ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОУ НПО ПЛ № 10 ПО ВНЕДРЕНИЮ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Е. П. Кремзюк, заведующая учебной частью ГОУ НПО ПЛ № 10
Целью работы по подготовке образовательного учреждения к переходу на ФГОС нового поколения является создание механизмов устойчивого развития образовательной модели начального профессионального образования в ПЛ № 10, обеспечивающей образование в соответствии с новым ФГОС. При этом необходимо было изучить новые ФГОС по профессиям, провести инвентаризацию учебно-материальной базы, проанализировать состояние образовательной системы лицея, определить механизм контроля подготовки к реализации обучения по новым стандартам, продумать необходимые изменения в образовательной системе нашего образовательного учреждения. В начале учебного года был разработан план действий по основным направлениям деятельности лицея по подготовке к переходу на ФГОС нового поколения: проектирование взаимодействия руководителей структурных подразделений (выбрана компонентная модель взаимодействия), организация методической поддержки преподавателей и мастеров производственного обучения, организация психологической поддержки инженерно-педагогических работников, повышение квалификации педагогов, обучение разработчиков и экспертов на базе КРИРПО, проведение инструктивно-методических совещаний по мере поступления нормативных документов. В течение года творческие группы изучали новые стандарты по всем профессиям (в нашем лицее 10 профессий). Руководителям творческих групп был выдан материал, полученный из КРИРПО. Мастера и преподаватели регулярно просматривали документы, размещенные на сайте Миноб-рнауки, ФИРО. Методической службой отправлены письма по адресам, указанным на сайте ФИРО в разделе «Координационный план разработки основных професиональных образовательных программ», с предложением сотрудничества в разработке программ профессиональных модулей, учебных дисциплин: г. Иркутск ОГОУ НПО «Профессиональное училище№ 67», г. Красноярск КГАОУ «Профессиональный лицей № 54», г. Екатеринбург «Профессиональное училище «Русская булка», г. Волгоград «Волгоградский торгово-экономический колледж», г. Москва ГОУ СПО «Строительный колледж № 12», г. Но-
вокуйбышевск ГОУ СПО «Новокуйбышевский техникум проммышленно-технологических комплексов», г. Шелохов ОГОУ НПО «Профессиональное училище № 20», г. Москва ГОУ СПО «Московский колледж железнодорожного транспорта № 52», г. Москва ГОУ ДПО УМЦ ПО. Ни одного ответа не получено. Волнует вопрос: «Для чего опубликовали этот план?»
Да, ресурсы профессионального лицея № 10 позволяют внедрить ФГОС нового поколения. Рейтинг готовности нашего ОУ НПО (по профессиям) к реализации ФГОС нового поколения (на основании предоставленных результатов инвентаризации образовательных ресурсов) по подготавливаем профессиям от 87,5 до 100 %, при этом программу деятельности приходится изменять ежедневно: внеплановые мероприятия, текущая работа, отсутствие пока четко выстроенных связей с работодателями (неустойчивая ситуация на рынке труда) - осложняют процесс эффективной подготовки образовательного учреждения к началу нового учебного года. На сегодняшний день представители ООО «Хлеб», ООО «ОМС Новокузнецк», сети торговых предприятий «Мария-ра», ОАО «НКМК», ОАО «Кузнецкие ферросплавы», ОАО «АТП ЗСМК», ОАО «ЕВРАЗруда» принимают участие в разработке вариативной части ОПОП, согласовании рабочих программ на основе договора о сотрудничестве. С 1 июля текущего года после объединения НКМК и ЗСМК возникнет новое предприятие, а значит, и новые формы взаимодействия. Планируется включить ведущих специалистов государственно-частных партнеров в состав творческих групп для совместной работы по внесению изменений в ОПОП, в Положение об организации и проведении производственной практики обучающихся, стажировки сотрудников лицея с учетом запросов работодателей, особенностей развития экономики Новокузнецка и области.
