Научная статья на тему 'Мониторинг современных образовательных технологий: реализация федерального проекта'

Мониторинг современных образовательных технологий: реализация федерального проекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг современных образовательных технологий: реализация федерального проекта»

Таблица 2

Распределение самостоятельных работ по МДК

Самостоятельная работа внеаудит по ОП, МДК

Урок Виды работ Норма времени Код компетен Всего часов Контроль

Подготовка к практическим работам 30 мин/13 5 час Практическая работа

Самостоятельное изучение параграф 1 час ОК4 1 час Устный опрос

Подготовка к контрольной работе 2час/2 ОК4, ОК6, ПК 2.5 4час Контрольная работа

Написание реферата 6 час ОК4, ОК6 6 час Презентация

Подготовка к диф. зачету 6 час ОК 1 ОК 4 ОК 6 ОК 7 ПК 2.5 6час Дифференцированный зачет

Самостоятельная работа обучающихся под непосредственным руководством преподавателя занимает большое место в различных формах организации учебного процесса: на уроках, лабораторных и практических занятиях, в курсовом проектировании.

Таким образом, самостоятельная работа активизирует познавательную деятельность обучающихся, формирует у них активность в учеб-

ном процессе, интенсифицирует и индивидуализирует учебный труд.

Использование самостоятельной работы позволяет сделать процесс обучения более интересным, стимулировать поисковую деятельность, формировать устойчивую положительную мотивацию учения, способствовать формированию общих и профессиональных компетенций.

МОНИТОРИНГ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА

И. П. Попов, канд. пед. наук, доцент, директор ГОУ СПО «Кемеровский горнотехнический техникум» М. Л. Ельденев, заместитель директора по учебной работе

В процессе реализации мероприятий по проекту «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области добычи полезных ископаемых на базе отраслевого межрегионального ресурсного центра» (в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.) сотрудниками межрегионального ресурсного центра, созданного на ба-

зе Кемеровского горнотехнического техникума, был проведен мониторинг значимых для горной отрасли современных образовательных технологий.

Целью мониторинга являлось создание оснований для обобщения и анализа получаемой информации о рынке значимых для отрасли современных образовательных технологий.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Систематическое и всестороннее изучение: • значимых для отрасли в группе регионов требований профессиональных стандартов и квалификационных характеристик, требований ФГОС;

• требований работодателей к содержанию программ обучения по наиболее востребованным специальностям в отрасли, условиям и технологиям их совместной реализации и образовательным результатам - профессиональным компетенциям специалистов;

• рынка производимого современного учебно-производственного оборудования, в т. ч. уникального, необходимого для обеспечения образовательного процесса в целях подготовки кадров для нужд отрасли;

• реализуемых программ профильными (по профилям отрасли) образовательными учреждениями НПО, СПО, ВПО, ДПО.

2. Создание механизма мониторинговых исследований на межрегиональном уровне.

3. Создание единой информационной сети системы профобразования для систематизации информации, повышения ее оперативности и доступности, оптимизации информационных потоков, формируемых на различных уровнях системы образования.

4. Координация деятельности всех субъектов мониторинга.

5. Совершенствование технологии информационно-аналитической деятельности на основе современных научных достижений и программно-информационных ресурсов.

В процессе мониторинга были использованы различные методы получения данных.

Предметом мониторинга являлись актуальные потребности горной отрасли в подготовленных кадрах, оценивалось их количество и профессиональный состав. Параллельно отслеживались основные профессиональные образовательные программы подготовки специалистов в отраслевых образовательных учреждениях. С целью повышения качества образования и актуализации образовательной программы аккумулировались замечания предприятий по соответствию программ и качества подготовки обучаемых требованиям отрасли.

Для проведения мониторинга был сформирован пакет документов, включающий инструкции по процедуре проведения и инструментарий. Анкеты, разработанные для предприятий, касались вопросов обеспечения предприятия кадровыми ресурсами и потребности предприятия в обучении/повышении квалификации сотрудников. Были разработаны анкеты для заполнения руководителем предприятия, сотрудником кадровой службы и непосредственным руководителем сотрудника/технолога производственного процесса, молодым специалистом. Также были представлены анкеты для составления образовательных программ повышения квалификации,

переподготовки и стажировки сотрудников предприятий, которые будут проходить на базе межрегионального ресурсного центра.

Анкеты, разработанные для образовательного учреждения, изучали вопросы готовности ОУ НПО/СПО к внедрению ФГОС. В зависимости от уровня вовлеченности предприятия или образовательного учреждения во взаимодействие с ресурсным центром была организована либо отправка пакета для самостоятельной обработки респондентами, либо непосредственный выезд сотрудника ресурсного центра на предприятие или в образовательное учреждение и участие в проведении анкетирования. Обработка анкет не предполагала использование специализированных средств статистической обработки, носила описательный характер. Анкеты содержат много открытых вопросов, не требующих математической обработки. Репрезентативность выборки по отдельным анкетам недостаточна для статистически достоверного численного результата, тем не менее позволила качественно определить тенденции.

