Научная статья на тему 'Культура как фактор устойчивого развития российского общества'

Культура как фактор устойчивого развития российского общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
431
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / CULTURE / ECONOMIC CULTURE / VALUES / PREKARIAT / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / NEOCLASSICAL PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Липатова О.А.

В статье эксплицируется культура как базис устойчивого развития в контексте содержания неоклас-сической философии. Проводится анализ концептов «культуры», «устойчивого развития» и вводится модель «культура устойчивого развития», как наиболее оптимальная для формирования будущего человеческой цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE AS A FACTOR OF THE RUSSIAN SOCIETY SUSTAINABLE DEVELOPMENT

There is an explication of culture as a basis for sustainable development in the context of the contents of neoclassical philosophy in the article. There is the analysis of such notions as "culture", "economic culture", "sustainable development" given here. Culture shows not just a set of values, but as a combination thereof, which should contribute to the conservation of the human component in human being. It should necessary include such triad of values as “truth” “the good” and “beauty” united. The problem is that the culture as a strategic resource is still the “outlying district” of the public consciousness and it is not in priority in present-day politics. We may speak only about the formation of the economic idea of culture. Economic culture is the basis of culture social reproduction and explication of culture to the sphere of socio-economic relations. Values of economic culture may be: personal fulfillment, social and economic status of a person in the structure of society, the possession of the property, financial reward for active work, economic freedom, which is undoubtedly contradicts to the values of traditional culture. The notion of "culture of sustainable development"was introduced in the article as the most appropriate for generating the future of human civilization. It may include real joining of efforts around the world for the survival of humanity and the preservation of the biosphere, improving the quality of life, adherence, above all, environmental and moral principle; achieving the integrity of science and education, as well as the integration of existing types of knowledge in connection with ideas of the neoclassical philosophy. The most important investments should be human investments, which should be considered as the most effective investment to the future.

Текст научной работы на тему «Культура как фактор устойчивого развития российского общества»

10. Касавин И.Т. Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка. - М.: «Канон+», «Реабилитация», 2008. - 437 с.

11. Кастийо М. К вопросу об этической связи мудрости и науки (пер. с франц. О.И. Мачульской)//История философии. - 2012. - №17 . - С. 225-242.

12. Крейг Р.Т. Теория коммуникации как область знания//Компаративистика III.: Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. - СПб.: Социологическое общество им. М.М. Ковалевского, 2003. - С.71-126.

13. Культурные трансформации в современной России (соц.-филос. анализ)/ Отв. ред. С.А. Никольский.-М.: ИФ РАН, 2009. - 159с.

14. Левяш И.Я. Культурология. - М.: «Айрис-пресс», 2004. - 576 с.

15. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. - М.: «Языки русской культуры», 1996. - 464 с.

16. Назарчук А.В. Идея коммуникации и новые философские понятия XX века//Вопросы философии. -2011. - № 5. - С.157-165.

17. Петров М.К. Язык, знак, культура. - М.: «Едиториал УРСС», 2004. - 328 с.

18. Романов И.Н., Костяев А.И. Философия. Исследования - тексты - схемы - таблицы - упражнения -тесты. - М.: «Педагогическое общество России», 2003. - 352 с.

19. Степанянц М.Т. От европоцентризма к межкультурной философии//Вопросы философии. - 2015. -№10. - С.150-163.

20. Тайлор Э. Первобытная культура. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1989. - 576 с

21. Томпсон М. Философия науки/Пер. с англ. АГарькавого. - М.: «ФАИР-ПРЕСС», 2003. - 304 с.

22. Федяев А.П. Аристотель и перспективы развития науки: метатеоретический анализ//«Вестник Каз-ГУКИ». - 2015. - №2.1. - С.38-44.

23. «Философия в публичном пространстве» (конференция, приуроченная ко всемирному дню философии ). - М.: ИФ РАН, 20-21 ноября 2014 г. - [Электронный ресурс]: URL: http://iph.ras.ru/institute.htm (дата обращения 02.12.2015 г.).

24. Флиер А. Я. Современная культурология: объект, предмет, структура// ОНС, 1997. - № 2. - С.124-145.

25. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - СПб.: «A-cad», 1994. - 403 с.

УДК 304:316.4

ОАЛипатова

КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

В статье эксплицируется культура как базис устойчивого развития в контексте содержания неоклассической философии. Проводится анализ концептов «культуры», «устойчивого развития» и вводится модель «культура устойчивого развития», как наиболее оптимальная для формирования будущего человеческой цивилизации.

Ключевые слова: культура, устойчивое развитие, неоклассическая философия.

