Научная статья на тему 'Национально-культурная идентичность как важнейшая проблема современности'

Национально-культурная идентичность как важнейшая проблема современности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1326
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИСКУССТВО / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / IDENTITY / NATIONAL AND CULTURAL IDENTITY / EDUCATION / ART / MODERN EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Латыйпова В. М.

В современных условиях жизни только у многогранно развитой и образованной личности возможна глубокая и осознанная идентификация со своим народом, чувство духовной связи с ним. Пробуждение в человеке чувства прекрасного, воспитание умения видеть красоту мира и людей, понимать язык искусства, самостоятельно участвовать в созидании художественных ценностей можно назвать приоритетной задачей современного образования. До недавних пор понятие идентичности практически не использовалось, оно не было предметом ни теоретического, ни эмпирического изучения. Оно не встречалось в монографиях, учебниках и журнальных публикациях. Идентичность появляется в ходе развития и означает чувство принадлежности к какой-то целостной структуре, осознание человеком того, что он является частью этой структуры и занимает в ней определенное бесспорное положение. Идентичность помогает человеку реализовать основную потребность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL-CULTURAL IDENTITY AS THE MOST IMPORTANT PROBLEM OF MO-DERNITY

In modern conditions of life have only developed a multifaceted and educated person possible deep and conscious identification with his people, a sense of spiritual connection with him. The awakening in man of the sense of beauty, the upbringing the ability to see the beauty of the world and people to understand the language of art, to participate in the creation of artistic values can be called as a priority of modern education. Until recently the concept of identity has not been used, it has not been the subject of theoretical or empirical study. It is not met in monographs, textbooks and journal publications. Identity appears in the course of development and means the sense of belonging to some kind of holistic structure, the awareness that he is part of this structure and it takes a certain undeniable position. Identity helps people to fulfill a basic need.

Текст научной работы на тему «Национально-культурная идентичность как важнейшая проблема современности»

альным идеалам вместо социальных утопий; 7) отказ от потребительской идеологии и формирование культуры созидания; 8) экспликации антропного принципа, суть которого в попытке выявить сущность человека, как и каким образом человек может сконструировать себя в новых условиях .

Таким образом, многочисленные современные проблемы нашей жизни непосредственно вытекают из проблем культуры и являются следствием общего системного кризиса. Культура является необходимым базисом устойчивого развития России в ситуации всеобщей неопределенности. Сегодня правомерно говорить о модели культуры устойчивого развития, которая предполагает иные государственные приоритеты, действительно объединение усилий стран мира для выживания человечества и сохранения биосферы, выход на первое место науки и образования, повышение качества жизни населения, следование, прежде всего, экологическому и нравственному принципу; достижение целостности науки и образования, а также интеграции существующих типов знания с учётом неоклассической философии. Самыми важными должны стать капиталовложения в человека, которые будут рассматриваться, как самые эффективные инвестиции в будущее.

Литература

1. Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР): Пер. с англ./Г.А. Арбатова; ред. и послесл. Г.В. Сдасюк.- М.:Прогресс, 1989. - 496 с.

2. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1980.

3. Романович А Л., Урсул А. Д. Концепция устойчивого развития и проблема безопасности [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.philosophy.nsc.ru/journals/philscience/11_01/ 05_ ursul.htm. - Загл. с экрана. -Дата обращения - 25.02.2015 г.

4. Лихачев Д.С. Экология культуры / / Избр. тр. по русской и мировой куль-ре. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006.

5. Долгин А. Прагматика культуры.- М: Фонд науч. исслед. «Прагматика культуры», 2002. - 168 с.

6. Ершова Т.В. Социально-экономическое развитие России: десять лет спустя: Сб. науч. тр.: Проблемы регионального и муниципального управления. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2001.

7. Меньчиков Г.П. Неоклассическая философия: сущность, содержание, значение / Г.П.Меньчиков //Учен. зап. Казан. Ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2013. - Т.155, кн. 1. - С.105-116.

8. Грин Б. Элегантная Вселенная: суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории. -М.: КомКнига, 2007. - 286 с.

9. Аршинов В.И. Синергетика как коммуникативная парадигма постнеклассического познания/ В.И.Аришинов, Я.И.Свирский // Философские науки. 2007. № 6. С. 8-26.

10. Меньчиков Г.П. Указ. раб.

