ЭТНОЛОГИЯ
С.А. Григорьев
Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН ул. Петровского, 1, Якутск, 677027, РФ E-mail: [email protected]
ЛОКАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА В ЯКУТИИ: СОВРЕМЕННОЕ ЭТНОСОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЭВЕНОВ ЛАМЫНХИНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО НАСЛЕГА
Статья написана на базе комплексных исследований, проведенных автором с коллегами в месте компактного проживания эвенов — одного из малочисленных народов Севера России. Объектом исследований являлся Ламынхинский национальный наслег — с. Себян-Кюёль Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия). В рамках экспедиции изучалось современное социально-экономическое, демографическое и этнокультурное положение местного коренного населения. Использованы статистические показатели поселения за последние годы, текущая документация основных социальных учреждений: администрации села, участковой больницы, школы, проведено анкетирование и интервьюирование местных жителей. Выявлено, что географические факторы создают значительные социально-экономические трудности для аборигенного населения. Отмечается постоянное сокращение численности населения в последние годы. Собранные данные указывают на латентную безработицу. Население с. Се-бян-Кюёль нуждается в совершенствовании материальной базы основных социальных учреждений в и ускоренном жилищном строительстве. Тем не менее исследование показывает, что естественная изоляция и ограниченность связей с инокультурными сообществами играют положительную роль в сохранении эвенского языка и культуры. Также в Ламынхинском наслеге наблюдаются положительные демографические тенденции. Рождаемость превышает смертность, а молодежь преобладает в возрастной структуре местного населения. Сохраняется высокий потенциал для развития местного традиционного хозяйства. Эти факторы благоприятно сказываются на этнокультурном развитии эвенов. Собранные полевые материалы позволяют дать обнадеживающую оценку современного положения локальной ламынхинской группы эвенов в Якутии на фоне проблем, общих для отдаленных поселений Российского Севера.
Ключевые слова: Якутия, коренные народы Севера, эвены, демография, локальные группы, этническая культура, социально-экономическое развитие.
DOI: 10.20874/2071-0437-2016-35-4-123-132
Проблемы социально-экономического и этнокультурного развития малочисленных народов Севера России являются традиционным объектом внимания российских и зарубежных ученых. Особое значение специалисты придают вопросам сохранения культурного наследия аборигенных этносов в условиях глобализационных процессов и минимизации потерь в прогнозируемых ассимиляционных трансформациях северных сообществ. При этом необходимо учитывать, что на протяжении длительного времени сдерживающим фактором аккультурации малочисленных народов выступали обособленность и удаленность мест их компактного проживания, но сегодня, в период бурного внедрения информационных и коммуникационных технологий, это обстоятельство перестает быть серьезным препятствием для инокультурного проникновения.
На современной этнической карте Якутии остается все меньше мест проживания малочисленных народов Севера, незатронутых ассимиляционными процессами. Как правило, большая часть населенных пунктов, в которых проживают представители аборигенных этносов, многонациональны, и в этих условиях культура и идентичность малочисленных народов сталкиваются с неизбежными рисками утрат и деформаций. Подобная ситуация затрудняет и работу исследователей, изучающих проблемы коренного населения Севера. В поликультурных и многонациональных поселениях сложнее выявить и обозначить маркеры, которые позволяют оценить общее состояние отдельного этноса, уровень сохранности его культуры, языка и традиций.
Как следствие, это актуализирует проблему своеобразной демаркации этносоциальных явлений и феноменов между локальными общинами аборигенов и остальным социумом. В этой связи особо ценными становятся научные сведения, полученные из моноэтничных мест компактного проживания малочисленных народов. Характеристика таких поселений дает возможность сфокусировать внимание исследователей на социокультурных показателях отдельного этноса, пребывающего в естественной среде обитания и еще слабо затронутого ассимиляционными процессами.
Эвены Ламынхинского национального наслега до сих пор не становились специальным объектом этносоциальных исследований. Отдельные упоминания о данной локальной группе есть в работах видных специалистов-сибиреведов Б.О. Долгих [1960] и И.С. Гурвича [1966]. Предположения и гипотезы об этнической истории эвенов северно-западного Верхоянья, к которым относятся и ламынхинские эвены, выдвигал этнограф А.А. Алексеев [1993]. Вопросы этногенеза и расселения рассматриваемой группы затрагивались в коллективной монографии «История и культура эвенов» (отв. ред. В.А. Тураев) [1997]. Значительно шире представлены исследования отдельных говоров и диалектов эвенов. Можно отметить работы В.И. Цинциус [1947], Л.Д. Ришес [1955], К.А. Новиковой [1958]. Вопросами классификации диалектов и говоров в эвенском языке занимались А.А. Бурыкин [1997] и Х.И. Дуткин [2009]. Изучение ламынхинского говора вела в 1950-х гг. группа научных сотрудников во главе с М.И. Матусевич [1979]. Относительно недавно вышла в свет монография Р.П. Кузьминой [2010], посвященная непосредственно языку ламынхинских эвенов. Как можно видеть, осуществленные ранее исследования в основном были направлены на этнографическое описание аборигенов Западного Вер-хоянья, касались вопросов этногенеза, а также изучения диалектов и говоров эвенского языка. Каких-либо специализированных научных работ по определению этносоциального положения эвенов Ламынхинского наслега не проводилось. Данное исследование призвано заполнить эту лакуну в отечественной историографии.
