Научная статья на тему 'Культурная политика: концепция и современная практика'

Культурная политика: концепция и современная практика Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
89
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Балакшин А. С.

В статье рассматриваются новые подходы к государственной культурной политике в переходный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL POLITICS: CONCEPTION AND MODERN PRACTICES

The article deeds with the problem of new methods of approach to the cultural politics in the transition period

Текст научной работы на тему «Культурная политика: концепция и современная практика»

УДК 008

А. С. Балакшин, к. ф. н., доцент, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА:

КОНЦЕПЦИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА

В статье рассматриваются новые подходы к государственной культурной политике

в переходный период.

Российское государство переживает ныне сложный период своего исторического развития. Решительно порывая с наследием прошлой централизованной системы, обществу предстоит определить пути демократизации всех сфер обществе! той жизни, поэтому чрезвычайно важно понимание того, что изменения в культурной сфере можно обеспечить лишь используя все имеющиеся резервы, найдя дополнительные источники развития. Среди них — механизмы управления, которые бы учитывали сложность решаемых задач, Требуются также новые подходы, принципиально более эффективные, но которые бы уже опирались на накопленный опыт и использовали его в практической деятельности.

Исторический опыт функционирования культуры показывает, что управление этой сферой пережило несколько периодов, каждый из которых отражал подходы и ситуацию своего времени. Анализируя результаты этого развития, отметим, что в государственной системе шла дифференциация структур управления, их расширение, а в системе общественного саморегулирования культурой происходил обратный процесс - переход от многообразия и многослойности структур к их унификации.

Отсутствие концепции государственной культурной политики в период, когда разрушались плановые структуры и механизмы управления, привело культуру к анархическому самовыживанию, к неуправляемости g бесконтрольности при полной правовой необеспеченности. 4

Внедрение рыночных отношений разорвало цепь ведомственной подчинешюсги учреждений культуры. В результате нормативы, госзаказ, контрольные цифры, лимиты потеряли свой первоначальный смысл. Новый механизм хозяйствования или его элементы остались лишь в тех звеньях, где I -осударешенные средства были основным финансовым источником. Как показывает практика, идеи, заключенные в механизме хозяйствования, не реализуются, а порой даже дискредитируются.

Эго означает, что в переходный период нужна такая культурная политика, которая способна не только запустить собственные специальные механизмы регулирования управления культурными процессами, но и сделать государственную систему конкурентноспособной по отношению к рынку. В условиях рыночных отношений "вертикальная" система управленческой деятельности переходит в «горизонтальную». Её функции становятся координирующими, отрицающими команднобюрократический подход.

Уходя от авторитарной модели управления, мы должны рассматривать существующую ныне "демократическую" как переходную ступень на пути к более зрелой системе регулирования, развития и саморазвития культуры, осуществляемой по законам социального управления. Эффективность новой модели будет во многом зависеть от преемственности, эволюционное™ социокультурного развития. И здесь необходим всесторонний учет специфики российского пути обновления общества, что позволит

выйти на качественно новый уровень культурной политики, в центре которой будет решение проблемы учета национальных особенностей человека. А общесоциальный характер культурной политики - это вовсе не руководство нижестоящими уровнями, а лишь стимулирование многообразия в культуре как первейшего условия её выживания и развития.

Новая культурная политика заключается в отказе от мифологем национальнокультурного и социального равенства, от революционного нигилизма, нанесшего существенный урон нашей национальной культуре. Возрождение истории, традиции, социальной памяти народной культуры предопределяет целый комплекс проблем регулирования сферы культурно-исторического наследия: правовых, экономических, социальных и других. Новая культурная политика сегодня определяет свои приоритеты, в числе которых следующие:

- умелое сочетание централизации и децентрализации в управлении сферой культуры, создание условий для свободной деятельности различных субъектов культурной политики;

- возвращение в культурную жизнь государства культурного наследия для восстановления духовности и нравственности общества;

- создание при помощи государственных структур необходимых условий для сво-

бодного выбора культурных ценностей и видов творчества в социо-культурном развитии человека. ..

