12.2. КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Чэ Тунбо, кандидат философских наук, преподаватель Место работы: Хулунбуирский институт (КНР, г. Хулунбуир)
Аннотация: статья посвящена анализу российских национальных ценностей, которые часто служат ориентиром для постижения культурного кода современного общества, особенно представителями других народов. В работе отмечено, что складывающаяся в России социальная обстановка диктует необходимость осознания обществом особой роли духовно-нравственных принципов и ценностных установок. Основное внимание автор уделяет таким традиционным ценностям как патриотизм, коллективизм, семья и семейные ценности, милосердие и гуманизм, традиционные российские религии. Автор приходит к выводу о том, что Россия обладает собственной культурной моделью, что позволяет ей формировать единую культурную идентичность и достойно позиционировать себя в современном мире.
Ключевые слова: нация, ценности, культурный код, традиция, национальные ценности, патриотизм, гуманизм, глобализация.
THE CONCEPT OF NATIONAL VALUES IN MODERN RUSSIA
Che Tunbo, PhD, teacher
Place of employment: Hulunbuir Institute (China, Hulunbuir)
Abstract: the article is devoted to the analysis of Russian national values, which often serve as a guideline for comprehending the cultural code of modern society, especially representatives of other nations. It is noted in the work that the social situation taking shape in Russia dictates the need for society to recognize the special role of spiritual and moral principles and values. The author focuses on such traditional values as patriotism, collectivism, family and family values, mercy and humanism, traditional Russian religions. The author comes to the conclusion that Russia has its own cultural model, which allows it to form a single cultural identity and adequately position itself in the modern world.
Keywords: nation, values, cultural code, tradition, national values, patriotism, humanism, globalization.
Социокультурное пространство ХХ! века характеризуется усиленным интересом к изучению национальных ценностей, их содержания и динамики. Данная проблема приобретает особую актуальность в условиях глобализации, когда сохранение традиционных ценностей служит прочным фундаментом государства и одним из средств обеспечения его стабильного прогрессивного развития.
Взрыв религиозного экстремизма и этнического сепаратизма в начале XXI в. стал серьезным вызовом базовым культурным устоям Китая и России наряду с постгуманизмом, пришедшим на смену мультикульту-рализму на Западе и характеризующимся отрицанием таких ценностей как человечность, долг, служение, патриотизм, уважение к старшим, благородство. Считается, что если в обществе не существует собственных традиций, то люди будут воспринимать культуру и ориентиры духовной и материальной жизни других государств. И по этой причине может исчезнуть «лицо» народа и его самобытность [11].
Однако у многих народов мира есть много общего, что их сближает и позволяет не только эффективно взаимодействовать, но и сохранить свои национальные особенности. Так, Николай Федоров, известный русский мыслитель, еще в XIX веке призывал к стратегическому партнерству России и Китая и подчеркивал культурную близость этих двух стран. По его мнению, их объединяет глубокая историческая память, уважение к предкам, уважение к национальной истории и традициям, а также наличие нравственных доминант в культурной и цивилизационной жизни [3]. Здесь фило-
соф имел в виду задачу преображения мира при условии сохранения духовного наследия, которое мыслилось бы как источник развития современного мира.
Помимо этого, такая культурная дипломатия, по мнению китайских философов, может способствовать ослаблению политико-экономической зависимости и быть полезной для всестороннего обмена опытом между народами Китая и России, а также усиления их взаимопонимания и расширения базы для сотрудничества [21].
Такие понятия, как общие ценности и общее культурное пространство являются основополагающими для России и Китая, на протяжении многих столетий формировавшихся как государства, в которых каждый народ мог сохранять свое этнокультурное своеобразие. Стоит отметить, что именно русская и китайская религиозно-философская мысль выработала концепции, наиболее глубоко обосновывающие социальную этическую нормативность. Речь идет о конфуцианском понятии ритуала и русской религиозно-философской концепции соборности, разрабатывавшейся, в частности, С. Н. Трубецким [20].
Для России и Китая как стран-цивилизаций основополагающей является нравственная идея. Она предстает конституирующим принципом цивилизационного единства. Нравственное начало оформляет неповторимый духовный лик цивилизации. Российской и китайской культуре присуще видение абсолютности нравственного сознания, когда нравственные принципы осознаются непреложными основаниями жизне-строения. Обе цивилизации понимают развитие сквозь призму идеи духовно-нравственного совершенства.
