Научная статья на тему 'Новые стандарты начального профессионального образования: проблемы и перспективы'

Новые стандарты начального профессионального образования: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые стандарты начального профессионального образования: проблемы и перспективы»

нию и внедрению инновационных образовательных технологий. Так как наше образовательное учреждение преобразовано объединением двух учебных заведений, то возникает необходимость создания учебно-методического центра в целях объединения коллектива для работы над проблемами внедрения ФГОС нового поколения, непрерывного повышения квалификации педагогических кадров, трансляции передового опыта, информатизации образовательного процесса.

Важным в новых стандартах является обращение к развитию личности обучающегося, социализация и адаптация к быстро меняющимся социально-экономическим условиям. В нашем образовательном учреждении планируется тесное взаимодействие между психологической и методической службой, направленное на решение важной задачи - формирование рейтинга развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. Сокращение сроков обучения до 2,5 лет вызывает много вопросов и вместе с ними много проблем. Для подготовки специалистов горных профессий необходима производ-

- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ -

ственная практика на рабочем месте; к работе допускаются лица, имеющие группу допуска (свыше 1000 В), в возрасте не менее 18 лет. Следовательно, наши обучающиеся будут лишены возможности прохождения практики и приобретения навыков управления горным и горнотранспортным оборудованием во время обучения в училище. Дальнейшее сопровождение уже выпускников требует новых взаимоотношений с работодателями. Предстоит большая работа по решению этой проблемы.

В целом стандарты нового поколения структурируют содержание образовательной программы, определяют контрольно-измерительные материалы, формы и методы обучения и оценивания результатов профессиональной подготовки. Практикоориентированный подход позволяет повысить качество профессионального образования, максимально приблизить квалификацию выпускников системы профессионального образования к требованиям современного рынка труда.

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Н. Г. Пастор, зам. директора по УПР ГОУ НПО ПЛ № 1, отмечена благодарностью Президента РФ Т. А. Бормотова, председатель методического объединения спецдисциплин ГОУ НПО ПЛ № 1

Усердный в службе не должен

бояться своего незнания:

ибо каждое новое дело он прочтет.

Козьма Прутков

Современные реформы в образовательной системе России направлены на обеспечение доступности качественного образования, его дифференциацию и индивидуализацию. Инновационные процессы, происходящие сегодня в социально-экономической жизни общества, предъявляют новые требования не только к уровню профессиональной подготовки выпускника, но и уровню профессиональной квалификации и компетентности современного педагога. Парадигмой педагогической деятельности становится новый жизненный стандарт: «Образование через всю жизнь».

Приоритетными становятся задачи формирования способностей к самоизменению, рефлексии, самоорганизации в различных видах деятельности.

Методологический основой стандартов нового поколения (ФГОС) является компетентност-

ный подход, который предполагает использование в обучении самых современных образовательных технологий и обуславливает требования к организации обучения, такие как:

- выбор методов и приемов обучения, которые формируют самостоятельность мышления и деятельности обучающихся;

- реализация форм учебного процесса, где были бы востребованы активность и инициатива обучающихся.

Во ФГОС такие понятия, как «знания», «умения», «навыки» в их привычном понимании практически исключены и введены понятия «общие компетенции» и «профессиональные компетенции», т. е. происходит переосмысление оценки результатов профессионального образования, пересмотр основных понятий, например, понятия «образованность» и «подготовленность» переходят в понятия «компетентность», «компетенции», а способы деятельности - в компетентность^ подход.

В настоящее время компетентностный подход в системе профессионального образования предполагает, что в процессе обучения обучаю-

- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ -

щиеся приобретут необходимые знания, умения, навыки, которые в дальнейшем позволят им адекватно реагировать на различные проявления в профессиональной, личной и общественной жизни. Особое значение уделяется умениям, ведь с их помощью можно действовать в новых, порой сложных ситуациях.

