УДК 316.7
Т. К. Ростовская
г. Москва, Россия
КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
АННОТАЦИЯ. В статье раскрывается особая роль ценностей, присущих национальной культуре народов России, обозначается их роль в решении проблемы диалога в поликультурном российском обществе.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: культура межнационального общения, ценности в поликультурном обществе, классификация ценностей, российский национальный менталитет.
T. K. Rostovskaya
Moscow, Russia
CULTURE OF INTERETHNIC COMMUNICATION AS A FACTOR OF STABILITY OF THE STATE NATIONAL
POLITICS
ABSTRACT. The article reveals a special role of values inherent in the national culture of the peoples of Russia, indicated their role in solving the problem of dialogue in a multicultural Russian society.
KEYWORDS: culture of interethnic communication, values in a multicultural society, classification of values, the Russian national mentality.
В настоящее время в соответствии с утвержденными Основами государственной культурной политики культура признана «...важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России» [11]. В рамках обозначенного документа «культура» определена как «.совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и т. д.)» [11].
Вместе с тем, трудно представить себе более распространенный и многозначный термин, так как в настоящее время в
научной среде существует множество определений культуры.
С точки зрения культурологической науки среди существующих разнообразных подходов к определению культуры (атрибутивный, деятельностный, ценностный (аксиологический), семиотический) в настоящем исследовании мы опираемся, преимущественно, на аксиологический подход, который позволяет рассматривать культуру через призму смыслов, ценностей, ценностных оценок и предпочтений каждого молодого человека в новой системе координат социального развития общества. Западные культурологи определяют культуру как «.часть человеческого окружения, созданную самими людьми», необходимо подчеркнуть многоаспектность данного понятия, включающую духовные и материальные продукты жизнедеятельности человека
20
© Ростовская Т.К., 2017
[12]. Социологи при определении культуры используют целый комплекс, включающий в себя системы ценностей, передаваемые из поколения в поколение, которые в свою очередь определяют поведение индивидов и групп, их способы мышления и восприятие [8, 9].
Анализируя категорию «ценность» с позиции социологии, следует обратить внимание на трактовку ценности, данную классиком социологии М. Вебером, который изучает феномен ценности как « «"свойственное эпохе направление интереса", как исторически изменчивую» в рамках концепции социального действия [1]. Следует согласиться с немецким ученым в том, что ценности, наряду с целями, аффектами и традициями, выделяются как основные мотивы человеческой деятельности, что имеет важное значение для объяснения поведения личности и ее деятельности.
Отдельной и весьма сложной задачей в социологии является классификация ценностей: первичные и вторичные, базовые (жизнь, семья, свобода и пр.), которые являются средствами для достижения базовых ценностей [4].
Базовые ценности - абстрактно выраженные представления о желательном и эмоционально привлекательном для человека, принято также называть терминальными и инструментальными.
Терминальные ценности более устойчивы, чем инструментальные и включают важнейшие цели, идеалы, смыслы жизни людей, такие как ценность семьи, свободы, человеческих отношений.
Инструментальные ценности, представляют собой нормы, средства, качества людей, делающие возможным достижение целей. Это такие ценности, как независимость, инициативность, авторитетность.
Интересна классификация, предложенная Б.С. Ерасовым, который подразделяет ценности на витальные, социальные, политические, моральные, религиозные [2, с.591]. Согласно данной классификации
21
© Ростовская Т.К., 2017
ценности семьи и семейного образа жизни можно отнести к социальным ценностям.
Из вышеизложенного следует, что ценности во многом определяют образ общественной жизни современного человека и манеру его поведения.
