Научная статья на тему 'Культурно-досуговая деятельность современных библиотек как социокультурного института'

Культурно-досуговая деятельность современных библиотек как социокультурного института Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
744
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Миссия конфессий
ВАК
Ключевые слова
social and cultural activities / cultural and leisure activities / leisure / libraries / социально-культурная деятельность / культурно-досуговая деятельность / досуг / библиотеки

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Белецкая Е. А., Мережко М. Е., Енина С. А.

Организация досуговых мероприятий в аспекте не только развлекательной, но и развивающей деятельности все чаще понимается исследователями культурно-досуговой деятельности как насущная необходимость современности. На сегодняшний день в практике библиотек в организации культурно-досуговой деятельности используются различные методики развития творческого потенциала посетителей. Ключевыми проблемами в организации досуга в библиотеке должны стать выявление творческих способностей участников, создание условий для развития и саморазвития личности, использование современных средств для реализации творческого потенциала посетителей с учетом их возраст и индивидуальные особенности. Проведение досуговых мероприятий весьма сложная и трудоемкая работа, которая требует ответственного подхода и грамотного распределения обязанностей. Программы мероприятий могут быть абсолютно разные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Белецкая Е. А., Мережко М. Е., Енина С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural and leisure activities of modern libraries as a socio-cultural institute

The organization of leisure activities in the aspect of not only entertaining, but also developing activities is increasingly understood by researchers of cultural and leisure activities as an urgent need of our time. To date, in the practice of libraries in the organization of cultural and leisure activities, various methods of developing the creative potential of visitors are used. The key problems in the organization of leisure in the library should be the identification of the creative abilities of participants, the creation of conditions for the development and self-development of the individual, the use of modern means to realize the creative potential of visitors, taking into account their age and individual characteristics. Conducting leisure activities is a very complex and time-consuming work that requires a responsible approach and competent distribution of responsibilities. Programs of events can be completely different.

Текст научной работы на тему «Культурно-досуговая деятельность современных библиотек как социокультурного института»

Белецкая Е.А.

Кандидат психологических наук, доцент, Белгородский государственный институт искусств и культуры.

Мережко М.Е.

Старший преподаватель, Белгородский государственный институт искусств и культуры.

Енина С.А.

Ассистент кафедры,

Белгородский государственный институт искусств и культуры.

Культурно-досуговая деятельность современных библиотек как социокультурного института*

Аннотация. организация досуговых мероприятий в аспекте не только развлекательной, но и развивающей деятельности все чаще понимается исследователями культурно-до-суговой деятельности как насущная необходимость современности. на сегодняшний день в практике библиотек в организации культурно-досуговой деятельности используются различные методики развития творческого потенциала посетителей.

Ключевыми проблемами в организации досуга в библиотеке должны стать выявление творческих способностей участников, создание условий для развития и саморазвития личности, использование современных средств для реализации творческого потенциала посетителей с учетом их возраст и индивидуальные особенности.

Проведение досуговых мероприятий весьма сложная и трудоемкая работа, которая требует ответственного подхода и грамотного распределения обязанностей. Программы мероприятий могут быть абсолютно разные.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, культурно-досуговая деятельность, досуг, библиотеки.

Beletskaya E.A.

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Belgorod State Institute of Arts and Culture.

Merezhko M.E.

Senior lecturer, Belgorod State Institute of Arts and Culture.

Enina S.A.

Assistant, Belgorod State Institute of Arts and Culture.

Cultural and leisure activities of modern libraries as a socio-cultural institute

* © Белецкая Е.А., Мережко М.Е., Енина с.А., 2022.

Культурно-досуговая деятельность современных библиотек как социокультурного института

Abstract. The organization of leisure activities in the aspect of not only entertaining, but also developing activities is increasingly understood by researchers of cultural and leisure activities as an urgent need of our time. To date, in the practice of libraries in the organization of cultural and leisure activities, various methods of developing the creative potential of visitors are used.

The key problems in the organization of leisure in the library should be the identification of the creative abilities of participants, the creation of conditions for the development and self-development of the individual, the use of modern means to realize the creative potential of visitors, taking into account their age and individual characteristics.

