Научная статья на тему 'Этнопедагогические основы в социализации детей коренных народов Севера'

Этнопедагогические основы в социализации детей коренных народов Севера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1620
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / НАРОДЫ СЕВЕРА / КОЧЕВАЯ ШКОЛА / ЭТНОПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Анастасия Михайловна

В статье автор раскрывает этнопедагогические основы в социализации детей коренных народов Севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Анастасия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогические основы в социализации детей коренных народов Севера»

ализация. Социализация подрастающего поколения является одной из ведущих функций любого общества, и представляет собой двусторонний процесс. С одной стороны, индивидуум усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, в систему социальных связей, с другой стороны сами социальные связи изменяются за счёт активного его вхождения в среду. Таким образом, ребёнок не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающий мир. Влияние же окружающего мира на человека зависит от его индивидуального развития.

Народы Севера - дети природы, они издревле тесно связаны с ней. Их благосостояние всегда зависело от погоды, состояния земли, воды. Поэтому и отношение их к окружающему миру всегда было очень глубоким и мудрым, В работе по воспитанию детей в духе народной культуры обязательно необходимо учитывать, что отношение народа к природе непосредственно влияет на формирование личности ребенка.

Организация государственной системы обучения и воспитания детей малочисленных народов Севера, ведущих традиционный кочевой и полукочевой образ жизни, требует учета специфических особенностей их жизнедеятельности. Одним из особых требований образования и воспитания детей народов Севера является принцип сохранения целостности народа в условиях полиэтнической среды обитания. Этот принцип может быть реализован посредством создания отдельных программ воспитания и обучения для учащихся с максимальным учетом традиционных видов занятий населения. Для народов Севера место расположения школы становится принципиально важным в реализации идей их возрождения.

Воспитание личности из маленького живого существа — ребенка предоставляет собой сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта народа, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации, образовательными учреждениями разного уровня и семьей. Воспитание обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений [1, с. 94].

Кочевая школа - новый тип школы, соответствующий по структуре и содержанию обучения кочевому образу жизни, сохраняющий традиции семейного воспитания, обеспечивающий преемственность нравственных принципов, обычаев, традиций, способствующий приобретению трудовых навыков в совместной повседневной деятельности с родителями [2, с. 126].

Основной проблемой в деятельности кочевых образовательных учреждений является социализация учащихся в модернизированном обществе. Ученик лишен общения со своими сверстниками, ему недоступны различные культурные и спортивные центры, играющие большую роль в формировании жизненно значимых социокультурных компетенций. В условиях кочевья у детей рано формируются трудовые навыки, культура природопользования, физическая выносливость, умение выживать в экстремальных условиях, принимать ответственность в различных ситуациях. Вместе с тем недостаточно

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ...

развиваются такие качества, как коммуникативность, конкурентоспособность, умение сотрудничать в большом коллективе, противостоять негативным влияниям социального характера, жить с людьми других культур и языков. Система кочевого образования обеспечивает тесное взаимодействие с семьей, которая является базовым институтом социализации. Совместная деятельность взрослых и детей способствует успешному формированию трудовых навыков, передаче этнокультурных традиций.

Этнопедагогика и семейное воспитание важные источники социализации детей. Социализация и адаптация детей коренных малочисленных народов Севера, является основной проблемой в семье и в образовательной сфере, где первичной ячейкой социализации является семья, вторичной - школа, третичной - профессиональная сфера (в том числе и во время обучения в высших средних учебных заведениях).

Дети - будущее семьи, надежда народа. Человечество всегда обращало и обращает основное внимание на воспитание, обучение и образование детей. Еще в глубокой древности, как у всех других народов, у нерусских народов и народностей Сибири и Дальнего Востока появились зачатки педагогической мысли для того, чтобы воспитывать детей благоразумными, трудолюбивыми, честными, человечными. Они нашли свое яркое выражение в самой практике народного воспитания, а также воплощены в народно-поэтическом творчестве — фольклоре.

Народные массы - создатели всех материальных духовных благ общества -являются творцами определенных педагогических систем, идей и взглядов. Поэтому воспитание следует рассматривать как целостный исторический процесс, как обязательный компонент развития самого общества. Его педагогика, сферы его влияния, его климат нельзя ограничивать узкими рамками только школьного или домашнего воспитания, Великий русский педагог К. Д. Ушин-ский писал: «Школьное воспитание далеко не составляет всего воспитания народа». Только народное воспитание является живым организмом в историческом процессе народного развития [7, с. 13].

