Научная статья на тему 'Социальные институты культуры в системе гражданского общества'

Социальные институты культуры в системе гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
460
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Балакшин А. С.

В статье раскрываются социальные институты культуры в развитии современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL CULTURAL INSTITUTIONS

Social cultural institutions function in the development of modern society is described in this article.

Текст научной работы на тему «Социальные институты культуры в системе гражданского общества»

Философии, образование и педагогика

УДК 316.334

А. С. Балакшин, д. ф. н., доцент. ВГАВТ 603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова д. 5а.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

В статье раскрываются социальные институты культуры в развитии современного общества.

Одной из важных проблем сегодня является проблема формирования гражданского общества в нашей стране. Без развития данного института невозможно становление полноценного демократического режима и создание условий для реализации народовластия. Именно гражданскому обществу отводится главная роль в защите интересов граждан и организации равноправного диалога с властью. Следует отметить, что сложный и противоречивый характер формирования гражданского общества в России ставит перед исследователями множество вопросов и диктует необходимость более глубокого их изученш. Наиболее важным аспектом формирования основ гражданского общества является осмысление роли социальных институтов культуры. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Изучая историю культуры, невозможно не обратить внимание на то обстоятельство, что, удовлетворяя свои актуальные потребности, человечество создавало для этого некие социальные институты. А потому невозможно понять закономерности их возникновения и функционирования, не зная исторических процессов, в ходе и под влиянием которых они были созданы.

Именно в результате инсгитуционализации социальный мир обретает вид всеобъемлющей реальности. В таком виде - в виде "объективного мира" - социальные институты (государство, религиозные, научные и образовательные структуры, семья, средства массовой информации, искусство) могут решать важнейшую культурную задачу -создавать и транслировать культурные ценности новым поколениям, обеспечивая тем самым непрерывность социального развития и устойчивость данного человеческого сообщества. В процессе социализации человека эти институты предстают перед ним как неоспоримые факты, независимо от того, понимает ли он их цели и способы действия. Они имеют над ним власть и сами по себе, уже в силу своего существования, и благодаря специальным механизмам контроля, которыми они обычно'располагают.

Культурное развитие общества имеет в качестве своих источников не только «встречное движение» человека к достижениям культуры, но и качественное улучшение различных социокультурных институтов, созидающих и распространяющих идеи, взгляды и концепции. Общество призвано уделять серьезное внимание деятельности государственных и общественных организаций культуры, культуротворческсй деятельности ученых, художников, педагогов - духовных лидеров широких социальных слоев, укрепляющих и развивающих мировоззренческие основы общественного бытия.

Термин "культурный институт" обычно употребляется в двух смыслах; непосредственном и расширительном. Культурный институт в непосредственном смысле - это некая конкретная организация (структура, учреждение), которая выполняет функцию создания, хранения или трансляции культурно-значимой продукции. Таковы, например, библиотеки, музеи, учебные заведения, религиозные общины какого-то храма, научно-исследовательские институты, политические партии, философские кружки и т. п. Культурный институт в расширительном смысле (иногда говорят "институция") -это стихийно сложившийся и функционирующий порядок (норма) осуществления какой-либо культурной функции, как правило, никем не регулируемой специально.

Вестник ВГ4ВТ

Таковы традиции, нравы, обычаи, ритуаяы, художественные стили и философские течения, школы и направления в науке и т. п. Следует помнить, что под понятие "культурный институт" подпадают не только стационарные коллективы людей, исполняющие что-либо, но и цели процедуры исполнения этого (например, институт инициации, институт похорон, институт богослужения и т. п.).

Создание какой-либо классификации и типологии культурных институтов - довольно сложная задача, поскольку институты реализуют культурные функции в условиях, при которых, во-первых, количество самих культурных функцнй практически неисчислимо. Их невозможно подсчитать, но можно как-то дифференцировать на порождающие какие-либо новации, регулирующие порядок исполнения действующих норм, культуросохраняющие какие-либо паритеты исторического социального опыта и транслирующие этот социальный опыт. Во-вторых, некоторые функции обеспечиваются по частям разными институтами. В-третьих, некоторые культурные институты выполняют сразу множество различных культурных функций.

В период стабилизации экономической ситуации, с нашей точки зрения, государство должно осуществлять политику поддержки культурного потенциала, используя три типа организационно-экономических механизмов.

