КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI: 10.24411 /2310-1679-2019-10312
Галина Александровна ИВАНОВА,
доктор педагогических наук, профессор кафедры управления информационно-библиотечной деятельностью Московского государственного института культуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации
e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются возможности профессиональной подготовки библиотекарей как специалистов в области культурно-досуговой деятельности. Акцентируется значимость введения в учебный процесс вузов культуры научной дисциплины «Культурно-досуговая деятельность в библиотеке». Представлено содержание данной дисциплины, ее связь с другими учебными курсами. Охарактеризована значимость культурно-досуговых программ в решении проблемы поддержки и развития чтения. Акцентируется значимость образовательных технологий в формировании общекультурных и профессиональных компетенций студентов.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, высшее образование, вузы культуры, культурно-досуговая деятельность, библиотечно-информационная деятельность, формируемые компетенции, технология и методика культур-но-досуговой деятельности.
CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES IN THE IN THE SYSTEM OF LIBRARY AND INFORMATION EDUCATION
Galina A. Ivanova, Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of management of information activities, Moscow State Institute of Culture, Honored worker of the Russian Federation
e-mail: [email protected]
The article considers the possibilities of professional training of librarians as specialists in the field of cultural and leisure activities. The importance of introducing the scientific discipline «Cultural and leisure activities in the library»into the educational process of higher education institutions of culture is emphasized. The content of this discipline and its connection with other training courses are presented. The importance of cultural and leisure programs in solving the problem of support and development of reading is characterized. The importance of educational technologies in the formation of General cultural and professional competences of students is emphasized. Keywords: professional training, higher education, higher education institutions of culture, cultural and leisure activities, library and information activities, formed competencies, technology and methods of cultural and leisure activities.
Научное осмысление культурно-досуговой деятельности библиотек в системе библиотечно-информационного образования - актуальная задача времени. Назрела острая необходимость подготовки библиотечных специалистов, способных обеспечивать доступ россиян к культурным ценностям, удовлетворять их культурные потребности и способствовать реализации свободы творчества. Во все времена деятельность библиотек была нацелена на вовлечение человека в мир культуры. Однако до сего времени не было предпринято системного и содержательного анализа этой деятельности, как и профессиональной подготовки библиотекарей к ее осуществлению.
В российской педагогической традиции с конца XIX века по настоящее время культурно-досуговая деятельность была представлена среди следующих научных концептов: внешкольное образование, политико-просветительская деятельность, клубное дело, культурно-просветительная работа, культурно-досуговая деятельность, социально-культурная деятельность. Н.Н. Ярошенко отмечает, что «смена этих концептов сопровождалась не только переоценкой сущности социально-культурного воспитания, но и сохранением преемственности в системе технологических средств и методик» [9, с. 23].
В теории культурно-досуговой деятельности убедительно доказывается, что «изучение исторического наследия и обобщение накопленного опыта отечественных и зарубежных школ по подготовке специалистов культурно-досуговой деятельности свидетельствуют об огромных резервах в данной сфере деятельности» [3, с. 4]. Ученый отстаивает необходимость поиска конструктивных моделей культурно-досугового процесса.
На протяжении всей истории библиотеки занимались организацией досуга населения всех возрастных групп. Еще на первом Всероссийском съезде по библиотечному делу в 2011 году подчеркивалось, что библиотеки не должны ограничивать свою работу простой выдачей книг, но обязательно заниматься организацией курсов, клубов для взрослых, созданием музеев, чтением публичных лекций, курсов самообразования, кружков для лиц, интересующихся какой-либо отраслью знаний.
На протяжении XX столетия дифференциация научного знания в области культурно-досуговой деятельности привела к выделению в его структуре нового научного направления - культурно-досуговая деятельность библиотек.
Характерной особенностью современных библиотек является становление их не только информационными центрами, но и центрами досуга и социально значимого общения различных категорий граждан, интеллектуального и культурного их развития. Для библиотек характерно активное использование форм культурно-досуговой деятельности, приемов театрализации и даже организация театров. В поле их зрения - предметы
материальной культуры музейного характера, а также современные обучающие средства, среди которых компьютерные игры.
