1. Российская Федерация. Законы. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 21.11.2011 г. № 324 - ФЗ (ред. от 28.11.2015). - Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
2. Российская Федерация. М-во образования и науки. Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 28.11.2012 г. № 994. - Доступ из справ. -правовой системы "КонсультантПлюс".
УДК 37.035.6
Н.Ф. Чипинова, г. Шадринск
Реализация Программы воспитательно-образовательной работы (в рамках клуба межнациональной дружбы)
В данной статье рассмотрен опыт воспитательно-образовательной работы клуба межнациональной дружбы. Деятельность клуба направлена на национально-культурное развитие народов, проживающих на территории Курганской области, на содействие сохранению и развитию их культурного наследия.
Культура межнационального общения, клуб межнациональной дружбы, толерантность, адаптация иностранных студентов.
N.F. Chipinova Shadrinsk
Implementation of the Program of educational work (in the framework of the club of international friendship)
This article describes the experience of educational work of the club of international friendship. Activity of club is directed at national-cultural development of the peoples living on the territory of the Kurgan region, to promote the preservation and development of their cultural heritage.
Keywords: Culture of interethnic communication, club of international friendship, tolerance, adaptation for foreign students.
На современном этапе высшее образование в Российской Федерации претерпевает качественные изменения, которые выражаются в реформах, связанных с социально-политическими и экономическими изменениями, происходящими в стране. Оптимизация высшего образования ориентирована на изменение и переосмысление содержания образования, основных форм и методов обучения. В области образования особое внимание уделяется изучению истории, культуры представителей различных национальностей, разработке образовательных программ, адекватных современным социальным и культурным условиям, изучению мигрантами родного языка.
Одним из подходов к решению проблем поликультурного образования является гражданское образование и воспитание, теория которого была разработана еще в начале двадцатого века немецким педагогом Г.Кершенштейнером. В педагогике проблемами гражданского воспитания и образования занимались А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, H.A. Добролюбов и др. В современной отечественной педагогике особенности менталитета, развития национального самосознания, воспитания гражданина были изучены в трудах Е.В. Бондаревской, Н.М. Борытко, Т.И.
Власовой, О.С. Газман, О.В. Гукаденко, Т.Е. Исаевой, Т.Н. Сапожниковой, E.H. Сорочинской, JIJI. Супруновой, JI.M. Сухоруковой и других исследователей. Возникает противоречие между современными потребностями гражданского общества, государства и личности, а также накопленной системой знаний о поликультурном образовании, педагогической поддержке и защите мигрантов с одной стороны, и недостаточной теоретической и практической разработанностью способов организации поликультурной адаптации студентов в педагогическом вузе с другой стороны. Реализация программы воспитательно-образовательной работы (в рамках клуба межнациональной дружбы) может быть предложен как один из способов организации поликультурной адаптации студентов в педвузе.
С 19 февраля 2015 года осуществляет работу клуб межнациональной дружбы (далее КМД), созданный при студенческом профкоме ШГПУ в целях развития межэтнического взаимодействия, толерантности и укрепления дружбы в многонациональной студенческой среде. Это обусловлено, прежде всего, увеличением числа иностранных граждан, приехавших на учебу в Шадринский государственный педагогический университет. Среди иностранных студентов представители Туркменистана, Кыргызстана, Узбекистана, Украины, Азербайджана. Всего на 01.03.2016 г. в ШГПУ обучается 197 иностранных студентов, из них 173 - очно, 24 заочно. Среди студентов очной формы обучения из Туркменистана обучается 108 студентов, из Кыргызстана 35 студентов, из Казахстана 28 студентов, из Азербайджана и Украины по 1 студенту. Среди студентов заочной формы обучения больше всего студентов из Казахстана - 10 человек, из Украины - 7 человек, из Азербайджана - 3 человека, из Молдовы - 2 человека, по 1 человеку из Кыргызстана и Сирии.
Главным направлением развития клуба является оказание содействия в формировании гражданской активности и толерантности через диалог культур, воспитание культуры межнационального общения представителей различных национальностей, любви и уважения к природному и культурному наследию города Шадринска как учебного центра Зауралья, Курганской области и России в целом. Деятельность клуба направлена на национально-культурное развитие народов, проживающих на территории Курганской области, на содействие сохранению и развитию их культурного наследия: материального (традиционные ремесла, народные промыслы и т.д.) и духовного (язык, фольклор, обычаи, обряды и т.д.). Работа клуба заключается не только в организации различных культурно-досуговых мероприятий, но и в проведении научно-практических семинаров, дискуссионных площадок, конференций.
Заседания клуба проходили 2 раз в месяц. За 2015 - 2016 уч. г. было проведено несколько десятков мероприятий.
Вот некоторые из них: ознакомительные экскурсии по г.Шадринску, мастер-классы по декупажу открытки, мастер-класс «Мой первый урок турецкого языка», «Моя первая научная статья», выпуск клубного журнала «КульмиНация», специальный выпуск: иностранные студенты в научном вестнике: вуз-школа, беседы «Межконфессиональный диалог», круглые столы по решению актуальных учебных и бытовых вопросов современных студентов, встреча с главой мусульманской общины г.Шадринска, концерт, посвященный дню независимости Туркменистана «Сделать далекую Родину близкой...» и др. Был организован и проведен конкурс «Диалог культур» на лучшую эмблему и название КМД, лучшее национальное блюдо, лучшее эссе о прочитанной книге, фильме, лучшая поделка своими руками и др.
