ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ
ПЕРВЫЕ ШАГИ В НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ СТАНДАРТОВ
И. Г. Науменко, зам. директора по УПР ГОУ НПО ПУ № 60; Е. В. Гуляр, методист ГОУ НПО ПУ № 60
С нового учебного года на ФГОС третьего поколения перейдут все учреждения профессионального образования. Внедрение ФГОС НПО нового поколения предъявляет особые требования к преподавателям и мастерам производственного обучения в подготовке рабочих кадров. Работодателям нужны специалисты, которые разбираются в производственных вопросах, знают, как работать с новыми технологиями, и ориентируются в социально-экономических проблемах региона. С этой точки зрения, стандарт станет гарантом качественной подготовки рабочих и специалистов, обладающих определенными компетенциями, которые необходимы развивающейся экономике нашей страны. В стандарте четко прописано, какими знаниями и умениями должен овладеть будущий рабочий, определены общие и профессиональные компетенции выпускника. Выполнение всех требований, заложенных в стандарт, позволит нашим выпускникам быть успешным и в труде, и в жизни.
Для выполнения задач образования, требований ФГОС НПО нового поколения, направленных на удовлетворение потребности обучающихся, родителей, работодателя в получении качественного образования, ОУ ставит своей целью создание инновационной, более совершенной системы обучения. Для реализации этой цели выделены задачи:
• совершенствование содержания и организации теоретического и производственного обучения в условиях перехода на ФГОС;
• обеспечение качества образования в соответствии с требованиями работодателя и рынка труда;
• укрепление материально-технической базы ОУ;
• совершенствование воспитательного процесса.
К настоящему времени в ОУ создана воспитательная система. Разработаны тематические программы, посредством которых реализуется содержание основных направлений воспитательного процесса:
- «Новый день» - развитие правовой культуры и профилактика правонарушений;
- «Береги здоровье смолоду» - формирование здорового образа жизни обучающихся;
- «Я - гражданин России» - формирование активной гражданской позиции.
Развитие общих компетенций осуществляется через создание условий для самопознания, самореализации, саморазвития обучающихся, посредством тематических внеклассных мероприятий, спортивных соревнований, кружковой деятельности, ученического самоуправления. Развитие профессионально важных качеств обучающихся осуществляется как на уроках теоретического и производственного обучения, так и на развивающих занятий с педагогом - психологом («Учись - учиться»).
Развитие социального партнёрства
Система социального партнерства в ГОУ НПО ПУ № 60 действует с 2005 года. Нам удалось выстроить эффективные отношения с компанией ОАО «ОУК Южкузбассуголь» (генеральный директор компании - Борщевич Андрей Михайлович). Совместная работа начинается с набора по заявке компании на горные специальности, которые востребованы на определенный период. Осознание ответственности за качество профессиональной подготовки, с одной стороны, и социальную защищенность, успешную адаптацию выпускников училища на предприятиях ОАО «ОУК «Южкузбассуголь», с другой стороны, привело к разработке программы совместной деятельности с компанией и ОУ. Цель программы состоит в обеспечении предприятий ОАО «ОУК «Южкузбассуголь» квалифицированными рабочими кадрами. Программа предусматривает взаимодействие в организации учебно-производственного процесса, в профориентаци-онной работе, укреплении материально-технической базы училища. В договоре о сотрудничестве с компанией ОАО «ОУК «Южкузбассуголь» включены вопросы социальной защиты обучающихся, предоставления рабочих мест для производственной практики, трудоустройства выпускников и их закрепление на производстве.
С 2009 года компания ОАО «ОУК «Южкузбассуголь» выплачивает целевые стипендии обучающимся профессии «Электрослесарь подземный», предоставляет оплачиваемые рабочие места для прохождения производственной практики на шахтах компании.
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ -
В 2009 году учебно-производственный центр компании организовал курсы повышения квалификации мастерам производственного обучения и преподавателям горных спецдисциплин.
Так как переход профессионального образования на стандарты третьего поколения и изменения в требованиях работодателя к современному поколению рабочих стали более высокими, это обязывает педагогов работать по-новому.
