УДК [069.02:902(495)]:069.15
Поликсени Георгаки
РАБОТА СО ВЗРОСЛОЙ АУДИТОРИЕЙ1 В АРХЕОЛОГИЧЕСКОМ МУЗЕЕ САЛОНИК
Некоторые предварительные замечания
Цель этой статьи - показать существующую в греческих археологических музеях модель коммуникации со взрослой аудитории, которую можно рассматривать как некий образец и которая может служить отправной точкой для новых исследований. Предмет исследования требует некоторых предварительных замечаний обобщающего характера:
1. Музейная речь, во всех своих проявлениях и на всех уровнях, - это некий промежуточный этап. Познавательное сообщение, транслируемое музейным работником2, является единственным возможным способом заполнения коммуникативных пробелов, которые неизбежно возникают во время любого музейного опыта.
2. Мы полагаем, что межличностное интерактивное общение между музейным персоналом3 и аудиторией базируется на принципах долгосрочного образования и методик, используемых при образовании взрослых4. Оно является наиболее подходящим инструментом при общении со взрослой аудиторией. Сегодня его следует вписать в более широкий контекст, связанный с такими понятиями, как «общая музейная педагогика» или «общая музейная андрагогика»5, являющимися базовыми для нашего исследования.
1 Истоки изучения этой коммуникации см.: Museums and Adults Learning: Perspectives from Europe. Ed. by A. Chadwick, A. Stannett. Leicester, 2000. P. 130-133.
2 О различном значении понятия «педагог» и его научном профиле, используемых в международной литературе: BsXsvn П., Геюруахц П. То Еклш&ипко Проурацца Пер1тут|ст|<; Evt|Mk<bv ото A.M.©., 'Eva case study npoOeaernv // Практгка LuveSpfou Во^ои, «Mоuae^a каг Еклш5еиаг|», navemOTTmo ©eaaaMai;, Во^о^, Noe^Ppio^ 2007 (бтщоотЕиетаг). [Veleni P., Georgaki P. The Educational Museum Tours for Adults, in A.M.T.: A -setting intentions- case study // Proceedings of the Congress: “Museums and Education”, University of Thessaly, Volos, November 2007 (under publication, in Greek)].
3 О важности посредников: Museums and Adults Learning. Р. 97-98; The Educational Role of the Museum. Ed. by E. Hooper-Greenhill. London; New York, 1999. P. 133; Talboys G. Museum Educator’s Handbook. Aldershot, 2005. P. 1931.
4 Конструктивизм Джорджа Хейна, теория когнитивного развития Жана Пиаже, теория множественного интеллекта Говарда Гарднера, андрагогика Малькольма Ноулса. См.: Museums and Adult Learning. Р. 204-205.
5 Используемые в исследовании термины «общая педагогика» и «андрагогика» базируются на фундаментальных теориях Иры Шор и Малькольма Ноулса.
3. Взрослая аудитория - это та часть музейных посетителей, которой по традиции уделяется меньше всего внимания, она нуждается в альтернативных возможностях получения музейной информации.
4. Эта аудитория исключительно разносторонняя. В соответствии с нашими представлениями это: люди от 18 лет и старше; разные по своему социальному, профессиональному и образовательному статусу; но, что абсолютно точно, не являющиеся экспертами в музейной среде; хотя, вероятно, на базовом уровне знакомые с музеем; те, кто потенциально может посетить музей в самой неожиданной и непредсказуемой группе, смешанной по социальному составу, например: друзья, семья, клубы и объединения, участники формальных и неформальных образовательных программ, туристы и т.д.
5. Главная цель статьи - раскрыть возможности для продуцирования новой дискуссии, с отсылкой к идее - синерезису, в соответствии с которой греческий археологический музей может выстраивать и проводить общение со взрослой аудиторией, опираясь на более широкую теоретическую и философскую основу6. Археологический музей Салоник - это только конкретный пример, само же исследование может быть осуществлено применительно к любому греческому музею.
6. Базовые принципы, методология, инструменты, на основании которых программа Археологического музея Салоник была воплощена в жизнь, и согласно которым эта программа была осмыслена, как и оценка самого процесса и его результатов, сделанные на основе качественного и количественного анализа, были представлены и проанализированы на ряде конгрессов, ежегодных встреч и опубликованы в сборниках материалов конференций7, журналах и греческих газетах местного и национального уровня.
Музей: Взрослая история ... для детей
За последние 30 лет музейная коммуникация в Греции, бесспорно, развивается в связи с институциональной системой греческого образования. С 1978 г., когда Музей Бена-
6 В качестве простейшего введения в проблему процесса и содержания коммуникации со взрослыми в музее см.: Itin C. M. Reasserting the philosophy of experiential education as a vehicle for change in the 21st century // The Journal of Experiential Education. 1999, Fall. № 2. Р. 96.
