Научная статья на тему 'Культура якутов в условиях изменения общества'

Культура якутов в условиях изменения общества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
332
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА / АДАПТАЦИЯ / ЯКУТЫ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КОНСОЛИДАЦИЯ / САМОБЫТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Барахова Н.В.

В сельских поселениях больше всего сохраняется традиционные культуры наряду с современным обществом. По наблюдениям за происходящими изменениями, фиксации процессов адаптации, предложенная работа рассматривает новый, ранее не исследованный материал на основе полевых исследований 2014 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура якутов в условиях изменения общества»

КУЛЬТУРА ЯКУТОВ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ ОБЩЕСТВА

© Барахова Н.В.*

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

В сельских поселениях больше всего сохраняется традиционные культуры наряду с современным обществом. По наблюдениям за происходящими изменениями, фиксации процессов адаптации, предложенная работа рассматривает новый, ранее не исследованный материал на основе полевых исследований 2014 года.

Ключевые слова традиционная культура, культура, адаптация, якуты, глобализация, этническая идентичность, консолидация, самобытность.

В настоящее время в современном обществе замеченный и все более актуальным проблемам становятся тенденции к понятии смысла традиционной культуры этносов, становится главным проблемам сохранение и развитие национальных традиций каждого народа, его самостоятельного вклада в общую систему культуры человечества. Глобализация как равноправный процесс содержит как положительные, так и отрицательные моменты. Таким образом, эти процессы открывают новые возможности для развития всех определенной точки зрения жизни стран, народов и индивида, но в то же время создают новые угрозы их существованию. В связи с этим в научном процесс языковой деятельности важное значение приобретает проблема сохранности традиционной культуры народов Севера.

Проблема глобализации мира и ее влияния на изменение традиционной культуры в современной научной литературе является весьма актуальной, что отражается в трудах Д. Крэйна, Р. Робертсона, М.С. Кагана, Э. Гидденса и многих других.

В последнее время самая актуальная проблема малочисленных народов это сохранение вековых традиционных культур предков оставленные много веков назад, изучение сохранности культур у народов в современное общество. Культура и традиция Якутии очень богата и самобытная является общенациональным достоянием России. Поэтому сохранение и дальнейшее развитие уникального культурного и духовного наследия народов Севера -задача первостепенной важности. Исходя, от этого проблема стало очень популярным для исследования и изучение многим исследователем. В связи с этим в особенности исследователям интерес влияет якутские села. Цель и задачи исследования - выявить степень сохранности традиционной культуры якутов в условиях изменяющегося общества (на примере якутов с. Чине-кя Вилюйского района РС (Я)).

* Студент кафедры Профессиональной педагогики, психологии и управления образованием.

Материалы и методы. Летом 2014 г. по программе «Культурная совокупность научных дисциплин» была проведена этнографическая экспедиция в один из регионов расселения якутов вилюйской группы - Вилюйский район, с. Чинекя, где были проведены индивидуальные интервью, а также анкетирование населения и использован такой метод этнографии, как регулярное наблюдение и адаптация в среду.

Результаты. С позиций системного подхода и воплощенных в нем принципов изучения общего целого мы рассматривает культуру как систему, с точки зрения ее целостности, структурности, взаимосвязи со средой и принципа построение систем. При исследовании данной проблемы мы ориентируемся на изучение среды в пространственно-локализованном масштабе, что проявляется, в первую очередь, в сознательном включении в понятие «среда» индивидуального человека. Не только общества, в признании абсолютной равности трех главных средовых составляющих «природа - общество - человек» и в осознании не только материального, но и идеального базового начала «среды», которое определяет ее состояние, устойчивость, изменения и прочие объекты и явления.

Состояние сохранности традиционной культуры якутов рассмотрено на основе изучения национальной идентичности современного человека, материальной и духовной культуры, а также уровень взаимодействия с другими культурами мира.

Село Чинекя входит в среднем размере по отношению к населенным пунктам сельской местности Якутии. Численность населения около тысячи человек. Месторасположение в стороне от федеральной трассы является фактором затормаживающим развитие села, однако способствующим сохранению многих черт традиционного уклада жизни якутской деревни.

