Научная статья на тему 'Кузница кадров'

Кузница кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кузница кадров»

Бийского педагогического колледжа. В этом форуме принимали участие учебные заведения Красноуфимска, Лениногорска, Стерлитамака, Барнаула, Енисейска, Бийска, Улан-Удэ, Перми и других городов России. Студенты и преподаватели ЗПК привезли с этой выставки большое количество наград в различных номинациях: 14 дипломов 1-й степени, 13 дипломов 2-й степени, 7 дипломов 3-й степени.

В рамках выставки проходила научно-практическая конференция «Подготовка учителя изобразительного искусства и черчения в условиях модернизации системы СПО», на которой преподаватель колледжа Владимир Федорович Гапоненко представил свое видение специфики обучения будущих учителей на Южном Урале. На заседании Круглого стола «Проблемы и перспективы развития художественного образования в подготовке специалиста СПО» преподаватель Сергей Николаевич Рычков представил участникам основные направления и формы взаимодействия колледжа и Управления образования Златоустовского городского округа. Помимо образовательных мероприятий, в программу конференции были включены и туристические маршруты по заповедным местам Алтая, посещение дома-музея В. М. Шукшина.

Выставочная экспозиция Златоуста включала работы студентов и преподавателей в различных техниках и жанрах: карандашные зарисовки преподавателя черчения О. А. Терминова; портреты преподавателей колледжа, выполнен-

ные мягкими материалами студентом 5-го курса ХГО А. Рерихом; масляная живопись Е. Криво-ноговой «Храм Серафима Саровского». Работы декоративно-прикладного искусства были представлены также в экспозиции колледжа: шкатулка в технике геометрической резьбы Т. Буры-киной; декоративное панно «Царевна-лебедь» в технике аппликации из соломки О. Шестако-вой; коллекция костюмов «Златоустовская гравюра», в создании которой участвовала целая группа студентов — выпускников художественно-графического и трудового отделений.

Особое внимание участников всероссийской выставки привлекли изделия в традиционной технике гравюры на металле: кортик егеря в технике златоустовской гравюры на металле В. Редькина, шкатулка с декоративными накладками А. Портнова, декоративное панно «Златоуст — город мастеров» А. Лохтачевой.

Травление, золочение, чернение, серебрение — основные технологические операции, которые интересовали гостей выставочной экспозиции нашего колледжа. По словам гостей выставки, их привлекает «особая стать» злато-устовских изделий, красота и изящество узора, которые студенты колледжа смогли передать в блеске металла.

Высокий уровень, качество и профессионализм исполнения художественных изделий декоративно-прикладного искусства — отличительные черты творческих работ, выполненных в Златоустовском педагогическом колледже.

КУЗНИЦА КАДРОВ

Современный этап развития российского общества, связанный с интенсивными изменениями в политико-экономической и социокультурной жизни, происходящими под воздействием неблагоприятных экономических, политических и экологических факторов, определили приоритеты в развитии системы образования. В связи с этим государство возлагает большие надежды на мобильные учреждения профессионального образования нового типа, которые способны повысить уровень подготовки рабочих кадров и специалистов для нужд российской экономики.

Профессиональное училище № 90 г. Магнитогорска постоянно стремится быть именно таким учреждением.

Сегодня ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 90» г. Магнитогорска — востребован-

ное и активно развивающееся учреждение профессионального образования, которое отвечает современным тенденциям развития строительной индустрии в регионе и занимается обучением подростков по профессиям строительного профиля.

История училища начиналась в 1941 г. Шла война, курс обучения был кратким — 6 месяцев, и первые 240 человек получили путевку в жизнь из школы ФЗО № 29. Это были штукатуры, слесари, плотники, опалубщики, каменщики, слесари-сантехники. Директором училища в эти годы был И. К. Рубан.

Школа располагалась в одном из первых зданий на правом берегу (адрес так и писали: Правый берег, дом 10) на расстоянии 5 км от города, путь от школы до общежития составлял около 3 км. На работу и с работы ездили на пароме.