Настоящая статья стала результатом комплексных исследований в одном из наиболее труднодоступных районов Якутии, в месте компактного проживания ламынхинских эвенов — с. Себян-Кюёль Ламынхинского национального наслега, распложенного на территории Кобяй-ского улуса Республики Саха (Якутия). Основной целью статьи является введение в научный оборот социально-экономических, демографических и этнокультурных данных, отражающих современное состояние локальных поселений аборигенных сообществ. Автор надеется, что представленные материалы помогут исследователям, воссоздающим социальный портрет современных северных сел. Данная информация может послужить отправной точкой при выявлении динамики развития данного поселения, а также источником для компаративного анализа этносоциальной ситуации в северных поселениях, находящихся в других регионах России.
Муниципальное образование «Ламынхинский национальный наслег» — одно из самых отдаленных и труднодоступных в Кобяйском районе (улусе) Республики Саха (Якутия). Наслег располагается в горно-таежной зоне Западного Верхоянья, представленного горными хребтами и многочисленными водораздельными цепями системы горных узлов и отрогов Верхоянского хребта на площади 50 830 км2. Данный регион характеризуется резко континентальным климатом. Среднегодовая температура воздуха составляет -11...-12 °С, летом температура доходит до +31 °С, а зимой опускается до -56.-58 °С.
Территория Ламынхинского наслега является местом традиционного проживания отдельной локальной группы эвенов — эвенов северо-западного Верхоянья. Их язык относится к ла-мынхинскому говору западного наречия эвенского языка. По мнению А.А. Алексеева, основывавшегося на статистических данных переписи 1897 г., в этногенезе местной группы эвенов, возможно, участвовали хоринцы — потомки южных переселенцев, имевших, вероятно, монгольское происхождение [1993, с. 24]. В связи с тем, что эвены «разбросаны» на огромные рас-стояния1, их отдельные этнографические группы вынуждены развиваться изолированно друг от друга, что, в свою очередь, предопределяет их значительную этнокультурную и языковую дифференциацию. Также территориальная дисперсность проживания эвенов во многом обусловливает характер межкультурных контактов и межэтнического взаимодействия. Если восточная часть эвенского этноса сосредотоена в районах проживания других коренных малочисленных народов Севера, таких как чукчи, юкагиры, эскимосы и др., то западные, в том числе ламынхин-
1
Помимо Республики Саха (Якутия) эвены проживают на территории Магаданской области, Камчатского и Хабаровского краев, Чукотского автономного округа.
ские, эвены живут и ведут хозяйство на территориях, прилегающих к районам расселения якутов — самого многочисленного народа в Республике Саха (Якутия). Но, несмотря на закономерную угрозу ассимиляции с более многочисленным соседним этносом, в силу естественной географической изоляции и труднодоступности мест их обитания, местные эвены сумели сохранить до наших дней свои традиционные отрасли хозяйствования: оленеводство, охотничий промысел, родной язык, а также своеобразное декоративно-прикладное искусство.
Первые упоминания об ламынхинских эвенах можно встретить в якутских народных преданиях, отразивших исторические события и процессы, происходившие в Якутии до прихода русских. Так, согласно одной из легенд, ламынхинские эвены являются потомками тунгусов, вытесненных якутами из более южных районов (левого притока р. Алдан) [Кобяйский улус..., 2007, с. 300]. В письменных источниках верхоянские эвены впервые упоминаются в «отписках» (отчетах) русского землепроходца Постника Иванова в 1638 г., обнаруженных советским этнографом д.и.н. Б.О. Долгих [Кузьмина, 2010, с. 9].