Чэ Тунбо
КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Как нам представляется, российский многонациональный народ сберег историко-культурные ценности, самобытные традиции, особое миропонимание, и все это наследие бережно передается следующим поколениям. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл справедливо констатирует, что культура любого народа - это живой организм со своей родовой спецификой, организм, хранящий память и обычаи предков. Когда чтят культуру, она «расцветает и приносит благие плоды» [2]. В результате в России для укрепления духовно-нравственных устоев и отстаивания их на международной арене постоянно осуществляется поиск культурных механизмов, способных сохранить национальную культуру и ее основные ценности.
Нравственные основы русской культуры и цивилизации сформировалась под влиянием православия и его духовных начал, где первичным всегда была задача нравственного преображения как человека, так и мироздания в целом. Философы обеих стран полагают, глубинная близость русской и китайской культуры больше всего открывается именно в сфере нравственных поисков [16], и с этим нельзя не согласиться.
Как показывает социальная реальность, каждый человек является носителем определенного национально-культурного кода, для которого свойственен набор фундаментальных характеристик. В этом случае сразу же возникает вопрос: что представляет собой культурный код, в чем он обнаруживается и каковы его важнейшие составляющие?
В первую очередь следует дать определение понятию «код». Дефиниция «код» заимствована гуманитариями из понятийного аппарата точных наук. Теоретик культуры и публицист У. Эко трактует код в качестве «системы коммуникативных конвенций, парадигматически соединяющих элементы, серии знаков с сериями семантических блоков (или смыслов) и устанавливающих структуру обеих систем» [26]. В современной науке код представляет собой совокупность символов и правил, посредством которых сообщение может быть передано в виде набора знаков для ее трансляции, обработки и сохранения. Иными словами, код -это множество средств социокультурного характера, с помощью которых на протяжении многих поколений хранится и воспроизводится определенный набор социокультурных установок [1]. Код обеспечивает корреляцию между значением и знаком, а также помогает осознать, что обозначает ряд культурных феноменов.
Следовательно, культурный код содействует декодированию глубинного смысла культурных явлений (норм, смыслов, ритуалов и т.д.). Подчеркнем, что сегодня вышеуказанный концепт является одним из наиболее актуальных и востребованных понятий современной культурологии, социологии и иных гуманитарных дисциплин, занимающихся изучением состояния культуры современного социума, а также проблем национальной идентичности. Культурный код обусловливает особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям. Поэтому особое значение для постижения культурного кода имеют традиционные ценности, присущие национальному характеру, которые на протяжении тысячелетий составляют мировоззренческое и нравственное ядро социума.
В этой связи необходимо определить, какими ключевыми национальными ценностями обладает современное российское общество. Рассмотрение некоторых социокультурных характеристик российского об-
щества с применением данных социологических исследований [12, 14, 22] позволяет утверждать, что российскому национальному сознанию свойственна, во-первых, идея патриотизма как высочайшей ценности Родины и готовности защищать ее и работать во благо собственного народа и страны. Остановимся более подробно на данном феномене.
Так, исторически сформировалось устойчивое мнение о том, что патриотизм, являясь моральным принципом, обозначает любовь к Отчизне и культуре собственной страны, привязанность к месту своего рождения и проживания. Как правило, патриотизм в цивилизованном обществе эксплицируется в многообразных поступках личности: в постижении культурно-исторического наследия своего народа, в привязанности к «малой родине», в защите государства от вторжения врагов, в любви к ценностям культуры и т.д. [13]. Рассматриваемое явление приводит нас к еще одному понятию - патриот. Согласно определению, которое дается в энциклопедическом словаре, «патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, от-чизнолюб, отечественник» [7]. Другими словами, патриотом принято считать человека, отстаивающего интересы своего государства и народа.