29 октября 2015 г. студенты ШГПИ (Непесов Кувват, Ёллыев Джуманазар, Ровшанова Мерджен) посетили студенческий форум в г. Курган, на котором
туркменские ребята сумели познакомиться с национальными традициями народов Зауралья и принять участие в секции «Молодежь и историческая память народов».
Под руководством Е.И. Елизовой, помощника ректора по внешним связям ШГПУ, студенты КМД приняли участие в национальном форуме молодых лидеров международного образования «Community» (10-13 декабря 2015 г.).
Студенты КМД приняли участие в IX Международном фестивале молодежи и студентов «Поколение без границ» и заняли 2 место в конкурсе видео «Вуз, в котором я живу». Организаторами были Тюменский индустриальный университет, объединенный совет обучающихся ТИУ, интернациональный клуб ТИУ.
10 декабря 2015 г. была проведена внутривузовская конференция «Актуальные проблемы адаптации иностранных студентов к требованиям образовательного процесса» и 19, 20 мая 2016 г. международная очно-заочная конференции «Адаптация студентов к поликультурному образовательному пространству вуза: проблемы и песпективы.
В этом году студентка факультета психологии и педагогики выполнила выпускную квалификационную работу по теме «Оказание психологической помощи иностранным гражданам» и поделилась опытом работы со студентами КМД на очередном заседании. Была создана программа «Психолого-педагогическое сопровождение кросс-культурной адаптации студентов иностранцев в ШГПИ».
В рамках недели науки на факультете истории и права были проведены круглые столы по темам «Семейные правоотношения с иностранным элементом», «Правовой нигилизм в студенческой иноэтничной среде», «Особенности юридической ответственности иностранных студентов».
За 2015-2016 уч.г. осуществлялось сотрудничество вуза с органами местного самоуправления, религиозными организациями, центрами русской народной культуры «Лад» и татаро-башкирской культуры «Лад».
Наиболее тесное сотрудничество с администрацией города, в лице руководителя отдела по мобилизационной подготовке, взаимодействию с правоохранительными органами и связям с общественностью Валерием Дмитриевичем Швецовым. Преподаватели вуза принимали активное участие в заседаниях вневедомственной рабочей группы по вопросам противодействия экстремизму и его профилактике в г. Шадринске, где выступали с докладами по вопросам толерантности, сотрудничества и профилактики экстремизма в этноконфессиональной среде. Также преподаватели института консультировали административные органы по религиозным проблемам.
За отчетный период клуб межнациональной дружбы ШГПУ активно сотрудничал с Общероссийской общественной организацией «Ассамблеей народов Зауралья». Преподаватели и студенты принимали активное участие в совместных заседаниях Консультативного Совета по проблемам национальных отношений, Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Губернаторе Курганской области и Совета Ассамблеи народов Зауралья. Под эгидой Ассамблеи народов Зауралья на базе Шадринского государственного педагогического университета проходили публичные чтения «Библейские и Коранические чтения» с участием духовенства Курганской митрополии, ученых и преподавателей Курганского государственного университета, представителей общественности, посвященных году литературы в России.
Таким образом, мероприятия, проводимые клубом межнациональной дружбы в Шадринском педагогическом университете, направлены на формирование толерантности, культуры межнационального общения и профилактику экстремизма. А
наш университет стал аккумулирующим звеном развития и взаимодействия органов местного самоуправления, Правительства Курганской области и религиозных организаций.
УДК 378
И.В. Чуйкова, г. Шадринск
Роль волонтерской деятельности в организации процесса адаптации
студентов вуза
В статье рассматривается актуальность проблемы адаптации студентов, анализируется важность внедрения волонтерской деятельности в вузах, а так же даются определения адаптации и волонтерской деятельности.
Адаптация, волонтерство, добровольческая деятельность.
I.V. Chuikova, Shadrinsk
The role of voluntary activities in the organization process of adaptation of
students of the University
The article discusses the relevance of the problem of adaptation of students, analyzed the importance of introducing volunteer activities in universities, as well as provides definitions of adaptation and volunteer activities.
Keywords: adaptation, volunteering, volunteerism.
Одной из общетеоретических проблем высшего образования выступает проблема адаптации студентов к условиям обучения в вузе, трудностей первого года обучения. Адаптация в данном контексте определяется как многогранный процесс активизации социальных и биологических резервов молодых людей, находящихся в стадии развития и становления, и в этой связи требующий повышенного внимания преподавателя к первокурсникам, необходимости их психолого - педагогического сопровождения в условиях высшей школы. Для выявления особенностей адаптации студентов первокурсников целесообразно прояснить понимание термина в психолого -педагогической науке. Адаптация - это совокупность психологических и физиологических реакций организма, лежащих в основе приспособления его к окружающим условиям, направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды, при которых происходит социальное взаимодействие личности, социальной группы и социальной среды.
В своих исследованиях А.К. Гришанов, В.Д. Цуркан полагают, что адаптация студентов - процесс приведения основных параметров их социальных и личностных характеристик в соответствие, в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды как внешнего фактора по отношению к студентам.
Относительно современного понимания феномена «адаптация» необходимо заметить, что он трактуется не столько как процесс приспособления, сколько как процесс гармонизации при взаимодействии субъекта и среды. В этом и есть положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли.