Научная статья на тему 'Священные места Якутии: традиции и современность'

Священные места Якутии: традиции и современность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2190
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Священные места Якутии: традиции и современность»



Материалы научно-методического семинара «Образы евразийских пространств: пути, перекрестки, святые места» (Новосибирск, ИАЭТ СО РАН, 4 мая 2012 г.)

© 2012

Е. Н. Романова

СВЯЩЕННЫЕ МЕСТА ЯКУТИИ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ*

На протяжении тысячелетий в экстремальных условиях Северной Азии протекали сложные адаптационные процессы, связанные, прежде всего с хозяйственным и культурным освоением региона. В процессе взаимоотношений человека и природы в рамках традиционной культуры коренных народов Севера был выработан свод уникальных экологических знаний и особая система природоохранных мер, основанная на «очеловечивании» и освящении природных объектов. Неразрывная связь человека с окружающей диктовала определенный поведенческий кодекс: нельзя было наносить раны земле, рубить растущие деревья, срывать живые цветы и т.д. Одним из наиболее важных принципов экологической культуры являлось сознательное нормирование потребления природных ресурсов. В культуре жизнеобеспечения этот принцип воплощался в понятии «меры», предполагавшего изъятие из природного запасника такого количества ресурсов, которое не подрывало бы воспроизводство его основ1.

Традиционные экологические знания, закрепленные в религиозной практике, регулировали природопользование: это обычаи, обряды и предписания, совершавшиеся на охоте и рыболовстве. Почитание природы нашло отражение и в календарных праздниках: Ысыах у якутов, Бакалдын и Икэнэпкэ у эвенков, Шаха-дьибэ у юкагиров.

В гармоничном диалоге с миром природы человек выступал частью природы. Сама же природа в лице различных духов-иччи, строго «следила» за соблюдением правил использования ресурсов. Всякое насилие над ней в традиционном сознании воспринималось как преступление и предполагало наказание.

Романова Екатерина Назаровна — доктор исторических наук, с.н.с., зав. сектором этнографии народов Северо-Востока России Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН. Е-шаД: e_romanova@mail.ru

* Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ «Антропология сельского культурного ландшафта: эволюция взаимоотношений человека и природы Севера», №12-06-98505 -р_восток.

1 Винокурова, Романова 2002, 122.

Традиционное природопользование коренных народов Якутии определяло оригинальный хозяйственно-культурный тип, а следовательно, способствовало формированию и сохранению этнической культуры. Элементы природного ландшафта, флоры, фауны и хозяйственной деятельности закрепились на уровне этнически значимых символов, которые широко были представлены в традиционной, а затем и в актуальной культуре — например, в современных гербах муниципальных образований (улусах) республики.

Так, центральной фигурой герба Горного улуса является изображение лося из наскальных рисунков эпохи позднего неолита на берегу р. Сиинэ. В традиционном мировоззрении коренных народов петроглифы выступали в качестве объекта поклонения и маркировали ландшафты, которые выделялись как священные2.

. ф Ф

в«

¿ЯШ

Образ культурного ландшафта презентируется в гербе Сунтарского улуса, который входит в Вилюйский регион, где до настоящего времени, сохраняющего глубинные фольклорные традиции народа саха-якутов. На гербе изображено ритуальное сооружение — элемент праздничного пространства, а также силуэты людей, танцующие обрядовый танец осуохай — символ национального праздника Ысыах, что подчеркивает сакральный ландшафт сунтарской земли3.

Универсально у народов Севера культурное освоение территорий происходило в соответствии с традиционной мировоззренческой системой. По определению В. Л. Каганского, всякое земное пространство, жизненная среда группы людей есть культурный ландшафт, если она освоила это пространство утилитарно,

2 Герб МО «Горный улус(районы), http: // www.sakha.gov.ru.

3 Герб МО «Сунтарский улус(районы), http: // www.sakha.gov.ru/ node/29811.

семантически и символически4. В рамках культуры природные и хозяйственные объекты организовывались в многоуровневые пространственные символы. В этнических картинах мира они выступали основными категориями «сакральной топографии».

Согласно традиционному мировоззрению коренных народов Якутии, почитаемые объекты, расположенные в природном пространстве, выступали в качестве живой субстанции. Концентрация духовной энергии, как положительной, так и негативной, обусловила разделение природной территории на священные и нечистые места.