Стране и городу были необходимы рабочие строительных профессий. Страна восстанавливалась после войны, а молодой город застраивался, в нем развивался металлургический комбинат, строились новые цеха и вспомогательные производства.

За период с 1941 по 1955 г. из стен училища были выпущены около 6000 рабочих специалистов.

С 1955 г. школа ФЗО № 29 была преобразована в строительную школу.

С 1 сентября 1957 г. строительная школа была переименована в строительное училище № 29, но подготовка осуществлялась по тем же профессиям и срок обучения по-прежнему составлял полгода.

За период с 1957 по 1963 г. были подготовлены для производства 9864 специалиста.

С 1 сентября 1963 г. строительное училище № 29 было переименовано в городское профессиональное училище № 67 с восьмилетним образованием. Появилась возможность более основательно изучать профессии в течение двух лет. Расширились потребности комбината и треста «Магнитострой», увеличился спектр подготовки специалистов: к основным строительным специальностям добавился выпуск групп электромонтажников и электросварщиков.

С 1 января 1970 г. ГПТУ № 67 было преобразовано в городское профессионально-техническое училище № 90, и выпускники наравне с профессией стали получать среднее образование. В это же время училище переехало в новый современный комплекс, который расположился по ул. Советской. С 1964 по 1975 г. училище возглавлял Николай Климентьевич Коновалов, который внес огромный вклад в развитие материальной базы училища.

С 1 февраля 1983 г. училище возглавил Дмитрий Кондратьевич Грошев, отличник профтехобразования, заслуженный учитель РФ.

За период с 1970 по 2011 г. из стен училища на строительные площадки города и ближайших районов было выпущено около 15 тыс. рабочих строительного профиля.

За свою историю училище пережило разные времена: в один из периодов выпускали земс-нарядчиков, цветоводов-декораторов, поваров. И все же училище не изменило своим традициям — на протяжении всего этого времени занималось подготовкой рабочих кадров строительного профиля и являлось кузницей кадров для треста «Магнитострой».

В настоящее время профессиональное училище № 90 — это современный образователь-

ный комплекс, включающий в себя учебный корпус, блок учебных мастерских, общежитие на 350 человек, столовую, актовый и спортивный залы, библиотеку и спортивный стадион.

Ежегодно в училище обучаются около 500 человек. Из них 105 — это дети-сироты и находящиеся под опекой. Также в училище по программам профессиональной подготовки обучаются 60 детей с ограниченными возможностями здоровья. Большинство ребят приходят учиться из социально неблагополучных или неполных семей. И педагоги не только вооружают их знаниями и обучают профессии, но и согревают их детские души, учат общению, уважению, стараются восполнить пробелы воспитания. Многие выпускники училища с благодарностью вспоминают годы обучения, приходят к своим наставникам, делятся своими успехами и проблемами, просят совета.

В 2006 г. на базе училища в числе первых десяти образовательных учреждений профессионального образования области был открыт ресурсный центр по подготовке рабочих строительного профиля.

На сегодняшний день ресурсный центр — это восемь учебных мастерских, оснащенных современным оборудованием и новейшими инструментами (малярная, слесарная, штукатурная, две столярных, сварочная, мастерская по изготовлению мебели, мастерская сухого строительства), столярный цех, 17 учебных кабинетов, каждый из которых оборудован автоматизированным рабочим местом (АРМ), конференц-зал. Материальная база училища позволяет апробировать новинки технологических процессов строительной индустрии и активно внедрять их в учебный процесс.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение дисциплин профессионального цикла составляет в среднем 93 %. Оснащение образовательного процесса современными техническими средствами на уроках теоретического обучения составляет 100 %.

Концентрация модернизированных образовательных ресурсов и применение современных строительных технологий позволила добиться повышения качества подготовки рабочих кадров по профессиям.

Обучение в ресурсном центре осуществляется по основным программам НПО и по программам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации незанятого населения и работников строительных организаций по 17 профессиям на основе договоров с предприятиями.

Опыт показывает, что самая эффективная и качественная подготовка высококвалифицированных специалистов возможна только в условиях производительного труда, приближенного к реальному производству, построенного на выпуске полезной, востребованной продукции.

