17. Акимов Н.П. Театр, техника, наука. Художественное и научное творчество. Под редакцией Б.С. Мейлаха. Ленинград: Наука, 1972: 201 - 209.
18. Леонардо да Винчи. О науке и искусстве. Санкт-Петербург: Амфора, 2006: 202.
19. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества. Автореферат диссертации... доктора искусствоведения. Москва, 1990.
20. Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Москва: Альфа-книга. 2008.
References
1. Mastera iskusstv ob iskusstve. Izbrannye otryvki iz pisem, dnevnikov, rechej i trakiatov. Moskva-Leningrad: IZOGIZ, 1936; T. 1.
2. Arshinov V.I., Budanov V.G. Kognitivnye osnovaniya sinergetiki. Sinergeticheskaya paradigma. Nelinejnoe myshlenie v nauke i iskusstve. Moskva: Progress-tradiciya, 2002: 67 - 108.
3. Batkin L.M. Leonardo da Vinchii osobennostirenessansnogo tvorcheskogo myshleniya. Moskva: Iskusstvo, 1990.
4. Batkin L.M. Ital'yanskoe Vozrozhdenie v poiskah individual'nosti. Moskva: Nauka, 1989.
5. Gajdenko P.P. Videnie mira v nauke i iskusstve Renessansa. Nauka i kul'tura: sbornik statej. Moskva, 1984: 252 - 268.
6. Gar'en 'E. Problemy ital'yanskogo Vozrozhdeniya. Moskva: Progress, 1982.
7. Gvardini R. Konec Novogo vremeni. Samosoznanie kul'tury i iskusstva XX veka. Moskva, Sankt-Peterburg: Universitetskaya kniga, 2000.
8. Svarovskaya V.P. Nekotorye metodologicheskie problemy vzaimodejstviya nauki i iskusstva. Metodologicheskie problemy razvitiya nauki. Novosibirsk, 1984: 129 - 146.
9. Ushakova N.I. Vzaimodejstvie nauki i iskusstva. Problemy dialektiki. Leningrad, 1984; Vyp. 12: 130.
10. Alpatov M.V. Hudozhestvennye problemy ital'yanskogo Vozrozhdeniya. Moskva: Progress, 1986.
11. Chechetkina I.I. Vzaimodejstvie filosofii, iskusstva i nauki v 'epohu Vozrozhdeniya. VestnikKazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2014; T. 17; Vyp. 18: 326 - 329.
12. Butterfield N. Renaissance Art and Modern Science. - University Review, Vol. 1, No. 2 (Autumn, 1954): 25 - 37.
13. Zubov V.P. Leonardo da Vinchi i ego nauchnoe znachenie. Leonardo da Vinchi. Izbr. proizvedeniya. Moskva: Nauka, 1955.
14. Grinnell G. Heaven and Earth Reconciled: The Common Vision of Renaissance Art and Science. Leonardo. Vol. 21, No. 2 (1988): 195 - 199.
15. Richmond S. The Interaction of Art and Science. Leonardo, Vol. 17; No. 2 (1984): 81 - 86.
16. Danilova I.E. Tema prirody v ital'yanskoj zhivopisi kvatrochento. Sovetskoe iskusstvoznanie. 1981; 2: 22.
17. Akimov N.P. Teatr, tehnika, nauka. Hudozhestvennoe i nauchnoe tvorchestvo. Pod redakciej B.S. Mejlaha. Leningrad: Nauka, 1972: 201 - 209.
18. Leonardo da Vinchi. O nauke i iskusstve. Sankt-Peterburg: Amfora, 2006: 202.
19. Sidorenko V.F. Genezis proektnoj kul'tury i 'estetika dizajnerskogo tvorchestva. Avtoreferat dissertacii... doktora iskusstvovedeniya. Moskva, 1990.
