Научная статья на тему '«Биофильная» концепция человека в неоклассическом гуманизме: инновационные подходы'

«Биофильная» концепция человека в неоклассическом гуманизме: инновационные подходы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
210
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ ГУМАНИЗМ / СУБСТРАТНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМНЫЙ ПОХОД / НОВОГУМАНИСТИ-ЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ГЕТЕРАРХИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / NEOCLASSICAL HUMANISM / SUBSTRATE APPROACH / SYSTEM APPROACH / NEW HUMANISTIC APPROACH / POST-NONCLASSICAL CULTURE / HETERARCHICAL THINKING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Яныкина А. Н., Меньчиков Г. П.

В статье представлены инновационные подходы, в рамках которых анализируется антропологическая проблематика неоклассического гуманизма в условиях постнеклассической культуры. На основании новогу-манис-тического, системного, ситуационного и субстратного подходов концепция человека в неоклассическом гуманизме приобретает витальный, а точнее биофильный характер. Вместо традиционной системы понятий гуманистической философии «человек-личность-индивидуальность-индивид» проблема бытия человека интерпретируется с общефилософских категорий «единичное-особенное-общее-всеобщее», что предполагает ре-флексию антропогенностной проблематики в глобальном пространстве постнеклассической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"BIOPHIL» CONCEPT OF HUMAN IN NEO-CLASSICAL HUMANISM: INNOVATIVE APPROACHES

The article presents an innovative approach in which problems are analyzed anthropological neoclassical huma-nism under postnonclassical culture. On the basis of the new humanistic, systemic, situational and substrate approaches the concept of man in the neoclassical humanism becomes vital, rather biophil character. Instead of the traditional system of concepts of humanistic philosophy of "people-person-individual-individual" problem of human existence is inter-preted with philosophical categories "single-special-total-universal", that implies reflection anthropological perspective in the global space postnonclassical culture.

Текст научной работы на тему ««Биофильная» концепция человека в неоклассическом гуманизме: инновационные подходы»

Теория и история

культуры и искусств

УДК 101.1:316

А.Н.Яныкина, Г.П.Меньчиков

«БИОФИЛЬНАЯ» КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В НЕОКЛАССИЧЕСКОМ ГУМАНИЗМЕ: ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ

В статье представлены инновационные подходы, в рамках которых анализируется антропологическая проблематика неоклассического гуманизма в условиях постнеклассической культуры. На основании новогу-манис-тического, системного, ситуационного и субстратного подходов концепция человека в неоклассическом гуманизме приобретает витальный, а точнее биофильный характер. Вместо традиционной системы понятий гуманистической философии «человек-личность-индивидуальность-индивид» проблема бытия человека интерпретируется с общефилософских категорий «единичное-особенное-общее-всеобщее», что предполагает рефлексию антропогенностной проблематики в глобальном пространстве постнеклассической культуры.

Ключевые слова: неоклассический гуманизм, субстратный подход, системный поход, новогуманистический подход, постнеклассическая культура, гетерархическое мышление.

Alla Yanykina, Gennady Menshikov BIOPHIL» CONCEPT OF HUMAN IN NEO-CLASSICAL HUMANISM: INNOVATIVE APPROACHES

The article presents an innovative approach in which problems are analyzed anthropological neoclassical humanism under postnonclassical culture. On the basis of the new humanistic, systemic, situational and substrate approaches the concept of man in the neoclassical humanism becomes vital, rather biophil character. Instead of the traditional system of concepts of humanistic philosophy of "people-person-individual-individual" problem of human existence is interpreted with philosophical categories "single-special-total-universal", that implies reflection anthropological perspective in the global space postnonclassical culture.

Keywords: neoclassical humanism, substrate approach, system approach, new humanistic approach, postnonclassical Culture, heterarchical thinking.

Основу неоклассического гуманизма как мировоззренческой универсалии, как доминанты по-стне-классической культуры как структурообразующего элемента «жизненного мира» «неоклассической личности» составляют процессы саморазвития сложных самоорганизующихся систем, которые охватывают все представления о природе, обществе и человеке. В современном обществе создаются благоприятные условия для конкуренции разнообразных версий неоклассической картины мира, между которыми никогда не бывает абсолютной несовместимости. Каждый новый вариант неоклассической картины мира формируется как трансформация предшествующих и, несмотря на многочисленные нововведения, между ними всегда сохраняется преемственность.

