Научная статья на тему 'Культурная политика и современная социокультурная ситуация'

Культурная политика и современная социокультурная ситуация Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
103
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Балакшин А. С.

В статье рассматривается взаимосвязь современной социокультурной ситуации с культурной политикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL POLITICS AND MODERN SOCIAL AND CULTURAL SITUATION

The article is devoted to the correlation between the modern social and cultural situation and the cultural politics.

Текст научной работы на тему «Культурная политика и современная социокультурная ситуация»

УДК 008

А. С. Балакшин, к. ф. доцент, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА И СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ

В статье рассматривается взаимосвязь современной социокультурной ситуации с

культурной политикой.

Одной из характерных черт настоящего этапа общественного развития становится быстрая смена состояний социальных систем. Это требует поиска новых условий и параметров для их изучения. В последнее время именно ситуация, а не период, фаза, эпоха, становится объектом пристального внимания со стороны ученых, так как она полнее отвечает потребностям современного общества. Отсюда неслучаен интерес к анализу социокультурной ситуации.

Ситуация в общем ее понимании есть положение, обстановка, совокупность обстоятельств. Применительно к обществу, она отражает также совокупность объективных условий, в которых приходится действовать субъекту вполне определенным образом. Ситуация воспринимается как естественная граница между эпизодами, подчеркивает неразрывность и постоянное течение процесса жизни социума во всех сферах, какие бы мы ни избрали для исследования, политической, межнациональной, культурной. Понятие ситуации применимо как ко всему обществу, так и к отдельной среде, группе. В последние десятилетия появлялись работы, исследовавшие феномен ситуации. В них выделялись такие ситуации, как: кризисная, революционная, проблемная, конфликтная, альтернативная, социальная, духовная, экологическая. В современной науке под ситуацией понимают «определенное состояние целостной системы, отличающееся от предыдущего изменившимся соотношением сил». Исходя из того, что любая изучаемая нами ситуация изначально социальна, а также из того, что культура в настоящее время становится и причиной, и условием, и сферой деятельности человечества, вполне правомерно выделение именно социокультурной ситуации в качестве доминанты характеристики современной социальной ситуации.

Начальной границей социокультурной ситуации могут служить первичные процессы рассогласования культурных связей, смещение культурных приоритетов и ценностей, нарушение определенных социокультурных циклов, служивших фундаментом для нормального функционирования социума. В результате этого изменяются социокультурные связи, которые скрепляют структуру социума в целом. Завершением данной ситуации можно назвать появление новой системы ценностей и культурных ориентиров, выстраивание новой устойчивой схемы социокультурного порядка, дающего возможность и толчок для дальнейшего плодотворного существования общества. Это связано с пониманием социокультурной ситуации в качестве звена, которое придает культурному развитию ощущение естественного и непрерывного хода, создает у общества восприятие культурного процесса, к которому оно тяготеет.

Отсюда вытекает следующая особенность социокультурной ситуации, проявляющаяся через ее понимание пограничности. Ситуация, заключенная в определенные рамки, акцентирует внимание на пограничности социокультурного бытия данного момента. Сравнительному анализу подвергаются культурные ценности, получающие в процессе существования определенной социокультурной ситуации качественное перерождение. Изучению подлежат и сами условия, в которых развивается и формируется социокультурная ситуация. Некоторые исследователи называют их фоном си-

туации, подчеркивая их относительную второстепенность, но от этого данные условия не становятся менее значимыми и требуют пристального к себе внимания.

Важна и такая черта социокультурной ситуации, как особым образом возникаемое сочетание, так называемое перекрещивание социальных сил, культурных потоков и исторических условий. Эта черта подчеркивает уникальность каждой ситуации, поскольку сочетание перечисленных выше составляющих не может быть повторено в истории человечества. Благодаря данной особенности, несмотря на определенную повторяемость социокультурных схем, мы можем наблюдать изобилие вариантов ряда культурных процессов.