20. Vazari D. Zhizneopisaniya naibolee znamenityh zhivopiscev, vayatelej izodchih. Moskva: Al'fa-kniga. 2008.
Статья поступила в редакцию 22.07.19
УДК 374
Tislyankova V.I., Senior Lecturer, Department of Social Pedagogy and Social Work, Krasnoyarsk State Pedagogical University n.a. V.P. Astafieva
(Krasnoyarsk, Russia), E-mail: [email protected]
Furyaeva T.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Social Pedagogy and Social Work of the Krasnoyarsk State Pedagogical
University. V.P. Astafieva (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: [email protected]
CULTURAL AND LEISURE PROJECTING IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELORS OF HUMANITIES. The problem and purpose of the article is to find the pedagogical possibilities of the effective cultural and leisure projecting in professional training of bachelors of the humanities in changing socio-cultural conditions. The article presents an analysis of showing bachelors their future professional activities. Namely, the authors turn to design technology, the main actions of which are the gradual involvement of bachelors in the development and implementation of cultural and leisure projects through their participation in real urban and regional cultural and leisure practices in order to enrich their design skills. The authors trace positive dynamics of the phased conduct of pedagogical actions, focusing on the effectiveness of the practical activities of cultural and leisure design in the process of training bachelors.
Key words: cultural and leisure activities, design of cultural and leisure activities, professional training of bachelors.
В.И. Тислянкова, ст. преп. каф. социальной педагогики и социальной работы, Красноярский государственный педагогический университет
им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, E-mail: [email protected]
Т.В. Фуряева, д-р пед. наук, проф., зав. каф. социальной педагогики и социальной работы, Красноярский государственный педагогический
университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, E-mail: [email protected]
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ
Проблема и цель представленной статьи заключается в нахождении педагогических возможностей результативного культурно-досугового проектирования в профессиональной подготовке бакалавров гуманитарного профиля в меняющихся социокультурных условиях. Статья посвящена пристальному анализу погружения бакалавров в будущую профессиональную деятельность, а именно авторы обращаются к технологии проектирования, основными действиями которой выступает поэтапное вовлечение бакалавров в разработку и реализацию культурно-досуговых проектов, через их участие в реальных городских и региональных культурно-досуговых практиках с целью обогащения их проектировочных умений. Авторы прослеживают позитивную динамику поэтапного ведения педагогических действий, акцентируют внимание на результативности проведения практической деятельности культурно-досугового проектирования в процессе профессиональной подготовки бакалавров.
Ключевые слова: культурно-досуговая деятельность, проектирование культурно-досуговой деятельности, профессиональная подготовка бакалавров.
Происходящие в России за последние годы перемены в различных сферах общественной жизни, продиктованные процессами глобализации, непосредственным образом способствуют ускорению «социодинамики культуры». Под её воздействием резко возрастают темпы производства, распространения и потребления культурных ценностей. На заседании Совета по культуре и искусству при Президенте РФ в декабре 2018 года определены ключевые направления культурной политики как основы общественной жизни. Было отмечено, что по мере освоения накопленных обществом культурных ценностей, степени развития личности растут потребности в её культурно-творческом самовыражении. Необходимость удовлетворения этих потребностей, в свою очередь, стимулирует развитие рынка в сфере культуры, которые требуют новых профессиональных качеств и от специалистов. Благодаря новым технологиям появляются новые формы культур-но-досуговой самоорганизации. Это приводит к новому запросу на специалистов культурно-досуговой деятельности, появляются новые или смежные профессии (аниматора, специалиста ивент-сервиса, социального педагога-руководителя
досуговых программ, технолога социально-культурной сферы и др.). Решить проблему подготовки кадров, которую диктует современная ситуация сможет прикладной бакалавриат, направленный на практическое профессиональное обучение.
Безусловно, подготовка современного выпускника должна быть ориентирована на учет появляющихся в социально-экономических условиях проблем социокультурных учреждений и вооружить их эффективными способами разрешений подобных ситуаций. Поэтому для социально-ориентированной экономики нашей страны необходима подготовка будущих бакалавров культурно-досуговой деятельности в контексте интеллектуального, нравственного и социокультурного потенциала личности, интегрированного в теорию и реалии профессиональной культуры [1].
