Научная статья на тему 'Культурная политика и рыночные отношения: специфика взаимодействия'

Культурная политика и рыночные отношения: специфика взаимодействия Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
182
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Балакшин А. С.

В статье рассматривается влияние рыночных отношении на формирование новой государственной культурной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL POLICY AND MARKET RELATIONS: INTERU ΟΠΟΝ AL PECULA VITIES

The article touches upon the influence of market relations upon the formation of the new state cultural politics.

Текст научной работы на тему «Культурная политика и рыночные отношения: специфика взаимодействия»

CULTURAL POLITICS: CONCEPTION AND MODERN PRACTICES

A.S. Balakshin

The article deals with the problem of new methods of approach to the cultural politics in the transition period

УДК 008.33

А. С. Балакшин, к. ф. н., доцент, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА И РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В статье рассматривается влияние рыночных отношении на формирование новой государственной культурной политики.

Переход общества к новой экономической модели, наиболее адекватной требованиям повышения производственной активности людей, осуществляется на основе рыночных отношений. Однако комплекс концептуальных вопросов и конкретных решений, связанных с рынком, оказался гораздо бсшее сложным, чем представлялось в период абстрактных рассуждений о нём. Отсутствие концепции государственной культурной политики в тот период, когда разрушались плановые структуры и механизмы управления, привело к анархическому самовыживанию, к неуправляемости и бесконтрольности при полной правовой необеспеченности.

Изначальные задачи, поставленные в условиях нового хозяйствования, - активизировать творческую деятельность, увеличить охват населения услугами учреждений культуры, улучшить их качество и расширить перечень платных услуг - не были достигнуты. Необходимо отметить и то, что не только нерациональное инвестирование, но и отношение к культуре как второстепенной сфере в целом не позволило создать развитую и надежную инфраструктуру культуры. А отсюда и сохранение таких проблем, как непонимание разных возможностей удовлетворения культурных запросов людей, недостаточное внимание к деятельности общественных служб, традиционная слабость социокультурных инициатив, меценатства и т.д. В таких условиях участие государства и его институтов в осуществлении культурной политики является просто необходимым.

Это означает, что в переходный период нужна такая культурная политика, которая способна не только запустить собственные специальные механизмы регулирования культурных процессов, но и сделать государственную систему конкурентноспособной по отношению к рынку.

Сегодня на смену административному мышлению приходит рыночное сознание. Заметим, что в данном случае мы говорим не о рыночной экономике как бесспорном факте в экономической истории, а хотим выделить особый способ мышления, выражающий эти отношения.

На наш взгляд, рыночное сознание и рыночная тактика имеют ряд несомненных достоинств. Человек в рыночных условиях должен обладать особой самостоятельностью, не требовать чьей-то помощи и использовать один из самых мощных стимулов -материальный. Рыночное сознание динамично, поскольку всегда учитывает конъюнк-

туру, личные интересы, финансовые возможности. В культуре же мотивы творцов и потребителей гораздо разнообразнее упомянутых интересов, здесь преобладающую роль играют творческие факторы. Художник поставлен в такие условия, когда его по-настоящему свободный труд обществом не востребован, и он вынужден, чтобы выжить, подчинить себя рыночной конъюнктуре. Свобода творчества, ничего не порождает, если совсем исчезает регулирование социальных и экономических условий творческой деятельности. Нормативно-правовой вакуум порождает духовный.

Рыночная тактика всегда близорука, она игнорирует фактор будущего времени, занимаясь текущей эксплугационной деятельностью учреждений культуры, у неё нет достаточных сил и средств для крупных долгосрочных инвестиций в материальную базу и художественное образование. В этих условиях она не может, с нашей точки зрения, обойтись без помощи государства. В то же время при текущем регулировании культурной деятельности она всеми силами стремиться избавиться от этой опеки. Рыночная тактика инфляционна. Естественное желание покрыть растущие издержки ростом цен на билеты порождает снижение реальных доходов потребителей и, в конечном счёте, - увеличение тех же самых издержек и т.д. По данным, например, Госкомстата России цены на билеты в октябре 1994 года по сравнению с декабрём 1991 года возросли в концертных залах в 22,049 раза, в музеях и на выставках - в 4953 раза, в кинотеатрах - в 1918 раз, в театрах - в 1318 раз (См. сб.: О работе Министерства культуры Российской Федерации в 1994 году и основные направления деятельности на 1995 г. - М., 1995), Дальнейшее увеличение цен на услуги культуры, даже с учетом инфляции, может стать серьёзным препятствием для приобщения к культуре широких слоев населения, особенно социально незащищенной его части.

