Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 3
Социология
УДК 316.43
К вопросу о будущем национальной культуры (опыт Форсайт-исследования в Республике Саха (Якутия)
Попова Л.Н.
Кандидат философских наук,
доцент кафедры социологии и управления персоналом Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова
Статья основана на результатах Форсайт-исследования, проведенного в Республике Саха (Якутия), раскрывает основные тенденции в сфере культуры коренных народов Севера. В статье отражены перспективы сохранения национальной культуры коренных народов на период до 2050 г.
Ключевые слова: коренные народы Севера, национальная культура, традиционная культура, Форсайт-исследование.
В период 2011-2012 гг. в Республике Саха (Якутия) на базе Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова было проведено Форсайт-исследование процессов воспроизводства коренных народов Республики Саха (Якутия).
Форсайт-исследование представляет собой теорию и методологию научного прогнозирования будущего, даёт возможность выявить различные перспективы развития в будущем, является интерактивным, вовлекающим в процесс разработки сценариев представителей различных слоёв населения.
Форсайт даёт возможность не только предвидеть будущее, но быть готовым к нему, сформировать адекватный ответ новым вызовам и тем самым самим формировать изменения, перемены, т.е. будущее. Таким образом, результаты Форсайта должны являться основой для разработки политики, формирования приоритетов и механизмов поддержки национальных и региональных стратегий развития.
Необходимо отметить, что проведение Фор-сайт-исследования в Республике Саха (Якутия) направлено на определение основных тенденций изменений условий проживания коренных и малочисленных народов республики; выделение критических ситуаций в экономике, культуре и социальной сфере; определение перспективных технологий социально-культурного воспроизводства этноса, социально-гуманитарные технологий развития человека; формулирование необходимых управленческих решений, которые необходимо 228
конкретизировать в стратегии и программах социально-культурного развития коренных и малочисленных народов Севера России.
В Форсайт-исследовании использованы методы, позволяющие сформировать многовариантные возможности развития, - комплексный социологический опрос, глубинные экспертные интервью - метод Делфи, позволяющие изучить роль социокультурных факторов в трансформации общества, в том числе выявить диалектику традиционного и инновационного, национального и глобального, основных тенденций и закономерностей развития республики в целом.
Комплексный социологический опрос был проведён с применением многоступенчатой типологической квотной стратификационной выборки. Опрос охватил 1982 человека, из них наибольшее количество в столице республики г. Якутске - 504 человека. Среди опрошенных 84,4 % составили саха и 15,6 % - представители коренных малочисленных народов Севера. Возрастно-половой состав опрошенных соответствует возрастно-половому составу Республики Саха (Якутия), согласно данным Госкомстата Республики Саха (Якутия). Гендерное соотношение составило 45,1 % мужчин и 54,9 % женщин. Были получены репрезентативные пропорции возрастных генераций: 28,3 % двадцатилетних (от 18 до 29 лет); 34,4 % тридцатилетних (от 30 до 44 лет); 29 % респондентов от 45 до 60 лет и 8,3 % тех, кому 60 лет и выше.
Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 3
В состав группы «продвинутые эксперты» вошли 155 экспертов, среди которых преобладают представители науки и образования (40 %), государственного и муниципального управления (39 %). Эксперты, занятые в бизнесе, составили 21 % от выборки. Среди экспертов 20 % - обладатели ученой степени доктора наук, 16 % - кандидаты наук. Большинство экспертов - уроженцы Республики Саха (Якутия) -91 %, 7 % родились в других регионах России, 2 % указали другое место рождения.
В составе выборки представлены возрастные группы: до 29 лет, 30-39 лет, 40-49 лет, 50-59 лет, более 60 лет. Поскольку исследование является экспертным опросом, а не социологическим опросом, задача достичь соответствия возрастной структуры выборки экспертов структуре какой-либо иной совокупности не ставилась.
Результаты исследования показывают, каким образом население республики и эксперты представляют себе, во-первых, тенденции этнокультурных процессов, затрагивающих сферу традиционной культуры коренных народов, во-вторых, будущее традиционной культуры в условиях глобализации.
В целом, представители всех социальных групп населения республики настроены достаточно оптимистично относительно будущего традиционной культуры народа саха - 52 % респондентов. Менее оптимистичный ответ дали 15 %, согласившись с тем, что традиционная культура сохранится только в небольших селах или в традиционных хозяйствах. Чувство неуверенности относительно перспектив развития традиционной культуры характеризует 3,8 % респондентов. 20,9 % опрошенных отнеслись толерантно к процессу аккультурации, т.е. взаимопроникновения и взаимовлияния разных культур.
Анализ выявил также некоторые различия в ответах в зависимости от социально-демографических характеристик опрошенных.