После революции 1917 г. новыми властями был взят курс на проведение политики перевода кочевых народов к оседлости, а также создания новых форм коллективного хозяйствования, вследствие чего социальный строй и хозяйство эвенов претерпели определенные изменения. В 1928 г. в одном из первых стационарных поселений местных эвенов Эндыбале был образован первый Ламынхинский Совет бедняков. Позднее, в 1930-е гг. началось строительство с. Себян-Кюёль с одновременной организацией товарищества «Красный проводник» для совместного ведения оленеводства и охоты, впоследствии преобразованного в колхоз «Коммунизм». В январе 1961 г. на базе колхоза «Коммунизм» и соседнего колхоза им. С.М. Кирова был образован совхоз «Кировский», ставший впоследствии одним из ведущих коллективных хозяйств в Якутии. В 1996 г. совхоз был преобразован в государственное унитарное предприятие «Себян» [Кобяйский улус., 2007, с. 300].
В настоящее время с. Себян-Кюёль является единственным населенным пунктом Ламын-хинского наслега, его постоянное население на 01.01.2015 составляло 751 чел. (из них 371 муж. и 380 жен.).
Таблица 1
Среднегодовая численность и коэффициент естественного прироста (на 1000 чел. населения) постоянных жителей Ламынхинского национального наслега за 2009-2014 гг.*
Демографические показатели 2009 2010 2011** 2012 2013 2014
Численнось, чел. 791 787 751 753 773 751
Родилось, чел. 23 20 18 15 15 17
Умерло, чел. 3 10 7 (6) 7 (7) 7 (2) 7 (6)
Естественный прирост, чел. 20 10 11 (12) 8 (8) 8 (13) 10 (11)
'Таблицы 1-4 составлены на основе данных паспортов муниципального образования «Ламынхинский национальный наслег» за 2010-2015 гг.
**В паспортах наслега с 2011 по 2014 гг. в графе «число умерших за год» стоит цифра 7. Согласно же данным журнала для регистрации смертности по с. Себян-Кюёль, статистика смертей отличается от показателей паспортов наслега. Вероятно, это связано с тем, что в журнале отмечены умершие непосредственно на территории с. Себян-Кюёль. Жители села, по каким-либо причинам умершие за его пределами, по всей видимости, не отмечены в журнале регистрации смертности, но включены в общую статистику, отраженную в паспортах поселения. В табл. 1 в скобках указаны данные Себян-Кюёльской участковой больницы.
Как можно видеть, среднегодовая численность населения Ламынхинском национальном наслеге имеет тенденцию к сокращению, к началу 2015 г. по сравнению с 2009 г. количество жителей уменьшилось на 5,06 % (табл. 1). Согласно данным паспортов муниципального образования, за последние годы демографическая ситуация характеризуется ежегодным превышением рождаемостью смертности, а также стабилизацией их соотношения. Согласно данным Себян-Кюёльской участковой больницы, в наслеге с 2011 по 2014 г. умер 21 чел. (13 мужчин и 8 женщин). Обращает на себя внимание высокая доля смертности населения от онкологических заболеваний — 7 чел. (1/3 от общего количества умерших).
Приведенная статистика наглядно демонстрирует, что несмотря на положительный коэффициент естественного прироста населения число жителей Ламынхинского национального наслега за последние пять лет сократилось. Вероятно, это вызвано социально-экономической ситуацией в районе, вынуждающей местных жителей переселяться в более развитые районы и муниципальные образования, такие как г. Якутск и п. Сангар (административный центр Кобяй-
ского улуса). Свою роль в снижении численности населения, вероятно, играет маятниковая миграция, прежде всего молодежи, уезжающей для получения среднего специального и высшего образования в научно-образовательные центры Якутии и других регионов России.
По статистическим сведениям Себян-Кюёльской участковой больницы, в 2014 г. в с. Себян-Кюёль проживало 749 чел.: 462 взрослых (225 мужчин и 237 женщин) и 287 детей (рис. 1). Согласно тому же источнику2, численность эвенов среди взрослого населения старше 18 лет составляет 410 чел., или 88,7 %. Остальное население — в основном якуты, русские и представители других национальностей. К сожалению, полученная информация не позволяет охарактеризовать отдельно половозрастную структуру ламынхинских эвенов. Но в силу того, что эвены являются абсолютным этническим большинством, данное половозрастное соотношение, скорее всего, показательно и для них.
Рис. 1. Половозрастная пирамида населения Ламынхинского национального наслега на 2013 г., чел. (на основе данных Себян-Кюёльской участковой больницы).
На январь 2015 г. численность населения в трудоспособном возрасте в Ламынхинском национальном наслеге составила 341 чел., из них 275 заняты в государственном секторе экономики. Официально зарегистрированными безработными были 17 чел. Таким образом, трудоспособное население составляет 45,4 % от общей численности населения в 2014 г., что ниже как общероссийских показателей (53 %) [Занятость., 2015], так и показателей по эвенам, проживающим в России (53,5 %) [Население., 2010а]. Вероятно, это вызвано более низким уровнем и качеством жизни, побуждающим к миграции трудоспособных жителей наслега, а также негативными факторами, такими как алкоголизм и бытовая преступность.
