Научная статья на тему 'Особенности выражения творческого начала культурно-духовных систем народа саха в современном социокультурном пространстве республика саха (Якутия)'

Особенности выражения творческого начала культурно-духовных систем народа саха в современном социокультурном пространстве республика саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
556
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФ / АЛААСНАЯ КУЛЬТУРА / РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Борисова Айталина Андриановна, Зайцева Наталия Александровна, Протопопова Татьяна Андриановна

Творческое начало культурно-духовных систем различных народов оказывает большое влияние на современное социокультурное пространство этих регионов. Особенно это актуально для республики Саха (Якутия), в которой мифологические образы, древние архетипы и символы отражаются не только в современных эпических произведениях, но и в живописных полотнах, декоративно-прикладном искусстве, в событийном календаре республики. Обосновано, что якутские мифы и ритуалы органически связаны музыкальными, сценическими и словесными средствами. Раскрыто ценностное содержание «алаасной культуры» и обоснованы основные доминантные регулятивы ментальности народа саха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности выражения творческого начала культурно-духовных систем народа саха в современном социокультурном пространстве республика саха (Якутия)»

Особенности выражения творческого начала культурно -духовных систем народа Саха в современном социокультурном пространстве республика Саха (Якутия)

Features of the expression of the creative beginning of the cultural and spiritual systems of the Sakha people in the modern socio-cultural space of the Republic of Sakha (Yakutia)

Борисова А.А., Зайцева Н.А., Протопопова Т. А.

Borisova A., Zaitseva N., Protopopova T.

Творческое начало культурно -духовных систем различных народов оказывает большое влияние на современное социокультурное пространство этих регионов. Особенно это актуально для республики Саха (Якутия), в которой мифологические образы, древние архетипы и символы отражаются не только в современных эпических произведениях, но и в живописных полотнах, декоративно-прикладном искусстве, в событийном календаре республики. Обосновано, что якутские мифы и ритуалы органически связаны музыкальными, сценическими и словесными средствами. Раскрыто ценностное содержание «алаасной культуры» и обоснованы основные доминантные регулятивы ментальности народа саха.

The creative beginning of the cultural and spiritual systems of different nations exerts a great influence on the contemporary socio-cultural space of these regions. This is especially true for the Republic of Sakha (Yakutia), in which mythological images, ancient archetypes and symbols are reflected not only in modern epic works, but also in paintings, arts and crafts, and in the event calendar of the republic. It is substantiated that the Yakut myths and rituals are organically connected by musical, stage and verbal means. The value content of the "alaas culture" is revealed and the main dominant regulators of the Sakha people's mentality are substantiated.

Ключевые слова: миф, алаасная культура, республика Саха (Якутия) Keywords: myth, alaas culture, the Republic of Sakha (Yakutia)

Роль мифа в выражении творческого начала культурно-духовных систем народа Саха

Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ — демонов и богов [2, с. 106].

Миф на ранней стадии исторического развития существовал практически у всех народов мира. В том числе, это свойственно и культуре саха. Сравнительно историческое изучение широкого круга мифов позволило установить, что в мифах различных народов мира - при чрезвычайном их многообразии - целый ряд основных тем и мотивов повторяется, как это отражено в ряде научных работ Е.М. Мелетинского, В.Я. Проппа, М. Элиаде и др. [1, 3, 5]

Категория мифического или, как говорят, стародавнего времени особенно характерна для архаических мифологий. В эпосе саха представления об особой начальной эпохе является необходимым элементом традиционного вступления. В эпическом памятнике, якутском героическом эпосе «Могучий Эр Со^отох» после славных подвигов во славу соплеменников, людей с «солнечными поводьями за спиной», герой Эр Со^отох возвращается на родную землю - отменный «алаас-бабушку»1. И воспетое в олонхо мифическое время преобразуется в славную героическую эпоху единения народа:

Словно деревья в дремучем лесу, многочисленных родственников созвали, словно деревья в густом лесу, весь могучий народ собрали, радостный пир устроили,

1 *алаас-бабушка: алаас - это елань, луговое или полевое пространство, окруженное лесом; сенокосное угодье; бабушка - почтительное обращение к родной земле как, например, земля-матушка.