В новых условиях на оперативный простор рыночных отношений вырывается стихия массовой культуры. Но если проанализировать мировой опыт, это неизбежный атрибут экономической модернизации в период общественных перемен. Андре Моруа писал ещё в начале 70-х годов: «Массовая культура, разумеется, несет в себе немало мусора, но она распространяет при этом также и прекрасное...» (Моруа А. Шестьдесят лет моей литературной жизни. Сб. статей. - М: Прогресс. 1977. - С. 80). Современные потребности людей остались прежними. Чтобы привлечь зрителей, удержать аудиторию, дав ей должную «порцию» поэзии и величия, без которого люди чувствуют себя несчастными, "массовые средства информации не могут долго обходиться без творческой выдумки. Пошлыми зрелищами можно привлечь на какое-то время, но не навсегда и не всех". (Там же). ■

При разумном управляющем воздействии массовая коммерческая культура несёт в себе и положительные моменты. Она может помочь нормализовать настроение людей за счёт усиления компенсаторно-развлекательного начала, да и прибыль государству принести немалую. Но это произойдет в том случае, если будет отработана необходимая нормативно-правовая база управления в сфере культуры, как коммерческой, так и некоммерческой, в частности. А для этого нужен работающий "Закон о культу-. ............... -

Необходимо найти и разумное сочетание сфер коммерческой и некоммерческой культуры, которое возможно лишь в результате разработки и внедрения в практику нового экономического механизма культурно-коммерческой деятельности. Так, бесприбыльные секторы можно развивать за счёт коммерческих, иначе говоря, необходима стратегия использования возможностей коммерческого и некоммерческого секторов культуры, которые должны быть сбалансированы не в ущерб культурному достоянию, а, напротив, в целях приумножения существующего фонда культурных ценностей.

Сохранение всех уровней и институтов культуры в условиях рынка, ограничение стихийного и губительного воздействия рыночных отношений на культуру должно

занять особое место во всей проблематике переходного периода. При всей значимости вещественных богатств и технологической зрелости для развития страны, только при сохранении и умножении интеллектуального и духовного потенциала нации этот уровень будет устойчивым.

CULTURAL POLICY AND MARKET RELATIONS: INTERUCTIONAL PECULAVITIES A. S. Balakshin

The article touches upon the influence of market relations upon the formation of the new state cultural politics.

УДК 008.33

А.С. Балакшин, к. ф. н., доцент, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

О НЕКОТОРЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМАХ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

В статье рассматриваются организационно-экономические механизмы культурной

политики в условиях рынка

Переход к рыночной экономике, формирование демократических структур управления, элементов гражданского общества и многое другое создают предпосылки и побудительные стимулы преобразований в системе управления. Специфика куль гуры, однако, не позволяет механически переносить в эту сферу организационные и экономические модели, работающие в материальном производстве. Модель рыночного хозяйствования недостаточна дня реализации общественных запросов и ожиданий по отношению к культурной деятельности. Здесь нужен поиск организационно-управленческих форм, сочетающих элементы рыночного и внерыночного регулирования. Для нормального воспроизводства, сохранения и развития культуры нужны новые способы, механизмы организации и поддержки культурной деятельности. Нужны иные, отличные от прежних, модели, отвечающие условиям формирования реальной множественности независимых субъектов культурной деятельности и культурной политики.

В модели рыночной экономики, принятой правительством в 90-е годы, основное внимание уделяется макроэкономической стабилизации и разрушению старых форм управления экономическими процессами. Социальная ориентация реформ при таком подходе имеет второстепенное значение.

Форсированная либерализация экономической жизни общества при неотлаженно-сти рыночных механизмов и неопределенной роли государства в регулировании экономических и социальных процессов провоцирует разрешение производственного потенциала. Быстро наращивается лишь торговый капитал, сфера же производства находится в крайне угнетенном состоянии. При таком развитии событий реальной перспективой становится деиндустриализация страны и превращение сё в сырьевой придаток высокоразвитых государств. В культуре, скорее всего, получит распространение лишь ее массовая ветвь американизированного образа, в наших условиях весь-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.