УДК 39.394
Яковлева Капитолина Максимовна
кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры всемирной истории и этнологии Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова [email protected]
Алексеева Александра Николаевна
старший преподаватель кафедры истории России Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова [email protected]
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЯКУТОВ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ ОБЩЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ ЯКУТОВ С. БАЯГА ТАТТИНСКОГО РАЙОНА РС(Я))
Yakovleva Kapitolina Maximovna
PhD in History, Senior Lecturer of the Global History and Ethnology Subdepartment, North-Eastern Federal University [email protected]
Alekseeva Alexandra Nikolaevna
Senior Lecturer of the History of Russia Subdepartment, North-Eastern Federal University [email protected]
TRADITIONAL YAKUT CULTURE IN CONDITIONS OF CHANGING SOCIETY (CASE STUDY OF YAKUTS FROM VILLAGE BAYAGA, TATTINSKY DISTRICT)
Аннотация:
В последнее десятилетие усиливается актуальность выявления путей решения проблем сохранения традиционной культуры, изучения степени ее сохранности. Как наименее подвергнувшейся влиянию глобализации и информатизации, культура коренных народов северных регионов все чаще становится объектом всестороннего изучения исследователей. В связи с этим уклад жизни жителей якутских сел вызывает особый интерес. Здесь наряду с процессом приобщения села к до-стояниям современного общества сохраняется и традиционный образ жизни и даже архаичные отголоски патриархальных устоев. С точки зрения наблюдения за происходящими изменениями, фиксации адаптивных процессов, предлагаемая работа рассматривает новый, ранее не изученный материал на основе полевых исследований 2012 г.
Ключевые слова:
традиционная культура, адаптация, якуты, глобализация, этническая идентичность, консолидация, самобытность.
Summary:
During the latest decade the problems of keeping traditional cultures are becoming more and more urgent. The researchers carry out increasingly a comprehensive study of the indigenous people of the North’s culture as the least influenced by the globalization and informatization. Therefore the lifestyle pattern of the Yakutia villages’ residents is attractive for the scientists. Along with introduction of the modern society achievements, there remains the traditional lifestyle and even archaic reminiscences of the patriarchal standards. Observing the changes, fixation of the adaptive processes, the presented work studies new, unexplored data based on the field survey of 2012.
Keywords:
traditional culture, adaptation, Yakuts, globalization, ethnic identity, consolidation, originality.
В настоящее время в условиях современного развития общества довольно ощутимыми и все более актуальными становятся тенденции к осмыслению традиционной культуры этносов, актуализируется сохранение и развитие национальных традиций каждого народа, его самостоятельного вклада в общую сокровищницу культуры человечества. Глобализация как закономерный процесс содержит как положительные, так и противоречивые моменты. Так, эти процессы открывают новые возможности для развития всех аспектов жизни стран, народов и отдельной личности, но в то же время создают новые угрозы их существованию. В связи с этим в научном дискурсе особую остроту приобретает проблема сохранности традиционной культуры народов Севера.
Проблема глобализации мира и ее влияния на изменение традиционной культуры в современной научной литературе является весьма актуальной, что отражается в трудах Д. Крэйна [1], Р. Робертсона [2], М.С. Кагана [3], Э. Гидденса [4], Г.М. Пономаревой [5] и многих других.
Цель и задачи исследования - выявить степень сохранности традиционной культуры якутов в условиях изменяющегося общества (на примере якутов с. Баяга Таттинского района РС(Я)).
Материалы и методы. Летом 2012 г. по программе Форсайт Республики Саха (Якутия) группы «Культурная антропология» была проведена этнографическая экспедиция в один из регионов расселения якутов центральной группы - Таттинский район, с. Баяга, где были проведе-
ны экспертные интервью, а также анкетирование населения и использован такой метод этнографии, как включенное наблюдение и вживание в среду.
Результаты. С позиций системного подхода и воплощенных в нем принципов изучения органического целого мы рассматривает культуру как систему, с точки зрения ее целостности, структурности, взаимосвязи со средой и иерархичности. При исследовании данной темы мы ориентируемся на изучение среды в пространственно-локализованном масштабе, что проявляется, в первую очередь, в сознательном включении в понятие «среда» индивидуального человека, а не только общества, в признании абсолютной равнозначимости трех главных средовых составляющих «природа-общество-человек» и в осознании не только материального, но и идеального субстанционального начала «среды», которое определяет ее состояние, устойчивость, изменения и прочие объекты и явления.
Состояние сохранности традиционной культуры якутов рассмотрено на основе изучения национальной идентичности современного человека, материальной и духовной культуры, а также уровень взаимодействия с другими культурами мира.