В контексте неоклассического гуманизма возвращение к традиционной системе гуманистических ценностей, формировавшейся на протяжении многих десятилетий, рассматривается в новом биофиль-ном «измерении». Принцип «человекомерности», культурно-этические идеалы философии жизни А. Швейцера, гуманистической психологии А.Маслоу, Э.Фромма, В.Франкла, философии светского гуманизма в работах И.Т.Фролова, В.С.Степина, В.АКутырева и др. не утратили своей актуальности в неоклассической реальности, но приобрели иной характер. Г.П.Меньчиков утверждает, что неоклассический гуманизм «не упрощает роли духовных детерминант человеческой жизни, но преодолевает абстрактность систем «идеальных» (надуманных) ценностей классического и неклассического гуманизма» [2, с.191].

Основополагающим становится «антропный принцип», где и проблема сущности человека исследуется не с позиции «антропоцентризма», составляющего квинтэссенцию классического гуманизма и «антропологического подхода», что являлось и еще является сутью неклассического гуманизма, а с позиции «эниологии1 жизни», в основе которой - «биофильная»1 концепция человека, его жизненная интенция и целеустремленность.

1 Эниология - «спасение жизни» на нашей планете (Ф.Р.Ханцеверов, Р.Л.Исхаков). (См.: Меньчиков Г.П. Духовная реальность человека: (анализ философско-онтологических основ). -Казань: Грандан, 1999. -С.10).

Тревожные тенденции, связанные с прямым и косвенным геноцидом человечества, с утратой смысла жизни у целых народов, стремлением мотивировать «коллективные самоубийства» путем навязывания псевдовыбора, обесценивают сущность человека, сводят представление о нем как к случайному и легко заменимому фрагменту бытия, к промежуточному звену эволюции. Экономическое и биологическое, на уровне генетики, вмешательство, целенаправленное изменение культурно-исторической среды и природных условий приводят к необратимым для человека отрицательным последствиям - «биос» превращается в «танатос», биофилия замещается некрофилией и, как результат, к сожалению, формируется «новый тип» человека, негантропа, не обремененного культурными, морально-нравственными ценностями.

«Биофильная» концепция человека реализуется через преодоление абстрактного человека, обра-щение к жизни как к вечному феномену мироздания, а не эпифеномену, который не только расширяет сферу рационального путем введения новых типов рациональности, но и рассматривает человека в категориях «единичное-всеобщее» как проявление живого бытия реальности, обладающего свойствами темпоральности, связанности и целостности [3, с.509].

В рамках неоклассического гуманизма «биофильная» концепция человека предполагает проводить исследование антропологической проблематики средствами новогуманистического, систем-но-ситуа-ционного (Н.М.Солодухо) и субстратного подходов.

Новогуманистический подход расставляет новые приоритеты: даже самая гуманная идея не может быть важнее человеческой жизни. Прежде всего живой человек, а не некое «идеальное» существо, лишенное каких бы то ни было недостатков, тем более, что сами идеи могут быть заболевшими и больными. При этом человек рассматривается в глобальном, вселенском масштабе как надпри-родное, культурное существо, которое детерминируется в конечном счете «не инстинктами и не средой, а переживанием смысла своего существования» [2, с.196]. Неоклассический гуманизм с позиции новогуманистического подхода атрибутивным свойством бытия человека определяет эниоло-гичность и биофильность.

В рамках системно-ситуационного подхода осмысление неоклассическим гуманизмом антро-поло-гической проблематики предполагает разработку новых оптимальных стратегий взаимодействия человека с открытыми, саморазвивающимися системами. Особенностью такого взаимодействия, по мнению В.С.Степина, является само человеческое действие, которое «как бы включается в систему, видоизменяя каждый раз поле ее возможных состояний»[3, с.283]. Человек своими действиями может направить развитие системы в определенном направлении, то есть конструировать процессы в системе. С другой стороны, система так устроена, что реализация одного из сценариев ее развития есть «условие и характеристика бытия системы, как выражение ее природы» [3, с.283]. Стираются грани между искусственным и естественным. В результате ценностно-нейтральный идеал учений, концепций трансформируется. Актуализируется значимость аксиологического аспекта неоклассического гуманизма, экспликации внутринаучных ценностей с общегуманистическими принципами и ценностями.

Субстратный подход, предложенный А.А.Гагаевым, предполагает переход от традиционных понятий классического гуманизма «человек-личность-индивидуальность-индивид» в качестве методологии исследования к философским категориям «всеобщее-общее-особенное-единичное» при создании «биофильной», антропогенностной концепции человека. Используя данный метод, неоклассический гуманизм рассматривает сущность человека как проявление единичного, особенного, общего и всеобщего.

Единичное - это «бытие во мнении» или то, как человек выглядит в глазах других людей. Создавая свой феноменологический образ индивид ставит перед собой задачи, решение которых приближает его к поставленным целям. На этапе единичного спектральному анализу подвергается личность во всех ее аспектах - от интеллекта и интуиции, сознательных и бессознательных структур до общепринятого и нетрадиционного поведения.

