Научная статья на тему 'КУЛЬТУРА ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

КУЛЬТУРА ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
172
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / TOLERANCE / MULTICULTURAL EDUCATION / INTOLERANCE / INTERCULTURAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аквазба Екатерина Омаровна, Ухабина Татьяна Евгеньевна, Черемисина Елена Владиславна

В работе проанализированы основные аспекты изучения проблемы толерантности, раскрыто содержание основных структурных компонентов анализируемого понятия. С целью раскрытия проблемы межэтнической коммуникации, поликультурности образовательного пространства, показателей, которые определяют общую культуру толерантности молодого поколения, было проведено социологическое исследование методом анкетного опроса студенческой молодежи Тюменского индустриального университета в возрасте от 18 до 21 года. В данной работе рассмотрена необходимость формирования толерантности как качества, которое является показателем социальной зрелости личности и общей культуры своего народа, а также как одного из важных элементов социального стандарта системы образования, отвечающего потребностям современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CULTURE OF TOLERANCE IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article analyzes the main aspects of the study of the problem of tolerance, discloses the content of the main structural components in the analyzed concept. We have conducted a sociological study by the method of a questionnaire survey of students of Industrial University of Tyumen at the age of 18 to 21 years to reveal the problem of interethnic communication, multiculturalism of educational space, and to determine the indicators of the general culture of tolerance of youth. In the article we consider the need for the formation of tolerance as a quality. It is an indicator of the social maturity of the individual and the general culture of people, and also an important element of the social system of education that meets the needs of modern society.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРА ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ

CULTURAL TRADITIONS AND INNOVATIONS

УДК 37.025

КУЛЬТУРА ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Е. О. Аквазба, Т. Е. Ухабина, Е. В. Черемисина

Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, Россия

Аннотация. В работе проанализированы основные аспекты изучения проблемы толерантности, раскрыто содержание основных структурных компонентов анализируемого понятия. С целью раскрытия проблемы межэтнической коммуникации, поликультурности образовательного пространства, показателей, которые определяют общую культуру толерантности молодого поколения, было проведено социологическое исследование методом анкетного опроса студенческой молодежи Тюменского индустриального университета в возрасте от 18 до 21 года. В данной работе рассмотрена необходимость формирования толерантности как качества, которое является показателем социальной зрелости личности и общей культуры своего народа, а также как одного из важных элементов социального стандарта системы образования, отвечающего потребностям современного общества.

Ключевые слова: толерантность; поликультурное образование; интолерантность; межкультурная коммуникация

THE CULTURE OF TOLERANCE IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

E. O. Akvazba, T. E. Uhabina, E. V. Cheremisina

Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russia

Abstract. The article analyzes the main aspects of the study of the problem of tolerance, discloses the content of the main structural components in the analyzed concept. We have conducted a sociological study by the method of a questionnaire survey of students of Industrial University of Tyumen at the age of 18 to 21 years to reveal the problem of interethnic communication, multiculturalism of educational space, and to determine the indicators of the general culture of tolerance of youth. In the article we consider the need for the formation of tolerance as a quality. It is an indicator of the social maturity of the

individual and the general culture of people, and also an important element of the social system of education that meets the needs of modern society.

Key words: tolerance; multicultural education; intolerance; intercultural communication

Глобализация как процесс увеличения социальных систем обусловливает рост и усложнение социальных связей и взаимодействий [1]. Глобализация сегодня оценивается по-разному, как позитивное явление и как процесс, от которого необходимо отстраниться [2]. Процесс глобализации создает необходимость формирования единого мирового образовательного пространства, в котором будет представлен микс культур. Толерантно-ориентированная личность в поликультурном мировом пространстве — это необходимость времени, поскольку во всем мире такое качество, как толерантность, является гарантом конструктивного межэтнического общения, обеспечивающего межкультурную коммуникацию, что зафиксировано в международных документах, подписанных государствами-членами ЮНЕСКО1. Толерантное сознание молодежи — ключ к бесконфликтному общению, инструмент мирной политики межкультурного взаимодействия [3].

В ситуации, когда происходит рост межэтнической напряженности, нетерпимого отношения к людям иных национальностей и вероисповеданий, представителям различных социальных групп, проблема формирования толерантно-ориентированной личности приобретает особую актуальность.