Таким образом, поиск новой роли культурной политики государства в современной России напрямую связан с политическими и социально-экономическими переменами в стране. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что оптимальная модель управленческой структуры выстаивается на следующих основаниях: создание организационно-управленческих структур с минимальной системой управления сверху. Эго требует существенного усиления «нижних» звеньев управления, непосредственно взаимодействующих с населением, предоставление большей самостоятельности органам культуры на региональном и муниципальном уровнях. Для них необходима свобода выбора методов и форм работы, обеспечивающих наиболее эффективные пути взаимодействия с различными организациям^ учреждениями, конфессиями, коммерческими структурами в решении проблем культуры.

Отметим и то, что на федеральном уровне динамика социокультурных процессов будут происходить медленно, ибо структура духовного производства не может быть резко изменена, возможно, только эволюционное развитие. На муниципальном же уровне жизнедеятельности, который отличается большой динамичностью, это будет происходил» значительно быстрее.

Управленческая деятельность муниципалитета должна быть направлена на поддержание многообразия культуры на основе изучения интересов и потребностей людей, в следствие чего культура как многоплановое явление будет востребована в полной мере. А это в свою очередь позволит избежать кризисных моментов в ее развитии.

Именно муниципальный уровень является основным компонентом в организации социокультурной деятельности, где органично, естественно возникают фермы работы как институциональных, так и неинституциональных образований. Именно здесь должно происходить объединение усилий и возможностей всех заинтересованных организаций, учреждений, независимо от ведомственного подчинения, как управленческих, так и исполнительных.

Культура погибнуть не может, ибо культура - самодвижущийся, самодетер минируемый феномен. Этот основополагающий фактор и должна учитывать новая культурная политика.

CULTURAL POLITICS: CONCEPTION AND MODERN PRACTICES

A.S. Balakshin

The article deals with the problem of new methods of approach to the cultural politics in the transition period

УДК 008.33

А. С. Балакшин, к. ф. н., доцент, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА И РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В статье рассматривается влияние рыночных отношении на формирование новой государственной культурной политики.

Переход общества к новой экономической модели, наиболее адекватной требованиям повышения производственной активности людей, осуществляется на основе рыночных отношений. Однако комплекс концептуальных вопросов и конкретных решений, связанных с рынком, оказался гораздо бсшее сложным, чем представлялось в период абстрактных рассуждений о нём. Отсутствие концепции государственной культурной политики в тот период, когда разрушались плановые структуры и механизмы управления, привело к анархическому самовыживанию, к неуправляемости и бесконтрольности при полной правовой необеспеченности.

Изначальные задачи, поставленные в условиях нового хозяйствования, - активизировать творческую деятельность, увеличить охват населения услугами учреждений культуры, улучшить их качество и расширить перечень платных услуг - не были достигнуты. Необходимо отметать и то, что не только нерациональное инвестирование, но и отношение к культуре как второстепенной сфере в целом не позволило создать развитую и надежную инфраструктуру культуры. А отсюда и сохранение таких проблем, как непонимание разных возможностей удовлетворения культурных запросов людей, недостаточное внимание к деятельности общественных служб, традиционная слабость социокультурных инициатив, меценатства и т.д В таких условиях участие государства и его институтов в осуществлении культурной политики является просто необходимым.

Это означает, что в переходный период нужна такая культурная политика, которая способна не только запустить собственные специальные механизмы регулирования культурных процессов, но и сделать государственную систему конкурентноспособной по отношению к рынку.

Сегодня на смену административному мышлению приходит рыночное сознание. Заметим, что в данном случае мы говорим не о рыночной экономике как бесспорном факте в экономической истории, а хотим выделить особый способ мышления, выражающий эти отношения.

На наш взгляд, рыночное сознание и рыночная тактика имеют ряд несомненных достоинств. Человек в рыночных условиях должен обладать особой самостоятельно' стью, не требовать чьей-то помощи и использовать один из самых мощных стимулов -материальный. Рыночное сознание динамично, поскольку всегда учитывает конъюнк-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.