славить стали,

поздравлять-приветствовать стали. могучего Эр Со^отоха, ... равную ему голубку, Кыыс Сыарадыман Куо [11, с.371]

Наряду со временем начальным в мифы проникает и представление о конечном времени, об умирании божеств природы (эсхатологические, календарные мифы).

Особое место в якутской мифологии занимают иччи— духи-хозяева предметов, вещей, явлений природы или определённых мест в традиционных верованиях якутов. Согласно этим верованиям, природа — живая, все её объекты и явления имеют своих духов иччи [9, с. 112].

Схожие представления о духах-хозяевах есть и у других народов. У тюркоязычных народов они называются эе, эзи, у бурят - эжины, у монголов - эдзены.

Ч

Иччи-духи

Духи в якутской культуре изображаются по-разному. Например, все иччи-духи изображаются в человеческом облике, с ними люди могут общаться, и только «Бык зимы» лишен всего этого. «Он - олицетворение

ничем неотвратимой стихии». С приходом весны у этого фантастического существа от горячих лучей солнца сначала отваливаются рога, затем голова.

Дух «Бык зимы» в якутской мифологии

В якутской мифологии возникают подробности жизни богов и героев, описываются их божественные функции и главные подвиги и т. п. Однако мифическое время остается основной категорий мифа, также как мифы творения и мифы объяснительные (этиологические) являются важнейшим, наиболее фундаментальным и типичным видом мифотворчества.

Мифологические образы являются самыми древними архетипами, носящими синкретический характер. В архаическом обществе мифология представляет собой основной способ понимания мира, вселенной, космоса. Мифотворчество и сказительское искусство в якутском героическом эпосе называют «театром одного актера». И по сей день сказители-олонхосуты увлекательно и самозабвенно повествуют о подвигах эпических героев-богатырей. В олонхо раскрываются представления народа саха об обитаемом мире и о Вселенной. Кроме того, в мифе заложены первоначальные элементы религии, философии и искусства. Миф и ритуал органически связаны музыкальными, сценическими и словесными средствами. Здесь проявляется своеобразная архаическая эстетика [12, с. 343].

Сегодня в культуре саха сохраняются и развиваются архаическая эстетика и мифологические образы не только в эпических произведениях, но и в живописных полотнах. Древние архетипы и символы отражаются и в декоративно-прикладном искусстве.

Особенности алаасной культуры, сложившейся на территории современной Якутии)

«Алаасная культура», сложившаяся на территории современной Якутии с XV века как системное семейно-клановое образование, обусловленное природными и социально-экономическими особенностями, является частью циркумполярной цивилизации. Алаас - это елань, луговое место, поляна на таежных плоскогорьях. Большинство алаасов окружено невысокими лесистыми горами и имеют водоемы. Здесь издавна заготовлялось сено и находились зимние усадьбы. В связи с развитием земледелия в алаасах возникли пашни. Те алаасы, в которых находились летние усадьбы, служили пастбищами.

Ценностное содержание «алаасной культуры» составляет наличие следующих доминантных регулятивов ментальности народа саха:

• алаасы - уникальный природный феномен и ландшафт, духовный, этно-территориальный, сакральный центр народа;

• основные виды хозяйства (скотоводство, коневодство):

• кузнечное дело;

• жилища и постройки.

Сохранение фольклора и эпического наследия2, которые выступают носителями сохранения архаического (эпического, Б.А.) общественного сознания, имеет принципиальное значение в духовной культуре саха. Благодаря этому происходит как бы реанимация архаического сознания, сохраняются свадебные обряды, древний праздник «ысыах», врачевание (в народе их называют экстрасенсами или шаманами) и т.д. Такие занятия

2 В 2005 году ЮНЕСКО объявил олонхо - героический эпос народа саха нематериальными шедевром человечества.

народа саха, как охота, скотоводство, коневодство, кузнечное дело в смысле мировосприятия народа саха связаны с различными стихиями, их воплощениями и олицетворениями. К примеру, «Баай Байанай» - дух -хозяин леса, покровитель охотников [9, с.118], «Аан Алахчын хотун» -добродетельная хозяйка земли, персонифицированный образ родной земли, «Эрэкэ-дьэрэкэ» - духи растительности, «Кыдай Бахсы» - дух кузнечного дела, «КYPYв Дьeheгeй» - божество, покровитель лошадей, Ынахсыт Хотун -Госпожа Коровница [9, с.131] и т.д.

