УДК 376.7
doi: 10.24411/9999-021A-2019-10044
Ирина Васильевна Толстоухова Тюменский индустриальный университет,
г. Тюмень, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
В статье вкратце рассмотрено понятие толерантности, обосновывается необходимость развития этнической толерантности у студентов высших учебных заведений. Раскрыты методы работы со студентами по формированию межэтнической толерантности. Представлен опыт работы Интерклубадействующего в Тюменском индустриальном университете как эффективная площадка для самореализации российских и иностранных студентов, участники которогоформируют в себе уважительное отношения к личным правам другого человека.
Ключевые слова: интернациональный клуб, межэтническая толерантность, студенты, толерантность, формирование толерантности.
Irina Tolstoukhova, Tyumen industrial university Tyumen, Russia
FORMATION OF ETHNIC TOLERANCE AT STUDENTS OF THE UNIVERSITY
The article briefly discusses the concept of tolerance, substantiates the need for the development of ethnic tolerance in students of higher education. The methods of work with students on the formation of interethnic tolerance are revealed. The article presents the experience of the Interclub operating in Tyumen industrial University as an effective platform for self-realization of Russian and foreign students, whose members form a respectful attitude to the personal rights of another person.
Keywords: international club, interethnic tolerance, students, tolerance, the formation of tolerance.
В настоящее время во многих вузах России иностранные студенты являются неотъемлемой частью современной системы образования в РФ. Вхождение России в Болонский процесс и в ВТО ставит перед вузами задачу расширения международного сотрудничества с целью интеграции в мировое образовательное и научное пространство [1, с. 11]. Международная деятельность становиться одним из приоритетных направлений развития вуза. Студенты иностранного происхождения повышают рейтинг вуза, а также способствует международному сотрудничеству.
В Тюменском индустриальном университете (далее-ТИУ) обучается более 1539 иностранных студентов 38 стран мира и практически все континенты. Традиционно сильные позиции ТИУ занимает в странах СНГ - 83%, в последние годы увеличивается контингент из стран Азии - 7,7% и Африки (5,3%). Все эти предпосылки являются источником социальной (в том числе этнической) напряженности.
С таким многообразием национальностей встает вопрос о формировании атмосферы терпимости по отношению к другой культуре, религиозной конфессии, этносу, гармоничного взаимодействия разных народов и наций.
Поэтому совершенствование методов работы со студентами по усвоению и осознанию принципов толерантности чрезвычайно актуально. Студенчество занимает особое положение в обществе, так как обладает высоким уровнем профессиональной и личностной культуры. Студенчеству предстоит формировать в дальнейшем общественные (и межнациональные) отношения.
Проблеме толерантности учёные уделяют повышенное внимание, она является составляющей межкультурного образования и анализируется с философской, социальной и педагогической позиции. Формирование межэтнической толерантности у студентов является создание положительного образа своей национальной культуры и позитивного образа других национальных культур, конструктивной позиции в этнических, религиозных, культурных вопросах; профилактика национализма, и нетерпимости по отношению к представителям другой нации или вероисповедания [2, с. 281].
Рассматривая понятие толерантности, необходимо обратить внимание, что во многих публикациях определение толерантности в различных источниках трактуется по-разному. Авторне будет рассматривать разные трактовки понятия, а согласиться с мнением В.А. Пыхтеевой [3, с.157], что толерантность - активная нравственная позиция, психологическая готовность к терпимости для успешного взаимодействия с представителями иной религиозной, культурной, национальной среды.
Толерантная личность должна иметь такие психолого-этические принципы поведения, выражающиеся в: ответственности, гуманности, уверенности в себе, эмпатии, самообладании, чувстве юмора, защищенности. Поэтому формирование межэтнической толерантности студентов является важнейшей составляющей учебно-воспитательной работы вуза.
Различия в национальной и российской образовательных системах могут вызывать у иностранного студента трудности, проблемы. Здесь необходима помощь куратора, благоприятные взаимоотношения с одногруппниками, с соседями по общежитию. Со стороны профессорско -преподавательскогосостава встают вопросы преодоления барьеров в межкультурной коммуникации российских и иностранных студентов. Преподаватели должны учитывать национальный психологический склад и культуру обучающихся.
Профессорско-преподавательский состав старается применяет те методы и средства в работе, которые формируют межэтническую толерантность, и направлены на [4, с.1102]:
- принятие и признание студентами других этнокультурных групп;
- формирование положительного отношения студентов к культурным различиям;
- повышенную восприимчивость к любым проявлениям культурной дискриминации;
- формирование у студентов способности находить положительное и важное для самого себя;
- признание студентами права людей на тот образ жизни, который присущ данной культуре.
В высшем учебном заведении сформировать межэтническую толерантность можно через использования различных форм просветительской деятельности: это аудиторные занятия, где говориться о многообразии и ценности культур, групповые занятия (в виде игры, где студенты знакомятся с разными культурами), дискуссии, беседы (к примеру, как правильно вести равноправный диалог этнокультурными представителями). Использовать на занятиях элементы социально-психологического тренинга. Содержательно деятельность по формированию межэтнической толерантности также можно предположить через создания молодежных организации в стенах вуза, направленные на поддержку и сотрудничество в решении проблем студентов разных национальностей.
В связи с этим проблема формирования межэтнической толерантности студентов, должна браться во внимание профессорско-преподавательским составом вуза как наиболее актуальная и значимая.
К тому же в Тюменском индустриальном университете былоткрыт в 2012 г. Интерклуб, с целью объединить студентов из разных стран, содействовать лучшей культурной и социальной адаптации иностранцев в России и в университете. Организаторы рассматривали интернациональный клуб как эффективную площадку для самореализации российских и иностранных студентов. Вместе с этим Интерклуб направлен на взаимопомощь, сотрудничество в решении проблем, которые могут быть на путистудентов разных национальностей. Интернациональный клуб ставит задачи:
- развитие умения взаимодействовать и приобрести навык совместного творчества;
- содействовать развитию дружественных отношений между студентами разных национальностей;
- формирование уважительного отношения к личным правам другого человека;
- ознакомление с культурными традициями, национальными особенностями присущие в России;
- объединение студентов разных национальностей для реализации совместных проектов;
- помощь в адаптации в университетскую среду;
- включение иностранных студентов в общественную, творческую, научную, спортивную жизнь университета.
Со дня открытия интернациональный клуб проводит регулярно круглые столы на темы, приобщенные традициям, обычаям разных стран и народов. При клубе действует проект «Школа иностранных языков».
В 2014 г. был реализован и функционирует проект «Интерволонтёры». Работа волонтеров состоит в адаптации вновь прибывших иностранных студентов на обучение в ТИУ. Обучающиеся -иностранцы самостоятельно оказывают консультацию приезжим студентам (к примеру, студент из Ганы консультирует студента из этой же страны), по разнообразным вопросам: социально -бытовым,
миграционным и т.д. В результате данного проекта происходит упрощение адаптации иностранных обучающихся к жизни в России, а частности в городе Тюмени. Волонтерами обычно являются студенты старших курсов. В настоящее время Интерклубом подписаны два дипломатических документа о сотрудничестве в области взаимодействия по межкультурной деятельности с Уральским Федеральным университетом Студенческая организация объединённых наций УрФУ (г. Екатеринбург) и Самарским государственным университетом путей сообщения Клуб межнационального общения «Меридиан» (г. Самара).
Участники интернационального клуба являются победителями: в конкурсах разных уровней, в проектных работах, спортивных соревнований, конференциях и т.д. Между обучающимися во время учебной и внеучебной работы развиваются дружественные отношения между студентами разных национальностей.
Студенчество как специфическая страта молодежи активно участвует в различных объединениях, движениях. Сегодня, как никогда необходима поддержка различных студенческих объединений, со стороны высшего учебного заведения. Всё это показывает, что грамотно разработанная система работы со студентами различных национальностей формирует в них межэтническую толерантность, что в частности содержательно демонстрирует созданный в стенах Тюменского индустриального университета Интерклуб.
Источники и литература
1. Колесников А.К. Проблема признания диплома международного бакалавриата российскими вузами // Культура образования = Thecultureofeducation: сб. матер. VIII ежегодной Междунар. науч.-практ. конф. Ассоциации школ Международного бакалавриата стран СНГ (г. Пермь, 24-26 апреля 2014 г.) / ред. кол.: К.Э. Безукладников и др.; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2014. С.8-12.
2. Павлова Е. В., Проскурина А. В. Формирование этнической толерантности как важная составляющая учебно-воспитательной работы со студенчеством // Современное образование: содержание, технологии, качество: матер. XXII международной науч.-метод. конф. (СПб, 20 апреля 2016 г.); СПбГЭТУ «ЛЭТИ».-СПб, 2016.- Т.2. С.279-281.
3. Пыхтеева В.А. Формирование толерантность у студентов вуза// Символ науки. -2018.-№5.-С.156-160.
4. Феоктистова Е. А., Чеснокова Т. Д., Зимина М. А. Изучение межкультурной толерантности студентов в условиях вуза // Молодой ученый. - 2015. - №24. - С. 1101-1105. - URL https://moluch.ru/archive/104/24546/ (дата обращения: 07.06.2019).
УДК 316.571.122
doi: 10.24411/9999-02^-2019-10045
Нурсафа Хайруллина Тюменский индустриальный университет,
Россия
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КОРЕННЫХ
НАРОДОВ ЮГРЫ
В статье представлены некоторые результаты разработанной и апробированной автором системы социологического мониторинга традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.. Основу социологического мониторинга составили данные, полученные в ходе анкетного и экспертного опросов. Приведенные исследования выявили обеспокоенность ханты и манси возможностью утратить свои национальные корни, зафиксировали рост удельного веса пожилых людей коренной национальности в традиционных отраслях хозяйства; нежелание молодых людей вести традиционный образ жизни и другие негативные процессы.
Ключевые слова: традиционные духовно-религиозные ценности, традиционные формы природопользования, традиционные формы занятости, семейные ценности, традиционный образ жизни.