Научная статья на тему 'Освоение современной молодёжью традиционных культурных и художественных ценностей (на основе музыкальной культуры казачества)'

Освоение современной молодёжью традиционных культурных и художественных ценностей (на основе музыкальной культуры казачества) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSIC EDUCATION / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / MUSICAL CULTURE / КАЗАЧЕСТВО / COSSACKS / КАЗАЧИЙ КАДЕТСКИЙ КОМПОНЕНТ / COSSACK CADET COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашина Н.И., Москаленко О.А.

В данной статье рассматривается проблема освоения современной молодёжью традиционных культурных и художественных ценностей средствами музыкальной культуры казачества, предполагающая как её интонационно-слуховое постижение, так и постижение её ценностного содержания (она воплощает традиционные для русской культуры ценности гражданственность, патриотизм, Православие, семья, соборность). Авторами представлена модель освоения современной молодёжью традиционных культурных и художественных ценностей, которая реализуется в системе казачьего образования как части российского образования в целом, учреждениях дополнительного образования и молодёжных организациях казачьей направленности. Она включает целевой, теоретико-методологический, содержательный, организационный и результативно-оценочный компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TRADITIONAL CULTURAL AND ART VALUES IN MODERN YOUTH (WITH REFERENCE TO MUSICAL CULTURE OF THE COSSACKS)

In this article a problem of development of traditional cultural and art values in modern youth by means of musical culture of the Cossacks assuming its both intonational and acoustical comprehension. The value-related contents of musical culture is considered in the context that it embodies traditional values of the Russian culture, civic consciousness, patriotism, Orthodoxy, a family, conciliarity. The authors have presented a development model of traditional cultural and art values in youth, which is realized in the system of the Cossack education as parts of Russian education in general, establishments of additional education and the youth organizations of the Cossack orientation. This system includes target-related, theoretical, methodological, substantial, organizational, productive and value-based components.

Текст научной работы на тему «Освоение современной молодёжью традиционных культурных и художественных ценностей (на основе музыкальной культуры казачества)»

Key words: music education, musical culture, Cossacks, Cossack cadet component.

Н.И. Кашина, д-р пед. наук, доц. каф. музыкального образования, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Е-mail: koranata@mail.ru

О.А. Москаленко, доц. каф. музыкального образования Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Е-mail: moskalenko.co@gmail.com

ОСВОЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖЬЮ ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУРНЫХ

И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

(НА ОСНОВЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАЧЕСТВА)

В данной статье рассматривается проблема освоения современной молодёжью традиционных культурных и художественных ценностей средствами музыкальной культуры казачества, предполагающая как её интонационно-слуховое постижение, так и постижение её ценностного содержания (она воплощает традиционные для русской культуры ценности - гражданственность, патриотизм, Православие, семья, соборность). Авторами представлена модель освоения современной молодёжью традиционных культурных и художественных ценностей, которая реализуется в системе казачьего образования как части российского образования в целом, учреждениях дополнительного образования и молодёжных организациях казачьей направленности. Она включает целевой, теоретико-методологический, содержательный, организационный и результативно-оценочный компоненты.

Ключевые слова: музыкальное образование, музыкальная культура, казачество, казачий кадетский компонент.

На рубеже XX - XXI вв. произошла смена ценностной парадигмы российского общества, характеризующаяся девальвацией традиционных ценностей, свойственных русскому этносу, что обусловлено рядом факторов, среди которых - глобальная культурная интеграция, разрушение преемственности ценностей между поколениями.

Приоритеты государственной политики лежат сегодня в области сохранения и развития уникальной российской цивилизации, консолидации общества на основе отечественных духовных традиций, совершенствования духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодёжи. Концептуальные подходы к решению данных проблем содержатся в «Национальной доктрине образования в РФ до 2025 г.», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Но, несмотря на тенденцию усиления духовно-нравственного аспекта содержания образования, поиск практических подходов в этой области актуален. Одно из направлений данного поиска - в выявлении потенциала культурных традиций народов России [1].

Ценностные аспекты искусства в практике отечественного образования не всегда оказываются востребованными, так как существует недостаток вариативных моделей образования для различных типов образовательных учреждений, учреждений различных регионов России, имеющих разнообразные культурные традиции (Т.И. Бакланова и др.).

Носителем традиционных ценностей (гражданственность, патриотизм, Православие, семья, социальная солидарность), являвшихся на протяжении многих веков важным элементом общественного сознания и фундаментом российской социальной системы, стало казачество - часть русского этноса, имеющая региональные и военно-сословные субкультурные особенности. По мнению современных исследователей, «вопрос о казачьих традициях может рассматриваться как одно из направлений социальной рефлексии о ценностях культуры, механизмах ее трансляции и освоения» [2, с. 30].

