюза Южно-Уральской ордена Октябрьской революции железной дороги выразили благодарность коллективу колледжа за большую работу по организации и проведению областного конкурса по профессии «Помощник машиниста локомотива».

Становится традиционным участие студентов колледжа в областных, региональных и всероссийских олимпиадах профессионального мастерства по специальностям среднего профессионального образования.

Студенты колледжа стали победителями олимпиады профессионального мастерства по специальности 150106 «Обработка металлов давлением»: на региональном уровне в 2012 г. — М. Цибизов и Д. Шуйтасов, на областном уровне в 2013 г. — А. Артемьев и Р. Плотников. Жюри областной олимпиады особо отметило высокий уровень теоретической подготовки студентов и их креативный подход к решению поставленных задач. Для участия в олимпиаде студенты были подготовлены группой преподавателей в составе О. И. Макушиной и Л. И. Солонцо-ва под руководством председателя предметной (цикловой) комиссии «Металлургия черных металлов» И. М. Курловой.

Одним из перспективных инновационных направлений деятельности колледжа является предоставление студентам возможности дополнительно к основной специальности освоить профессиональную образовательную программу «Мехатроника», базирующуюся на знаниях в области механики, электроники, информатики, компьютерного управления движением машин и агрегатов. Это своего рода мультидисциплина, которая, по данным ЮНЕСКО, входит в десятку самых востребованных и перспективных технических направлений в мире. В колледже это направление деятельности возглавляет заместитель директора по информатизации А. А. Лындин. Обучение по этой образовательной программе позволит студентам получить дополнительные компетенции в сфере настройки, обслуживания и ремонта оборудования. Связано это с обновлением технического парка и работой на новом высокотехнологичном оборудовании, в которое входят, как правило, компоненты механических, электрических, электронных, гидравлических, пневматических систем, что требует высокого уровня профессионализма специалистов. Для этого колледжем за счет средств субсидии, выделенной из областного бюджета в рамках реализации Областной целевой программы развития профессионального образования Челябинской области на 2011-2015 годы, и при софинансиро-

вании ОАО «ММК» приобретен комплект учебно-лабораторного оборудования по мехатронике, использование которого позволило подготовить сборную команду колледжа в составе студентов К. Кременцова и В. Соболькина для участия в отборочном этапе национальных соревнований Worldskills Russia по мехатронике в январе 2013 г в г. Первоуральске, где они заняли 2-е место, оставив позади себя столичные вузы и уступив лишь хозяевам соревнований. Для участия в соревнованиях студенты были подготовлены преподавателем колледжа Т. Б. Ремез и ведущим инженером-программистом ООО НПО «Автоматика» Д. Лукиным. На Первом национальном чемпионате по профессиональному мастерству Worldskills Russia в г. Тольятти Самарской области команда колледжа заняла 1-е место, благодаря чему ребята смогли войти в состав резерва сборной Российской Федерации, впервые принявшей участие в чемпионате мира WorldSkills International по рабочим профессиям в г. Лейпциге (Германия).

Реализация исследовательского подхода в воспитательно-образовательном процессе колледжа осуществляется в рамках научного общества учащихся. При выполнении учебно-исследовательской работы студенты получают новые знания в соответствующей области науки, развивают свои творческие способности, навыки исследовательской деятельности, воплощают их в реальном исследовательском проекте. Результаты своего исследования студенты представляют на ежегодной внутриколледжной научно-практической конференции, затем лучшие работы отправляются на городской и областной конкурсы НОУ.

Также студенты колледжа принимают участие в работе всероссийских и международных конкурсов и научно-практических конференций. В 2010 г. дипломом лауреата II степени Всероссийского конкурса «Первые шаги — 2010» была

награждена С. Кузимбаева. Лауреатами I, II и III степени Всероссийского заочного конкурса исследовательских работ «Юность, наука, культура — Урал» стали: в 2010/11 уч. г. — Е. Ежова, в 2011/12 уч. г. — Т. Боровлева и Е. Сиргалина, в 2012/2013 уч. г. — Ш. Азнабаев, А. Алабужи-на, А. Погорелова, Р. Шарипов. В 2012/2013 уч. г. лауреатом II степени Всероссийского конкурса «Научный потенциал XXI века» стал Ш. Азна-баев в номинации «Основы инженерных наук».

