УДК 504
С.Г. Михайлова1
ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО НАДЗОРА НА ООПТ
PECULIARITIES OF REGIONAL OVERSIGHT AT spnt
В статье описывается современное состояние сети особо охраняемых природных территорий на территории Республики Саха (Якутия). Региональная система - Ытык Кэрэ Сирдэр включает: 2 государственных природных заповедника федерального значения, 125 ООПТ республиканского значения (6 природных парков, 62 ресурсных резервата, 13 государственных природных заказников, 26 уникальных озер, 1 охраняемый ландшафт и 17 памятников природы) и 89 ООПТ местного - муниципального значения. Данные территории подведомственны Дирекции биологических ресурсов и особо охраняемых природных территорий Минприроды РС (Я). Дирекция включает три управления и отделы общеотраслевого назначения.
Описана работа госинспекторов на территориях ООПТ региона. Приведены конкретные показатели и примеры их деятельности, а также проблемы, затрудняющие их работу.
Приводятся планы на ближайшую перспективу по совершенствования управления системой ООПТ.
Ключевые слова: ООПТ, охрана природы, заповедник, заказник, резерват, Минприроды, рейдовые мероприятия.
The article describes the current state of the network of specially protected natural areas on the territory of the Republic of Sakha (Yakutia). The regional system - Ytyk Keray Sirdar includes: 2 state nature reserves of federal importance, 125 SPNT of national importance (6 natural parks, 62 resource reserves, 13 state nature reserves, 26 unique lakes, 1 protected landscape and 17 nature monuments) and 89 local SPNT - of municipal importance. These territories are subordinated to the Directorate of Biological Resources and Specially Protected Natural Territories of the Ministry of Natural Resources of the Republic of Sakha (Yakutia). The Directorate includes three departments and departments of general industry use.
The work of state inspectors in the territories of the SPNT of the region is described. Specific indicators and examples of their activities, as well as problems that are jamming their work, are given.
Plans are made for the near future on improving the management of the PA system.
Keywords: SPNT, nature protection, zapovednik, zakaznik, reserve, MNR, raiding events.
1 Михайлова Саргылана Григорьевна - начальник Управления ООПТ ГБУ РС (Я) «Дирекция биологических ресурсов и особо охраняемых природных территорий Минприроды РС (Я)», г. Якутск. E-mail: oopt_dbr@mail.ru
Mikhailova Sargylana Grigoryevna - Head of the SPNT Directorate SBA of the Republic of Sakha (Yakutia) "Directorate of Biological Resources and Specially Protected Natural Territories of the Ministry of Natural Resources of the Republic of Sakha (Yakutia)", Yakutsk
Республика Саха (Якутия) - крупнейший субъект Российской Федерации, занимающий площадь 3,1 млн км2, расположен на северо-востоке страны. Территория республики делится на 35 административных единиц: 34 района (улуса) и столица ГО г. Якутск. Население составляет около 962 тыс. чел. Плотность населения - 0,31 чел/км2 (2017). Городское население - 65,48 % (630,4 тыс. чел).
В каждом административном районе существуют особо охраняемые природные территории регионального значения, в ряде районов до 5 ООПТ различных категорий.
Республика Саха (Якутия) - самый крупный по площади субъект Российской Федерации, известный во всем мире экстремальными природно-климатическими условиями.
Рис. 1. Республика Саха (Якутия) на карте России
Создание системы особо охраняемых природных территорий в Республике Саха (Якутия), как ресурса устойчивого развития, является основным направлением реализации государственной экологической политики в Республике Саха (Якутия).
В настоящее время система ООПТ Республики занимает площадь более 1 млн км2, треть всей территории субъекта.
Сегодня, система особо охраняемых природных территорий - Ытык Кэрэ Сирдэр республики включает в себя 2 государственных природных заповедника федерального значения, 125 ООПТ республиканского значения (6 природных парков, 62 ресурсных резервата, 13 государственных природных заказников, 26 уникальных озер, 1 охраняемый ландшафт и 17 памятников природы) и 89 ООПТ местного - муниципального значения.
Рис. 2. Система ООПТ Республики Саха (Якутия)
С момента создания системы, до 2010 года, ООПТ находились под прямым руководством Минприроды РС (Я), после реорганизации Министерства Правительство Республики постановлением от 27.05.2010 г. № 252 определило тогда - ГУ «Департамент биологических ресурсов» исполнителем полномочий по обеспечению функционирования особо охраняемых природных территорий РС (Я).
