Мирошниченко Е.В.
Кандидат педагогических наук, доцент, Белгородский государственный институт искусств и культуры.
Посохова Н.В.
Кандидат социологических наук, профессор, Белгородский государственный институт искусств и культуры.
Кущенко Е.С.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры, Белгородский государственный институт искусств и культуры.
Формирование досуговой активности молодежи в деятельности субъектов сельского социокультурного кластера*
Аннотация. Статья посвящена исследованию актуальной проблемы развития досуговой активности молодёжи в современном обществе. На примере деятельности различных субъектов сельского социокультурного кластера раскрываются их специфика в аспекте формирования досуговой активности молодёжи. Авторы приходят к выводу, то центральным звеном в структуре социокультурных кластеров, осуществляющих воспитательный и культуроформирующий процесс в молодёжной среде, являются учреждения культурно-до-сугового типа и библиотеки, другим следует активизировать работу с молодёжной аудиторией. Сфера социально-культурной деятельности является важной площадкой для работы с молодёжной аудиторией, в том числе формировании и развитии ее досуговой активности. Появление кластеров и кластерный подход в данном аспекте заслуживает особого внимания. Многосубъектность социокультурных кластеров предполагает их взаимодействие в процессе выполнения различных задач в области социально-культурной деятельности с населением. Разработка и внедрение новых социально-культурных и досуговых технологий требует больших ресурсных затрат, что не всегда по силам сельским культурно-досуговым учреждениям. Именно поэтому проблема развития досуговой активности в сельской местности становится одним из главных направлений развития досуга молодежи в целом.
Ключевые слова: социокультурный кластер, культурно-досуговые учреждения, библиотека, коммерческий сектор, развитие, досуговая активность, молодёжь.
Miroshnichenko E.V.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Belgorod State Institute of Arts and Culture.
Posokhova N.V.
Candidate of Sociological Sciences, Professor, Belgorod State Institute of Arts and Culture.
Kushchenko E.S.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Belgorod State Institute of Arts and Culture.
* © Мирошниченко Е.В., Посохова Н.В., Кущенко Е.С., 2022.
формирование досуговой активности молодежи в деятельности субъектов сельского социокультурного кластера
Formation of leisure activity of young people in the activities of the subjects of the rural socio-cultural cluster
Abstract. The article is devoted to the study of the actual problem of the development of leisure activity of young people in modern society. Using the example of the activities of various subjects of the rural socio-cultural cluster, their specificity in the aspect of the formation of leisure activity of young people is revealed. The authors come to the conclusion that the central link in the structure of socio-cultural clusters that carry out the educational and cultural-forming process in the youth environment are cultural and leisure-type institutions and libraries, others should intensify work with the youth audience. The sphere of socio-cultural activity is an important platform for working with the youth audience, including the formation and development of its leisure activity. The emergence of clusters and the cluster approach in this aspect deserves special attention. The multi-personality of socio-cultural clusters presupposes their interaction in the process of performing various tasks in the field of socio-cultural activities with the population. The development and implementation of new socio-cultural and leisure technologies requires large resource costs, which is not always possible for rural cultural and leisure institutions. That is why the problem of the development of leisure activity in rural areas is becoming one of the main directions of the development of youth leisure in general.
Key words: sociocultural cluster, cultural and leisure institutions, library, commercial sector, development, leisure activities, youth.
В современных условиях ведется систематический поиск новых технологий организации социально-культурной деятельности, в рамках которой реализуются различные направления формирования личности, повышения качества жизни и культурного развития. В системе социокультурного менеджменты появляются и активно применяются механизмами формирования новой модели политики в сфере культуры, такие, проектная деятельность, финансирование отрасли по многоканальной системе, а также кластерный подход.
сфера социально-культурной деятельности является важной площадкой для работы с молодёжной аудиторией, в том числе формировании и развитии ее досуговой активности. Появление кластеров и кластерный подход в данном аспекте заслуживает особого внимания.
Многосубъектность социокультурных кластеров предполагает их взаимодействие в процессе выполнения
различных задач в области социально-культурной деятельности с населением. В зависимости от того, ким субъектом является участник социокультурного кластера, в его приоритет возводятся определённые функции.
Можно выделить некоторые характерные признаки кластера (Рис. 1).
современная социокультурная ситуация, для которой характерны рыночные отношения, ставят учреждения культуры и досуга в условия конкуренции. субъекты культуры должны систематически работать над созданием таких форм и видов творческой деятельности, которые могли бы отвечать растущим запросам и потребностям населения. отдельная проблема связана с финансированием отрасли культуры. несмотря на стабильное бюджетное финансирование, выделения средств на нужды культуры из различных уровней бюджетов зачастую оказывается недостаточно.