Поэтому не случайно компетентностный подход позволяет сосредоточить внимание на результате профессионального образования, а в качестве результата рассматривается не объем усвоенной обучающимися информации, а их способность делать выбор, принимать решения и действовать.

Таким образом, компетентностный подход является своеобразной направленностью на цели образования: обучаемость, самоопределение, становление личности, профессионализм.

В современных рыночных отношениях профессиональная подготовка не может гарантировать выпускнику рабочее место не только в течение всей жизни, но и на ближайшее время. Большому числу молодых людей приходится переучиваться, приобретать новую профессию. Имен-нокомпетентностныйподходвпрофессиональном образовании, его ориентация на формирование общих и профессиональных компетенций выпускника - основы его профессиональной мобильности - и есть тот основной механизм, который призван обеспечить социальную защиту молодежи в условиях рыночной экономики. И ключевым принципом компетентностного подхода в профессиональном образовании выступает ориентация на цели, значимые для сферы труда.

В ФГОС четко прописаны общие компетенции, которыми должны обладать обучающиеся. Это особенно актуально в настоящее время, когда в обществе идет «взрыв потребления», нет чувства сострадания, чувства радости за успех другого ( Т. И. Шамова).

В условиях реализации ФГОС особенно актуальными становятся требования к профессионализму и личности преподавателя и мастера производственного обучения. Он должен быть не просто специалистом высокого уровня, соответствующим профилю своей деятельности, но и отвечать требованиям времени: уметь создавать условия для формирования общих и профессиональных компетенций, обладать способностью и готовностью вводить в образовательный процесс интерактивные, деятельностные компоненты, должен на самом высоком уровне владеть информационно-коммуникативными технологиями.

В 2010/2011 учебном году был поставлен вопрос о необходимости перехода на ФГОС. Перед коллективом лицея встал вопрос: что нужно для этого сделать? В первую очередь нужны были

специалисты, которые смогут разработать примерные основные образовательные программы. Большую роль в решении этой проблемы сыграл ГОУ «КРИРПО». В начале учебного года ГОУ «КРИРПО» совместно с ФОУ ФИРО в режиме очно-дистанционного обучения провели курсы «Разработка и экспертиза примерной основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения», которые прошли заместитель директора по УПР Пастор Н. Г. и заведующая отделом теоретического обучения Фомина Н. А. Получив статус сертифицированных разработчиков программ профессиональных модулей и дисциплин, они возглавили в нашем лицее работу творческих групп по разработке новой учебно-программной документации.

Для того, чтобы были успешны шаги по внедрению ФГОС в конкретном образовательном учреждении, необходимо качественное учебно-методическое сопровождение этого процесса.

Поэтому в лицее была разработана программа обучения педколлектива.

Цели программы:

- подготовка коллектива к восприятию и пониманию идеологии ФГОС и создание условий для перехода на новые стандарты на основе анализа структуры и содержания ФГОС;

- анализ на соответствие материальных ресурсов и педагогических кадров требованиям ФГОС;

- овладение технологиями разработки и внедрения ФГОС в образовательный процесс;

- формирование рабочих групп по подготавливаемым в лицее профессиям и разработка учебно-программной документации в соответствии с требованиями к результатам, структуре основных профессиональных образовательных программ и условиям их реализации;

- разработка компетентностно-ориентирован-ных контрольно-измерительных материалов.

Для реализации программы были проведены следующие мероприятия:

1. Цикл семинаров с преподавателями и мастерами производственного обучения по ознакомлению с ФГОС по следующей тематике (программе):

- необходимость внедрения ФГОС;

- отличие ФГОС от ГОС;

- терминологическое поле ФГОС;

- методические рекомендации по составлению учебных дисциплин;

- методические рекомендации по составлению профессиональных модулей;

- нормативно-правовая база внедрения ФГОС;

- принятие новой образовательной парадигмы (психологические тренинги).