Как показывает практика, применение технологий проектного обучения на всех этапах делает учебный процесс более эффективным и увлекательным. Это обусловлено тем, что, во-первых, сама технология имеет широкую область
применения для всех профессий социально-гуманитарной направленности. Во-вторых, владение проектными технологиями позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в культурно-досуговой сфере. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда.
Проведённый нами анализ научных работ отечественных и зарубежных исследователей показал, что проектирование, его сущность, структура, потенциал и другие аспекты были и остаются актуальными в социологии, психологии, педагогике. Значительный вклад в разработку этой проблемы внесли ГА. Борон-никова, Б. Скворцов, Н.В. Зубаревич, Л.Е. Ковалева, Э. Гидденс, С. Гриффин, Э. Дюркгейм, Г Зиммель, М. Каплан, Г-У. Келлер, Т. Клеефиш, Г. Клутт, Т. Лукман, Ж. Ляррю, Р. Мейерзон, Р Мертон, М. Мид, Э. Морен и др.
Научно-методические основы социокультурного проектирования представлены в работах О.И. Генисаретского, Т.М. Дридзе, И.В. Жежко, В.А. Лукова, В.И. Курбатова, О.В. Курбатовой, Э.А. Орловой, В.М. Розина, Б.Н. Скворцова, ГП. Щедровицкого и др.
Обоснованием культурно-досуговых проектных технологий, их структуры и классификации занимались ГМ. Бирженюк, С.Б. Брижатова, Н.В. Григорьева, Т.Г Киселева, Ю.Д. Красильников, А.П. Марков, И.И. Шульга, Н.Н. Ярошенко др. Вопросами культурного пространства и принципами проектирования, в том числе концепцией развития городов, занимались такие исследователи как А.Д. Жарков, И.К. Джерелиевская, Н.А. Запесоцекая, Е.В. Зеленцова, А.В. Костина, Э.А. Орлова и другие авторы.
Культурно-досуговая деятельность представляет собой особый тип социальной и индивидуальной деятельности, которая способствует самореализации личности на основе приобщения её к духовно-культурным ценностям общества, приобретения собственного опыта организации различных форм свободного досуга и культурного общения в меняющихся социально-экономических условиях. Ядром этой деятельности является досуг [2].
В рамках нашей учебной деятельности, мы поэтапно осуществляли работу с бакалаврами Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева. На первом этапе формирования мотивационно-ценност-ного отношения к вопросам досуга уделялось включению бакалавров в разные культурно-досуговые практики с целью самопонимания, личностного развития внутри вуза в рамках внеаудиторной воспитательной работы (участие в деятельности студенческих клубов, объединений по интересам, творческих конкурсах и др.). Студенческому досугу как части культурно-досугового пространства придавалось помимо функции отдыха и развлечения значение, связанное с решением смысложизненных проблем, с профессиональным самоопределением, накоплением культурного человеческого капитала.
На втором этапе работы мы обратились к формированию у обучаемых проектировочных умений как важного средства культурно-досуговой деятельности в рамках курса по выбору «Конкурсная и грантовая поддержка социальной активности молодежи». При этом мы делали акценты не только на изучении основ теории проектирования и освоении технологии проектной деятельности в рамках аудиторных занятий. Основная специфика дисциплины, основанной на социальном проектировании, заключалась в их ярко выраженном практическом характере. В итоге изучения курса бакалавры получали не только знания и начальный набор технологических приемов, необходимых для осуществления проектов. Теоретическая составляющая данного курса была полностью спроецирована на процесс создания и реализации культурно-досуговых проектов на практике [3]. Мы делали акценты на создании возможностей приобретения разнообразного опыта, связанного с организацией собственного досуга, сосредотачивались на организации досуговых практик для людей с разными потребностями вне вуза.
Особое внимание мы обращали на использование в профессиональном обучении таких организационных форм как практические занятия, проблемные диалоговые лекции, семинары-дискуссии с привлечением специалистов социально-культурной сферы. В рамках аудиторных занятий обсуждались проблемы социально-культурной сферы и возможности изменить ситуацию. Обучаемые демонстрировали знания и умения использовать программно-проектные технологии, демонстрировали алгоритм проектирования: анализ социокультурной ситуации и формулирование проблемы; постановку цели и задач; определение направлений деятельности и конкретных мероприятий, необходимых для реализации поставленных задач, а также исполнителей мероприятий; составление сметы и осуществление фандрейзинговой кампании; конструирование вертикальных и горизонтальных организационных связей; определение критериев оценки достижения поставленной цели [4].