Социокультурная ситуация всегда мобильна, подвижна. Поэтому мы и наше собственное существование воспринимаем как процесс. Определяя границы, отталкиваясь от начального и конечного положения конкретной ситуации, мы тем самым намечаем следующие ступени в ходе социального развития.

Социокультурная ситуация несет в себе также элементы стихийности и осознанности. Причем в разные исторические эпохи такое сочетание было различным. Можно предположить, что в ранние периоды развития человечества осознанное влияние на перспективное формирование культурных процессов наблюдалось в меньшей степени, а, возможно, и не существовало совсем, так как цели большинства социальных слоев, активно влияющих на социальное развитие, были весьма далеки от вопросов культуры. В последние несколько столетий, и особенно в XX веке, этот процесс усилился, и теперь мы говорим о культурном строительстве, о формировании культурного запроса, о сознательном, доминантном подходе к культурной сфере бытия.

Осознанный подход позволяет исследователям увидеть, что социокультурная ситуация имеет как открытые, так и скрытые формы протекания. Открытые формы представляют собой те процессы и явления, которые в полной мере развернуты в рамках данной ситуации. Они имеют максимальную форму выражения, социального приложения, широкого распространения в различных социальных слоях, зафиксированы в текстах, произведениях искусства, на современном этапе - в кинодокументах, в мире компьютерной сети. Но есть и скрытые формы, в которых существуют составляющие элементы социокультурной ситуации. Это может выражаться в том, что часть ценностей и культурных достижений не до конца востребована данной ситуацией, хотя может быть ею же и порождена. Мы сталкивались с этим не раз, наблюдая за тем, как научные открытия, художественные произведения реализовывались отнюдь не в ту эпоху, в какую были созданы. Сейчас такое положение уже не воспринимается как неестественное, вызывающее негодование или сочувствие. Наоборот, в наличии таких «культурных спор» можно увидеть залог развития дальнейшего культурного процесса. Они становятся связующими нитями с будущими ситуациями, с которыми придется столкнуться человечеству. Их отслеживание, определение поможет в прогнозировании последующих социокультурных событий.

Наличие открытых и скрытых форм существования социокультурной ситуации позволяет усомниться в ее жесткой и однозначной линейности, хотя такая точка зрения вполне может иметь место. Сама процессуальность, подвижность социокультурной ситуации подводит нас к этому. Но было бы более уместным совместить и ее многослойность, ничуть не умаляя ее линейных движений от одной конфигурации социокультурных связей к другой. Одновременно с наличием такого движения в социокультурной ситуации присутствует как бы многоэтажное сосуществование ее внешних проявлений, с одной стороны, и ее скрытых, внутренних проявлений, с другой. Оно представляет собой как бы вертикальный срез социокультурной ситуации.

Кроме того, такая многослойность подчеркивает наличие определенной одномо-ментности сразу трех составляющих социокультурной ситуации, особенно для ситуации современной..Оно состоит в следующем. Во-первых, ситуация реальна для тех,

кто существует в данный исторический момент, проживает его в полной мере и участвует в его развитии. Во-вторых, такая ситуация подвергается одновременно и анализу с их стороны. В-третьих, в это же время ситуация проектируется, в ней закладываются черты будущих ситуаций.

Отсюда можно сделать вывод, что практически всякая социокультурная ситуация имеет несколько вариантов развития. Это можно назвать альтернативой. Некоторые исследователи употребляет такое определение, как эвентуальная ситуация, то есть устанавливающая не неизбежность определенных следствий, а лишь их возможность. Думается, на сегодняшний день определение ситуации как альтернативной может звучать слишком безапелляционным, поскольку альтернатива нацелена более на взаимоисключающие возможности. Если ситуацию рассматривать как эвентуальную, то это смягчает положение и предполагает гибкую систему выбора. Сейчас мы можем говорить о том, что в настоящее время усиливается элемент моделирования реальной, сегодняшней социокультурной ситуации, что является отражением более общих тенденций социального развития. И, естественно, увеличиваются возможности проектирования будущей ситуации, что поможет избежать многих негативных моментов и явлений.