особое значение это имеет для сельских территорий, где учреждения культуры выполняют, как правило, главную роль по культурному развитию и организации досуга населения. Также стоит отметить недостаточно прочную ресурсную базу сельских учреждений культуры. В этом аспекте, создание социокультурных кластеров укрепляет положение субъектов культуры, предоставляя им не только ресурсные возможности, но и организационные и творческие условия для работы с населением.
Разработка и внедрение новых социально-культурных и досуговых технологий требует больших ресурсных затрат, что не всегда по силам сельским культурно-досуговым учреждениям. Кадровое обеспечение сельских субъектов культуры также осуществляется в соответствии с уже утверждённым штатным расписанием, что также создает дополнительные трудности в осуществлении социально-культурной деятельности. В этой связи создание и развитие сельских социокультурных кластеров является фактором инновационного развития территории и условием повышения эффективности работы сельских учреждений культуры.
В структуру сельского социокультурного кластера могут входить и другие институты местного сообщества, каждый из которых имеет собственную ресурсную, методическую, технологическую, информационную и другие ресурсы, которые совместно используются для решения социально-культурных задач.
Примерную структуру сельского социокультурного кластера можно представить следующим образом (Рис. 2).
В структуру сельского социокультурного кластера могут входить и другие институты местного сообщества, каждый из которых имеет собственную ресурсную, методическую, технологическую, информационную и другие ресурсы, которые совместно используются для решения социально-культурных задач.
сельский социокультурный кластер представляет собой объединение различных субъектов, функционирующих на определенной территории, готовых и способных выполнять задачи социально-культурного развития территории и культурного и творческого совершенствования личности. Консолидация ресурсов субъектов, входящих в структуру социокультурного класте-
Рис. 1. Характерные признаки кластера.
ры является условием эффективной реализации задач государственной культурной политики.
Актуальность задачи формирования досуговой активности молодёжи обоснована нами выше. В этой связи целесообразно рассмотреть деятельность субъектов сельского социокультурного кластера в этом аспекте, проследить механизмы и схему из взаимодействия. Установка молодых людей на определенные ценности, в том числе и досуговые, во многом зависит от разновидности поселения. Молодежь села полностью готова к организации собственного досуга. нынешняя сельская молодежь вооружена знания-
ми, решительна к созданию собственного капитала, следовательно, она полностью способна к самостоятельной деятельности.
В системе социокультурных кластеров органы государственного управления занимают особое место. В аспекте развития досуговой активности молодёжи разрабатывается - законодательная и нормативна-правовая база, регулирующая это направление. на уровне государства и субъектах Российской Федерации действуют законодательные акты, регулирующие работу субъектов культуры с молодёжью, так на примере Белгородской области можно отметить такие документы, как:
Рис. 2. Примерный перечень субъектов сельского социокультурного кластера.
национальный проект «Культура»; Государственная программа «развитие культуры и искусства Белгородской области»; Областная целевая программа «Развитие сельской культуры в Белгородской области»; областная целевая программа «Информатизация учреждений культуры Белгородской области» и другие документы.
Так, в Положении об Управлении культуры Белгородской области отмечено, что этот орган государственной власти должен осуществлять организацию и поддержку учреждений культуры и искусства; организовать и предоставлять библиотечные услуги; организовать предоставление культур-но-досуговой услуги; организовать предоставления театрально-зрелищных услуг и другое. Все эти полномочия орган управления осуществляет, в том числе и по отношению к молодёжи как специфической возрастной группе.
Помимо разработки нормативной документации органы управления в системе кластеров активно участвуют в разработке и утверждении новых социокультурных технологи, осуществляют основные функции менеджмента в сфере культуры: планирование, организация, учет, контроль.
Центральным субъектом в процессе развития досуговой активности молодёжи, а также в самой структуре сельского социокультурного кластера являются учреждения культурно-до-сугового типа.
Для того чтобы в полной мере использовать досугоформирующий потенциал учреждений культуры в работе с сельской молодежью, необходима системность. сегодня роль учреждений культуры - воспитать гармонично развитого, свободного, духовно богатого, творческого и практического делового человека.
В решении этого вопроса необходимо правильно подбирать формы работы с молодежной аудиторией. однако успех или не успех этой деятельности определяется тем, насколько работники учреждения культуры знают проблемы современной сельской молодежи.