Таким образом, сегодня Дирекции подведомственны 119 ООПТ регионального значения (13 государственных природных заказников, 62 ресурсных резервата, 26 уникальных озер, 17 памятников природы, 1 уникальный ландшафт) за исключением территории природных парков, которые являются отдельными юридическими лицами - природоохранными учреждениями.
Большинство ООПТ обладают значительной территорией, в связи, с чем организация охраны является важнейшей задачей в достижении сохранения биологического разнообразия.
Структура Дирекции
Дирекция состоит их трех Управлений, осуществляющих основную деятельность - Управление биологических ресурсов, Управление ООПТ, Управление по регулиро-
ванию численности животного мира, а также трех отделов общеотраслевого назначения (МТО, ОО, финансы).
В штате Управления ООПТ в настоящее время состоит 8 специалистов, которые обеспечивают организацию надзорной деятельности, работы с пользователями ООПТ, противопожарных мероприятий на ООПТ, экологопросветительская и разрешительная деятельность, а также лесопользование.
ООПТ подведомственные Дирекции
Ресурсные резерваты 62 46 844 109 га
Государственный природный заказник 13 9 124 200 га
Охраняемые ландшафты 1 1 045 га
Уникальные озера 26 87 852 га
Памятники природы 17 531 221 га
Всего 119 64 862 499,22 га
Рис. 3. Площадь ООПТ, подведомственных Дирекции биологических ресурсов и особо охраняемых природных территорий Минприроды РС (Я)
На 119 ООПТ подведомственных Дирекции закреплен штат госинспекторов в количестве 110 человек. Кроме этого в связи с реорганизацией Министерства охраны природы РС (Я) и расширением полномочий в части наделения переданными полномочиями федерального охотничьего надзора на общедоступных угодьях общий штат с 2017 года составляет 142 госинспектора.
Существенной особенностью осуществления регионального надзора в сфере охраны и использования ООПТ является то, что госинспектора Дирекции имеют территориальную привязку (зона ответственности). В каждом административном районе Республики существует структурные подразделения Министерства охраны природы РС (Я) в виде комитетов и инспекций, совместно с которым ведут деятельность и госинспектора ООПТ. Головной офис Дирекции расположен в г. Якутске.
На сегодняшний день, в результате ряда аттестаций, проведенных после передачи Дирекции ряда полномочий, штат госинспекторов составляют высококвалифицированные сотрудники, обладающие специальными знаниями.
Организация работ на ООПТ (Работа госинспекторов) построена на основе краткосрочных планов.
Рис. 4. Схема отчётов по рейдам в системе ООПТ Виды работ госинспекторов
С 2012 года в работу госинспекторов введены план-задания практических работ на ООПТ.
Работа строится по блокам основным направлениям деятельности: надзор, экологическое просвещение, биотехнические мероприятия, противопожарные мероприятия, т.е. основным показателям эффективности работы госинспекторов. При разработке планов мы опирались на опыт наших красноярских коллег, нормативная документация которых, являлась существенным подспорьем при организации деятельности.
План-задание разрабатывается индивидуально с учетом административного деления, количества госинспекторов в районе и площади и отдаленности ООПТ.
До 2017 года план-задание составлялось на каждого госинспектора в отдельности, с текущего года в связи с существенным расширением полномочий, так как Министерству и его подведомственным учреждениям переданы полномочия по осуществлению федерального охотничьего надзора на угодьях, план-задание разрабатывается в целом, на район. Достижение показателей и качество его исполнения -ответственность старшего госинспектора, данный институт введен также в 2012 году.
При проведении плановых (рейдовых) осмотров на ООПТ инспектора руководствуются ведомственными нормативными актами Минприроды РС (Я). Приказ о плановом рейдовом осмотре территории выдается руководителем Дирекции, его заместителями, либо руководителями структурных подразделений в районах, тут необходимо отметить, что отношения между Дирекцией и Минприроды в организации надзорной и другой деятельности инспекторов, регулируются приказом министра о взаимодействии. Таким образом, мы избегаем нарушений при надлежащем
оформлении проверок и достигаем слаженности взаимодействия. Как правило, го-синспекторский состав руководствуется приказом об утверждении планов-заданий практических работ госинспекторов, а также различными приказами о сезонном усилении надзорной деятельности (противопожарный, сезон охоты и т.д.).