В связи с этим профессионально-педагогический коллектив ПУ № 60 в 2011/2012 учебном году будет работать над проблемной темой «Формирование профессионально-компетент-ностной, социально-адаптированной личности, конкурентоспособного рабочего в условиях перехода на ФГОС третьего поколения».
В течение 2010/2011 учебного года педагогический коллектив ГОУ НПО ПУ № 60, как и все образовательные учреждения области, активно занимался подготовительной работой для внедрения федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения. Был разработан и реализован план мероприятий:
• изучили нормативно-правовую документацию по реализации и введению ФГОС;
• профессионально-педагогические работники ПУ № 60 прошли курсовую подготовку на базе ГОУ «КРИРПО»;
• посещали областные семинары по разработке примерных ОПОП;
• проводили инструктивно-методические совещания и консультации;
• разработали программы учебных дисциплин на основе ФГОС НПО;
• разработали программы профессиональных модулей по всем реализуемым профессиям на основе ФГОС НПО;
• разработали перечни практических и лабораторных работ с учетом требований ФГОС и рекомендаций работодателей;
• начали разработку дидактического обеспечения уроков теоретического и производственного обучения;
• провели инвентаризацию имеющейся материально-технической базы;
• отремонтировали помещение для оборудования стрелкового тира, ведется реконструкция открытого стадиона;
• продлили и заключили договоры с социальными партнёрами на предмет прохождения производственной практики обучающихся и трудоустройства выпускников.
В рейтинге готовности ОУ НПО к реализации ФГОС нового поколения, проведенного ГОУ «КРИРПО», ПУ № 60 заняло 22-е место, что составило 79 % готовности к реализации ФГОС. В настоящий момент училище продолжает подго-
товку материально-технической базы ОУ к внедрению ФГОС.
Профессионально-педагогические работники нашего ОУ приняли активное участие в работе групп, которые занимались разработкой примерных ОПОП НПО по профессиям: автомеханик, ремонтник горного оборудования, сварщик (электросварочные и газосварочные работы), повар, кондитер, продавец, контролер-кассир, мастер отделочных строительных работ, мастер общестроительных работ. Преподаватели и мастера производственного обучения самостоятельно разрабатывали программы по профессиям: проходчик, горнорабочий на подземных работах, электрослесарь подземный, мастер по обработке цифровой информации.
Особое волнение и бурное обсуждение вызвало содержание образовательных стандартов и разработка программ по профессиям: проходчик, горнорабочий на подземных работах, электрослесарь подземный. Мастера производственного обучения, имеющие за плечами большой подземный стаж, доказывали несоответствие содержания стандарта реальным условиям работы в горной промышленности. Кроме того, горные профессии требуют особого оснащения производственных полигонов, мастерских и учебных кабинетов. На укрепление учебно-производственной базы в 2008 году компанией ОАО «ОУК «Южкуз-бассуголь» было выделено 2 млн рублей для приобретения горного оборудования. В настоящий момент запланировано продолжение сотрудничества с социальными партнерами - ОАО «ОУК «Южкузбассуголь» и ОАО «Южный Кузбасс» с целью развития учебно-материальной базы ОУ.
Первые шаги подготовки образовательного учреждения к внедрению ФГОС обозначили следующие проблемы: необходимость укрепления учебно-материальной базы современным оборудованием, обеспечение образовательного процесса современной литературой, обучение и переподготовка педагогических кадров - над решением которых коллективу профессионального училища № 60 предстоит работать в ближайшее время.
В заключение хочется выразить общее мнение нашего сплоченного коллектива, что первый этап работы по внедрению стандартов нового поколения без руководства и помощи ГОУ «КРИРПО» был бы еще более сложным и тернистым. Спасибо за организацию серии курсов, семинаров, консультаций для всех категорий работников по внедрению ФГОС в образовательный процесс. Ценность и значимость таких встреч - в помощи сотрудников «КРИРПО» и в общении с коллегами из других образовательных учреждений. Вместе легче шагать в ногу со временем.