УДК 351.858:001.12

В.М.Лат ыйпова

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ

В современных условиях жизни только у многогранно развитой и образованной личности возможна глубокая и осознанная идентификация со своим народом, чувство духовной связи с ним. Пробуждение в человеке чувства прекрасного, воспитание умения видеть красоту мира и людей, понимать язык искусства, самостоятельно участвовать в созидании художественных ценностей - можно назвать приоритетной задачей современного образования. До недавних пор понятие идентичности практически не использовалось, оно не было предметом ни теоретического, ни эмпирического изучения. Оно не встречалось в монографиях, учебниках и журнальных публикациях. Идентичность появляется в ходе развития и означает чувство принадлежности к какой-то целостной структуре, осознание человеком того, что он является частью этой структуры и занимает в ней определенное бесспорное положение. Идентичность помогает человеку реализовать основную потребность.

Ключевые слова: идентичность, национально-культурная идентичность, образование, искусство, современное образование.

Venera Latyjpova NATIONAL-CULTURAL IDENTITY AS THE MOST IMPORTANT PROBLEM OF MODERNITY

In modern conditions of life have only developed a multifaceted and educated person possible deep and conscious identification with his people, a sense of spiritual connection with him. The awakening in man of the sense of beauty, the upbringing the ability to see the beauty of the world and people to understand the language of art, to participate in the creation of artistic values can be called as a priority of modern education. Until recently the concept of identity has not been used, it has not been the subject of theoretical or empirical study. It is not met in monographs, textbooks and journal publications. Identity appears in the course of development and means the sense of belonging to some kind of holistic structure, the awareness that he is part of this structure and it takes a certain undeniable position. Identity helps people to fulfill a basic need.

Key words: identity, national and cultural identity, education, art, modern education.

Направленность на формирование и укрепление идентичности личности, на соответствие индивидуальному потенциалу человека, на построение фундаментальных основ мировоззрения и миропонимания являются ключевым моментом в современном образовании. Уместно пояснение А.П.Валиц-кой: «Образованный человек не тот, кто обучен технологиям... в определённой сфере общественного производства. Это человек, владеющий образом мира, соотнесённым с его собственными способностями, целями и ценностями. Это человек родной культуры, идентифицированный с ней» [2, с. 8].

На современном этапе развития человечества есть целый ряд национальных проблем, которые обострились во многих странах. Имеются особенности проявления национальных и этнических отношений.

Категория «идентичность» употребляется в значении «тождественность», «одинаковость». Это центральное качество личности, в котором проявляется неразрывная связь человека с окружающим его социальным и культурным миром.

До недавних пор понятие идентичности практически не использовалось, оно не было предметом ни теоретического, ни эмпирического изучения. Оно не встречалось в монографиях, учебниках и журнальных публикациях. Идентичность появляется в ходе развития и означает чувство принадлежности к какой-то целостной структуре, осознание человеком того, что он является частью этой структуры и занимает в ней определенное бесспорное положение. Идентичность помогает человеку реализовать основную потребность. Этнос (от греч. - народ) - исторически образовавшаяся группа людей, объединенная общими языковыми и культурными признаками. Однако нация - это не просто этнос и не только стадия в развитии этноса. Этнос - это определенная специфичная модель поведения и взгляда на мир, а нация - это фундаментальная форма общественной жизни. Под нацией обычно понимают объективно существующее сообщество, целостный субъект исторического процесса, обладающий объективными и субъективными интересами, стремящийся сформировать собственную идентичность. Национальная идентичность является ядром национального самосознания, идентичность нации предполагает представление последней о себе самой, о том, какой она видится другим нациям, а также о собственных целях, ценностях и перспективах в мире и всемирной истории. «Формируется специфическое восприятие себя в составе целого, проявляющееся в мироощущении, мировоззрении, эмоциональном отношении к миру, поведении, коммуникативных актах» [6, с. 116]. В данном процессе субъект сталкивается с большим количеством проблем, ситуаций, где требуется выбор, необходимо формирование чёткой, осознанной, позитивной национальной идентичности, которая заключается в ощущении глубокой принадлежности своему народу, принятии его традиций, ценностей и идеалов.

Одной из основных черт развития человечества во второй половине ХХ века является рост этнической идентичности. Интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов проявляется в самых разных формах: от попытки возрождения старинных обычаев, фольклора и т.д. до стремления создать или восстановить свою национальную государственность.

Основой национальной идентичности является «центральное идентификационное ядро», т.е. «наиболее устоявшиеся, и наиболее прочные представления различных этнонациональных общностей о себе самих» [4, с.9]. Эти представления анализируются, систематизируются, и возникает национальный идеал как «совокупность представлений об определённых признаках духовно-культурной уникальности народа, которую необходимо сохранить или создать» [4, с. 20].