Анализ теоретических аспектов проблемы формирования культуры толерантности показал, что к настоящему времени сложились различные подходы к определению понятия «толерантность»: лингвистический (Е. В. Алексеева, С. Л. Братченко, Н. Д. Голев, А. Г. Кудрявцев, О. А. Михайлова, О. В. Рубцова, Ю. В. Южакова) — терпимость к вариативным изменениям языка; философский (В. М. Золотухин, В. А. Лекторский, Н. Э. Солынин, М. Уолцер, М. Б. Хомяков) — терпимость к инакомыслию; исторический (Н. Г. Капустина, Н. В. Круглова, М. А. Семашко) — этимология термина терпимость; психологический (М. С. Ми-риманова, С. Л. Братченко) — индивидуально-психологическая характеристика личности; социологический (Д. В. Зиновьев, А. В. Логинов, В. П. Петров) — толерантность как социальный феномен; политологический (Е. Н. Богданов, С. М. Емельянов, В. Г. Зазыкин, М. Н. Мчедлов) — признание и уважение поли-

1 Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: научно-публицистический вестник. - М.: МГУ, 2001.

тических оппонентов; педагогический (О. Б. Нурлигянова, О. Б. Скрябина) — владение навыками толерантного взаимодействия в образовательном процессе, так называемая толерантная интеракция. Таким образом, мы видим, что толерантность - это многоаспектное понятие, базовая ценность, норма социокультурной системы. Этот социальный феномен не может быть рассмотрен только в одной плоскости, он требует интегративного комплексного изучения.

Толерантность — признак культуры ума человека, выражается в уважении к чужим мнениям и убеждениям. Как сложная способность личности, толерантность формируется и развивается на протяжении многих лет под влиянием ближайшего окружения человека, социальных условий, сложившейся социальной ситуации, традиций. Сегодня все более актуальным становится формирование культуры толерантности как новой культуры отношений в нашем многонациональном и поликультурном обществе. Отношения в обществе в целом и в молодежной студенческой среде в частности должны опираться на следующие принципы: отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее; добровольность выбора с акцентом на искренности убеждений человека, иными словами — свобода совести; умение принудить себя, не принуждая других; принятие другого, который может отличаться по разным признакам (национальным, расовым, культурным, религиозным и иным); подчинение законам, традициям и обычаям, не нарушая их и удовлетворяя общественные потребности.

Культура толерантности в молодежной среде — это разноплановое и многоаспектное явление. Процесс ее формирования является сложным, что объясняется влиянием различных факторов: уникальность и особенность самой личности молодого человека (темперамент, характер, наклонности и мотивы поведения, наличие/отсутствие локус-контроля), особенности воспитания в семье (семейные ценности, стиль общения в системе «родители — дети»), ближайшее окружение молодого человека (мнения и нравственные ориентиры друзей и сверстников), внешняя информационная среда (образы и стили поведения, транслируемые СМИ, Интернетом, телевидением и прочими информационными ресурсами).

Сегодня толерантность как качество личности не является базовой ценностью полноценно развитой личности, что приводит к возникновению проблем в системе межэтнического общения среди молодежи, особенно в студенческой среде, где обучаются и общаются представители разных конфессий и национальностей.

Мы провели анкетный опрос студентов Тюменского индустриального университета в возрасте от 18 до 21 года. Цель исследования — изучить показатели, определяющие толерантность студенческой молодежи Тюменского индустриаль-

ного университета, и выявить основные затруднения, возникающие в процессе поликультурного общения в образовательной среде.

Исследование предполагало решение следующих задач: изучение отношения студенческой молодежи к лицам иной национальности и религии; анализ степени важности национальности как характеристики человека для молодых людей; определение степени близости с лицами другой национальности в молодежной студенческой среде; определение понимания категории «толерантность» и степени информированности о проблеме толерантности.

В качестве методов исследования, помимо анкетного опроса, был применен анализ статистических данных и документов.

По национальному признаку среди респондентов доминируют представители русской национальности (рис. 1).

Рис. 1. Национальная принадлежность респондентов, (%)

Среди опрошенных респондентов в зависимости от религиозной принадлежности превалируют представители христианской конфессии (рис. 2).

Обобщенный анализ проведенного исследования показал, что респонденты недостаточно информированы о категории «толерантность». Кроме того, опрошенные молодые люди недооценивают актуальность ее развития как личностно значимого и профессионально важного качества будущего специалиста.