В среднем на ООПТ республиканского значения в год совершается около 1200 рейдовых проверок, при наличии госинспекторского состава в 100 с лишним человек, данная цифра на первый взгляд не высокая, но учитывая огромные территории региона, это хороший показатель.
2013 ■ 2014 ■ 2015 ■ 2016
Рис. 5. Результаты рейдовых мероприятий по охране ООПТ
ООПТ Абыйского района
Например, средняя протяженность рейдового мероприятия в Абыйском районе (при наличии 4 ООПТ регионального значения) составляет 566 км по бездорожью. Основным транспортом является лодка - летом, зимой - снегоход. В отсутствии транспортной инфраструктуры есть как минусы в организации плановых рейдовых осмотров, так и плюсы - отсутствие излишней рекреационной нагрузки. На многие ООПТ в летний период, являющийся наиболее привлекательным, учитывая климатические особенности территории возможно добраться только на авиационной технике. Стоимость услуг, оказываемых авиапредприятиями региона, на вертолет составляет порядка 180 тыс. за летный час. В таких условиях госинспектора выезжают на закрепленные участки на долгий срок - минимум 20 дней.
В Дирекции был составлен расчет протяженности рейдов и обходов территории, с учетом необходимого проведения рейдов в сезонные усиления (ЗМУ, противопожарные мероприятия и т.д.) общая протяженность рейдов по самым скромным подсчетам составила 635,8 тыс.км. В среднем на каждого госинспектора 481 км в месяц.
I 2012 ■ 2013 И 2014 ■ 2015 Ы 2016 Рис. 6. Учётные работы по регулированию численности волка в ООПТ Абыйского района
Рис. 7. Борьба с пожарами в ООПТ Абыйского района
Результаты деятельности госинспекторов
В 2014 году госинспекторами на ООПТ совершено 1292 рейдовых мероприятия, в ходе которых составлено 112 протоколов по статье 8.39 КоАП РФ (нарушение режима ООПТ), в 2015 году - 1233 рейда, составлено уже 285 протоколов, 99 % нарушений также выявлено по статье 8.39 КоАП РФ, за 2016 года госинспектора совершили 1206 рейдов, зафиксировали 329 нарушений, выявили нарушения по 7-ми статьям КоАП РФ: ст.8.39, ч.1 ст.8.37 (Нарушение правил охоты, выразившееся в несвоевременном возврате разрешений на добычу охотресурсов), ч.1 ст. 7.11 (Пользование объектами животного мира или водными биологическими ресурсами без разрешения, если разрешение обязательно, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением,), ст.8.31 (Нарушение правил санитарной безопасности в лесах), ч.2 ст.8.26 (Самовольные заготовка и сбор, а также уничтожение мха, лесной подстилки и других не древесных лесных ресурсов), ч.1.2 ст.8.37 (1.2. Осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты, за исключением случаев, если допускается осуществление охоты вне установленных сроков, либо осуществление охоты недопустимыми для использования орудиями охоты или способами охоты).
Наибольшее количество выявленных нарушений концентрируется в центральных районах республики, наиболее густонаселенных, с развитой транспортной инфраструктурой и, как следствие, высокой рекреационной нагрузкой.
Выявление нарушений на ООПТ РС (Я) связано с сезонностью посещения территорий ООПТ, традиционно наибольшее количество нарушений выявляется в весенний и осенний сезоны охоты.
Всего за 2015-2016 годы на территории ООПТ РС (Я) было возбуждено 3 уголовных дела по ст.258 УК РФ по факту незаконной охоты:
• 2015 году на РР «Куолума-Чаппанда»;
• 2016 году на ГПЗ «Пилька»
• 2016 году на ГПЗ «Томпорук»
В прошлом году на территории ресурсного резервата «Куолума-Чаппанда» Тат-тинского района, госинспекторами был выявлен факт незаконной охоты на лося в запрещенные сроки. По спутниковому телефону сообщили о незаконной охоте на ООПТ в дежурную часть ММО МВД России «Томпонский», 1,5 дня ждали, когда приедет сотрудник полиции. Возбудили уголовное дело по п.«А,Г» ч.1 ст.258 УК РФ. В результате неполного составления первичных материалов дела сотрудником полиции, дело развалилось в суде и было приостановлено.