Село Баяга средних размеров по отношению к населенным пунктам сельской местности Якутии. Численность населения около тысячи человек. Месторасположение в стороне от федеральной трассы является фактором затормаживающим развитие села, однако способствующим сохранению многих черт традиционного уклада жизни якутской деревни.
Население с. Баяга относит себя к бывшему Баягантайскому улусу, считая нынешнее объединение Таттинского района искусственным. Отсюда вытекает обостренное чувство этнической идентичности. Определяющим фактором в этнической идентичности, по мнению местных жителей, является язык. Исходя из этого, старожилы села считают, что обучение с малолетства должно быть только на родном языке, так же как и общение. Каждый представитель села гордо заявляет, что он «саха», «уранхай». Здесь же можно услышать и изречения об особом предназначении якутского народа и о важности его самобытного развития. Очень бережно население относится к своей истории, проявляет живой интерес. Почти все жители достаточно хорошо осведомлены об истории села, о легендарных предках и событиях. Историю села хранит и популяризирует «Музей Баягинского наслега», созданный на основе школьного музея. Кроме материальных свидетельств прошлого, музей собирает сведения о жителях, фото-картотеку и т.д.
В обществе сохраняется патриархальные порядки. При этом сами женщины признают превосходство мужчин. При проведении интервью, многие представительницы женского пола отказывались отвечать на вопросы с отговоркой: «Что я могу Вам сказать, я же женщина» [6]. В селе живут несколько мужчин, которые являются авторитетными носителями культурного наследия. На основе проведенного анкетирования, мы можем говорить о том, что они являются наиболее влиятельными и консолидирующими вокруг себя людей личностями села. Особо важные для села вопросы решаются на совете старейшин села, преимущественно мужского пола.
Достаточно консервативными являются взгляды на семейно-брачные отношения. По мнению местного населения, браки должны заключаться по сватовству, то есть родители даже в условиях современного общества должны подбирать пару своим детям, учитывая здоровье и родословную человека. «Только таким образом якутов можно возродить» [7].
К образованию население относится очень бережно и щепетильно, считая, что это основа для формирования целостной личности. Многие родители материально поддерживают своих де-тей-студентов, хотя сами живут не в лучших экономических условиях. Во время работы экспедиции шла стройка нового здания школы. При этом, жители проявили инициативу, написав письмо правительству РС (Я) с постановкой проблемы строительства нового здания. К системе образования старейшины относятся серьезно. По мнению старейшин, систему образования необходимо менять. Мальчики и девочки должны обучаться отдельно, учитывая при этом превосходство мужского пола над женским. В контексте этой концепции в селе работает школа Б.Ф. Неустроева -Мандар «Мандар кь^ата», где детей любого возраста обучают кузнечному делу на практике. Сам Мандар отмечает, что за две недели дети меняются до неузнаваемости [8]. Кроме любви к труду, у детей необходимо развивать логическое мышление. Также ребенок должен не просто учиться, а учиться учить, тогда только выйдет толк из образования.
В Баяге сохраняются традиционные формы хозяйствования - скотоводство, коневодство, охота и рыболовство, которые остались практически такие же, как и в XVIII в., так и в XIX в. В отличие от остальных наслегов Центральной Якутии, популярностью не пользуется огородничество. Во дворах если есть огород, то очень не большой. Даже картофельные поля отличаются скромностью.
Также в селе развиты традиционные ремесла, которые четко разделены по гендерному признаку. Женщины занимаются плетением из конского волоса, бисероплетением, вышиванием, шитьем, мужчины же под влиянием Б.Ф. Неучтроева - Мандар Уус - кузнечным делом. Конечно, особым почетом пользуется изготовление якутских ножей, которые практически являются символами Баяги и Таттинского района.
В религиозных представлениях населения с. Баяга сохраняются анимистические верования, а также культы животных и птиц. Например, культ медведя, ворона. Широкомасштабно празднуется ысыах (21 июня), считающийся здесь главным праздником народа саха. Празднованию предшествует серьезная подготовка, включающая подготовку местности для церемониала, изготовление традиционной одежды, пищи и утвари. При этом готовиться к празднику начинают еще в зимнее время. Необходимо отметить, что в последние пять лет ысыах стал консолидирующим началом для наслегов бывшего Баягантайского улуса. Каждое лето большое празднование последовательно проводится в разных наслегах, куда прибывают представители других наслегов. В 2011 г. очередное празднование прошло в самой Баяге. В целом, это явление самими «бывшими баягантайцами» оценивается как возврат к истокам, возрождение исконно якутских традиций проведения этого праздника.