При этом отметим, что ценности, присущие национальной культуре народов России, могут существенно отличаться друг от друга. Например, широко распространенные добрачные сексуальные отношения или совместное проживание молодых людей, не состоящих в официальном зарегистрированном браке, стали обычным явлением, нормой жизни в российских мегаполисах, в то время как в регионах с традиционным укладом и матримониальным поведением молодежи обозначенные тенденции широко порицаемы. Данные тенденции способны не только отражать выбор жизненных ориентиров, социального поведения современного молодого человека, но и развивать высоконравственный человеческий потенциал, разделяющий традиционные ценности многонационального российского народа.
Ценности, которые принимает или отвергает молодежь, во многом определяют поведение молодого поколения россиян. Следует констатировать смену ценностных моделей в сторону индивидуализации.
В результате трансформации большинства институтов социализации (семьи, образования и др.), перехода к рыночной системе хозяйствования произошла коренная переориентация молодежи от предпочтения нематериальных ценностей материальным.
По данным социологических исследований, наиболее распространенной жизненной ценностной ориентацией является стремление достичь успеха, сделать карьеру (37%), стать богатыми, чтобы жить, как хочется (20%). Только каждый седьмой молодой человек стремится к самосовершенствованию и самореализации (15%). Аль-
труизм распространен среди 7% и менее опрошенных молодых людей .
Примерно треть молодых людей считает, что государство должно предоставить им социальные гарантии. Вместе с тем, другая треть молодых людей говорит о том, что человек должен сам позаботиться о себе, о своей старости, и прилагает много усилий, чтобы заработать много денег и обеспечить свое благополучие. К данной категории относится молодежь старше 20 лет, уже работающая, с высшим образованием, ориентированная на самостоятельные действия, обеспечивающие успех и благополучие.
Понимая культуру как мир воплощенных ценностей и преобразованную сообразно им природу человека и его среду, следует согласиться с мнением одного из ведущих мыслителей Грузии Н. З. Чавча-вадзе, который утверждал, что «.проблемы человека, культуры и ценностей — это не отвлечённые теоретические проблемы, а насущные реальные проблемы современного бытия человечества» [12].
Все обозначенное свидетельствует о необходимости формирования ценностного фундамента многонациональной России, основу которой составляет российский национальный менталитет. В данном контексте следует согласиться с высказыванием Президента РФ В.В. Путина: «У нас есть исторический опыт, которого нет ни у кого. У нас есть мощная опора в менталитете, в культуре, в идентичности, которой нет у других» .
Сегодня роль молодежи в социуме заключается не только в выполнении социально-профессиональных ролей и функций в данном обществе, в сохранении в своем поведении социально одобряемых норм, творческом отношении к себе и окружающей социальной и природной среде, но и в активном преобразовании существующих моделей, ценностей и установок. В этой связи следует обратить внимание на идентичность молодежи, которая
22
© Ростовская Т.К., 2017
«.проявляется в молодежном сознании в виде ориентации на поступки определенной направленности, в интенсивности социальной активности, в степени готовности к принятию и выполнению молодыми людьми социальных ролей и гражданских обязанностей, в качестве выполнения социальных функций и реализации своего потенциала в интересах страны» [4]. Задачи формирования идентичности у молодёжи должны быть тесным образом связаны с необходимостью выработки государством и обществом национальной идеи, поддерживаемой и разделяемой всеми согражданами.
Проблема идентичности человека в современном мире стоит очень остро. Ряд авторов, исследуя феномен идентичности в период глобализации и в контексте мировых тенденций к трансформации общества, определяют ее как крайне неустойчивую и постоянно меняющуюся характеристику. Именно социальное действие играет едва ли не основную роль в формировании и трансформации идентичности в зависимости от окружающего мира и его особенностей, ценностей и тенденций. Процесс глобализации ведет к изменению идентичности не только отдельно взятого индивида или группы людей, но и к смещению акцентов религиозных, культурных и цивили-зационных процессов. Подобное явление является естественным спутником глобальных трансформаций и процессов [3].