В пользу предположения о «миграционной» обусловленности сравнительно невысокой доли трудоспособного населения в Ламынхинском наслеге говорят следующие сведения. Число лиц, не достигших 18-летнего возраста, к началу 2015 г. составило 279 чел., т.е. 37,1 % от общего количества населения. В то же время людей пенсионного возраста в с. Себян-Кюёль насчитывалось 135 чел. — (17,9 %) (рис. 2). Эти показатели также в значительной степени отличаются от общей ситуации среди эвенов в России. Данные Всероссийской переписи населения 2010 г. демонстрируют, что численность молодежи до 19 лет у эвенов составляет примерно 45 %, а людей старше трудоспособного возраста — приблизительно 9,5 % [Население., 2010а].
Несколько иными причинами объясняется непропорциональность половозрастной структуры среди возрастных групп от 15 до 24 лет, а именно численное преобладание молодых юношей и мужчин над сверстницами. Возможно, это вызвано тем, что молодые жительницы с. Се-бян-Кюёль более ориентированы на получение образования и, как следствие, чаще мигрируют в образовательные центры, такие как уже упомянутые г. Якутск и п. Сангар.
2
К сожалению, данные о численности эвенов Ламынхинского национального наслега не отражены ни в итогах Всероссийской переписи населения 2010 г., ни в паспорте муниципального образования.
Пенсионеры; 135
Рис. 2. Удельное соотношение различных возрастных групп в Ламынхинском национальном наслеге, чел.
В силу исторических и природно-географических факторов основным занятием местных жителей и бюджетообразующей отраслью Ламынхинского наслега является исключительно оленеводство. Экономика наслега представлена сельскохозяйственным предприятием ГУП «Себян» им. П.А. Кейметинова. За хозяйством закреплено 1 359 726 га земельной площади, из них 1 067 472 га (78,5 % территорий) приходятся на оленьи пастбища. ГУП «Себян» им. П.А. Кейметинова имеет 11 оленеводческих бригад. Всего из числа жителей с. Себян-Кюёль в сельском хозяйстве занято 135 чел., из них 107 работают на государственном унитарном предприятии «Себян», остальные состоят в четырех родовых общинах, занимающихся оленеводством, и одном скотоводческом крестьянском хозяйстве или заняты индивидуальной трудовой деятельностью по заготовке и переработке сельскохозяйственной продукции, в частности в заготовке оленьих шкур и пантов.
Численность официально зарегистрированных безработных в Ламынхинском национальном наслеге (табл. 2) относительно стабильна и значительно ниже среднего уровня безработицы по Республике Саха (Якутия) [Информация., 2015Ь]. В этом отношении с. Себян-Кюёль может считаться относительно благополучным по сравнению с аналогичными селами в местах компактного проживания малочисленных народов Севера, где с 1990-х гг. проблема безработицы и сопутствующих ей негативных факторов (бедность, алкоголизм, преступность и т.д.) стоит наиболее остро.
Таблица 2
Количество официально зарегистрированных безработных в Ламынхинском национальном наслеге
Уровень безработицы 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Кол-во безработных 30 14 13 19 19 17
Процент от общего кол-ва населения 3,8 1,8 1,7 2,5 2,5 2,3
В то же время, согласно данным проведенного в с. Себян-Кюёль анкетирования, удельный вес безработных значительно выше показателей , представленных в официальных документах. Так, из 127 участников анкетирования 12 чел. отметили графу «безработный, состоящий на учете по безработице» (9,4 % от общего числа респондентов). Эта доля превышает данные местной администрации более чем в четыре раза. Таким образом, можно предположить наличие в Ламынхинском национальном наслеге скрытой (латентной) безработицы.
Негативным социальным показателем в с. Себян-Кюёль является высокий удельный вес малоимущих семей, т.е. семей, чей доход на каждого члена ниже официального прожиточного минимума, установленного в Республике Саха (Якутия). К началу 2015 г. из 137 семей, проживающих в с. Себян-Кюёль, 86 были зачислены в категорию малоимущих. За последние пять лет доля малоимущих семей по отношению к общему количеству семей, проживающих в поселении, пусть незначительно, но увеличилась (табл. 3). Вероятно, это вызвано не реальным снижением уровня доходов жителей, а постепенным повышением правительством Республики Са-
ха (Якутия) уровня прожиточного минимума, выросшего с 9145 руб. на человека в 2010 г. до 12 879,3 руб. в 2014 г. [Бережнева, 2015]. Представленные показатели наглядно демонстрируют, что средний уровень доходов населения Ламынхинского наслега низок, что, в свою очередь, усугубляется высокими ценами даже на основные товары и продукты питания.