2. В лицее были созданы рабочие группы по разработке программ по подготавливаемым профессиям. Руководители групп периодически собирались и обменивались мнениями, опытом, подходом к вопросу. Хотя профессии разные, но многие вопросы (разработка, критерии оценки общих компетенций и т. д.) требуют единого подхода.

3. В рамках методического объединения профессионально-технических дисциплин председатель Бормотова Т. А. постоянно проводила индивидуальные консультации с педагогами по разработке программ по учебным дисциплинам, профессиональным модулям.

4. В соответствии с приказом департамента образования и науки (приказ № 35 от 14.01 2011г.), в лицее была создана рабочая группа под руководством Фоминой Н. А. по разработке примерной ОПОП по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».

5. Преподаватели и мастера производственного обучения лицея участвовали в рабочих группах по разработке примерных ОПОП по профессиям: сварщик (электросварочные и газосварочные работы) и мастер отделочных строительных работ.

6. Преподаватель спецдисциплин Бормотова Т. А., мастер производственного обучения Пфунт Н. М. разработали проект ОПОП по профессии «Электромонтажник» по силовым сетям и электрооборудованию. Главной целью при разработке программ было проектирование содержания, обеспечивающего достижение целей формирования профессиональных компетенций обучающихся. Разрабатывая проект, педагоги столкнулись с трудностями при отборе необходимых дидактических единиц из ранее реализуемых программ, определении тематики практических работ, связанных с монтажом электрооборудования.

7. Создан виртуальный банк методических и дидактических материалов по обеспечению процесса перехода на ФГОС для оказания помощи педагогам лицея. С целью обмена опытом этот материал может быть использован педколлективами других образовательных учреждений области.

8. Разработаны рабочие учебные планы по подготавливаемым в лицее профессиям.

9. Проведена инвентаризация материальных, кадровых и учебно-методических ресурсов, что помогло внести коррективы в план развития лицея на 2011/2012 учебный год, например :

- закупка лабораторного оборудования для лабораторно-практических работ по профессиям «Электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию», «Сварщик»;

- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ -

- приобретение современного промышленного оборудования,

- приобретение новейших материалов, например, для изоляции, пайки, соединения по профессии электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию;

- закупка современного сварочного оборудования;

- создание мастерской инновационных технологий сварочного производства;

- создание лаборатории информационных технологий по профессии «Мастер отделочных строительных работ»;

- обучение преподавателей и мастеров производственного обучения методике разработки рабочих программ по учебным дисциплинам и профессиональным модулям на базе ГОУ «КРИРПО» и лицея.

10. В методическом кабинете сформирован пакет документов, который включает в себя:

- федеральные государственные образовательные стандарты по профессиям;

- нормативно-правовую базу разработки и внедрения ФГОС;

- методические рекомендации по составлению программ учебных дисциплин и профессиональных модулей;

- понятийный аппарат по стандартам нового поколения;

- образцы разработанных программ по профессиям.

10. Проведена работа по расширению и углублению взаимодействия с государственно-частными партнерами.

Были проведены «круглые столы» с представителями предприятий, на которых обсуждались перспективы сотрудничества при переходе на ФГОС нового поколения: в марте в обсуждении приняли участие Дирекция Кемеровских электрических сетей ОАО «Кузбассэнерго» (ведущий инженер Иванов Б. Н., инженер Точилкина Т. Ю.), ОАО «Кокс» (инженер по подготовке кадров Дымова О. В.), КВСК - филиал ОАО «Алтайвагон» (начальник отдела по подготовке кадров Элерт Н. Ю., главный сварщик Фалиц Д. В.); в мае КО-АО «Азот» (зам. генерального директора по персоналу и социальным вопросам Баканов Е. А., директор центра обучения кадров Бунин А. М., главный сварщик Коврижных Р. Б.).

