Научная статья на тему 'Ландшафт в культуре памяти'

Ландшафт в культуре памяти Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
351
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯКУТИЯ / YAKUTIA / САХА / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ETHNIC CULTURE / ЛАНДШАФТ / LANDSCAPE / SAKHA

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Романова Екатерина Назаровна

В статье рассматривается обособление чётко маркированных этнически мест и территорий, фиксирующих себя новыми этнокультурными ландшафтами в условиях глобализации. Анализируется организация жизненного мира северных скотоводов саха, которая проходила на алаасных экосистемах Якутии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Романова Екатерина Назаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ландшафт в культуре памяти»

УДК 930.85

Екатерина Романова1

ЛАНДШАФТ В КУЛЬТУРЕ ПАМЯТИ*

LANDSCAPE IN THE CULTURE OF MEMORY

* Статья представлена на конференции, организованной при финансовой поддержке РГНФ и фонда «Дом наук о человеке» (Франция). Проект № 15-22-08501 «Организация и проведение научной конференции (с международным участием) «Ландшафт в нарративе памяти. Реальность. Образ. Моделирование».

Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ (проект №14-38-00031).

В статье рассматривается обособление чётко маркированных этнически мест и территорий, фиксирующих себя новыми этнокультурными ландшафтами в условиях глобализации. Анализируется организация жизненного мира северных скотоводов -саха, которая проходила на алаасных экосистемах Якутии.

Ключевые слова: Якутия, саха, этническая культура, ландшафт

The article deals with the separation of ethnically clearly marked places and territories, fixing itself with new ethno-cultural landscapes in the context of globalization. Te organization of the life-world of the northern pastoralists - Sakha, which took place on the alaas ecosystems in Yakutia, is analyzed.

Key words: Yakutia, Sakha, ethnic culture, landscape

Эпоха глобализации порождает не только обширные пространственные поля межцивилизационных и межкультурных взаимодействий, но и обособление чётко маркированных этнически мест и территорий, фиксирующих себя новыми этнокультурными ландшафтами. Организация жизненного мира, формирование хозяйственного и культурного ареала самых северных в мире скотоводов - саха - проходило на алаасных экосистемах Якутии. В якутской культуре человек был буквально тождественен с пространством родной земли, соотнесенного с понятием алааса как

1 Романова Екатерина Назаровна, доктор исторических наук, заведующая сектором этнографии народов Северо-Востока России, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН. E-mail: e_romanova@mail.ru

Ekaterina Romanova, Doctor of Historical Sciences, Head of Sector of Ethnography of the Peoples of NorthEastern Russia, Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, Siberian Branch of Russian Academy of Sciences

«одомашненного» освоенного пространства. Образ алааса в традиционном мировоззрении якутов является его духовным стержнем и ключевым символом, синтезом природы и культуры как Дома народа саха.

Такое понимание этнокультурных ландшафтов основано на образной, расширяющей интерпретации традиционных этнических территорий. Приходится констатировать, что в российской науке до настоящего времени не изучено геокультурное пространство народа саха, отсутствуют фундаментальные комплексные исследования по изучению этноландшафта (алааса). Разработки в этом направлении, безусловно, способствуют расширению и углублению всевозможных интерпретаций понятия природного и историко-культурного наследия на якутском материале.

Алаас как ментально-географический феномен. Анализ сакральных текстов приводит к заключению, что якутский алаас - это культурный ландшафт, воспринимаемый и наблюдаемый через «призму» знаков и символов, сопряженный с рациональным и эмоциональным переживанием пространства.

Алаас выступает как универсальная матрица организации традиционного сельского пространства якутов. Так, этногенез и культурогенез народа саха происходил на пограничье Юга и Севера, последовательно осваивая такие природные ландшафты, как горные системы, тайгу, тундру, арктическую пустыню, а также крупные и мелкие речные артерии предки якутов сохранили в культурной памяти «фигуры воспоминания», связанные с наследием степной культуры.

Образ степного наследия в якутской картине мира был соотнесен с понятиями территории, пространства, культурного ландшафта, географического образа, региональной идентичности. Культура народа формировалась согласно тем символам и артефактам, которые признаны наследием территории проживания.

Адаптационный механизм культуры северных тюрков к новым географическим и природно-климатическим условиям заключался в инновационной стратегии пространственного, хозяйственного, ментального освоения Севера и Арктики. Пространственное освоение означало расселение по территории, хозяйственное - организацию жизнедеятельности, ментальное - символизацию окружающего мира.

