Научная статья на тему 'О некоторых организационно-экономических механизмах культурной политики в условиях рынка'

О некоторых организационно-экономических механизмах культурной политики в условиях рынка Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Балакшин А. С.

В статье рассматриваются организационно-экономтеские механизмы культурной политики в условиях рынка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC REGULATING MECHANISMS OF CULTURAL POLICY UNDER MARKET CONDITIONS

The article considers economic mechanism cultural politics in the market condition

Текст научной работы на тему «О некоторых организационно-экономических механизмах культурной политики в условиях рынка»

занять особое место во всей проблематике переходного периода. При всей значимости вещественных богатств и технологической зрелости для развития страны, только при сохранении и умножении интеллектуального и духовного потенциала нации этот уровень будет устойчивым.

CULTURAL POLICY AND MARKET RELATIONS: INTERUCTIONAL PECULAVITIES A.S. Balakshin

The article touches upon the influence of market relations upon the formation of the new state cultural politics.

УДК 008.33

А.С. Балакшин, к. ф. н., доцент, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

О НЕКОТОРЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМАХ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

В статье рассматриваются организационно-экономические механизмы культурной

политики в условиях рынка

Переход к рыночной экономике, формирование демократических структур управления, элементов гражданского общества и многое другое создают предпосылки и побудительные стимулы преобразований в системе управления. Специфика куль гуры, однако, не позволяет механически переносить в эту сферу оргашзационные и экономические модели, работающие в материальном производстве. Модель рыночного хозяйствования недостаточна для реализации общественных запросов и ожиданий по отношению к культурной деятельности. Здесь нужен поиск организационно-управленческих форм, сочетающих элементы рыночного и внерыночного регулирования. Для нормального воспроизводства, сохранения и развития культуры нужны новые способы, механизмы организации и поддержки культурной деятельности. Нужны иные, отличные от прежних, модели, отвечающие условиям формирования реальной множественности независимых субъектов культурной деятельности и культурной политики.

В модели рыночной экономики, принятой правительством в 90-е годы, основное внимание уделяется макроэкономической стабилизации и разрушению старых форм управления экономическими процессами. Социальная ориентация реформ при таком подходе имеет второстепенное значение.

Форсированная либерализация экономической жизни общества при неотлаженно-сти рыночных механизмов и неопределенной роли государства в регулировании экономических и социальных процессов провоцирует разрешение производственного потенциала. Быстро наращивается лишь торговый капитал, сфера же производства находится в крайне угнетенном состоянии. При таком развитии событий реальной перспективой становится деиндустриализация страны и превращение сё в сырьевой придаток высокоразвитых государств. В культуре, скорее всего, получит распространение лишь ее массовая ветвь американизированного образа, в наших условиях весь-

ма примитивного уровня.

В период стабилизации экономической ситуации, с пашей точки зрения, государство должно осуществлять политику поддержки культурного потенциала, используя три типа организационно-экономических механизмов. Во-первых, сохраняются и поддерживаются государственные учреждения культуры в наиболее значимых для воспроизводства культуры подсистемах институционализированной сферы культуры. Государственный некоммерческий сектор должен включать те виды культурной деятельности, которые, с одной стороны, подлежат безусловной защите, а, с другой, не способны воспроизводиться на коммерческой основе. В свою очередь, то, что будет переведено в коммерческий сектор экономики, должно быть в большинстве случаев и приватизировано.

Во-вторых, центр, совместно с местными органами государственной власти, берут на себя организационную инициативу по формированию целевых программ, которые представляют собой планы и проекты действий в наиболее значимых подсистемах культуры. Помимо достижения конкретных содержательных целей, задача программ состоит в привлечении к решению проблем культуры организаций разных видов собственности, новых людей, актуализации новых инициативных субъектов в культурной деятельности и политике. Для расширения источников финансирования целевых программ и повышения эффективности использования соответствующих средств целесообразно создание специализированных фонде® по различным направлениям культурной политики. Эго должны быть самостоятельные организации открытого типа, готовые принимать средства от любых вкладчиков и расширять круг своих учредителей и своих учреждений.

В-третьих, важное место на этом уровне должна занимать поддержка негосударственных некоммерческих культурно-досуговых организаций, поощрение различных форм меценатства, предоставление налоговых и иных льгот, а также моральная и правовая поддержка. - '•

Особого внимания требуют проблемы законодательного оформления новых отношений, формирующихся сейчас в системе культуры В первую очередь, речь идет о законодательном установлении статуса и регламента работы различных учреждений, что позволяет защитить интересы граждан страны, и поставить заслон халтуре, обману, непрофессионализму. Законодательного определения требует и тот круг и уровень услуг, которые население может и должно получать бесплатно. Необходимо безотлагательно выработать государственную культурную политику в отношении нерыночного сектора экономики. До сих пор в целостном виде такая политика нигде не заявлена.

Итак, рыночные отношения предъявляют жёсткие требования к эффективному использованию всех материальных и финансовых ресурсов. Затраты эти должны соизмеряться с приносимыми результатами. Эго означает, что использование средств, выделяемых на культуру, требует четкой постановки задач и выполнения решений, а также определения ожидаемых и достигнутых результатов финансируемой деятельности. Все эти особенности необходимо учитывать при осуществлении культурной политики 1И основе регулирования социокультурной жизни и умелого сочетания государственных и многих других интересов. Искусство управления, особенно в условиях кризиса переходного периода, во многом определяется соотношением приоритетов и целей культурного развития.

ECONOMIC REGULATING MECHANISMS OF CULTURAL POLICY UNDER MARKET CONDITIONS

A.S. Balakshin

The article considers economic mechanism cultural politics in the market condition

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.