Conducting leisure activities is a very complex and time-consuming work that requires a responsible approach and competent distribution of responsibilities. Programs of events can be completely different.

Key words: social and cultural activities, cultural and leisure activities, leisure, libraries.

В современных условиях трансформации социальных функций библиотек активизируется их культурно-досуго-вая деятельность, что порождает исследовательский интерес к деятельности библиотечных учреждений по организации досуга населения. Досуговая деятельность традиционно является одной из важнейших сфер жизни и деятельности людей самого разного возраста. современные изменения в жизни российского общества привели к трансформации социокультурной ситуации в области досуга.

социокультурные институты, с присущими им функциями, целями и задачами, являются доминантными на фоне происходящих преобразований, которыми характеризуется современный этап развития общества. Текущие социально-культурные условия диктуют необходимость повышения исследовательского интереса к организации досуговой деятельности библиотек.

В современных социокультурных условиях продолжает оставаться актуальной проблема организации досуга населения библиотеками [3].

сам термин «деятельность» характеризует процессы, развивающиеся в сфере свободного времени. Досуг или досуговая деятельность, представляет собой сложное, многогранное явление,

интерес к проблемам которого восходит ко временам Античности.

Ключевыми проблемами в организации досуговой деятельности должны стать выявление их творческих способностей, создание условий для развития и саморазвития личности, использование современных средств для реализации творческого потенциала детей с учетом их возраст и индивидуальные особенности [3].

Развитие сферы досуговой деятельности сопровождается рядом проблем. интерес к проблемам организации досуга рассматривали такие ученые как с.н. иконникова, и.М. ильинский, ф.с. Махова А.А. Морозова, Ю.А. По-намарева, Е.А. скрипунова, Б.А. Трушин В.Д. Петрушева, В.н. Пименова Е.В. соколов и другие.

Значительный вклад в понимание специфики досуга внесли ученые: М.А. Ариарский, Д.М. Генкин, Б.А. Гру-шин, А.А. Гордон, В.Г. Давыдович, Г.А. евтеева, В.Т. Лисовский и другие.

Вопросы педагогической организации досуга, формирования культуры личности в процессе досуга разработали Р. Азаров, А. Вишняк, и. Зязюн, н. Каган, н. Крылова, В. Кудин, с. Пишун, и. Шевчук и другие научные работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере досуга: А.и. Беляева,

А.С. Каргина, Т.И. Баклановой, Л.С. Выготского, П.Л. Гальперина, А.П. Леонтьева и других.

Анализ роли общения в свободное время, а также, его влияние на формирование мировоззрения детей рассмотрены в работах Г.М. Андреевой,

A.А. Бодалева, Л.П. Буевой, И.И. Зарец-кой, И.С. Кона, А.В. Мудрика, Е.И. Сокольников и других.

В работах таких ученых как Л.П. Герасименко, А.Я. Журкиной, В.А. Краковского, Н.Д. Никандрова, А.Н. Тубель-ского раскрыты различные аспекты деятельности системы дополнительного образования.

Труды таких ученых как А.и. Арнольдов, Е.И. Григорьева, А.Д. Жарков,

B.М. Чижиков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Кра-сильников, Ю.А. Стрельцов, В.Я. Сурта-ев и других внесли значительный вклад в развитие теории и практики культур-но-досуговой деятельности [3].

Стремление к самосовершенствованию является одной из приоритетных и важных потребностей, определяющих человека на пути развития социокультурной деятельности. Однако стремление к нравственному самосовершенствованию, - как указывает Г.В. Ганьшина, - это не измененное состояние, данное человеку от рождения [2]. Оно проходит определенный путь становления, трансформации, и каждый возрастной период имеет свои предпосылки и формы развития социокультурной активности личности.

исследования ученых показывают, что культуру досуга необходимо формировать, начиная с детства. Это можно сформировать только благодаря целенаправленной, планомерной работе с подрастающим поколением.