Так, большинство молодых людей (48 % респондентов) узнают о понятии «толерантность» из книг или Интернета, прочитав об этом самостоятельно. 42 % опрошенных отмечают, что о проблемах формирования толерантности и их значимости они узнали в учебном заведении. Не так много внимания уделяется этой проблеме в семьях молодых людей (10 % респондентов).

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

82

■ Христианство

Атеисты

12 6

Рис. 2. Религиозная принадлежность респондентов, (0%

На вопрос «Считаете ли Вы себя толерантными?» 88 % респондентов ответили утвердительно, что свидетельствует о положительном отношении к лицам других этнических общностей и сниженности значимости национальности как характеристики человека для молодых людей в процессе межличностного общения. Однако 12 % опрошенных категорично заявили о нетерпимости по отношению к представителям других национальностей и вероисповедания, что свидетельствует о наличии процессов интолерантности.

Несмотря на достаточно большое количество толерантно-ориентированных молодых людей, переезд в нашу страну представителей других национальностей воспринимается неоднозначно. В частности, мнения респондентов о переезде в Россию иностранных граждан показывают, что 40 % опрошенных об этом вообще не думают, 30 % — терпимо воспринимают данный факт, 22 % — высказывают по этому поводу негативное мнение, 8 % — смотрят на это положительно.

Таким образом, анализ вопросов проведенного исследования свидетельствует о низкой степени информированности молодых людей о категории «толерантность» как базовой ценности в системе внутриличностных ценностей; доказывает наличие проблем межэтнического общения в молодежной студенческой среде и затруднениях в формировании толерантно-ориентированной личности молодого человека.

Результаты опроса свидетельствуют о необходимости дуальной системы образования — оно должно быть этнокультурным с одной стороны и поликультурным — с другой. Достижение этой цели требует разработки и внедрения в образовательный процесс таких курсов, как этнопсихология, этнопедагогика. Кроме того, необходимость создания толерантно-ориентированной среды — одно из важных требований процесса глобализации в системе образования сегодня [4]. Технологии и механизмы формирования культуры толерантности схожи с механизмами социализации, так как уровень толерантности является одним из показателей социальной зрелости, то есть одним из основных качеств социально зрелой личности, которая формируется в процессе социализации, что обусловливает необходимость учитывать возможности социализации. Важно помнить, что формирование толерантного мировоззрения, культуры толерантности имеет свои специфические особенности на каждом возрастном этапе [5], что обусловлено наличием сенситивных периодов становления личности.

Семья является одним из основных социальных институтов. Наличие у родителей толерантного сознания, демонстрация толерантного поведения, а также создание толерантной среды способствуют формированию культуры толерантности у ребенка [6].

Образовательные учреждения — следующий по значимости социальный институт после семьи. Они выполняют не только образовательную функцию, но и воспитательную.

В научной литературе выделяются традиционные и инновационные методы формирования культуры толерантности в образовательной среде [7]. К традиционным методам относят проведение лекционных и практических занятий, подготовку информационных материалов в виде докладов и рефератов. Проведение различных видов тренингов, семинаров, создание творческих работ, использование ролевых игр, применение различных технологий воздействия, таких как убеждение, информирование, сказкотерапия, музыкотерапия, игротерапия, — инновационные средства формирования культуры толерантности.

Формирование толерантности предполагает развитие навыков наблюдательности, способности к самоанализу, самопознанию; формирование навыков ведения позитивного внутреннего диалога с собой.

Педагогические механизмы формирования культуры толерантности и построения толерантной среды, рассматриваются как совокупность средств, методов и условий, а также последовательность состояний, процессов, свойств, которые обеспечивают функционирование сложной системы.

Толерантно-ориентированное образование предполагает создание особой среды образовательной организации, где будет происходить процесс формирования толерантно-ориентированной личности. При этом будет работать так называемое толерантное пространство, для которого характерно единение всех структурных компонентов образовательного процесса (от субъектов и до используемых форм), создание так называемого педагогического дискурса. Это обусловлено, с одной стороны, сформированной социально-педагогической культурой субъектов образовательного процесса, профессионально-этическим компонентом, а с другой — нормой межкультурной коммуникации.

К основным идеям и принципам, которыми следует руководствоваться при формировании толерантности, относят создание системы условий (социальных, педагогических, психологических, социокультурных), способствующих формированию толерантных взглядов и навыков толерантного поведения в обществе [8] согласно основным документам о правах человека; выработку образовательной стратегии, которая должна предотвращать любые проявления нетерпимости; реализацию идеи воспитания открытого и уважительного отношения к другим людям; создание благоприятной среды взаимопонимания, в которой каждый почувствует себя защищенным и способным к открытому взаимодействию с миром.