Lipatova Olga CULTURE AS A FACTOR OF THE RUSSIAN SOCIETY SUSTAINABLE DEVELOPMENT

There is an explication of culture as a basis for sustainable development in the context of the contents of neoclassical philosophy in the article. There is the analysis of such notions as "culture", "economic culture", "sustainable development" given here. Culture shows not just a set of values, but as a combination thereof, which should contribute to the conservation of the human component in human being. It should necessary include such triad of values as "truth" - "the good" and "beauty" united. The problem is that the culture as a strategic resource is still the "outlying district" of the public consciousness and it is not in priority in present-day politics. We may speak only about the formation of the economic idea of culture. Economic culture is the basis of culture social reproduction and explication of culture to the sphere of socio-economic relations. Values of economic culture may be: personal fulfillment, social and economic status of a person in the structure of society, the possession of the property, financial reward for active work, economic freedom, which is undoubtedly contradicts to the values of traditional culture.

The notion of "culture of sustainable development"was introduced in the article as the most appropriate for generating the future of human civilization. It may include real joining of efforts around the world for the survival of humanity and the preservation of the biosphere, improving the quality of life, adherence, above all, environmental and moral principle; achieving the integrity of science and education, as well as the integration of existing types of knowledge in connection with ideas of the neoclassical philosophy. The most important investments should be human investments, which should be considered as the most effective investment to the future.

Keywords: culture, economic culture, values, prekariat, sustainable development, neoclassical philosophy.

В настоящее время правомерно говорить о различных дискурсах изучения феномена культуры, одним из которых является устойчивое развитие.

Сам термин «устойчивое развитие» стал чрезвычайно популярен после публикации доклада 1987 года, подготовленного для ООН Международной комиссией по окружающей среде и развитию (МКОСР) [1], а в 70-е гг. XX века была сформирована концепция sustainable development на основании

работ Римского клуба как позиция противоположная обществу производства, потребления и обогащения [2]. В «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (утверждена Указом Президента РФ от 01.04.1996 №440) имеется следующее определение: «Устойчивое развитие - это стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы и обеспечивающее непрерывный прогресс общества».

Опираясь на работы отечественных философов, мы под «устойчивым развитием» понимаем такое развитие, которое может способствовать удовлетворению потребностей человечества настоящего времени, но при этом не ставить под угрозу дальнейшее существование будущих поколений [3].

Что изменилось с 70-х гг. XX века? Современное общество исследователи все чаще определяют, как общество катастроф, риска, угроз и конфликтов, а культуру рассматривают как многоаспектное понятие и деятельность, возникшую вместе с человечеством и до сих пор способствующую его выживанию. Проблема заключается еще и в том, что культура как стратегический ресурс продолжает находиться на периферии общественного сознания и не является приоритетным направлением в политике. Тем не менее, все прекрасно понимают, что без культуры, особенно без моральной ее составляющей не обойтись. Она всегда выполняла важную роль в виде нравственных ценностей, запретов, а через образование и науку формировала сознание человека и человечества. Культура не просто совокупность ценностей, а такое их сочетание, которые должны способствовать сохранению человеческого в человеке. Она необходимо включает в себя единство триады ценностей истины -добра - красоты, еще академик Д.С.Лихачев говорил о культуре как необходимости для сохранения духовной и нравственной жизни, без чего человеческая жизнь теряет свой смысл [4]. Именно культура делает возможным общественную жизнь и обеспечивает социальный порядок, а нарушение норм морали и справедливости всегда будут приводить общество к взрыву и потрясениям.

В условиях российской действительности культура подвергается существенной деформации. Доминирование парадигм либерализма, прагматизма и менеджеризма ставит под вопрос ее дальнейшее развитие, с трудом приспосабливаясь к рыночным условиям, она превращается в товар и становиться средством для решения практических задач. Рыночная модель культуры предполагает ориентацию на жесткий контроль, конкретный результат и высокие доходы, что лишает ее творческой составляющей. Тем не менее, попытки связать прагматику и культуру существуют. Так, прагматика применительно к культуре понимается исследователем А.Долгиным как «теория и практика результативности в сфере культуры... прагматика не только в ответе на вопрос, как достичь поставленной цели, но и прежде - в выборе такой цели, что стоила бы усилий... Признаками прагматики культуры являются интенция, результативность, рефлексия» [5, с.40] Сейчас мы наблюдаем тот факт, что бытие приобрело количественные показатели, а услуга стала метареальностью культуры, создается впечатление, что иной альтернативы кроме глобального рынка не существует.

Такое положение дел гарантированно может привести современных реформаторов в тупик. Необходимо понимать, что прагматизм - это ответ не на все жизненные вопросы. Это касается и стратегии устойчивого развития России. Кризис 2008 и 2014 года наглядно показал колоссальную зависимость российской экономики от эксплуатации и продажи природного сырья несмотря на тезисы об инновациях, модернизации и диверсификации страны [6].