В досуговой деятельности существует множество подходов и методов воздействия на детей, выбор которых

зависит от конкретной ситуации. Один из оптимальных методов раскрыть творческие навыки ребенка - это игра. игра является отражением жизни в условной среде, созданной детским воображением. Ребенок воспроизводит различные жизненные события в игровой форме и отражает ситуации, с которыми он сталкивается в реальной жизни, значение многих явлений, значение которых ему становится понятнее. Действия игроков всегда реальны, как и их чувства и переживания [3].

Досуговая деятельность в условиях библиотеки создает условия для развития личности и, имея гуманистическую направленность, досуг может реализовать потребность человека в творческой реализации, а также помочь удовлетворить его эстетические и художественные потребности. Досуг также важен для снятия эмоционального напряжения, гармонизации психологического состояния.

Ареной социальной жизни городского или сельского населения является общественное пространство. Это создает совместную культурную деятельность местных жителей, заинтересованных в реализации общих интересов и целей. Такая группа людей образует сообщество.

интерес к теории развития сообществ возник в конце XIX века. Например, Питер Вильмот раскрыл его в территориальном значении: «сообщество - территория, на которой живут люди, обладающие общими интересами», а Элизабет Ботт заметила важность человеческих взаимоотношений: «сообщество - сеть социальных связей между людьми, вне зависимости от границ их места обитания» [3].

Теоретические модели сообществ активно апробируются на практике. Был проведен ряд социальных экспе-

риментов, целью которых было укрепление сплоченности местных жителей: «поселение», «социальная школа», «общественный центр», «город-сад». Многолетняя практика внесла изменения в перечисленные модели общественных центров, но первоначальные принципы, заложенные в них, не изменились:

- осознанное осознание идентичности человека с людьми и местом вокруг них;

- самодостаточность общины достигается созданием разнообразной культурной жизни территории [2].

Центры воплощают пространства, в которых передается социальный опыт. Ежедневно посещая общественные центры, человек знакомится с местной культурой. Затем он приспосабливается к своим нормам, ценностям, правилам поведения и культурным обычаям. Если человек распознает их и начинает использовать самостоятельно, он осознает свою причастность к сообществу, то есть осознает свою идентичность с людьми и местом вокруг них.

В Европе местные культурные центры возникли как попытка сбалансировать отношения между различными социальными классами общества. Первоначально они назывались «поселениями». Основной целью создания центра является необходимость для людей разных классов встречаться, обмениваться мыслями и работать вместе. Поэтому первыми наставниками «поселений» были студенты-добровольцы, которые, как правило, помогали в образовании местным жителям, принадлежавшим к бедноте [4]. Пользователи центра занимались садоводством, ремонтом детской обуви, а со временем овладели мастерством ручного труда.

Первые общественные центры стали появляться на базе школ, начиная с

1909 года. «Социализированная школа» пыталась уравновесить отношения между рабочим классом и иммигрантами и немного облегчить жизнь в трущобах. Активистка Клинтон Чайлд видела в центре средство демократизации общества. Благодаря центру общество может видеть и понимать свои собственные потребности в политической жизни, здравоохранении, образовании и производстве.

Культурно-досуговая деятельность библиотек имеет давние традиции. Как отмечает Н.П. Опарина, «отечественные библиотековеды накопили богатейший опыт работы с читателями разных возрастных категорий. Количество наименований форм и методов массовой работы несколько сотен, о чем свидетельствуют многочисленные методические материалы, словари и справочники как в электронном, так и в печатном видах» [3].

основные цели деятельности муниципальных библиотек:

- обеспечение равного доступа всех категорий пользователей к региональным, российским и мировым информационно-библиотечным ресурсам на основе новых информационных технологий;

- обеспечение доступа граждан ко всем видам информации о жизни местного сообщества;

- обеспечение доступа к информации различных категорий пользователей о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

- создать удобное, комфортное пространство для чтения, общения, просвещения, развития информационной культуры, а так же духовного и культурного развития личности и др.

Приоритетные задачи:

- обеспечение поселенческих библи-

отек района методической помощью;

- формирование информационной культуры и культуры чтения пользователей;

- продвижение книги и чтения среди населения и повышение уровня читательской активности;

- осуществление всестороннего раскрытия фонда библиотеки с использованием различных форм индивидуальной и массовой работы;

- проведение социологических исследований с целью выявления интересов и потребностей пользователей, их отношения к библиотеке, а также получения оценки качества предоставляемых ею библиотечных услуг;

- изучение опыта работы других библиотек с целью внедрения в практику работы библиотек наиболее интересных форм библиотечных услуг.