В рамках данной статьи особый интерес представляет культурная идентичность «. как особое качество личности, лежащее в основе чувства причастности к элементам культуры данного общества, ее ценностям, символам, ритуалам, обычаям, языку и поведенческим моделям» [10]. На культурную идентичность молодого человека указывают внутренние признаки (общий круг культурного знания, ментального образования, нормы, ценности, обычаи и идеалы культуры) и внешние признаки (поведенческий и языковой компонент). Культурная идентичность связана с принятием
молодежью ценностей определенной культуры. В этой связи следует отметить, что в настоящее время российская молодежь стала более патриотичной и считает что российские традиции и стиль жизни - это основа духовности многонационального российского народа, которую надо возрождать и развивать. Безусловно, патриотизм как социально-позитивное явление составляет основу духовности российской молодежи. Радует факт, что в настоящее время наблюдается динамика роста патриотических настроений в молодежной среде и в частности, среди студентов московских вузов. Являясь одной из самых мобильных и динамичных частей российской молодежи и российского социума, московская студенческая молодежь быстро реагирует на различные социокультурные процессы, происходящие в поликультурном российском обществе. В силу чего студенчество является объектом пристального внимания со стороны исследователей. В связи с обозначенным интересен социологический сравнительный мониторинг восприятия молодежью важных социально-политических процессов в современном обществе, проводимый в 2013-2015 годах учеными социологического факультета МГУ под руководством д.с.н., профессора Осиповой Н.Г. Объектом социологического исследования «Особенности процесса формирования ценностных ориентаций современной российской молодежи и осуществления молодежной политики в Российской Федерации» являлись 815 студентов 1-3 курсов из 35 ведущих московских образовательных организаций высшего образования (50 «гуманитарных» и 50 «естественных» факультетов). Анализ результатов данного исследования позволил выявить заметную тенденцию к увеличению национально-патриотических настроений в молодежной среде: в 2015 году подавляющее большинство московских студентов - 85,5% положительно оценили такое явление как патриотизм, это на 6,6% больше, чем в 2013
23
году (78,9%); всего 23,4% респондентов положительно воспринимают подражание к западному образу жизни [ 7]. Таким образом, можно констатировать о росте национального самосознания и национальной идентичности российской молодежи.
Немаловажную роль в современном обществе играет «региональная идентичность», которая указывает не только на «культурную укорененность» индивида, но и его территориальную принадлежность.
Результаты эмпирических исследований показали, что интенсивность распространения местного патриотизма (создание образа и прототипа патриота малой родины в жизни молодежи, понимание и знание молодым поколением местной символики, праздников, памятников культуры, традиций, подчеркивающих индивидуальность региона) коррелирует с величиной доли уроженцев региона [4].
Формирование культурной идентичности в частности, и идентичности молодых граждан России в целом, позволит решить ключевые задачи общественного развития - обеспечить национальную безопасность, преодолеть мировоззренческий кризис, привить уважение к государству, обществу, семье, историческому и культурному наследию.
В современных условиях развития российского общества вопрос о национально-культурном развитии народов многонациональной России, всегда должен находиться в центре внимания. В связи с изложенным возникает необходимость проведения систематических фундаментальных исследований особенностей культурных (навыки, ритуалы, обычаи, обряды, нормы, ценности, идеология, русский язык, литература, история, искусство, средства массовой информации) и духовных (вера, патриотизм, духовно-нравственное воспитание, благотворительность, милосердие) традиций, которые определяют своеобразие народа (утрата сущности означает потерю самобытности, гибель народа - при физиче-
© Ростовская Т.К., 2017
ском выживании индивидов, сохранении имени народа, они превращаются в представителей другого народа); составляют стержень самоидентичности российского народа; обеспечивают национальную безопасность российского государства, гражданского общества, этносов, социальных групп, индивидов и др.
Следует согласиться с ведущим российским политологом Г.И. Климантовой, которая считает, что «...традиции - это важнейшая основа политического процесса, система препятствия, контроля, помогающая государству сохранить свою независимость, уникальность, обеспечить дальнейшую эволюцию. В условиях нестабильного политического процесса традиции способствует восстановлению его положительной динамики» [5, С.7].
