Научная статья на тему 'Педагогический потенциал традиционной культуры казачества в патриотическом воспитании обучающейся молодежи'

Педагогический потенциал традиционной культуры казачества в патриотическом воспитании обучающейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА КАЗАЧЕСТВА / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ / ОБУЧАЮЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / CULTURE OF THE COSSACKS / PATRIOTIC EDUCATION / UPBRINGING / TRADITIONAL CULTURE / EDUCATION OF YOUNG PEOPLE / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саенко Людмила Александровна, Затеева Татьяна Григорьевна

Представлены основные результаты исследования по выявлению самоидентификации молодежи с казачеством и отношения к казачеству. Показаны отношение обучающейся молодежи к традиционной культуре казачества; самооценка знаний обучающейся молодежи о культуре казачества. Представлены выборы участников опроса относительно их представления о проявлении патриотизма молодежи. Обозначены причины, негативно влияющие на развитие патриотических качеств у молодежи. Выделен педагогический потенциал традиционной культуры казачества в воспитании патриотизма обучающейся молодежи: трудолюбие, ценности семьи, уважение к родителям и страшим, служение Отечеству, высокая духовная культура. Представлены примеры работы образовательных организаций, опирающихся в своей воспитательной работе на традиционную культуру казачества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саенко Людмила Александровна, Затеева Татьяна Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE TRADITIONAL CULTURE OF COSSACKS IN THE PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH

The paper discusses the main results of research related to self-identification of youth with the Cossacks and the attitudes towards the Cossacks. The attitude of students towards the traditional culture of the Cossacks and their self-assessment of knowledge on the culture of the Cossacks are shown. Alternatives of young participants of poll concerning their idea of manifestation of patriotism are presented. The reasons having negative effect on development of patriotic qualities in youth are designated. Pedagogical potential of traditional culture of the Cossacks in fostering patriotism in the students is allocated: diligence, family values, respect for parents and elders, service to the Fatherland, and high spiritual culture. Examples of work of the educational organizations relying in the educational work on the traditional culture of the Cossacks are presented.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал традиционной культуры казачества в патриотическом воспитании обучающейся молодежи»

УДК 37.017:316.723(=161.1) ББК 74.005.22 С 14

Л.А. Саенко

Доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры общей и социальной педагогики факультета педагогики, психологии и коммуникати-вистики Кубанского государственного университета; E-mail: la-saenko@ yandex.ru

Т.Г. Затеева

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования факультета педагогики, психологии и коммуни-кативистики Кубанского государственного университета; E-mail: t-zate-eva@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАЧЕСТВА В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

(Рецензирована)

Аннотация. Представлены основные результаты исследования по выявлению самоидентификации молодежи с казачеством и отношения к казачеству. Показаны отношение обучающейся молодежи к традиционной культуре казачества; самооценка знаний обучающейся молодежи о культуре казачества. Представлены выборы участников опроса относительно их представления о проявлении патриотизма молодежи. Обозначены причины, негативно влияющие на развитие патриотических качеств у молодежи. Выделен педагогический потенциал традиционной культуры казачества в воспитании патриотизма обучающейся молодежи: трудолюбие, ценности семьи, уважение к родителям и страшим, служение Отечеству, высокая духовная культура. Представлены примеры работы образовательных организаций, опирающихся в своей воспитательной работе на традиционную культуру казачества.

Ключевые слова: культура казачества, патриотическое воспитание, воспитание, традиционная культура, воспитание молодежи, обучающаяся молодежь.

L.A. Saenko

Doctor of Sociology, Associate Professor, Professor of Department of the General and Social Pedagogy of Faculty of Pedagogy, Psychology and Communicativistics, the Kuban State University; E-mail: la-saenko@yandex.ru

T.G. Zateeva

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of Pedagogy and Technique of Primary Education of Faculty of Pedagogy, Psychology and Communicativistics, the Kuban State University; E-mail: t-zateeva@yandex.ru

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE TRADITIONAL CULTURE OF COSSACKS IN THE PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH

Abstract. The paper discusses the main results of research related to self-identification of youth with the Cossacks and the attitudes towards the Cossacks.

The attitude of students towards the traditional culture of the Cossacks and their self-assessment of knowledge on the culture of the Cossacks are shown. Alternatives of young participants of poll concerning their idea of manifestation of patriotism are presented. The reasons having negative effect on development of patriotic qualities in youth are designated. Pedagogical potential of traditional culture of the Cossacks in fostering patriotism in the students is allocated: diligence, family values, respect for parents and elders, service to the Fatherland, and high spiritual culture. Examples of work of the educational organizations relying in the educational work on the traditional culture of the Cossacks are presented.