Если говорить о характеристиках респондентов по территориальному признаку, то необходимо отметить, что были охвачены, во-первых, арктические районы, во-вторых, промышленные, в-третьих, сельскохозяйственные районы республики.
По поводу будущего традиционной культуры, перспективы её сохранения население сельскохозяйственных районов видит более оптимистично - в диапазоне 55-58 % , у жителей арктических и промышленных районов оптимизма меньше. Можно уточнить, что сельскохозяйственные районы представляют собой национально гомогенную среду, для них более характерным является традиционный образ жизни и консервативность уклада жизни. В промышленных и арктических районах проживает многонациональное население, что отражается на менталитете и культуре. В условиях промышленного освоения, урбанизации, формирования полиэтничности создается новая среда обитания и
Социология
деятельности, синтезирующая общее и особенное, национальное и инонациональное, традиционное и нетрадиционное.
В представлении большинства сельских жителей в меньшей степени рассматривается возможность синтеза культур через взаимопроникновение и взаимовлияние различных культур, а также ассимиляции, т.е. полного растворения традиционной культуры в доминирующих культурах. Респонденты, проживающие в арктических и промышленных районах, напротив, в большей степени склонны к такому варианту будущего традиционной культуры.
Безусловно, в ответах большинства респондентов чувствуется понимание того, что будущее традиционной культуры связано с социально-экономическими, политическими факторами, определяющими будущее республики в целом.
Мнения респондентов и экспертов относительно настоящего и будущего традиционной культуры в целом совпадают. В ответах экспертов прослеживается явная тревога относительно происходящего в сфере культуры, они отмечают, что «Использование родного языка и обращение к народной культуре сокращается как среди горожан, так и среди жителей районов. Особенно быстро этот процесс идёт в городах и посёлках с национально-смешанным населением». В связи с этим большинство экспертов так оценивают будущее национальной культуры: «Постепенно якутский язык и культура будут утрачиваться, исчезать из повседневной жизни», «Будет значительно сокращаться использование якутского языка и обращение к народной культуре горожан, а в сельских районах язык и культура будут сохраняться».
Следует отметить различия среди представителей различных возрастных групп (рис. 1). Доля считающих, что «традиционная культура будет существовать всегда», с возрастом увеличивается от 27 до 64 %, вместе с тем доля равнодушных уменьшается - от 14 % в младшей возрастной группе до 3 % в старшей. Конечно, факт того, что молодёжь не задумывается о судьбе традиционной культуры, утрачивает интерес к национальной культуре вызывает неоднозначное отношение, в том числе и экспертов. Так, эксперты отмечают, что «Интерес к родной культуре приходит часто с возрастом», «Знаю много людей, в молодости индифферентных или даже скрывавших свою этничность. Теперь - самые первые якуты». Кроме того, ряд экспертов высказывает мнение о том, что в целом заметно снижение интереса к родному языку и родной культуре среди якутской образованной молодёжи, особенно городской. Таким образом, при разработке и реализации программ развития национальной культуры в будущем следует учитывать фактор интенсивного роста урбанизации населения республики и диапазона интересов и установок молодежи республики.
229
Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 3
Социология
Оценка респондентами различных возрастов будущего
60 лет и среднее по старше выборке
□ традиционная культура будет существовать всегда
■ произоидет синтез культур -через взаимопроникновение и взаимовлияние разных культур
■ произойдет ассимиляция -полное растворение традиционной культуры в доминирующих культурах
■ традиционная культура сохранится только в небольших селах или в традиционных хозяйствах
■другое
■ я не задумывался об этом
Рис. 1. Каково, на Ваш взгляд, будущее традиционной культуры народа саха?
18-19
2U-29
3U-39
40-49
5U-59
Таким образом, большинство опрошенных вполне оптимистичны относительно культуры коренных народов Якутии. Сохранение и воспроизводство традиционной культуры имеет важное значение для жителей республики. Их волнует как настоящее, так и будущее национальной культуры.
Эксперты должны были оценить будущее культуры коренных народов Республики Саха (Якутии) с учётом позитивных и негативных тенденций в сфере культуры.
Негативные тенденции - это несущие риски для языков и культуры коренных народов: снижение доли людей, владеющих языками коренных народов; снижение интереса к родному языку и народной культуре среди молодежи или во всех возрастных группах. Вторая группа тенденций - позитивные, способствующие сохранению и развитию культуры: возрождение культуры в ее духовных и психологических проявлениях, становление национальной идентичности и самосознания, создание новых институтов и инструментов культурной политики, использование современных ИК технологий для сохранения языков и культуры. Наконец, сложной по последствиям может считаться тенденция «формирование поликультурной идентичности» - эта идентичность может поддерживать сохранение культуры и языков коренных народов или способствовать их «размыванию» и вытеснению.