За особые успехи в учебе, научно-исследовательской и общественной работе, участие в городских, областных, российских, международных конкурсах, смотрах, олимпиадах, выставках, соревнованиях семи студентам колледжа присуждена стипендия Законодательного Собрания Челябинской области. Десять лучших студентов колледжа являются стипендиатами Правительства Российской Федерации. Эту престижную стипендию заслужили студенты, обучающиеся по направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики. Чтобы получить столь высокую оценку своей деятельности, студенты не только демонстрировали высокие академические результаты, но и побеждали в учебных олимпиадах, конкурсах, активно участвовали в научно-исследовательских конференциях различного уровня.

Главенствующую роль в образовательном процессе выполняет педагогический коллектив колледжа, зарекомендовавший себя как высокопрофессиональный, творческий, инициативный.

Ярким примером последних достижений является участие преподавателей колледжа в разработке примерных программ учебных дисциплин и профессиональных модулей на основе ФГОС по восьми профессиям НПО и пяти специальностям СПО (табл. 1).

Таблица 1

Перечень профессий НПО и специальностей СПО, для которых разработаны примерные программы

Уровень профессионального образования Наименование профессии/специальности

1 2

Начальное профессиональное образование «Машинист крана металлургического производства» «Станочник (металлообработка)» «Сварщик» «Слесарь» «Доменщик» «Сталеплавильщик» «Оператор прокатного производства» «Оператор в производстве металлических изделий»

Окончание табл. 1

1 2

Среднее профессиональное образование «Сварочное производство» «Техническая эксплуатация электрического и электромеханического оборудования» «Техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики» «Аналитический контроль качества химических соединений» «Обработка металлов давлением»

В разработке примерных программ, утвержденных Советом Министерства образования и науки Челябинской области по примерным ОПОП НПО и СПО, приняли активное участие Е. И. Адоньева, Ю. В. Английский, Л. Д. Атама-ненко, Э. Р. Бавенко, С. А. Байченко, О. А. Баш-кирова, Н. И. Богданова, Е. И. Богуславская, Н. В. Валова, Л. Н. Вишнякова, Н. М. Гайдулина, Ю. В. Горбунова, О. А. Егупова, Л. В. Ефимова, М. А. Климович, Н. Г. Козлова, Н. В. Коптева, Л. С. Косолапова, М. А. Котунова, Т. М. Кощеева, И. Ю. Кузнецова, И. М. Курлова, Е. В. Ларкина, Н. В. Лидовская, О. И. Макушина, Э. М. Манаше-ва, Л. В. Мартьянова, Т. В. Некерова, А. Г. Ноздра-чев, Е. С. Полшкова, О. В. Рубан, Н. Н. Сидоров, О. Н. Склярова, Н. В. Смирнова, Н. В. Смородина, Л. И. Солонцов, О. И. Степанова, А. Н. Тарасов, В. Н. Тимофеева, И. Н. Харина, Н. В. Хрущ, Н. А. Шакурова, Т. М. Шарипова.

В 2011/12 уч. г. в областном конкурсе методических разработок для организации самостоятельной работы по программам НПО в номинации «Учебно-методические материалы, обеспечивающие самостоятельную внеаудиторную работу по междисциплинарным курсам» 2-е место заняли преподаватели колледжа Н. И. Богданова и Э. М. Манашева. Ими были составлены методические указания для обучающихся по профессии 150401.01 «Доменщик» согласно рабочей программе профессионального модуля «Ведение технологического процесса производства чугуна» (раздел — МДК 01.01 «Теоретические основы металлургических процессов»). Также для участия в конкурсе преподавателем колледжа Н. М. Гайдулиной было разработано учебно-методическое пособие — рабочая тетрадь по дисциплине «Технические измерения», предназначенная для аудиторных самостоятельных работ обучающихся по профессии 151902.03 «Станочник (металлообработка)». Значимость проделанной преподавателями работы сложно переоценить, так как разработка пособий такого рода — принципиально новое направление в создании дидактического обеспечения внеа-

удиторной самостоятельной работы обучающихся по профессиям НПО.

Научно-методическая работа в колледже организуется, координируется и контролируется методической службой, которая представляет собой информационную и научно-методическую составляющую для разработки необходимого научно-методического обеспечения образовательного процесса, подготовки педагогических работников колледжа к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с современными требованиями, создания условий для реализации образовательных программ на основе ФГОС, совершенствования педагогического мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения колледжа.