Большой популярностью в молодёжной среде пользуются праздники, которые активно проводят культур-но-досуговой учреждения. Это явление являются не только неотъемлемым элементом культуры русского народа, но и формой работы учреждений культуры по формированию досуго-вой активности в молодежной среде. В процессе организации и проведения праздника, молодёжи предоставляется возможность быть не только его активным участником, но и организатором, волонтером, инициатором работы праздничных площадок.
Как одно из самых мощных по степени своего воздействия на молодежь форм досуговой деятельности, праздники, несомненно, способствуют преодолению пассивности молодого поколения и возвышению лучших качеств, средствами художественно-творческого выражения. Народные праздники воплощают в себе общечеловеческие ценности, нравственный опыт народа, морали, человеческих отношений. Значение народных праздников необычайно велико: они являют собой корни отечественной культуры [1, с. 200].
Потенциал учреждений культуры в аспекте воспитания и развития досуговой активности молодёжи используется в приобщении ее к трудовой деятельности, здоровому образу жизни, спортивным занятиям, патриотическим и волонтерским акциям и многим другим видам полезного и развивающего досуга. Широкий спектр форм культурно-досуговой де-
ятельности предполагает реализацию творческого, информационно-просветительского, гуманистического, духовно-нравственного и патриотического потенциала среди молодёжи и предоставляет возможности для активного участи в организации своего собственного досуга.
В полной мере использование аксиологического потенциала досуговой деятельности, поиск новых результативных механизмов, воспитания молодежи в духе гуманизма крайне актуален в работе учреждений культуры.
о важности библиотеки, как социального института говорит консультант Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, С.Ю. Волженина. Автор пишет «Общедоступные библиотеки по собственной инициативе, а порой и без неё (становясь структурным подразделением дома культуры), взаимодействуют с другими социокультурными звеньями системы. <...> следствием взаимодействия с Домом культуры является взаимная выгода: каждая библиотека имеет собственный образ, потому что над её оформлением поработали художники районного Дома культуры, везде бесперебойно работают программно-аппаратные комплексы благодаря единой технической службе и т.д.» [2, с. 5].
о роли библиотеки в структуре социокультурного культурного кластера, Н.И. Рожкова пишет так: «Кластерный подход к формированию культурной среды предоставляет библиотекам возможность реализовать стратегию «третьего места» в полном объёме. У человека есть два самых главных места в жизни: работа и дом. Должно быть третье — для гармонии, которое одновременно является пространством для учёбы, работы, деловых встреч, для отдыха, для всех возрастов, всех интере-
сов, куда нетрудно добраться и где есть современные коммуникации. Именно таким местом является библиотека в социально-культурном кластере» [3, с. 17]. С этим нельзя не согласиться, действительно, сегодня библиотеки эффективно реализуют не только свои родовые функции, но и участвуют в организации активной досуговой среды для всех групп населения, в том числе, молодёжи.
Часть мероприятий, направленных на формирование художественного вкуса населения, реализуется в рамках кластерного взаимодействия: библиотека - дом культуры - музей. Речь идёт, прежде всего, о масштабных мероприятиях: Дни литературы и Дни поэзии, акции «Книги-юбиляры», «Большой литературный марафон» и другие [там же, с. 18].
Как субъекты социокультурного кластера, библиотеки активно реализуют множество форм работы по обеспечению информационной безопасности, ведут консультативную и разъяснительную работу по вопросам профилактики антисоциальных явлений в молодежной среде. Сребдствами информационно-коммуникативной деятельности оказывают значительное влияние не только на формирование досуговой активности молодёжи, но и на ее безопасность и глубину и культо-ориентированные концепты.
Таким образом, являясь важным структурным компонентом сельского социально-культурного кластера, современные библиотеки выступают механизмом реализации скульптурной политики в аспекте работы с молодёжной аудиторией. Реализуя свои основные функции, библиотеки в системе кластера являются незаменимым ресурсом формирования культурной среды территории, в которой воспитывается
и развивает свой досуговый потенциал современная молодёжь.
Образовательные организации, как субъекты социокультурных кластеров также выполняют свои особенные функции в процессе формирования до-суговой активности молодёжи. Учащиеся старших классов, как представители самой молодой части этой возрастной группы являются активными участниками культурно-досуговой деятельности не только в субъектах культуры и досуга, но и в образовательном и воспитательном процессе образовательной организации. На базе этих учреждений реализуется широкий перечень форм культурно-досуговой деятельности в рамках внеучебной работы. Взаимодействие всех субъектов социокультурного кластера способствует активизации до-суговой активности старшеклассников, усиливает воспитательный и культуро-формирующий эффект.
Роль коммерческого сектора в системе сельского социокультурного кластера можно обозначить как совершенствование материально-финансовой поддержки социально-культурных и досуговых проектов, отдельных форм и видов досуговой активности молодёжи.