Народная педагогика является основным и главным объектом науки этнопе-дагогики. Народная педагогика изучает педагогические знания и опыт работы народа. Термин «этнопедагогика» полно и точно передает содержание и сущность науки, предметом которой является педагогическая культура рода, племени, народности и нации, сказывающаяся в «общности психического склада» той или иной этнической группы. Этнические особенности являются результатом этнического воспитания и влияния этнической среды. Своеобразие педагогических традиций объясняется особенностями исторических условий.

Этническая педагогика малочисленных народов отражена не только в их фольклоре, сказках и преданиях, но ее традиции, проявления мы находим в повседневной жизни, быту, труде жителей, их отношении к окружающему миру, друг к другу, в национальных чертах характера и т. д.Они очень живучи, оказывают существенное влияние на формирование характера, воли, на процесс социального становления молодого поколения. Жизнь не стоит на месте,

она меняется. Меняются вместе с ней и люди. Этносы тоже проходят определенный этап цивилизации.

Успешное использование народных традиций воспитания в деятельности школы зависит от тесного взаимодействия школы и семьи, школы и общественности. Семья является хранительницей народных педагогических традиций. В семейной педагогике ярче, чем в других звеньях воспитания ребенка, проявляются основные черты этнопедагогики.

В условиях семьи воспитывается человек, принадлежащий той или иной национальности. В своей концепции семейного воспитания доктор философских наук, профессор Б. Н. Попов пишет: «Цель семейного воспитания - содействовать тому, что ребенок стал мудрым и самостоятельным, и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Механизм достижения цели - создание воспитывающей семейно-бытовой микросреды и педагогизации семейно-бытового окружения». На моральном здоровье семьи строится мудрость школы [3, с. 42-67].

Многие из коренного населения, осознавая реальное положение своих народов, испытывают ностальгию по своей культуре, изучают экологию родной природы и всячески стремятся к возрождению той и другой. У них есть программа действия. Необходимо помочь им в практической ее реализации. При этом надо помнить, что сохранение народов Севера возможно лишь на основе территориальной целостности среды их обитания, поскольку па ней зиждется хозяйственно-материальный базис [2, с. 105].

В нашей стране придается исключительно большое значение семейному воспитанию. Оно составляет один из основных факторов формирования всесторонне развития личности.

Семейное воспитание во многом определяется личностными ресурсами семьи. Личностные ресурсы, с одной стороны, зависят от состава семьи (полная или неполная семья, многодетная семья, наличие близких родственников - братьев, сестер, бабушек, дедушек и пр.), а с другой (и главным образом) - от состояния здоровья, образования, индивидуальных интересов, уровня притязаний и простых старших членов семьи. Одна из важнейших характеристик - отношение старших к младшим, как к своим жизненным безусловным ценностям, от чего зависит мера их участия в воспитании. В определенные периоды к семейному воспитанию могут привлекаться няни, репетиторы и домашние учителя, гувернеры.

В семейном воспитании детей активное участие принимала эпическая этно-педагогика народа. В этом велика роль бабушек и дедушек. У всех народов ядро традиционной педагогики составляли воспитательные традиции, которые выступали средством сохранения воспроизводства, передачи и закрепления духовных ценностей. С их помощью от старших поколений к младшим передавались нормы поведения людей, требования к личности. В данном случае особую роль сыграли учителя, бабушки, дедушки, родители. В народной педагогике большое значение имеет преемственность поколений. Современный человек может быть и не похож на своих предков. Нынешнему ребенку мало-

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ...

численных народов необходимо усвоить не только морально-психологические ценности и ценности социальной макросреды, но и умение приспособиться, и жить в сложноорганизованной общественной среде [3, с. 50].

Труд - сама жизнь северных народов, их неотъемлемый способ существования. Семья у них - семья трудовая. Трудовое воспитание - основное ядро семейной системы воспитания, определяющее все взаимоотношения в семье. Воспитание в духе трудовой деятельности - одна из главных прог рессивных традиций в семейной культуре народов Севера. Поэтому трудовые традиции -это те порядки и обычаи, которые связаны с организацией труда, с его видами, способами выполнения, изготовлением орудий труда и их использованием [3, с. 52].

