Научная статья на тему 'Формирование основ культуры казачества как предмет педагогического исследования'

Формирование основ культуры казачества как предмет педагогического исследования Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
45
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
КАЗАЧЕСТВО / COSSACKS / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / MULTICULTURAL ENVIRONMENT / ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / ETHNIC AND SOCIAL GROUPS / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / TRADITIONAL CULTURE / ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ / VOLGOGRAD REGION / РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / REGIONAL CULTURAL SECURITY / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ОБЩЕСТВА / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / SPIRITUAL VALUES / SOCIAL VALUES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Курышева Е.И., Александрина Н.А.

Разнообразие культурного окружения и усиление глобальных миграционных процессов, способствующих формированию многонациональных образований, социальных общностей и коллективов, вызывает необходимость искать пути налаживания межнациональных отношений и мирного сосуществования различных этнокультур в поликультурной среде. Процесс формирования и развития культурных традиций, доминантных для конкретной территории, крайне сложен, он осуществляется всей совокупностью социальной действительности, окружающей личность. Обычно данный процесс происходит стихийно, но его можно и нужно делать целенаправленным. Для этого необходима, по мнению автора, организованная педагогическая деятельность. В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в рамках гранта РГНФ «Организации территориального общественного самоуправления как инструмент развития традиционной культуры казачества на территории Волгоградской области». Анализируя полученные данные, автор указывает на перспективность привлечения к процессу развития культуры казачества представителей прочих этносоциальных групп, поскольку преобладающими чертами данной культуры являются духовно-нравственные традиции. Они сформировались на протяжении многовекового православного уклада жизни и проявляются в любви к Богу и ближнему, трудолюбии, почтению к родителям и старшим, гуманном отношении к людям, патриотизме и служении Отечеству. Кроме того, автор отмечает, что организация высшего профессионального образования как социальный институт имеет все возможности для формирования у студентов основ традиционной доминантной для того или иного региона культуры в ходе как учебной, так и внеучебной деятельности. Выполнение данной функции, несмотря на ее очевидную латентность, является крайне актуальной задачей вуза в контексте обеспечения региональной культурной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Курышева Е.И., Александрина Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of cossacks’ culture basics as a subject of pedagogical research

Variety of cultural environment and enhancement of global migratory processes provoking formation of multinational establishments, social societies and collectives arouses necessity of searching new ways of international relations’ settlement, peaceful existing of different ethnic cultures in multicultural environment. The process of formation and development of cultural traditions, which are dominant for exact territory, is very d ifficult task; it is carried out by total social reality. Usually this process is chaotic, but it should be controlled. The authors believe that it is necessary to organize pedagogical activity. This article presents the results of social research carried out in the frames of grant by RHSF «Organization of territorial public self-government as a tool of Cossacks’ culture development on the territory of Volgograd oblast». Analyzing these data, the author marks that opportunity of this cultural society is very important because this culture has high spiritual and moral traditions. It was formed during long orthodox life style and they love God and people around, work, respect to parents and elder people, humanity, patriotism and service to motherland. Besides, the author marks the fact that organization of higher professional education as a social institute has all the opportunities for formation of traditional basics for students in this or that region during education process. This function is very important for university in the context of regional cultural security.

Текст научной работы на тему «Формирование основ культуры казачества как предмет педагогического исследования»

Е.И. Курышева, ст. преподаватель, Н.А. Александрина, канд. пед. наук, ст. преподаватель,

кафедра менеджмента и маркетинга, Московский финансово-юридический университет МФЮА (Волгоградский филиал), г. Волгоград, Россия, kurysheva.e@list.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ КАЗАЧЕСТВА КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Разнообразие культурного окружения и усиление глобальных миграционных процессов, способствующих формированию многонациональных образований, социальных общностей и коллективов, вызывает необходимость искать пути налаживания межнациональных отношений и мирного сосуществования различных этнокультур в поликультурной среде. Процесс формирования и развития культурных традиций, доминантных для конкретной территории, крайне сложен, он осуществляется всей совокупностью социальной действительности, окружающей личность. Обычно данный процесс происходит стихийно, но его можно и нужно делать целенаправленным. Для этого необходима, по мнению автора, организованная педагогическая деятельность. В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в рамках гранта РГНФ «Организации территориального общественного самоуправления как инструмент развития традиционной культуры казачества на территории Волгоградской области». Анализируя полученные данные, автор указывает на перспективность привлечения к процессу развития культуры казачества представителей прочих этносоциальных групп, поскольку преобладающими чертами данной культуры являются духовно-нравственные традиции. Они сформировались на протяжении многовекового православного уклада жизни и проявляются в любви к Богу и ближнему, трудолюбии, почтению к родителям и старшим, гуманном отношении к людям, патриотизме и служении Отечеству. Кроме того, автор отмечает, что организация высшего профессионального образования как социальный институт имеет все возможности для формирования у студентов основ традиционной доминантной для того или иного региона культуры в ходе как учебной, так и внеучебной деятельности. Выполнение данной функции, несмотря на ее очевидную латентность, является крайне актуальной задачей вуза в контексте обеспечения региональной культурной безопасности.