В нынешний период подобный подход в трактовке патриотизма неактуален. Сейчас, в эпоху глобализации, возникли другие приоритеты и точки зрения на суть патриотизма [17, 6]. Вопросы формирования патриотизма у россиян отображены в программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [4], в стратегиях патриотического воспитания в различных регионах России и др. Одним из специфических проявлений российского патриотизма служит принцип державности, который отражает особенности исторического формирования общества, значимым показателем которого выступает государство, это понятие, по мнению китайского ученого Цзян Вэй-син, является основой национальной культуры и мен-тальности граждан Российской Федерации [23]. Российский патриотизм рассматривается как один из эффективных способов обеспечения национальной государственной безопасности, определяет наилучшее соотношение степени свободы и ответственности граждан в зависимости от их роли в противоречиво устроенном социуме XXI века [17]. Отсюда можно заключить, что патриотическое сознание предстает в качестве фактора внутренней безопасности России. На современном этапе развития российского общества воссоздание патриотизма оказывается ключевым условием возрождения статуса России как великой державы.
В этой связи в стране акцентируется внимание на значимости культурной политики государства, которое способно реализовать патриотизм через национальные праздники, чтение электронных и печатных СМИ, общение на родном языке, гражданско-патриотическое воспитание, развитие культурных проектов в городах и регионах, ритуализацию важных моментов жизни человека.
Для российского человека характерна склонность к коллективизму, определенная историей и условиями географического положения.
Систематизация научно-методической литературы по вопросу коллективизма позволяет говорить о том, что коллективообразование представляет собой феномен общественной жизни (см. работы Ю.П. Дмитриевой, Н.И. Лапина, В.С. Соловьева, Л.Ф. Лосева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова и др.). Коллектив в научном понима-
нии является сообществом личностей, сплоченных общими перспективами, увлечениями и потребностями [5]. Он служит сферой общения, основой приобретения социального опыта, способом самореализации и самоутверждения, взаимообогащения (духовного, нравственного, профессионального). При этом радикальное устранение коллективистских ценностей таит в себе угрозу проявления крайних форм индивидуализма.
Коллективизм россиян в современных условиях ориентирован на единство целей, увлечений, ценностных ориентаций, служащих существенным фактором солидарности и сплоченности людей, увеличения действенности общей деятельности. Для коллективистов специфично поведение истолковывать с точки зрения надлежащих норм, успех объяснять за счет коллективных способностей, неудачу воспринимать как итог собственной пассивности. В свою очередь, для человека коллективистского типа свойственно отождествлять себя с группой, стремиться к порядку, терпению, самоконтролю, ставить долговременные цели.
По мнению Ли Пейлиня, вице-президента Китайской академии общественных наук: «И в России, и в Китае молодежь больше привержена индивидуализму и больше интересуется инновациями, чем представители старших поколений. Но при этом в обеих странах молодые люди явственно выступают за солидарное общество и сильное государство. Кроме того, и у российской, и у китайской молодежи сильно выражено чувство национальной идентичности, связанное с гражданственностью [28].
Лидирующее место в рамках жизненных приоритетов россиян принадлежит семье и семейным ценностям, в особенности на фоне сложных и противоречивых условиях жизни урбанизированного социума [10]. В данных обстоятельствах семья приобретает статус значимого проводника формирования основополагающих коллективных ценностей и взаимоотношений (социально-биологических, нравственно-правовых, психологических, хозяйственно-бытовых). При этом и сами семейные ценности не являются постоянными -они трансформируются под воздействием разнообразия причин социальных изменений.
В традиционной культуре России семейные ценности представляют собой совокупность взглядов о желаемом типе семьи и семейных отношениях. Они детерминируют поведение человека в кругу семейных отношений, обусловливают принятие семейных решений и обеспечивают воспроизводство и сохранение семейных норм, стандартов и моделей. Школа, трудовые коллективы, разные социальные группы, в которых находится взрослый человек, лишь продолжают тот механизм вырабатывания культурных навыков, который зарождается в семье [15]. Семейные ценности, главным образом, содержат триаду родства, роди-тельства и супружества. Во главе угла в семейных ценностях стоит установка на родительство - приобретение социальной роли матери/отца.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся также милосердие и гуманизм по отношению к людям и природе. Так, милосердие трактуется как социально значимое качество личности, которое вырабатывается с учетом единства и взаимосвязи чувства, воли и сознания [8]. Милосердие предполагает не только самоотверженность и благосклонность, но и постижение другой личности, сочувствие к ней, а в последовательной своей репрезентации -
инициативную отзывчивость в жизни другого человека. В этой связи необходимо указать на одну из самых весомых черт, лежащую в основе милосердия, - доброту. Именно данное качество обнаруживается у россиян через многообразные жесты дорой воли, например, радушие и гостеприимство при встрече гостей. Укажем, что «зона гостеприимства» - отличительная черта недавно прошедшего в России чемпионата мира по футболу (лето 2018 года), которая позволила превратить вчерашних врагов в друзей и братьев. Для тех, кто посетил Россию либо смотрели чемпионат мира по телевидению, страна запомнилась как крайне интересная, многогранная и дружелюбная [9].