7 См. прим. 2. Крое того: BsXsvri П., Геюруохц П. Епоцеут! Бтаор: АрхаюХоугко Моисею. То АрхаюХоугко Моисею тт? по^т? аиатт^етаг ото копю тои // Практгка 21т? Епгаттцотт!? Бит^гат? уга «То АрхаюХоугко ёруо атт| Маке5о\аа каг ©ракт то 2007», ©еаааХояакт, Марио? 2008, (практгка ипо ёкбоат), [Veleni P., Georgaki P. Next Stop: Archaeological Museum of Thessaloniki: the city’s museum introduces itself to the citizens // Proceedings of the Congress: «The Archaeological Works in Macedonia and Thrace, in 2007», March 2008, (under publication, in Greek)]; ASa^, BsAsvn П., ZoXo^mv E., Геюруожц П. Арааег? А^юХбугат? ото АрхаюХоугко Моиаею ©еаааХояакт?: Аио ереиуе? когуои», Тетрабга цоиаеюХо^а?, 6, 2009, Ек5. КаХегбоакопю, A9t|va, pp. 64-67. [Adam, Veleni Р., Solomon E., Georgaki P. Evaluation Procedures in the A.M.T.: Two Audience Researches”, Writings on Museology, in Greek]; Геюруахц П. Проурацца Пергт|утсп? EvrXmBV ото А.М.©. // Нцерйа тои БиПоуои Еруа^оц^<т' ото Y^u^efo ПоХгтгацои це Оёца: «Ltt|v Yпrpеа^а Trnv Архаютт|т<т' каг тт? KOTvrnVa?», ©еааа^такт, 10 k>uvfc>u 2009, (Практгка ипо ёкбоат). [Georgaki P. The Educational Museum Tours for Adults, in A.M.T. // Meeting on the Communication and Social Role of the Public Servants in the Greek Ministry of Culture, Thessaloniki, 2009, (under publication, in Greek)].
ки инициировал организацию первых образовательных программ, нацеленных на школьную аудиторию, создание таких программ оказалось более чем плодотворным: каждый музей с севера до юга Греции, региональный или городской, начал проводить детские программы. Начиная с 1994 г., проект «Мелина», созданный по инициативе знаменитой Мелины Меркури (министра культуры в 1981 - 1989 гг. и в 1993 - 1994 гг.), расширил тематику и географию понятия «Культурное образование и греческая школа». Это естественным образом повысило интерес музея к детской аудитории, что приоткрыло интригующий парадокс: глубоко взрослая сущность музея подается в детской упаковке.
Необходимо подчеркнуть, что греческие археологические музеи не только соответствуют всем базовым характеристикам концепции музея в целом, но и содержат в себе все связанные с этой концепцией идеологические атрибуты: исторические, национальные, психологические, социологические, мифологические, выдуманные, восходящие к коллективной памяти греков8. Для музея, в котором хранятся объекты исторического прошлого, не подходит предложенный Чезаре Бренди концепт «аШто»9, означающий особую оценку объекта с точки зрения его значимости для коллективной памяти. Этот концепт неуместен здесь хотя бы потому, что сам предмет заключает время в себе. Однако, оставив в стороне греческий музей, стоит признать, что история в музее все-таки ориентирована на взрослых10. Классифицируя коллекции, размышляя о феномене прошлого как недостающей части, как отсутствии, или даже дефекте и испытывая особую врожденную тяги к руинам и древностям11, мы не можем не заметить, что музей все-таки, в первую очередь, место для взрослых. Дистанцированность от прошлого, понимание музея как места получения знаний - ведь музей это не только художественная галерея, или сокровищница - это, безусловно, процесс для взрослых, пожалуй, самый репрезентативный в истории визуальной культуры. Музей12 как место сохранения и обращения к памяти, требует много времени, которое уже прошло, осталось позади. В греческом языке, как и в английском, этимология слова «прошлое» отражает именно буквальные процессы: происходящее от глагола «ларерходга: пeрvю / проходить»13 греческое слово «парeX06v / прошлое», буквально означает, что время было потрачено.
Все вышесказанное не оправдывает чрезмерную зацикленность музеев именно на организации детских образовательных программ. Можно подумать, что в психологической
8 Xovp^ovZidSy A. То ЕИтако АрхаюХоугко Моиаею. О екОётт?, то ёкОеца, о епюкёптт?, Екб. Ва-Via?. ©еааа^такт,
2006. а. 88-128. [Chourmouziadi A. The Greek archaeological museum: the Exhibitor, the Exhibit, the Visitor. Thessaloniki, 2006, in Greek].
9 Brandi C. Teoria di Restauro. Torino, 1977. Р. 21-27.
10 Bennett T. The Birth of the Museum: History, Theory, Politics. 1995, London; New York, P. 17-58, 92-105; XoupiUouZiaStf A. То ЕХХтако АрхакАоугко Моиаею. P. 26-85.
11 GinsbergR. The Aesthetics of Ruins. Rodopi; Amsterdam; New York, 2004. P. 1-50, 155-172.
12 Этимология: от древнегреческого слова: «цоиаа, бюр. цюаа» / muse / verb: «цаю-ю»: вдохновляться, изучать. Aop^napaK^q П. Еп^тoцov Лес;ш^ тт? Архаш? ЕИт'гкг? Плваат?, Еа"аа. A9t|va, 1984. [Dictionary of Ancient Greek Language, in Greek].
13 Этимология: от слова «прошлое». См.: Kov^avovSqgZxstp. Ле^гкш ЛатооеХХт^коч Екб. Гртуорт. A9t|va, 1972.
интерпретации сотрудников, музей пытается «защитить» себя от чувства вины и страха, возникающих из-за приобщения детей к этой «темной правде»14. Но так оно и есть. Однако оставим в стороне психологические параметры. Есть и другие, более объективные факторы, неизбежно ведущие к признанию необходимости всесторонней дидактической образовательной роли греческих музеев. Одним из таких очевидных факторов является сама коллекция археологического музея, состоящая из особенных объектов. Музей возводит эти «звездные» объекты15 в ранг фетишей, в результате чего появляется концепция, сообразно которой в центре внимания музейного посетителя находится объект. Это сложная научная проблема и предмет для исследования, которые касаются музейного образования, независимо от возраста аудитории. В данных обстоятельствах потенциал философского музея, занимающегося культурой, фрагментарен. Смерть культуры, которая является важнейшей частью индивидуальных, частных цивилизаций для каждого из нас16, остается неиспользованной. Греческий музей до сих пор не выработал четкой адекватной стратегии персонализированного общения «лицом к лицу» со взрослой аудиторией на табуированные темы, хотя именно эту линию общения нужно развивать в качестве реальной работы со взрослыми17. В эпоху, когда «Вечная эйфория» Паскаля Брюкнера не нуждается в теоретизированиии18, а поиск абсолюта является утопией, культура могла бы найти реальный локус для нынешних взрослых: музей.
Греческий археологический музей и его взрослая аудитория: неуклюжие отношения
Итак, как греческий музей встречает взрослую аудиторию? В целом, классифицируя взрослую аудиторию, можно выделить 5 групп:
1. Поклонники (почитатели) славного греческого прошлого. Для них музей -это данность, своего рода урок истории. Часто они не согласны с модернизацией музея: они отвергают современные подходы, (в отношении тематических выставок), современные архитектурные формы музейных зданий и соседство современных и древних произведений искусства в залах музея. Как правило,
14 В большинстве греческих археологических музеев большая часть представленных экспонатов - это подношения мертвым, kterismata, (ктеp^ацaтa).
15 Можно отметить, например, шлем Мильтиада, чаша Фидия и его личные инструменты из мастерской в Археологическом музее Олимпии среди сотни других знаковых предметов в греческих музеях. В музеях существует определенное высокомерие в отношении этих предметов. В независимости от тех усилий, что прикладывают музеологи для составления хорошей экскурсии, для посетителей это все равно предметы, которые они должны увидеть. Как будто посещение музея - это поклонение святыням в храме.
16 По мнению профессора Падернали: «Посетитель, который бесцельно бродит между античными памятниками, поверьте мне, является абсолютно бесполезным для любой формы цивилизации».
17 The Educational Role of the Museum. Р. 113-116.
18 Bruckner P. L'Euphorie perpetuelle, Essai sur le devoir de bonheur. Paris, 2000.
они приходят в музей в одиночку (без сопровождения эксперта), а зачастую сами являются экскурсоводами для своих друзей.
2. Туристы, греческие или иностранные, организованные в группы. Они воспринимают музей как туристический продукт, по которому их водят лицензированные или нелицензированные гиды. В этом случае «урок истории» снова превалирует.
3. Одиночные посетители.
4. Смешанная группа посетителей: они ходят по музею самостоятельно и обсуждают друг с другом увиденное.
5. Участники параллельных музейных мероприятий (в основном, это жители Салоник): посетители мастерских, лекций, семинаров, рекреационных мероприятий, воскресных дней семьи, праздников, например, «Международного дня музеев» и многих других.
По отношению к последней категории нужно уточнить, что параллельные музейные мероприятия не обязательно должны соотноситься с концепцией музея и они не должны проводиться как стимулы к тщательному изучению этого музея. В большинстве случаев, это культурно-массовые мероприятия самого разного масштаба: классические музыкальные конкурсы местной консерватории, театральные постановки, спектакли, концерты, научные встречи, тематические лекции и т.д. Они основаны на идее использования музейной среды и ее престижа в более широком понимании, связанном с досугом или сочетанием взаимодействия познавательных, развлекательных и социальных форм. В рамках параллельных мероприятий музейная среда используется как предлог, а не как главная причина. Другими словами, эти события не представляют собой крепкую основу для образовательной музейной политики в работе со взрослой аудиторией, и они должны рассматриваться как хорошая альтернатива в деле знакомства с музеем, но не образования в чистом виде19.
Чрезвычайно интересная область, которая требует своего собственного, отдельного исследования, связана с публичным общением со взрослыми, не организованном официально самим музеем, а осуществляемым частными гидами как своеобразными воспитателями взрослых. Это наиболее показательный пример, подтверждающий тот факт, что греческие музеи не затрачивали слишком много времени и сил на продумывание концепции общения со взрослой аудиторией. За последние 50 лет жизненное пространство коммуникации «лицом к лицу» в этой области было буквально передано группе частных специалистов. Профессия частного туристического гида в Греции, в целом - это поле, требующее тщательного исследования. Здесь нужно акцентировать внимание на следующих наблюдениях:
• Такой гид играет ключевую роль с 1960-х гг. и до сего дня, а это очень прибыльный период для греческого туризма.
19 Это может, однако, принести определенную психологическую пользу, см.: Dufresne-Tasse C., Lefebvre A. The Museum in Adult Education: A Psychological Study of Visitor Reactions // International Review of Education. 1994. Vol. 40. N° 6. Р. 478-479; Bruce C. Spectacle and Democracy: Experience Music Project as a Post Museum // New Museum Theory and Practice. An Introduction. Ed. by J. Marstine J. Oxford, 2006. P. 129-151.
• Гиду удалось защитить и сохранить свою профессию как закрытую, поддерживая свое исключительное право на данную практику.
• В компетенции гида20 предполагается оказание туристических услуг клиентам туристических фирм, что не имеет никакого отношения к научной области музейной педагогики или музейного образования для взрослых.
• Гид по-прежнему тесно связан с коммуникацией с детьми (учителя считают их незаменимыми сопровождающими) и взрослыми в греческих музеях.