Ключевые слова: казачество, поликультурная среда, этносоциальные группы, традиционная культура, Волгоградская область, региональная культурная безопасность, система ценностей общества, духовные ценности.

В современных условиях обособленное существование народов и культур практически невозможно из-за усиления миграционных процессов, увеличения числа этнически смешанных семей, образования многонациональных коллективов в социальных институтах. Такое положение характерно и для Волгоградской области.

В частности, по официальным данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области, только за 2013

год на территорию региона прибыло более 40 тысяч мигрантов1. Люди сталкиваются с разнообразием культурного окружения, с иной системой ценностей, что зачастую приводит к отсутствию взаимопонимания. Следовательно, возникает необходимость прилагать усилия для налаживания мирного сосуществования различных этнокультур в поликультурной среде.

Под поликультурной средой будем понимать «совокупность всех условий жизнедеятельности, в которых осуществляется

№ 1 (53) ЯНВАРЬ 2015

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

интеграция общекультурного (на макроуровне), социального и личностного начал Это своеобразное пространство уклада жизни сообщества, проживающего на определенной территории. ... В то же время она независима от порождающей ее общности, поскольку не замыкается лишь на одной группе и не исчезает целиком в конкретном ареале, даже если она мигрирует в другой регион»2.

Проблема мирного =

сосуществования различных культур в поликультурной среде в современных условиях неразрешима без их взаимного проникновения и, следовательно, обогащения, уважения их базовых духовных ценностей. Данный процесс предполагает достижение социальной и психологической интеграции индивидуума с еще одной культурой без потери богатств собственной. При этом базовые духовные ценности двух культур, такие как истина, добро, красота, чувство долга и совесть, безусловно, должны совпадать.

Процесс приобщения к традиционной казачьей культуре представителей внешних по отношению к казачеству этносоциальных групп представляется достаточно перспективным как с точки зрения реальности его воплощения (шансов на его успешную реализацию), так и по отношению к потенциально возможным положительным результатам его реализации, поскольку преобладающими чертами культуры казачества являются духовно-нравственные традиции и патриотизм.

В социально-философском контексте духовно-нравственные традиции казачества формировались на протяжении многовекового православного укла- : да жизни и проявляются в любви к Богу и ближнему, трудолюбии, почтению к родителям и старшим, гуманном отношении к людям, патриотизме и служении Отече-

Проблема мирного сосуществования различных культур в поликультурной среде в современных

условиях неразрешима без их взаимного проникновения и, следовательно, обогащения, уважения их базовых духовных ценностей.

Социализация молодого человека в казачьем сообществе - это процесс статусно-ролевого освоения и усвоения, определения и ориентации в институционально организованной социальной среде, в ходе которого формируется культура личности человека, гражданина и патриота.

ству, разумности жизненных установок, возможности самопожертвования.

Следует согласиться с Г.Н. Сараевой в том, что «сущность духовно-нравственных традиций казачества — в казачьем духе беззаветного служения Родине, религиозности, в рыцарском понимании чести, в благородном стремлении к славе, в психологии свободного человека, независимом характере и чувстве собственного достоинства, в безграничной любви казака к родному краю, во врожденной любви к военному делу, в своеобразии казачьего быта, испытанном умении быстро и организованно действовать, в развитом чувстве взаимной выручки»3.

Социализация молодого человека в казачьем сообществе — это процесс статусно-ролевого освоения и усвоения, определения и ориентации в институционально организованной социальной среде, в ходе которого формируется культура личности человека, гражданина и патриота4.