Священными объектами считались: перевалы; водоразделы; деревья; наскальные изображения; объекты природы необычного вида; места древних поселений; территории, отмеченные историко-культурными памятниками, ритуальной архитектурой, жертвенными знаками (кэрэх). В категорию священных мест входили Великие долины (Улуу сирдэр), которые отличались редкой природной красотой. По старинным поверьям, «имея прекрасный вид сверху, они приносят несчастья своим обитателям», жители такой местности обречены на неблагополучную и несчастливую жизнь»5. В традиционной культуре было принято воздерживаться от прямого указания этих локусов, от какого-либо публичного «картографирования», открытого обозначения или простого озвучания.

В то же время у коренных народов Якутии существовала категория «опасных» территорий. К таковым могли быть отнесены могилы предков, шаманские захоронения, «худые» места, связанные с войнами между родами, или с эпидемиями и т.п. «Напряженными» локусами считались места с «тяжелым дыханием»: места, где происходили убийства, несчастные случаи, шаманские состязания, ритуалы в честь злых духов или же камлания с проклятиями. Опасными считались и местности, по которым проходили так называемые «шаманские дороги» (ойууна артыга), «пути дьявола» (абаакы суола) в направлении «запад-север», «открытые места» (акагас сир), через которые проходили злые духи (уер). Названия всех этих местностей табуировались, к ним применяли условные названия били сир(«то место»), онно(«там»), сэттээх сир («гиблое место»)6.

Религиозный этикет предусматривал в отношении таких мест особую культуру молчания: нельзя было указывать на местоположение шаманских захоронений, произносить название местностей, имена шаманов.

Культовые места — священные ландшафты — аккумулировали духовный опыт многих поколений. Они, как правило, находились на территориях традиционного природопользования. Впервые понятие «священная земля» в рамках социологического исследования в 1999 г. было включено в массовый опрос на территории Вилюйского региона (Нюрбинский улус) с целью изучения отношения местного населения к промышленному освоению алмазного месторождения «На-кын».

В исследовании участвовало 403 чел., из них 48.39% мужчин и 51.61 % женщин; молодежь до 30 лет составляла 31.51 %; лица 31-50 лет — 46.89 %; люди старше 50 лет — 21.58 %. В основной массе в анкетировании были задействованы

4 Каганский 1995, 31-67.

5 Данилова 2011, 26.

6 Данилова 2011, 26.

якуты — 84.86 %, эвенки — 1.24 %, русские — 10.67 % и представители других национальностей — 3.23 %. На вопрос «Что Вы включаете в понятие ытык сир («священная земля»)» — 50.37 % респондентов ответили «древние поселения, родовые земли». Из них 47.78 % мужчин (то есть это 49.74 % всех мужчин, участвовавших в анкетировании) и 52.22 % женщин (т.е. 50.96 % всех женщин, принявших участие в исследовании); 29.57 % отметивших первый пункт в этом вопросе молодежь до 30 лет; 47.78 % — люди 31-50 лет; 22.66 % — лица старше 51 года. Выделили этот пункт в анкете 53.26 % якутов (93.10 % всех выбравших этот ответ). Что касается народностей Севера, то этот пункт отметили 20 % респондентов, т.е. 0,49 % всех подчеркнувших этот пункт; 25.58 % русских также подчеркнули этот вариант ответа (т.е. 5.42 % всех подчеркнувших этот вопрос); 15.38 % представители других национальностей сделали этот же выбор (т.е. 99 % всех подчеркнувших этот пункт).

«Старинные захоронения, кладбища» как священную землю отметило 12.9 % респондентов. Из них 53.85 % мужчин (14.36 % всех мужчин, участвовавших в опросе) и 46.15 % женщин (11.54 % всех женщин, участвовавших в опросе); 26.01 % отметивших второй пункт в этом вопросе — молодежь до 30 лет; 29.85 % — люди 31-50 лет; 27.22 % — лица старше 51 года. Этот вариант ответа выделили 13.16 % якутов и это составило 86.54 % всех выбравших этот вариант. Среди русских этот вариант выбрали 16.28 %, т.е. 13.46 % всех подчеркнувших этот пункт.

