ОДЕЛЬ ВОЗРОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ КАЗАЧЕСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ
УДК 37.035
К. В. Гладышев
Орловский государственный институт культуры
В статье обоснована модель возрождения образовательных традиций казачества в условиях деятельности современных учреждений культуры, основанная на применении современных технологий социально-культурной деятельности. Автором доказано, что социально-культурная деятельность обладает достаточным арсеналом технологий, позволяющих оптимизировать данный процесс, и рассматривается как отрасль педагогической науки, которая ориентирована на процессы инкультурации личности в ценностно-смысловое поле казачьей культуры. Модель основана на принципах системности, добровольности и свободы выбора и включает в себя: целевой, организационный, функционально-содержательный и критериально-результативный блоки.
Ключевые слова: казачество, образовательные традиции казачества, модель возрождения образовательных традиций казачества, социально-культурная деятельность.
K. V. Gladyshev
Orel State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Leskova str., 15, 302020, Orel, Orel region, Russian Federation
THE MODEL FOR THE REVIVAL OF THE EDUCATIONAL TRADITIONS OF THE COSSACKS IN MODERN CULTURAL INSTITUTIONS
The article substantiates the model for the revival of the educational traditions of the Cossacks in the context of modern cultural institutions, based on the application of modern technologies of social and cultural activities. The author proves that social and cultural activity has a large arsenal of technologies to optimize this process, and is considered as a branch of pedagogical science that focuses on the processes of inculturation of personality in axiological field of the Cossack culture. The model is based on the principles of consistency, voluntariness and freedom of choice and includes: target, organizational, functional and substantive criteria-effective units.
ГЛАДЫШЕВ КОНСТАНТИН ВЛАДИМИРОВИЧ - старший преподаватель кафедры хореографии
Орловского государственного института культуры GLADYSHEV KONSTANTIN VLADIMIROVICH - senior teacher of Department of choreography, Orel State Institute of Culture
e-mail: glad.kons@mail.ru © Гладышев К. В., 2017
Keywords: Cossacks, the educational traditions of the Cossacks, the model of the revival of the educational traditions of the Cossacks, social and cultural activities.
Для цитирования-. Гладышев К. В. Модель возрождения образовательных традиций казачества в деятельности современных учреждений культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 1 (75). С. 104-109.
Модернизационные процессы, происходящие в современном социуме, обусловили необходимость обращения государства к вопросам сохранения, трансляции и развития национальных культурных традиций российского народа в условиях многонационального общества.
Так, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утверждённой в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» [4], культуре отводится главенствующая роль в процессе приобщения подрастающих поколений к достижениям отечественной культуры, нравственным ценностям, в ходе самореализации, творческого развития в условиях самобытной культурной среды.
Казачество обладает огромным педагогическим потенциалом и создаёт перспективную возможность для передачи преемственных культурных ценностей, выполняя единую целеполагающую функцию - воспитание гражданина России, осознающего историческую связь с предыдущими поколениями. За многовековую историю у казачества сложилась народная педагогическая традиция, которая сохранилась до сегодняшнего дня и является основой для её возрождения, наполняя новым этнокультурным содержанием.
Вопросам изучения воспитательных и дидактических традиций казачества, их педагогического потенциала посвящены работы В. П. Александренкова, Н. П. Баш-
катовой, Н. А. Боднева, Е. В. Бондаревской, В. Н. Быковского, В. Г. Визера, H. H. Гом-зяковой, И. А. Горбуновой, A. B. Григорьевой, Е. В. Демкиной, Т. В. Емельяновой, В. В. Козлова, А. В. Коноваловой, Т. Ф. Ла-пик, С. Н. Лукаш, В. В. Склядневой, М. И. Резниковой, О. В. Щупленкова и других.
Педагогические традиции казачества синтезируют в себе элементы академической и народной педагогики и базируются:
а) на системе научных представлений о сущности и специфике этических норм, ценностей, установок и стереотипов казачьей культуры, которые определяют уровень сформированности гражданско-патриотических качеств, поведенческие установки, мотивацию личности;
б) на принципах гуманизма, природо-сообразности, интегративности, соборности, диалектического единства и преемственности, формирующих систему внутренних регуляторов и привычных форм поведения в этнокультурном пространстве;
в) на социально-культурной активности личности в процессе вербального и невербального межличностного культурного взаимодействия в этнокультурной среде.
Интегративная модель нацелена на выявление эффективных условий, направленных на возрождение образовательной парадигмы традиционной казачьей культуры в процессе художественно-творческой деятельности учреждений культуры.
Возрождение народной педагогики казачества, актуализация в общественном
сознании идеи казачества как составляющей российской национальной культуры обуславливают её актуальность.