Подобная ситуация в перспективе неизбежно приведет к усугублению существующих экологических проблем. Как показывает социальная практика, Россия за последние десятилетия, с большим трудом переходит от задач выживания к задачам развития. Наша страна продолжает находиться в затяжном системном кризисе (социально-экономическом, политическом и духовном). Но последние геополитические события объективно стали разворачивать ситуацию в иное русло, к проблеме собственно устойчивого развития. Для того, чтобы закрепить новую формирующуюся парадигму необходимо опираться на современные разработки неоклассической философии [7]: 1) формирование синергетической картины мира, согласно которой мир представляется сложноорганизо-ванной разновекторной системой развития; 2) обоснование идей глобального эволюционизма и коэволюции. Глобальный эволюционизм предполагает согласованность развития всех форм и уровней бытия (неорганического, органического, социального и культурного миров; микромира, макромира и мегамира). Коэволюция - это паритетное взаимодействие человека и природы поиск глобальных закономерностей, объединяющих развитие систем различной природы [8,9]; 4) возникновение и осмысление феномена виртуальной реальности; 5) формирование нового типа гуманизма, который нужно осмыслить, понять и принять, как пишет проф. Г.П.Меньчиков перейти от «эпох насилия к эпохе толерантности и эниологии (спасению жизни)» [10]; 6) перехода от парадигмальности познания, к ре-

альным идеалам вместо социальных утопий; 7) отказ от потребительской идеологии и формирование культуры созидания; 8) экспликации антропного принципа, суть которого в попытке выявить сущность человека, как и каким образом человек может сконструировать себя в новых условиях .

Таким образом, многочисленные современные проблемы нашей жизни непосредственно вытекают из проблем культуры и являются следствием общего системного кризиса. Культура является необходимым базисом устойчивого развития России в ситуации всеобщей неопределенности. Сегодня правомерно говорить о модели культуры устойчивого развития, которая предполагает иные государственные приоритеты, действительно объединение усилий стран мира для выживания человечества и сохранения биосферы, выход на первое место науки и образования, повышение качества жизни населения, следование, прежде всего, экологическому и нравственному принципу; достижение целостности науки и образования, а также интеграции существующих типов знания с учётом неоклассической философии. Самыми важными должны стать капиталовложения в человека, которые будут рассматриваться, как самые эффективные инвестиции в будущее.

Литература

1. Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР): Пер. с англ./Г.А. Арбатова; ред. и послесл. Г.В. Сдасюк.- М.:Прогресс, 1989. - 496 с.

2. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1980.

3. Романович А Л., Урсул А. Д. Концепция устойчивого развития и проблема безопасности [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.philosophy.nsc.ru/journals/philscience/11_01/ 05_ ursul.htm. - Загл. с экрана. -Дата обращения - 25.02.2015 г.

4. Лихачев Д.С. Экология культуры / / Избр. тр. по русской и мировой куль-ре. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006.

5. Долгин А. Прагматика культуры.- М: Фонд науч. исслед. «Прагматика культуры», 2002. - 168 с.

6. Ершова Т.В. Социально-экономическое развитие России: десять лет спустя: Сб. науч. тр.: Проблемы регионального и муниципального управления. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2001.

7. Меньчиков Г.П. Неоклассическая философия: сущность, содержание, значение / Г.П.Меньчиков //Учен. зап. Казан. Ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2013. - Т.155, кн. 1. - С.105-116.

8. Грин Б. Элегантная Вселенная: суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории. -М.: КомКнига, 2007. - 286 с.

9. Аршинов В.И. Синергетика как коммуникативная парадигма постнеклассического познания/ В.И.Аришинов, Я.И.Свирский // Философские науки. 2007. № 6. С. 8-26.

10. Меньчиков Г.П. Указ. раб.

УДК 351.858:001.12

В.М.Лат ыйпова

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ

В современных условиях жизни только у многогранно развитой и образованной личности возможна глубокая и осознанная идентификация со своим народом, чувство духовной связи с ним. Пробуждение в человеке чувства прекрасного, воспитание умения видеть красоту мира и людей, понимать язык искусства, самостоятельно участвовать в созидании художественных ценностей - можно назвать приоритетной задачей современного образования. До недавних пор понятие идентичности практически не использовалось, оно не было предметом ни теоретического, ни эмпирического изучения. Оно не встречалось в монографиях, учебниках и журнальных публикациях. Идентичность появляется в ходе развития и означает чувство принадлежности к какой-то целостной структуре, осознание человеком того, что он является частью этой структуры и занимает в ней определенное бесспорное положение. Идентичность помогает человеку реализовать основную потребность.

Ключевые слова: идентичность, национально-культурная идентичность, образование, искусство, современное образование.

Venera Latyjpova NATIONAL-CULTURAL IDENTITY AS THE MOST IMPORTANT PROBLEM OF MODERNITY

In modern conditions of life have only developed a multifaceted and educated person possible deep and conscious identification with his people, a sense of spiritual connection with him. The awakening in man of the sense of beauty, the upbringing the ability to see the beauty of the world and people to understand the language of art, to participate in the creation of artistic values can be called as a priority of modern education. Until recently the concept of identity has not been used, it has not been the subject of theoretical or empirical study. It is not met in monographs, textbooks and journal publications. Identity appears in the course of development and means the sense of belonging to some kind of holistic structure, the awareness that he is part of this structure and it takes a certain undeniable position. Identity helps people to fulfill a basic need.

Key words: identity, national and cultural identity, education, art, modern education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.