Научная статья на тему 'Культурная компетентность как объективно-субъективное явление в процессе формирования основ культуры казачества в высших учебных заведениях'

Культурная компетентность как объективно-субъективное явление в процессе формирования основ культуры казачества в высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КАЗАЧЕСТВО / ТРАДИЦИИ КАЗАЧЕСТВА / ЭТ-НОСПЕЦИФИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / СУБЭТНОС / СУБЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / CULTURAL COMPETENCE / ETHNIC TOLERANCE / COSSACKS / COSSACKS TRADITIONS / ETHNIC SPECIFIC SKILLS / SUB-ETHNOS / SUBETHNIC CULTURE / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курышева Екатерина Игоревна

Преобладающими чертами культуры казачества являются духовно-нравственные традиции и патриотизм. Исходя из того, что процесс приобщения к данной культуре на территории ее доминации представителей других этносоциальных групп имеет важное значение, в статье рассматриваются возможности формирования соответствующей культурной компетентности в рамках высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL COMPETENCE AS AN OBJECTIVE AND SUBJECTIVE PHENOMENON IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF BASIC COSSACKS CULTURE IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The prevalent features of the Cossacks culture are spiritual and moral traditions and patriotism. Based on the fact that the process of enculturation of representatives of other ethnic and social groups in the territory of the Cossacks culture domination is important, the article discusses the possibility of development of a corresponding cultural competence in higher schools.

Текст научной работы на тему «Культурная компетентность как объективно-субъективное явление в процессе формирования основ культуры казачества в высших учебных заведениях»

УДК 37.014.7 Курышева Екатерина Игоревна

старший преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга

Московского финансово-юридического университета МФЮА

КУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОБЪЕКТИВНО-СУБЪЕКТИВНОЕ ЯВЛЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ КАЗАЧЕСТВА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Аннотация:

Преобладающими чертами культуры казачества являются духовно-нравственные традиции и патриотизм. Исходя из того, что процесс приобщения к данной культуре на территории ее доми-нации представителей других этносоциальных групп имеет важное значение, в статье рассматриваются возможности формирования соответствующей культурной компетентности в рамках высшей школы.

Ключевые слова:

культурная компетентность, этническая толе-рантность, казачество, традиции казачества, эт-носпецифические умения, субэтнос, субэтническая культура, коммуникативная компетентность.

Kurysheva Ekaterina Igorevna

Senior Lecturer, Management and Marketing Department, Moscow Finance and Law University

CULTURAL COMPETENCE AS AN OBJECTIVE AND SUBJECTIVE PHENOMENON IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF BASIC COSSACKS CULTURE IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Summary:

The prevalent features of the Cossacks culture are spiritual and moral traditions and patriotism. Based on the fact that the process of enculturation of representatives of other ethnic and social groups in the territory of the Cossacks culture domination is important, the article discusses the possibility of development of a corresponding cultural competence in higher schools.

Keywords:

cultural competence, ethnic tolerance, Cossacks, Cossacks traditions, ethnic specific skills, sub-ethnos, sub-ethnic culture, communicative competence.

Культура казачества в целом является одной из доминирующих на территории Волгоградской области, притом что сам регион является одним из российских лидеров по развитию традиционной культуры данного типа.

Преобладающими чертами культуры казачества являются духовно-нравственные традиции и патриотизм. Их сущность - «в казачьем духе беззаветного служения Родине, религиозности, в рыцарском понимании чести, в благородном стремлении к славе, в психологии свободного человека, независимом характере и чувстве собственного достоинства, в безграничной любви казака к родному краю, во врожденной любви к военному делу, в своеобразии казачьего быта, испытанном умении быстро и организованно действовать, в развитом чувстве взаимной выручки» [1].

Перечисленные выше основные составляющие традиционной культуры казачества, несомненно, являются положительными с точки зрения обеспечения интересов российской государственности. Следовательно, процесс приобщения к данной культуре на территории ее домина-ции представителей других этносоциальных групп имеет важное значение.

Для привлечения в ряды носителей культуры, традиционной для той или иной территории, новых членов необходимо сформировать у них соответствующую культурную компетентность. Одним из основных социальных институтов, призванных воспитать в студентах умения и навыки, совокупность которых выражается понятием «культурная компетентность» (в рамках той или иной традиционной культуры), является высшая школа.

Опираясь на работы отечественных ученых, мы понимаем компетентность как качественную интегрированную характеристику личности, определяющую степень владения ее совокупностью профессиональных и социально значимых качеств, служащих эффективным механизмом реализации индивидуальных ценностных потребностей и приобретенных в процессе образования.

Важнейшая часть культурной компетентности определяет общение членов социума, диктуя им определенные ограничения, нормы, правила, ритуалы, обязательные для исполнения в рамках данной культуры и являющиеся специфическими для разных национальных, религиозных, профессиональных и т. п. сообществ.

Однако само по себе обладание компетентностью в той или иной конкретной культуре еще не делает ее обладателя носителем данной культуры. Это - необходимое, но не достаточное условие. Для того чтобы человек мог стать новым носителем определенной культуры, он должен

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

считать данную культуру как минимум не враждебной по отношению к той, носителем которой он является (или являлся).