Население с. Чинекя относит себя к бывшему центральному частью одного большого населения который разделился на три части, считая нынешнее село искусственным. Отсюда вытекает обостренное чувство этнической идентичности. Определяющим фактором в этнической идентичности, по мнению местных жителей, является язык. Исходя из этого, старожилы села считают, что обучение с малых лет должно быть только на родном языке, так же как и общение. Каждый представитель села гордо заявляет, что он «саха», «уранхай». Здесь же можно услышать и изречения об особом предназначении якутского народа и о важности его самобытного развития. Очень бережно население относится к своей истории, проявляет живой интерес. Почти все жители достаточно хорошо осведомлены об истории села, о легендарных поступков предков и событиях. Историю села хранит и популяризирует «Музей Чернышевского наслега», созданный на основе школьного музея. Кроме материальных свидетельств прошлого, музей собирает сведения о жителях, фото-картотеку и т.д.

В обществе сохраняется патриархальные порядки. При этом сами женщины признают превосходство мужчин. При проведении интервью, многие

представительницы женского пола отказывались отвечать на вопросы с отговоркой: «Что я могу Вам сказать, я же женщина». В селе живут и жили несколько мужчин, которые являются авторитетными носителями культурного наследия. На основе проведенного анкетирования, мы можем говорить о том, что они являются наиболее влиятельными и консолидирующими вокруг себя людей личностями села. Особо важные для села вопросы решаются на совете старожилов села, преимущественно мужского пола.

Достаточно консервативными являются взгляды на семейно-брачные отношения. По мнению местного населения, браки должны заключаться по сватовству, то есть родители даже в условиях современного общества должны подбирать пару своим детям, учитывая здоровье и родословную человека.

К образованию население относится очень бережно и принципиально, считая, что это основа для формирования целостной индивидуальной личности. Многие родители материально поддерживают своих детей-студентов, хотя сами живут не в лучших экономических условиях. Во время работы экспедиции шла стройка нового здания детского сада. При этом, жители проявили инициативу, написав письмо правительству РС (Я) с постановкой проблемы строительства нового здания. К системе образования главы населения относятся серьезно. По мнению глав и управляющих, систему образования необходимо менять. Кроме любви к труду, у детей необходимо развивать логическое мышление. Также ребенок должен не просто учиться, а учиться учить, тогда только выйдет толк из образования.

В Чинекя сохраняются традиционные формы хозяйствования - скотоводство, коневодство, животноводства, охота и рыболовство, которые остались практически такие же, как и в XVIII в., так и в XIX в. В отличие от остальных наслегов Центральной Якутии, популярностью не пользуется огородничество. Во дворах если есть огород, то очень не большой. Даже картофельные поля отличаются скромностью.

Также в селе развиты традиционные ремесла, которые четко разделены по тендерному признаку. Женщины занимаются плетением из конского волоса, бисероплетением, вышиванием, шитьем, мужчины в основном охота. В с. Чинекя сохраняются анимистические верования, а также культы животных и птиц. Например, культ медведя, ворона. Широкомасштабно празднуется ысыах (21 июня), считающийся здесь главным праздником народа саха. Празднованию предшествует серьезная подготовка, включающая подготовку местности для церемонии, изготовление традиционной одежды, пищи и утвари. При этом готовиться к празднику начинают еще в зимнее время. Необходимо отметить, что в последние пять лет ысыах стал консолидирующим началом для Вилюйского улуса. Каждое лето большое празднование последовательно проводится в разных наслегах, куда прибывают представители других наслегов. В 2011 г. очередное празднование прошло в центре Вилюйского улуса в городе Вилюйск. В целом, это явление самими жителя-

ми села оценивается как возврат к истокам, возрождение исконно якутских традиций проведения этого праздника.