Идея практико-ориентированной образовательной среды становится одной из ведущих в профессиональном образовании. Строится она в соответствии с принципом «опережения», предваряя развитие потребностей и технологий соответствующей отрасли и обеспечивая тем самым подготовку рабочих кадров и специалистов для современных высокотехнологичных производств.

Профессиональное училище № 90 установило тесные связи с ЗАО СМП «Промвентиля-ция», ООО «БЛК», ОАО «Магнитострой», ОАО «ПО "Монтажник"», ООО «Магнитогорская фабрика мебели», ООО «Системы Север — Юг», ООО «СтройКомпСервис», ПСК «Высотник», Центром декоративно-отделочных материалов «Стена» и др. Именно эти организации проявляют повышенную заинтересованность в закреплении на своих предприятиях квалифицированных рабочих кадров по профессиям «Мастер отделочных строительных работ», «Мастер столярного и мебельного производства» и «Сварщик».

Методическая секция отделочников периодически проводит круглые столы с представителями таких предприятий, как ООО «СтройТех-Ком-М», ООО «БЛК», ОАО «Магнитострой», Центр декоративно-отделочных материалов «Стена», целью которых является обмен опытом по освоению современных видов отделки и использованию новых современных отделочных материалов. На такие встречи приглашаются обучающиеся и педагогические работники. В стенах училища педагоги апробируют новые материалы и технологии, проводят мастер-классы по использованию современных материалов и демонстрируют технологии их нанесения, затем внедряют их в образовательный процесс на уроках учебной практики. К моменту производственной практики обучающиеся идут на предприятия, имея опыт практической деятельности с новыми материалами. Они приходят на практику не в качестве подмастерьев, а самостоятельно работают под присмотром наставников.

Одним из направлений инновационного развития профессионального образования в настоящее время является переход на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).

Чтобы соответствовать требованиям ФГОС, запросам социальных партнеров, деятельность педагогического коллектива направлена на активную работу по обновлению содержания обучения и на повышение профессионализма и мастерства педагогических работников.

В ходе обновления содержания образования обеспечивается сохранение всего позитивного, что накоплено в училище за предшествующие годы, и одновременно ведется поиск нового, способного обогатить накопленный опыт. Эта работа осуществляется методическими комиссиями училища: «Общеобразовательные дисциплины» (рук. — преподаватель русского языка и литературы О. И. Храмцова), «Отделочник» (рук. — преподаватель технологии Л. И. Кирьянова), «Строитель» (рук. — преподаватель общетехнических дисциплин Е. С. Засова), «Деревообработчик» (рук. — преподаватель технологии М. В. Калашникова).

В настоящее время Советом МОиН Челябинской области разработаны и утверждены примерные основные профессиональные образовательные программы по профессиям НПО «Мастер столярного и мебельного производства», «Реставратор строительный», «Мастер отделочных строительных работ». Под руководством заместителя директора по ТО Е. А. Малыхиной творческие группы во главе с преподавателями технологии разработали ОПОП по перечисленным профессиям НПО, а сейчас педагоги училища обсуждают новые подходы к контролю и оценке результатов освоения основной профессиональной образовательной программы с ориентацией на полное овладение основными видами профессиональной деятельности, определяют основные показатели компетенций и общие подходы к их оценке.

Училище в числе первых начало уделять большое внимание активному внедрению в учебный процесс новых информационных технологий через:

- создание условий для обучения педагогических работников с целью повышения уровня их информационно-коммуникативной компетентности;

- выбор форм, методов проведения учебных занятий теоретического и производственного обучения с применением информационно-коммуникационных технологий;

- организацию работы педагога по использованию АРМ, электронных изданий (учебников) и учебных пособий, мультимедийному сопровождению урока и др.

В настоящее время материальная база училища, ИКТ-компетентность педагогов позволяет говорить не только об информатизации образовательного процесса, но и о внедрении в управление образовательным учреждением информационных систем.

Совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти и что эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования преподавателей и мастеров производственного обучения.