Очевидно, что греческие музеи стесняются обратиться к взрослой аудитории «лицом к лицу», кажется, они еще не определили точной роли, которую могли бы выполнять по отношению ко взрослой аудитории. Создается ощущение, что взрослые - это лишние люди в музее, бремя, которое музей на себе несет21 . Нет никаких сомнений в том, что греческие музеи так и не понял динамики отношений со взрослыми. Но почему?
Несколько более конкретных причин
Учитывая, что пренебрежение взрослой аудиторией стало для греческих музеев данностью, следует проследить некоторые причины этой ситуации:
• Концепция национальной самодостаточности греческих музеев, которые на многие десятилетия были освобождены от обязанности проведения коммуникативной политики.
• Врожденная интровертность и интеллигентность Греческой государственной археологической службы и ее членов.
• Как следствие вышесказанного, отсутствие у археологов заинтересованности в любой форме регулярных публичных выступлений и их абсолютное пренебрежение интерпретационной стороной археологической науки.
• Отсутствие каких-либо предположений в отношении альтернативных коммуникационных возможностей музеологических концепций и музеев. Эта мощная динамика не были реализована до последнего десятилетия22.
20 Согласно греческому законодательству, статуту 710/77, раздел 1.1, определение профессии гида заключается в следующем: «Туристическое сопровождение региональных и иностранных гостей с показом достопримечательностей, древних и исторических памятников, произведений искусства, принадлежащих к любой эпохе, демонстрацией их значения и предоставлением общей информации о древней и современной Греции». Таким образом, гид должен провести экскурсию с учетом потребностей посетителей. Это важная роль, хотя, бесспорно, информативно и вспомогательно, связанная с периодом, когда термин «музейный педагог» был абсолютно неизвестен в Греции, где музеи были просто «Храмами сокровищ». Закон не делает ссылок на образовательную или интерпретационную роль гида. Кроме того, он был создан с учетом именно туристических потребностей, которые и привели к созданию Школы для гидов в 1950-е гг., когда туризм расцвел во всей Европе и Греции.
21 Museums and Adults Learning. Р. 126, 197-198.
22 Большей частью, теоретический аспект: XpuaouAaKtf Ет. Ерцт'еио'та? то пареХОо': Екпагбеитгка Проураццата тт? АрхаюХоугкт? Yot^cm?», ПalSе^a каг Архаю^^: Еклшбеипка Проураццата тои YП.ПО., Практгка Hц£p^бa?,
• Длительное отсутствие интереса к исследованиям аудитории и постоянные проблемы, связанные с такими исследованиями, являющиеся следствием ригидной идеи дидактической истории, предлагаемой национальным музеем.
• Задержка появления и адаптации терминов «музейное образование для взрослых», «открытое образование», «образование и обучение для взрослых». На самом деле, они так и не были полностью воплощены, по крайней мере, в повседневной образовательной практике музеев.
• Институциональные рамки, согласно которым до начала последнего десятилетия, археологические музеи функционировали совместно с более широкой Общественной административной службой, включающей эфораты древностей. Это не позволяло установить приоритеты, связанные с образовательной ролью музеев. До начала последнего десятилетия археологические музеи, как правило, были административными организациями, без институционально завоеванных прав для тщательно планируемой образовательной деятельности.
• Большей частью туристический характер Греции, трансформированный в очень популярное и динамичное направление, когда гиды становятся экспертами в области музейной андрагогики и других областях, а эксклюзивная дестинация пре-
23
вращается в туристическое место .
• Наличие достаточно устойчивого мнения о том, что деятельность музея в первую очередь должна быть направлена на экспозицию объектов. Концепция «говорящих звездных объектов» в некоторых случаях превалирует до сих пор.
Кто же еще говорит?
Помимо ведущей роли гидов в Греческом музее, есть и еще одна превалирующая категория сотрудников: музейные смотрители. Согласно уставу24 музейные смотрители, помимо прочих обязанностей, несут ответственность за: 1) встречу посетителей, 2) проверку билетов, 3) информационные справки. На самом деле, в музее работает ограниченное число музейных смотрителей, особенно, молодых, достаточно подготовленных, чтобы ответить на общие вопросы или дать основную информацию об экспонате, экспозиции или музее. Их роль заключается в том, чтобы наблюдать за посетителями, они должны давать указания, как нужно себя правильно вести, но при этом они лишены ответственности за выполнение каких-либо просьб посетителей, например, вопросов о конкретных объектах, истории музея, его сотрудниках и их функциях.
Xa^idSa (13-05-1998), Yn.nO., IA'EnKA, a. 9-14. [Chrisoulaki S. Intepreting the Past: The Educational Programmes of the Archaeology Service, in Greek].
23 Boniface P., Fowler P. Heritage and Tourism in the global village. London; New York, 1993. P. 102-120.
24 Presintential Decree No 191/2003, Section 44: Conformation and Duties for the Ephorates of Antiquities: Offices for Guard and Information.
Археологи - смотрители музея Акрополя
Открытие нового Музея Акрополя в июне 2009 г. способствовало появлению новых специалистов и нового термина, хоть и не нового Этического кодекса в отношении коммуникативной политики музея: смотритель-археолог. Это молодые выпускники-археологи, в обязанности которых входит приветствие посетителей и ответы на их основные вопросы. Но, несмотря на их научное археологическое образование, они не могут предоставлять туристические услуги, т.к. эксклюзивное право на это имеют гиды. Тем не менее, ясно, что музей ставит перед собой новые цели, связанные с коммуникативной политикой.
Будущие возможности
В последние 5 - 10 лет появились некоторые важные факторы, способные изменить сложившуюся ситуацию. Представляется, следующие наблюдения помогут обеспечить новые решения в организации коммуникации со взрослыми в музее:
1. Неизбежное открытие закрытой до настоящего времени профессии гида.