Гордостью колледжа является его библиотека, учебно-информационный фонд которой составляет почти 50 тыс. печатных и электронных изданий. Как ведущее структурное подразделение колледжа, библиотека обеспечивает образовательный процесс учебной, научной, методической, справочной, художественной литературой, а также периодическими изданиями. Новым этапом развития библиотеки стала ее модернизация: введение в действие электронного каталога и электронной библиотеки, свободный доступ к ЖгЕг. Все эти нововведения позволят сделать процесс обучения в колледже более эффективным. В новом светлом просторном помещении библиотеки с мягкими диванами, удобными столами с ноутбуками и современными компьютерами созданы условия для работы с традиционными и электронными источниками информации. Также в обновленной библиотеке нашло поддержку движение буккроссинга, к которому присоединились не только студенты, но и сотрудники колледжа. Высокой оценки заслуживает коллектив библиотеки: О. В. Гордеева, Н. В. Ионова, Е. П. Клещева, Н. Г. Чиняева. Каждая из сотрудниц является не только профессионалом с большой буквы, но и чутким, отзывчивым человеком. Преданные своей профессии, творчески активные, библиотекари колледжа полны оптимизма и желания достигать лучших результатов.

Важнейшим направлением деятельности колледжа является воспитательная работа, которая направлена на осуществление индивидуального подхода к развитию личности будущего специалиста, на формирование профессиональных качеств, способностей студентов, на создание условий для их развития, самореализации и самосовершенствования с установкой на будущую профессиональную деятельность. В центре системы воспитания колледжа находится личность студента, которая выступает не только объектом целенаправленного педагогического воздействия, но и субъектом собственного опыта.

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание студентов колледжа реализуется в рамках программ «Наследие», «Патриотизм и нравственность», программы развития музея Профтехобразования колледжа, совместной работы с краеведческим клубом г. Магнитогорска «Рифей». В колледже ежегодно проводятся традиционные мероприятия по гражданскому и военно-патриотическому воспитанию с привлечением ветеранов локальных войн и Вооруженных Сил, представителей ДОСААФ, городского ОМОНа, военкомата.

Центром гражданско-патриотического воспитания студентов является музей Профтехобразования колледжа, который представляет собой уникальное собрание материалов о становлении и развитии профессионального образования в г. Магнитогорске от 30-х гг. прошлого века до наших дней. В основу экспозиций легли материалы музеев Профессионального лицея № 13 и СГПТУ № 19, музейных комнат Профессиональных училищ № 63 и № 77, лицея № 41. Тематические экскурсии организуются и проводятся заведующей музеем Т. Г. Кеки-ной. Основными задачами деятельности музея являются обеспечение исторической преемственности поколений, пробуждение у студентов интереса к самостоятельным исследованиям и участию в поисковой работе. Музей обладает большими возможностями для активизации учебно-воспитательного процесса. Участие студентов в работе музея позволяет им лучше узнать историю создания и развития колледжа, познакомиться с его традициями. Также в рамках деятельности музея ведется работа по историческому краеведению, пополняется музейный фонд, осуществляется кураторство научной деятельности студентов в работах, отражающих связь поколений.

Под руководством педагога-организатора ОБЖ А. Г. Ноздрачева в колледже действует военно-туристический клуб «Звезда». Работа клуба строится по следующим направлениям: туристический кружок спортивного туризма, досугового туризма, стрелковый кружок, Школа инструкторов. По инициативе А. Г. Но-здрачева ежегодно проводится военизированная игра «Боевой рейд». По результатам участия в соревнованиях по военно-прикладным видам спорта и туризму студенты колледжа всегда выходят на призовые места.

Важное место в воспитании будущих специалистов отводится культурно-массовой и творческой деятельности студентов. Приобщение молодежи к культурным ценностям, развитие творческого потенциала реализуется в колледже в рамках дополнительного образования. Сегодня в колледже действуют: академический хор юношей, академический ансамбль юношей, фольклорный ансамбль, ансамбль современного танца, театральный коллектив «Праздник», команда КВН.

Под чутким руководством педагогов кол -леджа студенты ежегодно участвуют в областных, городских, районных фестивалях, конкурсах, выставках, концертах, соревнованиях городского, регионального, областного и всероссийского уровней. Академический хор юношей колледжа становился победителем Областного конкурса академического хорового пения в 2010-2013 гг. Победителями и призерами областных и региональных кон -курсов Всероссийского фестиваля «Я вхожу в мир искусств» в 2010-2013 гг. стали студенты театрального, хореографического и фольклорного коллективов. Также призовые места студенты колледжа занимают по итогам региональных и общероссийских конкурсов литературных, историко-краеведческих и поэтических работ. Коллектив колледжа радуют достижения студентов в конкурсах технического творчества, медиатворчества и видеофоторабот. Здесь можно отметить победы и призовые места в областных конкурсах на лучший проект социальной рекламы «Быть рабочим — это модно» (А. Белоусов, А. Денисов, А. Лазарев) и любительских видеоработ «Новая грань» (А. Ганин), в областных этапах Всероссийских конкурсов фотолюбительских работ «Юность России» и медиатворчества «24 bit», в областной выставке технического творчества «Таланты XXI века» (Н. Стихнин).