Обработка происходила в два этапа: подготовка первичных данных и их анализ.

Подготовка данных заключалась в заполнении рабочей таблицы, разработанной в соответствии с перечнем используемых анкет. Использование рабочей таблицы позволило упростить анализ больших объемов данных и хранение результатов анкетирования для отслеживания процессов в динамике.

На этапе анализа происходило выявление общих тенденций, проблемных вопросов и динамики для отрасли в целом. Следует различать результат анализа по данным первичного анкетирования, показывающий «текущий срез» положения дел в отраслевом образовании, и последующий мониторинг, в результате которого имеется возможность анализировать процессы в динамике. С накоплением информационной базы и расширением программы мониторинга на максимальное количество отраслевых ОУ и предприятий, на наш взгляд, будет повышаться статистическая достоверность результата и появится возможность проведения более тонкого анализа на пересечении данных.

В мониторинге, проводимом в образовательных учреждениях, приняли участие 18 преподавателей и 57 обучающихся из ГОУ СПО «Ленинск-Кузнецкий горнотехнический колледж» и ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 18» г. Берёзовский.

Результаты анкетирования показали, что в данных образовательных учреждениях начинают широко внедряться современные технологии

и методики обучения: проблемное (89 %), интегрированное (44 %), модульное, проектное обучение (по 33 %). По мнению преподавателей, выбор методики в основном обусловлен ее направленностью на создание условий для развития личности (72 %) и лучшего усвоения материала обучающимися (61 %), а также ее актуальностью и современностью (33 %). Преподаватели считают, что внедрение современных методик обучения развивает у выпускников профессионализм, коммуникабельность, ответственность, способность самостоятельно решать проблемы.

Причиной выбора образовательной технологии в большинстве случаев является стремление повысить качество профессиональной подготовки выпускников в соответствии с современными требованиями работодателей.

Более половины опрошенных преподавателей (56 %) отметили повышение качества обучения при использовании нетрадиционных методик. По их мнению, максимальная эффективность достигается при частичном использовании методики, отдельных блоков и элементов.

Отдельным направлением изучения являлась готовность образовательных учреждений к внедрению федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), в рамках которого проводился опрос руководителей ОУ. Из позитивных ожиданий внедрения ФГОС учреждения отметили увеличение учебно-материальной базы в связи с появлением четких стандартов, повышение заинтересованности работодателя к подготовке квалифицированных специалистов. Негативные стороны - проблемы освоения профессиональных компетенций из-за сжатых сроков обучения и повышение нагрузки на преподавателей в связи с разработкой методического обеспечения и профессиональных модулей. Также была отмечена недостаточная проработка показателей оценки овладения общими компетенциями.

Кроме преподавателей и руководителей образовательных учреждений, в анкетировании приняли участие 57 обучающихся 2-го и 3-го курсов.

Анализ анкет обучающихся показал, что им в большинстве случаев легче даются профильные предметы, а общеобразовательные (литература, математика, химия) вызывают затруднения. На наш взгляд, это имеет место в том случае, когда у обучающихся сформирована индивидуальная мотивация к дисциплинам специального цикла, а необходимости применения знаний по общеобразовательным предметам они не видят.

Основными мотивами обучения были:

• получение диплома - 88 %;

• возможность стать хорошим специалистом - 78 %;

• возможность получить прочные знания - 72 %.

Из факторов, мешающих учиться лучше,

44 % обучающихся отметили недостаток терпения, недостаточность имеющихся знаний (41 %), недостаток практических заданий (25 %), нехватку учебных пособий и технического оснащения (19 %). Практически все обучающиеся отметили повышенный интерес к предметам, на которых используются нетрадиционные методики обучения. Из дополнительных стимулов к обучению были отмечены возможность самореализоваться, показать, на что способны перед другими обучающимися, самостоятельно решать проблемы, неформально общаться с преподавателями и приглашенными мастерами с отраслевых предприятий.

В мониторинге работодателей приняло участие 10 предприятий угледобывающей отрасли, таких как: ОАО «Кокс-Майнинг», ЗАО «Сибирские ресурсы» (шахта Владимирская-1), ООО «Шахта «Бутовская», ОАО «Горняк» (шахта «Ро-мановская-1»), ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс», ОАО «Шахта Березовская», ЗАО «Распадская угольная компания», Шахта «Распадская», ОАО «Шахта МУК-96», ОАО «Холдинговая компания «СДС-Уголь».