2. Новая очень перспективная специальность археолог-экскурсовод, которая появилась в последнее десятилетие, т.к. значительное число выпускников -археологов поступило в школу гидов.
3. В перспективе эта специальность может получить большую правительственную поддержку на основании сближении культуры и туризма25.
В более широком контексте, упомянутые выше предпосылки кажутся почти идеальными, если рассматривать их с теми возможностями, которые дает Новый устав археологии и музеев.
Что может улучшить ситуацию:
Отправной точкой для нового разговора о публичном выступлении в музее является новый государственный закон об археологии26 вместе с дополнительными положениями к нему27. Основными ориентирами этого устава являются следующие положения: 1) создание Отдела образования, работающего в сотрудничестве с Отделом по связям с общественностью, коммуникаций и публикаций, 2) роль отдела образования в обучении археоло-гов-музейных педагогов28, 3) роль больших музеев (Гераклион - Крит - Салоники) как
25 Слияние министерств Культуры и Туристического развития в одно Министерство культуры и туризма (октябрь 2009 г.) выявило некоторые амбициозные намерения, учитывая, что объединение двух государственных органов не будет номинальным, а выльется в активную, даже во многом, революционную деятельность. В такой стране, как Греция, особенно с учетом нынешнего уровня греческой экономики, это будет иметь решающее значение.
26 Статут № 3028/2002.
27 Constitution of the Organisation of the Ministry of Culture, Presidential Decrees No 191/2003, No 401/2001.
28 Constitution of the Organisation of the Ministry of Culture, Presidential Decrees No 191/2003, Section 10, Item 4 a-b.
независимых региональных служб, лишенных строгих бюрократических обязательств. Новая институциональная структура, ограждающая греческие музеи от консервативных этических норм, осуществлявшихся на протяжении последних десятилетий, привела к появлению новых методов работы.
Несколько базовых принципов построения коммуникации со взрослыми: Психодинамический музей vs национальный музей
Несколько ключевых принципов организации общения со взрослой аудиторией в греческом археологическом музее:
• «Персональное» приглашение взрослых от имени музея, как компенсация за прошлое пренебрежение.
• Координационная роль преподавателя, который после десятилетий консерватизма обязуется нарушить тишину и интроверсию, извиниться за существующую концепцию «храма-музея», который исключал возможность взрослых быть ближе.
• Музей в роли прямого следствия, а не причины. Необходима речь, сфокусированная конкретно на музее, а не только в музее и вокруг музея.
• Одной из самых сложных проблем в создании подлинной коммуникации со взрослыми является продуцирование обновленной линии повествования, идеи-синерезиса29, где в общении с человеком запретные темы неотъемлемо входят в понятие «национальный музей». Здесь предлагается «личная человеческая правда» по
30
отношению к «национальной истине» .
• Греческий археологический музей оказывается идеальным местом для культуры фрагментарности, отсутствия, молчания, культуры смерти и ее управления.
• Настоящая суть коммуникации со взрослыми - это психодинамическая музейная интерпретация, происходящая через объединение базовых факторов: преподавате-ля-взрослых-предметов-устной речи.
• Демократический музей по своей сути - это музей, который уравнивает. Это абсолютный феномен смерти, который наполнен идеей того, что в центре музея находится человек. Это эквивалентно исключительно справедливому опыту между людьми, которые существовали, но больше не существуют, и теми людьми, что
29 По словам А. Хупер-Г ринхилл, в «музее не все равны», мы должны думать о объединяющих идеях, которые могли бы материализоваться в идею демократического музея. В случае с греческим археологическим музеем стремиться, как это представляется возможным, чтобы отражение культурного разнообразия в выставках было возможно посредством общих базовых истин. Кроме того, А. Хупер-Гринхилл отмечает: «Потому что такие темы, как рождение, семьи, старение и смерть интересны всем взрослым, программа успешно привлекает большую и разнообразную новую аудиторию. Более половины тех, кто приходит на программы - это не постоянные посетители музея. Они разного возраста, пола, рас и уровня образования, эти различия гораздо сильнее у данной категории, чем у тех, кто посещает другие музейные мероприятия». См.: The Educational Role of the Museum. Р. 116; Museums and their Communities. Ed. by S. Watson S. London; New York, 2007. P. 95-110.
30 См. далее.
существуют сейчас, но не будут существовать в будущем. Все это должно проникать в теоретическую программу для взрослых.
Такое предложение для психодинамического музея раскрывает альтернативную роль греческого музея. На самом деле, каждый греческий археологический, региональный или городской музей может следовать идее «режима правды» М. Фуко31. «Македонский
32
вопрос» - «режим правды» для современных македонцев - и другие чрезвычайно популярные местные уроки македонской истории могут стать логичными причинами сделать Археологический музей Салоник значимым для взрослой аудитории. Тем не менее, снятие любых экстремальных преувеличение о национальной идентичности и мягкий путь конфронтации с местной историей могут стать отправными точками для начала долгосрочной музейной программы для взрослых.
Музейная педагогика (музейная андрагогика) в Археологическом музее Салоник: пример.
Образовательные музейные туры проходили в Археологическом музее Салоник два года: с сентября 2006 по декабрь 2008 гг. За это время в программе приняло участие 10 500 взрослых группами по 5 - 35 человек33. Средняя продолжительность экскурсии составляла от полутора до двух часов, в зависимости от группы и имеющегося времени. Три возможности, которые существовали в это время, использовались во вступительной части программы: 1) повторное открытие музея, которое произошло через 44 года после первого открытия (1962 - 2006 гг.), представило нововведения: тематическую коллекцию с пятью постоянными экспозициями34, 2) значительно расширенный и «экстравертный» характер нового музея, 3) появление нового квалифицированного персонала.