Таблица 3
Количество малоимущих семей в Ламынхинском национальном наслеге
Распределение семей по уровню доходов 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Всего семей Нет данных 139 139 133 133 137
Малоимущих семей 83 86 86 89 89 86
Процент малоимущих семей от общего кол-ва — 61,9 61,9 66,9 66,9 65
Согласно результатам анкетирования жителей Ламынхинского национального наслега, более половины населения старше 18 лет имеют высшее, незаконченное высшее и среднее специальное образование — 51,9 %, из них 27,5 % мужчин и 24,4 % женщин. Доля имеющих лишь общее среднее — 44,1 %, неполное среднее — 3,9 %, из них 25,2 % мужчин и 22,8 % женщин (рис. 3). Сравнительно высокий уровень образованности населения обусловлен наличием в с. Себян-Кюёль нескольких социальных учреждений (администрация, школа, детский сад, дом культуры, больница, ЖКХ), чья деятельность невозможна без сотрудников с высшим или средним специальным образованием.
Рис. 3. Уровень образования взрослого населения Ламынхинского национального наслега.
Система образования МО «Ламынхинский национальный наслег» представлена Себян-Кюёль-ской национальной эвенской средней общеобразовательной школой (НЭСОШ) им. П.А. Ламутского, новое здание которой введено в эксплуатацию в 2006 г. На 1 января 2015 г. в ней насчитывалось 162 ученика, распределенных по 12 классам. На всю школу было выделено 35 штатных ставок, в том числе 30 педагогических. По факту в 2014 г. в Себян-Кюёльской НЭСОШ работало 55 сотрудников, из них 25 непосредственно осуществляли педагогическую деятельность.
В селе также действует детский сад № 11 «Нелтэнкэ», который в 2014 г. посещало 50 детей дошкольного возраста. В данном учреждении в указанный период числилось 17 сотрудников (из них педагогический состав — 6) при выделенных 19 ставках штатных единиц.
При школе постоянно функционируют художественно-эстетические кружки и секции национальных видов спорта. В целях сохранения и развития эвенской культуры в Ламынхинском национальном наслеге проводятся различные мероприятия на родном языке, в том числе ежегодный месячник родного языка. В учебных планах гуманитарного цикла значительную часть урочного времени занимает изучение родного языка и литературных произведений эвенских писателей. Важной формой сохранения и развития национальной культуры является эвенский фольклорный ансамбль «Мэрлэнкэ», основанный в 1975 г. В репертуар ансамбля входят эвенские народные песни, хороводный танец «Хэдьэ», скороговорки, народные сказки, также песни современных самодеятельных авторов.
По наблюдениям работников образования, уровень знания школьниками родного, эвенского языка в с. Себян-Кюёль в целом выше по сравнению с их сверстниками в других эвенских селах. Все ученики так или иначе понимают эвенский язык и стараются говорить на нем в се-
мейном кругу. Вместе с тем работники культуры отмечают сокращение часов на занятия эвенским языком в школьной программе, проблемы с учебными пособиями (отсутствие учебников по грамматике, старые словари, а также разница в диалектах). К сожалению, на сегодняшний день невозможно без специальных исследований точно оценить уровень владения населением Ламынхинского наслега родным языком. Данные анкетирования демонстрируют высокий декларируемый уровень владения родной речью. Из 136 респондентов 107 (78,6 %) указали эвенский язык как родной, из них 85 (62,5 %) отметили, что владеют им свободно. Эти показатели значительно выше, чем в среднем у коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Республике Саха (Якутия). Так, например, общая доля эвенов в Якутии, владеющих родным языком, по данным переписи 2010 г. составила всего 20,5 % [Население., 2010b].
С 2003 г. на основании Положения о кочевой школе РС (Я) функционирует начальная кочевая школа как филиал Себян-Кюёльской НЭСОШ. Начальная кочевая школа была создана для приобщения детей оленеводов к культуре, обычаям, традициям родного народа, для привития трудовых навыков в процессе совместного повседневного общения с родителями. В 2006 г. проект «Кочевая школа» получил грант ЮНЕСКО по проекту «Содействие распространению грамотности среди школьников, принадлежащих к коренным народам, путем укрепления потенциала системы общинного образования у коренных народов Севера Рс (Я)» для улучшения материального положения кочевой школы. Первоначально школа охватывала всего трех учеников [Информация., 2015a], в дальнейшем учебный курс начальной школы преподавался 2025 детям, кочевавшим вместе с родителями [ПМА, 2015].