Статус священных земель придают «местам, связанных с традиционными верованиями, поверьями» 40.45 %. Из них 45.40 % мужчин (т.е. — 37.95 % всех мужчин, участвующих в анкетировании) и 54.60 % женщин (42.79 % всех женщин, участвующих в опросе); 36.19 % отметивших пункт в этом вопросе — молодежь до 30 лет; 49.69 % — люди 31-50 лет; 14.11 % — лица старше 51 года. Выделили этот пункт в анкете 4.39 % якутов, что составило 60 % всех выбравших этот вариант ответа. Что касается народностей Севера, то ответило 4 %, т.е. 20 % всех подчеркнувших этот пункт; 24 % русских (т.е. 13.95 % из выборки) выбрали этот пункт ответа7.

Данный социологический анализ, таким образом, позволил не только охарактеризовать реакцию местного населения на вторжение промышленных компаний в природную систему, но, прежде всего, выявить у современных сельских жителей пласт традиционных представлений о земле как историко-культурной ценности. В категорию первостепенных священных мест вошли родовые места и места поклонения духам и отправления обрядов.

Современное экономическое развитие республики Саха (Якутия) представлено крупномасштабными промышленными проектами. В соответствии со «Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г.» предполагается реализация крупнейших инвестиционных проектов — освоение Талаканского, Среднеботуобинского, Иреляхского месторождений нефти, Чаяндинско-Ботуобинской группы месторождений газа, Эльгинского месторождения коксующихся углей, Куранахского, Нежданинского, Нижнеякокитского, Кючусского месторождений золота, месторождений железной

7 Отношение населения Нюрбинского улуса к промышленному освоению алмазного месторождения «Накын». Научный отчет Института гуманитарных исследований АН РС(Я). Рукопись.

руды в Южной Якутии, свинцово-цинкового месторождения «Сардана», золото-урановых месторождений Эльконской группы, строительство якутского участка нефтепровода «Восточная Сибирь-Тихий океан», строительство магистрального газопровода из Якутии на Дальний Восток и др.

Этнокультурная экспертиза, проведенная в 2008 г. Институтом этнологии и антропологии РАН в местах строительства нефтепровода ВСТО, показала, что культурные ландшафты, включающие взаимосвязанные культовые и памятные места, центры исторических поселений, места совершения религиозных обрядов, представляют особую проблему для строительства промышленных объектов. Они не имеют обозначений, часто ничем не отличаются от окружающих природных объектов, их невозможно перенести. В связи с нарушением целостности этих объектов возникает отрицательное отношение коренного населения к строительству8.

Экспертиза, проведенная учеными Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН по Чаяндинскому месторождению в 2011 г., подтвердила, что при строительстве магистрального газопровода негативное воздействие будет оказано на природный ландшафт Олекминского улуса. На границе Олекминского заповедника, вдоль течения р. Олекмы на участке от устья р. Тас-Миеля, расположены многочисленные археологические памятники (стоянки, захоронения, писаницы). По р. Лене от Тинной до с. Инньях расположены 20 археологических памятников, среди которых уникальные пещерные памятники Хаиргас и Курачан.

Особую тревогу вызывает территория традиционного природопользования тянских эвенков, находящаяся в границах республиканского резервата Чароуда, где по р. Токко расположены археологические памятники Чаруода, Улахан-Се-геленнях, писаницы Булус, Суруктаах-Хая-Токко и др. Весьма возможно, что по направлению рек могут находиться родовые захоронения и культовые святилища эвенков Тяни. Есть опасность затопления священных мест эвенков и других коренных народов водами каскада ГЭС в Алданском и Нерюнгринском р-х Якутии9.

Проблемы сохранности сакральных ландшафтов Якутии вызывают беспокойство населения в связи с рядом нарушений подрядных организаций в ходе освоения все новых и новых территорий. Так, возле карьера «Тит-Ары» Хангаласского улуса из-за взрывных работ произошло крушение части скалы, где расположены писаницы. Священные места долины Куорээйи, связанные с жизнью и бытом легендарных прародителей якутского этноса Эллэя и Омогоя и являющиеся местом шаманских захоронений, выделяются под дачные застройки и частную сельскохозяйственную деятельность10.

Конфликт, возникающие между аборигенной (традиционной) культурой и промышленным природопользованием сопровождались рисками возникновения стрессовых ситуаций среди коренных народов; происходила активизация про-

8 Сирина, Жуковская, Инешин, Рагулина, Тюхтенева 2008.

9 Научный отчет «Научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса (этнологическая экспертиза)». Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН. Рукопись, 93-94.

10 Текущий Архив Республиканской Общественной организации «Ытык Сирдэр» («Священная земля»).