В текущем году на ГПЗ «Пилька» госинспекторами на ООПТ Ленского района был выявлен факт незаконной добычи 1 особи лося в запрещенные сроки охоты, было возбуждено уголовное дело по п.«А, Г» ч.1 ст.258 УК РФ. Приговором суда гражданину назначили штраф 50 т.р. и предъявили претензию на добровольное возмещение ущерба за вред, причиненный охотничьим ресурсам на 200 т.р., иск не возмещен.
Также в 2016 году госинспекторами на ООПТ Томпонского района был выявлен факт отстрела лося неизвестными лицами в запрещенные сроки охоты на 1 особь
лося на ГПЗ «Томпорук». Туша была разделана и выпотрошена, нарушители скрылись с места преступления. В этот же день организовали засаду на предполагаемого нарушителя возле туши лося. Госинспекторами были заполнены первичные материалы (акт осмотра места со схемой и фототаблицами). Было возбуждено уголовное дело по п.«А,Г» ч.1 ст.258 УК РФ. Были опрошены все свидетели уголовного дела, но результатов следствию они не дали.
Также сообщаем, что в 2016 году были составлены 7 административных дел по ч.1 и ч.1.2 ст.8.37 КоАП РФ, нарушение правил охоты, в 2015 году нарушений по ст.8.37 КоАП РФ не выявлено.
Существующее природоохранное законодательство не позволяет эффективно применять его в условиях особо охраняемых природных территорий, особенно на отдалённых участках. Природные условия республики, наличие малонаселённых и слабо освоенных территорий способствуют браконьерству.
Отсутствие специального транспорта препятствует проведению совместных рейдовых осмотров с правоохранительными органами на дальних маршрутах в длительные сроки.
В целях эффективного взаимодействия с органами полиции, необходимо составить план совместных рейдов на ООПТ РС (Я) с указанием сроков и ответственных лиц.
В 2016 году выявлено 2 случая браконьерства на территории ООПТ Ленского района ГПЗ «Пилька» и Таттинского района РР «Куолума-Чаппанда».
Результаты регионального надзора
на ООПТ
1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0 -г''
112
1292
285 1233
количество выявленных нарушений
количество рейдов
2014 2015 2016
Рис. 8. Результаты регионального надзора на ООПТ в 2014-16 гг.
Госинспекторами активно ведется разъяснительная работа среди населения. Большинство ООПТ созданы более 20 лет назад, за этот период при поддержке местного населения реализовано множество мероприятий, в том числе о необходимости соблюдения режима ООПТ, повышению экологической культуры и т.д.
Экологическое просвещение на ООПТ в 2016 году
Рис. 9. Экопросвещение на ООПТ в 2016 г.
На сегодняшний день, после существенного расширения полномочий госинспекторов по составлению протоколов об административных нарушениях, госинспектора Дирекции получили право составлять протоколы по 36 статьям КоАП РФ основные статьи, по которым работают госинспектора отображены в табл. 1.
Таблица 1
Основные статьи, по которым работают госинспекторы
1 ч.2 ст.7.2 в части уничтожения или повреждения на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах знаков,
2 ч. 1 ст. 7.11 Пользование объектами животного мира или водными биологическими ресурсами без разрешения, если разрешение обязательно, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением, а равно самовольная уступка
права пользования объектами животного мира или права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, за исключением случаев: 1. добыча копытных животных и медведей, относящихся к охотничьим ресурсам, без разрешения, если разрешение обязательно, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением; 2. нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
3 ст. 8.31 Нарушение правил санитарной безопасности в лесах 2. Загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса 3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные в защитных лесах и на особо защитных участках лесов
4 ст. 8.32 Нарушение правил пожарной безопасности в лесах 2. Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м. 3. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима 4. Нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека
5 ч.1,1.1,2,3 ст.8.37 Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира
6 ст.8.39 Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях
Конечными результатами исполнения государственной функции являются: 1) охрана окружающей среды, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий;
2) предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
3) обеспечение устранения нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, установление отсутствия нарушений;
4) исполнение нарушителями законодательства в области охраны окружающей среды предписаний об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, выявленных при осуществлении государственного экологического надзора;
5) привлечение виновных лиц к административной ответственности.
Административная ответственность за нарушение правил охраны и использования
природных ресурсов на ООПТ, вне зависимости от их статуса (федерального, регионального и местного), установлена статьей 8.39 КоАП РФ. Данная статья охватывает все возможные нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях.