Национально-культурная идентичность обретается посредством постепенного приобщения человека к миру культуры, причем каждому действию этого процесса соответствует своя форма и содержание культурной деятельности, которая актуализируется учетом особенностей личностного развития и требования общества. Национально-культурная идентичность проявляется как общность «картины мира», чувство принадлежности к единому историко-культурному базису. Потребность в принадлежности является одной из базовых в структуре личности. Зрелостью обладает та личность, которая характеризуется социокультурной тождественностью, то есть имеющая «твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя» [1, с.213]. В широком смысле понятие «идентификация» трактуется именно как «самоопределение», «самоотождествление» личности с определенным социумом. Процессы социально-культурной и этнической идентификации сопровождается индивидуализацией социального в человеке, его стремлением сохранить уникальное в личности [5]. Самопонимание помогает обнаружить творческий потенциал личности, выработать личностные смыслы, обеспечить защиту от скрытой манипуляции в ситуации социокультурного кризиса.

В структуру национальной идентичности входят два компонента: этнический и политический. Они находятся во взаимодействии и в нормальной ситуации уравновешивают друг друга.

Выделяют три наиболее прочные основы, на которых строится национальная идентичность: язык, культура и история, «три мощнейших объединительных фактора» [7, с.11]. Их можно отнести к этническому плану идентичности, корни которого находятся в коллективном подсознании. Утрата национальной идентичности ведет к потере не только национальных ценностных ориентиров, но и в значительной части национального суверенитета государств.

Необходимым процессом в формировании национальной идентичности является художественно-эстетическое образование, без которого невозможно сформировать эмоционально окрашенное восприятие своего народа и своей родины, преданность и любовь к ним.

Художественно-эстетическое образование является подсистемой в структуре образования. Трансляция ценностей художественной культуры, освоение знаний, умений и навыков деятельности в области художественной культуры, формирование творческой и духовной личности и т. п. являются основными задачами художественно-эстетического образования. Художественно-эстетическое образование осуществляется на материале искусства и средствами различных искусств, которые имеют дело с образами, глубоко проникающими в сознание человека. Лишь человек, творчески и созидательно участвующий в судьбе родной культуры, ощущающий ответственность за её развитие перед лицом грядущих поколений, обладает национальной идентичностью.

Зигмунд Фрейд сказал: «Меня не связывали с еврейством (признаюсь в этом к своему стыду) ни вера, ни национальная гордость, потому что я всегда был неверующим, хотя уважение к тому, что называют «этическими нормами» человеческой цивилизации мне прививалось. Я везде старался подавить в себе склонность к национальной гордости, считая это вредным и неправильным; меня беспокоили подобные явления в народах, среди которых мы, евреи, живём. Но было много другого, что делало евреев и еврейство неотразимо притягательными - много смутных эмоциональных сил, тем более сильных, чем труднее они поддавались выражению словами, а также ясное осознание внутреннего тождества с ними, уютное сознание общности психологического устройства. Кроме того, было ощущение, что именно своему еврейскому происхождению я обязан проявлению у меня двух черт, свойственных мне в течение всей моей жизни. Будучи евреем, я чувствовал себя свободным от многих предрассудков, ограничивающих интеллект других людей; будучи евреем, я готов был примкнуть к оппозиции, не заручаясь согласием «сплочённого большинства». [3, с.105-141]. Этим заявлением он иллюстрирует основные параметры положительного ощущения идентичности.

Следование своим традициям, обычаям, желание жить в своей стране, позитивное отношение к своей стране, культуре - все это является показателем сформированности национально-культурной идентичности. Ключевыми сферами, содействующими успеху в деле укрепления идентичности, являются наука, образование, искусство и культура, духовно-нравственное воспитание молодежи, а в качестве эффективных механизмов формирования культурной идентичности следует использовать актуализацию культурной памяти народа. Необходимо использовать достижения художественной культуры как ресурс сохранения и формирования национально-культурной идентичности народа России.

В идеологической, мировоззренческой плоскости кризис идентичности вызван прежде всего истощением культурных, духовных факторов национальной идентификации [8, с.156].

В современных условиях жизни только у многогранно развитой и образованной личности возможна глубокая и осознанная идентификация со своим народом, чувство духовной связи с ним. Пробуждение в человеке чувства прекрасного, воспитание умения видеть красоту мира и людей, понимать язык искусства, самостоятельно участвовать в созидании художественных ценностей - можно назвать приоритетной задачей современного образования.

Литература

1.Анцыферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г.Эриксона / .И.Анцыферова / / Принцип развития в психологии. - М.: Наука, 1978. - 370 с.

2.Валицкая А.П. Новая школа России: культуротворческая модель: моногр. - СПб.: изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 146 с.

3.Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. - М.: Издательская группа "Прогресс", 1996. - 344 с.

4.Кортунов С.В. Национальная идентичность: Постижение смысла. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 589 с.