Включение музыкальной культуры казачества в процесс воспитания подрастающего поколения может рассматриваться в качестве средства освоения молодёжью традиционных культурных и художественных ценностей [3]. В связи с этим, нами была разработана модель освоения российской молодёжью традиционных культурных и художественных ценностей. 1. Она реализует современные требования ФГОС ООО, в котором указывается, что изучение предметной области «Искусство» должно обеспечить: формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, их сохранению и приумножению, а личностные результаты освоения ООП ООО должны отражать усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. 2. Модель направлена на достижение цели этнокультурного образования - освоение национально-культурных традиций, в которых воплощены высшие духовно-нравственные ценности этносов, их осознание и освоение, формирование культурной идентичности и целостной этнокультурной компетентности. 3. В модели учитывается специфика учебных учреждений

(разрабатывается содержание казачьего компонента образования) и учреждений дополнительного образования (кадетские казачьи клубы, молодёжные объединения). 4. Содержание воспитания и образования молодёжи согласовано с традиционной культурой казачества конкретной локальной традиции, расположенной на территории Урала и предполагает освоение подрастающим поколением художественной культуры уральского и оренбургского казачества.

Разработанная модель освоения современной молодёжью традиционных культурных и художественных ценностей реализуется в системе казачьего образования как части российского образования в целом, учреждениях дополнительного образования и молодёжных организациях казачьей направленности. Она включает целевой, теоретико-методологический, содержательный, организационный и результативно-оценочный компоненты.

Целевой компонент отражает цель реализации модели -освоение российской молодёжью традиционных культурных и художественных ценностей на основе художественной культуры казачества. Задачи реализации модели: способствовать расширению знаний и представлений молодёжи об интонационных, темпо-ритмических, стилистических и жанровых особенностях музыкальной культуры казачества, развитию умения интерпретировать ценностное содержание художественных произведений (когнитивный компонент); вызывать эмоциональный отклик молодёжи на художественные образы, содержащиеся в художественной культуре казачества, воплощающие традиционные ценности, формировать интерес к ним (рефлексивный компонент); способствовать формированию готовности молодёжи к воссозданию и продуктивному воплощению традиционных ценностей, идеалов, норм, характерных для культуры казачества, в художественных продуктах (деятельностный компонент).

Теоретико-методологический компонент модели включает обоснование методологических подходов к организации процесса освоения молодёжью традиционных культурных и художественных ценностей и принципов этого процесса. Культурологический подход позволяет создать образовательно-культурную среду учебных заведений и учреждений дополнительного образования, выстроить учебно-воспитательный процесс с учетом культурного наследия, ценностей народной культуры, реализовать основной психологический механизм перевода внешних воздействий на личность в ее внутренние ценности, идеалы и нормы - механизм культурной идентификации. Гендерный подход даёт возможность организовать учебно-воспитательный процесс, предоставляющий подрастающему поколению ориентир на реализацию традиционных мужских и женских социальных ролей. Личностно ориентированный подход позволяет признать за юношей (девушкой) статус субъекта воспитательного процесса. Деятельностный подход позволяет осуществить процесс освоения молодёжью традиционных культурных и художественных ценностей в различных видах музыкальной и художественной деятельности. Аксиологический подход позволяет актуализировать в учебно-воспитательном процессе традиционные ценности, заложенные в художественной культуре, сформировать у индивида систему личных художественных ценностей. Полиху-

божественный подход даёт возможность включить подрастающее поколение в различные виды художественной деятельности. Интонационный подход позволяет через интонацию открывать путь постижения художественных произведений, воплощающих в своих образах традиционные ценности. Принцип интеграции предполагает возможность формирования целостного представления молодёжи о ценностях художественной культуры, комплексного ее освоения; интеграция при этом осуществляется на уровне межпредметных связей, урочной и внеурочной деятельности школьников. Принцип освоения ценностного содержания художественной культуры в контекстных связях предполагает изучение фольклорных образцов в соответствующем бытийном контексте, освоение «языка» культурной традиции.

Содержательный компонент модели включает: содержательные аспекты художественной культуры уральского и оренбургского казачества в её музыкальном преломлении, содержащей образцы музыкального искусства казачества Урала -фольклор, любительское творчество, инструментальные произведения, тематически связанные с казачеством; музыкальную символику казачьего войска и самого учебного заведения; методы музыкального образования и методы, свойственные казачьей музыкальной педагогике (подпевание, подхватывание, пение «за следом», «разыгрывание» песен); формы уроков музыки - комбинированные, интегрированные, уроки-путешествия; формы внеучебной деятельности - познавательные, практико-ориен-тированные, развлекательные; формы работы с семьей - семейные творческие гостиные, конкурсы; клубные формы работы - тематическая встреча, традиционные казачьи праздники, полевые исследования; выездные формы работы - детские фольклорно-этнографические экспедиции, военно-полевые сборы казачьих кадетских классов и клубов, смотры-конкурсы; средства художественной культуры: духовно-художественные и материально-художественные.