Действия и методология
1. Интерактивные лекции в формате вводного дискуссионного курса35.
31 Museums and Adults Learning. Р. 107, 113, (note 1).
32 Греция спорит с Бывшей югославской Республикой Македонией с начала 1990-х гг., утверждая, что использование названия «Македония» в соседней стране подразумевает территориальные притязания на собственный регион Греции. Цель музея - пропаганда и обсуждение вопроса о греческом происхождении области Македония. Неважно, осознает ли музей тот факт, что значительное количество местных посетителей надеется найти здесь подтверждение той «исторической правды», которая им уже известна.
33 Эта услуга была включена в стоимость билета.
34 Доисторическая Македония. К рождению городов в Македонии с VII в. до н.э. до IV в. н.э. Салоники как Метро-полис и Золото Македонии. Плюс дополнительные выставки под открытым небом, которые были открыты в 2009 г, где, как раз и представлен двойной подход жизнь-смерть, они представляют с одной стороны, кладбища с саркофагами и алтарями, а, с другой - современные реконструкции богатых городских римских домов (Domus) .
35 Museum and Adults Learning, Р. 198-199. О «лекции» как методе обучения для взрослых см.: Adult Learning Methods, A Guide for Effective Instruction. Ed. by M. W. Galbraith. Malabar, Florida, 2004. P. 227-252.
2. Экскурсия по экспозиции, в ходе которой именно объекты36 играли ключевую роль в многоуровневом опыте,
Определяющие компоненты:
• Вдохновение.
• Появление эмоций от просмотра экспозиции37.
• Психологический контакт.
• Координирующий, воодушевляющий вклад преподавателя как дешифровщика и посредника процесса.
A. Подготовка-вступление
0 Приглашение: “Приходите в Ваше прошлое. Сейчас!”
Первой необходимостью было информирование жителей города о новых формах музейной работы и новых удобствах, доступных для взрослых. Для этих целей использовались все местные информационные ресурсы, хоть лучшим источником распространения информации все равно осталась непосредственная ее передача из уст в уста.
0 Каждый из нас другой и тот же. Микроистория.
Судя по базовым принципам образования взрослых, подготовительное планирование было реализовано с точки зрения основных групп и их интересов, а с другой стороны, с точки зрения «правильных» предметов и объектов. В соответствии с конкретной аудиторией составлялся план, который, конечно, является гибким инструментом, а не жестким догматом. Идея-синерезис38, о которой говорилось выше, стимулирующая любого взрослого к любой теме, была приоритетной.
0 Пригласите взрослых в городскую гостиную.
Музейное здание39 Патронлоса Карантиноса как место для посещения. Музейная архитектура как элемент целостного восприятия музея.
0 Интерактивная лекция и Power Point презентация40 в зале Манолиса Андронико-
са41.
36 Hein G. Learning in the Museum. London; New York, 1998. P. 130; The Educational Role of the Museum. Р. 80-91.
37 А не искусственного, поверхностного благоговения, которое посетители испытывают при контакте со «звездными объектами».
38 Диахрония человеческого опыта через абсолютный феномен смерти.
39 Уникальное для Салоник здание, памятник модерна. В 2001 г. Министерством культуры оно было объявлено особо охраняемым объектом. Подробная монография об архитекторе и его работах, в основном школах и музеях: Гшти^акатдА. Бтогх^а уга тт дотерт ЕИп'кт| Архгтекто'кт, Патрок^о? Кара'т'о?, Морфютгко 'Крица ЕО'гкт? Трапе^Т?. A9f|va, 2003, (Giakoumakatos A. Elements for the Modern Greek Architecture. Patroklos Karantinos. In Greek). См. также: Giebelhausen M. The Architecture is the Museum // New Museum Theory and Practice. An Introduction. Ed. by J. Marstine J. Oxford, 2006. P. 41-63.
40 См.: Museums and Adults Education. Р. 203.
41 Манолис Андроникос (1919 - 1992) открыл королевские гробницы в Вергине, Македония. Как яркая личность, он первым стал развивать интерпретационные функции археолога и стал прекрасным гидом по раскопкам в Вер-гине. Он одним из первых уловил сложную взаимосвязь между археологией и музейной педагогикой, видел у них общие корни. Он сформировал собственную модель того, каким должен быть музей для взрослых, хоть его план так до сих пор и не реализован.
Посетителей встречают слова «Прошлое» и «Музей», спроектированные на стену. Вместе с названием зала, носящего имя одной из ключевых фигур греческой археологической науки, они являются как бы предпосылкой для начала дискуссий о роли и идентичности современных археологов. Дискуссии, которая разворачивается в месте, предназначенном для того, чтобы «представлять» прошлое, т.е. в музее.
0 Музейное пособие.
Презентация основных правил42 и информации по пяти постоянным экспозициям для структурирования знаний. Там же содержится информация и о дополнительных помещениях и оказываемых услугах.
Главная цель этого подготовительного этапа - установить социальный контакт со всеми участниками, который необходим для следующей стадии - визуального контакта.
B. На музейной экспозиции Музей как «вопрос жизни и смерти»
Экскурсия по музею должна быть логической связкой между понятиями
Прошлое - настоящее, отсутствие - присутствие, смерть -
жизнь
в циклическом порядке, но без какой-либо иерархии.