Во-первых, сохраняются и поддерживаются государственные учреждения культуры в наиболее значимых для воспроизводства культуры подсистемах институционализированной сферы культуры. Государственный некоммерческий сектор должен включать те виды культурной деятельности, которые, с одной стороны, подлежат безусловной защите, а с другой - не способны воспроизводиться на коммерческой основе. В свою очередь, то, что будет переведено в коммерческий сектор экономики, должно быть в большинстве случаев и приватизировано.

Во-вторых, центр, совместно с местными органами государственной власти, берет на себя организационную инициативу по формированию целевых программ, которые представляют собой планы и проекты действий в выбранных наиболее значимых подсистемах сферы культуры. Помимо достижения конкретных содержательных целей, задача программ состоит в привлечении проблем к решению культуры организаций разных видов собственности, новых людей, актуализации новых инициативных субъектов в культурной деятельности и политике. Для расширения источников финансирования целевых программ и повышение эффективности использования соответствующих средств целесообразно создание специализированных фондов по различным направлениям культурной политики. Это должны быть самостоятельные организации открытого типа, готовые принимать средства от любых вкладчиков и расширять круг своих учредителей и своих учреждений.

В-третьих, важное место на этом уровне должна занимать поддержка негосударственных некоммерческих культурно-досуговых организаций, поощрение различных форм меценатства, предоставление налоговых и иных льгот, а также моральная и правовая поддержка.

Одним из острых вопросов является вопрос использования нарождающегося сотрудничества между государственным и частным секторами в качестве средства поддержания ряда культурных учреждений. Существует мнение, что такая поддержка -это нечестная конкуренция на рынке. Однако государство не может отказываться от такого сотрудничества.

Недостатки государства и рынка в удовлетворении культурного спроса во многом способен нивелировать так называемый третий, или некоммерческий, сектор. Для нашей страны это сравнительно новое явление, хотя и имеющее для своего формирования в России достаточно глубокие исторические предпосылки. Если смысл коммерческой организации - получить прибыль, то некоммерческая организация является лишь средством дня реализации определенной миссии, например, сохранения культурного наследия. Такие организации функционируют по своим собственным правилам.

Философия, образование и педагогика

Некоммерческий сектор в силу ряда специфических черт механизма хозяйствования соединяет рыночные и нерыночные черты - ориентированность не на максимизацию прибыли, а на дифференцированный спрос, целевая ориентация на конкретные группы потребителей, множественность финансовых источников, адресность при предоставлении услуг, гибкость управления и др.

Созданные для достижения благотворительных, научных, образовательных целей, удовлетворения духовных потребностей граждан культурные фонды, ассоциации, благотворительные организации, некоммерческие учреждения во всем мире являются важнейшими субъектами культурной деятельности. Эффективность их работы в России зависит от решения важнейшей задачи - создания необходимого правового поля, в котором они могут функционировать и получать необходимое финансирование.

Опыт показывает, что по отношению к социальной сфере в целом развитие социального партнерства оказывает значительное влияние на трансформацию прежней системы, выработку новых принципов и конкретных мер деятельности государства. Специалисты считают, что концепция социального партнерства является способом повысить роль государства, не прибегая к чрезмерному увеличению административного аппарата, когда при реализации социальных программ оно берет на себя функции управления, а партнерам предоставляет значительную степень свободы действия. Такого рода модель обеспечения социальными услугами позволяет легче адаптироваться к конкретным условиям, избежать ограничений централизованного управления, снизить издержки.

Чем масштабнее развивается культура, проявляя свою значительную роль в развитии общества, и чем более дифференцированными становятся ее различные сферы, тем эффективнее действует социальная система. Наступившее столетие выдвинуло на авансцену истории Культуру. Социальное бытие современного общества требует серьезного и глубокого научного анализа стратегических тенденций социокультурного движения и его будущего.

SOCIAL CULTURAL INSTITUTIONS A. S. Balakshin

Social cultural institutions function in the development oj modern society is described in this article.

УДК 1 + 87.6

И. Н. Борисов, к. ф. н., доцент.

Д. Б. Иванова, студент, ВГАВТ.

603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова. 5а.

ВЛАСТЬ И БИЗНЕС В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

В статье рассматриваются отношения между бизнесом и властью в современной России, функционирование крупного капитала и его влияние на развитие государства Показаны возможные модели взаимодействия государства и бизнеса в райках гражданского общества.

Общим местом в мыслях о политической жизни в России стало утверждение о том, что в России нет гражданского общества в том смысле, как его привыкли видеть

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.