Несмотря на сохранившийся традиционный уклад жизни и взгляды на жизнь, население Баягы очень быстро реагируют на изменения в мире, при этом, по словам местного жителя, «инновации накладываются на традиции» [9]. Тем самым традиционное не забывается, а новое адаптируется к устоявшимся порядкам. Некоторые жители негативно высказываются о западном влиянии (вероятно подразумевая глобализацию) на молодежь. Считают, что отсюда вытекают причины алкоголизма и наркомании, деградации личности, распространения насилия, морального упадка и т.д. При всем этом в каждом доме есть телевизор (в большинстве со спутниковым телевидением), радио, стационарные телефоны. В некоторых семьях есть выход в интернет, а также получить информацию из глобальной сети можно из местного отделения почты. В сентябре 2012 г. в селе была налажена работа сотовой связи, чего жители долго ждали. В целом, плоды информатизации жители оценивают положительно, считая, что воздействие на человека в положительном или отрицательном плане зависит от целостности и моральной зрелости самого индивида.
Таким образом, в конце проделанного исследования можно сделать следующие выводы:
1. На примере якутов с. Баяга Таттинского района Республики Саха (Якутия) можно говорить о высоком уровне сохранности культуры в условиях изменяющегося общества.
2. Главной формулой сохранения традиционной культуры можно выделить следующее: ландшафт (удаленность, изолированность) + историческая ностальгия + авторитет личности старожилов = консервация и дальнейшая трансляция этоса.
3. Традиционная культура является довольно пластичной субстанцией, способной адаптироваться к внешним изменениям, сохраняя при этом свою самобытность и уникальность.
Ссылки и примечания:
1. Crane D. Culture and Globalization. Theoretical Models and Emerging Trends / Global Culture: Media, Arts, Policy, and
Globalization. Edited by D. Crane, N. Kawashima and K. Kawasaki. L.; N.Y., 2002.
2. Robertson R. Globalization or Glocalization? / Globalization. Critical Concepts in Sociology. Edited by R. Robertson and
K.E. White. Vol. 3. L.;N.Y., 2003.
3. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры: в 2-х кн. СПб., 2003. Кн. 1.
4. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М., 2004.
5. Пономарева Г.М. Проблемы коммуникационного взаимодействия культур // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. М., 1997.
6. ПМА - Экспедиция в Таттинский район, с. Баяга Республики Саха (Якутия), август 2012.
7. ПМА - Экспедиция в Таттинский район, с. Баяга Республики Саха (Якутия), август 2012. Информатор: Егоров
Николай Иванович (р. 1950).
8. ПМА - Экспедиция в Таттинский район, с. Баяга Республики Саха (Якутия), август 2012. Информатор: Неустроев Борис Федорович - Мандар (р. 1945).
9. ПМА - Экспедиция в Таттинский район, с. Баяга Республики Саха (Якутия), август 2012. Информатор: Белолюбская Октябрина Николаевна (р. 1964).
References (transliterated) and notes:
1. Crane D. Culture and Globalization. Theoretical Models and Emerging Trends / Global Culture: Media, Arts, Policy, and Globalization. Edited by D. Crane, N. Kawashima and K. Kawasaki. L.; N.Y., 2002.
2. Robertson R. Globalization or Glocalization? / Globalization. Critical Concepts in Sociology. Edited by R. Robertson and K.E. White. Vol. 3. L.;N.Y., 2003.
3. Kagan M.S. Vvedenie v istoriyu mirovoy kul'tury: in 2 vols. SPb., 2003. Book 1.
4. Giddens E. Uskol'zayushchiy mir: kak globalizatsiya menyaet nashu zhizn'. M., 2004.
5. Ponomareva G.M. Problemy kommunikatsionnogo vzaimodeystviya kul'tur // Kul'tura v sovremennom mire: opyt, problemy, resheniya. M., 1997.
6. Expedition to Tattinskiy District, village Bayaga, the Republic of Sakha (Yakutia), August, 2012.
7. Expedition to Tattinskiy District, village Bayaga, the Republic of Sakha (Yakutia), August, 2012. Respondent Egorov Nikolay Ivanovich (born 1950).
8. Expedition to Tattinskiy District, village Bayaga, the Republic of Sakha (Yakutia), August, 2012. Respondent Neustroev Boris Fedorovich - Mandar (born 1945).
9. Expedition to Tattinskiy District, village Bayaga, the Republic of Sakha (Yakutia), August, 2012. Respondent Belolyubskaya Oktyabrina Nikolaevna (born 1964).