В этом контексте представляется важным рассмотреть символические репрезентации освоенного северного ландшафта через призму разных текстов культуры. Одним из архетипов пространственной идентичности народа саха выступал сакральный ландшафт ритуала первотворения (Ысыах).

Для устройства Ысыаха выбирали красивые места с широкой поляной, окруженной лесом (алаас). В мифопоэтической традиции якутов центром мироздания являлся алаас с его геоархитектурными сооружениями: мировое древо - Аал луук мас и коновязь - сэргэ.

Если обратиться к сакральным текстам якутов, то можно выделить семейные ал-гысы-заклинания, где выстраивается образ живого алааса как ключевой доминанты системы духовных ценностей народа саха:

«Дух-хозяйка славного алааса, С удобной гладкой дорогой, Хозяйка земли Аан Алахчын Хотун, Изобилие-счастье подайте! От бед и несчастий семью оберегайте! Отцовский род умножьте! Наслеги один с другим соединяйте! Улусы один с другим связывайте!»

Здесь поэтика пространства рассматривается как образ архетипа дома и жизненной дороги, метафоры неразрывности человеческого счастья и сакрального через ландшафт алааса.

Изучение и осмысление якутского алааса в когнитивно-географическом измерении с привлечением исторических и культурных артефактов, традиционных ментальных характеристик раскрывает алаас как ядерное геокультурное понятие природного, сакрального и духовного наследия народа саха в широком пространственно-временном континууме.

Исконной средой обитания любого народа, как правило, принято считать природную и этнокультурную среду, которая исторически сложилась на определенной территории проживания и является основой их жизнедеятельности. Традиционное природопользование коренных народов Якутии определяло оригинальный хозяйственно культурный тип, а, следовательно, способствовало формированию и сохранению этнической культуры.

Визуальный образ ландшафта в этнографической фотографии. Изучение визуального наследия как самостоятельного источника по традиционной культуре и быту только начинается, при этом, приходится сожалеть, что этнографическая фотография до сих пор не стала темой специального научного исследования. Изучение этнографической фотографии как исторического источника дает возможность реконструкции культурных ландшафтов (праздничное пространство, обрядовые центры, ритуальная архитектура) и позволяет восстановить элементы жизненного уклада и традиционного мировоззрения.

Это, прежде всего мир якутского праздника. Действительно, фотографы пытались донести до зрителя красочную палитру праздника Ысыах во всем многообразии его оттенков. Анализ праздничной фотоколлекции А.П. Курочкина позволяет восстановить Ысыах конца XIX - начала XX века как главного обрядового праздника культурной традиции народа саха. Мир праздника, глазами фотографа, зрелищные гуляния и развлечения по случаю прихода долгожданного лета, это и соблюдение обрядов и обычаев якутской старины: кропление кумысом божествам и духам местности, ритуальное кумысопитие из священных сосудов - чороон и круговой танец осуохай, народные состязания и конные скачки. В визуальных изображениях А.П. Курочкина улавливается торжественная атмосфера праздника, манифестирующая ритуальный контекст всего происходящего. Фотограф демонстрирует традиционную одежду

и серебряные украшения собравшихся, ритуальную посуду и пищу, праздничное убранство лошадей, ритуальные сооружения - все это и есть сакральный ландшафт праздника, где происходят основные обрядовые церемонии. Мир праздника пересекается с народной игровой культурой. Для А.П. Курочкина как фотографа немалое значение имеет учет зрительского восприятия, а, следовательно, ему нужны необычные визуальные образы. Его фотографии, посвященные верованиям и культам якутов, заслуживают особого внимания. Духовная жизнь якутского общества, этническая культура, организация быта якутов, характер труда и досуга были тесно связаны с их образом жизни, вследствие чего трансформационные процессы здесь шли значительно медленнее. Народные верования и христианство, сельский быт и городская жизнь, национальные праздники и ярмарка, развитие торговли и изменения в якутском обществе - визуальные наблюдения фотографа на фоне «уходящего» традиционного мира. Фотограф прекрасно передал образ Якутии в состоянии перехода. Важно заметить, что Курочкин, по всей видимости, занимался и самодельной почтовой фотооткрыткой. Об этом свидетельствуют выполненные им вручную видовые открытки с Вилюйской ярмарки. Особое внимание заслуживает северная тематика его фоторабот. А.П.Курочкин один из первых фотохудожников, кто начал создавать образ Якутии как экстремальную модель воображения циркумполярного мира.

