КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
© Дмитриева Н.А.*
Финансово-экономический институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,
г. Якутск
В статье указаны причины глобальных проблем и пути их решения с помощью внутренней трансформации человека, обретающей свои силы в трёх аспектах нового гуманизма.
Ключевые слова: проблема, культура, человек, чувство, глобальные, республика, Саха, человечество.
В 20-м веке человечество столкнулось с глобальными проблемами, от решения которых зависит судьба всей цивилизации.
Сущность этих проблем состоит в «алармистских» ситуациях. Суть первой заключается в том, что современная динамика мирового развития, ориентированная на принцип количественного роста, ведет к катастрофическим последствиям. Сейчас эта проблема воспринимается как «ограниченность некоторых видов ресурсов», и их «исчерпание по регионам» [2, с. 121]. Но развитие рыночной экономики зависит от роста капитала и прибыли, что требует новых ресурсов. Экономика России в 2013 году создала валовый продукт на сумму около 3461 миллиард долларов.
Другая проблема алармистского характера связана с возникновением опасных тенденций в использовании различного рода ресурсов. В ходе их бесконтрольной переработки возникает большая нагрузка на экологическую сферу. Чем больше перерабатывается ресурсов, тем больше опасность. Это постепенное разорение леса - главного составляющего природы, приводящее к дисбалансу кислорода и усилению процесса исчезновения видов животных и растений [1, с. 167]. Сегодня, под угрозой находятся около 10 тысяч видов, в основном позвоночных животных.
Не решена проблема неравномерного экономического роста на основе индустриализации. Голод и отставание развивающихся стран не позволяет приостановить экономический рост. А это требует возрастания потребления ресурсов. Поэтому, в будущем эта проблема будет всё больше нарастать.
Остальные глобальные проблемы возникают из-за развития общества. Увеличивается опасность от огромных катастроф. Инфраструктура промышленности зависит от воздействия стихийных природных сил и социальных бед. Затраты на научно-технический прогресс превосходят отдачу. В России объем добычи, и переработки полезных ископаемых удваивается каждые 8 лет, в остальном мире - каждые 15 лет.
* Студент.
Вторым видом проблемы внутреннего развития является несправедливое распределение пагубных воздействий научно-технического прогресса на различные слои населения мира. Страны, обладающие богатыми энергоресурсами и обрабатывающие их, создают большое воздействие на экологию, Развитые страны уходят от экологических проблем, направляя их к другим. Это ведёт к расшатыванию мирового сообщества.
Аурелио Печчеи говорил о проблемах, которые пересекают границы и распространяются по всей планете, не взирая на конкретные социально-политические условия: «Из всего этого следует заключение, что наша так любящая расти система сама же обрекла себя на путь, лишающий ее этой возможности. Человечество оказалось в порочном кругу» [3, с. 233].
Причины возникновения глобальных проблем:
Во-первых, проблемы мировой цивилизации появляются из-за экономической силы людей. За последние 100 лет промышленность возросло в 50 раз, где 4/5 этого прироста получено с 1950 года. Сейчас, последствия воздействия человека на природу устрашающие.
Во-вторых, сегодня, целостность современного мира обеспечивается политическими и экономическими связями, которые проявляются в транснациональных корпорациях и мировых войнах, где разрушается несходство людей: политические интересы, границы, национальные различия.
В-третьих, причина зарождения глобальных проблем - неравномерность развития стран и культур. К политической и экономической зависимости стран прибавляется информационная. Из-за телевидения, спутниковой связи и т.д., события и открытия мгновенно распространяются по всему миру. Однако, потребляющий информацию люди, живут в исторически разных культурных эпохах. Вследствие чего, в сознании людей сочетаются разные пласты культур и уровни их развития. Эта неравномерность расценивается как несправедливость, которая является очагом острой проблемы, как международный терроризм. По опросу Международного исследовательского центра Гэллапа, россияне поставили на первое место проблему бедности (19 %), войны и вооруженные конфликты (18 %), экономические трудности (12 %), коррупцию (10 %) и терроризм только (9 %) [4].
Выход из этой проблемы, зависит прежде всего от самого человека, от его собственной «внутренней» трансформации. Проблема находится внутри человека, а не вне его. И решение связано с трансформацией индивидуальной культуры, обретающей свои силы в «новом гуманизме».
Но не надо забывать и о усовершенствовании юридической наказуемости за пагубное воздействие к окружающей среде, развитии экологического воспитания и образования, ужесточении законов связанных с применением вреда экологии, создании эколосообразных производств с использованием альтернативных источников сырья и энергии, рациональном использовании природных ресурсов.