Современные библиотеки реализуют различные культурно-досуговые программы, успешно интегрируя свою деятельность с культурными центрами. Об этом свидетельствуют материалы научно-практического пособия Е.В. Домаренко «Культурно-досуговая деятельность библиотеки», в котором библиотека представлена как социально-культурный институт общества, проанализированы современные формы организации досуга в условиях библиотек, исследован инновационный подход к его организации. Автор делает вполне обоснованный вывод о том, что «библиотеки являются самым демократичным и востребованным типом культурных организаций» [1, с. 4].
Во многих странах мира крупнейшие библиотеки, особенно национальные, воспринимают культурную деятельность как приоритетную и всё чаще становятся местом проведения свободного времени населения. Наиболее показательным примером деятельности библиотек - культурных центров являются Королевская библиотека в Копенгагене, публичная информационная библиотека Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже и др. Строительство новых библиотек по оригинальным архитектурным проектам способствует росту их популярности у населения, в том числе у молодого поколения. Просторные, прекрасно оборудованные выставочные залы, конференц-залы, помещения для групповой работы в сочетании с опытом и проявлением творческой инициативы квалифицированных работников существенно повышают роль зарубежных библиотек как культурно-информационных и досуговых центров. Анализируя рост популярности библиотек Франции в молодежной среде, Т.А. Недашковская отмечает, что темы культурно-массовых мероприятий, затрагивающие проблемы города и квартала, следовательно, волнующие их (например, наркотики, секс, насилие, терроризм и многие другие) привлекают юных пользователей в библиотеки. «Многие становятся их частыми посетителями, обретая здесь новых друзей и опытных наставников» [7, с. 308].
Отечественные библиотековеды отмечают востребованность данных учреждений культуры как многопрофильных центров досуга (М.Д. Афанасьев, М.Я. Дворкина, С.Г. Матлина, ГК. Олзоева, В.Д. Стельмах, В.Р. Фирсов и др.). Как и исследователи (М.А. Ариарский, В.З. Дуликов, Н.Н. Ярошенко, А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, ГС. Тихоновская и др.), библиотековеды рассматривают досуг в качестве синонима (или части) свободного времени. Под культурно-досуговой деятельностью библиотек разных типов и видов понимается их творческая работа, направленная на организацию культурного досуга всех возрастных групп населения; формирование, удовлетворение и развитие жизненно насущных духовно-нравственных
потребностей человека, связанных с саморазвитием, совершенствованием личности.
Во многих странах мира большую озабоченность вызывает отторжение от чтения больших групп населения, в том числе детей, подростков и юношества. К решению проблемы поддержки и развития чтения с помощью культурно-досуговых программ активно подключаются библиотеки. В различных странах накоплен значительный опыт разработки и реализации программ, позволяющих значительно расширять культурно-досуговые функции библиотек, в том числе и в области поддержки и развития чтения. Активными участниками их реализации являются профессионально подготовленные специалисты библиотек.
В нашей стране существенное расширение культурно-досуговой функции библиотек нашло отражение в профессиональной подготовке библиотечных специалистов. Так, в Московском государственном институте культуры в учебный план подготовки бакалавров по направлению «Библи-отечно-информационная деятельность» включен новый курс «Культур-но-досуговая деятельность в библиотеке», целью освоения которого является формирование у студентов готовности к организации и проведению культурно-досуговой деятельности в библиотеках.
Задачами освоения дисциплины являются:
— применение теоретических и методических знаний в области куль-турно-досуговой деятельности для решения социальных, информационно-образовательных и воспитательных задач;
— использование специальных знаний и методов культурно-досуго-вой деятельности при проведении индивидуальной, групповой и массовой работы в библиотеках;
— участие в разработке и реализации программ культурно-досуговой деятельности.
В результате освоения дисциплины у студентов формируется способность применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике, а также готовность к эффективному общению с различными группами пользователей на основе применения психолого-педагогических подходов и методов в библиотечно-информационном обслуживании.