Рассмотрев элементы и особенности развития социокультурной ситуации, мы можем сделать вывод, что социокультурная ситуация есть структурирование социального пространства с точки зрения культурного приоритета и создание культурной доминанты процесса общественного развития на личностном, групповом уровне и уровне социума.

На уровне современных научных представлений о сущности культурной политики, на наш взгляд, необходимо соотнесение культуры с социокультурной обстановкой в стране.

Современная социокультурная ситуация получила различные оценки в литературе девяностых годов. Так А. Г. Здравомыслов, оценивает ее положительно, ибо с его точки зрения в культурной жизни наметились благотворные тенденции. Во-первых, это, прежде всего, реабилитация отторгаемой эмигрантской культуры, воссоединение российской диаспоры с Россией, а также легитимация ранее отвергнутых ценностных позиций, в которых отразилась история российской культуры. Во-вторых, это включение религиозного фактора, в «тело» российской культуры. В-третьих, для определенной части российского населения раздвижение в рамках духовно-географического пространства, несмотря на сужение этнического понимания «русской души» и прочих явлений этнокультурного характера.

Поэтому, происходящие сегодня социокультурные процессы, которые выше отмечал А. Г. Здравомыслов, расширяют возможности сферы культуры, через вхождение в мировой «культурный» процесс.

Иного мнения придерживается Э. А. Орлова, которая считает, что российское общество переживает очередной процесс модернизации. С её точки зрения, благодаря модернизации общества происходит его переход на новый культурный уровень. Он выражается в следующем: во-первых, в освоении и использовании в стране имеющегося культурного потенциала, во-вторых, в необходимости научных и гуманитарных знаний, соответствующих развитому индустриализму, и, наконец, в-третьих, в приобретении квалификации и профессиональных навыков, соответствующих сегодняшнему научно-техническому прогрессу и др. С нашей точки зрения, Э. А. Орлова рассматривает культуру как общество и связывает это с антропологическим подходом. При его использовании подчеркивается человеческая, то есть общественная природа культуры, общечеловеческие ценности, т.е. обеспечивается их приоритет как условие возвращения любой культуры на магистральный путь мирового процесса. Это особенно касается отечественной культуры, которая длительное время была оторвана от

общечеловеческих процессов, происходящих в мире, в области культуры, ставя на первое место классовый подход к явлениям культурной жизни.

Особо следует выделить ряд причин, приведших к кризисному состоянию отечественной культуры. Прежде всего, это разрушение социалистического общественнополитического уклада и резкая смена ценностных ориентаций. При всех своих достижениях и недостатках, каждый из которых можно, при желании, определять судьбоносным, уклад представляет собой целостный каркас социума, разрушение которого приводит к системному кризису. Этот системный кризис затрагивает не отдельные сферы - экономику, политику, культуру - а социум в целом.

Не менее катастрофичной является смена ценностных ориентаций, в первую очередь у молодого поколения. Из культурного наследия исчезают целые пласты литературы, искусства, науки, образования, которые не вписываются в современную социально-политическую парадигму. Одной из существенных причин кризиса культуры современного общества является усиливающееся классовое расслоение и социальное неравенство людей. Происходит своего рода взрывная социальная дифференциация, которая приводит к девальвации образования, духовных ценностей, культуры в целом.

Еще об одной причине, обусловливающей кризис в отечественной культуре, необходимо сказать. Речь идет об изменении образа жизни и смене социокультурной парадигмы поведения людей. В жизни людей меняется многое: отношение к труду, обществу, семье. Меняются способы общения, происходит переход от коллективистской системы ценностей к индивидуалистической. Это ведет к усилению утилитарного похода к культуре, уходу человека от социальной активности к потребительству.