Третий этап был связан с практикой создания собственных культурно-до-суговых проектов и актуальных городских проектов, где бакалавры учились не только анализировать, но и работать в команде, совместно искать решение поставленной проблемы, согласовывать свои позиции. Приведем примеры нескольких наиболее значимых проектов, разработанных бакалаврами разных курсов (3 - 4 курса Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева в 2015 - 2018 гг.). Так, Ольга Л. обратилась к проблеме профессионального ориентации старшеклассников. Проект назывался «Личный startup» (создание профориентационной интерактивной платформы)». Проект предполагает создание профориентационной интерактивной платфор-
мы с расширенным ассортиментом информационных услуг Комплексный характер реализации проекта предусматривает разработку четырех профо-риентационных блоков, направленных на «примерку» профессии от информирования, тестирования, встреч с профессионалами до экскурсий на предприятия, которые позволят познакомиться с многообразием профессий, узнать обих востребованности на рынке труда.
Проект Вики П. назывался «Энергия молодых» был направлен на вовлечение молодежи в научно-исследовательскую деятельность. Выявление в молодежной научной среде лидеров, способных доступно представлять свои идеи для популяризации научных достижений и повышения престижа науки, привлечение молодежи в научную деятельность. Ирина К. обратилась к проблеме финансовой грамотности и развитию финансово-экономического образа мышления, воспитания ответственности за экономические и финансовые решения участников занятий, развитию их интереса к внеклассному чтению по экономике. Проект назывался «Создание Школы финансовой грамотности» и был ориентирован на старшеклассников и студентов первых курсов университетов.
Андрей В. разработал «Городские маршруты». На материале своего родного города Канска разработал коллекцию виртуальных городских маршрутов, способствующих расширению и углублению знаний молодого поколения о историко-культурном наследии своей малой родины посредством исследовательской работы. С этой целью для групп учащихся средних специальных учебных заведений Канска он предложил провести тематические экскурсии по городу для первоначального ознакомления с темой и сбора фото-видеоматериала. Результатом данной работы были созданы городские маршруты, оформленные в коллекцию виртуальных городских маршрутов на сайте города.
Ангелина Б. предложила арт-терапевтический проект для детей с ограниченными физическим возможностями здоровья «Мир вокруг тебя», целью которого является создание условий для улучшения качества жизни детей с ограниченными физическими возможностями через организацию творческого, интеллектуального досуга детей, предполагающего развитие их творческих способностей. Еженедельные занятия позволяли детям и подросткам вести более активную и полную жизнь, знакомиться со сверстниками, заводить новых друзей, быть полноправными членами общества. Из всех разнообразных видов арт-терапии разработчик проекта выделил два направления: сказкотерапию и песочную терапию.
Как показал анализ подготовленных бакалаврами проектов, значительная часть бакалавров для своих проектов выбирала темы, напрямую связанные с индивидуальными социализационными аспектами. За счет этого технологии культурно-досугового проектирования были перенесены в повседневную жизнь бакалавров и во многом использованы для решения их задач.
Указанное обстоятельство дало двойной эффект С одной стороны, применение арсенала инструментов культурно-досугового проектирования к элементам индивидуального опыта повседневной жизни позволило бакалаврам значительно лучше усвоить занятие в теории и освоить её применение на практике. С другой стороны, перенос опыта социального проектирования на ближайшее окружение позволили бакалаврам эффективнее достигать собственные цели, грамотнее анализировать собственные проблемы и имеющиеся ресурсы, внимательнее изучать окружающую социальную ситуацию.
Следующим шагом явилась групповая работа бакалавров по разработке социокультурного проекта для города Красноярска.