Перечисленные выше базовые составляющие традиционной культуры казачества, безусловно, являются положительными с точки зрения обеспечения интересов российской государственности. Поэтому разработка механизмов приобщения к данной культуре на территории ее доминирования представителей этносоциальных аут-групп (по отношению к самому казачеству) имеет = немаловажное значение. С этой целью на базе Волгоградского филиала Московского финансово-юридического университета МФЮА было проведено социологическое исследование в рамках гранта РГНФ «Организации территориального общественно-= го самоуправления как инструмент развития традиционной культуры казачества на территории Волгоградской области». Всего было опрошено 1 250 респондентов в возрасте 18—65 лет, прожива-

ющих в границах 25 организаций территориального общественного самоуправления (ТОС), расположенных на территории пяти муниципальных образований Волгоградской области, имеющих богатые казачьи традиции — Алексеевского, Калачев-ского, Кумылженско-го, Серафимовичского и Урюпинского муниципальных районов (по 50 человек на территории каждой из 25 выбранных организаций ТОС).

В ходе исследования респондентам задавался вопрос о перспективности приобщения к традиционной культуре казачества представителей прочих этносоциальных групп. Более половины опрошенных (59,84%) заявили, что поддерживает данную инициативу, а среди тех, кто относит себя к казачеству, 79,02%.

Кроме того, было установлено, что на территории выбранных ТОС доля жителей, относящих себя к казачеству, составляет 57,2%, в то время как тех, кто причисляет себя к носителям традиционной казачьей культуры — лишь 48,0%, причем среди этой группы доля казаков, не являющихся носителями традиционной казачьей культуры, достаточно высока — 17,62%.

Данные результаты, с одной стороны, подтверждают перспективность привлечения к традиционной культуре казачества представителей прочих этносоциальных групп, а с другой стороны, свидетельствуют о необходимости ведения более активной PR-деятельности в этом направлении в среде самого казачества.

Необходимо отметить, что культура казачества представляет собой перспективный образец традиционной культуры,

доминантной для Волгоградской области, в плане вовлечения в нее новых носителей. Данный факт объясняется тем, что казачество является субэтносом, а основные духовные ценности его культуры приемлемы для доктринальных положений всех без исключения традиционных для Российской Федерации религий.

Подтверждением является и тот факт, что представители прочих этносоциальных групп (находящихся вне казачества) не возражают против участия своих детей и внуков в мероприятиях по популяризации традиционной культуры казачества (см таблицу).

В ходе исследования респондентам было предложено ответить на вопрос: принимают ли их дети или внуки участие в каких-либо мероприятиях по развитию традиционной культуры казачества?

Как видим, доля респондентов, не относящих себя к казачеству, чьи внуки или дети принимают участие в мероприятиях по развитию традиционной культуры казачества, достаточно высока для релевантных ситуаций (42,55%), причем высока именно вследствие универсальности ее основных духовных ценностей.

Кроме того, процесс развития культуры казачества имеет особое значение для Волгоградской области, что было подтверждено результатами социологического исследования: респонденты оценили важность процесса развития культуры для региона на 6,41 балла по шкале от 0 до 10, где 0 — «совсем не значимо», 10 — «максимально значимо».

Культура казачества в целом является одной из доминирующих на территории

Участие несовершеннолетних детей (внуков) респондентов в мероприятиях, способствующих развитию традиционной культуры казачества, в зависимости от их принадлежности/непринадлежности к казачеству

Отнесение респондентов, имеющих детей или внуков, самих себя к казачеству Участие в мероприятиях по развитию традиционной культуры казачества, %

да нет

да 86,03 13,97

нет 42,55 57,45

Культура казачества в целом является одной из доминирующих на территории области, при том что сам регион является одним из российских лидеров по развитию традиционной культуры данного типа.

№ 1 (53) ЯНВАРЬ 2015

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

области, при том что сам регион является одним из российских лидеров по развитию традиционной культуры данного типа. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что на территории региона ежегодно проводится Всероссийский фольклорный фестиваль-конкурс традиционной казачьей культуры «Станица», а в сентябре 2014 года в Правительстве Волгоградской области прошло выездное заседание Федеральной комиссии по организации господдержки и развитию самобытной казачьей культуры Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества. Это мероприятие впервые проводилось за пределами Москвы, в чем просматривается признание положительного опыта Волгоградской области по развитию традиционной культуры казачества.

Наконец, следует отметить, что в исследовании была также установлена особая роль образовательных учреждений в развитии традиционной культуры казачества на территории Волгоградской области, что может стать темой отдельной дискуссии и публикации. Именно поэтому место проведения опытно-экспериментальной работы (студенческая среда) является крайне

перспективным с исследовательской точки зрения, а проблематика представляет существенный практический интерес.