Разработанная модель содержит комплекс взаимообусловленных блоков, среди которых выделяются: целевой, организационный, функционально-содержательный и критериально-результативный.
Подробно охарактеризуем каждый из блоков.
Целевой блок включает в себя:
1. Социальный заказ - патриотическое воспитание граждан на основе национальных традиций, направленных на формирование этнокультурной идентичности личности в условиях глобализационных общественных процессов в контексте реализации таких нормативных документов, как:
• Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, № 273-Ф3;
• «Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года, № 751);
• Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 года № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»;
• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года, № 1493);
• «Стратегия развития российского казачества до 2020 года» (утв. Президентом РФ 15.09.2012 года, № Пр-2789).
2. Цель — патриотическое и этнокультурное воспитание подрастающего поколения, позволяющее личности интегри-
роваться в поле культуры своего этноса посредством изучения образовательных традиций казачества, внедрённых в творческую деятельность современных учреждений культуры.
3) Задачи:
• развитие духовно-нравственных ценностей личности на основе самобытной культуры российского казачества;
• воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и готовности к служению Отечеству, а также уважительного отношения к государственным символам России, Конституции, законам, нормам коллективной жизни;
• раскрытие творческого потенциала личности через усвоение этнокультурных традиций;
• повышение социально-культурной активности;
• развитие навыков межличностного и межкультурного взаимодействия в этнокультурной среде.
При этом педагогическими закономерностями процесса возрождения образовательных традиций казачества в учреждениях культуры являются:
а) организация этноориентированного образовательно-воспитательного процесса учреждений культуры;
б) развитие гражданско-патриотиче-ских качеств личности;
в) формирование этнокультурной идентичности личности на основе изучения народных художественных традиций;
г) инициирование социально-культурной активности личности в процессе этно-ориентированной творческой работы;
д) межличностное взаимодействие;
е) создание воспитательного культурно-событийного пространства, ориентированного на творческую самореализа-
= Социально-культурная деятельность
цию, культурное саморазвитие личности в процессе освоения народных традиций и обычаев.
Организационный блок включает в себя следующие этапы: социально-педагогическое целеполагание ^ диагностику ^ педагогическое моделирование ^ этап мотивации личности и ресурсного обеспечения среды ^ организацию достижения социально-педагогической цели ^ контроль и оценку ^ коррекцию.
В функционально-содержательном блоке отражены:
а) педагогические функции (социализирующая, образовательная, воспитательная, развивающая, просветительская, коммуникативная, рекреационная, куль-туротворческая), содержательный аспект авторской педагогической программы «Возрождая традиции казачества», виды (познавательная, творческая, игровая, коммуникативная);
б) формы (фольклорные фестивали, ярмарки народной традиционной культуры, праздники, конкурсы, квесты, казачьи игры-шермиции, военно-исторические реконструкции, флешмобы, беседы, мастер-классы и другие);
в) общие принципы (гуманистической направленности, дифференцированного подхода, природосообразности, интегра-тивности, соборности);
г) методы осуществления социально-культурной деятельности;
д) организационно-педагогические условия.
Критериально-результативный блок содержит критериальный аппарат, позволяющий объективно оценить эффективность внедрения образовательных традиций казачества в деятельность учреждений культуры.
Критериально-результативный блок включает в себя:
а) критерии (культурно-образовательный, этнокультурной идентичности, моти-вационно-потребностный, творчески-дея-тельностный);
б) показатели : культурно-образовательный — понимание сущности и специфики культурных традиций казачества и их роли в современном обществе; культурной идентичности - осознание принадлежности к этнической, национальной, региональной общности родного края; мотивационно-потребностный - мотива-ционная установка на использование казачьих традиций в процессе личностного самоопределения; творчески-деятельност-ный - осознание значимости продуктивного провождения свободного времени, активное участие в этнокультурных досу-говых программах;
в) уровни сформированности информационной культуры (высокий, средний, низкий).
Таким образом, разработанная модель соответствует таким характеристикам, как:
а) открытость (наличие связей модели с внешней средой, которые способствуют определению её содержания и основных направлений развития);
б) целостность (возможность получения запланированного результата при полной реализации всей структуры, всех составляющих модели);
в) многоаспектность (обеспечивается учётом всех её факторов, влияющих на результат модели);
г) иерархичность (соподчинение уровней структуры), - и может быть использована в практике современных учреждений культуры различного типа.
Примечания
1. Бредихин А. В. О казачьем самоуправлении в российском приграничье // Самоуправление. 2015. № 5. С. 14-15.
2. Григорьева Е. И. Опыт приобщения студенческой молодёжи к основам народной художественной культуры // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. № 12. С. 250-254.
