Научная статья на тему 'В рамках комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Прокопьевска'

В рамках комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Прокопьевска Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В рамках комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Прокопьевска»

- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ -

вателен. Во многих ФГОС основной материал соостветствующих разделов программ, учебных дисциплин и профессиональных модулей не обозначен либо сведен к минимуму. Например, в стандарте профессии «Наладчик КИП и А» во втором модуле, где рассматриваются все приборы, отсутствует материал по весовому хозяйству, приборам для измерения температуры, охране труда, а вариативной части недостаточно для того, чтобы восполнить пробелы.

Ранее успешность в жизни определяло наличие знаний, сейчас успешность определяет компетентность - готовность к практической деятельности. Контроль и оценка должны быть тоже в компетентностном ключе. А придут ли 01.09.2011 года обучающиеся с уже сформированными общими компетенциями, обозначенными в ФГОС нового поколения, или хотя бы «прикоснувшиеся» к практико-ориентированному образованию в основной школе? В НПО еще действуют ГОС предыдущего поколения. Как совместить три различных подхода к структуре рабочих планов, отсутствие учебников, соответствующих требованиям новых стандартов, невозможность за такое короткое время повысить квалификацию педагогического коллектива? Никто из администрации, пре-

подавателей и мастеров производственного обучения не сомневается, что следовать за изменениями в сфере труда позволяют модульные технологии. Но мы видим, что за один год невозможно ясно и четко сформулировать цели и задачи профессиональных программ обучения, соответствующих потребностям работодателей и понятых ими, так как работодатели еще на пути к стандартам профессионального образования как «основы взаимодействия всех заинтересованных в профессионализации населения».

Федеральные государственные образовательные стандарты призваны обеспечить, прежде всего, единство образовательного пространства федерации, преемственность основных образовательных программ всех уровней образования. Департаментом образования и науки Кемеровской области, ГОУ «КРИРПО», образовательными учреждениями области проведена большая работа по созданию единой образовательной среды к началу нового учебного года. Но остается еще много острых вопросов, решение которых предстоит найти. Новая система профессионального образования находится в стадии проектирования и переход на реализацию ФГОС предстоит выстраивать и корректировать в будущем еще не раз.

В РАМКАХ КОМПЛЕКСНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ПЛАНА МОДЕРНИЗАЦИИ МОНОГОРОДА ПРОКОПЬЕВСКА

Н. М. Саратова, методист ГОУ НПО ПУ № 16

Главным, определяющим в деятельности всех работников образования на многие годы вперёд становятся новые образовательные стандарты, они знаменуют новую эру в российском образовании.

Для реализации ФГОС нового поколения, требующего нового формата от основных профессиональных образовательных программ НПО, наше ОУ активно включилось в эту деятельность.

Проходя курсы повышения квалификации по теме «Подготовка образовательного учреждения к реализации ФГОС нового поколения: взаимодействие заместителей директора по УПР, УМР, УР ОУ НПО» Шпилева Ольга Федоровна, заместитель директора по УПР ГОУ НПО совместно с административным составом училища составили алгоритм деятельности нашего ОУ по подготовке к переходу на ФГОС нового поколения и обозначили критерии его готовности к работе по новым стандартам.

Перед разработкой примерных программ профессионального модуля и учебных дисциплин с преподавателями и мастерами производственного обучения была проведена огромная подготовительная работа. С этой целью в училище прошли 7 обучающих семинаров. Обучение педагогического коллектива началось от изучения понятийного аппарата ФГОС НПО до разработок примерных программ. В ходе работы мы столкнулись с рядом трудностей:

- как разбить часы профессионального модуля (ПМ) и учебной дисциплины (УД);

- как точно прописать контроль и оценку результатов освоения профессионального модуля;

- как должны быть сформулированы лабораторные работы и практические занятия после изучения темы программы;

- какие лучше взять темы для самостоятельного изучения.

На поставленные вопросы искали ответы у коллег, которые получили сертификаты по раз-

работке и экспертизе основных профессиональных образовательных программ НПО в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. Первую отправную точку нам предоставил Пят-кин Александр Александрович, заместитель директора по УПР ГОУ НПО ПУ № 41, показав заполнение паспорта примерной программы. В ноябре 2010 г. старший мастер Завьялова Ольга Петровна прошла курсы повышения квалификации в ГОУ «КРИРПО» по теме «Разработка и экспертиза основных профессиональных образовательных программ НПО в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения». Затем в декабре-январе 2010-2011 гг. еще четыре педагога прошли курсы в ГОУ «КРИРПО» по данной теме, и работа пошла качественней, но все равно шли уточнения, делались корректировки.

Обсуждение разработанных примерных программ ПМ и УД продолжалось в рабочих группах на базах ГОУ НПО ПУ № 14 (мастер отделочных строительных работ), ГОУ НПО ПУ № 48 (мастер общестроительных работ), ГОУ НПО ПУ № 77 (машинист дорожных и строительных машин), ГОУ НПО ПЛ № 10 (сварщик (электросварочные и газосварочные работы)): разговор шел на профессиональной основе, с чем-то соглашались, с чем-то - нет, но приходили к общему мнению.

В настоящее время разработаны ОПОП по профессиям: сварщик (электросварочные и газосварочные работы), машинист дорожных и строительных машин, мастер отделочных строительных работ, мастер общестроительных работ, мастер столярно-плотничных и паркетных работ, монтажник санитарно-технических систем и оборудования. Завершается разработка ОПОП по профессиям: слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава; мастер жилищно-коммунального хозяйства.

В ходе инвентаризации учебно-материальной базы училища по определению готовности к переходу на реализацию ФГОС нового поколения для себя наметили ряд мероприятий.

