К.В. Моряхина
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
(г. Пермь)
Исследование посетителя музеев г. Перми
Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию ФГБОУ ВО "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет" и ФГБОУ ВО "Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсеева" по теме: "Возможности использования музейно-педагогических технологий с различными категориями учащихся в современной образовательной среде"
Музей — это действующая на постоянной основе некоммерческая организация, которая служит обществу, заботится об общественном развитии, является открытой для публики и с целью познания, обучения и развлечения собирает, хранит, изучает, демонстрирует и популяризирует материальное и нематериальное наследие человечества и среды его обитания [4]. Работа музея включает в себя такие формы как научно-исследовательская, фондовая, экспозиционно-
выставочная, культурно-образовательная. Научно-исследовательская деятельность ведется по двум направлениям: изучение предметов, входящих в музейный фонд (по научному профилю музея), и исследование музейного посетителя (социологические исследования в музее).
Первая попытка исследовать посетителя была предпринята еще в 1884 г. в Англии Генри Хью Хиггинсом, который наблюдал за его поведением в Ливерпульском музее. С 1920-х гг. в Европе и Америки этому направлению музейной деятельности начало уделяться отдельное внимание. Особая активность отмечалась в 1970-е гг., что от части являлось следствием увлечения свободного времени человека и развития досуга, оживления СМИ и рекламы. Сейчас по-прежнему актуальны исследования музейного посети-
сы общества, особенности восприятия человека [1, с. 161].
В нашей стране данное направление также начало развивать в 1920-е гг. в связи с необходимостью оценить нового посетителя — рабочего и «подстроить» под него музей. Первыми такую работу начали вести крупнейшие музеи — Эрмитаж, Русский и Исторический музеи. Но из-за политики государства в 1930-е гг. исследования будут прекращены. С 1970-х гг. постепенно возвращается интерес к изучению музейного посетителя. На сегодняшний день лишь некоторые музее реализуют данное направление, что отнюдь не снижает актуальности и значимости исследования музейного посетителя. А можно сказать даже наоборот, делает востребованными презентацию/публикацию результатов проведенных исследований.
Современные исследования музейного посетителя ведутся по нескольким направлениям: структура аудитории, отношение к музею и оценка посещения, поведение посетителей, восприятие и интерпретация экспозиции [Руководство]. Данная работа позволяет музею:
— определить место музея на культурной карте города;
— определить какие темы/мероприятия пользуются спросом, каких программ не хватает;
УДК 069.052
DOI 10.24411/9999-035A-2019-10913
В статье приводятся результаты исследования музейного посетителя, проведенного путем опросов в Пермской художественной галерее и Детском музейном центре (Пермский краеведческий музей) в 2019 г. Изучение было направлено на анализ аудитории и выявления запросов посетителя. На основе полученных данных были предложены рекомендации музеям по организации своей работы. Ключевые слова: музей, опрос посетителей, анализ аудитории, запросы посетителей, Пермская художественная галерея, Детский музейный центр.
K.V. Morjakhina
Perm State Humanitarian Pedagogical University (Perm)
Study of visitors to the museum in Perm
Abstract: The article presents the results of a study of a museum visitor. Surveys were conducted at the Perm Art Gallery and the Children's Museum Center (Perm Museum of Local Lore) in 2019. The study is aimed at analyzing the audience and identifying visitor requests. Based on the data received, recommendations were made to museums on the organization of their work.. Key words: museum, survey of visitors, audience analysis, requests from visitors, Perm Art Gallery, Children's Museum Center.
теля, поскольку с течением времени меняются интересы, запро-
— сохранить имеющуюся аудиторию и оценить неохваченную потенциальную;
© KB МЬряхина
53
Моряхина Кристина Викторовна,
к.и.н., ст. преподаватель кафедры Отечественной и всеобщей истории, археологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета
(г. Пермь)
— диагностировать впечатления, полученные от посещения музея [2, с. 12].
В последующем музей на основе полученных данных может скорректировать свою экспози-ционно-выставочную и культурно-образовательную деятельность.
В 2018/2019 учебном году студенты исторического факультета 2 курса Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, обучающиеся на образовательной программе бакалавриата «История и дополнительное образование (музейно-экскурсионная деятельность)», в рамках прохождения музейной практики проводили исследования музейных посетителей в Пермской художественной галерее и Детском музейном центре (филиал Пермского краеведческого музея). Каждый из музеев ставил свою задачу при проведении работы, поэтому результаты и выводы будут представлены по отдельности.
Пермская государственная художественная галерея. Исследование было направлено на анализ аудитории, которое включает такие аспекты, как пол, возраст, место проживания, образование, регулярность посещения, побуждение прийти в музей (рекомендации, реклама, случайно зашел) [2, с. 22]. Задачи исследования были определены следующим образом: описание социально-демографической структуры аудитории и описание характеристики аудитории (образование, работа, хобби, интересы) [2, с. 26].