Анализ визуальных текстов, связанных с северной тематикой показывает, что фотохудожник выстраивает фотокадры как определенный презентационный видеоряд. Так, согласно авторской композиции, создается собирательный образ Севера: снег, белые олени, красивая якутская девушка в меховой шубе с серебряными украшениями и, наконец, шаман с бубном.

Визуальные свидетельства по этнографии якутов, выполненные А.П. Курочки-ным, не претендуют на достоверность этнографической реальности и не всегда выступают репрезентативным источником. Фотографические работы Курочкина создают зрительный феномен якутской культуры начала ХХ века. Формирование его художественных принципов было связано с созданием этнографического образа в рамках «авторской фотографии». Этим и объясняется огромный интерес к фотографическому творчеству А.П. Курочкина со стороны издателей, которые и выпустили в начале века его фотоколлекции в виде почтовых фотооткрыток. Благодаря почтовым фотооткрыткам, мир познакомился с природным и культурным ландшафтом северной территории.

Образ ландшафтных представлений в современных текстах культуры. Этнические идентификаторы территории как геокультурный ландшафт и институт памяти актуализируются в графических образах пространственных локусов. Элементы природного ландшафта, флоры, фауны и хозяйственной деятельности широко представлены в современных гербах муниципальных образований (улусах) республики. Семиотический анализ гербов муниципальных образований показывает доминирование в них этнокультурных представлений саха. Прежде всего, это этноландшафтные артефакты - памятники древности (петроглифы), коновязь-сэргэ, культура лошади,

сакральная архитектура (аар-ба^ах), элементы кумысного ритуала Ысыах и др., широко представленные в современных гербах.

В контексте нашего исследования интерес вызывают изображения гербов, представленные образами этноландшафтных артефактов. Центральной фигурой герба Горного улуса является изображение лося с наскальных рисунков эпохи позднего неолита на берегу реки Сиинэ. В традиционном мировоззрении коренных народов петроглифы выступали в качестве объекта древнего почитания и поклонения. Такие элементы ландшафта местным населением выделялись как священные1.

. , ]ш

Образ культурного ландшафта (ритуальное пространство с культовой архитектурой) репрезентируется в гербе Сунтарского улуса. Как известно, Сунтарский улус входит в вилюйский регион, до настоящего времени, сохраняющего глубинные фольклорные традиции народа саха. На гербе изображено ритуальное сооружение «Аар ба^ах» - элемент праздничного пространства, а также силуэты людей, танцующих круговой танец «осуохай» - символ национального праздника Ысыах.

Подчеркивается сакральный ландшафт сунтарской земли как важной составляющей культурного наследия якутского этноса2.

Пространственное освоение природных территорий отражало традиционную мировоззренческую систему организации культурного ландшафта. По определению В.Л. Каганского всякое земное пространство, жизненная среда группы людей есть культурный ландшафт, если она освоила это пространство утилитарно, семантически и символически3. Пространство как элемент культуры организовывало природные и хозяйственные объекты в многоуровневые пространственные символы, кото-

1 Герб МО «Горный улус(районы) [Электронный ресурс] // http://www.sakha.gov.ru (официальный информационный портал РС(Я) иР: http://www.sakha.gov.ru/node/29504

2 Герб МО «Сунтарский улус (район) [Электронный ресурс] // http://www.sakha.gov.ru (официальный информационный портал РС (Я) иР: http://www.sakha.gov.ru/ node/29811

3 Каганский В.Л. Мир культурного ландшафта // Наука о культуре: итоги и перспективы. - Москва, 1995. - Вып. 3. - С. 31-67.

рые в традиционной картине мира выступали основными категориями «сакральной топографии» культурного ландшафта.

Важное значение в традиционной культуре приобретали сакральные природные объекты - почитаемые среди местного населения элементы ландшафта, являющиеся местами поклонения и отправления обрядов. В настоящее время в республике идет процесс определения священных земель - важнейших эзотерических материальных объектов духовной культуры всех коренных народов Якутии. В контексте того, что священные места олицетворяют собой духовный опыт многих предыдущих поколений, к ним следует отнестись с максимальной осторожностью и бережностью.

Итак, культурное наследие как институт памяти выступает креативным элементом социального и культурного пространства, участвующим в конструировании стратегических контуров развития региона и раскрывающим онтологию его ландшафта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.