Следует отметить высокий уровень заинтересованности опрошенных предприятий как в квалифицированных подготовленных кадрах, так и в организации дополнительного обучения сотрудников. Уже в рамках первичного мониторинга было получено 7 анкет-заявок на разработку программ специализированного обучения предполагаемым общим охватом порядка 250-300 человек.

Все опрошенные руководители, а также кадровые службы предприятий отмечают, что проблема дефицита кадровых ресурсов весьма актуальна. С точки зрения руководителей, основными причинами являются недостаток кандидатов на рынке труда и их недостаточная квалификация.

По результатам опроса наиболее востребованы на предприятиях угледобывающей отрасли следующие профессии и специальности: «электрослесарь подземный», «машинист горных выемочных машин», «геолог», «горнорабочий очистного забоя», «маркшейдер», «обогатитель полезных ископаемых», «горный техник-технолог», «специалист по горным работам».

Специалисты кадровых служб предприятий отмечают необходимость дополнительного обучения рабочих особенно низкой квалификации.

Анализируя ответы технологов, отметили, что их удовлетворенность уровнем подготовки выпускников ОУ варьируется на грани «скорее да» и «скорее нет». Образовательным учреждениям технологи рекомендуют более глубоко изучать профильные предметы, в частности горное дело, охрану труда и промышленную безопасность. Также в обучении рекомендуется уделять внимание современным технологиям и оборудованию, налаживать информационный обмен непосредственно с предприятиями.

В рамках мониторинга было опрошено десять молодых специалистов, недавно закончивших учебу. Восемь человек имели высшее образование, двое - среднее профессиональное. Опрошенные отметили недостаток практических занятий в программе обучения и необходимость более углубленно изучать профильные предметы.

Разработанный инструментарий мониторинга дал возможность определить текущее состояние значимых для горной отрасли современных образовательных технологий, требования профессиональных стандартов и квалификационных характеристик, требования ФГОС, требования работодателей к содержанию программ об-

учения по наиболее востребованным специальностям, условиям и технологиям их совместной реализации и образовательным результатам -профессиональным компетенциям специалистов. Кроме этого результаты мониторинга позволили оценить ситуацию на рынке производимого современного учебно-производственного оборудования, в т. ч. уникального, необходимого для обеспечения образовательного процесса в целях подготовки кадров для нужд отрасли.

Таким образом, в процессе реализации I этапа государственного контракта, выполняемого в рамках ФЦПРО на 2011-2015 годы, был создан институциональный механизм постоянного мониторинга рынка значимых для горной отрасли современных образовательных технологий, что позволит в дальнейшем привлекать к процедуре мониторинга не только представителей из области профессионального образования, но и потенциальных работодателей, для которых качество подготовки выпускников учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования является существенным условием развития и процветания.

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА ПРОКОПЬЕВСКА: СТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИИ

Н. М. Саратова, методист ГОУ НПО «Профессиональное училище № 16», г. Прокопьевск Т. А. Кравченко, методист лаборатории мониторинга внедрения ГОС ПО ГОУ «КРИРПО», г. Кемерово

В настоящее время условием повышения конкурентоспособности образовательных учреждений профессионального образования является проведение постоянных исследований ситуации на рынке труда и её соотнесение с заказом на подготавливаемых специалистов.

В этих целях для исследования рынка труда в ГОУ НПО ПУ № 16 разработана нормативная база по изучению рынка труда. Предварительно разработали положение об исследовании рынка труда, затем программу «Исследование рынка труда строительных профессий г. Прокопьевска», цель которой заключалась в изучении сегмента рынка труда Прокопьевска - строительных профессий. Поставленная цель исследования обусловила необходимость решения задач в соответствии с рекомендациями ГОУ «КРИРПО».

Программа была разработана в соответствии с планом работы ОУ как базового, она краткосрочная, сроки реализации программы: сентябрь-декабрь 2011 года. Реализация програм-

мы состояла из четырех основных направлений: разработка нормативной базы по изучению рынка труда;исследование рынка труда; аналитическая деятельность и организационно-управленческая деятельность.

Разработанные для реализации программы мероприятия, такие как составление реестра строительных предприятий Прокопьевска, проведение анкетирования и интервьюирования работодателей, наблюдений за обучающимися во время прохождения ими производственной практики на предприятии, позволили выявить предприятия строительного профиля с высокотехнологичным оборудованием, современными технологиями и высокой культурой производства. В рамках программы также было запланировано проведение круглого стола с работодателями и участие ОУ в отраслевых ярмарках рабочих мест. Все запланированные мероприятия направлены на изучение рынка труда по созданию сбалансированной системы подготовки квали-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.