Культурная компетентность одновременно соединяет адекватные знания, представления об этнических общностях и их культуре и толерантные поведенческие отношения, настроенные на межэтническое взаимопонимание и взаимодействие.

Знания и умения студента в этой области позволяют ему принять своеобразие образа жизни конкретной этнической или субэтнической общности (в данном случае - казачества), правильно оценивать специфику и условия взаимодействия и общения с их представителями, находить адекватные модели поведения с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой эффективности в совместной деятельности.

Культурная компетентность предполагает принятие этнокультурных различий, понимание, уважение и принятие отличающихся (но не принципиально) взглядов и ценностей. Как объективно-субъективное явление, необходимое для вовлечения индивида в ряды новых носителей культуры казачества, она проявляется в следующем:

- готовность и способность придерживаться культурных традиций казачества, владение этноспецифическими умениями данного субэтноса;

- готовность и способность самостоятельно искать информацию, добывать знания о культуре казачества, уметь дифференцировать их с точки зрения значимости и достоверности;

- готовность и способность осмысливать социальные и связанные с ними этнокультурные процессы путем анализа и систематизации знаний об этнических и субэтнических культурах, нахождения и признания в них общего и различного (специфичного).

Очевидно, что степень сформированности культурной компетентности определяется не столько объемом когнитивной и операциональной составляющих - знание обычаев, норм, ценностей, владение языком, фольклором казачества и т. д., сколько качеством этих знаний и умений.

Критериями сформированности основ культуры казачества в студенческой среде являются:

- знание студента основ культуры казачества;

- включенность в контакты с представителями казачества (желаемая и действительная);

- участие в мероприятиях по передаче основ казачьей культуры;

- признание себя носителем культуры казачества.

Исходя из вышесказанного, индикаторы сформированности основ культуры казачества в студенческой среде, характеризующие соответствующие критерии, выражаются основными показателями (см. табл. 1):

Таблица 1 - Критерии сформированности основ культуры казачества

в студенческой среде и соответствующие им показатели

№ п/п Наименование критерия и соответствующих ему показателей

Знание студентом основ культуры казачества

1 - знание истории, фольклора, традиций и духовных основ культуры казачества

2 - количество используемых источников информации для получения знаний

Включенность в контакты с представителями казачества (желаемая и действительная)

3 - реальное количество межличностных и деловых контактов с представителями казачества

4 - желание увеличить или уменьшить количество межличностных и деловых контактов с представителями казачества

Участие в мероприятиях по формированию основ казачьей культуры

5 - количество мероприятий, в которых участвовал студент

6 - регулярность участия

Приобретение статуса носителя культуры казачества

7 - признание себя носителем культуры казачества

8 - признание студента носителем культуры казачества со стороны целевой группы

Возникающая методологическая задача связана с поиском оптимальных способов сочетания в учебно-воспитательном процессе высшей школы совокупности требований, идущих от общества, с требованиями, идущими от индивида.

Для функционирования и развития социальных систем необходимо наличие в этих системах ценностных регулятивов, обеспеченных технологией реализации.

Как справедливо отмечают исследователи, наличие ценностных регулятивов составляет одну из принципиальных особенностей социальных систем, отличающих их от всех других типов систем: «в жизнедеятельности каждого уровня или сферы социальной системы... можно выделить некоторую относительно устойчивую группу ценностей, своеобразный ценностный инвариант» [2].

Этот инвариант выступает в двух различных аспектах:

1) как совокупность норм и идеалов, принятых в данной социальной системе и общих для нее;

2) как совокупность ценностей в узком смысле, то есть тех ценностей, которые определяют общую ориентацию жизнедеятельности человека и в этом плане выступают как один из главных компонентов структуры личности.

Первый аспект характеризует ценности и нормы социальной системы в целом, второй аспект - различные ценностные ориентации разных групп (элементов), составляющих эту систему.

Реальное действие системы ценностей (ценностного инварианта) складывается как результат взаимовлияния и взаимоопределения требований, идущих от системы норм и идеалов и от системы ценностей в узком смысле, связанных со структурой и развитием личности.

Внутреннее многообразие второй из этих систем обусловливает способ фактической реализации системы ценности в целом: ценностный инвариант данной социальной системы реализуется через определенную совокупность различных вариантов, то есть разных (по своему строению и составу) систем ценностей.

При этом для общества важно, чтобы все варианты в конечном итоге выражали инвариант или хотя бы находились с ним во вполне определенном соответствии. Для нашей исследовательской работы этот тезис является принципиальным, так как ценностные ориентации социальной группы, исповедующей традиционную для данной территории культуру, должны быть сбалансированы с ценностными ориентациями всего общества.

При этом формирование основ культуры казачества основано на духовном контексте, приоритете личности педагога, задающего благоприятную атмосферу сотрудничества, взаимоуважения, доверия и сотворчества при освоении студентами преподаваемого им учебного материала.

Ссылки:

1. Сараева Г.Н. Духовно-нравственные традиции казачества, их специфика и влияние на современное российское общество : дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2007. 165 с.

2. Блауберг И.В., Юдин И.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973. С. 242.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.