На начальном этапе с бакалаврами был проведен SWOT-анализ. Они определили основные проблемы, положительные и отрицательные стороны которые существуют у молодежи в области досуговой практики. Бакалавры во время дискуссии отмечали, что глобализация навязывает формы культурно-досуговой практики. Были высказаны суждения о том, что «где бы мы ни жили, к какой культуре ни принадлежали, нам предлагают безликие культурные продукты, одни и те же способы отдыха - одинаковые виды досуга. В ответ мы видим увлечения экстремальными видами спорта и отдыха, паблик-артом и дизайном, фото- и виде-о-артом, техническим творчеством. Публичные места для свободного общения, для времяпрепровождения без какой-либо цели, места, где можно представить на суд коллег и публики плоды своей интеллектуальной и творческой деятельности, становятся всё более востребованы, их катастрофически не хватает. Традиционные учреждения культуры уже не подходят для этого, так как предоставляют конкретный набор услуг - показ спектакля, демонстрацию выставки или книго-выдачу. В таких условиях невозможна организация свободной индивидуальной или коллективной деятельности, исключающей шаблоны и заорганизованность».
Анализ ситуации в сфере досуга молодежи позволяет рассматривать трансформации досугового пространства, дает возможность учитывать объективные предпосылки его формирования. В данной сфере постоянно происходят перемены: появляются новые формы досуговой деятельности, меняется характер и содержание форм, существовавших ранее [5].
Для подтверждения полученных выводов, был проведен опрос, целью которого являлось получение объективных данных и выявление динамики различий в увлечениях, интересах. Объектом исследования явились, жители г. Красноярска, обучающиеся красноярских вузов, которым в настоящее время 18 - 25 лет. Предмет исследования - проведение свободного времени в 2015 и 2018 гг. В качестве метода было выбрано анкетирование как самый информативный, объективный и распространенный способ социального измерения.
Опрос показал, что изменения произошли как в количестве свободного времени, так и в формах его проведения. Это связано с тем, что современная молодежь в силу сложившихся обстоятельств стремится в свободное время подработать, многие молодые люди занимаются на всевозможных курсах. Регулирование в сфере свободного времени должно быть направлено, прежде всего, на формирование такого типа досугового поведения, который отвечал бы, с одной стороны, потребностям в проведении культурного досуга, содействующего развитию личности молодого человека, а с другой - интересам самой молодежи.
В результате анализа бакалавры сделали вывод о том, что основными агентами развития Красноярска являются коммерческие проекты в области жилищной застройки и торговых кварталов, деловых офисных центров, не учитывающих суть жизни местных сообществ. В связи с этим в городе ощутим дефицит культурных институций (как традиционных - библиотек, детских школ искусств, выставочных залов, галерей, театрально-концертных площадок, так и новых -свободных творческих пространств).
Вместе с тем, в ходе опроса бакалавры признали, что город Красноярск ищет путь превращения из индустриального города в современный промышленный и культурный центр, развивающийся за счёт инноваций, мощного человеческого потенциала и перспективных социально-экономических реформ, благодаря развитой инфраструктуре. Помимо открытия новых культурных объектов: театров, музеев, парков, библиотек, инициаторы изменений прилагают усилия по наполнению городского пространства, в том числе и культурного, новыми практиками, поисками новых форм и стилей. Бакалавры активно предлагали интегрировать государственные и бизнес-структуры для преобразования городского пространства и комфортного проживания.
В результате проведённой работы бакалавры предложили собственный проект под названием «Сеть тематических кафе в г. Красноярске - инновационная модель развития городского культурно-досугового пространства». Проект включал в себя следующие элементы: исследование, анализ, прогнозирование, проектирование, план реализации проекта.
Разработку проекта предваряли теоретические и практические занятия, которые были нацелены на осуществление разных прогнозов социально-экономического развития города и демографического прогноза. Анализ кафе существующих, в районах, на территориях города, на базе которых могут быть организованы элементы сети включало в себя:
- описание будущего состояния сети тематических кафе в ситуации естественного развития (без проектного вмешательства);
- описание прогнозируемого (желаемого) состояния, включая структуру, структурные единицы сети и взаимодействие элементов сети друг с другом и социальной средой.