Keywords: The culture of the Cossacks, patriotic education, upbringing, traditional culture, education of young people, students.

В настоящее время казачество является составной частью российского общества, поскольку осуществляет государственную службу, поддерживает порядок, что является гарантом социальной стабильности и безопасности в стране. Казачество включено в процессы нравственно-патриотического, гражданского, физического воспитания молодежи, участвует в решении проблем национальной безопасности и вопросов поднятия престижа военной службы. Необходимо выделить педагогический потенциал традиционной культуры казачества при решении задач патриотического воспитания обучающейся молодежи.

Рассмотрим понятие «традиционная культура». Под традиционной культурой мы понимаем «исторически унаследованную» культуру, её формы и содержание, а под развитием культуры - результат ее модернизации, происходящий без нанесения ущерба архетипам и духовным ценностям, заложенным в ней [1].

Утрата традиционной культуры может обернуться «социальной разбалансировкой, лишить общество его исторической перспективы и, в конечном итоге, привести к распаду и гибели государства в целом», - отмечает С.Н. Лукаш [2]. Вследствие этого интерес к традиционной культуре в современных исследованиях существенно вырос на всей территории нашей страны.

Культура казачества является одной из преобладающих на территории Ставропольского и

Краснодарского края при том, что эти регионы входят в число российских лидеров по развитию традиционной культуры данного типа. Можно отметить, что наследие культуры казачества является ресурсом формирования и развития идентичности регионов.

В 2017 году было проведено исследование по теме «Развитие традиционной культуры казачества». В исследование включалось анкетирование учащихся старших классов общеобразовательных школ и студентов средних профессиональных учебных заведений, которые проживают в границах Ставропольского и Краснодарского края. Задействованы респонденты территорий пяти муниципальных образований, имеющих богатые казачьи традиции Ставрополького края (Шпаков-ский, Минераловодский, Предгорный, Кочубеевский, Левокумский районы) и Краснодарского края (г. Тимашевск, г. Новокубанск). Всего в анкетировании приняли участие 350 респондентов (по 50 человек на территории каждой из выбранных районов), что удовлетворяет предъявляемым требованиям ва-лидности полученных результатов исследования.

В процессе данного исследования обучающейся молодежи был задан вопрос о перспективности приобщения представителей других этносоциальных групп к традиционной культуре казачества. Больше половины опрошенных (58,52%) ответили, что полностью поддерживают данную инициативу, а среди

тех, кто уже причисляет себя к казачеству, процент «оптимистов» еще выше - 78,12%.

Также было установлено, что на территории выбранных поселений процент жителей, которые относят себя к казачеству, составляет 56,23%, процент причисляющих себя к носителям традиционной казачьей культуры - лишь 49,31%, причем здесь 1,79% составляют те, которые заявляют о том, что они находятся вне рамок казачества, а 18,58% - это доля казаков, которые не являются носителями традиционной казачьей культуры.

При ответе на первый вопрос, связанный с получением информации о культуре казачества, выборы обучающейся молодежи распределились следующим образом: газеты и журналы - 4%, сеть Интернет - 5%, прочие мероприятия - 7%, мероприятия в школе - 10%, религиозные источники - 4%, беседы с авторитетными людьми - 1%, радио - 4%, телевидение - 15%, книги - 4%, рассказы близких людей - 46%.

Ответы на следующий вопрос о количестве контактов с представителями казачества у молодых людей за месяц распределились следующим образом: 45% учащихся отметили, что имеют от 0 до 2 контактов; 45% - от 3 до 5 контактов; 10% - от 6 до 10 контактов. Других вариантов ответов выбрано не было. Такие результаты говорят о том, что обучающиеся либо не знают, что кто-либо является представителем казачества, и не учитывают эти контакты, либо действительно нет межличностных контактов. Те молодые люди, которые сделали выбор, отмечают, что такими представителями являются их старшие родственники, которые причисляют себя к казачеству.

Вопрос относительно уровня знаний обучающейся молодежи о традиционной культуре казачества показал, что знаний явно недостаточно. И обучающиеся сами это отмечают. При оценке своих знаний

о культуре казачества по десятибалльной шкале от 1 до 10 (где 1 - самый низкий уровень, а 10 -самый высокий уровень) молодые люди наиболее часто выбирали 3 и 4 балла (по 40% выборов). Отметим, что оценку 8, 9 и 10 не выбрал никто из участников анкетирования.