Семья должна заложить первичные рефлексы выживания, в связи с этим настоятельно рекомендуется учитывать гендерные аспекты во всех программах, имеющих отношение к коренным народам, обеспечение адресной поддержки семьям из числа коренных малочисленных народов Севера, а также организацию оплаты труда детей, работающих с родителями в летнее время.

По данному направлению в Институте национальных школ РС (Я) разработана и реализуется программа «Социализация детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни» как компонент проекта по развитию кочевых образовательных учреждений. Комплекс мероприятий программы охватывает следующие уровни:

1) зональный (во время весенних каникул на празднике «День оленевода»);

2) республиканский (организация отдыха детей в Республике Саха (Якутия));

3) федеральный (всероссийские детские центры «Океан», «Орленок»);

4) международный (Интернет-конференции, международные центры и т. д.).

В рамках проекта ЮНЕСКО и Министерства образования РС (Я) «Содействие распространению грамотности среди школьников, принадлежащих к коренным народам путем укрепления потенциала системы общинного образования у кочевых народов Севера Республики Саха (Якутия)» в ФГНУ «Институт национальных школ РС(Я)» по договоренности с Международным детским фондом «Дети Саха Азия» разработана поликультурная образовательная программа «Северное сияние».

Программа нацелена на изучение уникальной традиционной культуры народов Севера и Арктики, распространение знаний об их культуре и на содействие в социализации детей из кочевых школ, отдыхающих в ЦКРД «Усадьба Булуус» вместе с детьми из разных городов и улусов Республики Саха (Якутия). Важными компонентами программы являются воспитание уважения к народам, проживающим в экстремальных природно-климатических условиях Арктики и создавшим уникальную циркумполярную культуру, а также формирование мотивации к изучению культуры кочевых народов Севера.

Для реализации этой программы в «Усадьбе Булуус» был организован клуб «Северное сияние». Дети ознакомились с многогранной культурой коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия) - эвенов, эвенков, долган, юкагиров и чукчей, играли в увлекательные игры народов Севера «маутлами» (метание аркана), «норчан» (хапсагай), научились танцевать традиционные круговые танцы, петь песни на эвенском и чукотском языках, бисероплетению и шитью из кожи по технологиям народов Севера.

Результаты деятельности клуба «Северное Сияние» показали, что поли-культурная образовательная программа, направленная на изучение культуры народов Севера и Арктики вызвала большой интерес у детей и желание в дальнейшем шире изучать культуру народов арктической зоны.

Дети кочевых школ осознают, что в их жизни учеба, знания, общения с внешним миром так же важно в их жизни, как и сохранение оленей, обычаев, языка и культуры своего народа. Наша задача - помочь им выработать оптимальную индивидуальную траекторию, подготовиться к активной созидательной деятельности. В ноябре 2007 года на международной научно-практической конференции «Образование для всех: перспективы развития образования народов, ведущих кочевой образ жизни» одним из актуальных обсуждаемых проблем стало социализация детей оленеводов. А также конференция способствовало развитию данной программы на международном уровне. Партнерские отношения с другими коренными народами северной циркумполярной зоны смогут содействовать созданию международного детского движения детей оленеводов.

Библиографический список

1. Винокурова, М. Е. Модернизация системы общего и среднего образования в Местах компактного проживания народов Севера. [Текст] / М. Е. Винокурова, П. П. Борисов - Якутск, 2006. - С. 94.

2. Егоров, В. Н. Специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера. [Текст] / В. Н. Егоров, Н. Д. Неустроев — М.: Academia, 2003. -126 с.

3. Иванов, М. Р. Этнопедагогика образования и воспитания детей малочисленных народов [Текст] / М. Р. Иванов, И. Е. Кириллина // III научная экспедиция «Образование за сохранение и развитие культурного наследия малочисленных народов PC (Я)» / Сост. А. П. Оконешникова, - Якутск: Бичик. - 2003. - С. 42-67

4. Каптерев, А. И. Информатизация социокультурного пространства [Текст] / А. И. Каптерев - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - С. 14-19.

5. Мудрик, А. В. Социальная педагогика [Текст] / А, В. Мудрик- М., 2000.

6. Педагогический энциклопедический словарь. [Текст] — М. 2003. — С.266-267

7. Федоров, А. В. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока [Текст] / А. В. Федоров, Якутск, 1979, - С. 13.

8. Энциклопедия афоризмов: Мысль в слове [Текст] / Э. Ворохов. - М.; ООО «Издательство АСТ», 2003. - С. 130

РАЗВИТИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ...