Символические схемы использовались как мост между предметом и концептом для того, чтобы дематериализовать предметы и придать им семиотический смысл, это тот способ, при помощи которого можно придать значение музею в глазах взрослых43. Наиболее явственный пример того, как функционируют эти символические схемы - прямая связь
44
с музеологической идеей, напрямую соотнесенной с «вопросом жизни и смерти» . Воспользовавшись неслучайными связями между подразделениями: «Ойкос, частная жизнь в Македонии» - «Похоронный обычай в Македонии», преподаватель предлагает уникальный шанс показать, чем македонцы так отличаются от греков: богатые и известные македонцы делали домашних «идолов» умерших, так называемые Македонские гробницы, это была местная похоронная практика в Македонии. Материализованный аспект схемы предлагается в двух витринах и логичном переходе между ними. Фрагмент местной керамики в разделе «Ойкос, частная жизнь в Македонии» содержит изображение обычного
42 The Educational Role of the Museum. Р. 41, 127.
43 В том смысле, что взрослые, для того, чтобы «зацепиться» взглядом за объект, должны почувствовать воспоминания, эмоции, мысли, события и т.д. См.: Hein G. Constructivist Learning Theory // The Museums and the Needs of People, CECA Conference, Jerusalem Israel, 15 - 22 October 1991, retrieved on 29th of April, 2010, http://www.exploratorium.edu/ifi/resources/constructivistlearning.html (сноска последний раз проверялась 11.12.2011 г.). О значении музейных предметов см.: Objects of Knowledge. Ed. by S. Pearce. London, 1990.
44 То, что предлагается здесь, не имеет абсолютно никакого отношении к теории «танатотуризма», сущность которой заключается в том, что привлекательными для посещения могут являться места огромных человеческих бедствий, см.: The Darker Side of Travel. The theory and Practice of Dark Tourism. Ed. by R. Sharpley, P. Stone. Salisbury, 2009.
дома, в то время, как в следующей комнате подлинная монументальная дверь македонских гробниц заполняет собой все пространство. Несмотря на всю несоразмерность вазы и двери, концепция символической связи между жизнью и смертью видна45, о чем говорит тот факт, что после просмотра этих объектов взрослый посетитель хочет узнать как можно больше о македонских гробницах46.
Поэтическое чтение связи,
Повседневный дом ^ вечный дом
основанное на циклическом интеллектуальном процессе между жизнью и смертью - это очень эффективный процесс в музейном опыте. На самом деле, все это попытки заставить взрослых потратить свое драгоценное время на то, чтобы подумать и прочувствовать идею конца, это их шанс управлять неизбежным. Для того, чтобы понять близость и в то же время почувствовать отдаленность от смерти и снова с самого начала их вечное единство. Этот философский подход способствует решению другой очень важной, но при этом трудновыполнимой задачи: создания демократического музея, в котором все будут равны47. Учитывая, что иерархические схемы психодинамического принципа способны вмешиваться в любую коммуникацию современного человека с прошлым, настоящее общение с умершими может отменить, или, по крайней мере, уменьшить действие этого правила, следующим образом:
В музее ^ Прошлое ^ Смерть ^ Отсутствие ^ Слабость ^ Второстепенность Современный человек в музее ^ Настоящее ^ Жизнь ^ Сила ^ Важность
Таким образом, очевидно, что роль педагога в музее становится более важной. Он может сделать взрослых своими товарищами, т.к. и сам является частью этой группы. Это напоминает фигуру корифея, управляющего хором в древнегреческом театре48, его диалоги театрализованы, и через интерактивную аннотацию он осуществляет концепцию диахронии. В качестве инструмента он использует тематические пары ссылок49. Он комментирует модель-объект, и группа возвращается к аналогичной обновленной модели50, вытекающей из прожитого жизненного опыта, памяти или знаний. Теперь группа активной взрослой
45 Это снова символическая схема, отсылающая к ритуалу погребения.
46 Подтверждая это, профессор Д. Пандемали считает, что «музеи должны удивлять своих посетителей».
45 См. прим. 28.
48 На самом деле, все это очень напоминает театр.
49 На основе принципа «бинарных оппозиций» структурной антропологии Клода Леви-Стросса, который, кроме того, играет ключевую роль и в отношении процесса визуального восприятия этих оппозиций.
50 На основании аналогий общности: «гуманизированное прошлое соединяется с настоящим через общность, потому что знание, его конструирование и использование всегда были и остаются сущностью бытия человека <...> Большая часть влияния и очарования археологии основывается на этой самой общности с некоторыми аспектами прошлого, общности «нас» и «других», вместе являющихся человеческими существами». См.: Education and the Historic Environment. Ed. by D. Henson, P. Stone, M. Corbishley. London; New York, 2004 P. 59-60.