Указанные выше характеристики составляют основу идеальной высоконравственной личности, которая привержена традиционным для России духовным ценностям и обладает актуальными умениями, знаниями, созидательным потенциалом, который необходимо реализовать в сложных условиях современного социума и обеспечивать его мирное развитие [18].
Среди значимых духовно-нравственных ценностей следует обозначить и традиционные российские религии. Как известно, религия сама по себе служит одним из механизмов поддержания культурно-социальной устойчивости. Традиционные религии обусловливают формирование гражданского общества, дальнейший неизменный рост гражданского правосознания, а также межконфессиональный и межнациональный мир. К слову, большая часть религиозных конфессий России уже имеют сформулированные концептуальные направления, на основе которых религиозные объединения могут выражать и передавать идеи, реализовывать свою деятельность.
В правовом поле Российской Федерации традиционными религиями можно считать православие, ислам, христианство, буддизм и иудаизм, базирующихся в том числе на существующих культурно-исторических реалиях [21]. Утверждается, что православие - духовная основа русской культуры. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, Русская православная церковь располагает 58,5% общин. Второй по численности конфессией в Российской Федерации является ислам, что определено национальным составом населения [25].
Для Китая также характерна многоконфессиональ-ность, что только подчеркивает необходимость обстоятельного межкультурного диалога между народами. Ф. Юйцзюнь, например, полагает, что дружеское взаимодействие между представителями китайской конфуцианской цивилизации и православной культуры России будет способствовать большему взаимопониманию народов, а также цивилизационному и культурному разнообразию в регионе [27].
Понимание широких перспектив экономического и технологического сотрудничества России и Китая на основе общих ценностей [19] - это надежная база для совместного продвижения двух стран к нравственному лидерству на мировой арене, что чрезвычайно актуально в нынешней политической ситуации.
В заключение следует указать на то, что россиян отличает и наличие таких качеств как социальная солидарность, гражданственность, склонность к профессиональному развитию, дисциплинированность, самоуважение, трудолюбие, творчество, инновационность и справедливость. Это существенный потенциал российского общества, который необходимо постоянно укреплять.
Чэ Тунбо
КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Таким образом, применение и сохранение культурного кода является залогом коалиции многонационального народа России на основе соблюдения многовековых традиций и принципов, а также уважения общечеловеческих ценностей. К базовым национально-культурным ценностям, хранимым в историко-культурных традициях многонационального народа России и содействующим успешному развитию государства в современных условиях, относятся: патриотизм, коллективизм, семья и семейные ценности, милосердие и гуманизм, традиционные российские религии и др. Обладая собственной культурной моделью, преимуществами и особенностями, Россия имеет статус полноправного субъекта истории, служит сообществом национального единства, что позволяет выработать альтернативные пути совершенствования организационной культуры современного российского социума и занять достойное место в мировом сообществе.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 83,29%.
Список литературы:
1. Белорусское общество в контексте цивилизационно-культурного кода: социологическое измерение : монография / И.В. Котляров, С.А. Шавель, В.Э. Смирнов и др. ; Национальная академия наук Беларуси, Институт социологии. - Минск : Беларуская навука, 2017. - С. 7-10.
2. Выступление Предстоятеля Русской Церкви на расширенном заседании Патриаршего совета по культуре [Электронный ресурс]. - Расширенное заседание Патриаршего совета по культуре (Москва, 22 февраля 2012 года). - Режим доступа: http://pravoslavie.ru/51745.html.
3. Гачева А. Г. Ф. М. Достоевский и Н. Ф. Фёдоров: Встречи в русской культуре. М.: ИМЛИ РАН, 2008
4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]: Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации (от 30 декабря 2015 г. № 1493). - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1j sKAErrx2dE4q0ws.pdf.
5. Гофман, А.Б. Традиции и инновации в современной России. Социологический анализ взаимодействия и динамики / под редакцией А.Б. Гофмана. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. - С. 467.