Создание толерантно-ориентированной среды, формирование культуры толерантности возможно, по нашему мнению, при соблюдении вышеперечисленных педагогических условий.

Образовательная организация как один из важнейших институтов социализации в настоящее время предоставляет множество возможностей для развития такого качества, как толерантность (терпимость), у обучающихся общеобразовательных и высших учебных заведений.

Именно образовательные организации способны стать для молодежи школой свободы, толерантности. Осваивая социальную, природную, культурную среду, используя ее воспитательные возможности и приспосабливая ее к нуждам молодежи, они призваны и могут стать центром широкого воспитательного пространства.

Таким образом, раскрыто содержание традиционных и инновационных методов формирования культуры толерантности в образовательной среде [9, 10]; определены педагогические механизмы формирования культуры толерантности и построения толерантной среды, механизмы перехода от интолерантной к толе-

рантной среде; обобщены основные идеи и принципы, которыми следует руководствоваться при формировании культуры толерантности в целом и в образовательной среде в частности (принцип доверительного сотрудничества, принцип экологии взаимоотношений, принцип правоведения, принцип синергетизма, принцип творчества).

Толерантность мы рассматриваем как активную позицию самоограничения и намеренного невмешательства. Только благодаря добровольному самоограничению личности можно строить по-настоящему толерантные отношения в обществе.

Библиографический список_

1. Асташова Н. А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : сб. науч.-метод. ст. - 2-е изд., стереотип. - М., 2003. - С. 74-85.

2. Globalization: Yesterday, Today, and Tomorrow / Eds. J. Sheffield, A. Korotayev, L. Grinin. - Emergent, USA, 2013. - 444 p.

3. Губогло М. Н. Толерантность сознания молодежи: состояние и особенности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-метод. ст. - 2-е изд., стереотип. - М., 2003. - С. 106-133.

4. Addressing tolerance and diversity discourses in Europe. A Comparative Overview of 16 European Countries / Eds. R. Zapata-Barrero, A. Triandafyllidou. - Barcelona: CIDOB. Barcelona Centre for International Affairs, 2012. - 424 p.

5. Смирнова Е. О. Психолого-педагогические условия становления толерантности // Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т. VIII. Вып. XIV / Под ред. В. С. Собкина. - М.: Центр социологии образования РАО, 2003. - С. 76-78.

6. Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т. VIII. Вып. XIV / Под ред. В.С. Собкина. - М.: Центр социологии образования РАО, 2003. - 208 с.

7. Аджиева Е. М. Этопедагогические и этнопсихологические условия воспитания толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : сб. науч.-метод. ст. - 2-е изд., стереотип. - М., 2003. - С. 85-92.

8. Van Driel B., Darmody M., Kerzil J. Education policies and practices to foster tolerance, respect for diversity and civic responsibility in children and young people in the EU. NESET II report, Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2016.

9. Хайруллина Н. Г. Социокультурное развитие личности: региональный аспект // Информация и образование. - 2014. - № 6 (14). - С. 268-270.

10. Щеколдина С. Д. Тренинг толерантности. - М., 2010. - 80 с._

Сведения об авторах Аквазба Екатерина Омаровна,

к. филол. н., доцент кафедры маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, тел. 89129267174, e-mail: kitino@mail.ru

Information about the authors Akvazba E. O., Candidate of Philology, Associate Professor at the Department of Marketing and Municipal Management, Industrial University of Tyumen, phone: 89129267174, e-mail: kitino@mail.ru

Ухабина Татьяна Евгеньевна,

к. социол. н., доцент кафедры маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, тел. 89129246289, e-mail: klever_te@mail.ru Черемисина Елена Владиславна, к. социол. н., преподаватель, многопрофильный колледж Тюменского индустриального университета, г. Тюмень, тел. 89048870779, e-mail:lw0607@mail.ru

Uhabina T. E., Candidate of Sociology, Associate Professor at the Department of Marketing and Municipal Management, Industrial University of Tyumen, phone: 9129246289, e-mail: klever_te@mail.ru

Cheremisina E. V., Candidate of Sociology, teacher, multidisciplinary College of Industrial University of Tyumen, phone: 89048870779, e-mail: lw0607@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.