Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия формирования культуры казачества в высших учебных заведениях'

Психолого-педагогические условия формирования культуры казачества в высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА КАЗАЧЕСТВА / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / КУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / THE COSSACKS CULTURE / SPIRITUAL VALUES / FORMATION OF ETHNO-CULTURAL COMPETENCE / CULTURAL-PEDAGOGICAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курышева Екатерина Игоревна

Обосновывается необходимость формирования основ культуры казачества в высших учебных заведениях в поликультурной студенческой среде. Формирование компетентности студентов в основах традиционной культуры казачества представляет собой разновидность применения различных социально-педагогических технологий. В качестве механизмов формирования основ культуры казачества в студенческой среде выступают обучение, воспитание, совместная деятельность, общение. В рассматриваемом контексте вузы должны сообразовывать воздействие на молодое поколение социальной среды, сообщать ему достоверные знания, направленные на формирование позитивного отношения к культуре казачества. Предлагается ряд принципов, положенных в основу процесса формирования основ культуры казачества в студенческой среде, а также разработанные культурно-педагогические компетенции, которыми должны обладать преподаватели высшей школы, работающие в условиях поликультурной среды вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article argues that it is necessary to lay the foundation of the Cossacks culture in higher education institutions in the polycultural student environment. The formation of students’ competences in the fundamentals of the traditional Cossacks culture presupposes the use of various socio-pedagogical technologies. Education, upbringing, joint activity and communication function as mechanisms of for-mation of the fundamentals of the Cossacks culture in the student environment. In the given context high-er education institutions take into account the impact upon the younger generation of the social milieu, provide them reliable knowledge, aimed at the formation of the positive attitude to the Cossacks culture. The article sets out a number of principles which could be used as a basis for the formation of the funda-mentals of the Cossacks culture in the student environment. It also describes the cultural-pedagogical competences which higher school teachers, working in the conditions of the polycultural environment, should possess.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия формирования культуры казачества в высших учебных заведениях»

УДК 37.013.43 ББК 4448.00+4465

ГСНТИ 14.35.05

Код ВАК 13.00.08

Курышева Екатерина Игоревна,

старший преподаватель, Московский финансово-юридический университет — МФЮА (Волгоградский филиал); 400031, г. Волгоград, ул. Бахтурова, 25Г; e-mail: kurysheva.e@list.ru.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ КАЗАЧЕСТВА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: культура казачества; духовные ценности; формирование этнокультурной компетентности; культурно-педагогические компетенции.

АННОТАЦИЯ. Обосновывается необходимость формирования основ культуры казачества в высших учебных заведениях в поликультурной студенческой среде. Формирование компетентности студентов в основах традиционной культуры казачества представляет собой разновидность применения различных социально-педагогических технологий. В качестве механизмов формирования основ культуры казачества в студенческой среде выступают обучение, воспитание, совместная деятельность, общение. В рассматриваемом контексте вузы должны сообразовывать воздействие на молодое поколение социальной среды, сообщать ему достоверные знания, направленные на формирование позитивного отношения к культуре казачества. Предлагается ряд принципов, положенных в основу процесса формирования основ культуры казачества в студенческой среде, а также разработанные культурно-педагогические компетенции, которыми должны обладать преподаватели высшей школы, работающие в условиях поликультурной среды вуза.

Kurysheva Ekaterina Igorevna,

Senior lecturer, Moscow Finance and Law University (Volgograd branch), Volgograd, Russia.

PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF THE COSSACKS CULTURE IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

KEY WORDS: the Cossacks culture; spiritual values; formation of ethno-cultural competence; cultural-pedagogical competences.

ABSTRACT. The article argues that it is necessary to lay the foundation of the Cossacks culture in higher education institutions in the polycultural student environment. The formation of students' competences in the fundamentals of the traditional Cossacks culture presupposes the use of various socio-pedagogical technologies. Education, upbringing, joint activity and communication function as mechanisms of formation of the fundamentals of the Cossacks culture in the student environment. In the given context higher education institutions take into account the impact upon the younger generation of the social milieu, provide them reliable knowledge, aimed at the formation of the positive attitude to the Cossacks culture. The article sets out a number of principles which could be used as a basis for the formation of the fundamentals of the Cossacks culture in the student environment. It also describes the cultural-pedagogical competences which higher school teachers, working in the conditions of the polycultural environment, should possess.

П

реобладающими чертами культуры казачества являются духовно-нравственные традиции и патриотизм, что, несомненно, является очень важным с точки зрения обеспечения интересов российской государственности.