В результате были получены экспертные оценки вероятности и влияния тенденций для трех интервалов времени: до 2020 г., до 2030 г., до 2050 г. На основе оценок рассчитаны индексы вероятности и влияния, которые отражены на «карте»
(рис. 2).
Тенденция снижения доли людей, владеющих якутским и другими языками коренных народов республики, оценена как средневероятная в периоды до 2020 г. и до 2030 г., в долгосрочном будущем (до
2050 г.) она войдет в число наиболее вероятных. Вероятность снижения интереса молодежи и людей других возрастных групп к родному языку и народной культуре мала в ближайшие годы (до 2020 г.), но эта тенденция станет средне вероятной в долгосрочной перспективе. Если эти тенденции реализуются, то они окажут влияние средней степени на будущее коренных народов республики.
Тенденции второй группы будут проявляться, в основном, в краткосрочной перспективе, до 2020 г. Такие тенденции, как восстановление и укрепление «материальных» проявлений национальной культуры, возрождение национальной культуры в духовных и психологических ее проявлениях, становление национальной идентичности и национального самосознания, создание новых институтов и инструментов культурной политики будут проявляться со средней вероятностью до 2020 г. Далее, до 2030 г. и, в особенности, до 2050 г., будут снижаться и вероятность проявления данных тенденций, и возможное их влияние на будущее коренных народов. Таким образом, с точки зрения экспертов, есть «волна» интереса к национальной культуре, ее возрождения в разнообразных проявлениях, однако в долгосрочной перспективе эта волна будет «затухать».
Выделены тенденции, достаточно влиятельные в долгосрочной перспективе, вероятность проявления которых будет возрастать. Это - активное использование современных информационно-комму-
Тенденции в области языка, культуры, этнической идентичности
2Щ0 2050
2050 2030 2030 2020 ♦ Л
2020 ■* 2030 Щ 2050 (V 2050 ♦ х ° О 2030 2050
2020 птп 2020 О 2020
п,3 -П,2 -п,1 2030 п п п,1 П,2 п,
2Ж Й ▲
Индекс вероятности ’
5 А 2020
Д Д 2030 2050 А2030 1
2050 '*25~ В 3
♦ Снижение доли людей владеющих якутским и другими языками коренных народов Республики ■ Снижение интереса к родному языку и народной культуре среди молодежи
▲ Восстановление и укрепления "материальных" проявлений национальной культуры
• Снижение интереса к родному языку и народной культуре во всех возрастных группах □ Становление национальной и культурной идентичности, национального самосознания ДВозрождение национальной культуры в ее духовных и психологических проявлениях О Создание новых институтов и инструментов культурной политики
О Активное использование современных ИК технологий для сохранения языка и культуры коренных народов
X Формирование поликультурной идентичности представителей коренных народов
Рис. 2. Вероятность проявления и возможное влияние тенденций
230
Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 3
Социология
никационных технологий для сохранения языков и культуры коренных народов, формирование поликультурной идентичности представителей коренных народов Севера.
Таким образом, перспектива сохранения языков и культуры коренных народов, по мнению экспертов, весьма неоднозначна. С течением времени будет усиливаться тенденция сокращения доли людей, владеющих языками коренных народов. Интерес к сохранению родного языка и культуры будет сохраняться, особенно в ближайшем горизонте времени. При этом тенденции сохранения материальных и духовно-психологических проявлений национальной культуры, становления национального самосознания и идентичности будут со временем отступать, уступать место другой тенденции - формирования поликультурной идентичности представителей коренных народов. Становление поликультурной идентичности будет наиболее влиятельной тенденцией в долгосрочной перспективе (в горизонте до 2050 г.).
Остается открытым вопрос, означает ли это «мягкую» культурную ассимиляцию коренных народов или есть шансы сохранения языков и культуры коренных народов в поликультурной среде. Ответ на этот вопрос зависит от развития стратегий, институтов, инструментов культурной политики.
Литература:
1. Брагина Д.Г. Этнические и этнокультурные процессы в Республике Саха: дис. ... док-ра истор. наук. - Новосибирск, 2003. - 333 с.
2. Винокурова У.А. Ценностные ориентации якутов в условиях урбанизации. - Новосибирск: Наука, 1992. - 144 с.
3. Фролова Е.В. Современные этнические процессы в среде групп этнических меньшинств (на примере г. Казань и г. Набережные Челны Республики Татарстан): дис. ... канд. ист. наук. - Казань, 2006. - 212 с.
The Future of National Culture (Foresight-research in the Republic of Sakha, Yakutia)
L.N. Popova
North-Eastern Federal University in Yakutsk named after M.K. Ammosov
The paper is based on the results of Foresight-research in the Republic of Sakha (Yakutia). The author reveals the main cultural tendencies and the prospects ofpreservation of culture of indigenous groups of the North till 2050.
Key words: indigenous people of the North, national culture, traditional culture, Foresight-research. 231
231