Несмотря на сохранившийся традиционный уклад жизни и взгляды на жизнь, население очень быстро реагируют на изменения в мире, при этом, по словам местного жителя, «инновации накладываются на традиции». Тем самым традиционное не забывается, а новое адаптируется к устоявшимся порядкам. Некоторые жители негативно высказываются о западном влиянии (вероятно подразумевая глобализацию) на молодежь. Считают, что отсюда вытекают причины алкоголизма и наркомании, деградации личности, распространения насилия, морального упадка и т.д. При всем этом в каждом доме есть телевизор (в большинстве со спутниковым телевидением), радио, стационарные телефоны. В некоторых семьях есть выход в интернет, а также получить информацию из глобальной сети можно из местного отделения почты. В сентябре 2006 г. в селе была налажена работа сотовой связи, чего жители долго ждали. В целом, плоды информатизации жители оценивают положительно, считая, что воздействие на человека в положительном или отрицательном плане зависит от целостности и моральной зрелости самого индивида.

Данные проведенного исследования приятно опровергают мнение экспертов, принявших участие в Делфи опросе 2012 года. По мнению экспертов, основные риски для процессов воспроизводства языков, культуры, национальной идентичности коренных народов Республики могут быть связаны с кризисом традиционных институтов воспроизводства (семья, родовой клан) и неэффективностью новых институтов (школа, СМИ), с «поколенче-ским разрывом» и «размыванием этноса», утратой ценности культуры и размыванием национальной идентичности [3].

При этом тенденции сохранения материальных и духовно-психологических проявлений национальной культуры, становления национального самосознания и идентичности будут со временем отступать, уступать место другой тенденции - формирования поликультурной идентичности представителей коренных народов. Становление поликультурной идентичности будет наиболее влиятельной тенденцией в долгосрочной перспективе (в горизонте до 2050 г.). Остается открытым вопрос, означает ли это «мягкую» культурную ассимиляцию коренных народов или есть шансы сохранения языков и культуры коренных народов в поликультурной среде? Ответ на этот вопрос зависит от развития стратегий, институтов, инструментов культурной политики. Эксперты не выражают особого оптимизма относительно создания новых институтов и инструментов культурной политики - данная тенденция не отвергается, но относится лишь к средневероятным. Позитивный аспект анализируемой ситуации - возможность использовать информационно-коммуникационные технологии и новые информационные среды для сохранения языка и культуры, эту тенденцию эксперты считают наиболее вероятной и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе.

Таким образом, в конце проделанного исследования можно сделать следующие выводы:

1. На примере якутов с. Чинекя Вилюйского района Республики Саха (Якутия) можно говорить о высоком уровне сохранности культуры в условиях изменяющегося общества.

2. Главной формулой сохранения традиционной культуры можно выделить следующее: территория (удаленность, изолированность) + историческая ностальгия + авторитет личности старожилов = консервация и дальнейшая трансляция этноса.

3. Традиционная культура является довольно пластичной субстанцией, способной адаптироваться к внешним изменениям, сохраняя при этом свою самобытность и уникальность.

Список литературы:

1. Якуты (Саха) / Отв. ред. А.Н. Алексеев, Е.Н. Романова, З.П. Соколова. -М.: Наука, 2012. - 599 с. - Серия «Народы и культуры».

2. Филиппова В.В. Коренные малочисленнее народы Севера Якутии в меняющемся пространстве жизнедеятельности: вторая половина XX в. -Новосибирск: Наука, 2007. - 176 с. - (Памятники этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; Т. 14).

3. Борисова УС. Обобщенный прогноз процессов сохранения языков и культуры языков и культуры коренных народов Якутии в период до 2050 г. // Глобальный научный потенциал. - 2013. - № 7. - С. 7-10.

СОВРЕМЕННАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА

© Гоголева Т.И.*

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

Принципиальное место в исследовании социальной структуры, занимают вопросы социальной мобильности населения. Социальные перемещения носят массовый характер и по мере развития общества становятся все более интенсивными. Чем более развито общество и динамичней, тем больше работают принципы социального статуса. Общество в этом заинтересовано.

Ключевые слова: социальная мобильность, межпоколенная мобильность, внутрипоколенная мобильность, географическая мобильность.

В современном обществе, когда экономические, политические, социокультурные влияния приводят к общесоциальным проблемам, что приводит к моральному распаду общества, человечеству нужна качество мобильности.

* Студент Педагогического института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.