5.Рябикина З. Перспективы национального равноправия на постсоветском пространстве (тенденции личностного самоопределения в этнически сложном регионе) / З. Рябикина / / Материалы круглый стол [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kennan.yar.ru.

6.Султанов К.В., Романенко И.Б. Социокультурная идентичность молодёжи как философская проблема / / Общество. Среда. Развитие: Науч.-теорет. журн. - 2012. - № 1. - С. 116-117.

7. Табаченко Н.Н. Художественно-эстетическое образование: сущность, состояние и основные тенденции развития (философско-культурологический анализ): автореф. дис. канд. филос. наук. - М., 2000. - 25 с.

8. Этнос. Идентичность. Образование / Рос. акад. образования, Центр социологии образования ; под ред. В. С. Собкина. - М.: Центр социологии образования РАО, 1998. - 267 с.

УДК 7.031.3 (571.1): 069.5

Т.И.Кимеева, А.Б.Ондар

ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ СИБИРИ В СОБРАНИЯХ МУЗЕЕВ: ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ И АКТУАЛИЗАЦИЯ

Статья посвящена актуальной проблеме сохранения и презентации исчезающего в естественных условиях историко-культурного наследия, сохраняющегося преимущественно в музейных собраниях. Исследование традиционного костюма тувинцев как части культурного наследия этого народа базируется на изучении материалов музейных коллекций в рамках подготовки диссертационной работы. В статье на основе изучения научных публикаций по тематике народного костюма тувинцев и исследований материалов музейных собраний впервые обосновывается методика его актуализации, ориентированной на сохранение и включение традиционной костюма в современную культуру.

Ключевые слова: традиционная культура, национальная одежда тувинского народа.

Tatiana Kimeeva, Aniela Ondar TRADITIONAL COSTUME OF TURKIC PEOPLES OF SIBERIA IN THE COLLEC TIONS OF MUSEUMS: THE HISTORY OF THE STUDY AND ACTUALIZATION

The article is devoted to the preservation and presentation of endangered under natural conditions, historical and cultural heritage, continuing mainly in Museum collections. The study of traditional costume of people as part of the cultural heritage of this people is based on the study of materials of Museum collections as part of the preparation of the thesis. The article based on the study of scientific publications on the subject of folk costume Tuvinians and research materials of the Museum's collections for the first time substantiates the methods of its actualization, focusing on the preservation and integration of traditional costume into modern culture.

Key words: material culture, the national dress of the Tuvan people.

Актуальность темы обусловлена повышенным интересом к исчезающим в условиях современности проявлениям традиционной культуры, к сохранению историко-культурного наследия, частью которого является народный костюм. Костюм занимает особое место в культуре народа, так как, с одной стороны, он является частью материальной культуры, с другой - с каждым из его элементов связано знание технологий изготовления, семантика его декоративного оформления и т.д., являющиеся проявлениями нематериального наследия. Значимым является и функционирование костюма в современной культуре.

В условиях современного развития общества традиционные элементы костюма сохраняются преимущественно в музейных собраниях, под которыми понимаются коллекции подлинных предметов, полевые и коллекционные описи, фотоархивы и др. Поэтому актуальным является исследование костюма и его отдельных элементов на основе музейных собраний с целью их последующего включения в пространство современной культуры.

Исследование материалов научных публикаций и музейных сайтов позволило выявить ряд музеев Тывы и России, где имеются коллекции, представляющие собой элементы костюмного комплекса тувинцев. Известный исследователь традиционной культуры тувинцев А.О.Дыртык-оол в одной из своих работ утверждает, что на территории Тывы традиционная одежда тувинцев хранится в основном в собрании Национального музея им. Алдан Маадыр Республики Тыва» и Музее истории и материальной культуре народов Центральной Азии Тувинского государственного университета [3]. Кроме этого элементы одежды, обуви, головных уборов и украшения имеются в коллекциях районных музеев Тывы, которые не были до настоящего времени востребованы как культурные артефакты и не исследовались учеными. Отдельные предметы костюма имеются в Сарыг-Сепском ис-торико-мемориальном музее Каа-Хемского района, Кызыл-Мажалыкском историко-археологичес-ком музее Барум-Хемчикского района, Алдан-Маадырском историко-краеведческом музее Сут-Холь-ского района, городских историко-краеведческих музеях - Чаданском музее им. Буян бадыргы и Ту-ранском. Рассредоточенные в собраниях небольших музеев республики элементы традиционного костюма в условиях исчезновения народной культуры представляют собой большой интерес.

Среди российских имеется целый перечень музеев, содержащих этнографические коллекции по культуре тувинцев, включающие элементы костюма: Российский этнографический музей, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Минусинский краеведческий музей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.