В работе был использован метод опроса посетителей с открытыми и закрытыми вопросами, что позволило собрать количественные данные. Всего был опрошен 101 посетитель. Опрос
проходил в музее путем анкетирования случайных посетителей.
Вопросы можно разделить на четыре категории: основные сведения, образование и род деятельности, доход, посещение учреждений культуры.
Результаты исследования представлены следующим образом.
Основными посетителями галереи являются лица женского пола (71,6 %). Большая часть посетителей — это молодежь (41,2 %) и люди среднего возраста (20,6 %). Проживают в Перми — 85,1 %, 7 % — пригород, 7 % — Пермский край. Семейное положение половины опрошенных — холост (58,6 %), 18,2 % — в браке более 5 лет, 13,1 % — молодая семья без ребенка, 7,1 % — молодая семья с ребенком.
Преимущественно опрошенные посетители имеют высшее (28 %) или неоконченное высшее (24 %) образование, доля людей со средним профессиональным образованием составляет 15 %. Основная масса посетителей — это люди, имеющие более свободную организацию своего времени: 30,1 % — студенты, 13,1 % — пенсионеры. В данной выборке людей рабочих специальностей оказалось больше, чем бюджетной сферы (медицина, образование, культура), соответственно 11,1 % и 8,1 %.
Посетителей галереи можно отнести к лицам со средним доходом или ниже среднего. 37,1 % отметили, что хватает, чтобы купить все необходимое; 29,9 % — хватает на основные расходы, но не можем позволить купить машину; 19,6 % — хватает на необходимое, но не можем позволить товары длительного пользования. Но досуг готовы потратить небольшую часть своего дохода: 36 % — до 1000 рублей в месяц, 25 % — до 500, 19 % — до 5000.
Большая часть посетителей регулярно посещает Пермскую
художественную галерею: 33,7 % — несколько раз в год, 27,7 % — раз в год. Среди опрошенных людей значительную долю (22,8 %) составляют пришедшие впервые. 36 % посетителей пришло с друзьями, 24 % — один, 12 % — с детьми.
58,4 % посетителей следят за событиями галереи, 39,6 % — этого не делают, остальные редко обращают внимание. Основным источников информации выступает интернет (30 % — официальные страницы в социальных сетях, 28 % — официальный сайт), важную роль играют рекомендации знакомых/друзей (22 %). Из традиционных способов распространения рекламы лидирует наружная реклама (12 %), опережая радио, ТВ, газеты. Стоит отметить, что у галерее информация о новых выставках регулярно размещается в центре города рядом ЦУМом.
Помимо галереи опрошенные посетители отметили, что посещают другие учреждения такие, как Театр-Театр (44 %), Музей современного искусства PERMM (32 %), Театр оперы и балета (30 %), Пермский краеведческий музей — Дом Мешкова (30 %), Музей пермский древностей (30 %).
Таким образом, можно сделать вывод, что основная масса посетителей — это жители г. Перми, молодежь, студенты высших учебных заведений, с доходом немного ниже среднего. Пермскую художественную галерею посещают более-менее регулярно, информацию о мероприятиях и новых выставках узнают через интернет. Но при этом если проанализировать образовательные программы галереи [3], то они направлены на детей или семьи с детьми, для взрослых, в том числе студентов, предлагаются курсы копирования живописи. Причем стоимость разового занятия составляет 850 рублей. Исходя из результатов опро-
са это практически соответствует сумме, которую готовы потратить посетители на свой культурный досуг. Поэтому многим цена за занятие покажется высокой.
Обратим внимание на официальные страницы Пермской художественной галереи в социальных сетях ВКонтакте, Facebook, Instagram. В первых двух регулярно (практически каждый день) появляются новые посты, в последнем — нет. Хотя современная молодежь, еще и с учетом клипового мышления, активно следит за информацией в Instagram. Продвижение музейных услуг и продуктов в данной социальной сети позволило было ориентировать на молодежь, привлекать новых посетителей из этой категории.
Детский музейный центр (Пермский краеведческий музей). Исследование было направлено на оценку посещения [2, с. 39], задачей которого было выявление запросов посетителей.
В работе был использован метод опроса посетителей с открытыми и закрытыми вопросами, что позволило собрать количественные данные. Всего был опрошен 80 посетителей. Опрос проходил в музее путем анкетирования случайных посетителей.
Вопросы были ориентированы на выявления часты посещения, удобного времени посещения музея, источников информации о мероприятиях, интересных мероприятий, посещения других учреждений культуры.
Стоить отметить, что музей ориентирован на детей и семей с детьми.