Мы считаем, что ситуация в культуре как кризисная, является лишь таковой в логике культурного строительства. Если подходить с культурологической точки зрения, то она не кризисно-разрушительная, а позитивно-переходная. Эта ситуация не разрушает духовное производство, а позволяет освободить культуру от политикоидеологического диктата, экономической целесообразности и восстановления способности культуры, втиснутой в ограниченные рамки институциализированного духовного производства, к саморазвитию по собственным законам. С нашей точки зрения, культура есть общественная подсистема, обретающая свою собственную специфику, она рядоположна и диалектически взаимодействует с политической и экономической подсистемами общества.

В практической реализации общественного реформирования необходим стратегический поворот, связанный с социокультурной стабилизацией. Реальная ситуация в тех странах, которые вступили на путь преобразований, свидетельствует о том, что процессы в переходном обществе идут не совсем так, как задумывались поначалу. Уже сегодня становится ясным, что отнюдь не все трансформационные проблемы можно решить в результате достижения устойчивого экономического роста, без учета воздействия подчас скрытых цивилизационных и социокультурных факторов.

Во всех российских реформах с самого начала недоучитывались сложная диалектика социокультурного и экономического развития, хотя всегда было ясно, что хозяйственный комплекс в принципе не может развиваться в распадающемся социуме, а сложно устроенная рыночная экономика не может быть освоена обществом, не делающим ставку на культуру и постоянное повышение уровня индивидуального развития.

В современных исследованиях подчеркивается, что вне учета культурной специфики общества невозможна реализация той или иной модели развития, вне представлений о роли культуры не может быть понято содержание процесса и механизмов институционализации отношений.

«Именно выработка и воспроизводство правил, воспроизводимых образцов и социальных норм, задающих требования /ожидания/ к партнерам по социальным взаимодействиям - представляющих собой элементы культуры в сочетании - с формированием системы социальных позиций /статусов/ и системы ролей - делает само функционирование экономики как социального института возможным. И именно культура формирует и упорядочивает картину мира, создавая для всех участников взаимодействия также мощную систему мира и единые способы оценки поведения».

Отсутствие такой системы, системы ценностей, которая бы признавалась большинством населения в качестве нравственной опоры жизнедеятельности, нельзя не назвать в ряду взаимосвязанных факторов, в целом влияющих на социальную ситуацию в переходный период и создающих предпосылки торможения реформ. Размытость ценностей и норм мешает появлению адекватного новым условиям механизма макросоциализации, который мог бы подавлять неэффективные и подкреплять перспективные модели социального действия, негативно воздействует на функционирование всей системы социально-государственных институтов.

Преодолеть общественную дезинтеграцию или обеспечить адаптацию человека к быстро меняющейся жизни невозможно без преодоления социокультурного распада, и такие факторы как, например, экономический рост, в котором часто видят панацею от всех болезней российского общества, здесь бессильны. Решение проблем консолидации общества невозможно без целенаправленных усилий по формированию единого смыслового и ценностно-нормативного социокультурного пространства, без активных усилий государства по интегрированию культурной политики в стратегию развития.

Итак, происходящие социокультурные процессы требуют необходимой координации, связанной с развитием культуры, которые предполагают единую систему целей, задач и средств, которые и отражает культурная политика. Тем более что и само общество вступило на путь выработки нового качества культурной деятельности, согласования социальных, политических и культурных взаимоотношений. Разнона-правленность в тенденциях культурного развития страны требует от исследователей выработки стратегии культурной политики, которая предусматривала бы различные типы развития культур с учетом модернизации общества, свободы творчества, поддержания диалогичности культуры, культурной самобытности, значимости культуры в системе воспитания.

CULTURAL POLITICS AND MODERN SOCIAL AND CULTURAL SITUATION A. S. Balakshin

The article is devoted to the correlation between the modern social and cultural situation and the cultural politics.

УДК 008

А. С. Балакшин, к. ф. н., доцент, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

САМООРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА

В статье рассматриваются проблемы самоорганизации культуры как неотъемлемого фактора функционирования культурной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.