При проектировании и разработке программы бакалавры:
- подготовили информацию о проблемах, наличие которой будет способствовать созданию сети;
- информировали общественность о проекте;
- вносили изменения в проект и программу его реализации;
- определили окончательный вариант проекта и программы его реализации.
Основной потребитель культурно-досуговых программ сети тематических кафе - студенты и активная творческая молодежь.
1. Цели создания сети тематических кафе:
- обеспечение полноты предоставляемых сетевыми учреждениями куль-турно-досуговых услуг с учетом их территориальной доступности;
- повышение адекватности культурно-досуговых программ сетевых элементов потребностям посетителей;
- рационализация использования имеющихся ресурсов существующих
кафе.
2. Для достижения этих целей необходима реализация следующих задач:
- обеспечение комфортных условий для культурного общения и проведения досуга;
- обеспечение доступности услуг, предоставляемых сетью;
- реализация возможности выбора индивидуальной досуговой траектории в тематическом кафе. Предоставление посетителям оптимальных возможностей для получения качественных услуг;
- специализация (тематическая направленность) досуговых программ;
- обеспечение необходимой концентрации и целевого распределения ресурсов (сетевые учреждения должны исходить из требования максимально эффективного использования человеческих, информационных, материальных, финансовых ресурсов).
3. Требования к сети тематических кафе:
- базовая идея, т. е. то, что должно обеспечить качество не отдельными учреждениями, а сетью в целом;
Библиографический список
- внутрисетевое, внутрисистемное и межведомственное взаимодействие;
- специализация учреждений.
4. Принципы создания сети тематических кафе:
- полнота реализации потребностей личности;
- ориентация на удовлетворение культурно-досуговых запросов населения, проживающего в различных районах города;
- открытость сети;
- возможность выбора досуговых программ не просто из заданного стандартного «меню» конкретного кафе, но и сети в целом;
- учёт специальных и индивидуальных потребностей населения.
Сеть должна предполагать наличие максимально разнообразных по видам, профилю тематических кафе, что обеспечит потребителям не только максимальную возможность выбора индивидуальной досуговой траектории внутри кафе, но и широкую культурно-досуговую программу; привлечение нетрадиционных ресурсов [5].
5. Специфические условия, влияющие на выбор структуры сети тематических кафе, способов их взаимодействия друг с другом и с элементами социальной инфраструктуры: пространственное распределение учреждений культур-но-досуговой сферы.
Данное условие предполагает учет градостроительной и транспортной ситуации в районе: расположение учреждений досуга, наличие и интенсивность потоков общественного транспорта; социокультурная ситуация.
6. В плане реализации проекта отражались конкретные мероприятия, обеспечивающие ее этапы. Были проработаны конкретные требования к сети; по каждому району, микрорайону, территории города осуществлено проектирование элементов сети; продумано рационализация ресурсного обеспечения деятельности тематического кафе; продуман перечень форм культурно-досуговых программ; инициировано создание «попечительских» советов как субъектов общественного управления тематических кафе; продуманы механизмы определения конкретных субъектов окружающих сообществ, заинтересованных в результатах деятельности учреждений, и конкретизации их запроса на досуговые программы; подготовлена нормативная база создания сети (статус учреждения, взаимодействие кафе).
Особенность данного проекта заключается в том, что он может быть реализован на базе существующих учреждений, которые станут образцом новых форм организации досуга, не только как «визитных карточек», но и как знаков, определяющих культурную специфику района или микрорайона. Предлагаемый проект, как предположили сами бакалавры, может быть реализован в рамках городской программы «Город без культурных окраин», главная идея которой заключается в том, что для усиления привлекательности Красноярска необходимо минимизировать разницу между различными территориальными зонами.
В ходе работы над социальными проектами важным фактором, способствующим развитию проектировочных умений бакалавров, стала коллективная работа. Его значение определяется тем обстоятельством, что в повседневной жизни значительная часть социализационных достижений может быть освоена молодыми людьми только в условиях работы в команде.