ФИРО сформулированы рекомендации по формированию примерной ОПОП, реализовать которые не всегда получается. Анализ ФГОС показывает, что некоторые виды деятельности и компетенции дублируют друг друга. План содержания примерной программы, где есть обязательные составляющие, которые нельзя менять или игнорировать, не всегда логичен и последо-
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ -
вателен. Во многих ФГОС основной материал соостветствующих разделов программ, учебных дисциплин и профессиональных модулей не обозначен либо сведен к минимуму. Например, в стандарте профессии «Наладчик КИП и А» во втором модуле, где рассматриваются все приборы, отсутствует материал по весовому хозяйству, приборам для измерения температуры, охране труда, а вариативной части недостаточно для того, чтобы восполнить пробелы.
Ранее успешность в жизни определяло наличие знаний, сейчас успешность определяет компетентность - готовность к практической деятельности. Контроль и оценка должны быть тоже в компетентностном ключе. А придут ли 01.09.2011 года обучающиеся с уже сформированными общими компетенциями, обозначенными в ФГОС нового поколения, или хотя бы «прикоснувшиеся» к практико-ориентированному образованию в основной школе? В НПО еще действуют ГОС предыдущего поколения. Как совместить три различных подхода к структуре рабочих планов, отсутствие учебников, соответствующих требованиям новых стандартов, невозможность за такое короткое время повысить квалификацию педагогического коллектива? Никто из администрации, пре-
подавателей и мастеров производственного обучения не сомневается, что следовать за изменениями в сфере труда позволяют модульные технологии. Но мы видим, что за один год невозможно ясно и четко сформулировать цели и задачи профессиональных программ обучения, соответствующих потребностям работодателей и понятых ими, так как работодатели еще на пути к стандартам профессионального образования как «основы взаимодействия всех заинтересованных в профессионализации населения».
Федеральные государственные образовательные стандарты призваны обеспечить, прежде всего, единство образовательного пространства федерации, преемственность основных образовательных программ всех уровней образования. Департаментом образования и науки Кемеровской области, ГОУ «КРИРПО», образовательными учреждениями области проведена большая работа по созданию единой образовательной среды к началу нового учебного года. Но остается еще много острых вопросов, решение которых предстоит найти. Новая система профессионального образования находится в стадии проектирования и переход на реализацию ФГОС предстоит выстраивать и корректировать в будущем еще не раз.
В РАМКАХ КОМПЛЕКСНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ПЛАНА МОДЕРНИЗАЦИИ МОНОГОРОДА ПРОКОПЬЕВСКА
Н. М. Саратова, методист ГОУ НПО ПУ № 16
Главным, определяющим в деятельности всех работников образования на многие годы вперёд становятся новые образовательные стандарты, они знаменуют новую эру в российском образовании.
Для реализации ФГОС нового поколения, требующего нового формата от основных профессиональных образовательных программ НПО, наше ОУ активно включилось в эту деятельность.
Проходя курсы повышения квалификации по теме «Подготовка образовательного учреждения к реализации ФГОС нового поколения: взаимодействие заместителей директора по УПР, УМР, УР ОУ НПО» Шпилева Ольга Федоровна, заместитель директора по УПР ГОУ НПО совместно с административным составом училища составили алгоритм деятельности нашего ОУ по подготовке к переходу на ФГОС нового поколения и обозначили критерии его готовности к работе по новым стандартам.
Перед разработкой примерных программ профессионального модуля и учебных дисциплин с преподавателями и мастерами производственного обучения была проведена огромная подготовительная работа. С этой целью в училище прошли 7 обучающих семинаров. Обучение педагогического коллектива началось от изучения понятийного аппарата ФГОС НПО до разработок примерных программ. В ходе работы мы столкнулись с рядом трудностей:
- как разбить часы профессионального модуля (ПМ) и учебной дисциплины (УД);
- как точно прописать контроль и оценку результатов освоения профессионального модуля;
- как должны быть сформулированы лабораторные работы и практические занятия после изучения темы программы;
- какие лучше взять темы для самостоятельного изучения.
На поставленные вопросы искали ответы у коллег, которые получили сертификаты по раз-