Следовательно, процесс приобщения к данной культуре на территории ее доминирования представителей этносоциальных аут-групп должен восприниматься современным российским обществом крайне положительно как потенциально способствующий повышению общего уровня региональной культурной безопасности.

Культура казачества представляет собой очень перспективный образец традиционной культуры, доминантной для определенной территории, в плане вовлечения в нее новых носителей. Этот факт объясняется тем, что казачество является субэтносом, а основные духовные ценности данной культуры приемлемы с точки зрения док-

тринальных положений всех без исключения традиционных для Российской Федерации религий.

Формирование основ культуры казачества в поликультурной студенческой среде происходит путем \ гежкультурной коммуникации.

Для того чтобы привлечь в ряды носителей культуры, традиционной для той или иной территории, новых членов, необходимо сформировать у них соответствующую культурную компетентность. Однако это необходимое, но не достаточное условие.

Для того чтобы индивид (в нашем случае - студент) мог стать в реальности новым носителем определенной культуры, он должен, помимо обладания соответствующей культурной компетентностью, считать данную культуру как минимум не враждебной по отношению к той, носителем которой он является (или являлся).

Данный тезис приводит нас к выводу о необходимости воспитания у нового потен-

© Курышева Е. И., 2014

циального носителя доминантной для какой-либо территории традиционной культуры этнической толерантности, так как именно она является инструментом, механизмом достижения межкультурного взаимопонимания и взаимодействия, осуществляемого на основе межкультурной коммуникации.

Культурная компетентность предполагает принятие этнокультурных различий, понимание, уважение и принятие отличающихся взглядов и ценностей. Исходя из этого, культурная компетентность не может быть определена только как сумма знаний и умений - значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Иначе говоря, обладать культурной компетентностью, необходимой для успешной интеграции студента в новую культурную, полиэтническую среду, - значит уметь мобилизовать в ситуации межэтнического контакта полученные знания и умения.

Формирование компетентности студентов в области основ традиционной культуры казачества требует применения различных социально-педагогических технологий.

Технология формирования основ традиционной культуры казачества у студентов высших образовательных учреждений должна соответствовать следующим параметрам эффективности:

- повышению уровня знаний основ культуры казачества у студентов;

- удовлетворенности студентов содержанием преподаваемых им дисциплин, непосредственно формирующих их компетентность в традиционной культуре казачества и прививающих традиционные для данной культуры ценности;

- стремлению студентов согласовывать приобретенные в процессе обучения установки с собственным реальным поведением в жизни;

- повышению доли носителей традиционной культуры казачества среди студентов, непосредственно участвующих в проводимой опытно-экспериментальной работе.

Следует подчеркнуть, что формирование этнокультурной компетентности не заканчивается студенческим периодом, а длится на протяжении всей жизни человека. Тем не менее именно система образования оказывает решающее влияние на формирование культурной компетентности человека. Поэтому целенаправленные усилия по формированию в вузовской среде основ традиционной культуры, доминантной для той или иной территории, представляются очень перспективными.

Считаем, что к критериям сформированное™ основ культуры казачества в студенческой среде относятся:

- знание студентом основ культуры казачества;

- активное участие в мероприятиях, направленных на формирование основ казачьей культуры;

- признание себя носителем культуры казачества.

Таким образом, возникает необходимость в поиске оптимальных способов сочетания в учебно-воспитательном процессе учебного заведения совокупности запросов общества с требованиями индивида.

Для успешного функционирования и развития социальных систем необходимо наличие в этих системах ценностных ориентиров, обеспеченных технологией реализации.

В качестве механизмов формирования основ культуры казачества в студенческой среде выступают обучение, воспитание, совместная деятельность, общение.

В рассматриваемом нами контексте вузы должны сообразовывать воздействие на молодое поколение социальной среды, сообщать ему достоверные знания, направленные на формирование позитивного отношения к культуре казачества.

В целом можно рекомендовать следующую последовательность мероприятий по организации и содержанию учебного процесса, способствующего усвоению основ культуры казачества той частью студенческой аудитории, которая себя изначально не относила к ее носителям [1].

1 этап - знакомство с традиционной культурой казачества.

2 этап - воспитание культурного самоуважения перед лицом различий. Необходимо обратить особое внимание на те элементы культуры, которые являются общими для всех взаимодействующих культур.

3 этап - знакомство с эмпирическим материалом, подчеркивающим значение социального контекста человеческого поведения: встречи с представителями культуры казачества, проведение совместных мероприятий.

4 этап - знакомство с невербальным поведением. Анализ ситуаций, демонстрирующих типы поведения, анализ шкалы ценностей, пословиц и т. д.