тестного поведения. На предотвращение подобных процессов были направлены законодательные практики Якутии.

В настоящее время в Республике Саха (Якутия) создана правовая база, достаточная для эффективной работы в области сохранения и использования памятников истории и культуры (1997 г., 2006 г.). Начиная с 1996 г. на территории Якутии действует республиканский закон «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)».

Природные территории относятся к объектам национального достояния Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации. Выделена сеть национальных природных резерватов (ытыккэрэсирдэр): национальные парки (аанайылгалар); ресурсные резерваты (эркээйисирдэр); охраняемые ландшафты (улуутуелбэлэр); памятники природы (айылгамэнэлэрэ). Статья 6 закона дает определение национальных природных резерватов как совокупности природных объектов и комплексов, полностью или частично изъятых из хозяйственного использования с учетом местных обычаев и верований для сохранения естественной природной среды, недровых богатств и традиционных форм хозяйствования.

В Законе «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)» от 06.05.1996. З N 114-1 категория «священных земель» (ытык сирдэр) представлена в статье 7 «Ресурсные резерваты».

Примечательно, что в течение последних лет Парламент Республики Саха (Якутия) — Ил Тумен не раз принимал дополнения и изменения в вышеназванный закон (2003 г., 2007 г., 2011 г.). Такая активная работа с законом в первую очередь объясняется бурным промышленным освоением региона и выработкой долгосрочной стратегии в области охраны природного и культурного наследия.

В новой редакции закона охраняемыми ландшафтами объявляются участки земли и водных объектов с целью сохранения природных ландшафтов (долин рек, аласов, озер, лесных массивов, гор), считающихся коренными народами священными и характеризующиеся гармоничным взаимодействием человека и земли. Охраняемые ландшафты являются ландшафтами высокой эстетической и хозяйственной ценности (статья 9.).

В систему особо охраняемых природных территорий (ытыккэрэсирдэр) наряду с территориями традиционного природопользования коренных малочисленных народов Якутии внесены сакральные природные объекты. Отметим, что в законе «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)», принятом в 2011 г., категория « священные земли» не выделена из комплекса ресурсных резерватов, в то время как категории «сакральные природные объекты» посвящена отдельная статья.

В законе дается следующее определение: «Сакральный природный объект — почитаемые в народе элементы ландшафта (деревья, ключи, скалы, холмы и другие), являющиеся местами поклонения, отправления обрядов и одновременно элементами культурного наследия этносов, имеющие значение как особые места единения человека с природой»11. На территории сакрального природного объекта запрещены любые действия, влекущие нарушение естественного состояния природного объекта или его территории. Охрана таких объектов осуществляет-

11 Закон Республики Саха (Якутия «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 ЗШ14 -Ш»статья12.».

ся при полном согласии и поддержке людей, сохраняющих традицию почитания данных объектов12.

Республиканская система особо охраняемых природных территорий (ООПТ) — ЫтыкКэрэСирдэр является региональной частью сети ООПТ Российской Федерации и объединяет в единую сеть особо охраняемые природные территории федерального, республиканского и местного (улусного, муниципального) значения. В настоящее время под особую охрану взято 908,24 тыс. км2, или 30 % площади Республики Саха (Якутия). Уникальность природных комплексов региона предопределяет исключительную значимость природоохранных мероприятий в условиях интенсивного промышленного развития. Одновременно сохранение священных территорий имеет большое значения для актуализации коллективной идентичности.

Адаптационный механизм культуры северных скотоводов — саха к новым географическим и природно-климатическим условиям заключался в инновационной стратегии пространственного, хозяйственного, ментального освоения Севера и Арктики. Пространственное освоение означало расселение по территории, хозяйственное — организацию жизнедеятельности, ментальное — символизацию окружающего мира и утверждение «сакральной топографии», согласно культурной памяти предков.

В этнокультурном наследии народа саха сакральные ландшафты, связанные с местами поклонения божествам и духам, соотнесены с главным календарным праздником якутов Ысыахом, содержание которого определяют обряды поклонения небесным божествам айыы и духам природы. Эстетическая и культурная палитра представлений об этом празднике — еще один ключ к пониманию гармонии человека с окружающей средой.