Социальные партнеры, ознакомившись с материально-технической базой лицея по подготовке обучающихся по профессиям «Сварщик» (электросварочных и газосварочных работ), «Электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию», побеседовав с преподавателями и мастерами производственного обучения, пришли к выводу, что в лицее создана достаточ-

- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ -

ная база для подготовки обучающихся по ФГОС нового поколения. Хотя работа по ее укреплению еще предстоит большая. Представители КОАО «Азот» предложили помощь в обеспечении сварочными материалами цеха ручной дуговой сварки. Представители ОАО «Алтайвагон» считают, что главная задача педколлектива - это дать обучающимся прочные теоретические знания, профессиональные умения, а закрепить и развить навыки они смогут на предприятиях. Представители ОАО «Кузбассэнерго» считают, что обучающиеся должны пройти все этапы профессионального роста, попробовать свои силы на каждом участке в учебно-производственных мастерских лицея, на предприятиях. Также социальные партнеры отметили, что во ФГОС виды профессиональной деятельности отделены один от другого, что говорит об их автономности и позволяет формировать конкретные профессиональные компетенции. В целом все участники встреч согласились с необходимостью, с актуальностью формирования профессиональных компетенций, определенных ФГОС.

Успехом этих встреч стало заключение соглашений о социальном партнерстве в подготовке квалифицированных рабочих кадров с КОАО «Азот», ОАО «Кокс» и участие их представителей в главном жюри на областном конкурсе профессионального мастерства по профессии сварщик, который проводился на базе лицея.

Одним из их требований сегодня является наличие смежной профессии (такую возможность наши обучающиеся могут получить за счет дополнительных образовательных услуг). Работодатели предложили ввести в учебные программы по всем профессиям изучение оборудования, используемого на конкретных предприятиях города, особое внимание уделить охране труда. Мы планируем решить этот вопрос за счет часов вариативной части.

Вместе с тем социальные партнеры отметили, что требования ФГОС не всегда отвечают уровню техники и технологиям используемых на современном производстве.

В соответствии с новыми требованиями рынка труда после согласования с социальными партнерами в рабочие учебные планы были включены спецкурсы «Я - электрик», «Творчество в моей профессии», «Школа ремонта», «Психологические тренинги».

Новизна и актуальность изучаемого сверх программы материала формирует у обучающихся интерес к избранной профессии.

11. Самое сложное было перестроить свое мышление, изменить сознание и направить

свою работу от умения к знаниям. Поэтому для психологической подготовки коллектива к новой работе был проведен цикл психологических семинаров, тренингов.

При работе со стандартами профессионального образования коллектив столкнулся со следующими трудностями:

- при разбивке часов по некоторым предметам, например, по профессии «Электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию» - черчение, автоматизация, материаловедение - трудно было соблюсти соотношение практических и теоретических часов;

- трудно было определить критерии умений обучающихся в учебных дисциплинах, когда стандарт требует умения выполнять определенные виды практических работ (например, варить, выполнять пробивные работы, сварочные работы и т. д.), а выполнять их возможно только на учебной или производственной практике. Поэтому при разработке практических работ предполагается выполнение обучающимися инструк-ционно-технологических карт в соответствии с техническими требованиями работ, другие виды практических работ;

- не было единства в понимании объема дидактической единицы;

- не всегда удавалось четко развести понятия «самостоятельная работа» и «домашнее задание»;

- трудно было определить и сформулировать основные показатели оценки результатов усвоения профессионального модуля;

- были проблемы с необходимой литературой.

Все трудности преодолимы. Практически любой вопрос можно было решить с помощью работников КРИРПО. Коллектив лицея психологически готов к внедрению ФГОС, и в течение следующего учебного года работа в этом направлении будет продолжена.

В ходе подготовки учреждения к реализации новых стандартов педагоги сформулировали предложения по обеспечению успешной реализации стандартов:

- создать виртуальный банк учебной литературы по разным профессиям;

- на базе одного из образовательных учреждений организовать специализированный полигон (например, сварочный), на котором можно было бы проводить занятия.

Отрадно отметить, что Региональная комплексная программа «Модернизация системы профессионального образования Кемеровской области» на 2011-2013 годы предусматривает реализацию данных мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.