Таким образом, можно констатировать, что процесс формирования и развития культурных традиций крайне сложен, он осуществляется всей совокупностью социальной действительности, окружающей личность: системой ценностей общества, семьей, средствами массовой информации, общением со сверстниками и т. п. Обычно данный процесс происходит стихийно, но его можно и нужно делать целенаправленным, а для этого необходима, на наш взгляд, особо организованная педагогическая деятельность. Организация высшего профессионального образования как социальный институт имеет все возможности для формирования у студентов основ традиционной доминантной для того или иного региона культуры (в нашем случае — культуры казачества) в ходе как учебной, так и внеучебной деятельности. Именно поэтому следующим шагом в исследовании должны стать вопросы разработки методического инструментария для формирования у студентов основ культуры казачества в поликультурной среде университета. ^

Литература

1. Статистический ежегодник «Волгоградская область 2012». Официальное издание. Волгоград: Вол-гоградстат СРСМ, 2013. 838 с.

2. Гуров В.Н., Шабалдас А.Е. Поликультурная среда как объект социально-педагогических исследований // Вестник Ставропольского государственного университета. 2003. № 35. С. 88.

3. Сараева Г.Н. Духовно-нравственные традиции казачества, их специфика и влияние на современное

российское общество: дисс. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2007. 165 с.

4. Левченко Т.В. Традиции российского казачества — духовный ресурс патриотического воспитания детей и молодежи: научно-методическое издание. Волгоград: изд-во ВолГМУ, 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vounb.volgograd. ru/elibrary/book/levchenko/Levchenko_Tradicii_ rossiyskogo_k azachestva.pdf (дата обращения 26.12.2014).

FORMATION OF COSSACKS' CULTURE BASICS AS A SUBJECT OF PEDAGOGICAL RESEARCH

E.I. Kurysheva, senior lecturer, N.A. Alexandrina, Candidate of pedagogy, senior lecturer, the department of management and marketing, Moscow University of Finance and Law (Volgograd branch), Volgograd, Russia, kurysheva.e@list.ru

Variety of cultural environment and enhancement of global migratory processes provoking formation of multinational establishments, social societies and collectives arouses necessity of searching new ways of international relations' settlement, peaceful existing of different ethnic cultures in multicultural environment. The process of formation and development of cultural traditions, which are dominant for exact territory, is very d ifficult task; it is carried out by total social reality. Usually this process is chaotic, but it should be controlled. The authors believe that it is necessary to organize pedagogical activity. This article presents the results of social research carried out in the frames of grant by RHSF «Organization of territorial public self-government as a tool of Cossacks' culture development on the territory of Volgograd oblast». Analyzing these data, the author marks that opportunity of this cultural society is very important because this culture has high spiritual and moral traditions. It was formed during long orthodox life style and they love God and people around, work, respect to parents and elder people, humanity, patriotism and service to motherland. Besides, the author marks the fact that organization of higher professional education as a social institute has all the opportunities for formation of traditional basics for students in this or that region during education process. This function is very important for university in the context of regional cultural security.

Keywords: Cossacks, multicultural environment, ethnic and social groups, traditional culture, Volgograd region, regional cultural security, social values, spiritual values.

References

1. Statisticheskii ezhegodnik «Volgogradskaia oblast' 2012» [Statistical Yearbook of the Volgograd region 2012»]. Volgograd, Volgogradstat SRSM Publ., 2013. 838 p.

2. Gurov V.N., Shabaldas A.E. Polikul'turnaia sreda kak ob»ekt sotsial'no-pedagogicheskikh issledovanii [Multicultural environment as a subject of socio-pedagogical research]. Vestnik Stavropol'skogo gosudarstvennogo uni-versiteta — Bulletin of the Stavropol state University, 2003, no. 35, p. 88.

3. Saraeva G.N. Dukhovno-nravstvennye traditsii kazach-estva, ikh spetsifika i vliianie na sovremennoe rossiiskoe ob-shchestvo: diss. ... kand. filos. nauk [Spiritual and moral

traditions of the Cossacks, their specificity and influence on contemporary Russian society: candidate of philosophical sci. diss.]. Stavropol, 2007. 165 p. 4. Levchenko TV. Traditsii rossiiskogo kazachestva — duk-hovnyi resurs patrioticheskogo vospitaniia detei i molodezhi: nauchno-metodicheskoe izdanie. [Traditions of Russian Cossacks - the spiritual resource of Patriotic education of children and youth: methodological edition]. Volgograd, izd-vo VolGMU Publ., 2013. Available at: http:// www.vounb.volgograd.ru/elibrary/book/levchenko/Lev-chenko_Tradicii_rossiyskogo_k azachestva.pdf (accessed 26.12.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.