В училище работает стабильный, работоспособный, творческий коллектив педагогов. На сегодняшний день здесь трудятся 53 руководящих и педагогических работника, из них руководителей — 4 чел., мастеров п/о — 20 чел., преподавателей — 17 чел., обеспечивающих учебно-воспитательный процесс (воспитатели, методист, библиотекарь, ст. мастер) — 12 чел. Первую и высшую квалификационную категорию имеют 65 % педагогических работников.

Среди преподавателей можно особо отметить тех, кто непосредственно готовит хороших специалистов своего дела. Это преподаватели технологии, замечательные профессионалы Л. И. Кирьянова, Ж. Н. Семочкина, М. В. Калашникова, Е. С. Засова, которые не один десяток лет занимаются своим любимым делом. Преподаватель обществознания С. А. Кизило-ва со своими воспитанниками стабильно показывают хорошие результаты в НОУ. Ежегодно ребята становятся призерами областных конкурсов, дважды их работы были отмечены на всероссийских конкурсах НОУ.

Многие из педагогов трудятся в родном учебном заведении более 25 лет. Это директор училища Д. К. Грошев, зам. директора по ТО Е. А. Малыхина, преподаватели Л. И. Кирьянова, О. И. Храмцова, О. И. Антипкина, мастера п/о С. Н. Васильева, С. И. Мясникова, В. И. Дягилева, Н. В. Денищенко. На заслуженном отдыхе находятся отдавшие родному учебному заведению свои знания, опыт и силы бывшие зам. директора по УВР Л. А. Богато-ва, зам. директора по ТО Т. В. Яковцева, преподаватель математики Л. П. Сидорова, преподаватель обществознания Т. С. Нургалеева, преподаватель технологии строительных работ Ж. Н. Семочкина. Они награждены почетным знаком «Ветеран системы начального и среднего профессионального образования Челябинской области».

Звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» имеют Д. К. Грошев, Л. И. Кирьянова, Т. В. Яковцева; «Заслуженный мастер России» — С. Н. Васильева; «Почетный работник НПО» — Л. А. Богатова, Ж. Н. Семочкина, Е. А. Малыхина; «Мастер — золотые руки» — Н. В. Денищенко, Ф. З. Шайхулова, Н. С. Арзамасцева; Грамотой Министерства образования и науки РФ отмечены 14 педагогов.

Профессиональное училище № 90 г. Магнитогорска является одним из лучших образовательных учреждений НПО Челябинской области:

- в 2000 г. и в 2006 г. училище становится лауреатом областного конкурса «Училище года», в 2002 г. — лауреатом премии В. П. Поляничко;

- в 2001-2007 гг. училище являлось опорным учреждением Южного ТМО по профессии «Мастер отделочных строительных работ»;

- в 2006 г. на базе училища открыт ресурсный центр по подготовке рабочих строительного профиля;

- в 2008 г. училище стало финалистом областного конкурса информационных источников сложной структуры;

- в 2011-2012 гг. в связи с внедрением ФГОС на основании Приказов МОиН Челябинской области творческий коллектив училища разработал ОПОПы по профессиям «Мастер отделочных строительных работ» и «Реставратор строительный», программы профессиональных модулей по профессии «Мастер столярного и мебельного производства», которые утверждены Советом МОиН Чел. области по примерным ОПОП НПО и СПО;

- в 2009 г. училище стало абсолютным победителем областного конкурса «Училище года» и обладателем гранта губернатора Челябинской области, в 2012 г. — абсолютным победителем областного конкурса «Училище года» и обладателем премии В. П. Омельченко.

В настоящее время училище готовится перейти в статус учреждения среднего профессионального образования путем слияния с ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 104» и будет называться ГБОУ СПО (ССУЗ) «Магнитогорский строительно-монтажный техникум» (МСМТ). Несомненно, это наложит отпечаток на требования к уровню подготовки будущих специалистов и рабочих строительного профиля. Но педагогический коллектив с уверенностью смотрит в будущее и надеется, что МСМТ будет выпускать востребованных предприятиями города специалистов, отличающихся высоким профессионализмом и профессиональной мобильностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.