В с. Себян-Кюёль отмечается типичная для северных сельских поселений нехватка жилья для молодых специалистов. Также нарекания вызывает новое здание школы, построенное за короткий срок в 2006 г. По словам персонала, школа нуждается в ремонте: проседает здание учебного корпуса, протекает крыша, требует замены некачественное сантехническое оборудование. Существует серьезная проблема с теплоизоляцией здания школы, температура в помещении зимой достигает +7 °С при установленной норме +18 °С.
В Ламынхинском национальном наслеге действует единственная участковая больница на 6 стационарных койко-мест, из них 5 круглосуточных и 1 дневного стационара. Согласно официальным документам, рабочий коллектив медучреждения в 2014 г. составил 16 чел. при выделенных 17 штатных единицах. Больница располагается в ветхом, не отвечающем нормативным требованиям здании, построенном в 1984 г. При больнице нет стационарного аптечного пункта, что ограничивает доступ населения к лекарственным препаратам.
Немаловажным фактором социального комфорта является доступ населения к получению всех необходимых товаров и услуг. В небольших селах, где покупательская способность жителей в значительной степени ограничена, лишь малые предприятия розничной торговли и частные инициативы способны обеспечить потребителей необходимой продукцией. На начало 2015 г. в с. Себян-Кюёль было официально зарегистрировано 10 предприятий розничной торговли с общей торговой площадью 480 м2. Из них 8 принадлежало частным предпринимателям. Также в селе действовала 1 хлебопекарня, производство которой составляло 0,8 т за одну смену. В силу отдаленности от основных населенных пунктов и транспортных магистралей РС (Я) уровень цен на основные продовольственные товары (кроме оленьего мяса, поставляемого местными заготовителями) в с. Себян-Кюёль значительно выше общереспубликанского. Наблюдается острый дефицит скоропортящейся продукции: овощей, фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, колбасных изделий и т.д.
Общая неразвитость транспортной системы в Ламынхинском национальном наслеге налагает особый отпечаток на развитие данного муниципального образования. Отдаленность от основных экономических центров республики сильно сказывается на доступе населения даже к основным товарам первой необходимости. Основная часть грузов и продуктов перевозится в зимний период автомобильным транспортом по автозимнику. С апреля по ноябрь сообщение наслега с центром улуса и республики осуществляется в основном воздушным транспортом. Трудность доставки грузов в с. Себян-Кюёль, а также высокая себестоимость ввозимых товаров предопределяет их общую дороговизну, что снижает потребительскую способность населения.
Тем не менее жители Ламынхинского национального наслега в целом позитивно оценивают будущее своего села. Согласно данным анкетирования, абсолютное большинство местного населения не намерено куда-либо переезжать (рис. 4).
не знаю; 8,6%
собираюсь уехать в ближайшее время; 5,5%
когда нибудь перееду; 13,3%
Всю жизнь; 72,7%
Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «Как долго Вы собираетесь жить в этом населенном пункте?» (по данным анкетирования населения муниципального образования «Ламынхинский национальный наслег»).
Таким образом, перспективы Ламынхинского национального наслега не выглядят безнадежными. На фоне таких положительных тенденций, как высокая рождаемость и превышение ею смертности, а также значительный удельный вес детей и молодежи в возрастной структуре населения, сохраняется потенциал для развития местного традиционного хозяйства. Тем не менее является очевидным факт, что без качественного улучшения транспортной системы района, совершенствования материальной базы основных социальных учреждений в с. Себян-Кюёль и ускоренного жилищного строительства не может быть речи о дальнейшем развитии местного социума.
При этом следует отметить, что отдаленность данного муниципального образования от крупных центров и, как следствие, ограниченность связей с инокультурными сообществами играет определенную положительную роль в сохранении эвенского языка и культуры. Большая часть населения так или иначе владеет родным языком, регулярно проводятся национальные праздники и другие мероприятия, призванные поддержать интерес населения, и прежде всего молодого поколения, к своей культуре. Эти факторы могут в дальнейшем благоприятно сказаться на развитии эвенов как отдельного, неассимилированного этноса. Это отвечает не только гуманитарным общечеловеческим, но и национальным интересам России [Винокурова, 2010], всегда опиравшейся на богатое этнокультурное наследие своего населения.