Вопрос о желании пополнить свои знания о традиционной культуре казачества показал, что подавляющее большинство обучающейся молодежи независимо от национальной принадлежности хотели бы это сделать - 87%, и только незначительная часть - 13% ответили отрицательно.

В целом результаты анкетирования показали, что нет отчуждения от культуры казачества, обучающаяся молодежь хотела бы получить дополнительные знания, участвовать в мероприятиях, где раскрывались бы народные традиции, фольклор, народные промыслы, быт казацкого сословия. Кроме того, обучающимся стало интересно, чем отличалась жизнь казаков, проживающих на Ставрополье и Кубани, от других регионов.

В целом ответы обучающейся молодежи показали, что они положительно относятся к традициям казачества, что можно принять за основу в воспитательной работе, в том числе и воспитании патриотизма.

Приведем результаты ответов респондентов на вопрос «В чем, на Ваш взгляд, проявляется патриотизм молодого человека?», которые показали, что для респондентов понятие «патриотизм» и «гражданский долг» практически синонимично (см. табл. 1).

При рассмотрении вопроса «Какие причины, на Ваш взгляд, в наибольшей степени отрицательно влияют на формирование патриотических качеств?» можно отметить следующее:

- отрицательное влияние СМИ на формирование патриотических качеств современной молодежи

Таблица 1

Выбор респондентов относительно проявлений патриотизма молодого человека (в %)

№ п\п Вариант ответа Количество ответов (%)

1. В успешной учебе в школе, другом учебном заведении 17,0

2. В активном выполнении трудовых заданий на производстве и т.д. 9,9

3. В выполнении воинского долга в рядах Вооруженных Сил 52,5

4. В активном участии в патриотических мероприятиях, акциях, проводимых в образовательном учреждении и вне его 35,6

5. В воспевании красоты и могущества Родины средствами литературы, искусства и др. 21,4

6. В активном участии в коммерции, бизнесе и т. д 11,4

7. В поддержке отечественных товаров 3,4

8. В деятельности по защите государственного строя и правопорядка 11,6

9. В поддержании и развитии своей малой Родины 38,2

10. В осуждении тех, кто уезжает из страны учиться, работать, жить 3,0

11. Другое 1,6

указали большинство респондентов (48,8%);

- отрицательное влияние друзей и товарищей (37%);

- «ненормальная» обстановка в семье (38%);

- сложная и трудная обстановка в стране (23,9%);

- отсутствие ясной патриотической идеи в обществе и её слабое проявление в сознании многих людей (19%);

- отсутствие веры многих в полезность нравственных идеалов (17,5%);

- отсутствие возможности по-настоящему проявить себя в хорошем и нужном деле (16,5%);

- отсутствие интересных патриотических программ на телевидении (13,2%);

- недостатки в воспитательной работе педагогов (7,6%).

Недостатки в воспитательной работе педагогов выбрало наименьшее количество респондентов, что, возможно, связано с суждением, что патриотическое воспитание молодежи - это задача в первую очередь государства.

Полученные результаты нацеливают на обращение к традиционной культуре казачества как источнику патриотического воспитания обучающейся молодежи.

Отметим, что в настоящее время казачество являет собой субэтнос, т.е. специфическую организованную группу людей, которая исторически сложилась на определенной территории и сохранила особую культуру, благодаря общности самосознания. В то же время не выявлены однозначные, четкие характеристики казачьей этнич-ности. Следовательно, субъектами движения казачества являются не прямые потомки казаков, а активисты возрождения казачества. При отсутствии четких национальных и этнических черт возможно привлечение населения региона в качестве носителей и ретрансляторов традиционной культуры казачества.

Представим педагогический потенциал традиционной культуры казачества.

Уважение к родителям и старшим. Поддерживая традиции христианства, казачье сообщество

воспитывало молодежь в духе усвоения христианских заповедей, в том числе почитания родителей и старших по возрасту и статусу членов сообщества, что способствовало не только воспитанию уважения к людям пожилого возраста, но и снижению уровня конфликтов между поколениями.