В условиях сельского социокультурного кластера возможна реализация многих видов инновационной до-суговой дебятельности молодёжи, что предполагает большие финансовые затраты. Именно обеспечить эти затраты в системе социокультурных кластеров призвания коммерческие объединения и организации. Помимо финансовой поддержки досуговых проектов и программ коммерческие предприятия выполняют материально-обеспечивающую функцию, предоставляя транспортные услуги, услуги аренды помещений, обеспечение инвентарем, пошив костюмов и многое другое.
объекты бытового обслуживания, функционирующие в системе социокультурных кластеров, также усиливают все направления социально-культурной и досуговой деятельности молодёжи, реализуя функции эстетизации и модернизации окружающей среды и человека. Достоинства такой системы - территориальный подход и комплексность обслуживания, недостаток - неравномерная обеспеченность объемами и видами обслуживания сельской молодёжи в процессе развития их досуговой активности.
Помимо анализируемых объектов, в сельские социокультурные кластеры могут входить и многие другие структуры при наличии их в социально-культурной среде сельских территорий. Каждый из субъектов реализует свои специфические задачи, усиливая процесс развития досуговой активности молодёжи.
Таким образом, изучив специфику деятельности субъектов сельского социокультурного кластера по развитию досуговой активности молодёжи можно сделать следующие выводы. В структуру сельского социокультурного кластера входят различные структуры, функционирующие в условиях определенной сельской территории. В аспекте развития досуговой активности молодёжи каждый из субъектов кластерной системы реализует свои специфические функции. По нашему мнению центральным институтом в этой деятельности является учреждение культур-но-досугового типа, которое реализует широкий спектр досуговых форм по различным направлениям для сельской молодёжи. содержательная наполненность досуговой деятельности молодёжи проявляется в воспитательном и культуроформирующем потенциале всех видов досуговой деятельности уч-
реждений культуры. Функционируя в сфере свободного времени, эти субъекты создают безграничные возможности для активного досугового проявления молодых людей.
Все остальные структурные компоненты сельского кластера обеспечивают и усиливают воспитательный и развивающий процесс, предоставляя дополнительный спектр услуг для осуществления основной задачи - развитие досуговой активности молодёжи. В результате взаимодействия всех звеньев сельского социокультурного кластера совершенствуется социально-культурная среда сельской территории, в которой молодёжь может реализовать свои потребности в активной и творче-ско-преобразующей деятельности.
References
[1] Volzhenina S.Yu. Each rural library has... // Li-brarianship. 2014. № 22. P. 6-10.
[2] Dashkovskaya O.D. Organization of leisure activ-
ities. - Yaroslavl: YarGU, 2009.
[3] Rozhkova N.I. Cluster approach in the strategy of innovative development of public libraries // Library business. 2014. № 22. P. 14-19.
[4] Turutin A. Management of the development of the socio-cultural sphere of the village // APK: Economics, management. 2010. № 6. P. 71-74.
[5] Ulyanova,M. Organization of leisure activities
// Monitoring of public opinion. 2009. № 1. P. 46.
[6] Department of Culture of the Administration of Belgorod: official site [Electronic resource]. -Electron. text. Dan. // URL: http://kultura31.ru/ (17.09.2022).
[7] Shabunova A.A. Sociocultural aspects of the development of the territory / A.A. Shabunova, T.S. Solovyova, K.A. Gulin, N.A. Okulova. -Vologda, 2009. 180 p.
Список литературы
[1] Волженина С.Ю. Каждой сельской библиотеке по. // Библиотечное дело. 2014. № 22. С.6-10.
[2] Дашковская О.Д. Организация досуговой дея-
тельности. - ярославль: ярГУ, 2009.
[3] Рожкова Н.И. Кластерный подход в стратегии
инновационного развития общедоступных библиотек // Библиотечное дело. 2014. № 22. С. 14-19.
[4] Турутин А. Управление развитием социально-культурной сферы села // АПК: Экономика, управление. 2010. № 6. С. 71-74.
[5] Ульянова М. Организация досуговой деятель-
ности // Мониторинг общественного мнения. 2009. № 1. С. 46.
[6] Управление культуры администрации г. Белгорода: официальный сайт [Электронный ресурс]. - Электрон. текст. дан. // URL: http:// kultura31.ru/ (Дата обращения: 17.09.2022).
[7] Шабунова А.А. Социокультурные аспекты развития территории / А.А. Шабунова, Т.С. Соловьева, К.А. Гулин, Н.А. Окулова. - Вологда, 2009. 180 с.