Опрошенные посетители посещают музей нерегулярно: 40 % — раз в полгода, 38,7 % — раз в год. Лишь 13,8 % посещают регулярно — раз в месяц. Большинство посетителей (34,2 %) отмечают, что в будни им неудобно
посещать музей. Это можно объяснить занятостью родителей на работе. Остальные среди предпочтительного времени посещения музей в будни отмечают: 19,7 % — с 14 до 16 часов, 15,8 % — с 12 до 14 часов, столько же процентов отметило — после 18. Последнее опять же объясняется возможностью родителей. В выходные удобное время для посещения отмечают: с 12 до 14 часов (42,3 %) или с 14 до 16 часов (41 %).
Среди опрошенных посетителей большинство составляют семьи с детьми 7-13 лет. Дети этого возраста начинают ходить в школу, и соответственно возникает потребность в познавательной деятельности, а родителей использовать возможности для их развития, организовывать их досуг, направляя энергию в полезное русло. Остальные возрастные группы представлены следующим образом: 28 % — дети дошкольного возраста (3-7 лет), 20 % — 13-18 лет, 13,3 % — до 3 лет.
Как отмечают родители, более интересна возможность самостоятельного осмотра экспозиции (43 %), на втором месте идут экскурсии (34,2 %), далее мастер-классы и музейные занятия (17,7 %). Это может быть связано с желанием родителей проводить время со своим ребенок, и музей в данном случае выступит в качестве посредника, а также со низкой информированностью о мероприятиях музея. Но при этом большинство готовы принимать участие в мероприятиях музея (40,5 % ответили «да», 32,9 % — «скорее да»). Посетителям были бы интересны занятия по следующим направлениям: художественное (32,9 %), естественнонаучное (32,9 %), историческое (30,3 %). Литературное направление на пользуется спросом (3,9 %). Стоит отметить, что респонденты отметили недоста-
точное количество мероприятий для детей возраста 3-7 лет (38,2 %), хотя по данным опроса они стоят находят на втором месте по посещаемости. Тоже отметили и посетители с детьми до 3 лет (30,3 %), возможно, поэтому их посещаемость достаточно низкая.
Основным источником получения информации о мероприятиях музея являются социальные сети (59,5 %), также узнают через школу (16,5 %). Рекомендации знакомых играют не значительную роль (8,9 %).
Помимо Детского музейного центра участники опроса отметили, что посещают с детьми и другие музеи города: Музей пермских древностей (40,8 %), Пермскую художественную галерею (12,7 %), Музей современного искусства PERMM (11,3 %), Дом Мешкова (9,9 %). Выбор данных музеев обусловлен наличием программ для детей и адаптированностью экспозиции под детский возраст.
Проведенный опрос позволил определить основную аудиторию посетителей — родители с детьми 3-7 лет и 7-13 лет, а также запросы посетителей, в основном это желание самостоя-
тельно изучать экспозицию, и интересующую тематику занятий.
Если обратиться к классификации музейный посетителей, предложенную Дж. Фальком [2, с. 24], посетителей-родителей можно отнести к типу проводников, а посетителей-детей — ищущих впечатлений / интересного опыта. В данном случае родители приводят детей в музей, помогают им усвоить материал. Дети же являются активным потребителем музейных услуг в форме экскурсий, занятий и мастер-классов. Как отмечал Дж. Фальк, выделенные типы ситуативны и могут меняться в зависимости от обстоятельств. Например, если посетители-родители придут в музей без детей их роль будет может быть совершенно иная.
Проведенное исследование, несмотря на небольшой охват респондентов, позволило составить образ посетителя и выявить его потребности, что в дальнейшем можно при работе музея. В качестве рекомендации музее можно посоветовать обратить внимание на возрастные категории, для которых не хватает му-
зейных программ/занятий, а также развитие официальных страниц в различных социальных сетях, поскольку они являются основным источником информации о деятельности музея.
* Автор статьи выражает благодарность за предоставленные результаты опроса студентам исторического факультета ПГГПУ Татьяне Собяниной, Зиле Хазиевой, Светлане Коньшиной.
Литература:
1. Максимова А.С. Концептуальные и методологические вопросы изучения посетителей музеев // Социология: 4М. 2014. № 39- С. 157-188.
2. Максимова А., Рюмина С., Лобанова Л. Руководство по исследованиям посетителей музея. М.: Политехнический музей, 2016. 118 с.
3. Образование // Официальный сайт Пермской художественной галереи. URL: https://permartmuseum.ru/education (дата обращения: 27.11.2019).
4. Устав Международного совета музеев (ИКОМ). URL: http://icom-
russia.com/upload/uf/925/%D0%A3% D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%20 %D0%98%D0%9A%D0%9E%D0%9C_ 2017.pdf (дата обращения: 27.11.2019).