Особенное - это самоидентификация человека, «он сам в его материальной явленности» [4, с.74]. Сущность всегда сокрыта совокупностью явлений. Идея или сущность неоклассического гуманизма аксиоматична, но, воплощается она в сознании людей по-разному. Вопрос: «как в этом мире прожить по-человечески?» - подразумевает множественность ответов. У каждого индивида свое представление о «жизни по-человечески». Для кого-то это социальный статус, материальное обога-

1 Биофилия - «любовь к жизни» (Э.Фромм, И.Т.Фролов, В.Франкл и др.), глубинная ориентация на жизнь, где жизнь есть высшая ценность, четко отделена от смерти и всего того, что гасит и разрушает жизнь; изначальное бескорыстное уважение жизни и всему живому, особенно к людям(См.: Меньчиков Г.П. Основы антропологии: традиции и новации. - Казань: Школа, 2006. -С.9-13, 123-130).

щение. Для других - спасение людей, животных, решение экологических проблем. На этапе особенного основным становится вопрос о смысле бытия, жизни, деятельности. Каждый человек проживает свой собственный смысл жизни. Осознание конечности человеческого бытия на нашей планете обостряет смысложизненную проблематику. Бесконечность человеческих возможностей реализуется в творчестве и является оппозицией к ограниченности человеческого существования во времени и пространстве. Проблема неосуществимости их в полном объеме порождает когнитивный диссонанс и даже экзистенциальный вакуум. Идеи неоклассического гуманизма, выражающие положительные, общезначимые ценности могут помочь преодо-леть состояние заброшенности, размытости жизненных ориентиров и стать основой развития нового типа мышления - не иерархического и не релятивистского, а гетерархического мышления» [5, с.24-27].

Общее - это неуничтожимая часть сущности человека, «внутренний закон его становления, сущест-вования и развития» [4, с.78]. На этапе общего центральной становится проблема выбора. Происходит внутренняя борьба между биофильной и некрофильной направленностью личности. Человек пытается найти ответы на вопросы о жизни и смерти, о душе и духе. Сущность неоклассического гуманизма выражается в том, что принцип «жизнемерности» или точнее антропогенности становится основополагающим, стабилизирующим и универсум. Человек как реализация этого принципа представляется высшей и безусловной ценностью бытия.

Всеобщее как бытие человека, не определяется «не чьим-либо сознанием и не вообще бытием, но суммою факторов» [1, с.135]. На этапе всеобщего главным является вопрос единства в человеке бытия, сущности, явления и действительности, происходит окончательный отказ от бинарных оппозиций и вечные дилеммы рассматриваются с позиции меры и пропорции, где взаимодействуют материальные и идеальные факторы. Чтобы решить проблему биофилии на планетарном уровне, человечеству необходим неоклассический гуманизм, который сочетает культурную эволюцию с коэволюцией и «духовной революцией» (В.А.Лекторский).

Отрыв человека от бытийственных основ своего существования, нравственный релятивизм, неве-рие в духовные ценности и безусловная вера в самодостаточность, отождествляющуюся с материальным благополучием, порождает глубинный разрыв между основополагающими ценностями постнеклассической реальности и несоответствием современных индивидов своему времени ни по духовным, ни по нравственным параметрам.

«Гуманистический ренессанс» в форме неоклассического гуманизма и биофильной антропо-ген-ностной концепции человека - это поиск новой формы социальности, новых измерений человеческой общности, утверждения в обновленной культурологической перспективе общечеловеческих ценностей, направленных на реализацию человеком своей сущности, своего предназначения в мире. Уровень технологического развития современной цивилизации позволяет существовать индивиду с пониженными нравственными требованиями, в условиях морального регресса, но успешная интеграция в социум требует постоянного саморазвития и самовоспитания. «Биофильная» концепция человека, формируемая в рамках неоклассического гуманизма, возвращает достоинство личности, побуждает к саморефлексии, к артикуляции многочисленных социокультурных связей как воплощению идеи культурности в развитии волевого целеустремленного бытия человека.

1.Андреев Д. Роза мира / Даниил Андреев. - М.: Эксмо, 2014. - 800 с.

2.Меньчиков Г.П. Основы антропологии: традиции и новации / Г.П. Меньчиков / «Школа», 2006. - 240 с.

3.Постнеклассика: философия, наука, культура: Коллективная монография / Отв.ред. Л.П. Киященко и В.С. Степин. - СПб.: Издательский дом <^ръ», 2009. - 672 с.

4.Философская и культурно-типическая антропология: (Культурно-типическая модель науки) / Под общ. ред. проф. А.А.Гагаева, проф. ПАГагаева. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. - 248 с.

5. Меньчиков Г.П. Культура и духовное здоровье народа//Культура. Образование. Время /Научно-практический журнал.-Казань, 2012. №2.-С.20-28.

Литература

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.