5 этап - приспособление к условиям другой культуры. Культура - не застывший факт, а процесс, поэтому лучше говорить о том, что человек может временно вести себя приемлемо и для чужой культуры, не чувствуя угрозы ценностям своей.

Методологической основой процесса формирования основ культуры казачества в студенческой среде выступают следующие подходы: компетентностный, синергети-ческий, этнопедагогический, аксиологический и гуманистический. Данные подходы являются базовыми для ряда принципов,

положенных в основу процесса формирования основ культуры казачества в студенческой среде.

Принцип культуросообразности учитывает специфику среды жизнедеятельности и предполагает использование ее возможностей в формировании личности студента и приобщении его к культуре казачества.

Принцип диалога (межличностного и культурного) способствует расширению кругозора молодежи, приобщению ее к культуре казачества, формирует умение продуктивно взаимодействовать с другими, уважать их точку зрения, дает возможность плодотворного культурного обмена.

Принцип междисциплинарности и вариативности предписывает, используя всевозможные методические формы и средства, отражать материал по культуре казачества в спектре достаточного количества учебных дисциплин. Кроме того, движению в данном направлении способствует включение в учебные планы интегрированных дисциплин культурологического направления.

Принцип комплексности предусматривает формирование компетентности студентов в культуре казачества на познавательном, эмоциональном и поведенческом уровнях.

Любая социально-педагогическая технология должна демонстрировать свою эффективность, иначе она не будет востребована. Поэтому становится очевидным, что педагоги, реализующие социально-педагогическую технологию формирования основ культуры казачества у обучающихся, в свою очередь, также должны обладать целым рядом общих и специальных профессиональных компетенций.

Для этого необходимо решить кадровую проблему, воплотить целенаправленную концепцию развития кадрового потенциала высшей школы. Составной частью этой концепции является программа формирования и развития профессионально-педагогической компетентности преподавателей. Культурно-педагогические компетенции представлены в таблице.

Таблица.

Специальные культурно-педагогические компетенции, необходимые для качественного формирования основ культуры казачества у студентов

Наименование культурно-педагогических компетенций

1 Способность к самоопределению и самореализации на основе культуры казачества, к этнокультурной адаптации в поликультурной среде, способность к этнокультурной, поликультурной и межкультурной идентификации и готовность осуществлять педагогическую деятельность в данном направлении

2 Способность к пониманию сущности культуры казачества

3 Способность выделять признаки менталитета, этнического характера, мировоззрения в культуре разных народов, способность выделять общекультурные ценности, объединяющие разные этнические культуры

4 Способность к осмыслению обрядов жизненного цикла и системы традиционного воспитания у казачества, традиционных моделей и систем социализации личности, трудового воспитания в казачьем социуме и готовность реализовывать эти знания в педагогической деятельности

5 Способность к диалогу в ходе формирования основ культуры казачества у студентов, к восприятию, осознанию и воспроизводству в практической деятельности опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, заключенного в произведения народного творчества у казачества

6 Способность к реализации на практике способов и опыта культурной деятельности на основе казачьих традиций

7 Готовность к реализации культурного подхода к образованию, способность успешно решать целевые установки, задачи культурного образования в области культуры казачества, претворять его принципы, содержание; способность формировать у студентов любовь к своему народу, к Родине, уважение к истории, традициям, культуре казачества

8 Способность к выделению культурного, ценностного аспекта содержания преподаваемой дисциплины, отбору дидактических средств образования в области культуры казачества, осмысления программ образования с точки зрения культурной направленности

9 Готовность к организации образования в области культуры казачества на различных возрастных этапах и в различных типах образовательных учреждений, способность организовать образовательный процесс с учетом приобретенных знаний, умений и навыков, с учетом педагогических традиций, принятых в казачьей среде, понимание взаимозависимости возраста студента и его культурной идентификации

10 Готовность к активной творческой деятельности со студентами по совместному освоению основ культуры казачества, готовность к формированию патриотической ориентации у студентов, готовность активизировать процесс самовыражения студентов на основе культуры казачества

11 Готовность использовать при организации учебно-воспитательного процесса по формированию основ культуры казачества информационно-коммуникационные, проектные, диалоговые технологии

Владение педагогическими работника- венного процесса формирования основ тра-

ми как общими, так и специальными куль- диционной культуры казачества у студентов

турно-педагогическими компетенциями - в полиэтнической образовательной среде

необходимое условие обеспечения качест- высшей школы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Казакова О. П. Этапы формирования межкультурной компетентности студентов педагогического вуза // Педагогическое образование в России. 2012. № 1. С. 234-237.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. И. А. Соловцова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.