«Аан Алахчын хотун» «Баай Байанай»

Исторически эти стихии отражают этапы хозяйственной деятельности народа саха, которые отражены в эпическом наследии. В архаическом сознании здесь как бы реализуется через «мир человека», сформированный вековым опытом социоприродный гомеостатический механизм (по каждому из направлений хозяйственной организации жизни).

Особенности выражения творческого начала культурно-духовных систем народа Саха

Человек по-разному может реализовать свое творческое начало, и полнота его творческого самовыражения достигается через создание и использование различных культурных форм. Каждая из этих форм обладает своей «специализированной» смысловой и символической системой.

Рассмотрим далее особенности выражения творческого начала культурно -духовных систем народа Саха, в каждой из которых своеобразно выражается суть человеческого бытия: миф, религия, эпос.

Эпос саха представляет собой своеобразное средоточие мифов и «священного писания» божеств, способных повлиять на жизнь и судьбы людей. К примеру, в фольклоре и эпосе саха существует миф о Великой (Солнечной) Лошади - Кун Двhвгвй которая была прародительницей людей. Это божество еще называют Уордаах, т.е. свирепый. И оно появилось еще в то время, когда не было понятий Добра и Зла, т.е. в «правремя». В древние времена племена саха, чтобы возблагодарить за добро, оказанное небожителями - айыы, приносили бескровные жертвы в виде окропления земли кобыльим кумысом во время праздника ысыах [6, с. 29].

Праздник ысыах в Якутии

Кроме того, существовал особый обычай умилостивления айыы, когда табун белошерстных кобылиц с жеребцом специально гнали на восточную сторону от места жительства, т.к. считалось, что именно на восточной стороне живут божества, покровительствующие людям. Лошадь отождествлялась с Космосом, а принесение ее в жертву символизирует (т.е. воспроизводит) акт творения [8, с. 190]. Как видно из вышеупомянутого древнего ритуала, айыы приписывались творческие функции, покровительственное отношение к людям, им посвящались специальные обряды, приносились жертвы. Все это позволяет назвать айыы божествами, а не простыми духами-хозяевами природы. Таким образом, мифологические представления переходят в религиозные, и поэтому понятия «айыы» и «божество» в культуре саха употребляются как синонимы.

Якутская вера в форме Учения Айыы в виде архетипических структур вошла в фундамент бессознательного общественного интеллекта народа саха и определила в значительной степени особенности возрождения национальной культуры (развитие искусства, литературы, фольклора, философии эпоса и т.д).

Как пишет исследователь В.А. Апрелова, «вера народов, живущих в общероссийском пространстве, в том числе и Православная Вера, абсолютно чужда западной Европе и США, странам, которые настроены против России». Далее она отмечает, что все это способствуют разрушению национально-этнического архетипа структур религиозного самосознания, закодированных в структуре «коллективного бессознательного» народов России, подмену ценностей, происходит разрушение смысла жизненных оснований российского общества, ведущих к потере исторических корней, достоинства, к массовому суициду [3, с. 14]. «Через разрушение Веры, в первую очередь Веры русского народа, происходит и разрушение его творческих потенций. Здесь проблема Веры поднимается до уровня судеб России, поскольку она ставит вопрос о защите «бессознательного»

общественного интеллекта, как неотъемлемого механизма самозащиты социального этнического организма» [3, с. 15].

Все это однозначно касается и «коллективного бессознательного» народа саха. Таким образом, с древних времен народ саха, поклоняясь духам природы и веря в силу божеств, укреплял свой духовный и творческий потенциал, передавая из поколения в поколение архетипические представления духовной культуры.

По представлениям древних якутов на девятом, самом верхнем ярусе неба, живет Урщ Айыы Тойон - Белый Создатель, Господин - высшее божество. На престоле, что вырублен целиком Из молочно-белой скалы, Нежным зноем дыша, В сединах белых как молоко, В высокой шапке из трех соболей, Украшенной алмазным пером, Говорят - восседает он, Говорят - управляет он, Белый Урун Аар Тойон [10 с. 112].