3. Григорьева Е. И., Гладких В. В. Педагогическое проектирование и моделирование граж-данско-патриотического воспитания молодёжи в поликультурной среде вуза // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 3. С. 103-106.
4. Постановление Правительства РФ от 3 марта 2012 г. N 186 «О федеральной целевой программе "Культура России (2012-2018 годы)"» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] //Гарант.Ру : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://base.garant.ru/70149760/
5. Рвачева О. В. Система казачьего воспитания и образования в конце XIX - начале XXI века. Тенденции на Юге России // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 8 (103). С. 188-196.
6. Скляднева В. В. Построение индивидуальной траектории профессионального развития казаков - наставников казачьих классов по программе повышения квалификации МГУТУ им. К. К. Разумовского (ПКУ) // Актуальные проблемы социально-гуманитарных знаний : сборник статей / отв. редактор Г. В. Мысенко. Москва : Перо, 2015. С. 118-121.
7. Традиционная культура казаков. Традиции и современность : методическое пособие / сост. Ю. И. Фудько. Волгоград, 2010. 255 с.
8. Щупленков О. В. К вопросу о системе казачьего образования и воспитания // Казачество : альманах. 2016. № 17 (4). С. 20-28.
9. Щупленков, О.В. Роль сибирского казачества в освоении новых земель // Казачество : альманах. 2016. № 15. С. 38-49.
10. Ярошенко Н. Н. Досуг постиндустриального общества: поиск стратегии управления социально-культурными процессами [Электронный ресурс] // Культура и образование : Электронный ежемесячный научно-практический журнал. 2015. № 12. URL: http://vestnik-rzi. ru/2015/12/3781 (дата обращения: 26.02.2016).
References
1. Bredikhin A. V. O kazachyem samoupravlenii v rossiiskom prigranichye [Cossack self-government in the Russian borderland]. Samoupravlenie [Self-government]. 2015, no. 5, pp. 14-15.
2. Grigoryeva E. I. Experience of student's youth familiarizing to bases of national art culture. Socioeconomic processes and phenomena. 2014, vol. 9, no. 12, pp. 250-254. (In Russian)
3. Grigoryeva E. I., Gladkikh V. V. Pedagogicheskoe proektirovanie i modelirovanie grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya molodezhi v polikul'turnoi srede vuza [Pedagogical design and modeling of civil and patriotic education of youth in the polycultural environment of higher education institution]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2011, no. 3, pp. 103-106.
4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 3 marta 2012 g. N 186 "O federal'noi tselevoi programme "Kul'tura Rossii (2012-2018 gody)" (s izmeneniyami i dopolneniyami) [The resolution of the Government of the Russian Federation of March 3, 2012 N186 "About the federal target program "Culture of Russia (2012-2018)" (with changes and additions)]. Available at: http://base.garant. ru/70149760/
5. Rvacheva O. V. System of Cossack upbringing and education at the end of the XX - early
^ Социально-культурная деятельность вИШг 1
XXI century. Tendencies of development in the South of Russia. Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University. 2015, no. 8 (103), pp. 188-196. (In Russian)
6. Sklyadneva V. V. Postroenie individual'noi traektorii professional'nogo razvitiya kazakov - nastavnikov kazach'ih klassov po programme povysheniya kvalifikatsii MGUTU im. K. K. Razumovskogo (PKU) [Creation of an individual trajectory of professional development of Cossacks - mentors of the Cossack classes according to the program of professional development of MGUTU of K. K. Razumovsky (PKU)]. In: Mysenko G. V, ed. Aktual'nye problemy sotsial'no-gumanitarnykh znanii [Actual problems of social and humanitarian knowledge]. Moscow, Pero Publishing House, 2015. Pp. 118-121.
7. Fud'ko Yu. I., comp. Traditsionnaya kul'tura kazakov. Traditsii i sovremennost' [The traditional culture of the Cossacks. Tradition and modernity]. Volgograd, 2010. 255 p.
8. Shchuplenkov O. V. K voprosu o sisteme kazach'ego obrazovaniya i vospitaniya [About the system of Cossack education]. Al'manah kazachestva [Almanac of the Cossacks]. 2016, no. 17 (4), pp. 20-28.
9. Shchuplenkov O. V. Rol' sibirskogo kazachestva v osvoenii novyh zemel' [Role of the Siberian Cossacks in the development of new lands]. Al'manah kazachestva [Almanac of the Cossacks]. 2016, no. 15, pp. 38-49.
10. Yaroshenko N. N. Leisure postindustrial society: the search management strategy for the socio-cultural processes. Culture and education: Online monthly scientific and practical magazine. 2015, no. 12. Available at: http://vestnik-rzi.ru/2015/12/3781 (accessed: 26.02.2016).