Представленные выводы отражают определенное противоречие во взглядах на дальнейшие пути развития ламынхинских эвенов в частности и коренных малочисленных народов Севера России в целом. С одной стороны, географическая изоляция, несомненно, позволяет локальным этническим группам сохранять свою идентичность, язык и культуру, с другой — тормозит их социально-экономическое развитие, оказывая негативное влияние на общую демографическую ситуацию в местах их проживания. В условиях современных глобализационных процессов разрешение данного противоречия является важной и актуальной задачей, стоящей перед российским и мировым научным сообществом.
ПМА 2015 — Полевые материалы автора (С.А. Григорьев) из экспедиции в Ламынхинский национальный наслег Кобяйского района (улуса) Республики Саха (Якутия) в июне 2015 г.
Паспорт муниципального образования «Ламынхинский национальный наслег» за 2010-2015 гг. // Текущий архив администрации Ламынхинского национального наслега.
Динамика развития оленеводства в ГУП «Себян» // Текущий архив ГУП «Себян».
Демография Кобяйского улуса за 2012-2014 гг. // Текущий архив Себян-Кюёльской участковой больницы.
Журнал для регистрации смертности по п. Себян-Кюёль // Текущий архив Себян-Кюёльской участковой больницы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
Источники
Литература
Алексеев А.А. Забытый мир предков: (Очерки традиционного мировоззрения эвенов Северо-Западного Верхоянья. Якутск: Ситим, 1993. 94 с.
Бережнева И.А. Прожиточный минимум в Республике Саха (Якутия) // Молодой ученый. 2015. № 8. С. 479-482.
Бурыкин А.А. Письменная и устная форма эвенского языка: Диалектная структура и функциональный статус диалектов // Малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока: Проблемы сохранения и развития языков. СПб., 1997. С. 54-88.
Винокурова Л.И. Аборигенные этносы Республики Саха (Якутия) в модернизирующемся обществе // Этносоциальное развитие Республики Саха (Якутия). Новосибирск: Наука, 2010. С. 167-188.
Гурвич И.С. Этническая история Северо-Востока Сибири. М: Наука, 1966. 269 с.
Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. М.: Изд-во АН СССР, 1960. 622 с.
Дуткин Х.И. Тундренный диалект западного наречия эвенского языка: Этнолингвистическое и этно-географическое исследование. СПб., 2009. 168 с.
Занятость и безработица в Российской Федерации в сентябре 2015 года. 2015 // Официальный интернет-портал Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Режим доступа: http://www.gks.ru/ bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d06/213.htm.
Информация по поддержке кочевых школ // Информационно-образовательный портал «Учителя Арктики». 2015а. Режим доступа: http://arctic-teachers.ru/menyu2/kovhevieschkoly/nomsyst/sup_nomad.
Информация руководителя Департамента занятости населения республики С.И. Москвитина. 2015Ь // Официальный информационный портал Правительства Республики Саха (Якутия). Режим доступа: http://www.sakha.gov.ru/node/248899.
История и культура эвенов / В.А. Тураев, В.А. Туголуков, Н.В. Кочешков и др. СПб., Наука, 1997. 182 с.
Кобяйский улус: История, культура, фольклор. Якутск: Бичик, 2007. 400 с.
Кузьмина Р.П. Язык ламунхинских эвенов. Новосибирск: Наука, 2010. 115 с.
Матусевич М.И. Звуковой строй ламунхинского говора эвенского языка // Звуковой строй языка. Л., 1979. С. 202-212.
Население коренных малочисленных народов Российской Федерации по возрастным группам и источникам средств к существованию. Итоги переписи населения 2010 года. 2010а // Официальный интернет-портал Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Режим доступа: http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/pub-04-30.pdf.
Население коренных малочисленных народов Российской Федерации по родному языку по отдельным субъектам Российской Федерации. Итоги переписи населения 2010 года. 2010Ь // Официальный интернет-портал Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Режим доступа: http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/pub-04-23.pdf.
Новикова К.А. Основные особенности эвенских говоров Якутской АССР // Доклады и сообщения Ин-та языкознания АН СССР. М., 1958. С. 186-205.
Ришес Л.Д. Некоторые данные по западному диалекту эвенского языка // Учен. зап. ЯФ СО АН СССР. Якутск, 1955. С. 179-203.