Бакалавры в процессе разработки проекта получили представление об инновационных технологиях профессиональной деятельности специалиста, осознали необходимость творчества в культурно-досуговой деятельности и необходимость принятия ответственности за ее результаты, научились работать в команде. Происходило становление и развитие проектной культуры будущего специалиста культурно-досуговой деятельности, которая заключается в умении строить, предвидеть, прогнозировать, моделировать и реализовывать различные варианты решения социально-культурных проблем. Большое значение имело становление способности просчитывать последствия реализации тех или иных замыслов проектов и нести ответственность за результат. Происходил процесс выработки способности угадать, почувствовать в настоящем фрагмент будущего [6].
Таким образом, содержание технологии проектирования способствовали приобретению личностно-значимого опыта индивидуальной и совместной проектной деятельности при решении конкретных проблем.
Мы полагаем, что формирование у бакалавров проектировочных умений позволит активизировать самодеятельные инициативы в организации куль-турно-досуговой деятельности не только внутри вуза, но и в городской среде. Применение проектировочных умений у бакалавров позволяет увеличить количество участвующих в культурно-досуговой деятельности, поскольку данные умения предполагают навыки исследовательского, аналитического, проектного, организационного, управленческого характера. К тому же проектировочные умения служат механизмом активизации участия бакалавров в культурной практике города.
1. Бочкарева Т.Н. Влияние познавательной активности на формирование профессиональной компетентности студентов вузов: монография. Набережные Челны: НЧГПУ 2016.
2. Фуряева Т.В., Старосветская Н.А. Проектное обучение в профессиональной подготовке социальных педагогов: учебно-методическое пособие. Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2004.
3. Луков В.А., Миневич Я.В. Социализация студентов и социальное проектирование: применение технологии социального проектирования для развития социальных умений будущих специалистов. Москва: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2006. Available at: https://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/monographs/ LukovSMinevich/
4. Запесоцкая Н.А. Проектная культура специалиста социально-культурной сферы. Вестник Московского института культуры. 2006; 3: 124 - 128.
5. Дондурей Д.Б. Социальное проектирование в сфере культуры. Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. Москва, 1986: 30 - 51.
6. Рукша ГЛ., Тислянкова В.И. Кафе в современной индустрии досуга: учебное пособие. Красноярск: КГУ 2006.
References
1. Bochkareva T.N. Vliyanie poznavatel'noj aktivnostina formirovanieprofessional'nojkompetentnosti studentov vuzov: monografiya. Naberezhnye Chelny: NChGPU, 2016.
2. Furyaeva T.V., Starosvetskaya N.A. Proektnoe obuchenie v professional'noj podgotovke social'nyh pedagogov: uchebno-metodicheskoe posobie. Krasnoyarsk: RIO GOU VPO KGPU im. V.P. Astaf'eva, 2004.
3. Lukov V.A., Minevich Ya.V. Socializaciya studentov i social'noe proektirovanie: primenenie tehnologii social'nogo proektirovaniya dlya razvitiya social'nyh umenij buduschih specialistov. Moskva: Izd-vo Moskovskogo gumanitarnogo universiteta, 2006. Available at: https://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/monographs/LukovSMinevich/
4. Zapesockaya N.A. Proektnaya kul'tura specialista social'no-kul'turnoj sfery. Vestnik Moskovskogo instituts kul'tury. 2006; 3: 124 - 128.
5. Dondurej D.B. Social'noe proektirovanie v sfere kul'tury. Social'noe proektirovanie v sfere kul'tury: metodologicheskie problemy. Moskva, 1986: 30 - 51.