УДК 373. 035. 6(571. 56) (091)

Иванова Алена Васильевна

Ученый секретарь, научный сотрудник ФГНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)», аспирант Педагогического института Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова, [email protected], Якутск

РАЗВИТИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))

Ivanova Alyona Vasilyevna

Scientific secretary of the Institute of ethnic schools of Sakha (Yakutia), post-graduate student of the Pedagogical institute of the Yakut state university, [email protected], Yakutsk

HISTORICAL DEVELOPMENT OF POLYCULTURAL EDUCATION IN THE SAKHA REPUBLIC (YAKUTIA)

Глобализация, в основе которой лежит идея мира без границ, выявляет противоречие между предоставлением самых широких возможностей для межкультурного взаимодействия и обмена и опасностью отрыва от своих национальных корней. В эпоху быстро меняющегося мира приобретает особую актуальность проблема сохранения веками созданной сокровищницы бесценного наследия каждого этноса, стремление народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность языка и культуры, В условиях процесса глобализации именно поли культурное образование поможет преодолеть возникающие противоречия.

Поликультурпое образование - сравнительно новая область педагогического знания. Идеи поликультурности и поликулыурного образования не являются продуктами только современной жизни. Они затрагивались многими выдающимися педагогами прошлого.

Пониманию сущности поликультурного образования служат «идеи П. Ф. Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике. Усвоение родного языка он рассматривал как приобщение к национальным духовным ценностям и вместе с тем к общечеловеческим знаниям, формирующим научные воззрения на окружающий мир» [1, с, 4]. В воспитании, с точки зрения Каптерева, «нужно обратиться не к одному народу, а ко многим, рассмотреть их идеалы и ценными чужими свойствами пополнить недостатки своего национального идеала: народное нужно сочетать с инородным, со всенародным и общечеловеческим» [2, с. 56-57]. Важно, что педагог XIX века подчеркивает: постижение мировой культуры немыслимо без глубокого знания культуры национальной.

Проблема национального образования не утрачивает своей актуальности и в XX столетии. Многие идеи педагога оказались востребованными в нынешней педагогической ситуации.

Из взглядов Каптерева вытекает мысль теоретиков национальной школы о том, что национальные культурные ценности не могут существовать вне контекста общечеловеческих ценностей. Национальная культура не может существовать вне взаимодействия с другими культурами, а значит, и наци-оналыюе образование ориентируется не только на культурные приоритеты своего народа, но и на культурные ценности, выработанные другими нациями. Образование и воспитание в поликультурном мире должно вестись с учетом национальных различий.

Феномен поликультурности стал предметом особых исследований в мировой педагогике с 1960-х х одов. За рубежом накоплен значительный опыт осмысления проблем поликультурного образования. Согласно анализу, проведенному А. Н. Джуринским, одно из первых нормативных определений понятия «поликультурное воспитание» дано в 1977 году. Поликультурное воспитание - это «воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку» [3, с. 317]. В мировой педагогике проблема поликультурного образования рассматривалась в работах Дж. Фрезера, Гибсона, Р. Люсиер, М. Хинта и др.

Международная энциклопедия образования (1994) «рассматривает поликультурное образование как важную часть современного общего образования. способствующую усвоению учащимися знаний о других культурах; уяснению общего и особенного в традициях, в образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию молодежи в духе уважения инокультурпых систем» [1, с. 5].

Российские ученые к разработке этой проблематики приступили сравнительно недавно, в 1990-х годах. В «Словаре терминов по сравнительной педагогике и истории педагогической мысли» понятие «поликультурное образование» раскрыто как «приобщение подрастающего поколения к этнической, национальной и мировой культуре, развитие на этой основе планетарного сознания, формирование готовности и умения жить в многонациональной среде» [4, с, 46] Это означает, что процесс формирования личности может быть плодотворным лишь с использованием культурно-исторического опыта общения народов мира.

Глобальные изменения, происходящие в мировом культурном и образовательном пространстве, требуют новых подходов к решению вопросов в данной области, при этом важно умелое освоение накопленного опыта. Поддержка и сохранение культурного и языкового разнообразия названы в числе приоритетных в документах ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы. В этой области подготовлены ряд нормативных документов и реализуются специальные программы по их претворению в жизнь, среди которых можно отметить: Всеобщую декларацию о культурном разнообразии (2001), Конвенцию об охране

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.