Сущность традиции неразрывно связана с менталитетом общества, национальным характером народа, его национальными ценностями, основы которых закреплены на социально-политическом, биогенетическом уровнях.
Для понимания роли сущностной стороны традиции в политическом процессе необходимо наличие положительного опыта, способа удовлетворения потребно-
сти, поддержания жизнедеятельности его акторов (государства, гражданского общества, индивидов и др.); способности акторов воспринимать, воспроизводить, накапливать существующий опыт для обеспечения, поддержания своей жизнедеятельности, который становится действенным благодаря усвоению его большинством (традиционно то, что воспринято, воспроизводится большинством) [6, С. 18-30].
Нам представляется это особенно значимым в силу того, что решение актуальной проблемы межкультурного диалога в поликультурном российском обществе возможно лишь при условии, что стороны не только обладают толерантным сознанием, но, прежде всего, осознают себя носителями конкретной культурной традиции.
Сохранение и развитие прогрессивных культурно-духовных традиций нашей многонациональной страны - это путь в новый мир. Россия при опоре на этот гуманитарный «стержень» сможет интегрироваться в глобальные процессы, обогатить цивилизацию своей тысячелетней культурой и историей, открыть пространство для национального социального прогресса и благополучия населяющих ее народов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вебер М. Избранное. Образ общества / Пер. с нем. - М.: Юрист, 1994. - 704 с.
2. Ерасов Б.С. Социальная культурология: учебник. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с.
3. Зайцева А.С. Проблема идентичности в эпоху глобализации: социально-философский аспект: дисс. ... канд. филос. наук : 09.00.11. - М., 2007. -149 с.
4. Зубок Ю.А., Ростовская Т.К., Смакотина Н.Л. Молодежь и молодежная политика в современном российском обществе. - М.: ИТД «ПЕРСПЕКТИВА», 2016. - 166 с.
5. Климантова Г.И. Глобализация и социальные риски в духовно-нравственном воспитании молодежи // Социальные технологии работы с молодежью: новое время - новые решения. Материалы межвуз. науч.-практ. конф. Сб. науч. статей. / Под ред. Ростовской Т.К., Фоминой С.Н. - М., 2016. С.7.
6. Климантова Г.И., Анисимова С.А. Теоретико-методологическая основа эволюции политического процесса в аспекте культурно-духовных традиций / Г.И.Климантова, С.А.Анисимова // Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки. - М., 2014. - № 3. -С. 18-30.
7. Осипова Н.Г. Особенности процесса формирования ценностных ориентаций современной российской молодежи и осуществления молодежной политики в Российской Федерации
24
© Ростовская Т.К., 2017
(результаты социологического исследования): Монография / Осипова Н.Г., Елишев С.О., Прончев Г.В., Монахов Д.Н. - М.: МАКС Пресс, 2016. - 280 с.
8. Ростовская Т.К. Семья и семейный образ жизни в системе ценностей поколений. // Человек в мире культуры. Региональные культурологические исследования. 2015. №.2. С.3-9. URL: http://www.region-culture.ru/number_2_4_2015.html
9. Ростовская Т.К., Кучмаева О.В. Представления молодых россиян о семейной жизни: социологический ракурс // Вопросы управления. 2015. № 3(15). С.85-90.
10. Смакотина Н.А., Хвыля-Олинтер Н.А. Национально-культурная идентичность молодежи: социологический метод оценки // Вестник Моск. ун-та. Сер.18. Социология и политология. 2010. № 2. С.59-79.
11. Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики". Собрании законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 52 (часть I) ст. 7753
12. Чавчавадзе Н. З. К специфике истины в искусстве // Философия, культура, человек : сборник статей. - Тбилиси : Мецниереба, 1988. - 196 с.
25
© Ростовская Т.К., 2017