Научная статья на тему 'Культурно-образовательная деятельность Музея современного искусства PERMM с взрослой аудиторией и аудиторией «третьего» возраста'

Культурно-образовательная деятельность Музея современного искусства PERMM с взрослой аудиторией и аудиторией «третьего» возраста Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
350
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музей / взрослые посетители / посетители третьего возраста / культурно-образовательная деятельность / museum / adult visitors / third-age visitors / cultural and educational activities

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бабаева В. Л.

Долгое время посетители «третьего» возраста в российских музеях не выделились в отдельную категорию при разработке культурно-образовательной деятельности музея. Для них предполагалась та же программа, что и для остальной взрослой аудитории. В последние десятилетия музейные сотрудники стали говорить об иных потребностях аудитории «третьего» возраста при посещении музея, что привело разработке специальных занятий, мероприятий и культурнообразовательных программ для данной категории посетителей. Среди пермских музеев активнее всего в этом направлении работает Музей современного искусства PERMM Ключевые слова: музей, взрослые посетители, посетители третьего возраста, культурно-образовательная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural and educational activities of the Museum of Contemporary Art PERMM with an adult audience and an audience of the "third" age

For a long time, visitors of the "third" age in Russian museums did not stand out as a separate category when developing a plan for the cultural and educational activities of the museum. For them, the program was supposed to be the same as for the rest of the adult audience. In recent decades, museum staff began to talk about other needs of the audience of the "third" age when visiting the museum, which led to the development of special master classes, events, and cultural and educational programs for this category of visitors. Among the Perm museums, the Museum of Contemporary Art PERMM is the most active in this area.

Текст научной работы на тему «Культурно-образовательная деятельность Музея современного искусства PERMM с взрослой аудиторией и аудиторией «третьего» возраста»

ВЛ. Бабаева

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

(г. Пермь)

Культурно-образовательная деятельность Музея современного искусства PERMM с взрослой аудиторией и аудиторией «третьего» возраста

УДК 069.15

DOI 10.24412/cl-34136-2020-10-12-16

Долгое время посетители «третьего» возраста в российских музеях не выделились в отдельную категорию при разработке культурно-образовательной деятельности музея. Для них предполагалась та же программа, что и для остальной взрослой аудитории. В последние десятилетия музейные сотрудники стали говорить об иных потребностях аудитории «третьего» возраста при посещении музея, что привело разработке специальных занятий, мероприятий и культурно-образовательных программ для данной категории посетителей. Среди пермских музеев активнее всего в этом направлении работает Музей современного искусства PERMM Ключевые слова: музей, взрослые посетители, посетители третьего возраста, культурно-образовательная деятельность.

V.L. Babaeva

Perm State Humanitarian Pedagogical University

(Perm)

Cultural and educational activities of the Museum of Contemporary Art PERMM with an adult audience and an audience of the "third" age

Abstract. For a long time, visitors of the "third" age in Russian museums did not stand out as a separate category when developing a plan for the cultural and educational activities of the museum. For them, the program was supposed to be the same as for the rest of the adult audience. In recent decades, museum staff began to talk about other needs of the audience of the "third" age when visiting the museum, which led to the development of special master classes, events, and cultural and educational programs for this category of visitors. Among the Perm museums, the Museum of Contemporary Art PERMM is the most active in this area. Key words: museum, adult visitors, third-age visitors, cultural and educational activities.

Музей представляет из себя важный компонент как для создания ценностных ориентиров человека, так и для развития творческого потенциала. Культурно-образовательная деятельность как понятие появилась в последнем двадцатилетие ХХ в., когда общество перешло на новую ступень отношения к музею и культурному наследию в принципе. Именно в это время взяв за основу коммуникационный подход, рождается образовательная музейная

модель.

Актуальность данной темы определяется тем, что на современном этапе возрастает роль музея в образовательном процессе, это основывается на повышенном интересе к проблеме не только обучения, но и социальной адаптации, реализации людей разного возраста через музейное пространство. Музей рассматривается не как способ получения «сухих» знаний, но и как социальный развлекательно-познавательный конструкт для привлечения внимания к культуре, науке и истории. Общество развивается, движется вперед, и музеи, соответственно, не остаются в стороне от этого процесса. И, конечно, стоит отметить, что направленность работы на разновозрастную аудиторию актуальна с педагогической и психологической точек зрения.

В настоящее время культурно-образовательная дея-

тельность с музейной аудиторией выходит на ведущее место. В работе И.А. Макеевой основным принципом интерпретации культурно-образовательной деятельности является готовность предоставить посетителям пространство для реализации их интересов. Эта деятельность со взрослым возрастом имеет огромную значимость, ведь именно музей становится площадкой для обучения и развития, в которое мы вовлечены в течение жизни [1].

Культурно-образовательная деятельность со взрослой и пожилой аудиторией рассматривается в работах таких авторов, как Е.А. Уткина, К.К. Сидельникова [5]. По их мнению, в музейной работе со студентами главенствующими формами образования традиционно считаются экскурсионные и лекционные занятия. Одной из интересных и продуктивных форм работы является подготовка и проведение тематических

экскурсий в музеях самими студентами. Приобщение

пожилых посетителей к музею может происходить через организацию студий народного мастерства, где народные умельцы в возрасте поделятся секретами вышивки, плетения, резьбы по дереву, ковке, лепке. Музейные лектории выходного дня также могут быть интересны для пенсионеров.

Музей — это источник непрерывного образования, для

12

© В.Л. Бабаева, 2020

которого в настоящее время важно привлечь новых посетителей — активных, молодых и образованных студентов, интересующихся досуговой и образовательной стороной музейной

деятельности, а также сохранить постоянных посетителей.

Хочется также сказать об одной из первостепенных функций музейной педагогики. Это формирование индивидуальных способов погружения в музейное пространство, с помощью которых любой посетитель будет иметь возможность найти в нем свое место.

Стоит отметить значимость не только возраста, но и уровня образования, мотивации музейного посещения, психофизического состояния, ступени социализации приходящего в музей человека.

Прежде чем поговорить о существующих формах музейной работы со взрослой аудиторией, хочется выделить три идеи, которые могут помочь модернизировать работу со взрослой аудиторией:

1. Посетитель важен не как факт своего присутствия, а как отдельная личность со своим опытом. Другими словами, если узнать больше о посетителе, то экскурсовод может варьировать концепцию экскурсии;

2. Рефлексия, осмысление экспозиции — это одна из важнейших частей работы с посетителем;

3. Посетитель должен быть вовлечен в музейное пространство, первоочередным является интерактивность и взаимодействие между экспозицией и экскурсантом, где музейный специалист помогает этому произойти.

От рассмотрения основных идей работы с посетителем, мы плавно переходим к

существующим формам взаи-

модействия со взрослой аудиторией:

1. В первую очередь нужно сказать про экскурсионную форму. Она является одной из основных, методом которой становится ролевое общения, задается конкретный стиль поведения, а также ролью экскурсовода и экскурсанта;

2. Одна из традиционных форм массовой работы музеев, наряду с экскурсией, — лекция. Лекции могут объединяться в циклы — лектории. Музейная лекция - это устное последовательное изложение определенной темы, в которое входит привлечением музейных предметов в качестве демонстрационного материала и источника информации.

3. Консультация — та форма, которая носит индивидуальный характер относительно экспозиции или в научных отделах музея. Эта форма достаточно актуальна в современном мире и в современных тенденциях работы с посетителями;

4. Одна из новых форм -это встреча с интересным человеком. Посетителей привлекают не только коллекции, но и знакомство с талантливой личностью;

5. Форма «клуба» в музейной деятельности не имеет возрастных ограничений, она подходит как для детей, так и для взрослых. Обычно клуб базируется на определенной тематике в музейном пространстве, в ходе его работы могут использоваться музейные коллекции, участники занимаются не только обсуждением, но и создают что-то новое [4, с. 149].

В музее существует группа, которую иногда называют «забытыми посетителями», речь идёт о пожилых людях, которых в настоящее время стараются вовлечь в музейное пространство и дать им возможность почувст-

Бабаева Влада Львовна,

студентка 4 курса исторического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Пермь)

Рис. 1

Занятия о современном искусстве для аудитории «третьего» возраста.

Рис. 2

Создание арт-объекта.

Рис. 3

Фотосессия в рамках проекта «Музей без возраста».

вовать себя нужными. Это могут быть специальные программы, в которые входит посещение музея, экскурсии по

достопримечательным местам района, проведение «дня пожилого человека», различные творческие занятия, чаепития на определенную тему, где пенсионеры могут поделиться своими историями.

Музейные специалисты

указывают на то, что возрастает внимание к взрослой и пожилой аудитории, и для этого становится необходимым изучение ее запросов с целью разработки специальных социокультурных проектов и программ. Важным становится также вопрос о том, как музей может помочь пожилому человеку?

В первую очередь, как средство общения, место социализации, где можно поделиться опытом и рассказать о себе.

Во-вторых, сделать свой посильный вклад в культуру и развитие общества, раскрыть в себе новый потенциал и помочь его реализовать.

Именно в таком формате, как различные мастер-классы или истории из жизни пожилых людей, становятся популярными среди разновозрастной

аудитории.

Люди, ранее принимавшие активное участие в различных сферах общественной

деятельности, с возрастом начинают чувствовать себя исключенными из социальной жизни. И тематические интерактивные и творческие программы — универсальный вид досуга, который способствует самовыражению, уменьшению социальной изоляции, дает возможность активного общения и получения новых знаний и навыков. Интерактивные

исследовательские маршруты по экспозициям музея и игровые

формы вовлекают участников в познавательный процесс и совместное обсуждение решения возникающих задач, что, в свою очередь, способствует тренировке памяти, интеллектуальной активности.

Во второй части работы мы рассмотрим культурно-

образовательную деятельность со взрослой аудиторией и пожилыми людьми на примере Музея современного искусства PERMM .

Государственный музей современного искусства PERMM — это актуальный и социально-ориентированный проект, art-площадка для коллективных действий художников, экспертов, обывателей, детей, взрослых, пожилых людей.

Одна из форм работы со взрослой аудиторией, которую активно использует PERMM — это встреча с интересным человеком. Такими мероприятием стала PERMM-Академия. За девять лет работы музей организовал встречи со многими яркими деятелями культуры. Это были художники, арт-группы, искусствоведы, филологи, дизайнеры, журналисты, поэты. Тематика каждой встречи была разной, музей давал возможность аудитории не только получить новые знания, но и взаимодействовать с гостем, общаться с ним и задавать вопросы.

В первой части доклада уже было сказано о том, как важно вовлекать посетителя в музейное пространство и делать его соучастником определенного события/экспозиции. Так в октябре 2016 г. в Музее современного искусства PERMM открылась экспериментальная выставка «Перемещение зрителей». Выставка стала результатом образовательного проекта Музея современного искусства PERMM, участники которого попробовали стать художниками-концептуалистами.

Восемь месяцев, начиная с марта 2015 г., они «перемещались» с позиции обычных посетителей на позиции экспертов: изучали концептуальное искусство,

работали в фондах музея с уникальной коллекцией — с частью Московского архива нового искусства, реконструировали концептуальные акции, создавали арт-объекты вместе с художниками и дизайнерами.

Участники проекта отмечают, что «Перемещение зрителей» помогло им по-новому взглянуть на современное искусство, его эстетические практики, получить опыт личного участия в создании выставок. Как отметила одна из участниц, «он дал мне силу в моем убеждении быть не такой как все».

Также, в РЕКММ часто используются такие классические формы работы с посетителем, как экскурсия и лекция.

В Музее современного искусства не обходят стороной и посетителей «третьего возраста». Осенью 2016 г. в музее современного искусства

проходил проект «Музей без возраста» [2]. РЕКММ пригласил людей старшего возраста принять участие в программе, включившей в себя лекции о современном искусстве и мастер-классы с актуальными художниками (рис. 1).