аудитории как хор в греческом театре сочувствует лектору, актеру, который по какому-то недоразумению, считается главным героем. Но это не так. Это момент для полного ка0арт<; (катарсиса) без моральных или этических соображений, в чистом локусе культуры - музее. Помощь оказывается не для того, чтобы показать собственное превосходство, а для демонстрации общей судьбы. Точность ответным моделям придает смысл диахронии как ключевой идеи для ориентированного на человека музея, доказывая, близость, интимность взрослых. Мы рассматриваем программу как «урок для производства индивидуализированных цивилизаций». Следующие несколько схем могут проиллюстрировать процесс:
Музейный педагог для взрослых Группа взрослых
Золотая полоска для покрытия рта мертвых (Македония, VI в. до н.э.) Платок или фрагмент керамики для покрытия рта мертвых в греческой и балканской народной традиции (например, на о-ве Лесбос)
Золотые посмертные маски (кладбище Синдос, VI в. до н.э.) Египетские Фаюмские портреты, маска Наполеона, маска греческого героя 1821 г. Колокотрониса
Фрагмент стелы Исиды с перечислением достоинств богини, изложенных в форме ее сакральной биографии. Конечная цель, после такого самовосхваления от первого лица, - поклонение Исиде без всяких сомнений, ибо «ее власть сильнее судьбы» (Римский период) 10 заповедей
а. Вотивные рельефы с изображением подошв (Явление Божества) Ь. Вотивные рельефы с изображением ушей (Надпись: «Для Исиды, чтобы она могла услышать о нуждах верующих») (Римский период) a. Стоптанные туфли святого Таксиархия с острова Лесбос (В них святой ходил и помогал страждущим) b. Предметы при помощи которых можно обратить к себе слух Богородицы (П^ос^а Горуоеп^коо^)
Катадесмос, ранняя молитва, клятва, закон. Взывание к Богу как гарантия эффективности проклятия (IV в. до н.э.) a. Узлы на традиционных фартуках в греческих деревнях как символическая ловушка для зла b. Судебная присяга, как пережиток веры в божественное вмешательство в человеческие дела
Семейные погребальные портреты живых и мертвых людей на надгробиях (Римский период) Семейные фотографии с умершими, XIX в. в США и Европе
«Вечная игра»: внутренности как жертва, которую нужно принести могиле (kterismata) IV в. до н.э.
Заключение
Эта теоретическая основа программы для взрослых в Археологическом музее Салоник имеет два основных приоритета: 1) показать скрытый прежде за концепцией непогрешимого и авторитарного греческого археологического музея новый образ музея, 2) Установить свод правил, стабилизирующих коммуникацию музея со взрослыми, адаптируя идею-синересис для формирования музейного нарратива. Несмотря на успешную реализацию в течение двух лет, в декабре 2008 г. программа была приостановлена по двум причинам: 1) условия работы педагогов, бывших временными чиновниками Министерства культуры, 2) острая реакция частных гидов, испугавшихся, что музей посягает на их территорию и монополизирует эту сферу услуг. Обе причины отражают сложные реальности, которые, систематически отражаются на состоянии коммуникации со взрослыми в греческих музеях.
Однако нет сомнений в том, что важность музейных программ для взрослых равна важности таких же программ для детей. И до тех пор, пока в греческих музеях не начнется воплощение этих программ на систематической основе, взрослые программы будут иметь право на существование, но не смогут на долгосрочной основе выполнять свою воспитательную роль. Трудная, разнообразная, непредсказуемая, внеклассовая взрослая аудитории, безусловно, сама по себе является стимулом для музея набирать обороты и увеличивать количество посетителей.
Перевод с английского Оглоблиной Л. О.
Информация о статье
Автор: Георгаки Поликсени - аспирант, Греция, университет Аристотеля, Салоники. роїух-епі [email protected]
Заглавие: Работа со взрослой аудиторией в археологическом музее Салоник.
Абстракт: С 1978 г., когда Музей Бенаки впервые в греческой истории начал организовывать и проводить образовательные программы для школьников, пространство просветительской деятельности в греческих музеях оказалось почти полностью отведенным для работы с детьми. Хотя достаточно много усилий и было потрачено на то, чтобы придать музеям более открытый характер, стимулировать их обращаться ко всем, чрезвычайно разным группам посетителей, греческие археологические музеи все еще чувствуют определенную неловкость, когда им приходится «лицом к лицу» общаться со взрослыми посетителями. Учитывая, что именно взрослые посетители как раз и составляют львиную долю музейной аудитории, а направление связанное с музейным образованием взрослых сейчас переживает период активного развития, нет смысла и дальше откладывать внедрение соответствующих практик в греческих музеях. Музеи должны понять, что «звездные экспонаты», свидетельства славного прошлого больше не могут адекватно отвечать на ожидания новой, активной взрослой музейной аудитории. Необходимо заново создавать новый способ музейного создания смыслов. Все необходимые инструменты для этого находятся в руках самого музея, так что соответствующее направление работы должно стать одним из приоритетных в работе музейных сотрудников.
Ключевые слова: археологический музей, музейная андрагогика, музейная педагогика, взрослая аудитория.
On article
Author: Georgaki Polixeni - Ph.D. Candidate, Greece, Aristotle University, Thessaloniki. polyx-eni [email protected]
Title: Articulating oral public speech for Adults in the Archaeological Museum of Thessaloniki, (A.M.T.). Abstract: Since 1978, when the Benaki Museum -for the first time- organized and run museum educational programs for institutional schools, the produced public speech in the greek museum, sustained mainly chil-dren-orientated. Although lot of efforts have been done for an extroverted role, addressing to all, extremely various, aspects of visiting groups, the greek archaeological museum still feels awkward when it is about a “face to face” communication with adults. Given the fact that adults consist a crucial social body as museum-goers, along with the current developments in the field of Museum Adult Education, there are no limits for further delays. The greek archaeological museum should find a way to realize that the “talking star objects” of a glorious past, are no more adequate to fulfill the expectations of a new, aware and awakened adult audience. An updated way for museum meaning-making should be built, ex novo. As all the necessary tools, methods, specialties are at the museum’s disposal, the building of public speech targeted to adults, proves to be a matter of priorities and initiations on the behalf of the museum’s staff.
Key words: adult visitors, archeological museum, museum andragogy, museum pedagogy.