6. Ruksha G.L., Tislyankova V.I. Kafe v sovremennojindustriidosuga: uchebnoe posobie. Krasnoyarsk: KGU, 2006.
Статья поступила в редакцию 30.07.19
УДК 378.634:796
Tyukin V.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), Barnaul Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
Klochkov R.V., teacher, Barnaul Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Knis D.A., Head of Unit of Special Disciplines, Barnaul Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
QUESTIONS OF THE IMPROVEMENT OF INTEGRATED PRACTICE-ORIENTED PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL TRAINING OF AREA OFFICIAL POLICIES IN CONDITIONS OF EDUCATIONAL ORGANIZATION OF THE SYSTEM OF THE MIA OF RUSSIA. The article reveals the contents of an integrated practice-oriented system approach in the process of training, retraining and advanced training of officers of the district police authorized, where various educational disciplines are involved. A practice-oriented model of step-by-step training has been developed, which allows to increase the adaptation of district police officers to the conditions of operational activities. Taking into account the requirements of normative legal acts, an analysis is conducted of the results of checks on the level of development of professionally important physical qualities and skills of using combat techniques associated with restricting the freedom of movement of an assistant, during which a number of problems of theoretical and applied nature were identified and possible ways of resolving them were proposed. proposed educational process organization model.
Key words: typical situations of operational activities, integrated practice-oriented training, vocational and applied physical training, cadets, students of educational organizations, district police authorized.
В.Г. Тюкин, канд. пед. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
Р.В. Клочков, преп., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
Д.А. Книс, нач. кабинета спец. дисциплин, Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ
В статье раскрывается содержание интегрированного практико-ориентированного системного подхода в процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников службы участковых уполномоченных полиции, где задействованы различные учебные дисциплины. Разработана практико-ориентированная модель поэтапного обучения, позволяющая повысить адаптацию участковых уполномоченных полиции к условиям оперативно-служебной деятельности. С учётом требований нормативно-правовых актов проведён анализ результатов проверок уровня развития профессионально-направленных физических качеств и навыков применения приемов борьбы единоборств, связанных с ограничением свободы передвижения ассистента, в ходе которого выявлен ряд проблем теоретического и прикладного характера и предложены возможные способы их разрешения на основе предложенной модели организации образовательного процесса.
Ключевые слова: типовые ситуации оперативно-служебной деятельности, интегрированная практико-ориентированная подготовка, профессионально-прикладная физическая подготовка, курсанты, слушатели образовательных организаций, участковые уполномоченные полиции.
Развитие и совершенствование современной педагогики в области профессиональной подготовки и обучения сотрудников органов внутренних дел различных подразделений, в большинстве своём предполагает решение ряда задач, междисциплинарного характера, разрешение которых в рамках только лишь одной учебной дисциплины может привести к фрагментарности полученных в процессе обучения знаний. Эффективное формирование и развитие профессионально-значимых и общекультурных компетенций сотрудников полиции, возможно, обеспечить, используя интегрированный практико-ориентированный подход, предполагающий не только тесную взаимосвязь и взаимообусловленность междисциплинарных знаний, но и профессионально-значимых умений и навыков приближенных к реальной оперативно-служебной деятельности сотрудников территориальных органов внутренних дел [1, с. 263].
Именно по этой причине, перед образовательными организациями системы МВД России, в настоящее время, стоит важнейшая задача по формированию современной модели образования, которая правильно организует образовательное пространство и обеспечит эффективную профессиональную подготовку сотрудников различных подразделений органов внутренних дел. Считаем, что профессионально-прикладная физическая подготовка, в контексте этой модели
должна выступать, как одна из базовых учебных дисциплин. Это обусловлено, тем, что данная учебная дисциплина в образовательных организациях системы МВД России, является единственной, освоение которой курсантами и слушателями проходит в течении всего периода обучения в образовательной организации. Кроме того, физическая подготовка, является одной из составляющих профессиональной подготовки любого сотрудника полиции на протяжении всего периода службы, с момента поступления на службу и до момента увольнения.
В настоящее время в образовательных организациях МВД России на учебно-тренировочных практических занятиях по учебной дисциплине профессионально-прикладная физическая подготовка, развиваются и совершенствуются профессионально-ориентированные физические качества, технические и тактические действия, формируются различные двигательные навыки, которые необходимы сотруднику правоохранительных органов в специфической служебной деятельности.
С учётом вышеуказанного, в ходе анализа проверок уровня развития профессионально-значимых физических качеств и навыков применения приемов единоборств [2], связанных с ограничением свободы передвижения ассистента, у сотрудников полиции окончивших высшие образовательные организации си-