В центре внимания проекта оказались произведения

искусства и арт-практики, воздействующие на разные органы чувств, работающие со зрением, слухом, вкусом, обонянием, осязанием и ощущением в пространстве. Такая рамка была выбрана, поскольку подобное искусство может «поддерживать» восприимчивость органов чувств, которая, как известно, угасает с возрастом. Участники создавали

мини-выставки, инсталляции и многое другое (рис. 2).

Часть проекта

реализовывалась внемузея — в городском простанстве.

Пожилые люди совместно создавали арт-объекты в тех дворах, где они проживали. Такая работа позволила не только применить на практике полученые знания и навыки, но и благоустроить среду, что в свою очередь имеет важное психологическое значение — посетители «третьего» возраста смогли почувствовать свой вклад, что нужны обществу.

В рамках проекта

проводились также и не стандартные для музея меропрятия — вечеринка с танцами под современную музыку и фотосессия (рис. 3).

Финалом проекта «Музей без возраста» стало создание площадок и арт-объектов для акции «Ночь искусств».

Такое взаимодействие с посетителями старшего возраста помогает моделировать новые практики включенности в новую музейную деятельность, раскрывает потенциал музея как места востребованности жизненного и профессионального опыта данной группы населения, способствует развитию музейных сотрудников в работе с данной аудиторией, появляются новые форм привлечения и объединения пожилых людей в музейном пространстве.

В ходе занятий пожилые люди получают навыки работы с музейным контентом, создания собственных музейных продуктов, инициаторами которых становятся они сами.

Интересно сравнить

деятельность РЕРММ с крупнейшим российским музеем современного искусства

«Гараж», который может быть неким ориентиром для реализации свой деятельности, и в том числе с посетителями «третьего возраста». В

Московском музее современного искусства «Гараж» предлагают достаточно интересную форму работы с пожилыми людьми — цикл еженедельных встреч, который включает в себя экскурсии по текущим выставкам, встречи с кураторами и сотрудниками Музея, тематические ридинг-классы, лекции по истории культуры и искусства от приглашенных специалистов и творческие мастер-классы с молодыми художниками и педагогами Музея. Программа разработана для посетителей старше 60 лет, без профильного образования и не требует специальной подготовки [3].

Также, сравнивая

деятельность с посетителями «третьего» возраста РЕЫММ, Пермской художественной

галереи и Краеведческого музея, можно сделать вывод, что Музей современного искусства является ведущим на сегодняшний день в Перми в этой области. Хоть галерея одна из первых мы стала работать с пенсионерами, поняв необходимость их социальной адаптации, продуктивного

использования свободного времени для развития различных интересов, но на данный момент в галерее и в краеведческом музее не имеется программ с данной направленностью.

В заключении хочется сказать, что Музей современного искусства РЕЫММ —

энергичный, перспективный и популярный центр просветительских программ для людей разного возраста и социального статуса. Делая вывод из всего вышесказанного, стоит помнить о том, что одна из главных задач музея — это помочь человеку найти себя не только в пространстве экспозиции, но и в современном мире при помощи музейных средств.

РЕЫММ предоставляет

огромное количество траекторий развития, образовательной

деятельности и путей

социализации. И очень важным моментом является то, что музей проводит активную работу с посетиелями «третьего»

возраста.

Литература: 1. Макеева И.А. Культурно образовательная деятельность музея: содержание и формы // Вестник

Костромского государственного университета. 2011. № 4. С. 164-168.

2. Музей без возраста. URL: https://yadi.Sk/i/Z91hL1Ir3N9TQa (дата обращения: 12.03.2020)

3. Программа для людей старшего возраста «Гид по музею современного искусства» URL: https://garagemca.org/ru/event/a-tour-around-a-contemporary-art-museum-program-for-senior-visitors (дата обращения: 12.03.2020)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2004. С.149 216 с.

5. Уткина Е.А., Сидельникова К.К. Разновозрастный подход к организации посещения музеев: организационно-педагогический аспект. Казанский вестник молодых учёных. 2019. Том 3. №2. С. 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.