Трудолюбие. Трудовое воспитание берет истоки в семье. Именно в семье прививаются основные понятия о элементарных трудовых обязанностях. Совместная посильная работа со старшими членами семьи и наличие собственных трудовых функций способствуют развитию как психических, так и нравственных качеств личности. Работа во благо сообщества, овладение трудовыми навыками способствуют умению выживать в сложных жизненных ситуациях, учат умению разумно жить.

Ценностное отношение к семье. В основе существования любого социума и казачьего в том числе лежит, безусловно, семья. Уважение и почитание старших членов семьи, хранителей традиций, обрядов и обычаев, которые пользовались заслуженным авторитетом и играли главную роль в казачьем самоуправлении, были определяющим в семейно-бытовом укладе. Прочности семейных уз, уважительному и доверительному отношению в паре предавалось большое значение. Как отмечает Н.Е. Шафажинская, «семейный союз у казаков пользуется большим уважением, причем женщина и мужчина в семейных отношениях являются почти равноправными. Данный факт подтверждает то важное обстоятельство, что в отсутствие мужа казачка сама ведет хозяйство и поддерживает дом. Глава семейства - это всегда отец, но в случае его смерти главенство в доме переходит к матери» [3].

Служение Отечеству. Служение Отечеству - одна из главных обязанностей казака. готовность

бескорыстно служить Отечеству, на благо своим ближним прививалась мальчикам в казачьих семьях с детства. Защита Отечества - право и долг каждого человека. Достигнув 18 лет, юноши из казачьих семей принимали присягу на верность Отечеству и проходили обучение военному делу, вместе с тем обучаясь взаимовыручке, сотрудничеству, умению подчинять свои интересы интересам коллектива.

Высокая духовная культура. Следование заповедям христианства, сохранение культурного наследия, традиций и обычаев, принятие Устава казачества и следование казачьим заповедям являлось мощным средством саморегуляции и регламентации социальных норм и правил, принятых в социуме.

Лучшие традиции казачества нашли свое отражение в работе образовательных учреждений, деятельность которых направлена не только на сохранение и поддержание традиций, обычаев, обрядов казачества, но и подготовку юношей к служению Отечеству на различных государственных и общественных службах. Примером таких образовательных учреждений могут быть кадетская школа имени генерала Ермолова А.П. г. Ставрополя, отметившая в 2017 году свое пятнадцатилетие, в структуру школы входят несколько казачьих классов; ГБОУ кадетская школа-интернат «Кубанский казачий кадетский корпус имени атамана М.П. Бабыча» Краснодарского края.

В образовательном процессе этих учебных заведений предусмотрены встречи с лучшими представителями казачьего общества, с атаманами, изучение обычаев и традиций казачества, принятие присяги на верность служения Отечеству и казачеству, изучение казачьей культуры, войскового этикета, уникальной воинской казачьей культуры. Непосредственно участие в войсковых праздниках казачьего войска, разучивание

казачьих военных песен, изучение устава казачества и неукоснительное его соблюдение способствуют развитию социально (ответственности, самостоятельности, рефлексии, сотрудничества и т.д.) и граждански (патриотизм, благонравие, ориентированность на семью, терпимость и др.) значимых качеств личности.

Таким образом, педагогический потенциал традиционной культуры казачества в патриотическом воспитании молодого поколения представляется нам достаточно перспективным как с точки зрения его реального воплощения (шансов на успех), так и относительно потенциально возможных положительных результатов его реализации.

Примечания:

1. Курышева Е.И. Формирование основ культуры казачества у студентов университета в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед.: 13.00.08. Самара, 2015. 201 с.

2. Лукаш С.Н. Воспитание подрастающих поколений в традициях и инновациях культуры казачества Юга России: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 2010. 48 с.

3. Шафажинская Н.Е. Духовно-нравственные основы и потенциал российского казачества: вера, культура, патриотическое служение. М.: ИНФРА-М, 2014. 204 с.

References:

1. Kurysheva E.I. Formation of the bases of culture of the Cossacks of the students of university in the course of vocational training: Diss. for the Cand. of Pedagogy degree: 13.00.08. Samara, 2015. 201 pp.

2. Lukash S.N. Education of the younger generations in the traditions and innovations of the culture of the Cossacks of the South of Russia: Diss. abstract for the Dr. of Pedagogy degree. Rostov-on- Don, 2010. 48 pp.

3. Shafazhinskaya N.E. Spiritual and moral foundations and potential of the Russian Cossacks: religion, culture, patriotic service. M.: INFRA-M, 2014. 204 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.