Цинциус В.И. Очерк грамматики эвенского (ламутского) языка. Л., 1947. 270 а
S.A. Grigorev
Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences Petrovskii st., 1, Yakutsk, 677027, Russian Federation E-mail: [email protected]
LOCAL COMMUNITIES OF INDIGENOUS PEOPLES OF YAKUTIA: SOCIAL STATUS OF THE EVENS
The article is written on the basis of comprehensive studies carried out at the place of compact residence of the Evens, one of the Northern aboriginal minorities of Russia. Characteristics of contemporary socio-economic, demographic and ethno-cultural situation of the local indigenous population were examined during field observations in Lamynkhinsky nasleg of Kobiayskiy region of the Republic of Sakha (Yakutia). Statistical social indicators of the settlements in recent years were also studied, a survey and interviews were carried out among the local residents. The geographic factors cause challenges: our collected data indicate the presence of latent unemployment. As a result the migration persists at high level. High percentage of cancer-related mortality is to be underlined among negative social facts. Population of the nasleg needs the material base of social institutions to be improved, at first, and housing construction to be accelerated. Our field study shows that the natural isolation and limited linkages with communities related to other cultures play a positive role in maintaining the Even language
and culture. Also, positive demographic trends are observed in Lamynkhinsky nasleg. The birth rate exceeds the death rate, and the youth is prevalent in the age structure. Local traditional economy has a potential for the development. These factors have a positive impact on the modern subsistence of the Evens. it should be noted that these realities of Lamynkhinsky nasleg, according to the author opinion, are typical for the majority of isolated settlements in the Russian North.
Key words: Yakutia, aboriginal peoples of the North, the Evens, ethnic demography, local community, ethnic culture, socio-economic development.
DOI: 10.20874/2071-0437-2016-35-4-123-132
REFERENCES
Alekseev A.A., 1993. Zabyityiy mir predkov: (Ocherki traditsionnogo mirovozzreniya evenov Severo-zapadnogo Verhoyanya) [Forgotten world of the ancestors: Sketches on the traditional world view of the Evens of Northwestern Verkhoyanye], Yakutsk: Sitim, 94 p.
Berezhneva I.A., 2015. Prozhitochnyiy minimum v Respublike Saha (Yakutiya) [The cost of living in the Republic of Sakha (Yakutia)]. Molodoy uchenyiy, no. 8, pp. 479-482.
Buryikin A.A., 1997. Pismennaya i ustnaya forma evenskogo yazyika: Dialektnaya struktura i funktsionalnyiy status dialektov [Written and spoken form of the Even language: Dialect structure and functional status of the dialects]. Malochislennyie narodyi Severa, Sibiri i Dalnego Vostoka: Problemyi sohraneniya i razvitiya yazyikov, St. Petersburg, pp. 54-88.
Dolgih B.O., 1960. Rodovoy i plemennoy sostav narodov Sibiri vXVII v. [Clan and tribal structure of the peoples of Siberia in the XVII century], Moscow: Izdatelstvo AN SSSR, 622 p.
Dutkin H.I., 2009. Tundrennyiy dialekt zapadnogo narechiya evenskogo yazyika: Etnolingvisticheskoe i etno-geograficheskoe issledovanie [Western Tundra dialect of the Even language: Ethno-linguistic and ethnographic research], St. Petersburg, 168 p.
Gurvich I.S., 1966. Etnicheskaya istoriya Severo-Vostoka Sibiri [Ethnic History of Northeast Siberia], Moscow: Nauka, 269 p.
Turaev V.A., Tugolukov V.A., Kocheshkov N.V., 1997. Istoriya i kultura evenov [History and culture of the Evens], St. Petersburg: Nauka, 182 p.
Kuzmina R.P., 2010. Yazyk lamunkhinskikh evenov [Language of the Lamunkhinsky Evens], Novosibirsk: Nauka, 115 p.
Matusevich M.I., 1979. Zvukovoy stroy lamunkhinskogo govora evenskogo yazyika [Sound system of the Lamynkhinsky dialect of the Even language]. Zvukovoy stroy yazyika, Leningrad, pp. 202-212.
Novikova K.A., 1958. Osnovnyie osobennosti evenskih govorov Yakutskoy ASSR [The main features of the Even dialects of the Yakut ASSR]. Dokladyi i soobscheniya Instituta yazyikoznaniya AN SSSR, Moscow, pp. 186-205.
Rishes L.D., 1955. Nekotoryie dannyie po zapadnomu dialektu evenskogo yazyika [Some data on the Western dialect of the Even language]. Uchenye zapiski AN SSSR, Yakutsk, pp. 179-203.
Tsintsius V.I., 1947. Ocherk grammatiki evenskogo (lamutskogo) yazyika [Essay on the Grammar of the Even (Lamut) language], Leningrad, 270 p.
Vinokurova L.I., 2000. Aborigennye etnosy Respubliki Sakha (Yakutia) v moderniziruyshemsya obshestve [Aboriginal peoples of the Republic of Sakha (Yakutia) in a modernizing society]. Ethnosocial'noe razvitiye Respubliki Sakha (Yakutia), Novosibirsk: Nauka, pp. 167-188.