Учитывая обширность территорий ООПТ и их транспортную малодоступность, становится ясно что, существующего сегодня штата инспекторов для организации эффективной охраны явно не достаточно (Согласно административно территориальному делению Республика состоит из 35 районов (улусов) в каждом из которых от 1 до 4 особо охраняемых территорий) (рис. 2). Поэтому Дирекцией к охране территорий привлекаются общественные инспектора из числа пользователей, ведущих традиционную хозяйственную деятельность на ООПТ. Со всеми пользователями ресурсов особо охраняемых природных территорий в зонах традиционного природопользования, в определенных границах, заключаются договоры. На сегодня, Дирекция заключила договоры с 398 пользователями - это муниципальные образования (наслега), ИП, СХПК, родовые общины и отдельные физические лица. В договоре оговорены положения об оказании пользователями содействия в осуществлении мероприятий по охране и функционированию ООПТ, в частности проведении учетных работ, мониторинге окружающей среды, противопожарных мероприятий и др.
В ближайшей перспективе необходимо решить ряд вопросов, проблем и задач. Для совершенствования управления системой ООПТ мы планируем:
1. Продолжить работы по оценке природоохранной ценности, значимости территорий ООПТ для пересмотра статуса части особо охраняемых природных территорий республиканского значения.
2. Осуществить совместно с уполномоченным органом по лесным отношениям перевод части лесов находящихся в категории эксплутационных в категорию защитных лесов
3. Осуществить перевод земель лесного, земель запаса и иных категорий в границах ООПТ в категорию земель особо охраняемых природных территорий.
4. Завершить законодательное закрепление земель ООПТ за Республикой Саха (Якутия).
5. Разработать и внедрить с учетом российского и международного опыта планы управления (менеджмент-планы) для особо охраняемых природных территорий.
6. В 1985-86 годах площадь созданных в Якутии государственных заповедников едва достигала 2,8 % от общей площади республики и не могла в достаточной мере служить альтернативой техногенным ландшафтам, возникающим при хозяйственном освоении территорий республики и интенсивном развитии горнодобывающей промышленности.
7. Активное развитие современного заповедного дела на территории Якутии начинается с 1994 года с выхода исторического Указа первого Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева от 16.08.94 г. № 837 «О мерах по развитию особо охраняемых территорий». В этом Указе впервые в Российской Федерации были заложены обязательства Республики Саха (Якутия) перед мировым сообществом о сохранении и резервировании не менее 20 % своей площади для будущих поколений. В феврале 1995 года создан первый в республике Национальный природный парк «Ленские столбы», 1996 году - природный парк «Синяя» и в последующие годы другие парки - «Момский», «Колыма», «Усть-Вилюйский», «Живые алмазы Якутии».
8. Задача реализации государственной экологической политики, организации системы особо охраняемых природных территорий, сохранения биологического разнообразия возложена на созданное в 1994 году Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия).
9. Первоочередной задачей Министерства в формировании республиканской системы ООПТ стала разработка нормативно-правовой базы ее организации и функционирования. Возник вопрос: какой режим охраны должен быть установлен для этих огромных по площади пространств?
10. Федеральный Закон «Об особо охраняемых природных территориях» (1995 г.) регламентирует запрет на все виды деятельности на территориях государственных заповедников. В республике 70 % населения республики заняты в сельскохозяйственном производстве, насчитывается более 200 кочевых родовых общин коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный образ жизни. Развиты такие традиционные отрасли хозяйствования, как коневодство, оленеводство, рыболовство и охотничий промысел.
11. Организация заповедников, запрет на природопользование создали бы массу проблем для народов, хозяйствующих в сложных условиях. Поэтому, Законом Республики Саха установлены новые формы ООПТ, такие как ресурсные резерваты, охраняемые ландшафты, уникальные озера, зоны покоя.
12. Ресурсные резерваты - это основной вид ООПТ в республике, в которых принят гибкий режим охраны, выделены функциональные зоны, в том числе зона традиционного природопользования. Зоны абсолютного покоя, как правило, выделяются в местах локализации редких и исчезающих видов животных и растений, в местах миграции, нагула, воспроизводства и зимовки диких животных и путях миграции перелетных птиц. Зоны традиционного природопользования создаются в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера для которых сезонная охота на территориях является важной составляющей уклада жизни, в местах, где осуществляется сельскохозяйственная деятельность местным населением и где существует необходимость сохранить и развить традиционные виды деятельности.