Привлечению студентов к спорту, формированию здорового образа жизни способствуют традиционные спортивные мероприятия колледжа: открытие спортивного сезона, военно-спортивные праздники в легкоатлетическом манеже ОАО «ММК», первенства по различным видам спорта. В 2012/13 уч. г. колледж занял 1-е место в городском смотре-конкурсе на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной работы и спортивного мастерства среди ССУЗов, что является заслугой руководителя физвоспитания А. М. Корсуна и преподавателей физкультуры.

Большой вклад в воспитательную работу со студентами колледжа вносят классные руководители. Они способствуют развитию у молодых людей активной жизненной позиции, коммуникативных навыков, формированию социальных и профессиональных компетенций. Обобщение и анализ методической работы классных руководителей отразился в составлении и издании пятнадцати сборников классных часов по основным направлениям воспитательной работы со студентами колледжа. Авторами сборников стал коллектив классных руководителей, в состав которого вошли Е. И. Адоньева, С. А. Байченко, Н. М. Гайдулина, С. В. Гусева, О. А. Егупова, Л. В. Ефимова, Л. М. Козлова, Н. В. Коптева, Л. С. Косолапова, Е. Е. Кусова, Л. В. Мартьянова,

B. М. Одинцова, О. В. Разина, О. П. Самойлова, О. Н. Склярова, И. И. Спирина, И. В. Утар-бекова, Н. А. Шакурова, Ю. Н. Шашкова, Л. И. Янина.

Качественную работу психолого-педагогической службы колледжа обеспечивают социальные педагоги Е. В. Батраева,

C. В. Исанкина, М. Ю. Казакова, Е. Б. Куликова, Н. В. Самойлова; заведующая воспитательным отделом ООД О. А. Пащеня; педагог-организатор Д. М. Стрельникова; педагоги-психологи Ю. В. Васильева и Е. В. Попова. Специалисты службы осуществляют психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, включающее комплексную технологию поддержки и помощи студентам в решении задач организации оптимальной учебной работы, пробуждения интереса к успешной профессиональной деятельности по окончании колледжа.

С 2010 г. в колледже введена традиция завершать учебный год не только выпускными вечерами и защитой дипломных проектов, но и демонстрацией профессиональных качеств

педагогов. Первым конкурсом стал «Педагог года — 2010», затем эстафета была передана молодым преподавателям в «Педагогическом дебюте — 2011». К классным руководителям очередь соревноваться пришла в 2012 г. с конкурсом «Самый классный классный». Все конкурсы профессионального мастерства, которые проводились и будут проводиться в колледже, направлены на развитие творческих способностей педагогов, создание возможности для профессионального общения, самовыражения и поддержки коллег в профессиональном сообществе.

В текущем году Политехнический колледж признан абсолютным победителем конкурса среди профессиональных учебных заведений Челябинской области. Помимо диплома губернатора, коллектив колледжа награжден премией имени В. П. Омельченко.

Сегодня Политехнический колледж — многопрофильное современное учебное заведение.

Инновационная активность определяет основную составляющую его перспективного развития, в котором колледж придерживается инновационной стратегии, совершенствуя не только сам процесс развития, но и систему факторов и условий, необходимых для его осуществления.

Инновационный подход мобилизует колледж на поиск новых социальных партнеров, а развивающаяся экономическая ситуация требует расширения организационных форм взаимодействия с ними: создание на базе колледжа многопрофильного центра прикладных квалификаций, который даст возможность непрерывного «погружения» студентов в сферу их будущей профессиональной деятельности, позволит изучать, обобщать и накапливать прогрессивный опыт, оперативно апробировать достижения науки, обновлять и обобщать организацию и содержание профессиональной подготовки.

Не так давно колледж отметил пятилетний юбилей, и очевидно, что его рождение было явлением закономерным и жизненно оправданным.

Впереди предстоит путь множества свершений, высоких достижений, воспитания конкурентоспособных специалистов и настоящих граждан России, так как стратегия Политехнического колледжа — стремиться в будущее, приближая его делами настоящего и опираясь на позитивный опыт прошлого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.