Культурная революция - совершенствование, улучшение качеств и способностей всего человеческого рода в нашем мире. Три аспекта характеризующие новый гуманизм: чувство глобальности, любовь к справедливости, нетерпимость к насилию. На данный момент это является реальной возможностью решения современных глобальных проблем человечества. В центре всего этого стоит целостная человеческая личность и ее возможность сделать всё что пожелает. Для этого нужна мощная культурная перестройка всего населения нашей земли.
«Человеческая революция», как отметил Печчеи, является единственной на данный момент реальной возможностью решения всех этих ужасающих глобальных проблем человечества. Но для того, чтобы человечество могло кардинально решать глобальные проблемы своего развития, надо закончить с самой главной проблемой - преодоление культурных «разломов», разделение культур на разные части, налаживание диалога культур.
Всё это приведёт к интенсивному развитию межкультурных коммуникаций, как многосторонних, так и двухсторонних, происходящих во всех сферах разных культур на основе большого уважения культурной самобытности каждой из культур и с обязательным учетом тенденций усиления культурного влияния других стран, культур, тенденций универсализации в мировой культурном развитии, индустриализации.
Происходящие в Республике Саха (Якутия) социально-экономические и социально-культурные изменения, процессы модернизационного и цивилиза-ционного характера создают изменения, которые в перспективе должны изменить условия и образ жизни проживающих в республике коренных народов.
Будущее коренных народов Республики Саха (Якутия) можно представить как обобщенную картину их экономической, социальной и культурной жизни. При этом важно оценить перспективность и реализуемость возможных вариантов будущего.
Перспектива сохранения языков и культуры коренных народов, по мнению экспертов форсайт-проекта, весьма неоднозначна [5, с. 7-10]. С течением времени будет усиливаться тенденция сокращения доли людей, владеющих языками коренных народов. Интерес к сохранению родного языка и культуры будет сохраняться, особенно в ближайшем горизонте времени. При этом тенденции сохранения материальных и духовно-психологических проявлений национальной культуры, становления национального самосознания и идентичности будут со временем отступать, уступать место другой тенденции - формирования поликультурной идентичности представителей коренных народов. Становление поликультурной идентичности будет наиболее влиятельной тенденцией в долгосрочной перспективе (в горизонте до 2050 г.). Остается открытым вопрос, означает ли это «мягкую» культурную ассимиляцию коренных народов или есть шансы сохранения языков и культуры коренных народов в поликультурной среде? Ответ на этот вопрос зависит от развития стратегий, институтов, инструментов культурной полити-
ки. Эксперты не выражают особого оптимизма относительно создания новых институтов и инструментов культурной политики - данная тенденция не отвергается, но относится лишь к средневероятным. Позитивный аспект анализируемой ситуации - возможность использовать информационно-коммуникационные технологии и новые информационные среды для сохранения языка и культуры, эту тенденцию эксперты считают наиболее вероятной и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе.
Мы можем констатировать, что в Республике Саха наблюдается возрастающая динамика к полилингвистической ориентации молодого поколения на фоне повышения ценности родного языка для представителей коренных народов Якутии. Полилингвизм обеспечивает межкультурную компетенцию в понимании чужой и осознании своей собственной культуры и развивает способность индивида к соответствующему коммуникативному поведению в полилигвистической культурной среде.
Список литературы:
1. Вернадский В.И. Несколько строк о ноосфере // Научная мысль как планетное явление. - М.: «Сервис», 2000. - 228 с.
2. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории. - М.: «Мир», 2008. - 280 с.
3. Печчеи А. Человеческие качества. - М.: «Прогресс», 1980. - 312 с.
4. Исследование Gallup: Рейтинг основных глобальных проблем в 2014 году [Электронный ресурс] / Центр гуманитарных технологий. - М., 2014. -Режим доступа: http://gtmarket.ru/news (дата обращения: 29.11.2014).
5. Борисова УС. Обобщенный прогноз процессов сохранения языков и культуры языков и культуры коренных народов Якутии в период до 2050 // Глобальный научный потенциал. - 2013. - № 7. - С. 7-10.
ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ © Лукина С.А.*
Финансово-экономический институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,
г. Якутск
В статье рассматривается проблема безработицы молодежи, указаны причины данного явления и последствия.
Ключевые слова безработица, занятость, молодежь, трудоустройство.
Проблемы трудоустройства молодежи и привлечения квалифицированных специалистов для восполнения кадров и развития кадрового потенциа-
* Студент.