Организационный компонент модели включает: механизмы освоения личностью традиционных культурных и художественных ценностей - идентификацию, обособление, рефлексию и самореализацию (подробнее о них см. в одной из наших предыдущих публикаций [4]); организационно-педагогические (создание в учебных заведениях и учреждениях дополнительного образования образовательно-культурной среды, ядром которой является художественная культура казачества; учёт её региональных

Библиографический список

особенностей; включение подростков и молодёжи в совместные проекты по воспроизводству, сохранению и распространению художественной культуры казачества) и психолого-педагогические (создание в учебно-воспитательном процессе ситуаций «проживания» практически-духовного компонента культурного опыта казачества, реконструкции и создания художественных продуктов на основе культуры казачества; развитие этноинтонационного слуха подростков и молодёжи) условия реализации.

Результативно-оценочный компонент модели включает в себя критерии и показатели освоенности молодёжью традиционных культурных и художественных ценностей.

На основе данной модели также была создана методика освоения подростками традиционных культурных и художественных ценностей [5], реализующаяся на уроках музыки и во внеурочной деятельности подростков.

Описанная выше модель освоения молодёжью традиционных культурных и художественных ценностей функционирует во многих учебных учреждениях с казачьим кадетским компонентом Урала, в числе которых - ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский кадетский корпус», Первый Уральский казачий кадетский корпус ГО Богданович, МБОУ СОШ № 22 (г. Челябинск), МКОУ СОШ № 1 (г. Ревда), Центр казачьей культуры при Уральском государственном горном университете, ФГБОУ ВпО «Уральский государственный педагогический университет» (в стенах которого в течение последних десятилетий успешно работает ансамбль казачьей песни «Братчина» под руководством доцента Уральского государственного педагогического университета О.А. Москаленко, одного из авторов данной статьи и непосредственного участника реализации описанной модели освоения современной российской молодёжью традиционных культурных и художественных ценностей). Подростки и молодёжь включаются в совместные проекты по воспроизводству, сохранению и распространению художественной культуры казачества: в работу общественного молодёжного движения «Казачий дозор», объединяющего казачьи клубы Свердловской, Курганской, Челябинской и Тюменской областей: в проведение мероприятий, проводимых ежемесячно на базе одного из пикетов (первичных территориальных организаций - клубов, молодёжных групп, казачьих кадетских учреждений/классов) - «Дмитров день», «Ильинские сборы», «Казачье наследие», «Казачий сполох», «Квадрат-103», «Каменские учения», «Дмитриевская застава» и т. д.

1. Кашина Н.И. Проблема освоения детьми и молодёжью традиционных культурных и художественных ценностей. Мир науки, культуры и образования. 2014; 5: 50 - 52.

2. Мурзина И.Я. Традиции казачьего воспитания: этический аспект. Человек в мире культуры. 2015; Т. 2: 24 - 30.

3. Кашина Н.И. Педагогический потенциал художественной культуры казачества в освоении детьми и молодёжью традиционных ценностей. Мир науки, культуры, образования. 2014; 4 (47): 213 - 215.

4. Кашина Н.И. Психологические предпосылки освоения личностью традиционных культурных и художественных ценностей. Н. И. Кашина, Н. Г. Тагильцева. Мир науки, культуры и образования. 2014; 5: 70-73.

5. Кашина Н.И. Методика освоения подростками традиционных культурных и художественных ценностей. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6 (55): 203 - 205.

References

1. Kashina N.I. Problema osvoeniya det'mi i molodezh'yu tradicionnyh kul'turnyh i hudozhestvennyh cennostej. Mirnauki, kul'turyiobrazovaniya. 2014; 5: 50 - 52.

2. Murzina I.Ya. Tradicii kazach'ego vospitaniya: 'eticheskij aspekt. Chelovek vmire kul'tury. 2015; T. 2: 24 - 30.

3. Kashina N.I. Pedagogicheskij potencial hudozhestvennoj kul'tury kazachestva v osvoenii det'mi i molodezh'yu tradicionnyh cennostej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 4 (47): 213 - 215.

4. Kashina N.I. Psihologicheskie predposylki osvoeniya lichnost'yu tradicionnyh kul'turnyh i hudozhestvennyh cennostej. N. I. Kashina, N. G. Tagil'ceva. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2014; 5: 70-73.

5. Kashina N.I. Metodika osvoeniya podrostkami tradicionnyh kul'turnyh i hudozhestvennyh cennostej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 203 - 205.

Статья поступила в редакцию 31.05.16

УДК 37.013.42

Giyenko L.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),

E-mail: lyubov.gienko@mail.ru

SOCIAL COMPETENCE OF PRESCHOOL CHILDREN. In the work a problem of formation of social competence of preschool children in conditions of an educational institution is revealed. The main competences of children of 6-7 years of age are named to be "independence", "randomness of behavior", "good will". Criteria and indicators of social competence of children from 6 to 7 years of age are defined. The characteristics are given to levels of key competences of preschool children taking into account their formation. The authors analyze results of their concrete diagnostic techniques. The results of the forming experiment of their program, which are developed on the basis of a competence-based approach, are presented. The work offers some innovative technology of how to form social competence of children in conditions of a preschool educational institution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.