В современных условиях функционал муниципальных библиотек значительно расширился и, в том числе, организация досуговой деятельности населения.

В наше время «особая роль в организации и реализации культур-но-досуговой деятельности отводится социокультурной средой, включающий широкий арсенал форм и средств в этой специфической деятельности» [10].

Проблемами культурно-досуговой деятельности занимались такие научные специалисты, как: М.Я. Дворкина, С.Г. Матилина, Г.К. Ацоева и другие. Библиотековеды рассматривали досуг в качестве синонима свободного времени.

Благодаря развитию науки, техники и цифровых технологий, появилась возможность сделать библиотечные досуговые мерприятия более яркими, запоминающимися, разнообразить их тематику и наполнение.

Основная цель проведения досу-

гового мероприятия - сформировать представление участников о традициях, культуре страны, расширить их знания об окружающем мире, сформировать патриотические и нравственные чувства, развивать фантазию, двигательную активность и умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.

Понятие «досуговые мероприятия» включает в себя не только развлечение и досуг, но и имеет определенную направленность, различные подходы и разнообразную классификацию. В древней Руси праздники всегда сопровождались обрядами и ритуалами, как правила, они связывались с существующей на тот момент мифологией.

Большинство исследователей, рассматривая концепцию досуга, отводят основное место труду и сезонному календарю, но это ошибочное мнение, так как не все праздники были связаны с данными элементами. Благодаря исследованиям И. Хейзинга, праздники стали рассматривать, как способ развлечения и обучения.

Основная цель досугового библиотечного мероприятия для детей - разностороннее развитие и обучение детей с помощью игры и веселья. Благодаря праздникам дети могут узнавать о традициях и прошлом страны, познавать окружающий мир, развивать навыки общения, преодолевать стеснительность, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, получать море позитива и хорошего настроения.

Сегодня библиотеки выполняют такие функции, как «информационные, просветительско-воспитательные, образовательные, культурно-досуговые». основной приоритетной задачей современной библиотеки является тесный контакт взаимодействии со средствами массовой информации, с целью

продвижения новинок литературы, информирования населения о проводимых мероприятиях в библиотеке.

научно-технический прогресс, развитие цифровых технологий, постоянный доступ в сеть интернет и современные гаджеты способствуют развитию и возможности воплощения различных задумок и идей организаторов в процессе подготовки тематики и реквизитов для проведения досугово-го мероприятия. Участникам дают возможность для проявления и воплощения фантазии и инициативы во время участия в детском мероприятии.

О.В. Кретова при подготовке к до-суговому мероприятию советует учитывать следующее: «... главной особенностью формирования культуры общения современной личности является то, что оно происходит, опираясь на киберпространство и виртуализацию. Это ещё более расширяет возможности организации детских мероприятий, позволяя задействовать виртуальное пространство» [2].

обязательное требования к организаторам досугового мероприятия - строгая логическая последовательность и следование тематике мероприятия. В противном случае, участники теряют интерес, так как не могут понять основной посыл праздника.

один из самых ответственных этапов - это проведение досуговго мероприятия. Перед началом делается контрольный прогон, еще раз проверяются костюмы, состояние реквизитов, световые и музыкальные эффекты. Бывают случаи, что корректировки могут вносится перед непосредственным началом, но, как правило, это происходит крайне редко, в случае форс-мажорных ситуаций.

ошибочно полагать, что после проведения мероприятия, работа окончена

и можно отдыхать. Руководитель учреждения организует собрание, на котором подводятся итого мероприятия. В первую очередь, обсуждается реакция посетителей, отмечаются наиболее яркие моменты досугового мероприятия, а также выявляются допущенные ошибки, пусть даже и незначительные. Это необходимо для того, чтобы в будущем избежать подобных моментов и учесть их при подготовке следующего мероприятия. иногда составляются небольшие опросники, которые предлагают заполнить зрителям и участникам после окончания мероприятия, также эти опросники размещаются на сайтах библиотек. Цель проведения таких опросов - определение потребностей детей и выявить их основные интересы, чтобы разработать следующую программу праздника.