ФГОС нового поколения представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ. ОУ, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы), должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов работ, предусмотренных учебным планом.

Качество подготовки обучающихся невозможно без интенсивного развития учебно-материальной базы. Возникла необходимость модернизировать учебно-материальную базу профессии

- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ -

«Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы), так как на рынке труда г. Прокопьевска данная профессия пользуется большим спросом.

Проведя анализ учебно-материальной базы профессии «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы) мы пришли к выводу, что для соблюдения требований работодателей и ФГОС нового поколения надо выполнять ряд сварочных работ:

- сварка изделий в среде углекислого газа;

- сварка изделий в среде инертного газа;

- сварка изделий в среде инверторной сварки;

- плазменная сварка изделий;

- плазменная резка;

- резка деталей в смеси горючих газов;

- проводить дефектацию сварных швов и контроль качества сварных соединений.

Изучив вышеназванные работы, мы увидели необходимость привести учебно-материальную базу училища в соответствие. С этой целью было принято решение - разработать проект «Создание учебного участка-полигона в ПУ № 16 как один из инновационных подходов к подготовке квалифицированных сварщиков».

Творческая группа по созданию полигона для сварочных работ, которую возглавляет Кандаур О. Н., мастер производственного обучения, представила свой проект на областном конкурсе профессионального мастерства по профессии сварщик (электросварочные и газосварочные работы), где Ольга Николаевна стала призером конкурса, заняла 3-е место. К началу учебного года запустится 1-я очередь учебного участка-полигона.

Для реализация ФГОС нового поколения по ряду профессий необходимо создать: лабораторию по материаловедению (для профессий: сварщик (электросварочные и газосварочные работы), машинист дорожных и строительных машин, мастер отделочных строительных работ). Создана вторая творческая группа по решению этой проблемы, в которую вошли методист и преподаватели профподготовки Зайкова Л. Л., Бебко Т. Л., Слатина А. И. Проект представлен на обсуждение педагогического коллектива и получил одобрение. Следующий этап работы группы - реализация проекта, работа в этом плане ведется активно, к началу учебного года лаборатория будет открыта.

Готовясь к переходу на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, педагогический коллектив ГОУ НПО ПУ № 16 провел определенную работу и по привлечению новых работодателей в качестве социальных партнеров. Изучался не только ры-

- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ -

нок труда, но и Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Прокопьевска.

Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Прокопьевска предполагает решение следующих задач:

- развитие жилищного строительства;

- развитие информационно-коммуникационных технологий; развитие инженерной инфраструктуры;

- строительство объектов социальной сферы.

Предполагается за период 2010-2012 годов

ввести 185,7 тыс. м2 жилья, 2013-2020 гг. - 550 тыс. м2; завод по изготовлению строительных деталей и конструкций, 10 детских дошкольных учреждений на 1760 мест; 8 общеобразовательных школ на 4800 мест; физкультурно-оздоровительный комплекс.

В рамках Комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Прокопьевска открыто новое предприятие ООО КВРП «Ново-транс», идет его расширение, увеличивается производственная мощность по ремонту железнодорожных вагонов с 5000 до 10000 в год и как следствие увеличение рабочих мест с 410 до 700. В связи с этим заключен договор о совместном сотрудничестве по подготовке рабочих кадров по профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)». Разработана целевая программа о совместном сотрудничестве с «Новотрансом» на 2010-2015 гг., цель которой: подготовка квалифицированных кадров на взаимовыгодном сотрудничестве.

В связи с вышеперечисленным в нашем образовательном учреждении в рамках данной программы с 2011 г. открыты новые профессии:

мастер жилищно-коммунального хозяйства и слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава. Для нашего училища эти профессии новые, поэтому идет эффективная разработка профессиональных модулей и учебных дисциплин с привлечением работодателей.

Профессиональный модуль (ПМ) по профессии «Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава» «Контроль качества отремонтированных узлов обслуживаемого оборудования, электрических машин, аппаратов, механизмов и приборов подвижного состава» разрабатывается совместно с главным технологом завода ООО КВРП «Новотранс» Щербаковым Юрием Константиновичем. Особое внимание при разработке ПМ было уделено требованиям к знаниям по предъявлению к качеству ремонта и отремонтируемых узлов и деталей; технических условий на испытания и регулировку отдельных механизмов подвижного состава; методов диагностики.

Разработанная ОПОП учебной дисциплины «Охрана труда» проходит экспертизу у инженера завода по ТБ Лазарева Алексея Юрьевича.

Разрабатываются ПМ и УД по профессии «Мастер жилищно-коммунального хозяйства» совместно с главным инженером ООО «Проко-пьевская строительная компания» Сепп Юрием Хуговичем.

На данное время все строительные профессии, которые получают обучающиеся в ГОУ НПО ПУ № 16, актуальны и востребованы. Переход на новые стандарты будет содействовать качественной профессиональной подготовке и востребованности наших выпускников на рынке труда.

МОНИТОРИНГ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА ПЕРЕХОДА ОУ НПО НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

В. А. Римша, директор ГОУ НПО ПУ № 77

2010/2011 учебный год для нашего ОУ и в частности для методической службы - год подготовки ОУ к переходу на ФГОС нового поколения, год активной и плодотворной работы в данном направлении.

Главным в работе методической службы была подготовка учебно-методического обеспечения федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения.

Методической службой разработана программа обучающего семинара по теме «Разработка и экспертиза примерной основной профессиональной образовательной программы НПО», и в октябре 2010 года прошли обучающие курсы для педагогических работников ОУ. Данные курсы проходили в два этапа: аудиторные занятия и дистанционное обучение. В работе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.