Принципиальное значение имеет соблюдение баланса между знаниями, ведущими к формированию компетенций, востребованных обществом, и знаниями опережающего характера. Такие знания могут быть сформированы при изучении основных тем курса: «Сущность и функции культурно-досуговой деятельности», «Методологические основы куль-турно-досуговой деятельности библиотеки», «Психолого-педагогические основы культурно-досуговой деятельности с участием библиотеки». В
качестве наиболее эффективных и вызывающих интерес студентов являются темы практической направленности: «Технология и методика куль-турно-досуговой деятельности в практике современной библиотеки», «Реабилитационная работа библиотеки средствами культурно-досуговой деятельности среди пользователей с ограниченными возможностями жизнедеятельности», «Планирование, учет и отчетность библиотеки в части осуществления культурно-досуговой деятельности», «Административное и методическое руководство подразделениями библиотек, выполняющих культурно-досуговые функции».
Формирование научно обоснованного содержания образования в области культурно-досуговой деятельности библиотек является одним из центральных факторов подготовки высококвалифицированных специалистов, способных к реализации образовательных и культурно- просветительских программ для населения, к осуществлению технологии проектирования библиотечно-информационных услуг для различных групп пользователей, к созданию благоприятной культурно-досуговой среды библиотеки.
Проводимые занятия по курсу «Культурно-досуговая деятельность в библиотеке» позволяют формировать у студентов умения: выявлять перспективные потребности различных групп потребителей библиотечных услуг и проектировать соответствующие спросу услуги; выбирать и использовать современные технологии для удовлетворения информационных и культурных потребностей личности средствами библиотеки; участвовать в разработке и реализации культурно-просветительских и досуговых программ библиотеки; анализировать отечественную и зарубежную практику реализации библиотеками образовательных и культурно- просветительских программ.
В процессе занятий студенты готовятся к проведению социокультурных мероприятий в библиотеке, осваивают методы оценки инфраструктуры и социокультурных условий реализации инновационных процессов, приобретают навыки реализации и продвижения профессиональных инноваций. У студентов формируются знания и умения в области организации воспитательно-образовательной работы библиотек. Они успешно осваивают методы разработки перспективных библиотечных программ, ориентируясь на теоретико-методологические технологии культурно-досуговых программ [8].
Формирование профессионализма студентов в области организации культурно-досуговой деятельности библиотек возможно лишь на основе широкого использования образовательных технологий, среди которых лекции (вводные, лекции-дискуссии, проблемные лекции, лекции с использованием электронных презентаций), семинарские занятия в форме обсуждения докладов и дискуссий, деловые игры, обзорно-аналитические работы.
При осуществлении образовательного процесса по дисциплине используются следующие информационные образовательные технологии: аудиовизуальное представление студентам на лекционных занятиях с помощью компьютера содержания отдельных тем дисциплины; предоставление обучающимся доступа к учебному плану, рабочей программе дисциплины в электронной форме, к электронно-библиотечной системе института, содержащей учебно-методические материалы по дисциплине в электронной форме; обеспечение доступа к информационным справочным системам, которые используются при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, посредством электронной информационно-образовательной среды института из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Самостоятельная работа обучающихся включает такие виды и формы, как подготовка к семинарским занятиям, конспектирование изучаемой литературы, аналитический обзор новой литературы по изучаемой теме, подготовка к дискуссии, круглому столу, написание эссе, подготовка ответов на вопросы по каждой теме. При выполнении заданий студенты активно используют наглядное представление материала на ряде сайтов библиотек.
При организации занятий важно ориентироваться на входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, которые формируются в процессе изучения таких дисциплин, как «Педагогика и психология», «Библиотечный фонд», «Библиотечная педагогика», «Библи-ографоведение». Взаимосвязь курса с другими дисциплинами ОПОП способствует углубленной подготовке студентов к решению профессиональных задач и формированию необходимых компетенций.
Особая роль в подготовке компетентных специалистов в области куль-турно-досуговой деятельности принадлежит курсу «Библиотечная педагогика» [5]. Эта научная дисциплина, формирующаяся на базе интеграции педагогики, психологии и библиотековедения, рассматривает теоретические и методологические основы библиотечно-педагогической деятельности. В поле ее зрения также методы и формы культурно-досуговой деятельности, основными из которых являются литературные и краеведческие вечера, встречи с деятелями культуры и искусства, вечера памятных дат, клубы по интересам, организация театров при библиотеках работы и др.