Он олицетворяет лучезарное светило - солнце. Иногда его называют Урун Аар Тойон - Белый Великий (Старейший) Господин, то есть главнейший из айыы. Он управляет целым племенем айыы - лучшими, главенствующими небожителями из трех племен верхнего мира. В мифологии и олонхо их поэтически называют: «а^ыс ал^анар айыы» - восемь божеств, которым поклоняются; «а^ыс ахтар айыы» - восемь божеств, которых вспоминают.

В олонхо, как и в античности, Вселенная трактовалась как весьма осмысленное, обязательно «личностное оформление, однако, направляемое внеличностным началом, то есть судьбой» [9, с. 230]. - Дъыл^а Хааном -божеством судьбы.

Таким образом, считалось, что Небо и Земля возникли после того, как высшее божество YрYЦ Айыы Тойон - Белый Создатель, Господин созвал совет высших Айыы - Улуу Тойона и Дъыл^а Хаана. На этом совете не участвует родоначальник злых существ - абааЫг.

Сегодня ни одно бракосочетание, праздники, фестивали не проходят без благословения алгысчитов-особых приглашенных исполнителей алгысов-благословений, обязательно с обрядом зажжения огня в импровизированном очаге. Эпос-олонхо включен в учебно-воспитательные программы детских садов и школ Республики Саха (Якутия).

Проведенное исследование показывает, что этнические знания и представления народа саха можно получить, изучая мифы, олонхо, фольклор и в результатах интеллектуальных усилий писателей, ученых, политиков. А также через культурологические и антропологические исследования обычаев и традиций, сохранившихся в социокультурном пространстве сегодняшних реалий.

В периоды кризисов архаический компонент общественного интеллекта, к примеру, миф, врачевание, религия, эпос как бы выполняет терапевтическую функцию, представляет собой мобилизацию «древних форм» освоения разнообразия бытия человеком через ассоциативно-аналоговые механизмы, метафоризацию и мифологизацию интеллекта [4, с. 31], таким образом реализуя свои творческие возможности.

Переплетение старого и нового, традиций и новаций в социальной органике российского общества столь многообразно и сложно, что не позволяет применять стандартные модернизационные концепции к России.

На сегодня в Якутии модернизация становится ценностью. Сохранение архаических форм в духовной культуре Саха позволяет рационально и селективно подойти к модернизации, не форсируя ее там, где она не необходима. И действительно, благодаря таким традиционным ценностям, как эпическое наследие, миф, стабильность, труд, нравственность возвращение архаики не представляет опасности, а наоборот - призывает в союзники модернизацию.

Литература

1. Бобков А.Н. Проблема теоретического и практического разума в структуре мировоззрения. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. д. филол. н. 2005, М. - 45 с.

2. Борисова А.А. Аксиологические доминанты «алаасной культуры» народа саха. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2007, том 4, № 1, с. 105-112

3. Зулькарнаева Р.З. Национальный менталитет в условиях трансформации современного российского общества. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к. филол. н. 2004, Уфа. - 24 с.

4. Лукина А.Г. Традиционные танцы саха: идеи, образы, лексика. Автореф.дисс. на соиск. уч. степ. д. искусствоведения. 2005, М. - 45 с.

5. Новиков А.Г. По велению неба в начале времен. Якутская народная предфилософия. Исторический, культурологический журнал. -2001. № 3-4. - С.74-77.

6. Романова Е.Н. Якутский праздник Ысыах: Истоки и представления. - Новосибираск: 1994. - 160 с.

7. Уткин К.Д. Культура народа саха: этно-философский аспект. -Якутск: Бичик, 1998. - 368 с.

8. Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии. Под ред. Н.В. Абаева, К.М.Герасимовой, А.И.Железнова. - Новосибирск: 1992. - 263 с.

9. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. - М.: Наука, 1974. - 402 с.

10. Якутские народные песни. - Якутск: Як.кн-е изд-во, 1988. - 280 с.

11. Якутский героический эпос «Могучий Эр Соготох». -Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма РАН, 1996. - 440 с.

12. Borissova A.A., N.A. Zaitseva N.A. , Protopopova T.A. , Alexeeva N.N., Petukhova A.A. The use of the concept of three layers of archaic in the design of a regional tourist product. Man In India, 2017, 97 (14), рр. 341-347

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.