Согласно праздничной традиции, для проведения Ысыаха отводились места, почитаемые как сакральные. Именно по этой причине местность УсХатын (три березы), расположенная недалеко от г. Якутска — столицы республики, в конце 1990-х гг. стала местом проведения главного республиканского Ысыаха. Именно здесь, согласно мифам, в древности легендарный прародитель якутов Эллэй, совершил первый обряд моления небесным божествам айыы и духам местности.

С 2005 г., в соответствии с постановлением Правительства, местность Ус Хатын входит в республиканскую систему особо охраняемых территорий — Ытык Сирдэр («Священные места»). В настоящее время архитектурно-этнографический комплекс Ус Хатын является одним из наиболее посещаемых сакральных центров. Здесь воссозданы праздничные символы якутской культуры. Современный ритуальный ландшафт Ус Хатын включает арку Аан Аартык — символическую границу мира небесных божеств и мира людей; ритуальный комплекс поклонения священным местам АанАлахчын, АйыыСитимэ (<«Хозяйка-божество Земли»); ритуальный комплекс обряда встречи Солнца, как Верховного божества айыы (Кюнюкорсюю); ритуальный комплекс коллективного кумысопития Юрюнг Тунах («белая благодать/изобилие»); ритуальный комплекс кругового танца осу-охай; церемониальное сооружение Могол ураса — атрибут публичной власти, где устроитель, хозяин Ысыаха принимает почтенных гостей праздника (резиденция

12 Закон Республики Саха (Якутия «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 3N214 -III» статья 12.».

президента Республики Саха (Якутия) и главы столицы республики); центр этнической музыки ТойукТогойо («Истоки древних песнопений») и др.13

Актуализация феномена сакральных территорий в Якутиии происходит в контексте развития новых экологических проектов. Одним из них является музео-графическое освоение территории республики. Создание экологических музеев в Аллаиховском, Амгинском, Олекминском улусах — яркое тому подтверждение.

В 2008 г. в столице республики Якутске была проведена первая республиканская конференция, посвященная священным местам в Якутии. Главным итогом конференции стало подписание Меморандума о совместной деятельности в области изучения, охраны и использования священных мест Якутии Министерствами охраны природы, культуры и духовного развития, образования, Министерством по делам предпринимательства, туризма и занятости и Городского округа «Город Якутск». В этом же году была зарегистрирована общественная республиканская Ассоциация Ытык сирдэр («Священные места»). Ею был разработан Кодекс для посещения сакральных мест, центральным положением которого является уважение к традициям и обычаям местного населения и соблюдение особых ритуальных предписаний, связанных с посещением священных мест14.

В 2012 г. в Якутске был проведен научно-практический семинар «Составление реестра священных (сакральных) мест на территории Республики Саха (Якутия)», организованный Министерством, Ассоциацией Ытык Сирдэр, АГИ-ИК, Домом традиционной культуры Арчы. Он обозначил необходимость принятия срочных организационных мер для защиты сакральных мест и придания им правового статуса. Необходимо начать активную работу по картографированию сакральных природных объектов и культовых мест для составления реестра священных мест на территории республики. Эта работа станет частью республиканской и общероссийской программы по сохранению культурного наследия.

Сегодня священные места как своего рода «фигуры воспоминаний» (по Яну Ассману) выполняют роль «внутренних» текстов культуры: соединяя прошлое, настоящее и будущее, они выступают одним из важных составляющих этнической идентичности как стратегии.

ЛИТЕРАТУРА

Винокурова Л. И., Романова Е. Н. 2002: Земля коренных народов Якутии: сакральная территория, право на землю и современное законодательство // Расы и народы. Современные этнические и расовые проблемы. 28, 121-132.

Данилова Н. К. 2011: Традиционное жилище народа саха. Пространство. Дом. Ритуал. Новосибирск.

Каганский В. Л. 1995: Мир культурного ландшафта // Наука о культуре: итоги и перспективы. 3, 31-67.

Романова Е. Н., Игнатьева В. Б. 2011: Якутский национальный праздник Ысыах в ситуации перехода: исторический миф, этнокультурный образ и современный праздничний нарратив // ЭО. 4, 29-40.

Сирина А. А., Жуковская Н.Л., Инешин Е. М., Рагулина М.В., Тюхтенева С. П. 2008: Газ на экспорт: этнокультурные проблемы транспортировки // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. 205, 3-21.

13 Романова, Игнатьева 2011, 36-37.

14 Материалы республиканской конференции «Сакральные ландшафты: правовые и духовные аспекты». Рукопись.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.