Уникальные библиотечные проекты по организации культурно-досуго-вой деятельности рассматриваются в курсе «Библиотечно-информацион-ное обслуживание детей и юношества за рубежом». В учебном пособии по данному курсу отражены материалы о новых формах культурно-досуго-вой деятельности в библиотеках Великобритании, США, Германии, Франции, Японии и других стран. Авторы пособия делают вполне обоснованный
вывод о том, что «книга, чтение, информационная культура должны стать неотъемлемой потребностью каждого растущего человека, библиотекари мира должны приложить все свои знания, опыт, творчество, профессионализм, чтобы достичь этого» [6, с. 372].
Значимую роль в образовании студентов выполняет учебное пособие В.З. Дуликова «Социально-культурная работа за рубежом». Культурно-до-суговую деятельность автор рассматривает как составную часть социокультурного процесса. Он относит свое пособие к ряду так называемых компаративных (сравнительных) учебных дисциплин, назначение которой «ознакомление студентов с опытом зарубежной социокультурной деятельности, сопоставление его с отечественным, выявление общих и специфических черт» [2, с.4]. Одна из задач курса - помочь студенту сориентироваться в потоке зарубежной социокультурной информации, суметь отобрать ее и проанализировать.
Большую помощь студентам в осмыслении методики организации работы библиотеки в сфере культурно-досуговой деятельности оказывает пособие Л.С. Жарковой. Автор отмечает, что «основной функцией библиотек была и остается информационная, но это не делает культур-но-досуговые функции значительной части видов библиотек побочными: они органично входят в единство библиотечной работы и обеспечивают тот естественный фон библиотечной среды, который определяет социокультурную значимость библиотек» [4, с. 13]. По мнению автора, специфика культурно-досуговой деятельности в библиотеках выражается в двух основных аспектах: в номенклатуре форм культурно-досуговых программ, диктуемой профилем библиотечной работы, и в особенностях хозяйственного механизма реализации культурно-досуговой деятельности в библиотеке.
Рассмотрению феномена культурно-досуговых программ посвящены работы Г.С. Тихоновской. Разнообразие форм культурно-досуговой деятельности требует их типологизации. Это необходимо, по мнению автора, «с целью системного упорядочения существующего разброса данных форм, выявления внутренних культурных связей и закономерностей, определения творческих методов и их идентификации, предопределяющих технологии создания программ» [8, с. 5-6]. Такую научную задачу может решить выдвинутая автором концепция структурно-типологического подхода к технологии создания культурно-досуговых программ. В поле зрения ученого также сценарно-режиссерские основы этой технологии [9].
Таким образом, вузы культуры располагают большими возможностями в подготовке студентов как специалистов в области культурно-до-суговой деятельности библиотек, способных определять перспективы развития библиотечно-информационной сферы в контексте динамично изменяющихся условий социальной жизни и потребностей инновацион-
ного развития страны. Такие специалисты чрезвычайно востребованы в современных библиотеках.
Литература
1. Домаренко Е.В. Культурно-досуговая деятельность библиотеки: научно-практическое пособие. М.: «Либерия-Бибинформ», 2006. 80 с.
2. Дуликов В.З. Социально-культурная работа за рубежом: учебное пособие. М.: МГИК, 2015. 180 с.
3. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник. М.: МГУКИ, 2007. 479 с.
4. Жаркова Л.С. Методика организации работы библиотеки в сфере социально-культурной деятельности: научно-практическое пособие. М.: Литера, 2009. 111 с.
5. Иванова Г.А. Библиотечная педагогика: учебное пособие. М.: МГИК, 2015. 224 с.
6. Иванова Г.А., Чудинова В.П. Библиотечно-информационное обслуживание детей и юношества за рубежом: учебное пособие. М.: РШБА, 2012. 376 с.
7. Недашковская Т.А. Библиотеки Франции // Открытый доступ: Библиотеки за рубежом 2014/2: сборник. М.: Центр книги Рудомино, 2014. С. 69-336.
8. Тихоновская Г.С. Теоретико-методологические основы технологии культур-но-досуговых программ: Монография. М.: МГИК, 2017. 167 с.
9. Тихоновская Г.С. Сценарно-режиссерские основы технологии культурно-до-суговых программ: учебное пособие. М.: МГУКИ, 2014. 238 с.
10. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник. М.: МГУКИ, 2013. 456 с.