одними из основных инициаторов усовершенствования инклюзивного туризма являются публичные библиотеки Белгородской области. именно от них исходят новые полезные идеи, которые реализуются на практике и приносят пользу всем.

В Белгородской области с марта

2019 г. функционирует центр «Без границ», который, в основном, специализируется на инклюзивном туризме. Благодаря этому центру Белгородскую область за два года посетили более 500 туристов с ограниченными возможностями. Благодаря выигранному президентскому гранту «Дорогами добра» в

2020 г. многие «особые» туристы получили возможность посетить Белгородскую область на безвозмездной основе. По словам основательницы центра «Без границ», без ресурсов сложно организовывать подобные туры.

Учитывая подобные трудности, центр сотрудничает со многими некоммерческими организациями, находит

новых партнёров, которые со своей стороны содействуют в реализации различных программ для данной категории людей. В качестве примера подобного сотрудничества, по словам директор центра «Без границ», можно привести сотрудничество с подопечными организациями «Синяя птица», «Тепло души», Многопрофильный центр реабилитации инвалидов, РО ВОРДИ и др.

Таким образом, проведение досу-говых мероприятий весьма сложная и трудоемкая работа, которая требует ответственного подхода и грамотного распределения обязанностей. Программы мероприятий могут быть абсолютно разные, при их организации следует учитывать формы и методы, возрастные особенности, создавать благоприятные условия для проведения.

Очень большую роль при организации и проведении досуговых мероприятий играет команда участников-организаторов. Для этого проводится тщательный отбор кандидатов, иногда на конкурсной основе, на котором присутствует руководитель учреждения или его заместитель.

Выбор темы досугового мероприятия должен учитывать возрастную категорию посетителей. При этом для большего разнообразия необходимо включать дополнительные темы, связанные с основной идеей мероприятия, чтобы активизировать фантазию и логическое мышление участников. Досуговое мероприятие должно быть ярким, запоминающимся, желательно, чтобы все, кто принимал активное участие в играх и конкурсах, получили подарки. Финал досугового мероприятия предполагает подведение смыслового итога всего действия.

References

[1] Vitokhina A.A. Organization of cultural and leisure activities of elderly people in cultural institutions // Collections of conferences of the National Research Center Sociosphere. 2015. № 28. P. 43-46.

[2] Kolyadina Yu.M. Rural environment as a factor in

the formation of the moral and aesthetic culture of adolescents in modern conditions // Collections of conferences of the Research Center So-ciosphere. 2013. № 25. P. 70-72.

[3] Miroshnichenko E.V. Cultural programs as a technology for managing the social and cultural activities of the population of the city of Belgorod / E.V. Miroshnichenko, E.V. Kharkiv // European social science journal. 2016. № 2. P. 374-385.

[4] Nikolaenko A.A. Student self-government as a factor in the formation of students' social activity // Nauka. Culture. Art: Actual Problems of Theory and Practice. Collection of materials of the All-Russian (with international participation) scientific and practical conference. In 3 volumes. - Belgorod, Publisher: BGIIK, 2020. P. 362-365.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

[1] Витохина А.А. Организация культурно-до-суговой деятельности людей пожилого возраста в учреждениях культуры // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 28. с. 43-46.

[2] Колядина Ю.М. Сельская среда как фактор формирования нравственно-эстетической культуры подростков в современных условиях // Сборники конференций ниЦ Социос-фера. 2013. № 25. С. 70-72.

[3] Мирошниченко Е.В. Культурные программы как технология управления социально-культурной деятельностью населения города Белгорода / Е.В. Мирошниченко, Е.В. Харьковская // European social science journal. 2016. № 2. С. 374-385.

[4] Николаенко А.А. Студенческое самоуправление как фактор формирования социальной активности студентов // Наука. Культура. искусство: актуальные проблемы теории и практики. Сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. В 3-х томах. - Белгород, Издательство: БГИИК, 2020. С. 362-365.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.