6. Гузенкова, Т.С. Патриотизм, глобализация и национальное государство : взаимодействие и противоречия / Т.С. Гузенкова // Патриотизм как идеология возрождения России : сборник статей и докладов / Рос. ин-т стратегич. исслед. ; [отв. ред. Т. С. Гузенкова]. - Москва : РИСИ, 2014. - С. 17.
7. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4-х томах / В.И. Даль. - Москва : Государственное изд-во иностран. и национал. словарей, 1955. - С. 24.
8. Данилюк, А.Я, Кондаков, А.М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с.
9. Инфантино: ЧМ-2018 полностью меняет западное восприятие России [Электронный ресурс]: Чемпионат мира по футболу - 2018. - Режим доступа: http://www.ntv. ru/novosti/2040725.
10. Климантова, Г.И. Государственная семейная политика современной России: перспективы и социальные риски / Г.И. Климантова // Социальная политика и социология. - 2008. - № 6. - С. 23-26.
11. Котляров, И.В. Цивилизационный код белорусского общества как новая парадигма изучения социальной реальности / И.В. Котляров // Особенности культурного развития «пограничных» территорий: исследования и стратегическое управление: материалы междунар. науч.-практ. семен., Минск, 30-31мая 2017 г. : сб. науч. ст. / ред. кол. : Котляров И.В. (гл. ред.) [и др.]; Ин-т социологии НАН Беларуси. - Минск : Право и экономика, 2017. - С. 9-18.
12. Магун, В.С., Руднев М.Г. Базовые ценности россиян в европейском контексте / В.С. Магун, М.Г. Руднев // Общественные науки и современность. - 2010. - № 4. - С. 5-17.
13. Мельникова, Л.А., Суслонов, П.Е. Профессиональный патриотизм как основа патриотического воспитания курсантов образовательных учреждений МВД России / Л.А. Мельникова, П.Е. Суслонов // Perspectives of Science and Education. - 2013. - № 5. - С. 101-103.
14. Минина-Щенникова, К.Ю. Традиционные ценности -основа единства России [Электронный ресурс]. - Центр экспертизы и общественного мониторинга. - Режим доступа: http://www.ceom.ru/tradicionnye-cennosti-osnova-edinstva-rossii.html.
15. Мустаева, Ф.А. Самоопределение семьи в условиях трансформации российского общества / дис. ... д-ра со-циол. наук : 22.00.04 / Ф.А. Мустаева. - Екатеринбург, 2012. - С. 189.
16. Нравственные ценности, модернизация и экология в современном пространстве сотрудничества России и Китая. Международный семинар. 2017.
17. Патриотизм как идеология возрождения России : сб. и ст. и докл. / отв. ред. д-р ист. наук Т. С. Гузенкова ; Рос. ин-т стратег. исслед. - М. :РИСИ, 2014. - 260 с.
18. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Утверждена распоряжением (от 29 мая 2015 года №996-р). - Режим доступа: http://government.ru/docs/18312.
19. Сяй Вэйхан. Факторы влияния на китайско-российские отношения в новую эпоху и анализ их перспектив. / Народный форум. 2014(32). С. 248-249.
20. Трубецкой С.Н. О природе человеческого сознания // Сочинения. М.: Мысль, 1994.
21. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ. - Режим доступа: http://base.garant.ru/171640.
22. Цветкова, И.В. Поколенческие различия в динамике патриотических ценностей / И.В. Цветкова // Социологические исследования. - 2014 . - № 3. - С. 45-51.
23. Цзян Вэйсин. Внешняя политика при президенте Д. Медведеве и ее влияние на китайско-российские отношения. Диссертация. Хэйбэйский Педагогический университет, 2014. С.19-20.
24. Цинь Мин. Исследования по вопросам китайско-российской культурной дипломатии в рамках стратегического партнёрства. Диссертация. Институт северовосточной Азии, 2014. С.21.
25. Число религиозных организаций, зарегистрированных в Российской Федерации на 1 января 2015 г. [Электронный ресурс]: Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_11/IssWWW.exe/Stg/d01/11 -03.htm.
26. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко. - ТОО ТК «Петрополис», 1998. - С. 47.
27. Fen Yuitszyun'. Kitaiskie gosudarstvennye interesy v otnosheniyakh mezhdu Kitaem i Rossiei. / Issledovaniya po Rossii. 2007 g. №2. S. 44.
28. https://www.kommersant.ru/doc/3142699